Дедал и икар смысл. Про что рассказывает миф о дедале и икаре. Словарь греческой мифологии

С раннего детства мы любили слушать мистические истории о подвигах героев древности, особенно мифы и легенды. Ведь они рассказывали нам об силе, ловкости, мудрости человека, о любви и ненависти; мы погружались в фантастический мир, который нам недоступен.

Мифы. О чем они нам рассказывают?

Миф—это древнее предание, передающее понимание окружающего мира нашими предками, и поэтому никогда человечество не перестанет интересоваться ими. У разных народов есть свои сказания, но наибольшую известность получили мифы Древней Греции. Древнее население Греции прославилось своей неутомимой деятельностью, энергичностью, древние эллины старались найти объяснение появлению всего живого на Земле, природным явлениям и определить истинное положение человека в этом мире. Родился миф о в В те далекие времена этот город был центром торговли, ремесел, в нем занимались науками, и всевозможными искусствами.

Дедал был почетным жителем Афин, и жители города уважали его за непревзойденное искусство строителя, скульптора и резчика по камню. Но не только афиняне знали и уважали Дедала, в других он был знаменит по своим скульптурным и строительным произведениям: все говорили, что его статуи стоят как живые.

У Дедала жил в учениках племянник, и он стал превосходить своего наставника: еще в юные годы он придумал новый станок для работы с глиной, пилу из змеиных зубов и еще очень много других необходимых приспособлений. Благодаря своим изобретениям еще в юношеском возрасте он стал известен, от этого загордился и сделался самонадеянным. Дядя стал завидовать молодому мастеру, он опасался, что ученик превзойдет своего наставника, и он решился на преступление: поздним вечером он сбросил племянника с городской стены. После совершенного преступления его обуял страх: ведь его будут считать убийцей своего племянника.

Какова дальнейшая судьба Дедала?

После всех этих переживаний, как рассказывают мифы древней Греции, Дедал нашел приют и покровительство у критского тот сделал зодчего собственным живописцем. Минос приказал Дедалу сотворить особое укрытие для Минотавра, мифического животного с туловищем человека и головой быка, чтобы его не видели люди.

Знаменитый строитель соорудил Лабиринт (как повествует миф о Дедале и Икаре), где было множество ходов и замысловатых переходов, в нем было легко заблудиться. Они шли то вперед, то назад, и выйти оттуда было просто невозможно. Вот в таком запутанном месте и должен был жить Минотавр.

Для пропитания Минотавра Афиняне присылали по семь девушек и юношей, это была их дань критскому царю.

Но Дедал был остроумным человеком, и когда привезли пленников, он отдал царской дочери Ариадне клубочек ниток, с помощью которого они могли бы вернуться назад в случае, если Тесей в сражении с Минотавром одержит победу. Про это прознал критский царь и упрятал Дедала в темницу.

Как перебраться Дедалу через море?

Как рассказывает дальше миф о Дедале и Икаре, прославленному мастеру не по душе было заточение, и он стал задумываться о том, как незаметно покинуть свою тюрьму. Он осознавал, что критский царь не отпустит его добровольно, и решил лететь по воздуху. Для осуществления свой мечты он собирал разные птичьи перья, связывал их в особом порядке, как у птицы, и издалека его творение можно было принять за настоящие птичьи крылья. Для скрепления перьев он пользовался льняными шнурками и воском, и немного загибал их.

Маленький Икар, сын Дедала, любил смотреть на работу отца, но со временем и он начал помогать ему мастерить крылья. По окончании работы Дедал прикрепил крылья к своему телу, и стал парить над всеми, словно птица. После приземления отца к нему подбежал Икар и стал слезно умолять смастерить и ему точно такие же крылья, чтобы вместе путешествовать по воздуху. Вначале отец очень рассердился на сына за просьбу, но вскоре смягчился сердцем и смастерил мальчику крылья.

Дедал предупреждал своего сына, что крылья скреплены воском, и нужно лететь осторожно, не поднимаясь высоко в небо, где солнце было совсем рядом. Но непослушный Икар сделал по-своему - поднялся слишком высоко, воск стал плавиться от горячих солнечных лучей, крылья разрушились, и он упал в море. Уже позже люди назвали море в его честь - оно до сих пор называется Икарийским. Тело прибило к берегу, и могучий Геракл предал его земле на небольшом островке, который тоже носит имя горделивого юноши - Икарий.

О чем повествует миф о Дедале и Икаре?

Прочтя эту легенду, человеку захочется самому заниматься возвышенными делами, отойдя от повседневной обыденности. После того как человечество научилось передвигаться по суше и воде, оно стало задумываться и о передвижении по воздуху.

Образ Икара олицетворяет мысль, что любую, самую возвышенную мечту можно осуществить, добиться поставленной цели своим трудолюбием, усердием и мастерством. И созданные Дедалом крылья могут быть символом высшего мастерства.

Пренебрежительное отношение Икара к советам отца привело его к гибели, но он, забыв обо всем в захватывающем полете, стремился долететь до солнца. Это не понравилось олимпийским богам, и они жестоко наказали его.

Что такое Икар? Такая постановка вопроса ставит сразу в тупик. Но ответ на него можно найти в учебнике по астрономии, ведь Икаром назвали один из астероидов.

Астероид

Если переводить с древнего греческого языка, то мы узнаем, что астероид значит «звездоподобный». Это очень малая планета, которая выглядит как звезда. Сколько в Солнечной системе вращается астероидов и что такое Икар среди них? Сейчас астрономы насчитали около двух тысяч названных небесных тел. Формы их орбит петлеобразные, а сами они имеют неправильный внешний вид.

По неизвестной причине, они не могут собраться в одно тело. К Солнцу они подходят ближе, чем все известные нам планеты, но не падают на него. Ближе, чем Меркурий, подходит к солнцу астероид Икар. Он и к Земле подбирается близко, но потом снова удаляется и идет своим заданным путем. Его притяжение настолько мало, что никак не влияет на Землю.

Но это еще не все. Икар - это знаменитый поднявшийся к солнцу.

Художник и зависть

В просвещенных Афинах жил удивительный потомок легендарного царя Эрехтея - скульптор, художник и архитектор Дедал. Чтобы работа делалась искуснее, Дедал придумал два новых инструмента: топор и бурав. Скульптуры он высекал из белоснежного мрамора. Они были столь совершенными, что казались живыми.

У Дедала был ученик, его племянник, который, подрастая, стал перегонять своего учителя в мастерстве. Зависть поселилась глубоко в душе Дедала, а потом стала разрастаться. Как-то раз он привел своего ученика на высокий скалистый берег моря и, думая, что их никто не видит, столкнул со скалы своего племянника. Тот насмерть разбился. Дедал поспешил вниз, чтобы вырыть могилу и спрятать свое преступление. Но Афина увидела это злодеяние и не дала юноше умереть, превратив его в куропатку. Суд из совета старейшин приговорил Дедала к смерти. Тогда Дедал убежал на Крит.

На острове

Беспринципный сын Европы и Зевса, принял Дедала. Он защитил его от афинян, но потребовал, чтобы тот работал только для него. У Дедала от рабыни Навкраты родился сын Икар. Поэтому спрашивать - что такое Икар - не вполне точнотак как Икар - это еще и человек, сын Дедала.

Последний многое сделал для Миноса, его дочерей и жены: статуи, лабиринт, из которого практически нельзя было найти выхода. В нем Минос поселил чудовище, рожденное его женой, - страшного огромного Минотавра. Тем временем Икар подрастал, а его отец тосковал в неволе. Он задумал побег. Но как это можно осуществить? Служители Миноса контролировали каждый корабль.

Мысли о полете

Дедал нашел необычный выход, как вырваться из плена. Он решил воспользоваться небесным путем, потому что воздухом Минос не владел. Изобретатель придумал взмыть над морем, как вольная птица. Для этого нужны крылья - вот что!

Такое Икар даже представить себе поначалу не мог. Он крутился в мастерской, наблюдая, как отец собирает воск, которого требовалось много. Разыскивает крупные перья птиц, потому что четыре крыла должны быть большими, с огромным количеством перьев, чтобы выдержать тяжесть мужчины и подростка.

В мастерской

Пока сын Дедала играл в мастерской, ловя летающий по ней пух, мастер соединял перья крепкими веревками из льна. Потом мял и разогревал воск, делая его похожим на крыло птицы, и постепенно присоединял к нему перья. К крыльям Дедал приделал петли, чтобы в них можно было вставить руки. Когда все было готово, то изобретатель надел два крыла, разбежался, взмахнул руками и воспарил в воздухе. С восторгом смотрел сын Дедала на чудо, сотворенное отцом. Когда воздухоплаватель, сделав круг, опустился на землю, к нему подбежал радостный Икар. Он был счастлив, что сможет летать, как отец.

Наставления перед полетом

Дедал велел сыну строго следовать за ним. Не подниматься к Гелиосу слишком высоко, чтобы жар не растопил воск, и не опускаться к морю слишком низко, чтобы не намочить перья. Крылья они надели на руки и легко взвились в небо.

Полет Икара

Отец летел впереди и все время оглядывался, следя за сыном. Тот сначала парил неуверенно, а потом почувствовал радость полета. Ловя воздушные потоки, он то поднимался с ними повыше, то чуть опускался. Икар совсем забыл все наставления отца и не следил за ним. Он становился все смелее и смелее. Вольно взмахивая крыльями, подросток поднялся слишком близко к солнцу. Горячие лучи растопили воск, из него выпали перья. Солнце уничтожило крылья Икара.

Юноша рухнул в море и утонул в его бурных водах. Так трагически закончился полет непослушного Икара.

Это море позже назвали Икарийским, а похоронил выброшенное на берег тело Геракл.

Отец, оглянувшись в очередной раз, не увидел своего ребенка. Он с высоты заметил перья, которые плавали по воде, и все понял и проклял тот день, когда ему в голову пришла мысль убежать с Крита. Дедал продолжал свой путь, летя на Сицилию в царство Кокала. Минос узнал, где скрывается беглец, и собрал войско, чтобы его вернуть. Хитрые, умные и жестокие дочери Кокала не захотели отпустить такого замечательного мастера. Они попросили отца, чтобы он, как желанного гостя, принял у себя Миноса и первым делом отвел его баню. В ней девушки облили Миноса кипятком, и тот умер. Теперь никто не угрожал Дедалу. Он долго прожил на Сицилии, а затем вернулся в Афины.

Судя по событиям, описанным в мифе, с древнейших времен люди мечтали покорить небо. Но удалось это только спустя много тысячелетий.

Жил был самый искусный человек своего времени – замечательный художник, строитель, скульптор, резчик по камню, изобретатель. Звали его Дедал .

Его картины, статуи, дома, дворцы украшали Афины и другие города Древней Греции . Он изготовлял удивительные инструменты для различных ремёсел. Был у Дедала племянник, который уже в юности показывал задатки ещё более искусного мастера. Юноша мог затмить славу Дедала, и тот столкнул со скалы юного соперника, за что был изгнан из Афин.

Минос держал Дедала на Крите как пленника. А Дедал сильно тосковал по родине и задумал вернуться. Царь был уверен, что не позволит Миносу покинуть остров морем. И тогда Дедал подумал, что воздух Миносу неподвластен и решил подчинить себе воздух.

Тайно от Миноса он сделал себе и сыну крылья. Когда крылья были готовы, Дедал прикрепил их за спиной и поднялся в воздух. Он научил летать и Икара.

Можно было предпринять далёкий перелёт. Но прежде чем пуститься в далёкий путь, он сделал сыну наставление: оказавшись в небе, Икар не должен лететь слишком низко, иначе крылья намокнут в морской воде, и он может упасть в волны, но он не должен лететь и слишком высоко, так как лучи солнца могут растопить воск, скрепляющий крылья.

Дедал летел впереди, за ним следовал Икар. Быстрый полёт словно опьянил его. Икар парил в воздухе, наслаждаясь свободой. Он забыл про наказ отца и поднимался всё выше и выше. Икар слишком приблизился к солнцу, и горячие лучи его растопили скреплявший крылья воск. Распавшиеся крылья бессильно повисли на плечах мальчика, и он упал в море.

Напрасно звал Дедал сына, никто не откликался. А на волнах качались крылья Икара.

Позднее люди стали противопоставлять безрассудную смелость Икара трусливой и безрадостной расчётливости.

А вот что говорится об этих событиях в поэме древнеримского поэта Овидия «Метамлрфозы».

Пересказ Георга Штоля

Потомок Эрехтея Дедал, величайший художник древности, прославился своими чудными произведениями. Далеко разнеслась молва о множестве сооруженных им прекрасных храмов и других построек, о его статуях, которые были так живы, что говорили о них, будто движутся они и видят. Статуи прежних художников имели вид мумий: ноги придвинуты одна к другой, руки плотно прилегают к торсу, глаза закрыты. Дедал открыл своим статуям очи, дал им движение и развязал руки. Этот же художник изобрел множество полезных для своего искусства орудий, каковы: топор, бурав, ватерпас. У Дедала был племянник и ученик Тал, своей изобретательностью и гениальностью обещавший превзойти дядю; еще мальчиком без помощи учителя изобрел он пилу, на мысль о которой навела его рыбья кость; затем изобрел он циркуль, долото, гончарный круг и многое другое. Всем этим возбудил он в дяде к себе ненависть и зависть, и Дедал убил своего ученика, сбросив его с афинского утеса акрополя. Дело огласилось, и чтобы избежать казни, Дедал должен был бежать с родины. Он убежал на остров Крит, к царю города Клосса Миносу, который принял его с распростертыми объятиями и поручил ему множество художественных работ. Между прочим, Дедал построил огромное здание, со множеством извилистых и запутанных ходов, в котором держали страшного Минотавра.

Хотя Минос дружески обращался с художником, но скоро заметил Дедал, что царь смотрит на него как на своего пленника и, желая из его искусства извлечь возможно больше для себя пользы, вовсе не хочет когда-либо отпустить его на родину. Как скоро увидел Дедал, что следят за ним и стерегут ею, горькая доля изгнанника стала ему еще тягостнее, любовь к родине пробудилась в нем с двойной силой; он решился убежать каким бы то ни было способом.

«Пусть закрыты для меня водные и сухие пути, - думал Дедал, - передо мной небо, в моих руках воздушный путь. Всем может завладеть Минос, только не небом». Так подумал Дедал и стал размышлять о неизвестном дотоле предмете. Искусно стал он прилаживать перо к перу, начиная с самых маленьких; в середине связал их нитками, а внизу слепил воском и составленным таким образом крыльям дал небольшой изгиб.

В то время когда Дедал был занят своим делом, сын его Икар стоял возле него и всячески мешал работе. То, смеясь, бегал он за летавшими но воздуху перышками, то мял желтый воск, которым художник прилеплял перья одно к другому. Изготовив крылья, Дедал надел их на себя и, взмахнув ими, поднялся на воздух. Пару небольших крыльев сработал он и своему сыну Икару и, вручая их, дал ему такое наставление: «Держись середины, сын мой; если опустишься очень низко, волны омочат твои крылья, а поднимешься слишком высоко, солнце опалит их. Между солнцем и морем избери средний путь, следуй за мной». И вот прикрепил он крылья к плечам сына и научил его подниматься над землею.

Давая эти наставления Икару, старец не мог удержаться от слез; руки его дрожали. Растроганный, обнял он в последний раз сына, поцеловал его и полетел, а сын за ним. Словно птица, в первый раз вылетевшая из гнезда вместе с детенышем, боязливо оглядывается Дедал на своего спутника; ободряет его, указывает, как нужно владеть крыльями. Скоро поднялись они высоко над морем, и все сначала шло благополучно. Немало народу дивилось этим воздушным пловцам. Рыбарь, закинув свою гибкую удочку, пастух, опираясь на посох свой, земледелец - на рукоятку плуга, глядели на них и думали, не боги ли это плывут по эфиру. Уже за ними лежало широкое море, слева оставались острова: Самос, Патнос и Делос, справа - Лебинт и Калимна. Ободренный удачей, Икар стал лететь смелее; оставил своего руководителя и высоко поднялся к небу, чтобы омыть грудь свою в чистом эфире. Но вблизи солнца растопился воск, слеплявший крылья, и они распались. Несчастный отрок в отчаянии простирает к отцу руки, но воздух уже не держит его, и падает Икар в глубокое море. В испуге едва успел он прокричать имя отца, как жадные волны уже поглотили его. Отец, испуганный его отчаянным криком, напрасно озирается вокруг, напрасно ждет сына - лег у него сына. «Икар, Икар, - кричит он, - где ты, где искать мне тебя?» Но вот увидел он перья, носимые волнами, и все стало для него ясно. В отчаянии Дедал опускается на ближайший остров и там, проклиная свое искусство, бродит он, пока волны не прибили к берегу Икарова трупа. Похоронил он здесь отрока, и с тех пор остров стал называться Икарией, а море, поглотившее его, - Икарийским.

Из Икарии Дедал направил путь свой к острову Сицилии. Там радушно принят он был царем Кокалом, и много художественных работ исполнил он для этого царя и для его дочерей.

Минос узнал, где поселился художник, и с большим военным флотом прибыл в Сицилию, чтобы вытребовать беглеца. Но дочери Кокала, любившие Дедала за его искусство, коварно умертвили Миноса: они приготовили ему теплую ванну и, в то время как он сидел в ней, разогрели воду так, что Минос из нее уже не вышел. Дедал умер в Сицилии или, если верить афинянам, - на родине, в Афинах, где славный род Дедалидов считает его своим родоначальником.

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Литература:
Смирнова В. Дедал и Икар//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.86-89

Давным-давно в греческом городе Афины жил замечательный художник. Звали его Дедал. Это был мастер на все руки: он расписывал стены удивительными картинами, лепил статуи, строил дома и дворцы, изготовлял инструменты для различных ремёсел. Но однажды к мастеру пришла беда: за проступок ему грозило суровое наказание, и он вынужден был бежать из родного города. Дедал попал на остров Крит. Здесь мастер вновь занялся своими ремёслами. По-прежнему людям казалось, что искусству его нет предела. Царь Крита Минос решил не отпускать от себя Дедала. Он стерёг его, словно пленника.

Дедал сильно тосковал по родине и задумал вернуться. Работая по ночам, он смастерил две пары больших птичьих крыльев - для себя и своего сына Икара. В день, когда крылья были готовы, Дедал поднялся с их помощью в воздух. Он научил летать и Икара, Но прежде чем пуститься в далёкий путь, он сделал сыну наставление: оказавшись в небе, Икар не должен приближаться к солнцу, иначе жаркие лучи растопят воск, скрепляющий крылья.

И вот Дедал и Икар в небе. Плавно рассекая воздух удивительными крыльями, полетели они вперёд, к милой родине. Дедал летел впереди, за ним следовал Икар. Скоро быстрый полёт словно опьянил его. Как диковинная птица, парил Икар в воздухе, наслаждаясь свободой. Ему хотелось подняться выше, ещё выше. В каком-то радостном порыве взметнулся он навстречу солнцу - и в ту же минуту, опалённый его горячими лучами, упал вниз, в тёмные воды бурного моря.

Всмотрись повнимательнее в карту Греции. Ты найдёшь там остров Икарию. Он получил своё название в память об Икаре. Историю молодого безумца люди запомнили, не особенно допытываясь, достоверна она или вымышленна. Безрассудную смелость Икара стали противопоставлять унылой и безрадостной расчётливости, его дерзкий порыв - примирению с неволей и неправдой ради покоя и внешнего благополучия. Икар же пожертвовал жизнью во имя исполнения смелой мечты.

Много раз тебе вспомнится об Икаре: ты будешь сравнивать с ним своих любимых героев, ты узнаешь его подвиг в любом большом и прекрасном деле. Полёт Икара - это и смелая мысль учёного, и строка из стихотворения Пушкина. Но история греческого мальчика учит нас, что не так-то легко достичь свободы, совсем не просто распознать красоту и правду: их надо добывать порой с опасностью для жизни.