Круг с узорами внутри как называется. Орнамент в круге из растительных элементов - урок. Как сделать узор с помощью спирографа

Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

- геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

- растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

- зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

- антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

- комбинированный.

Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Описание этапов выполнения работы.

1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

6. Выбираем один из вариантов.

7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.

Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:

А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей - Инь и Ян:

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.

Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.

Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - СПб.: Кристалл, 1998 г.

Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):

Как рисовать циркулем?

Вот простая пошаговая инструкция:

В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.

Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:

Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
. Проводим прямую через их пересечение

Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.

Спирограф

Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!

И пример узоров, которые можно ею нарисовать:

Исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что получится, если вращать при этом круг?

Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получаем розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей.

В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известный как свастика:

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:

Если их всего два, легко построить фигуру, известную как древние восточные символы единства противоположных сущностей — Инь и Янь:

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей.

Взгляните внимательно на следующий пример.

Каждый из четырех кругов этого орнамента получен путем зеркального отражения соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива . Работает только что описанный прием!

Сдвигая круги и кольца по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить достаточно сложные переплетения.

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига , а также работая со вспомогательной решеткой , можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.

Подобные приемы нередко используются при составлении наборных паркетов.

Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

«Красивые орнаменты» - Симметричный орнамент. Применение орнамента. Принципы рисования орнамента. Арабы. Туркменистан. Какие бывают орнаменты. Узоры и орнаменты. Орнаменты в архитектуре. Орнамент. Естественный орнамент. Виды орнамента. Разных странах орнаментам придают свой смысл. Чередование. Монголия Казахстан. Китай. Символ солнца в разных странах.

«Формы орнамента» - Орнамент в замкнутой форме. Принципы построения орнамента. Украшение. Изображение сочетаний (стилизованных) растений. Ритм. Мотив. Изображение строгого чередования ритмических элементов. Изображение фигуры человека. Раппорт. Изображение простейших клеток. Схемы ленточных орнаментов. Повторение. Инверсия.

«Орнаменты и узоры» - Орнамент в русских народных промыслах. Ренессанс. Древний мир. Геральдический орнамент. Главные эпохи развития орнамента. Характер композиции на украшаемой поверхности. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Вологодское кружево. Геометрический орнамент. Классификация орнаментов. Восточные орнаменты.

«Композиция орнамента» - Ассиметричное расположение. Композиция. Способность художника к абстрактному мышлению. Конструктивные элементы орнамента. Форма раппорта. Осевая симметрия. Орнаментальная композиция. Виды симметрии. Правила построения орнаментальной композиции. Ритмическое построение орнаментальной композиции. Шахматный ритмический строй.

«Классификация орнаментов» - Мотивы. Содержание предметного орнамента. Животный орнамент. Классификация орнаментов. Растительный орнамент. Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Геометрический орнамент. Символический орнамент. Происхождение. Фантастический орнамент. Пейзажный орнамент. Виды орнамента.

«Орнаменты народов» - Русский орнамент. Орнаменты Древнего Египта. Геометрический орнамент. Многообразие форм. Орнамент на платках. Хохлома. Гжель. Орнамент на тканях. Принципы рисования орнамента. Мастерицы. Казахский орнамент. Чередование. Матрёшка. Математика. Место в орнаментальном искусстве. Индийский орнамент. Абстрактный орнамент.

Всего в теме 12 презентаций