Фрэнсис Бэкон. Одиноко стоящая фигура. Картины и биография. Bacon Francis

Искусство славится красотой, но и уродства в нем достаточно, даже в работах самых известных художников. Не говоря уж о крови, кишках и экзистенциальном ужасе. Итак, представляем вам 13 жутких картин!

1. «Фигура с мясом», Фрэнсис Бэкон (1954). Картина - аллюзия на портрет папы Иннокентия X авторства Диего Веласкеса.

2. «Несколько маленьких щипков», Фрида Кало (1935). Эта картина основана на газетной новости о том, как мужчина убил свою подругу, 20 раз ударив ее ножом. Когда его допрашивали, он сказал: «Я лишь немного ущипнул ее!»

3. «Лицо войны», Сальвадор Дали (1940). Это самое страшное сюрреалистичное произведение Дали, написанное сразу после окончания испанской гражданской войны.

4. «Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя (1819-1823). Основана на греческом мифе о Кроне, поедающем своих детей, чтобы они не свергли его (один из них выжил и поступил именно так - ну, знаете Зевса). Это одно из полотен, которые Гойя написал прямо на стенах своего дома.

5. «Ребенок с игрушечной гранатой», Диана Арбус (1962). Многие из работ Арбус пугают, но эта особенно страшна. Диана ходила вокруг ребенка, Колина Вуда, и засняла его в момент, когда ему это надоело. «Делайте уже фото!» - закричал он.

6. «Юдифь и Олоферн», Караваджо (1598-1599). Эту сцену рисовали многие художники, но нам кажется, что картина Караваджо - самая страшная.

7. Густав Климт (1901). Обратите внимание на Тифона, самого страшного монстра в греческой мифологии, и человекоподобные существа: они воплощают собой болезнь, безумие, смерть (слева), распущенность, сладострастие и чрезмерность (справа).

8. «Тысяча лет», Дэмьен Херст (1990). Что бы вы ни думали про Херста, он, во-первых, известен, а во-вторых, ужасающ, потому он в списке. Это картина о жизненных циклах: мухи откладывают яйца в отрезанной коровьей голове, яйца превращаются в личинки и снова умирают от мухобойки.

9. «Любовники», Рене Магритт (1928). Вы с бойфрендом переоделись на Хеллоуин и решили, что, если вы никого не видите, вас тоже никто не видит.

10. «Без названия #140», Синди Шерман (1985). Почти все ее работы страшны, но это, наверное, самая ужасная.

11. «Яйцо», Альфред Кубин (1901-1902). Символист Кубин был одержим женским телом как телом одновременно жертвы и агрессора и зачастую рисовал смерть и беременность вместе.

12. «Самоубийство», Энди Уорхол (1964). В начале 60-х Уорхол стал интересоваться всякими ужасами. Это работа из серии «Смерть и катастрофа».

13. «Три этюда к фигурам у подножия распятия», Фрэнсис Бэкон (1944). Извините, снова Бэкон. От этой картины становится не по себе. Бэкон был одержим религиозными мотивами и иконографией и планировал изобразить сцену распятия целиком. Этот триптих - его первая зрелая работа.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в

Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в Ирландии. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой.
Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством.
Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию.
В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и бандитами, писал картины, продавал мебель и ковры собственного дизайна. От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался его "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал мир искусства.
В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа "Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой - на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта.
Хотя в его картинах прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".
Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа."
Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в 1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его большой триптих "Распятие": на кирпично-красном фоне три антропоморфных существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым, а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров.
Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех: цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964 году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20 она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд: ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал.
В мире искусства нередко случается так, что бывший бунтарь и отщепенец, обретая известность, становится частью художественной элиты. С Бэконом такого произойти не могло: слишком долго - на протяжении почти сорока лет своей сознательной жизни - он находился в положении потенциального преступника и отсутствие страха перед законом воспринимал почти как ненормальность. Он не мог отрешиться от привычки вести жизнь лондонского дна. Бродяги, наркоманы, нищие, дезертиры, подонки делили с ним кров и ложе. Они требовали денег, устраивали сцены ревности, шантажировали, писали доносы в полицию и растаскивали его картины. Они же были и главными персонажами его работ.
Еще в 1959 году Бэкон купил скромную двухкомнатную квартирку в районе лондонского Челси и прожил в ней до последних дней. Одна комната была захламлена старыми книгами, холстами, тюбиками от краски - здесь он работал, и уборщице вход сюда был строго воспрещен, в другой ел, спал и принимал друзей. Галерея Малборо, с которой он был связан контрактом, платила ему гонорары свернутыми в трубочку пятидесятифунтовыми купюрами, а по ночам в пабах и ресторанах он вынимал из кармана эти, как он называл их, клочки бумаги, щедро раздавал друзьям и платил за все.
Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в Южном Кенсингтоне. никогда не была для него основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов - азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение употреблять в "комнате с колоннами" Клуба для пьющих в нижнем Сохо.
В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе, вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой грандиозной работы Бэкона "Триптих май - июнь 1972": на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой - Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...
Бэкону предлагали титул, но он отказался. "Я верю в упорядоченный хаос, - однажды заявил он, - твердые правила случая".
Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: "Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка".
Фрэнсис Бэкон умер 28 апреля 1992 года (он не перенес инфаркта миокарда) в Мадриде, куда полетел на свидание со своим очередным другом. Незадолго до смерти он в полушутку, в полусерьез распорядился своим погребением: "Когда я умру, положите меня в пластиковый мешок и бросьте в канаву". И, может быть, наиболее точно выразил суть его натуры и творчества крупнейший английский критик Дэвид Сильвестр, которого связывали с Бэконом долгие годы дружбы: "Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он - человек без иллюзий. И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии".

Сегодня 105-й день рождения Фрэнсиса Бэкона. Деформированные, гротескные работы сделали его одним из главных живописцев ХХ века. Мы решили вспомнить знаковые произведения художника

Ф рэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, "размазанные" фантомы, в худшем - хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает "мрачноватыми" полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст, известный своими расчлененными акулами и коровами.

Впрочем, творчество живописца вовсе не о деформации плоти или уродстве. Бэкон изображает трагичность существования, метания души, боль утраты, а порой просто экспериментирует с формой, пытаясь одновременно изобразить различные состояния и восприятия окружающего мира. Один из излюбленных жанров британца - триптих. К 105-летию Фрэнсиса Бэкона мы решили вспомнить его знаковые работы.

"Три этюда к фигурам у основания распятия". 1944

"Три этюда..." - первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Художник избирает библейский сюжет и форму, традиционную для церковной живописи, будучи убежденным атеистом. Его герои - гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Каждый из них выражает плач, вопль, тоску. Отказавшись от изображения людей, Бэкон максимально обобщает тему. На это рассчитан и оранжевый фон, который избавляет полотно от конкретных декораций и контекста. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Триптих оказался очень оригинальной формой - в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.

В 40-е: в начале 40-х молодой Бэкон, освобожденный от военной службы из-за хронической астмы, был призван в отряд гражданской обороны. В эту эпоху художник всерьез увлекается живописью. "Три этюда...", выставленные в 1945 году в галерее Лефевр, производят настоящую сенсацию. С 1946 года Бэкон участвует в крупных групповых выставках, продает свои первые картины. В 1949 году нью-йоркский МоМА приобретает для своей коллекции "Картину 1946". До 1950 года Бэкон живет в Монте-Карло, предаваясь страсти к азартным играм.


"Три этюда головы человека". 1953

Бэкон понимает, что триптих - отличный формат не только для абстрактных сюжетов, но и портретных работ. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. "Три этюда головы человека" - предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или "испорченные" смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке, изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами.

В 50-е: Бэкон возвращается в Лондон, несколько месяцев преподает в Королевском колледже искусств, начинает работать над знаменитой серией полотен по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" кисти Веласкеса. В 1954 художник представляет Великобританию на 27-й Венецианской биеннале. В 1957 году в Париже проходит первая персональная выставка Бэкона. А в 1959 живописец принимает участие в Documenta II и 5-й биеннале в Сан-Паулу.


"Три фигуры в комнате". 1964

На этот раз в центре внимания художника - пластика человеческого тела. Бэкон сталкивает вечные переживания человека и повседневность: его герои праздно лежат на кушетке, сидят на унитазе. Даже в столь прозаичной обстановке художнику удается передать трагичное состояние души: на это работают приглушенный, болезненно-зеленоватый фон, пустое пространство, в котором люди кажутся маленькими и беззащитными, изломы обнаженных тел, выполненных в несколько трупных, синюшных тонах.

В 60-е: Бэкон обзаводится постоянной мастерской, в которой десятилетиями будут рождаться его шедевры. Tate Gallery устраивает в 1962 году первую ретроспективу художника, а в 1963 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась его первая американская выставка. В том же году Бэкон знакомится со своим возлюбленным и источником вдохновения Джорджем Дайером. В 1968 году художник впервые побывал в Нью-Йорке.


Триптих "Май-июнь 1973". 1973

Этот триптих - одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона. Дайера нашли мертвым в номере отеля накануне вернисажа. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень "бэконовское" место - уборную. На первой "створке" триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из "Трех фигур в комнате", на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы - нависает над раковиной, на месте которой два "кадра" назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.

В 70-е: Бэкон теряет Джорджа Дайера, но в 1974 году встречает Джона Эдвардса, нового спутника жизни и впоследствии своего наследника. В 1975 художник знакомится с Энди Уорхолом. Работы Бэкона выставляются в Мадриде, Барселоне, Мехико.


"Этюд к автопортрету". 1985 -1986

Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. Наконец, в триптихе 1985-1986 годов художник изображает самого себя. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. Если сравнить триптих 1944 года с "Этюдом к автопортрету", становится видно, как изменился "почерк" художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Как и монстры с "Трех этюдов...", художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души.

В 80-90-е: В 1988 году работы Бэкона выставляют в Третьяковской галерее. В 1990 художник посещает выставку обожаемого Веласкеса в мадридском Музее Прадо. Фрэнсис Бэкон ушел из жизни в 1992 году.

Фрэнсис Бэкон, бесспорно, является ярчайшей личностью в живописи Англии второй половины XX века. Его творческий гений и невероятный талант в совокупности с колоссальной работоспособностью позволили добиться небывалых высот в искусстве. Картины Фрэнсиса Бэкона очень высоко ценятся как профессиональными искусствоведами, так и ценителями современной живописи. Простые обыватели, интересующиеся искусством и творчеством, в большинстве своем тоже положительно относятся к произведениям художника.

Фрэнсис Бэкон: биография

Родился один из величайших художников современности в 1909 году в Ирландском городе Дублин (ныне столица страны). Его отец был отставным военнослужащим. Однако свою тягу к знаниям и искусству он, вероятнее всего, перенял у матери, которая всю жизнь интересовалась этим.

Из-за постоянных переездов и слабого здоровья ему не удалось получить должного образования.

Он рано начинает проявлять интерес к живописи и творчеству в целом. Уже в конце 1920-х он перебирается во Францию, где начинает подрабатывать дизайнером, а также делает декорации.

В 1927 году, побывав на выставке уже тогда признанного П. Пикассо, Фрэнсис понимает, что хочет стать художником, и начинает заниматься живописью. Вскоре после этого он возвращается в Англию и в Лондоне организовывает небольшую мастерскую в старом гараже. Здесь он проработает вплоть до 1932 года.

Начало творческого пути

В 1933 году им была написана картина "Распятие", которая удостоилась экспонироваться в Лондонской галерее. Картины Фрэнсиса Бэкона начинают завоевывать свою аудиторию, а у самого художника появляются первые почитатели.

С тех пор он начинает работать довольно продуктивно. Из-под его кисти вышло огромное количество полотен. Однако 1930-1940-е были не самыми плодотворными в его жизни. Гораздо большего размаха его творчество достигло в послевоенные годы, когда ничто не мешало художнику создавать картины. Фрэнсис Бэкон полюбился многим за свой особый стиль, богатую палитру и эмоциональность своего творчества.

В каждом штрихе кисти видны чувства и переживания художника.

Послевоенный период

Как уже оговаривалось выше, творческий расцвет художника Фрэнсиса Бэкона, картины и биография которого описаны в этой статье, наступил во второй половине двадцатого столетия.

Одним из первых полотен, которые произвели настоящий фурор в мире искусства, стала его картина "Три этюда фигур в ногах Распятия", созданная им в 1944 году. Ее выставляли в знаменитых галереях "Тейт" и "Лефевр".

В конце сороковых годов он уезжает из Англии в Монако, где работает несколько лет. По возвращении в Лондон он устраивается в Королевский колледж искусства преподавателем, а также работает некоторое время в "Хановер Гэллери" (Hanover Gallery).

В 1955 году была организована первая персональная выставка картин Фрэнсиса Бэкона, тематикой которой была ретроспектива его творчества в современных искусствах. Приблизительно по тому же плану была сделана его выставка в галерее "Тейт" в 1962 году.

Творчество и картины Фрэнсиса Бэкона набирают популярность. Его начинают признавать не только в родной Англии и Ирландии, но и во всей Европе и Америке.

Поездки в Америку

Впервые Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) как художник прибыл в Америку в 1968 году. Тогда он в Нью-Йорке представил свое полотно "Триптих на тему поэмы Томаса Элиота", написанное в 1967 году.

После успеха в США он возвращается в Европу, где неоднократно выставляется в Париже и Лондоне. В середине 1970-х он снова посещает Америку, где ему выпала честь познакомиться с величайшим художником того времени Энди Уорхолом. Их знакомство произошло в 1975 году.

Целью визита в Америку являлась выставка его работ во всемирно известном музее "Метрополитен" в Нью-Йорке.

Дальнейшее творчество

Картины Фрэнсиса Бэкона в 70-80-е гг. становятся настолько популярными и востребованными, что в эти годы он активно выставляется по всей Европе. Так в конце 70-х он выставляется в Испании, а спустя почти десять лет ему даже довелось продемонстрировать свои картины сперва в Восточном Берлине, а затем и в Москве (1988).

Столь высокого доверия и признания в социалистических странах удавалось достичь далеко не всем западным художникам. Это еще раз демонстрирует, что Бэкон настоящий мастер своего дела, гений.

Помимо этого, он продолжает активно работать, регулярно создавая произведения искусства. Его творческая копилка стабильно пополняется новыми картинами. Это самый плодотворный в творческом плане период его жизни, когда было создано наибольшее количество работ.

Картины Фрэнсиса Бэкона с названиями

Количество его работ исчисляется сотнями, поэтому, разумеется, в рамках этой статьи будут перечислены лишь некоторые его картины в качестве примеров.

Из ранних его работ, помимо уже упомянутого "Распятия", можно выделить: "Портрет" (1932) и "Интерьер студии" (1934). Многие ранние картины художника оцениваются несколько ниже, чем более поздние. Возможно, это связано с тем, что художник в то время лишь начинал искать свой собственный стиль.

Из более поздних произведений художника стоит отметить следующие картины: "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" (1969), "Три этюда к фигурам у подножия распятия" (1944) и многие другие.

В 40-е годы он написал цикл картин "Головы". Также он рисовал многочисленные портреты, одним из которых является "Портрет говорящего Джорджа Дайера" (1966) - его друга.

Особенности стиля

Картины Фрэнсиса Бэкона - это умопомрачительные образы, написанные кистью и красками, вобравшие в себя эмоции художника, его мировоззрение. Каждое полотно наполнено новыми идеями и веяниями в искусстве.

При этом творчество художника настолько рискованно, экстремально и экстравагантно, что даже его коллеги по творчеству не всегда могли по достоинству оценить и понять ту или иную картину. Но как бы то ни было, люди сумели прочувствовать его талант и тот посыл, который он стремился передать в своем творчестве.

Многие картины написаны в довольно мрачных и неярких тонах, его палитра хоть и богата, но передает в большей степени какую-то тревогу и недосказанность. Каждый человек видит в его произведениях что-то свое, у каждого свой смысл. Вероятнее всего, художник хотел передать какие-то собственные переживания, и не факт, что люди точно интерпретируют его мысли, но в этом и есть особенность живописи и любого искусства - многогранность и вариативность изложения и понимания.

Самые дорогие картины художника

Сегодня картины Фрэнсиса Бэкона ценятся очень высоко. Цены на некоторые из них исчисляются миллионами и даже десятками миллионов долларов. Так, к примеру, триптих "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" на современном арт-рынке оценивается в баснословную сумму, а именно в 142,4 миллиона американских долларов. Такую поистине колоссальную цену была отдана "Элейн Уинн" в 2013 году на аукционе "Кристис".

Еще одной картиной Бэкона, входящей в список самых дорогих произведений живописи, является "Триптих", написанный им в 1976 году. Его стоимость в 2008 году составила более 86 миллионов долларов США. Покупатель не пожелал раскрыть свое имя.

Третьей картиной, которая была продана за огромные деньги, стал триптих "Три этюда к портрету Джона Эдвардса", созданный художником в 1984 году. Полотно было продано за 80 миллионов в 2014 году. Приобретатель тоже счел уместным не раскрывать свою личность.

В одном ряду в этом списке стоят такие великие художники, как: А. Модильяни, П. Пикассо, Э. Мунк, В. ван Гог и многие другие. Все они стали величайшими, и Бэкон с ними в одном списке.

Тот факт, что люди готовы отдавать многомиллионные состояния за картины Бэкона, уже говорит о его невероятной востребованности как живописца. Творчество художника было оценено по достоинству, а сегодня он уже стал считаться современной классикой. Он один из творцов современного искусства, который во многом определил дальнейшие тенденции, которые стали двигать искусство дальше. Своим примером воодушевив миллионы молодых художников, Бэкон стал для многих настоящим идолом, иконой современного искусства.

В заключение

Картины Фрэнсиса Бэкона во многом предопределили развитие живописи в ХХ веке. Они и сегодня смотрятся актуально и живо, а многие нынешние художники ориентируются именно на творчество этого мастера, считая его эталоном для подражания.

Британцы очень гордятся, что одним из самых выдающихся и дорогостоящих художников современности является их соотечественник. На родине его творчество очень высоко ценится, даже выше, чем в остальном мире.

Несмотря на то, что его картины, обладающие довольно своеобразным стилем, приходятся по душе далеко не каждому, а многие даже считают их безвкусными и вульгарными, ему удалось завоевать сердца миллионов людей на Земле. Секрет его успеха поражает.

Ассоциируются с «кровоточащими» полотнами Эдварда Мунка. Другие, наблюдая причудливую игру образов, сразу вспомнят шедевры Дали и других сюрреалистов. В конце концов соотнесение работ английского художника с определенным стилевым течением не так уж важно, этим займутся (или уже занялись) искусствоведы. Зрителю же уготована иная участь - созерцать картины Фрэнсиса Бэкона и разделять ощущения «ада, сошедшего на землю».

Детство в изгнании

Ранние годы художника окрашены тревожными событиями из-за которой его семье пришлось покинуть Ирландию и отправиться в Лондон. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, Фрэнсиса не уменьшил. Для будущего художника театр военных действий перенесся в его собственный дом, а главным противником стал тиран-отец. Однажды тот застал мальчика за несколько пикантным занятиям: он примерял на себя женскую одежду. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. Целый год 17-летнему Бэкону пришлось довольствоваться случайными подработками и деньгами, которые присылала мать. Затем жесткий родитель сменил гнев на милость и отправил Фрэнсиса в путешествие с близким другом семьи. Там юноши стали любовниками...

Стилевые искания

В 1927 году молодой человек оказывается в Париже, где наблюдает выставку Пикассо, и твердо для себя решает: он, Фрэнсис Бэкон, - художник, картины которого когда-нибудь удостоятся подобной славы. На юношу произвело большое впечатление не только модернистское искусство, но и классическое. «Избиение младенцев» Пуссена поразило художника своей эмоциональностью, ему казалось, что полотно - один сплошной крик.

Последнее заявление очень характерно для экспрессионистов. Забегая вперед, скажем, что Бэкон Фрэнсис (картины и биография художника подтверждают это) разделял их понимание мира как жестокой среды, в которой человек чрезвычайно хрупок и несчастен. А творчество под таким углом зрения превращается в вопль из-за ощущения онтологического одиночества.

Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Создаваемые им гобелены, мебель снискали популярность у публики, чего не скажешь безоговорочно о произведениях изобразительного искусства. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Через два года - снова неудача. Международная выставка сюрреалистов, куда предложил Фрэнсис Бэкон картины, отказала ему, ответив в типично авангардистской манере: мол, полотна недостаточно сюрреалистичны.

Творческая зрелость

Военные годы не были самыми легкими для Фрэнсиса. Сначала его приписали к резерву Гражданской обороны, однако затем отказались от этой идеи из-за состояния здоровья художника (он страдал астмой). Где-то между 1943 и 1944 годами на Бэкона снизошло озарение. Он уничтожил большинство своих ранних работ, а вместо них предложил миру «Три стадии образа на основе распятия». Именно тогда вторично появился на свет художник Фрэнсис Бэкон, картины, биография которого станут предметом обсуждения половины мира.

Триптих был выставлен в галерее Лефевр, вызвав большой скандал. Последнее, однако, только поспособствовало увеличению интереса к творчеству художника. Осенью 1953 года в Нью-Йорке проходит персональная выставка Бэкона, а через год он удостоился чести представлять Великобританию на XXVII Биеннале в Венеции.

«Штудия человеческого тела» по Майбриджу

В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Конюшня-студия стала легендой еще при жизни художника, ведь именно здесь создавал Фрэнсис Бэкон картины с названиями, которые впоследствии стали известны любому поклоннику современного искусства. И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Запечатленная женщина является, по сути, куском израненной плоти, недалеко от которой находится ребенок-паралитик. Чрезвычайно мрачная атмосфера картины Фрэнсиса Бэкона дополняется кричаще алым тоном полностью обесчеловеченного пространства.

«Лежащая фигура»

На протяжении двух десятилетий художник с приятелями становился завсегдатаем бара «Комната с колоннами». Там он находил себе натурщиц, одна из которых, Генриэтта Мораес, изображена в качестве «Лежащей фигуры». Это полотно, как ни одно другое, полно реалистических деталей: вглядевшись, можно обнаружить шприц, воткнутый в плечо девушки, а также кровать с полосками, пепельницу, лампочки. В то же время сама фигура Генриэтты прорисована более слабо.

В сюжете картины явно просматриваются аналогии с полотнами других мастеров, например «Герникой» и «Авиньонскими девицами» Пикассо. Подобные переклички не случайны: Фрэнсис Бэкон, картины которого создавались с оглядкой на творчество испанского сюрреалиста, стремился «освободить» табуированную веками ханжества человеческую наготу.

Автопортреты

Начало 70-х было отмечено для художника рядом драматических событий. В 1971 году умирает любовник Фрэнсиса Джордж Дайер, с которым тот прожил около семи лет. Вслед за ним уходит из жизни Джон Дикин, фотограф, тесно сотрудничавший с художником (известно, что Бэкон никогда не писал свои произведения с натуры). Такие потери заставили мастера все чаще запечатлевать себя самого. «Мне уже некого рисовать», - с грустью замечает он.

Как и остальные картины Фрэнсиса Бэкона, его автопортреты стремятся запечатлеть истинную сущность модели. Отсюда непреодолимое отвращение художника к застывшей мимике или выгодным позам. Напротив, изображение у Бэкона динамично, оно меняется под кистью мастера. Некоторые черты прорисовываются более детально, в то время как другие и вовсе исчезают.

Вечная слава

В 1988 году в тогда еще советской Москве прошла выставка работ Фрэнсиса, пусть даже в ограниченном количестве, что послужило верным доказательством признания художника за пределами западного мира.

Порой картины Бэкона вызывают противоречивые отзывы, однако абсолютное большинство критиков все же соглашаются, что трагические, экспрессионистические зарисовки никого не оставляют равнодушным. Они актуальны и сейчас, спустя 23 лет после смерти Бэкона.