Ноздрев мертвые души описание. Герои «Мертвых душ» – Ноздрев (кратко). Цитатная характеристика Ноздрева

Представляет собой в «Мертвых душах» Ноздрев. Насколько Манилов – натура в себя углубленная, живущая в своем собственном мире, настолько Ноздрев – натура общественная, человек, не имеющий никакого собственного мира. Это – общественный паразит, который не может существовать без людей. Хозяин он никуда не годный, семьянин – тоже. Ноздрев – картежник-шулер, барышник, собутыльник, словом, он живет только в «обществе», – чем больше народу, тем он чувствует себя лучше, тем откровеннее раскрывает он себя. Это – лгун и хвастун по профессии, крайняя степень Хлестакова , который врет только тогда, когда разыграется его фантазия. В противоположность ему, Ноздрев врет всегда, – и пьяный, и трезвый, когда это ему нужно и когда не надо, – врет, не разбирая, верят ему, или нет. Это – человек «изолгавшийся». (См. текст описания Ноздрева в «Мертвых душах» , описание его поместья и интерьера дома .)

Легкость в мыслях у Ноздрева необыкновенная, такая же, как у Хлестакова, – оттого мысль у него скачет непоследовательно, одна фраза часто логически не связывается с другой (ср. рассказ его об ярмарочных развлечениях). Жизнерадостный, суетливый, он всегда доволен жизнью. Самолюбия у Ноздрева нет, оскорблений он не боится, и поэтому, взбалмошный и задорный, он легко наносит оскорбления другим, не разбирая людей, не задумываясь о будущем. С людьми Ноздрев совершенно не считается, ни под кого не подлаживается и во всех видит только себя – то есть бесшабашного гуляку, добродушного, беззаботного плута, для которого суета и плутовство не есть средство удовлетворить корыстолюбие, а просто возможность наполнить чем-нибудь свою беспокойную жизнь, – средство занять чем-нибудь праздные силы своей пошлой, но сильной натуры. Жажда жизни, деятельности, неразумно направленная, и создает из этого героя «Мертвых душ» беспокойного человека, «истерического человека», скандалиста, который готов «нагадить» всякому, не по злобе, а вследствие «неугомонной юркости и бойкости характера».

Герой «Мертвых душ» Ноздрев. Художник М. Далькевич

Ноздрев – натура стихийная, – он не волен в своих поступках, в своих словах. Его моральное безволие удивительно сочетается у него с наличностью энергии (он может на неделю запереться в доме для подбирания карт), с решительностью и настойчивостью. В лице Ноздева Гоголь вывел в «Мертвых душах» сильного, но пошлого человека, в жизни которого нет никакой цели и смысла: он предприимчив, как Чичиков , но его предприимчивость бесцельна, бессмысленна, а потому и все существование его – безнадежная глупость. Ноздрева Гоголь не выбрал бы в герои возрождения.

Характеристика Ноздрёва вполне помещается в краткую формулировку: неистовый помещик.

Прилагательное в этом случае нужно понимать во всем богатстве значений, зафиксированных Владимиром Ивановичем Далем в его толковом словаре.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души»

Автор вывел персонаж без имени, счел не важным для читателя и отчество. А фамилия звучит как собачья кличка (на Руси часто домашнюю скотину звали по фамилии хозяина).

Происхождение ее красноречиво: часть носа – элемента очень характерного, связанного в народе с половой сферой. Первое впечатление подтверждается при более близком знакомстве.

Ноздрев характеризуется как личность «историческая», потому что вечно ввязывается или провоцирует истории: скандальные, безобразные и непотребные, с жандармами, драками и пьянками. Еще это мастер сочинять небывалые истории безо всякой нужды: заврется так, что самому уже неудобно.

Это «многосторонний» человек – в смысле, «на все руки»: все и на что угодно менять, куда угодно срываться, в какой угодно вступать проект. Чем не молодой, неугомонный, бойкий и юркий пес, прыгающий из стороны в сторону?

Поступки и внутреннее содержание персонажа вполне себе собачьи: восторженное бросание к едва знакомому человеку, резкие перепады настроения, страсть к игре, желание выиграть любой ценой, публичные драки, нюх на веселые сборища. Желание быть лидером: все у него самое-самое (гигантскую рыбу из его пруда двое еле вытаскивают, жеребец в его стойле – не меньше десяти тысяч стоит и т. д.).

Поведение Ноздрева лишено какой-либо сознательности, направленности. Даже побои его не вразумляют, настолько коротка его память: вскоре братается с вытолкавшими его взашей.

Как и положено родовитой гончей, к персонажу прилагается биография: 35 лет, был женат, прижил двоих детей, жену похоронил, из семейных интересуется больше смазливой нянькой, дома бывает редко, постоянно удирая на всякие публичные сборища, которые своем чутким носом чует за несколько десятков верст.

Ноздрев, существо хотя и родовитое, но лишенное благородных качеств своего прообраза: во многих мифологиях собака – защитник героев, проводник в царство бессмертных, победитель чудовищ-врагов человека и мироздания. Помещик из «Мертвых душ» похож скорее на бродячего блудливого кобеля, околачивающего возле трактиров и выискивающего всякую дрянь.

Описание портрета Ноздрева

Образ собаки организует и подачу портрета персонажа. При первой встрече это чернявый, хорошо сложенный молодец, свежий и полнокровный, среднего роста, с роскошной темной шевелюрой и смоляными бакенбардами.

Подобные Ноздреву люди на лицо открытые, прямые и удалые. Молодецкий смех пробуждает и спящего мертвым сном, обнажает все сахарно-белые зубы, заставляя дрожать и прыгать щеки как у смеющегося бульдога.

Неспроста в облике помещика подчеркивается обилие волос: густейшие бакенбарды, растрепанная густая шевелюра, под халатом на голое тело – грудь, покрытая какой-то бородой. Вроде бы и живописный молодой человек, но суть его выдает покрывающая тело собачья шерсть.

Привлекательность Ноздрева телесная, животная, даже в некотором роде дьявольская. Внешность брызжет здоровьем, не убиваемым, постоянными потасовками и кутежами. Даже румяные щеки-брыли наделены волшебной растительной силой: бакенбарды на них чудесным образом отрастают лучше прежних, выдранных в очередной драке.

Черты характера, манера поведения и речь

Анализ высказываний героя показывает, что «собачья» манера поведения неотделима от речи Ноздрева – в высшей степени экспрессивной и выразительной.

Монологи и реплики отличаются обилием восклицательных знаков и превосходной степени прилагательных.

Лексика скачет от восторженно-ласкательных слов к ругани и казарменным выражениям. Постоянно то божится, то чертыхается, а ласковые «душа» и «брат» сменяются ругательскими «канальей», «фетюком», «подлецом» и «шильником».

Причем ругательства годятся и для дружеского обращения: даже повесить по-дружески желал бы он юлящего .

Любит ввернуть в разговор иностранное слово – только из-за его звучания, не понимая значения. Иногда от речи кутилы веет солдатским натурализмом, в приличном обществе подобными выражениями не бросаются.

Спор с коммерсантом о выкупе мертвых душ напоминает разговор человека с лающим псом – настолько отрывисты и все более агрессивны ноздревские реплики «Врешь!», «Подлец!» и так далее.

Жизненные цели

Отсутствуют. Ноздрев только большой охотник погулять. Пьянствовать и испытывать удачу в картах, выигрывая и тут же просаживая деньги и вещи.

Играть ради игры, побеждать, побеждать и побеждать: любой ценой – причудливейшего вранья, крапленой колоды, перестановкой игральных шашек на доске и даже кулаков. Это тупое, неосознанное желание какой-то победы над всеми и всем.

Так что Чичиков снова просчитался: план даром выпросить мертвые души у проигравшегося отчаянного помещика изначально был обречен на провал.

Описание деревни и усадьбы Ноздрева

Больше двух часов водил радушный хозяин гостей по своему поместью – а более или менее определенного описания ноздревской деревни в книге нет.

Только впечатление запущенности, неприбранности и заброшенности.

Господина дома не ждут: под заунывную песню два мужика в столовой белят потолок. В конюшне две кобылы и неказистый жеребец с блуждающим тут же козлом – остальные стойла пустуют. Ноздрев хвастает волчонком на привязи – будущим «совершенным зверем».

Дикость угрожает поглотить культуру в царстве Ноздрева: бороненные земли чередуются с заброшенными, топкие низины и вязкая грязь и лес в отдалении.

Емко характеризует бравого землевладельца такая деталь: дойдя до границы владений, хозяин клянется, что и лес в отдалении и за лесом – тоже его. Собачья территориальность в действии.

На псарне молодой красавец и вовсе выглядит как отец семейства: собаки многочисленны, довольны, ухожены и обласканы.

Интерьер помещичьего дома представлен только кабинетом. Где нет книг или бумаги, но кругом сабли, два ружья, лже-турецкие кинжалы, всевозможные курительные трубки. Предметы мужской воинской культуры беспорядочно разбросаны, а среди них – до нельзя лишняя, всегда сбивающая на шуточный марш шарманка.

Кстати, спалось понадеявшемуся на дармовщинку Чичикову в этом доме плохо. Всю ночь он чесался из-за нестерпимо больно кусающих маленьких пребойких насекомых.

Отношение к хозяйству

Отсутствует. В собственном доме его по-настоящему волнуют три страсти: собаки, охота, территория для охоты. Не отдает Чичикову желаемое, потому что носом чует что-то нечистое. И хочет к тому же во что бы то ни стало загнать коммерсанта – поймать его на лжи.

Отношение Ноздрева к окружающим

Не поддающееся логическому объяснению, бессознательное, отличающееся, однако, страстью «нагадить ближнему». О ближайших приятелях распускает сплетни, расстраивает их свадьбы или торговые сделки.

При следующей встрече упрекает, что оплеванный человек не заезжает в гости (обращение при этом «Подлец»). Даже проводив зятя, тут же говорит гадости про него Чичикову.

Ноздрев подобно псу кусает руки, играючи.

Любимое занятие

Подытожим, чем же любит заниматься герой «Мертвых душ»:

  1. Все чувства с неистовой силой пробуждают в красавце всевозможные игры – особенно карточные. Маниакальная одержимость победой: не брезгует крапленой колодой, за что часто бывает бит. Подбивая на игру, он делается будто бы одержимым бесом (как подумал про себя Чичиков).
  2. Гиперболические рассказы о своих владениях, победах, предчувствиях, подаваемых блюдах и так далее.
  3. Споры и пари без преследования даже какой-то выгоды: ведь прекрасно знает Ноздрев, что владения его за меткой заканчиваются – но спорит с зятем, что территорию за ней он уже выкупил. Но даже не задумывается о неминуемом проигрыше и его цене.
  4. Охота и собаки. В животных он разбирается: какими должен быть нос, уши, ребра. Пополняет домашнюю свору новыми породами. Заботится лучше, чем о родных детях: велит вычесывать у щенка блох, любуется им, проверяет его состояние.
  5. Пьянство. Среди угощения для гостей – разнообразие спиртного: портвейн, разбавленная ромом или царской водкой мадера, бутылка бургуньона и шампаньона вместе, распространяющая сивушищу рябиновка.
  6. Посещение ярмарок и других публичных сборищ.

Почему Ноздрев мертвая душа

Главный вывод после анализа персонажа: при всей своей привлекательности, это лишь оболочка человека. Но даже через нее пробивается животная сущность помещика.

Алогичность, неосознанность, дикость и непредсказуемость – вот главная характеристика все его речей и поступков.

Ноздрев – зверь, так и не ставший человеком, не одухотворенный высшими человеческими свойствами: разумом, совестью и добротой. Нет в нем даже преданности собственному дому.

Цитатная характеристика Ноздрева

Характер, поведение и жизнь Ноздрева походит на обед, которым он потчует гостей. Блюда приготовлены не для человеческого желудка. Нечто сложное и бесформенное, с пригоревшими и не проваренными фрагментами.

«Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Здесь микрообраз сути Ноздрева: богатство материи – но беспорядочность, бесформенность, дезорганизованность, непоследовательность, бесцельность.

Заключение

Образ неистового Ноздрева вполне вписывается в дьявольскую мистерию «Мертвых душ». Покинув символический гроб – поместье Коробочки – он из трактира увлечен адской гончей и насилу унес от нее ноги. Дальше его ждет встреча с цербером Собакевичем .

Ноздрев , отличаясь чрезвычайной общительностью, легко заводит дружбу с Чичиковым. Между тем отношения между персонажами вскоре портятся. В результате ссоры с помещиком Чичикову не удается приобрести у него умерших крестьян.
«Народ видный», - отмечается свойство Ноздрева заметно выделяться среди других и привлекать к себе внимание. Данной фигуре в произведении уделяется особое внимание:
«Сделаем лучше, если скажем что-нибудь о самом Ноздреве, которому, может быть, доведется сыграть не вовсе последнюю роль в нашей поэме», - замечает автор.
Ноздрев любит привлекать внимание окружающих не только к собственной персоне, но и тому, чем он владеет:
«Давай его, клади сюда на пол. ... Вот щенок! ... Посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою. ... Настоящий мордаш», - обращает внимание помещик на достоинства своего щенка.
«Они всегда говоруны», - характеризуется Ноздрев как человек, любящий общение. Действительно, по ходу действия персонаж практически без умолку разговаривает с окружающими:
«Они все трое могли свободно разговаривать в продолжение дороги», - непрестанно общается помещик со своими спутниками.
Равным образом Ноздрев много общается с Чичиковым:
«Разговор, который путешественники вели между собой...» - беседует помещик со своим знакомым.
Будучи «хорошим товарищем», Ноздрев испытывает чувство привязанности к своим друзьям:
«Дружбу заведут, кажется, навек», - крепка дружба персонажа.
Особенно близкие отношения у помещика сложились с поручиком Кувшинниковым, к которому тот сильно привязан:
«Мы всегда были с ним вместе», неразлучен Ноздрев со своим приятелем.
При этом персонаж искренне убежден, что к его друзьям невозможно не привязаться:
«Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым», -полагает Ноздрев, что Чичиков тоже привязался бы к поручику.
Ноздрев любит своих товарищей и нередко расхваливает их:
«Штабс-ротмистр Поцелуев... такой славный! ... Поручик Кувшинников... Ах, братец, какой премилый человек!»
Равным образом Ноздрев, как ему кажется, сразу проникся любовью к Чичикову, едва познакомившись с ним:
«Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя!» - признается помещик в любви к своему новому знакомому.
Анализ характера Ноздрева показывает, что он стремится к привлечению внимания, общению, привязанности и любви. Тем самым герою свойственны потребности коммуникативного типа. Между тем персонаж нередко ведет себя и противоположным образом: он незаметно плутует, бывает необщителен, легко забывает прежние привязанности, конфликтует. Схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...».
К примеру, любя привлекать к себе внимание окружающих, Ноздрев, как правило, не обращает внимания на то, что хочет его собеседник:
«Послушай, братец: ну к черту Собакевича, поедем ко мне», - предлагает помещик Чичикову проигнорировать намеченный им визит.
Склонный к плутовству Ноздрев во время игры с Чичиковым незаметно передвигает одну из своих фигур:
«Ноздрев, подвигая шашку, да в то же самое время подвинул обшлагом рукава и другую шашку», - тайком делает помещик лишний ход.
Несмотря на свою общительность, Ноздрев нередко помалкивает о своих похождениях. Так, он предпочитает умолчать о «нанесении помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде»:
«Я и в глаза не видал помещика Максимова», - умалчивает персонаж о драке.
Впрочем, и Ноздрев не поминает старого своим приятелям:
«Чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался опять как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего».
Легко сходясь накоротке с людьми, Ноздрев столь же легко забывает свои привязанности.
«Так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке», - словно забывает о дружбе помещик.
Равным образом Ноздрев достаточно скоро разрывает отношения с Чичиковым, едва успев с ним подружиться:
«Я думал прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким», более не считает помещик своего знакомого близким другом.
Несмотря на то, что Ноздрев любит своих товарищей, он часто вступает с ними в конфликт:
«Слывут... за хороших товарищей и при этом бывают весьма больно поколачиваемы», - задирист помещик.
Так, едва познакомившись с Чичиковым, Ноздрев ввязывается с ним в драку:
«"Бейте его!" - кричал Ноздрев, ... как будто подступал под неприступную крепость», - спровоцировал герой очередной конфликт.
При этом недавняя любовь к новому знакомому у Ноздрева быстро переходит в ненависть:
«Фстюк просто!... Печник гадкий! С этих пор с тобою никакого дела не хочу иметь», - выказывает помещик Чичикову свое отвращение.
Как и персонажей Пушкина, Ноздрева отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний.
Например, желая привлечь внимание собеседника к чему-либо, Ноздрев обычно настойчиво призывает его к этому. В частности, желая продемонстрировать свою бричку, помещик едва не силой вынуждает Чичикова взглянуть на нее:
«Вот посмотри нарочно в окно! - Здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку».
Ноздрев проявляет повышенную внимательность к тому, чем он увлечен, в том числе, к собакам и лошадям. Так, помещик вместе со своими гостями отправляется осматривать свои владения:
«Ноздрев... повел гостей осматривать все, что ни было у него в деревне... Прежде всего пошли они обсматривать конюшню».
При общении с окружающими Ноздрев подчас торопится выговориться:
«Куда ездил? - говорил Ноздрев и, не дождавшись ответа, продолжал: - А я, брат с ярмарки. Поздравь: продулся в пух!» - выпалил новости помещик.
С другой стороны, Ноздрев порой делает паузу в общении со своими приятелями. Например, после «размолвки» с Чичиковым он некоторое время демонстративно не разговаривает с ним:
«Лучше б ты мне просто на глаза не показывался!» - не желает помещик общаться с гостем.
Быстро сходящийся с людьми Ноздрев чрезмерно привязчив:
«Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе "ты"», - ведет себя помещик запанибрата, едва познакомившись.
Ноздрев бывает столь назойлив, что даже его приятели нередко вынуждены дистанцироваться от него:
«Или выедут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели», периодически изолируют помещика от общества.
Ноздрев любит азартные игры и имеет «страстишку к картишкам». При этом персонаж нередко бывал настолько поглощен игрой, что «спорил и заводил сумятицу за зеленым столом», а если что-то и выигрывал, так тут же «спускал»:
«Продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался», - не сумел Ноздрев вовремя остановиться, увлекшись игрой.
Между тем, ведя разгульный образ жизни, Ноздрев оставляет без родительского попечения собственных детей:
«Жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны».
Проведенный анализ характера Ноздрева показывает, что ему присущи коммуникативные потребности, также отличающие персонажей пушкинских произведений: «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...». Как и героям Пушкина, гоголевскому Ноздреву свойственны характерные способы удовлетворения своих желаний, сопряженные с чертами характера.
Заметно выделяясь на фоне окружающих, Ноздрев привлекает к себе повышенное внимание. Тем не менее, в определенных случаях он старается действовать незаметно, например, жульничая во время игры. Персонаж часто призывает окружающих обратить на что-то особое внимание. При этом и сам Ноздрев проявляет повышенную внимательность к тому, что его занимает.
Ноздрева отличает любовь к общению. Между тем о компрометирующих его вещах персонаж старается помалкивать. Во время разговора помещик стремится выговориться, однако если собеседник ему не нравится, он берет паузу в общении с ним.
Ноздрева отличает привязанность к своим приятелям. Однако столь же легко он свои прежние привязанности забывает. Персонаж подчас настолько привязчив при общении с окружающими, что тем приходится от него дистанцироваться.
Ноздрева отличает любовь к своим товарищам. Впрочем, это нисколько ему не мешает постоянно вступать с людьми в конфликты. Персонаж поглощен страстью к карточной игре, породистым собакам, лошадям. При этом его собственные дети фактически оставлены без родительского попечения.

Николай Васильевич Гоголь был очень желчный человек и образы для своих героев поэмы "Мертвые души" рисовал со своих друзей, приятелей и знакомых. Благо общество в то время было невелико и почти все друг друга знали.

Так Ноздрев рисовался Гоголем с двух очень известных людей. Внешность и образ с Пушкина Александра Сергеевича, да-да - нашего великого поэта, а характер с легендарного, но подзабытого графа Федора Ивановича Толстого.

Американца (родственника Льва Николаевича Толстого), отчаянного непоседу, дуэлянта, картежника и авантюриста. Он путешествовал с Крузенштерном и Резановым в Америку, сумел всех достать и перессорить и даже хотел захватить корабли и пиратствовать, был высажен на Алеутских островах, сумел оттуда выбраться, пешком с Камчатки добрался до Петербурга. Воевал в нескольких войнах и войне 1812 года, два раза был разжалован в солдаты, но вышел в отставку полковником, убил одиннадцать человек на дуэлях и прочее, и прочее.

Федор Толстой по характеру был близок к Пушкину они были приятели и наверняка подшучивали и дразнили замкнутого Гоголя. Вот Ноздревым-то он на них и отыгрался.

Возраст Ноздрева в поэме - 35 лет. Он молод, здоров и очень энергичен:

"Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его..."

Особое внимание Гоголь уделяет внимание его бакенбардам:

"... его густым и очень хорошим бакенбардам...", - которые, однако, часто редели, после того как Ноздрева драли за них за очередную выходку.

Неуемная энергия Ноздрева, заставляет его врать, жульничать, задирать всех вокруг себя:

" Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели."

Он неисправимо азартен - карты, шашки, пари, все что угодно, лишь бы посоперничать и поспорить. С людьми Ноздрев всегда на "ты", всегда держится за панибрата, за лучшего товарища. Но не может удержаться, чтоб не сделать приятелю подлость:

"Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины... Такую же странную страсть имел и Ноздрев. "

В то же время он не злобен, не злопамятен: и врет, и мирится, и подличает от чистого сердца.

"...что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало.."

По всему видно, что Гоголю такой тип людей был резко неприятен. Свое отношение к Ноздреву Николай Васильевич выразил словами кучера Чичикова:

"Экой скверный барин! – думал про себя Селифан. – Я еще не видал такого барина. То есть плюнуть бы ему за это!"

НОЗДРЕВ

НОЗДРЕВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Литературные источники образа Н.- образы лгунов и хвастунов в драматургии Я.Б.Княжнина, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.А.Крылова, а также Загорецкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Глаздурин из романа Ф.В.Бул-гарина «Иван Выжигин». В образе Н. развиты черты гоголевских персонажей Ихарева и особенно Хлестакова.

Образ Н. представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера», «исторического человека», ибо Н. всякий раз попадает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Н. также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь «попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька»). Главная страсть Н.- «нагадить ближнему»: Н. распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Н. общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Н., гадит человек «с благородной наружностью, со звездой на груди» («И нагадит так, как простой коллежский регистратор»). Фамилия Н.- метонимия носа (происходит абсурдное двойное отделение: ноздрей от носа, носа - от тела). Ряд пословиц и поговорок соотносится с образом и характером Н.: «совать нос не в свое дело», «любопытной Варваре нос оторвали», «остаться с носом», «держать нос по ветру» (ср. у Гоголя: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами...»). Портрет Н. также построен на метонимии лица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией: «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

Вещи вокруг Н. тождественны его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют хаотичность, беспорядочность Н., с другой - его гигантские претензии и страсть к преувеличениям. В доме Н. все заляпано краской: мужики белят стены. Н. показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стой ла в основном пустые; пруд, где раньше, по словам Н., «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку»; псарню с густопсовыми и чистопсовыми, «наводившими изумление крепостью черных мясов»; поле, где Н. ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. отражает его воинственный дух: вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков» (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.). Шарманка Н. играет воинственную песню «Мальбруг в поход поехал». Метонимический принцип в образе Н. последовательно проводится Гоголем: дудка в шарманке Н. совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Даже блохи в доме Н., всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н., «пребойкие насекомые». Энергичный, деятельный дух Н., в противоположность праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден и в конечном счете так же мертв. Н. меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку - не ради выгоды, а ради самого процесса. Четыре дня, не выходя из дому, Н. подбирает крапленую колоду, «на которую можно было бы понадеяться, как на верного друга». Н.- шулер, он подпаивает Чичикова мадерой и рябиновкой с запахом сивухи, чтобы обыграть в карты. Играя с Чичиковым в шашки, Н. ухитряется обшлагом рукава халата продвинуть шашки в дамки.

Если Манилов заботится о «деликатных» деталях, Собакевич - о целом, то Н. пренебрегает тем и другим. Еда у Н. выражает его бесшабашный дух: «кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку <...> перец... капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Н. импульсивен и гневлив. В пьяном виде Н. сечет розгами помещика Максимова, собирается с помощью дюжих слуг побить Чичикова. Н. способен одновременно хвалить и ругать, не стесняясь в выражениях: «Голову ставлю, что врешь!», «... ведь ты большой мошенник <...> Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве» (о Чичикове); «...это просто жидомор» (о Собакевиче). Н.- инициатор скандала вокруг «мертвых душ», он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора, после чего «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих». Н. в разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков - шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все ассигнации переменил на настоящие, что он, Н., помогал Чичикову похитить губернаторскую дочку и пр.

В инсценировке поэмы роль Н. исполняли И.М.Москвин, Б.Н.Ливанов.

В опере Р.К.Щедрина «Мертвые души» партия Н. была предназначена для тенора (первый исполнитель - В.И.Пьявко, 1977).

А.Б.Галкин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НОЗДРЕВ" в других словарях:

    - (иноск.) нахал, необузданный буян, негодяй Ср. Отталкивала меня от него настоящая ноздревщина... мне все так и казалось, что он мне дома у себя всучит либо борзую собаку, либо шарманку. Лесков. Отборное зерно. Ср. Так ты не хочешь играть? нет,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    НОЗДРЕВАТЫЙ НОЗДРЕВ НОЗДРЯКОВ НОЗДРУНКОВ Фамилии старые. От мирского имени или прозвища Ноздря (так же как Носов от Нос) и его производных форм или от прозвища Ноздреватый. Имена образованные от названий различных частей тела были нередкостью. В… … Русские фамилии

    Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма, прозаическая поэма) Язык оригинала: Русский … Википедия

    Ноздревъ (иноск.) нахалъ, необузданный буянъ, негодяй. Ср. Отталкивала меня отъ него настоящая ноздревщина... мнѣ все такъ и казалось, что онъ мнѣ дома у себя всучитъ либо борзую собаку, либо шарманку. Лѣсковъ. Отборное зерно. Ср. Такъ ты не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ноздрёв м. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ буяна, драчуна и бесцеремонного человека. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Ноздрев ("Мертвые души") - Смотри также Помещик. Человек лет тридцати. Чернявый, среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось … Словарь литературных типов

    Ноздрев ("Мертвые души") - Смотри также … Словарь литературных типов

    ноздревой - ноздрев ой …

    ноздреватость - ноздрев атость, и … Русский орфографический словарь

    ноздреватый - ноздрев атый … Русский орфографический словарь

Книги

  • Япония , А. Лаврентьев , А. Родионов , Д. Воронцов , М. Щербино , О. Масленников , С. Гнеушев , С. Дийков , С. Ноздрев , Ю. Чегодарь , Ю. Шипов , Второе издание монографии из серии "Наши деловые партнеры", вышедшей в 1990 г. Учтены происшедшие изменения, а также замечания специалистов и читателей. Данное издание продолжает знакомить… Категория: Экономика Серия: Наши деловые партнеры Издатель: