К м маковский дети бегущие от грозы. Дети, бегущие от грозы. Рассказ по картине

Художник Константин Маковский часто прибегал к написанию сюжетных картин о крестьянах и нелегкой сельской жизни того времени.

Картина Дети бегущие от грозы Маковского К. Е. одна из самых заметных произведений художника была написана в 1872 году в Санкт Петербурге, где художник изобразил двух детей бегущих от ненастья, пересекая обветшалый деревянный мостик перекинутый через небольшую речушку, над берегом которой разрослась разномастная кустистая травяная растительность.

Босоногая молоденькая крестьянская девушка с белокурым младшим братишкой примостившийся на ее спине, который обхватил сестру своими крепкими ручонками, спасаются бегством от надвигающейся грозы, в их глазах присутствует некий испуг и обеспокоенность.

Как мы видим у девчонки в подоле ее фартука собранные ею грибы, дети ходили за грибами и их застало ненастье. В бегущей с братом девушке чувствуется явная озабоченность, она в ответственности за младшего перед родителями и руками прижимает его покрепче к себе. С испугом она оглядывается назад, боясь, чтобы страшная гроза не застигла их. Поблизости нет какой либо лачуги и укрытия, чтобы спрятаться от грозы и дождя, а до села тоже не близкая дорога, усиливаются порывы ветра, остается одно бежать и на данный момент у них получается опередить стихию.

В картине Дети бегущие от грозы Маковский ярко передал контраст русского пейзажа, темный берег с заросшей травой развеваемой ветром и речки усеянной листьями кувшинки и ряской на фоне надвигающейся над пшеничным полем колоритной тучи, через которую то там то здесь просвечивается голубое небо.

Главные герои полотна конечно это дети, в образе которых художник талантливо постарался передать характеры спасающихся от ненастья детишек, с неповторимым детским обаянием и невинностью. Данные образы несколько схожи со сказочными героями сестрицы Аленушки и братца Иванушки.

Русоволосая не по годам смышленая девочка одета в обычную крестьянскую одежду, как правило на то время это холщовая рубашка и сарафан, на голове повязан спадающий с головы платок. На братике рубашка и короткие штанишки.

Они оба босоногие, ходить босиком было привычным делом, потому как обувь на то время для крестьян была не дешева, только богатые и середняки могли себе позволить эту роскошь, особенно летом. Сказать, что у крестьянских детей совсем не было обуви тоже нельзя, просто ее берегли, например для похода в церковь или городскую ярмарку.

Какие могут быть впечатления о картине? Впечатления можно сказать самые теплые и добрые, художник очень выразительно и с чувственным лиризмом передал, как само состояние пейзажа, так и характеры детей. Любой зритель увидевший эту картину всегда будет зачарован этим сюжетом, создание детских образов в картинах это нелегкая работа для многих художников, здесь необходимо много работы по памяти и воображению, у Маковского это получилось с лихвой.

Сегодня Картина Маковского Дети бегущие от грозы находится в г. Москве в Государственной Третьяковской галерее. Размер картины составляет 167 на 102 см.

Материал беседы разработала:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» г. Саранска

Кочетова Елена Александровна

Константин Егорович Маковский «Дети бегущие от грозы». 1872 Холст. Масло. 167*102 см Государственная Третьяковская галерея

Задачи этап урока по работе над картиной:

Привлечь внимание детей к красоте и опасности такого природного явления, как гроза;

Учить сопоставлять художественный текст и картину;

Формировать умение воспринимать цвет на картине как символическую передачу чувств и мыслей автора;

Способствовать развитию чувств и эмоций детей.

1.Художник и его картина.

В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них – «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2.Композиция картины.

Какова композиция картины? (На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали. Неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речушку. А на мостике – сельская девочка. Она босиком, в легоньком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.)

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные? (Девочка и её младший брат являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь.)

Как они оказались на этом лугу? (Было хорошее утро, ясное и теплое. Девочка взяла младшего братца и пошла в лес за грибами. Они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Художник изобразил их переходящими неглубокую речушку по хрупкому мостику из двух досочек. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.)

3.Чувства, вызываемые картиной.

Что на картине говорит о надвигающейся грозе? (Темное небо, собравшиеся тучи, поднявшийся ветер, тревожный взгляд девочки, направленный в небо.)

Почему так тревожен взгляд девочки? (Страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Девочка, вероятно, знала рассказы взрослых о несчастных случаях, происходивших с людьми во время грозы. Но она еще боится и за младшего братика, за которого она в ответе. А малыш крепко обнимает сестру своими крошечными ручонками, прижимается к ней всем тельцем и чувствует, что сестра его спасет.)

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют ли дети добежать до начала грозы? Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.)

Кого вам напоминают герои этого полотна? (Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, убегающих от гусей-лебедей.)

Вспомните, мы описывали картину В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”. Картина тоже была мрачная, но была на ней деталь, которая позволила надеяться, что всё закончится хорошо. Какая это деталь? (Цветущая яблонька. Белый цвет – это символ надежды.)

Абсолютно верно. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при написании которых художник тоже использовал тёплые тона).

4.Свет и цвет картины.

Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле.).

Опишите грозовое небо (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).

Опишите пейзаж (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).

Опишите детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).

Почему художник платочек на голове девочки и рубашку мальчика написал именно красным цветом? (Красный цвет – символ опасности, и эта опасность в виде грозы угрожает детям сверху.)

5.Взаимосвязь картины и словесных художественных произведений.

Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков. Вспомните, у каких авторов мы встречались с описанием этого природного явления? (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», Л.Н.Толстой «Как мальчика застала гроза в лесу».) (Чтение детьми подготовленных произведений).

Какое из произведений больше соотносится с сюжетом картины?

Константин Маковский – художник многогранный, в чьем творчестве переплелись разнообразные стили. Возможно, не все его работы вызывают восторг. Даже репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» впечатляет. Неудивительно, что это одно из самых известных полотен русского живописца, и, наверное, самых трогательных.

Описание картины «Дети, бегущие от грозы»

Полотно написано в 1872 году, когда художник был увлечен идеями Передвижников. Его произведения тех лет посвящены повседневной обыденной жизни. На этой картине также обычная сельская сцена. Дети пошли в лес собирать грибы, но надвигается буря, и они спешат домой.

На переднем плане – девочка, несущая на спине своего младшего братика. На их лицах читается испуг. Малыш крепко прижимается к старшей сестре, которая с опаской оглядывается на покрытое тучами небо. Заметно, что уже поднялся ветер – по развевающимся волосам, наклонившимся растениям. Автор сумел очень детально и филигранно передать все нюансы предгрозового состояния природы. Кажется, что даже чувствуется, какой тяжелый и душный воздух. Под босыми ногами девочки – шаткая кладка через болото, и ее скользкость, ненадежность тоже очень хорошо ощущается.


Но, несмотря на ощущение страха, которые испытывают сестрички, впечатление от картины «Дети, бегущие от грозы» совсем не тягостное или удручающее. Даже наоборот – чувствуется уверенность, что эта история закончится хорошо. А светлое солнечное пятно на заднем плане только подчеркивает оптимистический настрой и добавляет веры в позитивное завершение этого приключения сельских детей.

История написания

На картине изображена девочка, с которой художник познакомился во время путешествий российскими глубинками в поисках сюжетов для работ. Крестьянская девчушка оказалась бойкой и смелой. Она стала расспрашивать художника, что он делает. Тогда Маковский предложил нарисовать ее. Встреча была назначена на следующий день, но девочка так и не пришла.

Впоследствии, художник узнал историю о походе за грибами. Только в реальности хеппи-энда не случилось. Девочка поскользнулась на влажной кладке и упала в болото, после чего заболела. Эта история и стала базисом для сочинения сюжета картины. А детей Маковский нарисовал уже по памяти.

Какова судьба героини этого полотна, художник так и не узнал, но помнил об этом эпизоде, произошедшем в Тверской губернии, всю жизнь. Спустя многие годы автор картины «Дети, бегущие от грозы» в письме к своему брату вспоминал эту милую девчушку и высказывал сожаления о том, что так и не смог показать ей картину. Художнику хотелось, чтобы девочка узнала, как эта банальная история вдохновила его на написание еще одного шедевра.

Работа была закончена уже в Петербурге и вскоре оказалась в коллекции семейства Нарышкиных. Сейчас картина Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы» хранится в Третьяковской галерее.

Категория

Художник Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году, 26 января. Живописец создал много интересных полотен. Его перу принадлежит и картина «Дети бегут от грозы».

О художнике

Кажется, что мальчику было на роду написано стать художником, так как его отец являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Домой к Маковским часто приходили известные люди: Тропинин, Щепкин, Брюллов, Гоголь. Семья устраивала вечера, на которых музицировали, рисовали, читали. Поэтому с детства будущий художник находился в атмосфере искусства.

Старшая сестра Владимира, а также братья, как и он, стали художниками. Первые уроки ребенку давал В. А. Тропинин. В 15 лет В. Маковский написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас».

В 1861 году юный художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1866 году, получив за успехи

Полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Владимир Егорович создал в 1869 году. За эту работу он получил золотую медаль Виже-Лебрень. В том же году у художника родился сын. Это способствовало появлению множества картин на детскую тему: «Пастушки», «Крестьянские мальчики», «Возвращение с ночного».

Картина «Дети бегут от грозы» была написана художником в этот период - в 1872 году.

Что изображено на полотне

Достаточно беглого взгляда на картину, чтобы понять - на ней нарисованы девочка и мальчик. Скорее всего, это брат и сестра. Девочка несет малыша, спешит вместе с ним укрыться от грозы. В такую непогоду в лесу и в поле находиться нельзя, так как может ударить молния. Непогоду, напряжение маленьких героев отражает картина. Дети бегут от грозы и пытаются успеть домой, пока еще не начался дождик, ведь если он их промочит, можно заболеть.

Девочка понимает, что нужно торопиться домой. Там, под крышей, ливень их не достанет. Хорошо лежать в тепле, на печи, когда за окном идет дождь. Но чтобы поскорее это осуществилось, нужно очень спешить.

Поэтому сестра взвалила маленького брата на спину и быстро идет вместе с ним. Самостоятельно малышу было бы тяжело бежать. Это понимал и В. Е. Маковский.

Картина «Дети, бегущие от грозы»: описание сестры и брата

Художнику удалось очень точно передать взгляды главных героев, даже мельчайшие детали их одежды. Гроза идет справа, именно в эту сторону смотрит девочка. Взгляд ее сосредоточен и насторожен. Она пытается понять, удастся ли опередить стихию.

Хотя девочка сама еще не очень большая, но видно, что она серьезная и смышленая, знает, как быстрее добраться до дома. Именно поэтому она взвалила братишку на спину и очень торопится, так как понимает, что шутить с грозой опасно, нужно успеть добежать до укрытия. Все эти мысли навевает картина. Дети бегут от непогоды, и пока у них получается опередить стихию.

Одета главная героиня полотна в типичную крестьянскую одежду - светлую холщовую рубаху и сарафан. На голове у нее платок. В то время с непокрытой головой появляться на людях было неприлично, поэтому девочка одета согласно традициям тех лет.

На брате - рубашка и штаны, они задрались, видны его голые ножки. Как и у сестры, на них нет обуви. Крестьяне летом ходили босиком, так как ботинки, туфли были непозволительной роскошью. Такую обувь надевали только по праздникам и перед походом в церковь.

У девочки русые волосы. Они немного растрепались, а платок сбился. Но ребенку некогда всё это поправлять. У мальчика волосы светлые, он смотрит на нас своими большими пронзительными глазами и крепко держится за сестру. Всё это передал в своей картине Маковский. «Дети, бегущие от грозы» - творение, вызывающее большую симпатию и сострадание.

Природа

Дети ходили в лес за грибами. Девочка не бросила свою добычу, а завернула ее в передник. Ведь грибы - хорошее подспорье для крестьянского стола.

Доска шаткого мостика прогнулась под легкой поступью девочки, внизу - небольшой пруд. Автор изобразил осоку, листья кувшинок.

На полотне «Дети, бегущие от грозы» автор смог передать, как колышутся на ветру растения. На переднем плане они нарисованы темно-зелеными красками. На заднем мы видим желтое поле. Это поспело зерно, и колосья приобрели такой оттенок. Поэтому можно сказать, что картина «Дети бегут от грозы» отражает период конца лета.

Откуда идет гроза

Ветер дует в спину ребятам и чуть вправо, ведь их волосы, стебли травы, полевых цветов направлены как раз в противоположную сторону.

Но не всё так печально на полотне. Видно, что с другой стороны проглянуло солнце. Это означает одно из двух: гроза уже прошла или у детей есть большой шанс успеть домой, так как стихия только-только начинается, и тяжелые тучи еще не успели закрыть всё небо.

Вот что изображено на полотне «Дети, бегущие от грозы». Описание картины поможет читателю мысленно перенестись в то время. При взгляде на полотно нам наверняка хочется, чтобы брат с сестрой быстрее попали домой и укрылись в тепле от непогоды.

Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Константин Егорович Маковский родился в семье известного деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником, работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной выразительностью.

Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами, но погода преподнесла им сюрприз. Как ча­сто бывает летом, неожиданно набежали тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться, пришлось старшей сестре посадить его на спину и придержи­вать руками, рассчитывая только на собственные силы. Ходить в лес за грибами и ягодами для сель­ских жителей - привычное занятие, с малых лет крестьяне жили в тесном слиянии с окружающей природой, добывая и пользуясь её дарами. Вот и эти ребятишки насобирали грибов, которые жалко стало бросать, поэтому старшая сестра соорудила из фарту­ка подобие сумки, подвязав концы. Из подберёзовиков получится вкусный суп или другое блюдо для всей семьи.

Лето на картине во второй половине, ближе к кон­цу. Уже пошли грибы, вдали виднеется поле со спелым зерном, оно выделяется жёлтым цветом, можно за­метить цветущее разнотравье и распустившиеся кув­шинки в воде. Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы подгоняет детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового.

Где-то сгустились тучи, где-то просвечивает солн­це, ярким пятном падая на поле с созревшей пшеницей и окрашивая траву в изумрудно-зелёный цвет. О при­ближении грозы говорит отсутствие птиц в небе, они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролега- ‘ет через дощатый мосток, перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная. Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе.

Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей сестре - обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан тем­но-синего цвета, холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут костюма деревенских женщин. На голове - цветастый платок, сбившийся с головы, ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света, длинные, забраны под платок, но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее подростка висят незамыслова­тые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие, что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы. Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство. Только у младшего брата они выцвели за лето на солн­це и приобрели соломенный оттенок. Подстрижены волосики неумелой рукой, чтобы не мешали малышу и не доставляли хлопот старшим. На ребёнке то ли тёмненькая юбчонка и розоватая кофточка, достав­шиеся от старшей сестры, то ли короткие штанишки и курточка. Крестьяне, особенно бедные, одевали детей в то, что можно носить. Мальчик совсем ма­ленький, на ручках ещё заметны перетяжки, пальчики пухленькие, да и щёчки младенческие.

Маковский запечатлел момент, когда на ходу стар­шая девочка оглядывается посмотреть на небо, в кото­ром сгущаются тучи и, возможно, сверкнула молния или прогремел гром. Деревенские жители всегда боя­лись грома, считая, что боги гневаются. Вымокнуть под дождём не хотелось, так как одежда могла испач­каться и испортиться, а её приходилось беречь бед­ным крестьянам. Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным, он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидыва­ет, успеют ли они добраться домой до начала дождя.

Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что на ней ответственность за младшего братишку. Наводит на размышление мысль, почему дети боятся грозы, но не побоялись уйти одни в лес, так далеко от дома? В лесу можно встретить плохих людей, ко­торые могут обидеть, можно столкнуться с опасным зверем: медведем, волком, кабаном, попасть в болото, провалиться в яму, просто заблудиться. Может быть, было нужно набрать грибов, чтобы приготовить обед. Или так принято было в деревне в те времена, дети росли, не отделяя себя от окружающей среды - лес и река были частью их жизни, они приспосабливались друг к другу. Природа учила и воспитывала детей, приобщая их к своим богатствам. Поэтому ребята одни были в лесу, и только приближающаяся гроза прогнала их, заставила вернуться домой. Художнику замечательно удалось отразить на холсте все эмо­ции детей, гармонию стихийного явления и людских чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.