Китайская культура эпохи средневековья. Школьная энциклопедия. Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

Средневековая культура Китая обладает яркой самобытностью. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики.
Художественная жизнь в Китае достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - это период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов. В эту эпоху возникли такие новые виды литературных сочинений, как городская новелла и роман, достигли большого совершенства поэзия и проза, театр и музыка, скульптура и зодчество, живопись и многообразные ремесла. Выросшее на основе древних традиций и неразрывно с ними связанное, средневековое китайское искусство в то же время далеко шагнуло вперед в своем стремлении познать действительность

Эпоха Средневековья отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания. Распространителями знаний в те далекие времена были, как правило, монахи-паломники и ученые-путешественники, преодолевавшие различные бедствия и невзгоды, огромные расстояния, чтобы изучить жизнь дальних стран и принести туда свои знания. Так, знаменитый философ 7 века Сюань Цзан, совершивший путешествие на юг Индии, к устью Ганга, и увековечивший свои наблюдения в «Записках о странах Запада», и буддийский проповедник Кан Син, ослепший в результате кораблекрушения на пути в Японию, основатель Тосёдайдзи, одного из прекраснейших храмов тогдашней японской столицы Нара, вошли в историю как выдающиеся личности.
Средние века – это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока - Японии, Кореи и Вьетнама. В свою очередь и Китай многое заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда на рубеже средневековья пришел буддизм, Китаем были восприняты образы буддийской пластики. Из Ирана пришли многие мотивы орнамента. Их легко проследить в формах керамики и узорах тканей периода Тан.
В развитии средневековой культуры страны можно выделить несколько наиболее важных для становления искусства этапов. Это ранний период (4–6 века), период расцвета (7–13 века) и поздний период (14 – середина 19 века), завершающий долгую историю китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. Однако китайская средневековая идеология гораздо меньше подчинялась церковным догмам, чем в европейских странах. Веротерпимость Китая определялась давним сосуществованием там многих сект и религиозных школ, вобравших в себя народные верования.

Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин – свитков. Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма. Знаменитый мастер 8 века Ван Вэй в трактате «Тайны живописи» так раскрывал секреты живописца.
Китайская средневековая живопись поражает своим многообразием, тонким и сложным пониманием природы. Конечно, не все этапы долгой поры китайского средневековья были в равной мере плодотворными для развития искусства. Монгольское нашествие в конце 13 века, застойный характер феодализма на поздних стадиях его существования, а затем и колониальная политика западноевропейских стран тормозили поступательное движение китайского искусства. Тем не менее, вклад Китая в историю мировой культуры весьма значителен.

Важнейшей чертой средневековой идеологии Китая был синкретизм, родившийся на основе сосуществования и синтеза так называемых «трех учений»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма. Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения. В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школемоистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям. На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии В VI в. до н.э. К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 30.12.2015 17:07 Просмотров: 3538

Китай относится к наиболее древним цивилизациям. Китайская цивилизация в течение 5 тысяч лет вобрала в себя большое число государств и культур.

Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизаций.

Древность

Археологические находки говорят о том, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн-250 тыс. лет назад. Вблизи Пекина были найдены останки синантропа, которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.
Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние подтверждения существования современных людей на территории Китая датируются 67 тыс. до н. э.
Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Но большинство западных учёных отрицает существование этой династии.
Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), между XVIII и XII ст. до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу. Она правила с XII до V века до н. э. В середине VIII в. до н. э. создались несколько формально независимых государств. С V по II в. до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, но в 221 до н. э. они были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Великая Китайская стена

Во время династии Цинь империя объединилась в единое целое и достигла небывалого могущества. Но ей требовалась надёжная защита от кочевых народов. Цинь Ши-хуанди отдал распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве использовались ранее существовавшие части стены, которые укреплялись, надстраивались, соединялись новыми участками и удлинялись. Постройкой стены управлял полководец Мэн Тянь.
Строительство первых участков стены началось в III в. до н. э. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны (около миллиона человек). Стена должна была зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи.
Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с огромными трудностями. Не было дорог, не хватало воды и пропитания для участвующих в работах. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.
Латинское название Китая «China», которое существует сейчас во многих европейских языках, вероятнее всего, происходит от имени этой династии Цинь (221-206 до н. э.).
Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

Средневековье

В III-VI вв. в связи с нападениями кочевников с севера, китайская империя была объединена династией Суй в 580 году. «Золотой век» Китая – VII-XIV вв., время господства династий Тан и Сун. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре.
В 1271 г. монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 г. произошло антимонгольское восстание, и началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 г.
Последней императорской династией Китая стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была свергнута революцией в 1911 г.

Живопись

Китайская живопись зародилась в Древнем Китае. Но относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сегодняшние учёные относят рождение китайской живописи к временам до н.э. Археологические раскопки обнаружили шёлковые погребальные знамёна с сохранившейся росписью, относящиеся к 168 г. до н. э.

Погребальное знамя-покрывало гроба госпожи Дай
В VIII в. зарождаются основные жанры китайской живописи:
Жанр живописи растений. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
Живопись цветов и птиц.
Горные пейзажи.
Анималистический жанр.
Жанр портрета.
Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления китайской живописи.

Ли Сысюнь. Пейзаж (Копия эпохи Мин, начало XVI в.)

Ван Вэй (701-761) «Каскад»
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры, в том числе китайской живописи. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082-1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Когда войска северных варваров осадили и захватили столицу Китая Кайфэн и крупнейший город на земле в то время, в плен попал и сам император – художник.

Чжао Мэнфу «Человек с лошадью на ветру»
Художники эпохи Мин ориентировались на образцы эпохи Сун.

Тан Инь. Пейзаж
В XVI-XVII вв. Китай начинает подвергаться культурному влиянию европейцев. Китайская живопись начинает трансформироваться. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688-1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно он совместил китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Джузеппе Кастильоне

Д. Кастильоне «Сосна и ястреб»

Каллиграфия занимает особое место в искусстве Китая. Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью приравнен к процессу создания картины. Эту картину нужно не просто созерцать, но и проникаться её духом, потому что китайский иероглиф – это графический рисунок-символ, знак смысла, слово, эмоциональный отпечаток древнего сознания.

Скульптура

Дошедшие до нашего времени бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во II тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Скульптуры отличаются разнообразием форм и узоров, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц и чудовищ. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента.

Сосуды
К середине II тысячелетия до н.э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми и изящными, а узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.

Рельеф мифических существ
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.
Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу (230 г. до н.э.). Они были еще примитивными и грубыми по форме.

Лучник императорской гвардии. Терракота. Конец III в. до н.э. Могила Цинь

В период династии Цинь керамические погребальные фигурки изображали уже сцены реальной жизни. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Это громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов.
Статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка.

Статуя династии Хань
В создании человеческих образов применялись методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры.
Подлинный расцвет скульптура переживает во времена Танской династии. Танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальностью, выразительностью, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига.

Скульптура эпохи Тан
Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус.
К этому времени погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. Началась эпоха каменной скульптуры. Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Китайская каменная скульптура

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала.
Первые изваяния львов датируются 25-200 гг. н.э. (династия Восточная Хань) и связаны с появлением буддизма в Китае.

Каменные пещеры Китая также представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. В Китай это искусство проникло из Индии в период династий Вэй и Цзин. Таких каменных пещер в Китае насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Лунмэнская пещера
Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью.
Лунмэнские пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более 100 тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы облачены в ханьские одежды, отличаются безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 м.

Статуя Будды в храме Фэнсянь
Черты лица Будды уже полностью китайские.

Статуя Будды в Лэшане (объект ЮНЕСКО)

Архитектура

Архитектура Китая за 5 тыс. лет создала немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются мировыми шедеврами. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Малая пагода диких гусей (707-709 гг.)

Малая пагода диких гусей была построена для размещения буддистских рукописей индийского происхождения по инициативе монаха-путешественника Ицзина.
Вокруг малой пагоды расположен большой парк с несколькими буддийскими храмами и фонтаном. В глубине парка находится Музей Сианя с экспонатами об истории города и династиях китайской истории.

Малая пагода диких гусей (Сиань)
Большинство строений в древнем Китае сооружались из дерева: в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании возводилась кровля, которую покрывали черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Стены не имели функции несущей конструкции.
Древние строители изготавливали детали по отдельности, а затем собирали строение непосредственно на месте. Деревянные строения были более стойки к землетрясениям. Но главный их недостаток – недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели или пострадали от пожаров.
Китайские здания имеют свой особый архитектурный декор. Например, чивэнь на конце конька крыши.

Чивэнь
А также

Глазированная черепица на крыше Летнего дворца

Балюстрада на каменном мосту в городе Ситан

Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе

Запретный город

Запретный город – самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 м, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина. Это главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин (с 1420 по 1912 гг.). В течение всего этого времени служил местом жительства императоров и членов их семей, а также церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Запретный город

Храм Неба

Храм Неба – храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине. Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин.

Биси

Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

Биси – помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.
В китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются не только в Китае, но и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае).
В древних китайских традициях черепаха являлась символом долголетия; её форма связывалась со строением мироздания. По образу и подобию черепахи должны были строиться сооружения, рассчитанные на вечность.

Биси со стелой у мавзолея первого минского императора Чжу Юаньчжана (начало XV в).

Висячие гробы

Погребальные сооружения в виде гробов, размещающихся на скалах, высоко над землёй. Встречаются во многих странах.

Захоронение в висячих гробах – древний погребальный обычай некоторых национальных меньшинств Китая, особенно народа бо. Полые гробы разной формы высекались из цельных кусков дерева нану. После помещения внутрь трупа покойного их располагали на высоких (до 100 м) скальных уступах и пещерах, чаще группами. По поверьям народа бо, горы были лестницей между этим миром и небесным. Кроме того, жители хотели уберечь покойных от осквернения врагами и животными.

Башни

В Китае издавна любят строить башни. Самыми известными тремя башнями в Китае являются башня Хуанхэлоу, башня Юеянлоу, башня Тэнвангэ.

Башня Хуанхэлоу в городе Ухань провинции Хубэй

Башня Юеянлоу в городе Юеян провинции Хунань

Жилые постройки

Сыхэюань

Сыхэюань – тип традиционной китайской застройки, при котором четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. По такому типу в Китае строились усадьбы, дворцы, храмы, монастыри и т. д.

Тулоу

Жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь)
Тулоу в китайской архитектуре – жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Бывают квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.

Укреплённые особняки дяолоу

Дом-крепость Жуйшилоу в окрестностях Гуанчжоу
Это укреплённые многоэтажные особняки, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандун на юге Китая.
Самые старые особняки относятся ко времени заката династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В относительно мирные времена правления династии Цин подобных сооружений не строили, но мода на них вернулась в 1920-е и 1930-е гг., когда в Китай стали возвращаться зажиточные представители китайской диаспоры из-за океана.

Фанза

Фанза – типичный крестьянский дом северного Китая.

Уникальность классической культуры Древнего Китая.

Культура Древнего Китая

1 . Каждая из великих классических культур Востока уникальна. По своему духовному строю, китайская культура разительно отличается от индийской. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умение жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на базе добродетели или на базе закона. В отличие от Индии, в Китае не было сильной и влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были в первую очередь чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка. Своеобразие, уникальность традиционной китайской культуры сводится, прежде всœего, к тому, что получило название ʼʼкитайские церемонииʼʼ. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всœех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всœего обожествленного первопредка Шанди , занял культ реальных клановых и семейных предков, а ʼʼживые богиʼʼ были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безличное Небо. 2. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На базе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (в Японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре - изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма . В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в 1 тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры. Известна была и фресковая живопись.Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны, В корне всœех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всœех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единœение трех видов художественного творчества воплощает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет всœе три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале 1 тыс. до н.э. были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы- "Книга песен", содержащая более 300 песен и стихов, и "Книга перемен". Ярким выражение утопических представлений о счастливой стране является ʼʼПерсиковый источникʼʼ Тао Юань Мина , ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе. Конфуцианство наложило глубокую печать на всœе стороны жизни китайского общества, в т.ч. и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителœей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала. Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В Китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в т.ч. и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в 7 веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в 4 веке н.э. китайцы изобрели фарфор.
Размещено на реф.рф
Не представляется возможным перечислить всœе значительные открытия китайских ученых в области математики, механики, биологии, медицинœе, астрономии. Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов. Среди них барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др.. В 1 тыс. до н э появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров. Существенную роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл ʼʼВеликий шелковый путьʼʼ, который был проложен во II в. до н.э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как ʼʼSericaʼʼ - ʼʼСтрана шелкаʼʼ. Но по торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем - распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 в. н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха Классического Средневековья была временем высочайшего взлета китайской культуры - «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость китайского народа. Культура Зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

18.1. Эпоха Раннего Средневековья

Общая характеристика периода

Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220 - 280): образовались три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй - империи Цзинь (280-316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III-VI вв.

Религия

Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.

Дао, объединяющее в себе три «даоские драгоценности»: энергию – ци, семя – цзини, дух - шэнь

Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения - сутры (букв. - нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест. Признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.

Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо ).

Со временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.

В течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие влияние на буддийские традиции всего Дальнего Востока. Среди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгляд на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасения всех живых существ в этой жизни. По сей день большим влиянием пользуется оформившаяся в конце VI в. школа «Чистой Земли», обещающая спасение верой в будду Амитабху. Это учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знания сутр и исполнения сложных религиозных обрядов, призывало к «думанию о Будде», утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени Амитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.

В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Именно ее приверженцы отказались от изучения сутр и всякого ритуала. В отличие от других школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. Медитацию они также трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существования. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 - 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства - Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей - охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

Архитектура Китая и Японии - наиболее древняя и своеобразная в мире. Зодчество обеих стран сохранило особенности китайского стиля вплоть до XIX века. Основная идея китайско - японской архитектуры - » растворить» здание в природе, разместив его в садовом ансамбле.

Это легкие павильоны из деревянных балок. Внутреннее пространство от окружающего мира отделяют лишь раздвижные стены. Дом имеет только одно помещение, которое в случае необходимости делится перегородкой или ширмами. Объем дома определяется количеством м а т о в из тростника, или соломы, лежащих на полу - они называются т а т а м и. Внутри находятся передвижные перегородки, а также «одо» - полированные деревянные стойки, на которые опирается крыша. Легкие передвижные «с ё д з и « - стены -ширмы, также как и татами, снимаются со своих мест для чистки. Снаружи вокруг дома - т е р р а с ы - на тонких, широко расставленных столбах, над которыми высокая кровля. Кровля террасы и крыша самого здания кирпичные, широкие, они имеют и з о г н у т у ю по краям форму, что легко отличает китайский стиль в архитектуре. Японские дома отличаются от китайских лишь тем, что в нем нет постоянной мебели. Вещи приносят и уносят по мере надобности. Поэтому дом выглядит просторным и пустым.

С давних времен японцы любят украшать свои дома ц в е т о ч н ы м и к о м п о з и ц и я м и - "И к э б а н о й" .

Как и в Китае, в Японии даже возле самого маленького домика всегда имеется с а д и к, в котором могло расти одно деревце вишни-сакуры, несколько красивых цветов и камни. Японцы особенно любили смотреть на свой садик и "созерцать"...

Господствующая религия в Китае и Японии - б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и - п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.

Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а - "нэцке"

Необычайного расцвета в эпоху средневековья в Китае, а затем и в Японии, достигла живопись.Именно живопись донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае.В живописи нашли отражение и красота природы, и быт горожан.

Художники расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные композиции на в е е р а х, на ширмах. На многометровых горизонтальных свитках изображали сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты из легенд. Свитки вначале делали из шелка, а позднее - из бумаги.

Уже в VIII веке наряду с минеральными красками китайские художники стали применять ч е р н у ю т у ш ь, поэтому изображения были не только разноцветными, но и тоновыми. Большое место в живописи занимал пейзаж, называемый в средние века «шань - шуй» - (горы - воды). Популярным мотивом в живописи были также темы » цветы - птицы » и » растения - насекомые «. С необычайным изяществом художники изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу на широком листе лотоса.