Что такое пейзаж в живописи определение. Что такое Пейзаж? Определение. Сельский и парковый пейзаж

Пейзаж (от франц. pays - страна, местность) - изобра­жение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также сред­ством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы оли­цетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, сол­нца, луны. При этом употребляются постоянные эпите­ты: «ясное солнышко», «синие молнии», «кровавые зори». Подробные описания же природных явлений в произведениях отсутствуют. Затем пейзаж начинает играть более важную роль в художественном произведении, гармонируя с особенностя­ми каждого из художественных направлений.

Так, для классицизма характерны «идеальные» пейзажи, торжественные, величественные картины природы, на фоне которых воспевается важное событие или определенный ге­рой (ода «На взятие Измаила» Г.Р. Державина).

Пейзаж у сентименталистов (Э. Юнг, Т. Грей, Ж.-Ж. Рус­со, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин), культивирующих чувство, «жизнь сердца» и противопоставляющих природу и цивилизацию, приобретает элегический, меланхоличе­ский характер. Пейзаж здесь - скорее средство создания общего фона, на котором изображаются переживания ли­рического героя, чем нечто самоценное. Многие образы природы к тому времени уже становятся своего рода кли­ше. Так, сентиментальный пейзаж содержал некоторые обязательные детали: в нем зачастую присутствовала луна, лес, ручей, скалы, морской берег, туман, иногда - руи­ны, кладбище («кладбищенская поэзия» Э. Юнга, Т. Грея, переводы В.А. Жуковского). Как правило, описывалась ночь или поздний вечер. Пейзаж данного типа еще называют «оссианическим», приписывая его средневековому галль­скому барду Оссиану. Аналогичный пейзаж мы находим у

В.А. Жуковского:

Бросая тихий блеск на дебрь, и дол, и лес,

Луна невидимой стезею

Среди полунощных небес

Свершает, мирная, свой ток уединенный.

(«Песнь барда»)

Подобный пейзаж и усвоил Пушкин в своей ранней по­эзии. Его мы встречаем в стихотворении «Кольна» («Подра­жание Оссиану»):

Источник быстрый Коломоны,

Бегущий к дальним берегам,

Я зрю, твои возмущенные волны Потоком мутным по скалам При блеске звезд ночных сверкают Сквозь дремлющий пустынный лес,

Шумят и корни орошают Сплетенных в темный кров древес.

Твой мшистый брег любила Кольна.

Иной характер носит пейзаж в произведениях романтиков (Дж. Байрон, И. Гете, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Это экзотический пейзаж: описание моря, гор, мощной, неукротимой и неподвластной человеку при­родной стихии. Характерными чертами романтического ге­роя были мрачность, разочарованность, «хлад души», стрем­ление к свободе, бунту, с одной стороны, и сила чувств и переживаний, с другой. Отсюда и стремление романтиков уйти от обычной, знакомой среды. Роскошная и могучая при­рода юга неизменно привлекала поэтов:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев,

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой.

(М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»)

Картины южной природы М.Ю. Лермонтов воссоздает и в прозе - в романе «Герой нашего времени»: «Уже солнце нача­ло прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сто­рон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обры­вы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безы­менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». Однако данный пейзаж - еще и фотографи­чески точная картина места действия.

Однако, уже начиная с А.С. Пушкина, характер пейзажа в русской литературе начинает меняться. Экзотический кав­казский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. В стихотворении «Румяный критик мой» простой, незатейливый пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина:

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,

За ними чернозем, равнины скат отлогий,

За ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса?

Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора,

Два только деревца. И то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено,

И листья на другом, размокнув и желтея,

Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.

В прозе же пушкинский пейзаж отличается четкостью и лаконизмом: «Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно обле­гала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло» (повесть «Капи­танская дочка»).

В литературе XIX века образы природы уже проходят через призму индивидуально-авторского восприятия писателя. Так, мы можем говорить о пейзажах И.С. Тургенева, Л.Н. Толсто­го, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Пейзажи здесь и самоценны, и играют важную роль в раскрытии внутренней жизни героев.

Функции пейзажа в художественном произведении могут быть различны. Так, пейзажи способствуют реалистически точному изображению автором всех явлений природного мира, места и времени действия («самоценный пейзаж» - «Записки охотника» И.С. Тургенева). Пейзаж может служить сред­ством характеристики индивидуально-личностных черт пер­сонажа (картина усадьбы Манилова в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя) или передавать тонкие душевные движения ге­роев - образ дуба в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Тол­стого). Пейзаж может быть непосредственно связан с сюжет­ным ходом повествования (оттеняет происходящие события, задерживает повествование перед важным сюжетным поворо­том или кульминацией, выступает в функции художественно­го предварения, мотивирует дальнейший ход событий - сце­на бурана в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина име­ет символический смысл, дана непосредственно перед зна­комством Гринева с вожатым и мотивирует знакомство героев). Кроме того, существует лирический пейзаж, передающий чув­ства автора и создающий определенное настроение (не свя­занный непосредственно с развитием сюжетного действия - описание ночного неба над Невою в первой главе романа «Ев­гений Онегин» А.С. Пушкина). Одновременно пейзажи по­добного типа формируют образ автора в глазах читателей. Так­же мы можем выделить пейзаж символический (символизи­рует важные авторские мысли, философские взгляды - опи­сание неба Аустерлица в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого), пейзаж фантастический (вымышленный или создающийся в снах героев - эпизод с цветами во сне Свид­ригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Дос­тоевского) .

Изобразительное искусство - это жанр, который создан для того, чтобы услаждать взор. Естественно, что живописцы в первую очередь стремились изобразить то, что восхищало их самих. Так появился пейзаж - красоты природы, перенесенные на холст с помощью кистей и красок.

Изображать природу художники начали еще до наступления . Однако в те времена такое изображение служило фоном, или частью картины. Учитывая, что большинство работ было привязано к религиозной тематике, то и изображение природы было довольно схематичным.

Пейзаж зародился в творчестве голландских живописцев. Природа их страны была весьма своеобразной - болотистые берега, нависающие небеса, скудная растительность. Однако голландцы смогли разглядеть в этом неповторимый колорит, и передать это на холсте. Первые пейзажи были небольшими, и предназначались для украшения стен деревенских домов.

В процессе становления живописи, продолжал свое развитие и пейзаж. Со временем художники придумали массу необычных техник, которые помогали изобразить растения и ландшафты в деталях, передать необычные сочетания света и тени, достичь необычных колористических решений.

Появились различные виды пейзажа. Среди них самые яркие - это городской и сельский пейзаж, архитектурный пейзаж и «марина» - полотна, на которых изображалось море.


"Океан" - И.К. Айвазовский (вид пейзажа "марина")

Возникло несколько направлений пейзажной живописи. - где природа изображалась с максимальной точностью и реалистичностью. - попытка художников выразить свои чувства через изображение природных красот. Импрессионизм - «воздушная» живопись, где природа слово оживает.

Несмотря на то, что художники научились рисовать окружающий мир с максимальной точностью, суть пейзажа заключалась совершенно в другом. Этот жанр - отражение внутреннего мира художника, попытка выразить свое видение мира через образы природы, нарисованной на холсте. Именно поэтому пейзажи так разнообразны.


А.К. Саврасов

В пейзажной живописи существовало множество различных школ. Среди них ярко выделяются русские мастера пейзажа, работы которых прославились на весь мир. Это А.К. Саврасов, И.В. Левитан, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов и многие другие. В разные времена эти художники черпали вдохновение в необычайных красотах русской природы, и достигли совершенства в изображении ее на холсте.

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзажмарина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин

И графики , которого является местность, естественная или преображённая человеком.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи ; архитектурный и индустриальный пейзажи ; морской и речной пейзажи .

Почему художники пишут пейзажи , когда так просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Чем же отличается живописны й пейзаж от фотографии местности?
Если портретист изображает человека не только с внешней, так сказать, физической стороны, но и его внутренний мир, то на пейзаже он изображает своё внутреннее состояние, свою душу. То есть, живописный пейзаж - это не только картина природы, это картина внутреннего мира художника. И в этом смысле пейзаж отличается от фотографии.Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж , мы видим мир глазами художника.


Иван Шишкин, например, выписывал свои пейзажи до мельчайших деталей, так что от фотографии не отличишь. Однако не это главное, а то, что его душа выбирала именно этот вид, это состояние природы. Поэтому пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.

Сколько мы знаем волнующих откровений, связанных с этим жанром . Возьмём только наши отечественные имена - К. Саврасов, К. Коровин , А. Рылов, Н. Крымов, А. Пластов, А. Куинджи, Н. Рерих, И. Айвазовский и другие. Они создали прекрасную традицию русской пейзажной живописи .


Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.


В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико! Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья.

Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев : "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина, "Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ , передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы . Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи . Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа -картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.


Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у Айвазовского И. К. , изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени , эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов , не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый