Время действия отцы и дети. Роман отцы и дети и его время. Естественно-научные и философские взгляды Базарова

Тест по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

1. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А) семейный Б) любовный В) социально-психологический Г) роман-путешествие

2. С какой целью автор дважды проводит Базарова по одному и тому же пути (Марьино –Никольское - деревня родителей)?

А) углубить конфликт Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем Г) показать изменение авторского отношения к герою

3. К какому сословию принадлежит Базаров?

А) дворянин Б) разночинец В) купец Г) крестьянин

4. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса”.

А) пролетариата Б) крестьянства В) революционных демократов Г) дворянства

5. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

6 . Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ) Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы) Г) любовный (Базаров – Одинцова)

7. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

А) о принципах Б) об искусстве В) о любви Г) об аристократах Д) о нигилизме Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве З) о науке

8. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

А) интеллигенция Б) аристократия В) патриархальное дворянство Г) крестьянство

9. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым Б) любовь к Одинцовой В) разрыв с Аркадием Г) отношения с родителями

10. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму Г) показать антиподов братьев Кирсановых

11 . Кого из героев романа можно считать “маленьким человеком”?

А) Аркадий Б) Николай Петрович Кирсанов В) Ситников Г) Василий Иванович Базаров

12. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

А) Базаров Б) Павел Петрович Кирсанов В) Николай Петрович Кирсанов Г) Одинцова

13. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь Г) боялась лишиться покоя в жизни

14. Какова роль женских образов в романе?

А) с их помощью выражена авторская позиция Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин Г) противопоставлены главному герою

15. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали.

А) серебряная пепельница в форме лаптя Б) томик стихов Пушкина В) балахон с кистями Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом

16. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью Б) так выражен приговор автора “детям”, идеи которых он считал вредными для России В) автор показал, что такие люди опережают время и их место ещё не определено Г) автор показал, что такие люди уникальны, не типичны для России, а значит, не нужны

17. Какова авторская идея в романе?

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории В) конфликт разрешается в пользу дворянства Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

18. Какова функция данного пейзажа в романе?

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

А) романтическая Б) социальная В) психологическая Г) философская

19. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

А) романтическую Б) социальную В) психологическую Г) философскую

20. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

21. Кто автор статьи “Базаров?

А) В. Белинский Б) Д. Писарев В) Н. Страхов Г) М. Антонович

22. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

А) 9 Б) 12 В) 30 Г) 60

23. Определите завязку любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?

а) сцена с Фенечкой в беседке б) посещение Одинцовой умирающего Базарова

в) объяснение Базарова в любви Одинцовой г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора

24. Действие романа «Отцы и дети» происходит

а) в Москве б) в Калинове

в) в провинциальных имениях и небольшом городке г) в Петербурге

25 . Как звали друга Евгения Базарова

а) Андрей Штольц б) Владимир Ленский в) Пьер Безухов г) Аркадий Кирсанов

26. Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?

а) дуэль не состоялась б) Базаров был ранен в) Кирсанов был ранен г) Базаров был убит

27. О каком персонаже идет речь?

Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку.

а) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

28.

На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное,но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.

а) Николая Кирсанова б) Павла Кирсанова в) Евгения Базарова г) Аркадия Кирсанова

29. О каком персонаже идет речь?

У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он
выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.

а) Николай Кирсанов б) Евгений Базаров в) Ситников г) Аркадий Кирсанов

30. Как называлось имение Кирсановых?

31. Как звали возлюбленную Евгения Базарова?

а) Татьяна Ларина б) Анна Одинцова в) Наташа Ростова г) Ольга Ильинская

32. Кто сказал:

Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас
или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

а) Евгений Базаров б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

33. Чья портретная характеристика?

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

а) Николая Кирсанова б) Павла Кирсанова в) Евгения Базарова г) Аркадия Кирсанова

34. Чей это портрет : «...Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

35. Кто из героев романа «Отцы и дети» «...назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным»?

1) Феничка. 2) Катя, сестра Одинцовой.

3) Авдотья Никитишна Кукшина. 4) Помещица А. С. Одинцова.

36. Кто из героев романа «Отцы и дети» ...«вступается за крестьян», но «говоря с ними... морщится и нюхает одеколон»?

1) Губернатор города***. 2) Сын откупщика Ситников.

3) Евгений Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

37. Кто из героев романа «Отцы и дети» ...дает другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...»?

1) П.П. Кирсанов – Базарову. 2) Кукшина – Ситникову. 3) Крестьяне – Базарову. 4) Базаров – Аркадию.

38. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1) «Эмансипе». 2) Русский аристократ. 3) Полковой лекарь. 4) Студент-барич. 5) Студент-демократ

А) Евгений Базаров Б) Кукшина В) В.И. Базаров Г) Аркадий Кирсанов Д) Павел Петрович Кирсанов

39. Чей это портрет : «...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов.

3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

40. Чей это портрет: «Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, все распоряжался»?

1) Евгений Васильевич Базаров. 2) Павел Петрович Кирсанов.

3) Губернатор города***. 4) Сын откупщика Ситников.

41. Чей это портрет : «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове...»?

1) Феничка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина».

3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.

42 . Кто из героев романа «Отцы и дети» «...жили очень хорошо и тихо: они почти никогда но расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала на птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

1) Николай Петрович Кирсанов и его первая жена. 2) Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р..

3) Николай Петрович Кирсанов и Феничка. 4) Базаров и Одинцова.

43. Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

1) Шестидесятники. 2) Пятидесятники. 3) Декабристы. 4) Восьмидесятники.

Ответы:

    5. А) Аркадий

    Б) П.П.Кирсанов

    В) Н.П.Кирсанов

    Г) Е.Базаров

    6. В

    7. В,Е

    8. А

    9. Б

    10. В

    11. Г

    12. В

    13. Г

    14. А

    15. А) П.П.Кирсанов

    Б) Н.П.Кирсанов

    В) Е.Базаров

    Г) В.И.Базаров

    16. В

    17. А

    18. Б

    19. Г

    20. А

    21. Б

    21. Б

    23-г

    24-в

    25-г

    26-в

    27-а

    28-б

    29-а

    30-Марьино
    31-б

    32-а

    33-в

    34 – 1

    35 – 4

    36 – 4

    37 –4

    38 – 1б, 2д, 3в, 4г, 5а

    39 – 2

    40 – 3

    41 – 2

    42 – 1

    43 – 1

Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в обществе на примере образа главного героя - Евгения Васильевича Базарова .

Он - студент-медик, учится на хирурга. Режет лягушек, готовясь резать живых людей. Профессия врача автоматически ставит его выше других людей: он не витает в облаках, не предается философии, а занимается строго практическим делом. По сути, это еще один типичный герой своего времени - времени, когда происходят сдвиги в людском сознании. Базаров - нигилист (он не верит ни во что). Это вызвано тем, что старые ценности, которыми жило поколение их отцов, уже потеряли актуальность. А новые еще не успели появиться. Таким образом возникло поколение, которое способно было лишь разрушать прежние принципы, не создавая ничего взамен. Базаров отрицает эстетику, высокие проявления любви, поэзию...

Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.

Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.

Проблема отцов и детей в романе

Такой пример в романе: споры Базарова с братьями Кирсановыми, конфликт героев 1830-х и 1850-х годов. Здесь мы можем видеть отсылку к Герою нашего времени: Павел Петрович Кирсанов - это своего рода выживший, постаревший Печорин, идеалы которого никому не интересны в новую эпоху. У них не может быть примирения с Базаровым, однако так и не понятно, кто победит в этом споре. Но Базаров становится романтическим героем, участвует в дуэли с Кирсановым. Выходит, где-то глубоко в нем все же живет романтическая культура прошлого поколения, которая дает о себе знать.

Другой герой романа - Аркадий Кирсанов , друг Базарова. Он считает себя его последователем и также нигилистом, однако в Аркадии нигилизм напускной. Выясняется, что им не по пути. Аркадий не готов умереть во имя отрицаний и идеалов, он человек либеральный. Ему хочется простого личного счастья, которое он получает в романе с Катенькой Локтевой.

Женщина-нигилистка Анна Одинцова - персона неординарная. Она похожа на Базарова - эгоистка, она тоже считает себя выше других. Но она не любит его, хоть и заинтересована интересным человеком. Цель ее жизни - сохранить собственное душевное спокойствие, а Базаров может ее потревожить. А Одинцова привыкла жить так, как нравится только ей. Ни один из них не готов идти на уступки, поэтому и речи быть не может о союзе.

Главная идея романа , как было сказано выше, состоит в том, что невозможно жить во всеобщей вражде. Необходимо вырабатывать новую, удобную для всех идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Главные герои

  • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на доктора. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и традиционных взглядов его собственных родителей. Влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов - помещик, либеральный демократ и отец Аркадия. В начале работы он стыдится подтвердить свою любовь к неаристократке Фенечке, но по примеру идеалов, представленных нигилистами, и с одобрением брата, он женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича, аристократ, гордый, самоуверенный, является ярым приверженцем либерализма. Он не может сдержать свою ненависть к Базарову.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Он также нигилист, хотя, кажется, это происходит от его восхищения Базаровым, а не от собственных убеждений.
  • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург и небольшой содержатель земли, а также крепостных крестьян. Образован и просвещён, он тем не менее чувствует, подобно многим, что сельская изоляция оставила его вне пределов досягаемости современных идей. Он таким образом сохраняет лояльность к традиционным путям, проявленным особенно в преданности к Богу и к своему сыну.
  • Арина Власьевна - мать Базарова, набожная последовательница православия . Она любит своего сына глубоко, но в душе она обеспокоена его отречением от всех вер.
  • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая развлекает друзей-нигилистов в своём имении. Поначалу она симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает теми же чувствами.
  • Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
  • Фенечка - мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме.

Примечания

Ссылки

  • «Отцы и дети» в Викитеке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отцы и дети (роман)" в других словарях:

    Отцы и дети: Отцы и дети роман Тургенева Отцы и дети (фильм, 1957) Отцы и дети (фильм, 1958) Отцы и дети (фильм, 1983) Отцы и дети (фильм, 1992) Отцы и дети (фильм, 2008) Отцы и дети (РПА) … Википедия

    ОТЦЫ И ДЕТИ - Роман И.С. Тургенева*. Написан в 1859– 1861 гг., впервые появился в печати в 1862 г., то есть через год после отмены в России крепостного права. Посвящен памяти русского критика В.Г. Белинского, некоторые черты характера и взгляды которого… … Лингвострановедческий словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения). Отцы и дети Отцы и Дѣти … Википедия

    Отцы и дети (Тургенева) - роман в XXVIII главах. Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Написан в 1861 г. Время действия 1859 г. Ни один из романов Т. не вызвал столько нападков критики на автора, как О. и Д. . Намерения Т. истолкованы критикой различно … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Что делать?. Что делать? Жанр: роман

    Философский роман литературоведческий термин, получивший распространение в XX веке. Этим термином обозначаются художественные произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские… … Википедия

    Своеобразная дилогия современного русского прозаика Владимира Сорокина (1995), одного из крупнейших представителей концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ). Оба романа появились одновременно и были одинаково полиграфически оформлены. Сами слова норма и … Энциклопедия культурологии

Знакомство с героем. Основные мотивы повествования . Действие романа «Отцы и дети» начинается поздней весною. Дата указана исчерпывающе точно - 20 мая 1859 года. В этот день Николай Петрович Кирсанов, несмотря на то, что «солнце пекло», выехал к ближайшему постоялому двору. «Барин лет сорока с небольшим» готовится встретить сына. К тому моменту, когда мы знакомимся с ним, нетерпение отца достигло крайнего предела. Слуга, очевидно, устал «снисходительно ответствовать»: «Никак нет-с, не видать» ожидаемого экипажа. Да и как не радоваться! Аркадий хорошо сдал выпускные экзамены в университете и вышел «кандидатом» (высшее звание; более слабые получали диплом с надписью «действительный студент»).

Но Аркадий приехал не один, а с Евгением Базаровым, «добрым приятелем», студентом медицинской академии. Ему и предстоит стать главным действующим лицом; в деревенском доме Кирсановых представлять и говорить от имени своего поколения.

Неоспоримое в романе главенство Базарова нам дано осознать поначалу как меру влияния на своего друга. Следующая глава, описывающая обратный путь, это покажет. Дорога домой, в имение, которую предстоит проделать гостю - в тарантасе, отцу и сыну Кирсановым - в коляске, впереди.

Содержание третьей главы этим не исчерпывается. Два мотива начинают здесь звучать, как в музыкальном произведении, определяя тональность повествования. Вновь припомним дату встречи. Остается ровно год и девять месяцев до того, как был опубликован манифест об освобождении крестьян (так называемое «положение 19 февраля 1861 года»). За ним последовали радикальные изменения армии, суда… Реформы ознаменовали начало царствования Александра II. В глазах современников шестидесятые годы девятнадцатого века явились «эпохой великих реформ», давно ожидаемых. Эти реформы давно чаял писатель, написавший «Записки охотника», давший предшествовавшему роману название «Накануне».

В начале «Отцов и детей» перед нами знакомое по «Рудину» зрелище крестьянской нищеты: «…Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (видно, в голодную зиму пришлось солому с крыш скотине кормить - О.Т.), и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен... Мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках...» В описании крестьянской бедности автор заставляет звучать новую ноту. Картину весеннего дня (который, как известно, год кормит) дополняют мужицкие телеги. Мужики «шибко катились» - «полагать надо, что в город. В кабак». Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам.

"Отцы и дети" показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались - «дело подвинулось вперед». Новое все активнее пробивает себе дорогу. Веяние времени изменяет отношения как личные, так и общие. Аркадий, любящий сын, чувствует к отцу «снисходительную нежность», «смешанную с ощущением какого-то тайного превосходства». Со своей стороны, Николай Петрович охвачен неподобающим главе семьи смущением. Почтенный вдовец, он просит сына не осудить свою новую привязанность, Фенечку. За краткий путь домой Аркадию предстоит выслушать еще множество новостей. Управитель сменился, дворня новая. Старые преданные слуги незаметно уходят (Николай Петрович сообщает про смерть нянюшки Егоровны). Их место занимают такие, как камердинер Петр - «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Мы уже видели его щегольской наряд, были свидетелями свободного общения с барином. А Николай Петрович считает нужным пояснить, что камердинер уже отпущен на волю и служит по желанию. Да что люди! И дом, и усадьба, куда они сейчас въедут, тоже лишь недавно построены. Окрестным жителям они настолько непривычны, что поместье носит сразу три названия: «Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор». Время требует еще более масштабных перемен. «Нет <…>, не богатый край этот <…>; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы <…>, но как их исполнить, как приступить?» - задумался с первых минут на родине Аркадий.

Параллельно начинает звучать другая тема. «Так размышлял Аркадий <…> а пока он размышлял, весна брала свое», - замечает всезнающий автор. Пока люди усиленно изменяют свою жизнь, в мире творится вечное чудо - возрождение природы. Оно воздействует на человека вне душного города, и с особой силой - на родной стороне. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы…» После долгой разлуки Аркадий полон восторга: «Какой здесь воздух! <…> Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…» Николай Петрович от души готов подтвердить мистическую власть родины: «Конечно <…>, ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным…» Но Аркадий вдруг фамильярно обрывает отца, словно и не сам затеял разговор: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился». Прежде, чем так круто изменить тон и тему беседы, Аркадий, - гласит авторская ремарка, - «бросил косвенный взгляд назад». За ними же, мы помним, едет Базаров. Очевидно, его негативной реакции опасается младший Кирсанов. И опасается, мы увидим, недаром.

К категории вечного принадлежит искусство. С природой оно связано неразрывно. Спустя несколько минут Аркадий, наконец побежденный красотою весеннего дня, восклицает: «Но что за чудный день сегодня!» Отец его подхватывает, вспоминая строки Пушкина. Они приходятся особенно кстати: «Как грустно мне твое явленье…» Вдохновенно цитирующего Николая Петровича, Аркадия, который слушает «не без сочувствия», обрывает на этот раз Базаров. Он обращается к другу с прозаической просьбой: «…Пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Оба приятеля закуривают и пускают в волшебный весенний воздух клубы «заматерелого табаку».

К концу главы экипажи героев еще только «остановились перед крыльцом», но читателю многое уже ясно. Он догадался, вряд ли сбудутся надежды Николая Петровича «тесно сойтись» с сыном и «зажить на славу», без тревог и конфликтов. Становится понятно, что в будущем размолвки возможны. И не из личных побуждений. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Базаров, а вслед за ним Аркадий по каким-то причинам предпочитают не замечать этого вечного. Их новые взгляды своей резкостью напоминают «крепкий» запах табака и заставляют представителей старшего поколения «отворачивать нос» - «поневоле».