Объединение художников передвижников возникло вследствие. Школьная энциклопедия. От бунта к разъездам

Передвижники Передвижники

Художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в ходе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства - петербургской АХ. Развивая лучшие традиции Артели художников (руководитель которой Крамской стал идейным вождём ТПХВ), испытывая постоянное воздействие общественных и эстетических взглядов революционных демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикой академизма. Освободившись от регламентации и опеки АХ, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы; стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. С демократических и гуманистических позиций передвижники решительно осуждали российские самодержавные порядки, сочувственно показывали освободительное движение русского народа. Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на религиозные сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы. В 1870-80-х гг., в пору своего расцвета, искусство передвижников развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины. В творчестве передвижников критический реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству передвижников.

ТПХВ объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Экспонентами выставок ТПХВ были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии художественной деятельности передвижников играл критик-демократ В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли. Реакционная критика и АХ, вынужденные отказаться от первоначальной тактики зажима и травли передвижников, делали попытки подчинить себе их деятельность, оживить с их помощью академическую школу. В 1890-х гг. в состав АХ вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др.). В числе передвижников были художники Украины (К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко), Латвии (К. Гун), Армении (В. Суреньянц) и другие, оказавшие большое влияние на развитие своих национальных школ по пути реализма, народности и демократических идеалов. Огромное значение для русского реалистического искусства имела педагогическая деятельность Перова, Репина, Маковского, Крамского, Саврасова. Куинджи, Савицкого, Поленова и др.

На рубеже XIX и XX вв. искусство ряда передвижников стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. ТПХВ теряло былое общественное влияние, но основное ядро передвижников до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1890-1900-х гг. в творчестве передовой группы передвижников проявились социалистические идеи, отразившие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.). Многие передвижники, войдя в советскую художественную культуру, явились носителями великих реалистических традиций XIX в. и помогли формированию искусства социалистического реализма. ТПХВ распалось в 1923. Его члены влились преимущественно в АХРР, продолжая в новых исторических условиях служить народу.

Литература: Г. Бурова, О. Гапонова, В. Румянцева, Товарищество передвижных художественных выставок, т. 1-2, М., 1952-59; (А. В. Парамонов), Передвижники. (Альбом), 2 изд., М., (1975); Передвижники. Сборник статей, М., 1977; Передвижники, Товарищество передвижных художественных выставок, автор вступительной статьи и составитель А. К. Лебедев, 2 изд., Л., 1978; А. Д. Минченков, Воспоминания о передвижниках, 6 изд., Л., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

передви́жники

Русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму . Целью объединения, организованного в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова , В. Г. Перова , И. Н. Крамского , Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. В ноябре 1870 г. был утверждён Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Первая выставка состоялась в 1871 г. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др. города. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. городах. Объединение существовало до 1923 г., когда была устроена последняя, 48-я выставка, но расцвет искусства передвижников пришёлся на 1870-80-е гг.

Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Это позволяло поддерживать материально нуждавшихся членов ТПХВ, помогая им сосредотачиваться целиком на творчестве. Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. 1880-х гг. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привёл к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. В 1890-х гг. многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин , В. Е. Маковский , И. И. Шишкин и др.) вошли в состав Петербургской академии художеств .


Творческим методом передвижников стал критический реализм , стремление воплотить «правду жизни». Любой вымысел, идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Благодаря творчеству передвижников, искусство становится в России общественной трибуной; художники обращаются к острым социальным и этическим проблемам, решают просветительские задачи. Передвижники мыслили своё занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.


Убеждённым пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов , провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатлённый во всём многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880-83). Важную роль в становлении передвижничества сыграла собирательская деятельность купца и мецената П. М. Третьякова , основателя галереи русского искусства, сумевшего стать не только покупателем картин участников ТПХВ, но также подлинным другом и вдохновителем многих художников.


Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Главным объектом художественного постижения становится крестьянство и люди из низов, которые предстают не только жертвами социальной несправедливости, но и воплощением красоты и силы. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов . «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; Г. Г. Мясоедов. «Страдная пора», 1887; И. М. Прянишников. «Порожняки», 1872); портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. «Странник», 1870; И. Н. Крамской. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883; И. Е. Репин. «Мужичок из робких», 1878); пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов , Ф. А. Васильев , И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится. В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера.


Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам. Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871; Ф. М. Достоевского, В. И. Даля; И. С. Тургенева; все – 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева; все – 1871; Л. Н. Толстого, 1873; И. А. Гончарова, 1874; Н. А. Некрасова, 1877; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876; И. Е. Забелина, 1877) и др. Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881; «Курсистка», 1883).


Важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др. художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. В. М. Васнецов обращался в своём творчестве к образам русского народного фольклора. В 1880-90-е гг. цветовая палитра в полотнах многих передвижников становится ярче и светлее, манера письма – свободнее, композиционные приёмы разнообразнее (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров , И. И. Левитан , В. А. Серов и др.).
На протяжении нескольких десятилетий Товарищество объединяло почти всех наиболее талантливых русских художников. В его состав в разное время входили, помимо организаторов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников , А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов , Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский , А. П. Рябушкин и др. После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России .

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Передвижники" в других словарях:

    передвижники - передвижники, художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма,… … Энциклопедия культурологии

    Передвижники - Передвижники. И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880 83. Третьяковская галерея. ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Художники, входившие в российское художественном объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению … Большой Энциклопедический словарь

    Художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло художников… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Художники, входившие в российское художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В. Г. Перова в противовес… … Русская история

    Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно… … Википедия

9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств произошло событие - бунт, скандал - давшее жизнь знаменитому на весь мир «Товариществу передвижных художественных выставок». В этот день 14 лучших выпускников Академии отказались от участия в посвященном ее столетию конкурсе на большую золотую медаль. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле», однако, молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет архинесовременным и оторванным от реальности. Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден».
Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.

Смысл «Бунта четырнадцати»: реализм, идущий на смену академизму.

На фото участники «Бунта четырнадцати», 1860-е.

На протяжении всего XIX века Императорская Академия художеств имела своего рода монополию на любую художественную деятельность, однако, многие ученики и выпускники Академии не разделяли убеждений ее ректоров и преподавателей - сюжеты на библейские и мифологические темы казались несовременными; подвергалась сомнению и главенствующая роль формы по отношению к содержанию. Однако, до «Бунта четырнадцати» мало кто заявлял об этом в открытую.
Фактически именно «Бунт четырнадцати» - срыв юбилейного конкурса Академии художеств - стал первой предпосылкой появления движения передвижников.

Искусство ради людей. Цели и устав товарищества.

Николай Ге - «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1871, первая выставка передвижников

Ни один период истории русской живописи не был отмечен таким яростным отрицанием академизма и концепции «искусство ради искусства», как период, начавшийся в 60-е годы XIX столетия. Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания. Эти стремления были выражены в уставе товарищества:

«§ 1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для):
а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;
б) развития любви к искусству в обществе;
в) облегчения для художников сбыта их произведений.
§ 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков...»

Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков.

Первая выставка

Илларион Прянишников - «Порожняки», 1871, первая выставка передвижников.

«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще...", - писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.

Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течении без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов. Выставка вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей. Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник - и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом. Дело в том, что годовой (!) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша - все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.

Экономическая политика передвижников.

Михаил Клодт - «Волга под Симбирском», 1881.

Участники товарищества требовали друг от друга неукоснительного следования принятому ими уставу и в особенности той его части, которая касалась финансовых вопросов - 5% от стоимости каждой проданной картины, а также все деньги, полученные за билеты на ту или иную передвижную выставку, отправлялись в кассу товарищества, остальное же поступало «в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений».

Идеальная дисциплина во всем, что касалось денег и организационных моментов, сослужила передвижникам неплохую службу - их дело процветало. К середине 70-х годов XIX века большинство художников, выставлявших свои картины на переезжающих с места на место выставках передвижников, обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.

Противостояние с Академией художеств. Павел Третьяков.

Князь Григорий Григорьевич Гагарин - вице-президент Академии художеств с 1859 по 1872 годы.

Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Бывшие наставники решили, что новорожденное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки заинтересованной публики.

Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков. «Кто действительно прав покажет только время» - говорил он.. «Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало, - писал он Ивану Крамскому в 1879 году - Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость - вот это благодать!»

Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.

Закат передвижничества

Николай Ярошенко - «Проводил», 1891.

Закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет. К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт. К примеру, молодым передвижникам было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру.

Вот как вспоминал об этом моменте в истории передвижничества живописец Леонид Пастернак: «Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым. Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом. Дошло до того даже (в наши дни это кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал «экспонентам» официальный «циркуляр» с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо «желательных», с определением даже манеры и техники исполнения… Главным в картине был сюжет. Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», - быль, а не сказка-выдумка. Это исторический документ поздней стадии передвижничества».

7 важнейших картин передвижников, хранящихся в Третьяковской Галерее.

Илларион Прянишников - «Погорельцы», 1871.

1. Василий Перов - «Охотники на привале», 1871.

2. Илья Репин - «Крестный ход в Курской губернии», 1883.

3. Валентин Серов - «Девочка с персиками», 1887.

4. Василий Суриков - «Боярыня Морозова», 1887.

5. Николай Ге - «Что есть истина?», 1890.

6. Михаил Нестеров - «Видение отроку Варфоломею», 1890.

7. Исаак Левитан - «Тихая обитель», 1891.

в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.

Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством.

В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего

многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией.

Художники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни.

Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.

19 век это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое количество известных художников России оставившие своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмеримо. Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок.

Знаменитые художники передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику.

Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Некрасова, А. Д. Литовченко, Софьи Николаевны Крамской и множество других. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Художник в свое время набрал небывалую популярность, исходя из этого ему часто поручали заказ портрета , соответственно портреты его кистей постоянно дорожали при его жизни.

(1834-1882) . Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах , Приезд станового на следствие, Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, очень трогательная картина Тройка , Птицелов , Последний кабак у заставы, Приезд гувернантки в купеческий дом , картина Рыболов , также очень популярна картина Охотники на привале .

которая и в наши дни считается самой обсуждаемой и любимой всеми охотниками. Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры того времени. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей, среди этих работ портрет Достоевского , Тургенева, и Островского. Перов как ни кто другой раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

(1830-1897) Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели , Его другие картины не менее популярные Лесная дорога , У ворот монастыря, Весенний день .

После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. Художник раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмоми, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. И. Левитан говорил о Саврасове так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные. глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С истоков творчества художника Саврасова в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика, подчеркнутая безграничной любовью к своей родной земле.

(1850-1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг , Оттепель,В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото .

Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от унылой непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, вросшие в землю крестьянские ветхие домишки. До Васильева и Саврасова русские художники изображали швейцарские, итальянские виды а родные русские места считались, недостойными воплощения. Васильеву удавалось раскрыть в пейзаже состояние унылой русской природы отображая ее истинную красоту, заставив современников восхищаться красотой природы до селе не виданной. Васильев прожил совсем короткую жизнь художника, но даже за такой короткий срок им было написано дюжина работ, прекрасных романтических пейзажей.

(1841-1910) Знаменитая картины Куинджи Лунная ночь на Днепре , привлекает спокойным величием природы, Днепр утром , Березовая роща -

В своих живописных произведениях, художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажей, сверкающие необычным колоритом и контрастом чистых красок и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах, заметно подчеркивает мастерство художника в живописных приемах лунного света, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. Правдиво написал картину Забытая деревня, в которой смело отразил бедственное положение русского народа. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

(1860-1900) Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Осенний день Сокольники , Хмурый день, Вечерний звон После дождя, и передающая яркое осеннее настроение Золотая осень знаменитые полотна - картины Над вечным покоем , Вечер, Весна. Большая вода , Тихая обител и картина Дети бегущие от грозы , Жница, Крестьянский обед в поле.

Русский художник- живописец, представитель классического академизма. Олицетворял в себе человека погруженного в мир красивого и изящного, знаток человеческого психологизма и утонченных чувств. Его портреты, Боярыня у окна. В.А.Морозова, Портрет Александра II и много много других. Исторические картины "Исцеление слепых", "Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", Смерть Ивана Грозного, Демон и Тамара и Суд Париса ир другие. Многие его работы насыщены лиризмом и психологизмом. В жизни Константина Маковского было много замечательных моментов его считали высокооплачиваемым художником того времени. В какой то мере он время от времени находился в поисках новых решений, был склонен к импрессеонизму, за что его даже критиковали за отход от идей передвижников.

(1846-1920) Замечательный русский живописец в своем жизненном творчестве, всегда был поклонником бытового жанра. Несколько из известных его полотен, картины о русской нищете в деревнях Свидание , летний отдых на природе в семье богатых В жаркий день , или Первый фрак . Две странницы. 1885, картина с деревенскими детьми Игра в бабки. 1870.

С 1872 года он член союза передвижников а позднее двумя годами вошел в состав управления созом. Его картины частенько выставлялись на всеобщее обозрение такие как, «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г, Крах банка» (1881) в большинстве подобных выставках передвижников. Больше всего конечно Маковского увлекала социальная тематика и подобных работ им было написано не мало. Относительно подобных сюжетов Маковский писал много портретов, например портрет художников Прянишникова И. М., и Сорокин Е, много написано портретов для богатых, писал бедняков, крестьян и крестьянок, иногда занимался офортами и любил писать акварели. Под его руководством в МУЖВЗ стали известными такие художники, как В. Бакшеев и Архипов.

Степанов Алексей Степанович (1858-1923) Русский художник, академик академии художеств, с 1888 года вступил в союз передвижников, и на этой выставке картина Степанова Лоси принесла художнику значительный успех.

Художественный стиль Степанова привлекает своей уникальной эскизностью при ограниченном использовании цвета красок его палитры, тем не менее его мазки обладают прозрачностью, колорит его полотен не уступает И. Левитану, поэтому, как и у Левитана его пейзажи еще называют пейзажами настроения. Несмотря на количество его прекрасных работ Степанова, относительно его многих коллег, как бы совсем редко упоминают в истории русской живописи, как талантливого живописца, заслуживающего соответственно большего внимания.

Творчество художников-передвижников

План.

1. Краткая характеристика направления передвижников.

2. В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников.

3. Значение творчества передвижников.

Литература.

Передвижники – это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения. Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века.

Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название «передвижники».

Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. Большое значение для развития и популяризации искусства передвижников имела деятельность В.В. Стасова, в частности, его критические статьи, который хотя и не был формально членом Товарищества, в сущности являлся наряду с Крамским идеологом этого объединения.

В состав товарищества в разное время входили А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.М. Максимов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко. В выставках передвижников принимали участие М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, С.А. Коровин. Членами Товарищества являлись также видные украинские, армянские, латышские, мордовские художники: К.К. Костанди, П.А. Левченко, В.Я. Суреньянц, К.Ф. Гун.

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма.

Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.

Отстаивая и развивая принципы реализма, национальности и народности искусства, организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.

Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг «искусство для искусства».

Своим творчеством и деятельностью по его популяризации передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. Вместе с тем передвижники подвергались всевозможным ограничениям со стороны официальных учреждений царской России, прямой травле и гонениям со стороны реакционной печати.

На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.


2. В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников.

Выдающимся представителем передвижников является В.А. Серов, родившийся в 1865 году в Петербурге. С 9-ти летнего возраста он был учеником И.Е. Репина; совместно с ним совершил в 1880 году поездку в Запорожье, во время которой работал рядом с учителем, непосредственно знакомясь с жизнью народа.

В 1880-1885 годах Серов учился в Петербургской Академии художеств и прошел строгую школу рисунка и живописи под руководством П.П. Чистякова. Творческая дружба, связывавшая Серова с его учителями, сыграла важную роль в преемственности развития традиций русского реализма.

Большое значение для Серова имело постоянное, вдумчивое изучение им русских и западноевропейских музеев. Демократизм, правдивость и искренность, пристальное внимание к человеку и родной природе, острое ощущение современной жизни в сочетании с глубоким освоением художественного наследия составляют характерные черты творчества Серова.

Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г.), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г.), «Заросший пруд. Домотканово» (1888г.). Этими произведениями Серов, творчески развивая реалистические завоевания своих предшественников, открыл новую страницу в истории русской живописи. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии.

В ранний период творчества (1880-90-е гг.) Серов любил писать портреты на солнце, среди природы, прослеживая игру солнечных лучей – портрет О.Ф. Серовой «Летом», (1895г.).

Пейзажи раннего периода – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве» отличаются точностью и объективностью наблюдений, четкостью композиционного построения, богатой, тонко разработанной гаммой, материальностью живописи.

В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. Во второй половине 90-х годов под влиянием подъема революционных настроений в стране Серов создает ряд правдивых и задушевных работ, посвященных русской деревне: картины «Октябрь. Домотканово» (1895г.), «Зимой» (1898г.), пастель «В деревне. Баба с лошадью» (1898г.), «Баба в телеге» (1899г.), акварель «Серый день» (1897г.), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г.). Пейзажи 90-х годов, написанные в скупой тональной гамме, отличаются простотой и типичностью: это образы крестьянской России, исполненные глубокого настроения, окрашенные суровым и грустным лиризмом. Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. Приезд жены к ссыльному» (1898г.). С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г.) и акварель «Пушкин в парке» (1899г.), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта.

Конец 1890-1900 гг. – период новых разнообразных творческих исканий художника. Он создает многочисленные портреты, глубокие по замыслу, различные по жанрам – от интимно-лирических до монументальных, от острых набросков до портретов-картин. Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера. Каждый портрет для Серова, по его выражению, - «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры, ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г.) и М.Н. Акимовой (1908г.), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния. В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г.), «Мика Морозов» (1901г.).

Новый подъем творчества и общественной активности Серова был обусловлен революцией 1905-1907гг. В 1905 году Серов создал замечательную галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры – М. Горького, М.Н. Ермоловой, Ф.И. Шаляпина. В тот же период Серов проявляет интерес к монументальному классическому искусству: он выполняет панно, картины на античные темы, эскизы росписей по мотивам мифа о Диане и Актеоне.

Систематически совершенствуя свое мастерство в области рисунка, Серов выработал своеобразную индивидуальную манеру, отличающуюся точностью и остротой фиксации явлений, лаконизмом и выразительностью линии. Серов рисовал карандашом, углем, акварелью, тушью, гуашью. Основные произведения Серова хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы. Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством. В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. В ту пору И.И. Толстой вице-президент академии поняв всю обстановку происходящего, смягчил свои старые требования и даже постепенно стал сближаться с передвижниками, предлагая им преподавание в академии. Среди приглашенных были такие известные художники, как, Шишкин и Куинджи, так как пейзажная живопись в самостоятельном жанре начинала набирать обороты и к 90 годам сильно укрепила свое положение. Конечно не стоит забывать и о положительной роли академии художеств как учебного заведения выпускниками которой стали многие известные художники. Знаменитых выпускники академии обучал любимый ими учитель П. П. Чистяков. Все художники входившие в союз ТПХВ, обладали равными обязанностями и правами, в том числе и вновь присоединившиеся члены сообщества, принимавщиеся после успешного прохождения выставок. оцененных членами жюри, также имели те же самые права, что и ранее вступившие.
Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832—1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы. Нынче это известная всему миру Третьяковская галерея, где представлены русская живопись, графика и портретные шедевры лучших известных художников оставившие яркий след в истории русского изобразительного искусства 18 - 19 века. В государственной третьяковской галерее и поныне хранится важный документ в архиве рукописей о создании членов товарищества закрепленный 23 подписями знаменитых художников.

Знаменитые художники передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, портрет Некрасова, А. Д. Литовченко, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути.
Василий Григорьевич Перов (1834—1882) Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, Тройка . Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах , Приезд станового на следствие, Последний кабак у заставы. Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей Тургенева, Достоевского и Островского. Русский художник передвижник Перов как ни кто другой раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) Мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели , сумев раскрыть в этой картине всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. Его другие картины не менее популярные Лесная дорога , У ворот монастыря, Весенний день . После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. И. Левитан говорил о Саврасове так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные. глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.
Ге Николай Николаевич 1831-1894 Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге привержинец отечественной истории, его картина: Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: Екатерина II у гроба Елизаветы, А.Пушкин в селе Михайловском. Многими работами Ге был часто не доволен, не все из них он завершал до конца, картину Милосердие он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему принесла картина: Выход с тайной вечери, которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью современников. Такие картины, как Что есть истина?, Христос и Пилат подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки. Работы Суд синедриона. "Повинен смерти!, Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации.
Васнецов Виктор Михайлович 1848-1926 г. Мастер - живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Один из первых замечательных русских художников, творчество художника Васнецова было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях он стремился передать эпический характер руси, навеянные искренней поэтичностью, проникнутые глубоко национальным восприятием родной старины. Его известные работы в этом жанре: После побоища Игоря Святославича с половцами, картина Аленушка , Иван-царевич на сером волке, Богатыри , Царь Иван Васильевич Грозный и многие другие работы. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг , Оттепель, В крымских горах, Болото осенью . Васильев смог показать в соих работах природу переходного состояния от непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, ветхие вросшие в землю крестьянские домишки. До Васильева и Саврасова русские художники изображали швейцарские, итальянские виды а родные русские места считались, недостойными воплощения. Васильеву удавалось раскрыть в пейзаже состояние унылой русской природы отображая ее истинную красоту, заставив современников восхищаться красотой природы до селе не виданной.
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. Знаменитые картины Шишкина: Утро в сосновом бору занимательный жанровый сюжет, задуманный художником в картине, во многом способствовал ее популярности, полная душевного равновесия картина Рожь где от края до края колосится золотая рожь охраняемая могучими соснами великанами, Ручей в лесу красиво проработанная в деталях картина, с богатыми светотеневыми контрастами, Корабельная роща , где изображена афонасовская корабельная роща находящаяся недалеко от Елабуги, в произведении воплощен весь жизненный опыт и тончайшее знание родной природы, которое было накоплено мастером за долгую творческую жизнь, Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе. Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.
Архип Иванович Куинджи (1841—1910) На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах, заметно подчеркивает мастерство художника в передаче некоторых живописных приемов лунного света, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. Знаменитая картина Куинджи Ночь привлекает спокойным величием природы, Днепр утром , в картине описан сюжет раннего степного утра, Березовая роща - в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажа, сверкающий необычным колоритом и контрастом чистых красок. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.
Исаак Ильич Левитан (1860—1900)Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры: Хмурый день, После дождя, Над вечным покоем, мастерски написанные вечерние пейзажи: Золотая осень , Вечер на Волге, Золотой плес, Вечер, Тихая обитель, Вечерний звон . Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости их нельзя быстро рассмотреть не осмыслив всего замысла этого известного художника оставившего нам свой неповторимый след в искусстве пейзажной живописи.
Илья Ефимович Репин (1844—1930) Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность. Путешествуя по Волге он написал много этюдов, которые в последствии использовал для написания своей известной картины Бурлаки на Волге, после этой работы Репину пришла ошеломляющая известность. Также не малое впечатление произвела картина, жены художника, мецената Третьякова П. М . Грандиозная по размаху и композиционному замыслу картина: Торжественное заседание Государственного совета, в картине огромное число присутствующих политических фигур того времени, также на картине присутствует и Николай II. в этой непростой работе Репину удалось психологически правдоподобно описать характеристику каждого персонажа. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи.
Василий Иванович Суриков (1848—1916) Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок и живописных приемов, очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков избрал трагические фрагменты русской истории. На фоне картин Сурикова выделяются замечательные исторические работы в которых он отразил яркие психологические характеристики: Боярыня Морозова , Утро стрелецкой казни , Меньшиков в Березове и картина Покорение Ермаком сибири. Картины Сурикова уникальны в значительной мере преобладающим, живописным - колоритом.
Валентин Александрович Серов (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам, иногда работал как театральный художник. Серов как ни кто другой знал что такое портрет и как рисовать портрет , как никто другой Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему очень много позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его портреты: Девочка с персиками , картина овеяна детским восприятием одухотворенности и нежности, зачаровавшая современников розово золотистыми тонами и воздушностью. Девушка освещенная солнцем , в картине играет утреннее солнце осветившее поляну, молодая девушка сидящая в тени излучающая молодость и красоту, портрет М. Н. Акимовой и многие другие.
!9 век это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое колличество известных художников России оставившие своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмеримо. Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок.