Короткий рассказ по истории франсуа буше. Краткая биография франсуа буше

Считается, что слава приходит к хорошему художнику только после смерти. Франсуа Буше стал исключением из правил: он был «первым живописцем короля Людовика XV» и директором Королевской академии живописи и скульптуры.

2. Франсуа Буше. Автопортрет


Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец зарабатывал на жизнь рисованием узоров для вышивки. Заметив способности маленького Франсуа, отец отправил его учиться.

3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника


Сначала Франсуа Буше занимался тем, что иллюстрировал «Французскую историю» Габриэля Даниеля, путешествовал по Италии, изучая тамошних мастеров живописи, писал полотна на мифологические и библейские сюжеты, сцены в интерьере, пейзажи, пасторали и даже создавал декорации к балетам. Словом, был очень разносторонним и исключительно общественно полезным мастером.

4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне

5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога


Скорее всего, так бы и продолжалось. Стал бы Франсуа Буше вполне успешным живописцем, писал себе свои пейзажи и пасторали и наверняка снискал бы признание относительно широкого числа ценителей изящных искусств. Но был бы лишь одним из хороших художников.

6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур


Всё изменила фаворитка короля маркиза де Помпадур. В отличие от Людовика, который был недалек, ленив и развратен, она была образованна, умна и, как было принято в те времена, покровительствовала литераторам, скульпторам и художникам. Но хорошим вкусом и чувством меры она не отличалась: Вольтера, например, она раздражала своими мещанскими манерами.

7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур


В 1748 году Франсуа Буше начал работать для маркизы де Помпадур, стал частым гостем в Версале, а спустя четыре года ему даже разрешили жить и работать в Лувре. Франсуа Буше умел почувствовать, чего хочет маркиза. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой.

8. Франсуа Буше. Дама за туалетом


Художника завалили частными заказами: всем хотелось иметь картины любимца фаворитки короля.

9. Франсуа Буше. Леда и лебедь

10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто


После смерти маркизы де Помпадур успеху пришел конец. Мало кто хотел покупать картины Франсуа Буше, его обвиняли в развращении юношества, а моралист Дени Дидро сказал: «Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»

11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска


Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.

12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше


Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.

В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.

На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами. Герои картин наполнены голубыми и нежно-розовыми тонами красок. Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур. Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться ещё целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью. Особое предпочтение и внимание Буше уделил богине Венере, а также будничной парижской повседневности и совсем простым зарисовкам из деревенской жизни.

Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника. Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики. В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.

Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше. Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше. Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро. Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.

Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала». Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа. Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.

Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем. Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его почерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие. Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности. Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.

Родился Франсуа 29.09.1703 года в . Талантом художника сын был обязан отцу. Тот немного добился в жизни, но, подобно большинству родителей, постарался дать отпрыску хорошее образование и научить азам собственного ремесла. Уже семнадцатилетним юношей Буше поступил на работу в граверную мастерскую, где стал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Будучи человеком общительным, он легко завязывал полезные знакомства и «обрастал» связями, многие из которых так пригождаются на жизненном пути. Подобно многим талантливым молодым художникам, победителям в конкурсе на Римскую премию, которую присуждала Королевская академия живописи и ваяния, Буше посетил Италию. Несомненно, что колыбель античности повлияла на становление его творческой индивидуальности. По возвращении его карьера пошла в гору.

Вскоре воспоследовала и удачная женитьба. С супруги художник писал многих «нимф» на своих полотнах. Для достижения славы Буше не брезговал ничем и был мастером на все руки: работал для оперы, помогая в создании декораций для спектаклей; разрабатывал эскизы театральных костюмов; клеил обои; мастерил кареты; сотрудничал с фабрикой королевских гобеленов. В результате очень скоро он стал человеком весьма состоятельным и уже мог позволить себе относиться к заказам избирательно. Покровительницей Буше являлась сама мадам Помпадур – фаворитка короля . Возможно, связь между ними была не только на уровне дружеских отношений, ибо семейная жизнь самого Буше была далека от идиллии, даже, несмотря на то, что в браке родилось трое детей.

Благодаря Помпадур Буше получал самые выгодные заказы, помогал в оформлении придворного театра, сотрудничал с Севрской фарфорной мануфактурой, даже получил персональную мастерскую в Лувре. Последней чести удостаивались очень немногие художники. Вершиной его карьеры стало звание первого придворного художника и должность директора Королевской академии (1761г). Рвавшиеся к власти и подготовившие почву для их прихода к власти просветители яростно обличали Буше как носителя всевозможных пороков, как человека без совести и чести. Отчасти они были правы, но в эмоциональном запале, конечно, «перегибали палку». Франсуа Буше был избран почетным членом Петербургской академии художеств. Умер художник 30.05.1770г. После смерти, творчество Буше надолго постарались предать забвению. Потребовалось время для его «реабилитации».

Творчество Франсуа Буше

Расцвет художественного таланта Буше пришелся на эпоху рококо. Стиль этот был придворным, обслуживающим незатейливые вкусы французского королевского двора. В моду вошли предметы прикладного искусства – изящные безделушки, фарфоровые статуэтки, шкатулки, пуфики, вазы, табакерки. Искусство лишилось глубины. «После нас – хоть потоп» - эти королевские слова очень точно характеризуют сам дух эпохи. В живописи начинают преобладать фривольные эротические сюжеты, встречается много обнаженной женской натуры. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Впрочем, Буше и не собирался вкладывать в свои картины глубокого морального смысла и нагружать их интеллектуально. Он много и охотно работал на заказ, делал это быстро и качественно. С этого и жил, и был постоянно востребован. Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде – естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона – таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

(66 лет)

Подпись Франсуа Буше

Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия , Боккаччо , Мольера . Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства : создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора , расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали , пейзажи , портреты .

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур , частных особняков Парижа . Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля» . Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением .

Биография

Автопортрет Франсуа Буше, 1720

Ранние годы

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

1722-1730 годы

Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто , позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приёмы .

1731-1760 годы

Этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балету «Персей » (1746) и опере-балету «Галантная Индия » (1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.

В 1742-1748 годах он занимал должность декоратора парижской Оперы. С 1755 (по другим версиям - 1757 ) по 1767 год Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.

1761-1770 годы

С 1760 года Буше терял былую популярность. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году - директором. За несколько месяцев до смерти его избирали почётным членом Петербургской академии художеств. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. На картине в аллигорической форме художник изобразил себя в роли Авеля, а Помпадур и Людовика XV как Еву и Адама. Картина считается одной из самых дорогих картин Буше, и в данное время находится в частной коллекции на Украине.

Творчество

Пейзажи и пасторали

Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека , Мюнхен ; «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Пейзаж в окрестностях Бове », Эрмитаж , Санкт-Петербург).

С темой сельских пейзажей связаны и пасторали Буше, тоже строящиеся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене молодым миловидным поселянам, занятым отдыхом или выяснением любовных отношений («Вознагражденная покорность», Музей искусств, Ним ; «Прекрасная кухарка», , Музей Коньяк-Же ; «Отдых крестьян», частное собрание, Флорида) .

Мифологические и библейские сцены

Декоративный талант и фантазия художника проявились и в мифологических сценах. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной гамме, в чём проявилось увлечение художника манерой Дж. Б. Тьеполо («Аврора и Кефал», Музей искусств, Нанси ; «Геркулес и Омфала», 1730-е, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», Лувр).

Его картины эффектны по композиции, исполнены динамичным мазком. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Он то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Дж. Б. Тьеполо, а в палитре - колориту венецианских «виртуозов». Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия .

Излюбленной темой Буше были сцены из истории Юпитера («Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Леда и лебедь», Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров. Со столь же великолепным мастерством выписаны тела богинь и аксессуары в полотнах «Купание Дианы» (1742, Лувр) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей). Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров.

Образы мира безмятежного, полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон , Национальная галерея искусства). За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро , писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

В духе академической традиции художник пишет и библейские сцены («Жертвоприношение Гидеона», Лувр ; «Иосиф, представляемый отцом и братьями фараону», Художественный музей, Колумбия); отсутствие внутреннего драматизма восполняется в них эмоциональной живописной манерой и ярким колоритом.

Жанровые сцены

В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей - дам, занятых туалетом и беседой со служанками, расположившихся за столом матерей или гувернанток с детьми, - но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением («Утро», 1745, Национальная галерея, Стокгольм ; «Завтрак», Лувр) .

Портреты

Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур . В её первом портрете (1756, частное собрание) и недатированном портрете из собрания Лувра она изображена в зелёном шелковом платье с книгой и у фортепьяно на фоне изысканно, по моде обставленного будуара в своем замке в Бельвю .

Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Знатная заказчица позирует с книгой или у фортепьяно, на фоне модной обстановки будуара, кабинета или гостиной своего замка Бельвю. Буше любил сочетание нескольких доминирующих цветов, сводя к ним свою палитру, но всегда стремясь к изысканным тональным их соотношениям . В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.

В портретах мадам де Помпадур передано сходство, но в целом художник следует, как и в других своих «женских головках» (в живописи и в пастели), воспроизведению модного идеала красоты с кукольным личиком, миндалевидными глазами, маленьким носиком и ртом-сердечком - это «портреты состояния», распространенные в 18 столетии («Женская головка», или «Пробуждение», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва).

В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка, или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) .

Рисунки

Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши; любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др.). Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже) .

Декорации и гравюры

Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове; две серии картонов, «Итальянские деревенские праздники» (1736) и «Благородная пастораль» (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).

Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия «Крики Парижа» с изображениями уличных сценок .

Восток в творчестве художника

Сцены из жизни народов Востока, особенно Китая, увлекали Франсуа Буше, как и его современников-аристократов и буржуа эпохи рококо . Известно, что он собирал предметы восточного быта. Они впоследствии были выставлены на распродаже его коллекции произведений искусства в 1771 году. На гравюре «Игра в китайские шахматы» Буше запечатлел китайскую национальную игру сянци (аналог шахмат).

Позднее творчество

В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями, или над зеркалами). У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. За это Буше подвергался критике Дидро , всегда, однако, высоко ценившего его дарование.

Ученики

Его самый талантливый ученик Жан-Оноре Фрагонар унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов.

Дружеские связи соединяли Буше со шведским художником Густафом Лундбергом , находившимся под обаянием его творчества. Лундбергу принадлежит и наиболее известный портрет Буше.

Критика

Современное французское искусствоведение оценивает искусство Буше невысоко. Признавая превосходную технику художника, критики отмечают «слащавость» его работ, его неидеальный художественный вкус, а также общую «буржуазность» или «мещанистость» его стиля [ ] .

Список произведений

  • Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр , Париж.
  • Диана после охоты , холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же , Париж.
  • Геркулес и Омфала , 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва.
  • Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея , 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр , Париж.
  • Портрет Мари Бьюзо, жены художника , 1733.
  • Похищение Европы , 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Ринальдо и Армида , 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр , Париж.
  • Триумф Пана , 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
  • Завтрак , 1739, Лувр , Париж.
  • Рождение Венеры , 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
  • Триумф Венеры , 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
  • Леда и Лебедь , 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
  • Диана, отдыхающая после купания , 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр , Париж.
  • Диана после охоты , 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
  • Обучение Купидона , 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
  • Туалет , 1742, холст, масло, частная коллекция.
  • Пейзаж с отшельником , 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва.
  • Юпитер и Каллисто , 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва.
  • Одалиска на синей софе , 1745, Лувр, Париж.
  • Портрет мадам Бержере , 1746.
  • Летняя пастораль , 1749.
  • Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога , 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
  • Венера, обезоруживающая Купидона , 1751 г.
  • Туалет Венеры , 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
  • Венера, утешающая Амура , 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
  • Мельница , 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр , Париж.
  • Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
  • Закат Солнца , 1752 г., Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Восход Солнца , 1753 г., Лондон.
  • Визит Венеры к Вулкану , 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Портрет маркизы де Помпадур , 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
  • Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея , 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр , Париж.
  • Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто , 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона , Канзас-сити.
  • Портрет маркизы де Помпадур , 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Пан и Сиринга , ок. 1762 г., Музей Прадо , Мадрид.
  • Пигмалион и Галатея , 1767 г.,

Художник был законодателем всех видов искусства Франции первой половины XVIII века, крупным мастером рококо. Успех и слава сопутствовали ему всю жизнь благодаря его большому декоративному дару, чувству цвета, легкой и изощренной фантазии. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). Его искусство ярко выразило характер эпохи Людовика XV, когда уходили в прошлое героические идеалы предшествующего времени и обретал силу вкус к грации и рафинированности, присущий рококо.

С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж.Ф. Кара Старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру. Участие в 1722-1723 годах в создании серии офортов для Сборника Жюльена, в котором воспроизводились произведения Ватто, позволило ему познакомиться с творчеством этого художника, усвоить его композиционные приемы. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 - начало 1730-х годов). В исполненных здесь пейзажах ("Вид Тиволи", Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей.

За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи, и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 - «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757-1765 - руководит работой мануфактуры гобеленов. В 1730-1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале - в комнате Королевы ("Королевские добродетели", 1735), в Малых апартаментах ("Охота на тигра", "Охота на крокодила", обе - 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина ("Венера и Вулкан", 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа ("История", 1743-1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.

Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 - 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Знатная заказчица позирует с книгой или у фортепьяно, на фоне модной обстановки будуара, кабинета или гостиной своего замка Бельвю. Буше любил сочетание нескольких доминирующих цветов, сводя к ним свою палитру, но всегда стремясь к изысканным тональным их соотношениям. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.

В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели ("Женская головка, или Пробуждение", 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Период 1730-1750-х годов был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам ("Персей, 1746 и "Галантная Индия", 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.

Пейзажи Буше воспроизводят сельские виды окрестностей Парижа и Бове ("Пейзаж с отшельником", 1742, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Это красивые декоративные композиции, написанные в серебристо-зеленой или серебристо-голубой гамме, словно перенесенной в станковую живопись со шпалер или из театральной декорации. Непосредственные наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенной композицией.

С темой сельских видов связаны и пасторальные сценки, для которых любой из пейзажей мог быть эффектным фоном. В них изображены миловидные молодые поселяне в ярких костюмах, занятые отдыхом или выяснением любовных отношений. Пасторали тоже строятся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами, фоном ("Прекрасная пейзанка", 1736, Ним, музей изящных искусств).

Декоративный талант художника проявился и в изображении сцен в интерьерах ("Завтрак", 1739, Париж, Лувр; "Утро", 1745, Стокгольм, Национальный музей). С большим живописным мастерством в них выписаны детали обстановки, костюмы персонажей. Однако Буше умеет, придавая жанровый или более интимный настрой сценкам, передать и чувства, объединяющие занятых завтраком, утренним туалетом, беседой героев его работ.

Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. Его картины эффектны по композиции, исполнены динамичным мазком ("Геркулес и Омфала", 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; "Аврора и Кефал", 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств). Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Он то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Дж. Б. Тьеполо, а в палитре - колориту венецианских «виртуозов». Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия.

Излюбленными темами Буше были сцены из истории Юпитера ("Юпитер и Калисто", Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Леда и лебедь, Стокгольм, Национальный музей), позволявшие привнести живую импровизацию, некоторый оттенок дерзкой эротики.

Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». В библейских сценах отсутствие внутреннего драматизма и благочестия восполняется эмоциональной живописной манерой и столь же эффектным колоритом.

Таланту художника ближе написание декоративных панно для украшения интерьеров ("Туалет Венеры", Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в пышных, овальной формы рокайльных обрамлениях.

С годами у Буше вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требовали частого повторения работ. К концу жизни ему несколько изменяет и чувство цвета. Однако и в 1760-е годы он продолжал работать в живописи и рисунке, где воплощает свой колористический дар в пастелях, гуашах, технике рисунка «в три карандаша» (сангина, белый и черный мел по тонированной бумаге). Живописный талант Буше, его рафинированный вкус высоко ценили ученики и современники.

Елена Федотова