Презентация: этносы Самарской области. Детям о дружбе народов самарской области Костюмы народов Самарской области

Интегрируемые образовательные области: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”

Задачи:

  • Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине. Продолжать знакомить детей с одеждой народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
  • Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания слайдов, иллюстраций о народах, населяющих Самарскую губернию.
  • Расширять словарный запас детей словами: гимн, область, губерния, народ. Использовать в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
  • Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
  • Называть блюда народов Самарской области. Определять – к какой национальной кухне они относятся. Находить лишнее и обосновывать свой выбор.
  • Развивать патриотические чувства посредством художественного слова. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Способствовать стабилизации психологического состояния детей посредством подбора индивидуального цветного фона, обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.
  • Тренировать навык выкладывания силуэтов предметов из счетных палочек.
  • Знакомить детей с национальным мордовским блюдом и способом его приготовления.
  • Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение детей подбирать народные костюмы по мотивам народного декоративного орнамента.
  • Упражнять детей в лепке способом “налепа” на картон.
  • Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.

Методы и приемы:

  • Практические: работа с разноцветными лентами – дорожками, слушание музыки, электронная игра, работа с раздаточными картинками, подвижные народные игры, рисование пластилином;
  • Наглядные: демонстрация изображений костюмов народов, населяющих Самарскую губернию;
  • Словесные: беседа, чтение стихотворения, дидактические игры, ответы на вопросы; рассуждения; формулировка выводов, демонстрация гимна Самарской области

Материалы и оборудование:

Мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (русские, татарские, мордовские, чувашские); пуфики, силуэты домой из геометрических фигур, цветные поля, диск с гимном Самарской области, ингредиенты для приготовления “Кулаги” - ржаной солод, ржаная мука, ягоды, горшочек керамический, ложечки по количеству детей, листы цветного картона по количеству детей, пластилин, стеки, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза “Ручеёк”. Подвижная игра “Бои петухов”
Игровая Игра “Разноцветные дорожки”. Игра (ИКТ) “Четвертый лишний”
Конструирование Выкладывание силуэтов домов из геометрических фигур, на цветном поле
Изобразительная Изготовление костюма налепом пластилина на картон, приготовление “Кулаги”
Познавательно-исследовательская Просмотр слайдов о народных костюмах, рассказ педагога о национальностях, населяющих нашу губернию, счет в пределах 10
Коммуникативная Чтение стихотворения о нашем крае, ответы на вопросы, рассуждения, подбор прилагательных к словам “дома”
Музыкальная Слушание гимна Самарской губернии

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Введение в игровую ситуацию.

Предлагает детям выбрать цветную дорожку, соответствующую настроению, и пройти по ней, объяснить свой выбор. Выслушивает ответы.

Сворачивают разноцветные дорожки. Объясняют свой выбор. Слушают гимн. Проявляют интерес к познавательной ситуации.
2 Предлагает послушать гимн Самарской области. Объясняет, что гимн слушают стоя: его исполняют в особо торжественных случаях, например, награждают спортсменов. Слушают гимн стоя. Испытывают чувство патриотизма и гордости за свою область
3 Объясняет детям: чтобы стать настоящими гражданами своей маленькой Родины (области), надо любить, гордиться ею и много знать о ней. Предлагает прослушать стихотворение:

Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.

Отмечает, что в Самарской области живет очень много народов, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, песни, пляски, свои игры, свои национальные блюда и костюмы. Предлагает прослушать отрывки из нескольких музыкальных произведений.

Слушают стихотворение. Прослушивают отрывки из народных произведений. Проявляют уважение к народам, проживающим в Самарской области. Выражают патриотические чувства. Слушают стихотворение.
4 Отмечает, что все народы Самарской губернии имеют свои – особенные дома. Предлагает пройти на пуфики рассмотреть дома на презентации, а затем выложить изображения (дом) по образцу из геометрических фигур на цветном поле. При этом помогает подбирать прилагательные к слову “дом” (деревянный, саманный – глиняный, высокий, низкий и т.д.) Просматривают слайды. Выкладывают силуэты различных по размеру дома и подбирают прилагательные Рассматривают слайды. Делятся впечатлениями. Подбирают прилагательные к существительным. Ориентируются на плоскости листа. Называют геометрические фигуры.
5 Предлагает посмотреть слайдовую презентацию о народах Самарской губернии, их традиционных жилищах, национальной кухне и костюмах. Составить предложения о наиболее понравившемся народном костюме (РУССКИЕ):

Рассматривают слайды, называют национальности (русские, татары, чуваши, мордва и пр.), отвечают на вопросы, составляют предложения о костюмах. Составляют связные высказывания. Объясняют значение патриотических чувств. Ориентируются в этносе родного края, национальности народов, населяющих родной край.
6 Проводит русскую народную игру “Ручеек”. Выполняют соответствующие слова движения. Знакомятся с русской народной игрой. Проявляют двигательную активность. Выполняют правила игры.
7 Проводит упражнение “Что где?”. Предлагает рассмотреть картину с изображением интерьера татарской избы и составить предложение по ней, ответив на вопрос “Что где находится?”

Рассматривают картину и составляют предложения по ней, находя местоположение предметов интерьера на листе бумаги Используют в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
6 Проводит дидактическую игру “Посчитаем”. Показывает предмет и карточку с цифрой, дети считают. Считают предметы, изображенные в избе до 10 (самовар, стол, стул, половик и т.д.) Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
7 Проводит электронную игру “Четвертый лишний”. Предлагает из нескольких блюд выбрать одно и объяснить – почему оно лишнее.

Рассуждают. Отвечают на вопросы. Называют блюда. Определяют – к какой национальной кухне они относятся. Находят лишнее.
8 Педагог предлагает детям приготовить мордовское национальное блюдо “Кулага”. Дети участвуют в приготовлении блюда. Знакомятся с составом блюда. Изучают способ приготовления. Соблюдают рецептуру. Правильно надевают фартуки. Следят за техникой безопасности.
9 Предлагает поиграть в чувашскую народную игру “Бои петухов” Играют в игру. Развивают сюжет игры. Выполняют взятые на себя роли.
10 Обращает внимание на листы картона на столах и предлагает изготовить костюм методом налепа пластилина на картон. Называют костюм, который они хотят создать с помощью налепа пластилина на картон Ориентируются на листе картона. Изображают мебель.
11 Предлагает устроить выставку работ и посмотреть, какие работы получились. Выбрать самые интересные. Подписать все работы и пригласить вечером родителей посмотреть на искусство своих детей. Выбирают понравившиеся работы. Поясняют свой выбор. Оценивают свои работы и работы сверстников. Рассказывают о бережном отношении к национальным костюмам.

Обух Дарья

Материал удобен для уроков географии в 8-9 классах по теме: население, на обществознании по теме: Нации и национальные отношения (11 класс),на уроках истории по краеведению

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Межэтнические связи народов Поволжья Самарская область прошлое и настоящее Проект выполнила Обух Дарья ученица 8 класса МОУ СОШ ОЦ с. Утевка

Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представлявшие различные языковые группы- славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий - православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно- бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета. О многонациональном составе населения региона свидетельствуют данные переписи населения: из общей численности жителей Самарского региона - 83,2 % составляют русские; 3.6 % -мордва;; 3,6 %- татары; 3,7 %- чуваши; 2,5 %- украинцы; 1,2 %- немцы;2,2 % - казахи.

В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в 17 в. Были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий.

Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 гг. в пределах будущей Самарской губернии. Массовое заселение края связано со строительством в 30-е гг. 18 века Ново - закамской и оренбургской оборонительных линий. В крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районов России, преимущественно верхневолжских и центральных. Изначально формировался многонациональный состав населения самарского края- наряду с русскими переселенцами на оборонительной линии селились мордва, татары, чуваши, здесь была поселена «шляхта»,-этническую принадлежность которой сложно определить- этим термином обозначилась социальная группа переселенцев.

В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя и соседних с ним селений, а также крещения калмыков- носителей буддийской (ламаистской) религии была обречена на провал. Уже в 70-е годы 18 века значительная калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 г. Калмыки получили право служить в оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.

В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы- изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 г. На р.Кинель украинцами была основана Кинель - Черкасская слобода. В 1747 г., вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Эльтон. Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.

Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов. В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни. Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных. Жилищем населению Самарского края в 20 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка. Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени(к ним у татар пристраивалось укращенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть. Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чуващей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско-мокшанское жилище отличали нары.

Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы и украшения. Общность в традиционном национальном костюмном комплексе населения Самарского края демонстрируется покроем одежды и материалом для ее изготовления. основу женского костюма славянских, финно - и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.

Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал- металл, раковины, бисер, бусы. Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоватсья только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников. Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края. Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.

В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не имея возможности по причине ограниченных земельных площадей основывать однородные в этническом отношении селения, выходцы из русских, мордвы, татар и чуващей селились дисперсно (чересполосно), создавая, таким образом, двух. Трех и более национальные селенья. Это явилось основой этнокультурного взаимодействия и ассимиляционных процессов среди народов региона, -они ярко демонстрировались в традицианной культуре населония. Традиционнная национальная культура, широко сохранившаяся и бытовавшая в крае вплоть до 30-х гг. 20 века- перода «сплошной» коллективизации, являясь ограниченной составной частью жизненного уклада народа, носила этнодифференцирующий характер. В культуре населения края еще на уровне 20-30-х гг. нашего столетия сохранились отличительные особенности этнографических групп в рамках этнических образований (мордва- эрзи и мокши, татар-казанских и мишарей, чувашей- анатри и вирьял).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в хозяйственном освоении Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и наличие двух и многонациональных сел, неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культур различных народов на сравнительно небольшой территории сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении. Многие этнографические особенности народов Самарского края еще ждут своего изучения.

самара этнический народ город

Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.

Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.

Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.

Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.

Перед "Казанским взятием"

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.

Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.

К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.

До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.

Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.

В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.

На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.

Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документальных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.

Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.

В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.

Казачья вольница

В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.

Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.

Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.

"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.

ЭТНОГРАФИЯ САМАРСКОГО КРАЯ

Нам издавна другом был русский народ.

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

На битвенном поле мы тигров сильней,

В труде мы сильнее могучих конец.

Габдулла Тукай

План

1. Формирование населения края.

2. Типы расселения.

3. Одежда народов края.

4. Духовная культура.

5. Возрождение культурных традиций народов Самарской области.

Литература

– Бареев Р. История булгаро-татар: основные вехи. – Санкт-Петербург, 1992.

– Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографические исследования материальной культуры (сер. XIX – нач. XX вв) – Казань, 1966.

– Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья. – Казань, 1973.

– Бурлина Е.Я. Евреи провинциальной России. – Самара, 1992.

– Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.

– Завальный А.Н. Украинские этюды. – Самара, 1996.

– Завальный А.Н. Поляки в Самаре // Этнос и культура, Самара,-1996, с. 21-23.

– Мордва Заволжья (Ответ, ред. В.И.Козлов). – Саранск, 1994.

– Мордва: историко-этнографические очерки. – М., 1981.

– Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. -М., 1985.

– Савченко И.Н. Дубинин С.И. Российские немцы в Самарском крае. Историко-краеведческие очерки. – Самара, 1994.

– Чуваши. Этнографические исследования. Т.1-2 – Чебоксары, 1956, 1970.

– Этнография Самарского края ХVIII-ХХ веков. Библиографический указатель. – Самара. Сост. В.М.Бузюков. Автор предисловия Т.И.Ведерникова. – Самара, 1994.

Издавна Самарский край, формируясь в качестве органич-ной составной части многонационального Российского государст-ва, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с ха-рактерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, общественных норм, религиозных верований, менталитета. На протяжении веков взаимодействовали разнородные этносы, пред-ставляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, като-лицизм, протестантизм, староверчество, ислам, иудаизм, язы-чество.

В величавых потоках волжской воды отразилось и духов-ное могущество Руси, навеки сплотившей большие и малые народы.

1 . Формирование населения края

Население края не являясь коренным, формировалось в те-чение ряда столетий. Особенно интенсивно колонизация региона происходила со времени присоединения Поволжья к России (ХVI в.) и до начала XX века. В результате сформировалась уникальная региональная общность.

С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем раз-личных по происхождению этнических массивов. Это ярко прояви-лось уже в эпоху раннего железа и в средневековье, т.е. в 1 ты-сячелетии до н.э. – середине II тысячелетия н.э.

В раннем железном веке южные степные районы Самарского По-волжья являлись кочевьем савроматских, а позднее – сарматских племен. Самарская Лука и северо-восточные районы Самарской об-ласти (бессейн р.Черемшан) были заселены оседлыми племенами, сначало "белогорскими (названными так по городищу Белая гора у с.Подгоры), а позднее племенами "городецкой" культуры, при-шедшими в IV в. до н.э. с запада, из бассейна среднего тече-ния р.Оки. С большой долей вероятности их можно связать с финно-уграми.

С конца I в. н.э. начинается первый этап освоения Поволжья славянами (славкинское селище, городище Лбище – население позднезарубинецкой культуры).

Более мощная миграционная волна конце IV-начала V в.н.). была связана с гуннским нашествием. Жившие в нашем регионе потомки позднезарубинецких племен и родственные им группы на-селения, создали именьковскую культуру V-VII вв. Этническая принадлежность и судьбы именьковской культуры дискуссионны и по сей день. Многие исследователи полагают, что именьковцы были славянского происхождения, остались после VII в. в Поволжье, смешались с болгарами и привяли участие в формировании болгар-ской народности.

В IV-V вв. в степных районах края появляются гунны – тюркоязычные кочевники из Азии. В конце VII-VIII вв. наш край достигают первые волны болгарской миграции. В IX в. на террито-рии края и в более северных районах жили и группы угорского населения. Можно предполагать, что пришедшие с юга болгары под-держивали тесные контакты с прикамским населением, проживая с ними совместно в рамках единых хозяйственных комплексов – по-селений. Взаимоотношения с угорским населением было иным, что привело к уходу угров из Поволжья в Западную Европу, где ими было основано Венгерское государство.

В Х в. в среде болгарского населения, заселившего совместно с другими этническими группами Среднее Поволжье происходила централизация власти и борьба за независимость от хозар, пере-ход к оседлости.начало строительства городов, развитие ремесел и торговли, а также принятие мусульманства в качестве государст-венной религии. Итогом этих процессов было образование в реги-оне сильного феодального государства – Волжской Болгарии.

Самым значительным болгарским поселением в нашем крае был Муромский городок (средневековое название города неизвестно). на Самарской Луке. Это был важный административный, ремеслен-ный, торговый и культурный центр. Город был сметен с лица земли татаро-монгольским нашествием в 1236 г.

Татаро-монгольское нашествие (1236 г.) оказало огромное влияние на дальнейшую историю и культуру Волжской Болгарии и тюркоязычных кочевников, освоивших степные районы Заволжья в домонгольское время. В период существования Золотой Орды в Самарском Поволжье жилы русские, мордва, тюркоязычные кочев-ники и болгары. Именно в это время закончилось формирование поволжских тюркоязычных народностей: чувашей, татар, башкир. Однако, после военного похода Тамерлана в 1391 г. традиции прочной оседлости были нарушены здесь надолго, и возрождение оседлой земледельческой культуры относится уже к ХVII-ХVIII вв. – периоду вхождения Поволжья в Российское государство.

Дальнейший процесс освоения Самарского края является отра-жением социально-экономического развития России в отдельные исторические периоды и государственной политики освоения ок-раинных земель, включаемых в границы государства вместе с их населением.

С середины ХVII в. в степях самарского Заволжья столкнулись два хозяйственно-экономических уклада – оседлый земледельчес-кий и кочевой скотоводческий. Формировался многонациональный состав населения Самарского края. Наряду с русскими переселенца-ми на оборонительных линиях селились мордва, татары, чуваши. Наделенные на службу землями конные стрельцы, бывшие дворцовые крестьяне, татары-общинники – все они были отнесены в первой четверти ХVIII в. к категории государственных крестьян-однодвор-цев. В конце ХVII – начале ХVIII вв. в заселении района приняли участие и дворяне, и переведенные ими на земли Заволжья кре-постные крестьяне. Все это в целом создавало условия для срав-нительно быстрого аграрного освоения обширных районов Заволжья.

Усиление крепостничества в центральных районах России, политика христианизации народов Поволжья и Урала привели в Самарском крае к значительному увеличению численности беглых крестьян различного этнического происхождения.

Дальнейшее массовое заселение края было связано со строи-тельством в 30-е гг. ХVIII в. Ново-Закамской и Самарской (Оренбургской) оборонительных линий. В 1734 г. в Самаре была Создана Оренбургская экспедиция с административной задачей при-соединения земель вдоль линии и налаживания отношений с народа-ми, входящими в состав России. В результате местность к северу от р.Самары, по рекам Кинель, Сок и Кондурча стала быстро за-селяться.

Хозяйственное освоение Заволжья – великий подвиг народов края. Социально-экономической основой аграрного освоения новых земель становится помещичье, монастырское землевладение и миг-рационные волны крестьянских масс.

Особенно быстро возрастает численность помещичьих селений и земельных владений дворянства после разрешения покупки баш-кирских земель в 1736 г. Во второй половине ХVIII в особое место в истории помещичьего землевладения занимают имения графов Орловых – близких двору Екатерины П.

В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана Ставропольскому калмыцкому войску. Но попытка российского пра-вительства приобщить калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя (1738) и соседних с ним селений не удалась. Большая часть калмыков откочевала за пределы Поволжья, небольшая часть получила право служить в Оренбургском казачьем войске.

В 40-е гг. ХVIII в. в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы. Вначале они расселялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара. В 1744 г. на р.Кинель была осно-вана Кинель-Черкасская слобода. После учреждения Саратовского соляного комиссариата в 1747 г. украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Елтон (Эльтон). Украинцы основали сло-боды Покровскую и Николаевскую. Позднее села Украинка (на се-вере и юге края), Черниговка и другие.

В быстром и эффективном освоении обширного края особая роль принадлежала военно-административному правительственному освое-нию. В ХVI-первой половине ХVIII вв. государство создало систему городов – крепостей и оборонительных линий практически по всему периметру региона, обеспечив безопасность волжского пути и благоприятные условия для хозяйственного освоения края.

Активное переселение немцев в Россию началось после Мани-феста Екатерины II от 4 декабря 1762 г., приглашавшей жителей Европы свободно устраиваться на "праздных" русских степных просторах. Переселенцам гарантировалась свобода вероисповедования, строительство церквей, освобождение на тридцать лет от налогов, беспроцентная ссуда на обустройство крестьянского хозяйства или ремесленной мастерской, самоуправление в колониях, освобождение от военной и гражданской службы и уже к 1767 г. на Волге обосновалось 106 колоний: 60 – на левом берегу, 46 – на правом. А к моменту образования Самарской губернии (1851) на ее территории сосредоточилось 131 немецкая колония.

В Самарском регионе можно видеть и четыре этно-социальные группы немецких поселенцев: старые поволжские колонии Николаев-ского и Новоузенского уездов, включенные в состав Самарской губернии в 1851 году; северо-западные поселения 2-ой половины XIX века в Самарском уезде; поселенцы – горожане Самары и уездных городов XIX века; поселения Бузулукского уезда конца XIX века. В Самаре были и воеводы немецкого происхождения:

В.Я.Эверлаков (1671-1672), А.Д.Фонвизин (1672-1674); А.Шель (1676 – ?). А правнук самарского воеводы М.А.Фонвизин (1768-1854 гг) станет декабристом. Немцами по происхождению были и самарские губернаторы К.К.Грот (1853-1860) и И.Л.Блок (1906).

К середине XIX века кочевавшие в крае башкиры, ногайцы, "киргиз-кайсаки" переходят к оседлости.

Еще в ХVII веке в Заволжье на поселение было направлено несколько групп смоленских и полоцких шляхтичей – поляков. В XIX веке в Самаре оказалась значительная группа переселив-шихся и сосланных на Волгу поляков-интеллигентов (врачи, пе-дагоги, инженеры, юристы). В 1861-1862 гг. Самарской губернией управлял способный администратор поляк Адам Арцимович, при ко-тором началась в губернии Великая крестьянская реформа. Он же содействовал строительству в Самаре польского Костела, здании которого было передано протестантам в связи со вспыхнувшим в Польше восстанием. Современное же здание костела было построе-но в 1906 году (архитектор Ф.Богданович). На 1 января 1902 г. в губернии проживало около 70 тысяч католиков, значительную часть их составляли поляки. В связи с оккупацией Польши герман-скими войсками в годы первой мировой войны в Самарскую губер-нию было эвакуировано 27 тысяч беженцев.

К началу XX века еврейское население Самарской губернии составляло около двух тысяч человек. Это потребовало открытия молитвенного дома. В 1903 г. началось строительство синагоги, 31 августа 1908 г. состоялось ее торжественное открытие.

К концу XIX в. определился основной этнический состав на-селения края. Так, в трех северных уездах губернии – Бугульминском, Бугурусланском и Ставропольском русские лишь незначительно превосходили по численности остальное население (50,8% против 49,2%). В Бугульминском уезде татары и башкиры составляли 49,1% от всего населения уезда, в Бугурусланском районе четверть населения составляла мордва. В двух южных уездах Николаевском и Новоузенском 43% населения составляли немцы. Только два уезда – Бузулукский и Самарский – были со значитель-ным преобладанием русского населения.

Территория Поволжья и Приуралья стала районом многовекового соприкосновения и взаимодействия оседло-земледельческого и ко-чевого скотоводческого хозяйственно-культурных типов, этнокуль-турного взаимовлияния и ассимиляционных процессов среди народов региона.

Одинаковые условия хозяйствования и организации быта, чересполосное расселение, тесные контакты в процессе аграрного освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов общих интернациональных черт, нередко родня-щих этнические группы Самарского края со всем населением Поволжско-Приуральского региона.

Примечательной особенностью истории Самарского края явля-ется отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных культурных и экономических связей между рус-ским населением и другими народами Поволжья. Именно на этой ос-нове возникла общность интересов и единение в годы тяжких испы-таний, которыми так была богата российская история.

В хозяйственной деятельности и материальной культуре наро-дов региона рельефно проявлялись общие тенденции, сочетающие в себе накопленный веками опыт в промыслах финно-угорских народов, традиции пашенного земледелия славян, с сохранением множества показателей ранее присущего ряду народов кочевого скотоводческого образа жизни.

2. Типы расселения

Для Самарского края весьма характерным является долинно-овражный тип расселения, отличающийся расположением селений вблизи леса или по склонам холмов и балок, вдоль реки или во-доема. Наличие водоема было главным условием для возникновения любого селения в степном Заволжье. Большинство поселений в прошлом были небольшими. Более многодворными были поселения татар.

В центральной части селения обычно располагались общест-венные постройки: административное здание, культовое сооруже-ние, школа, больница, магазин, иногда торговая площадь. Архи-тектурным центром являлась православная церковь, мусульманская мечеть, протестантская кирха. Их наличие отмечалось в назва-нии "село" от более мелких – "деревня", "хутор", "выселки".

В условиях существования в селении нескольких конфессио-нальных общин на окраинах села располагались "молельные дома". На окраине селения обычно располагались места общественных гуляний, мельницы, кузницы.

Русские принесли в Заволжье традицию линейно-уличной или рядовой планировки. Четкой была планировка селений колонис-тов-иностранцев. Селения других народов края характеризовала беспорядочная планировка, уходящая корнями в древний обычай совместного поселения родственных семей отдельными гнездами. В ХIX-ХХ вв. под влиянием русских традиций в Заволжье стали широко распространяться уличная планировка селений, независимо от их национальной принадлежности.

Жилищем населения края к XX в. обычно служила рубленая из дерева "русская" изба. Для строительства хозяйственных поме-щений типа летней кухни часто использовали камень-сырец или саман (самодельный кирпич из глины, перемешанной соломой). Крыши домов крылись соломой, тростником, иногда обмазывались глиной, как и вся постройка. Более состоятельные жители имели "тесовые" (деревянные) крыши или крытые "железом".

Самым древним жилищем нерусских народов края была однока-мерная постройка. Под влиянием русской традиции появились двухкамерные постройки (изба-сени) и трехкамерные (изба-сени-клеть). Повсеместно распространенным явлением было сочетание отапливаемого жилища с летней кухней – без пола и потолка, расположенного параллельно жилому помещению и соединенному с ним надворными постройками.

Богатая резьба по фронтону и верхней части наличников де-ревянной избы была характерна для лесных народов края. Ориги-нальной особенностью внешнего оформления была многоцветная раскраска оконных наличников и рам.

Интерьер жилища русских, мордвы-эрзя и чувашей был в ос-новных элементах одинаковым. Он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, "красном" углу. Татарское и мордовско-мокшанское жилище отличали нары, отстоящая от стен печь с пристроен-ным к ней очагом с вмазанным котлом. Появившуюся в XIX в. у русских, мордвы и чувашей деревянную перегородку или занавеску следует считать заимствованным у татар традиционным делением жилища на две половины – мужскую и женскую.

3. Одежда народов края

Многовековые межэтнические контакты привели к созданию осо-бой этнокультурной целостности народов Поволжья и Приуралья. Появилось немало общих черт в материальной культуре народов края.

Весьма много общего наблюдается уже на протяжении столетия в одежде народов.

Основу женского костюма славянских, финно- и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы-славяне (русские, украинцы, белорусы, по-ляки) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с пря-мым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохра-нявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить – сборками, клиньями, складками.

Основным украшением земледельческой рубахи являлась вышивка, имеющая этнодифференцирующий характер, для скотоводческой ру-бахи наиболее присущей была аппликация – разноцветные кусочки ткани для украшения.

Использование сходных головных уборов от высоких шапок сла-вянских женщин до сходных низких у тюркоязычных народов и шлемовидных шапок у чувашей, несмотря на множество их этнических и локальных вариантов, объединяло разноязычные народы края. Свидетельством продолжительных этнокультурных контактов финно-и тюркоязычных народов были полотенцеобразные головные уборы и налобные повязки.

Большое сходство в одежде народов Самарского края прояви-лось в украшениях: шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал – металл, раковины, бисер, бусы.

Первая четверть двадцатого века стала временем массового перехода населения края к городскому типу одежды, в ансамбле которой основными элементами являлись юбка и кофта (в женском костюме), изготовленные из фабричных тканей. Использование само-дельного холста для шиться одежды становилось признаком бедности и нищеты.

Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоваться только как обрядовые – свадебные, похоронные, в организации массовых общественных ме-роприятий для их участников.

4. Духовная культура

Наибольшей самобытностью отличается духовная культура наро-да. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края.

Значительное место в духовной жизни населения занимали об-ряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навы-ки народа, его мифологические представления и религиозные веро-вания – как ранние языческие, так и более поздние из бытовавших на Волге – христианские и исламские. Обрядами отличались опре-деленные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и оканчивался совершением определенных обря-дов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельчес-кие традиции, обращенные к солнцу, земле и растительности. Это сохранялось в христианском обрядовом календаре до конца 30-х гг. у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпадала и с мусульманской.

Так, начало нового года земледельцев было приурочено к рожде-нию нового солнца – дню зимнего "солнцеворота". Этот день пра-вославная церковь празднует как Рождество Христово. Однако все народы края включали в новогоднюю обрядность языческие нормы – гадали об урожае, приплоде скота, прославляли силы природы, от которых зависел человек. Для русского человека это был особый период – "зимние святки", продолжавшиеся до Крещения (19 января по новому стилю).

Сходство в традиционной культуре народов края особенно ха-рактеризует период окончания зимы и наступления весны. Все христиане встречали весну "широкой" масленицей, которая по срокам приближалась к мусульманскому Новому году – Наврузу – 21-22 марта по новому стилю, что в жизни природы соответствова-ло и победе весенних сил над зимними.

Началу весеннего сева предшествовали массово организованные праздники и обряды: у православных жителей края – вербное Воскресение, Пасха, Красная горка (воскресение после Пасхи), которая заканчивала неделю весенних свадеб; у чувашей сущест-вовали многочисленные обряды в честь верховных весенних сил – "моление плуга", "варлах-келарни" (вынос семенного материала), "сумар чук" (моление о дожде), "уи чук" (моление на поле).

У мордвы специфической формой общественного быта были коллективные моления по случаю начала или завершения земледель-ческих работ, сопровождаемые разнообразными религиозно-матическими обрядами. Своеобразное общественное моление в мордовском селе устраивалось и на христианской праздник вербного Воскре-сения – в честь Вербавы (матери вербы).

В мусульманском календаре к этому периоду был приурочен древний языческий праздник Сабантуй ("свадьба плуга"), наиболее распространенный в настоящее время у татар. В этот день перед севом устраивались скачки – состязания на лошадях, массовые спортивные мероприятия (борьба, перетягивание каната, лазание по шесту или столбу) должны были выявить среди молодежи победи-теля – батыра, что определяло его особый статус в общине. В наши дни обряд утратил свое первоначальное предназначение и отличает-ся как массовое гуляние среди татар области по окончании по-севных работ.

В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Самара – 2003 УДК__________ ББК­­­­­­__________ Печатается... на лучших традициях ушедших поколений. "Введение в самарское краеведение" (автор-составитель Л.В. Храмков) явится...

  • Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего среднего (полного) общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Документ

    М.: Просвещение, 2009. Краеведение Учебная программа по краеведению для 5 класса «Введение в Самарское краеведение» .

  • Задачи школы на 2011-2012 учебный год

    Документ

    Ляха. – М.: Просвещение. 2006. Краеведение Модифицированная 1. В.В.Воронин, В.А. Гавриленкова География Самарской области, Самара, 2010 ... веке» В.И.Шенкевич, Кинель-Черкассы, 2000. «Введение в Самарское краеведение» , Л.В.Храмков. Самара, 2003. «Работа...

  • Учебная программа курса

    Самарского введению Краеведение

  • Самарское епархиальное управление русской православной церкви работников образования

    Программа

    Наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; ... в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов... Космодемьянской, молодогвардейцев, А. Матросова. Краеведение . Местная книга памяти героев. ...