«Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Дополнительная программа "приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Дуванова Наталья Александровна,

старший воспитатель

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых- прививать детям любовь к прекрасному, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества, приобщать детей к истокам русской народной культуры. Старая поговорка гласит: «Все новое- хорошо забытое старое».

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую он впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с родной культурой с самого раннего детства.

Педагоги нашего детского сада в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующую цель: формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры и народным традициям.

Задачи:

    Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству;

    Развивать интерес к исконно русским традициям;

    Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем, предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

    Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства;

    Знакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

    Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

    Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Исходя из того, что важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.

Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использование разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики. Организация деятельности в мини-музеях предусматривает включение ребенка в разнообразные игры, театральные действия, изобразительную деятельность, а также проведение музейных занятий. Работа с экспонатами музея таит в себе большие возможности, сближает ребенка с окружающим миром.

В детском саду действует мини-музей «Русская изба». Здесь проходят встречи и посиделки, здесь можно познакомиться с жемчужинами народной мудрости и просто попить чай из самовара.

Мини-музей «Курочка-Рябушечка» - Цель которого - Расширить представление детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.

Мини-музей «Наша родина – Россия» - Цель которого- познакомить детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны (своего села, региона), воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время , с историческими и памятными местами. Развивать речь, формировать представление об историческом времени.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности оборудована изостудия «Радуга», где детей знакомят с различными видами искусства: графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством. В изостудии созданы уголки народных промыслов России – дымковской игрушки, золотой хохломы и Гжели.

Создана театральная студия. Привлекая ребенка к участию в театрализованных играх, мы помогаем детям справиться с эмоциональными переживаниями, восполнить дефицит общения, организовать свой досуг. Дети приобщаются к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений с использованием различных видов театра. Содержание театрализованных игр строится на детских песенках, потешках, сказках. Готовые спектакли показывают родственникам и друзьям наших артистов.

Народное искусство в воспитательно- образовательной работе с детьми используется педагогами ДОУ в различных видах деятельности:

В интегрированной форме: как при проведении НОД, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Погружение детей в разнообразную эстетическую среду, благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет привить у детей чувство прекрасного.

Все работы детей по декоративно-прикладному искусству оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в групповых. В музыкальном зале действует выставка «Арт-салон «Волшебный сундучок»»

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется как при проведении НОД по музыке, так и на других НОД. В повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Так уже стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы», «Троицы», «Пасхальных перезвонов», «Посиделок».

На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером.

При проведении обрядовых праздников обращаем внимание детей на принципы изготовления и ношения русского костюма, проводятся беседы о правильности проведения тех или иных обрядовых действий. Проведение тематической беседы является очень важным при ознакомлении детей с традициями и культурой народа.

Активное участие по приобщению детей к традициям и народной культуре принимают родители. Они являются инициаторами и активными участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несет красоту детям. Знакомя дошкольников с изделиями народных мастеров, с народными традициями, с фольклором, народными песнями, танцами, играми мы стараемся приобщить детей к народной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, развивая их творческие способности.

Общение с народным искусством обогащает душу ребенка, прививает любовь к родному краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Соприкосновение с народным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Список использованных источников.

    Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии» , 2014г. кн.1., кн.2.

    «Ребенок в детском саду» № 1, 2014г. с.75.

    «Ребенок в детском саду» № 6, 2015г. с. 55.

    Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях» М., 2012

    Интернет-ресурсы.

Жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

Формирование положительного отношения к окружающему миру;

Формирование положительных эмоций;

Развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;

Формирование эстетических представлений;

Развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо

Актуальность:

Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях

Работая над данной темой мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство- это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Как отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественное слово.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.

3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства, музыку

Работу строю на основе главных методических принципов : учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре

организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке , сами толкут в ступе зерно.

В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо и др.), : сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Второе условие – организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями

Третье условие - выбор содержания:

малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки.

Народные промыслы: народные игрушки (матрёшка), богородская игрушка

Народные игры (подвижные, хороводные), пальчиковые, игры- упражнения

Развлечения, праздники

Общение с природой (наблюдения, прогулки)

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия), которая как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:

Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Рассматривание народных игрушек

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной

Театрализованная деятельность

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Игра.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

Развлечения, праздники

Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Как правило все формы работы в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.

Литература:

1. Е.В. Королёва.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф».

2. Я.С. Чернова. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.

Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.

В «Федеральной целевой программе развития образования»

говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,

умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.

Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:

Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.

Определив цель, мы поставили перед собой конкретные задачи:

    воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории

    приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

    воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми

    учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку)

    формировать ценностные ориентиры на жизнь

    формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа

    развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус

    познакомить с богатым, образным родным языком

    обогатить речь детей, развивать речевую культуру

    выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.

Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми средней группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.

Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники.

Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского быта. Сделали переносную печь (из-за нехватки помещений) , разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку…и т. д..

Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.) . Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России.

Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички.

В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д.

Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка» . Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая - лампа-электрическая, валек-чугунный – электрический утюг.

Кроме того показываем зависимость использования предметов от образа жизни и от места проживания (бедные - лучиной, богатые – свечами; в лесистой местности больше деревянной посудой, а в местах богатых глиной-глиняной) .

Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки.

Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет..)

Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра.

Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный сундучок…) , игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.)

Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём - диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот - дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.

В «избе» более интересно и качественнее стала проходить совместная деятельность по знакомству с народно-прикладным искусством. Формы разнообразны: интегрированные, по замыслу, тематические, коллективные работы, организация выставок, народные праздники, развлечения. Для повышения эффективности усвоения техники рисования, лепки, аппликации используем игры, игровые приемы и упражнения (смотреть выше) . Обязательно необходимо полюбоваться выполненными работами, похвалить детей, поблагодарить за труд. Важно учить анализировать свои работы и работы товарищей. Для этого вместе с детьми готовые работы вывешиваем, выставляем, чтобы каждый ребёнок, найдя свою работу, смог сравнить её с другими работами, увидеть преимущества и недостатки. Формы анализа могут быть разными: выбор работ по вопросам воспитателя, сравнение узора на предмете и рисунке, и.т. д.

Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм» , всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей.

В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями:

1. Организовать консультации на темы:

    «Куда повести малыша в выходной день?»

    «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

    «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости»

2. Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду

3. Пошив родителями элементов русского народного костюма (юбка, кокошник, фартук)

4. Провести родительское собрание «Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

5. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.

Опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи (сера вутица, потопела малых детушек, вор-воришко залез в амбаришко, полез в окошко, упал в лукошко..) . Для этого необходимы наглядные средства.

Вот почему так нужна организация предметно-развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей.

Продолжить работу по подбору книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам.

Рукопись представляет собой образовательную (порциальную) программу приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. В программе предлагаются апробированные методические и организационные приемы педагогической работы, перспективные и календарные планы занятий с детьми всех возрастных групп.

Часть I. История появления программы, формы и методы ее реализации

Часть II. Перспективные и календарные планы работы по программе

Во 2-й младшей группе

В средней группе

В старшей группе

В подготовительной к школе группе

Часть III. Приложения.

1. «Чти всегда следы прошлого»

2. "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища)

3. "В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей)

4. "Какова пряха - такова на ней и рубаха" (история мужской и женской одежды)

5. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги - тачать пирожник" (история мужской и женской обуви)

6. "Не по Сеньке шапка" (история головных уборов)

7. "Не до шутки, когда пусто в желудке" (история русской кухни)

8. Русский самовар и чаепитие на Руси

9. Календарь (история времяисчисления)

10. Земледельческий календарь

11. Без примет ходу нет (народные приметы)

12. Русские народные праздники (Пасха,Рождество, Масленица)

13. Русские народные промыслы

Керамические художественные изделия («Дымка», «Гжель», «Скопинская керамика»)

Художественные изделия из дерева (русская резьба, Хохлома)

Лаки (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй)

Художественные изделия из металла (финифть, скань, жостово)

Костяное кружево

14. Русская народная игрушка (история игрушки,матрешка, кукла)

15. Русский колокольчик

16. Русская тройка

17. Русская песня (колыбельная, частушки)

18. Словарь народных слов

Предисловие

Не секрет, что в настоящее время ни один специалист в области дошкольной психологии и педагогики не может дать точное определение, что такое "образовательная программа". Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются как комплексные программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программы обучения по отдельным направлениям (например, по обучению элементам компьютерной грамотности, иностранному языку и пр.). Последние все чаще называют "порциальными" программами. Однако введение такой дифференциации не снимает целого ряда проблем: как и надо ли объединять несколько порциальных программ, как и можно ли ту или иную порциальную программу подключать к комплексной и т.д. На подобные вопросы пока нет готовых ответов, и их решение остается за каждым конкретным педагогическим коллективом, т.к. только он знает контингент своих воспитанников, профессиональные возможности специалистов, финансовые резервы, региональную специфику, которые в значительной степени влияют на приоритеты в общей стратегии развития дошкольного образования. Однако интерес и стремление дошкольных учреждений к внедрению порциальных программ с каждым годом растет. Это, видимо, объясняется тем, что их реализация достаточно легко осуществляется в форме дополнительных услуг; предлагаемые направления развития детей привлекательны для родителей и выделяют дошкольное учреждение из ряда других, положительно влияют на его рейтинг при проведении аттестации. Кроме того, их можно использовать не только в условиях дошкольного учреждения, но и в клубной, студийной работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому, несмотря на все сложности и проблемы, необходимо задаться вопросом: чем же в настоящее время должно определяться направление и содержание развития детей, положенное в основу порциальных программ?

Сравнительный анализ еще недавно обязательной для всех дошкольных учреждений комплексной "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г.) с зарубежными аналогами в части их содержания, направленного на познавательное развитие детей показывает, что отечественная программа нуждается в пересмотре, в основном, с точки зрения изменения количества занятий, формы их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения. На данную тему много методической литературы и журнальных публикаций. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ и т.д. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают хороший, видимый результат.

Кроме того, в последние годы появилось несколько новых комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик" и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания.

Тем очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" как бы сам собой выпал раздел "Нравственное воспитание". Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности ("Дружба народов СССР", "Образ Ленина", "Праздник 7 ноября" и т.п.). Однако, ни в новых комплексных программах, ни в одной из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.

Нами предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала порциальная программа, теоретическую основу которой составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Причем, в отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок мы решили дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий как "национализм", "интернационализм" и "патриотизм". Сложность в разведении этих понятий заключается в том, что понятие "национализм" для многих из нас ассоциируется прежде всего с понятием "национал-патриотизма" и, прежде всего, с германским фашизмом, основанном на противопоставлении одной, "избранной" расы (национальности) всем остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства национал-патриотизм в нашем представлении всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти понятие "интернационализм" противопоставлялось понятию национал-патриотизма. Более того, государственная идеология подменяла им понятие "патриотизма" или использовала как его синоним.

Понятие "интернационализм" также трактуется неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал-патриотизму и, например, проявляться в виде объединения людей по признаку одного вероисповедания ("Все люди - братья во Христе"). Это означает, что христианин является гражданином вселенной и может отвергать деление людей по странам, расам, национальностям.

Интернационализм может проявляться и в идее преодоления языковой разобщенности людей. Вспомним, например, еще недавно всерьез дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык "эсперанто".

Однако распространенные в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным принципом: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь". Для "сознательного" пролетария основная цель - это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не только своих близких, но и родину. Фанатичная приверженность такой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время I Мировой войны и, особенно позднее, в первые годы советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат - брата, сын - отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в наших детях.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит свое, и каждое достижение народа является общим. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: жизнь народного духа находит в его творчестве сосредоточение и воплощение. Гений творит от себя, но и за весь свой народ.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. Однако, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Исходя из вышесказанного, для своей программы "Приобщение детей к истокам народной культуры" нами были выбраны следующие приоритеты.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Таким образом, образовательная цель Программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду", как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в "Программе" были заложены задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.

Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Эти пробелы могли бы восполнить разнообразные выставки народно-прикладного искусства, музеи русского зодчества и краеведческие экспозиции, фольклорные праздники. Однако для воспитанников детского сада их посещение не всегда возможно, не говоря уже о том, что весь материал таких экспозиций, в основном, рассчитан на взрослое восприятие и требует большой грамотной переработки для малышей.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто недооценивают и мало знают наизусть присказок, закличек, потешек, поговорок, народных игр и поэтому не могут применить их к месту. Музыкальные руководители, используя народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т.к. большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия.

Поэтому для того, чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в ней, помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Доступ к такой литературе в полном объеме, адаптация многих текстов, написанных профессионалами, весьма затруднительны для большинства педагогов, живущих в разные регионах России. Кроме того, знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

В заключение приводится небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старославянских слов.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" по воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину через глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. С помощью изучения основ народной культуры приобщение детей к части великого целого – своего народа, своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

г. Ханты-Мансийск МБДОУ № 11 «Радуга», Воспитатель Замковая Оксана Алексеевна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальна сегодня – не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны.

Цель: Совершенствовать знания детей о русской народной культуре.

Задачи:

  1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию народных праздников.
  2. Познакомить детей с обрядами, обычаями гостеприимства русского народа.
  3. Совершенствовать знания детей о сезонных приметах.
  4. Формировать представления детей посредством сказок, былин, песенки, заклички, о культуре своего народа, ее богатства и разнообразия.
  5. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.

Прогнозируемый результат:

Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Работа с детьми ориентирована на четыре возрастные ступени: младший возраст – от 3-4 лет; средний возраст – от 4-5 лет; старший возраст – от 5-6 лет; подготовительную к школе группу – от 6-7 лет.

Первый этап работы – организация развивающей среды.

Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.

В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. В «Светлой горнице» собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.

Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Светлой горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).

Система НОД в «Светлой горнице» включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Часто НОД в «Светлой горнице» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей.

Второй этап – организация образовательного процесса.

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм, которые сочетаются с комплексной программой В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой «Детство».

Формы работы с детьми:

НОД: социальный мир, речевое развитие, мир музыки, природный мир, мир искусства и художественная деятельность, физическое развитие; культурно - досуговая деятельность: «День именинника» 1 раз в месяц, просмотр театрализованных представлений 1 раз в месяц, праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха и т.д.),

Игровая деятельность: дидактические игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Кроме этого, в разных разделах учитываются темы по русской культуре. Например, цикл НОД «Социальный мир»: одно занятие в месяц посвящается традиционной культуре, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря. НОД по приобщению к истокам русской народной культуры проблемно связываются с НОД «Мир искусства и художественная деятельность» (рисование, лепка, ручной труд, аппликация). НОД по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством занимают особое место в педагогическом процессе детского сада.

Приобщение малышей к творчеству русских умельцев начинаем со средней группы. В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, составлены перспективные планы, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Детей младшего дошкольного педагоги знакомят с особенностями этой игрушки. А старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка. Детям очень нравятся хороводные игры с участием матрешки. В зависимости от тематики НОД в группах оформляются выставки детских работ: «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Гжель».

В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством начинаем с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала педагоги максимально учитывают возрастные возможности детей. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомим и с колыбельными песнями. Дети не только слушают песни, но и сами поют куклам и про Кота-воркота, и про гулей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа. Педагоги детского сада организуют беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку – значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Наряду с НОД организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Регулярно проводятся народные праздники: Осень золотая, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Работа с родителями.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Данные мониторинга за 2012-2013 учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.