Культура Западной Европы в XI–XV вв. Культура Западной Европы в XI - XIV вв Становление гуманизма в Италии

Культура большинства стран Западной Европы в XIV-XV веках продолжала традиции расцвета Средневековья: те же университеты, рыцарские романы, готические храмы. Однако заметны и черты нового, тесно связанные с переменами в жизни общества.

Монахи подносят Библию королю Карлу Лысому. Миниатюра IX в.

В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек не противопоставлял себя обществу. Он ценился не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но к концу Средневековья объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, начинают мешать им, сковывать их инициативу. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их. Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё больше соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и искать свой путь в жизни.

Святая Варвара. Робер Кампен. XV в. Определите, чем различаются произведения изобразительного искусства с точки зрения пространственной перспективы

Сходные явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива. Прежде художники изображали более значимые фигуры крупнее, чем прочие. Даже помещённые на заднем плане фигуры Христа или императора были крупнее, чем простые люди на первом плане. Теперь же фигуры и предметы, расположенные ближе к зрителю, изображаются крупнее, чем удалённые от него. Изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека - самого художника.

Портрет молодой дамы. Петрус Кристус. 1450 г.

Среди произведений средневековой литературы и искусства очень много анонимных: писатели и художники часто не указывали своё авторство и даже считали это греховным. Но как раз с XIV- XV веков художник всё реже остаётся анонимным. Не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценятся им самим и теми, кто его окружает. Творчество приносит ему более высокое положение в обществе, чем прежде.

Портрет Антуана Бургундского. Рогир ван дер Вейден. 2-я половина XV в.

Наконец, именно в конце XIV - начале XV века в живописи появляется новый жанр - портрет. Прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем; неповторимость облика их мало интересовала. Теперь же художник рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных.

Ответ оставил Гость

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.Рождение Средневековой культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они не противоречили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.

Культура средневековья - неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом.

ХI-ХIV века станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы.

Философия. В XIV в. ортодоксальная схоластика, утверждавшая возможность примирения разума и веры на основании подчинения первого откровению, была подвергнута критике со стороны радикально настроенных философов (Дунс Скот и Уильям Оккам), отстаивавших позиции номинализма. Дунс Скот, а затем Оккам и его ученики требовали решительного разграничения сфер веры и разума, теологии и философии. Оккам говорил о вечности движения и времени, о бесконечности Вселенной, развивал учение об опыте как фундаменте и источнике познания. Оккамизм был осужден церковью, книги Оккама были сожжены.

Борьба церкви с оккамизмом способствовала развитию и распространению в XV в. другого его направления - формально-логического, в изучение знаков-«терминов» как самостоятельных логических категорий.

Крупнейшим мыслителем, повлиявшим на становление натурфилософии Возрождения, был Николай Кузанский (1401-1464), из Германии. Он попытался выработать универсальное осмысление начал мира и устройства Вселенной, основанных на диалектико-пантеистической интерпретации. Николай Кузанский настаивал на обособлении предмета рационального познания (изучения природы) от богословия.

Обучение в школах на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно-риторический характер. Зачатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.

Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией. Внешняя независимость сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным, был артистический (от лат. artes- искусства), на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский.



В XIV-XV вв. география университетов расширяется. Получают развитие коллегии (отсюда - колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 г. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разрослась и так укрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет.

Университеты ускорили процесс складывания светской интеллигенции. к концу XV в. все большее число студентов, преподавателей (магистров) и профессоров составляют выходцы из привилегированных слоев общества.

В XII-XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Книга и лит-ра. С развитием школ и университетов расширяется спрос на книгу. Сначала она была предметом роскоши, ручной работы. С XIV в. в производстве книг начинает широко применяться бумага (книгопечатание в 40-х годах XV в немецким мастером Иоганн Гутенберг).

В XIV-XV вв. появляются довольно многочисленные описания различных земель, сделанные путешественниками, совершенствуются карты, составляются географические атласы. Все это имело немаловажное значение для подготовки ВГО.

В XIV в. сюжеты книг становились фантастичнее и неправдоподобнее, усиливались религиозные мотивы. Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори («Смерть Артура» является выдающимся памятником английской прозы XV в.)

Развитие городской литературы в XIV-XV вв. - рост социального самосознания бюргерства. Городская поэзия (Франсуа Вийона), драма и возникшая в тот период прозаическая новелла (Эсташа Дюшена и Алена Шартье).

Очень популярными становятся творческие соревнования мейстерзингеров, проходившие во многих городах Германии.

Театр . К XIII в. зарождение городского театрального искусства. Церковные мистерии под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, становятся более яркими, карнавальными. В них проникают светские элементы. Сюжеты заимствованы из жизни («Игра о Робене и Марион» (XIII в.), бесхитростная история юных пастушка и пастушки). Представления разыгрывались прямо на городских площадях, в них принимали участие присутствующие горожане.

В XIV-XV вв. широкое распространение получили фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан. Организация больших театрализованных представлений - мистерий - переходит от клириков к ремесленным цехам и торговым корпорациям. XIV-XV века - время расцвета средневековой гражданской архитектуры. Для богатых горожан сооружаются большие красивые дома. Замки феодалов тоже становятся более комфортабельными, постепенно утрачивая значение военных крепостей и превращаясь в загородные резиденции. Преображаются интерьеры замков, их украшают коврами, предметами прикладного искусства, изысканной утварью. Развивается ювелирное искусство , производство предметов роскоши. Более разнообразной, богатой и яркой становится одежда не только знати, но и состоятельных горожан.

Зов наступающей эпохи ощущается и в творчестве других писателей и поэтов XIV в. (Хуан Мануэль «Граф Луканор», Боккаччо «Декамерон»). «Кентеберийские рассказы» поэта Джеффри Чосера (1340-1400).

О новых веяниях в городской литературе, отразившей устремления народа к равенству, его бунтарский дух, свидетельствует та значимость, которую приобретает в ней фигура крестьянина. («Крестьянин Гельмбрехт», Вернер Садовник в кон. XIII в. , XIV в. Уильям Ленгленда «Видение Уильяма о Петре-Пахаре»).

В XIV-XV вв. происходят большие перемены в народной культуре и ментальности Западной Европы. По мере все большей секуляризации общества утверждается его стремление к освобождению от церковной опеки. Распространяется магия, демономания, ведовство, идеи аскетизма, самоистязания. Этим идеям соответствуют в литературе и искусстве образы колеса Фортуны, хоровода смерти, влекущего к гибели представителей всех сословий.

Такие сдвиги в мироощущении общества отразились и в том, что в образе христианского Бога снова начинают преобладать черты гневного и грозного Судии, карающего грешников. Одним из главных персонажей карнавалов и мистерий становится Смерть.

Важной чертой духовной жизни XIV-XV вв. были рост и укрепление национального самосознания народов Европы и возникновение новых представлений об обществе, закрепляются такие понятия, как граница, народ-нация. Более глубоким и личным становится чувство патриотизма.

В отличие от Италии, где в XIV-XV вв. развивалась культура Возрождения, в других странах Европы, хотя и сказывалось ее влияние, но все еще преобладали черты средневекового типа культуры, средневековой ментальности.

В XIV-XV вв. в архитектуре –готический стиль («пламенеющая» -изощренность в конструкциях, чрезмерная изысканность в убранстве, особая экспрессия скульптур).

Готическая скульптура . Человеческие страдания, очищение и возвышение через них (изображениие страданий распятого Христа, Бога, подавленного своим творением и скорбящего о нем). Исполнены характерности скульптуры Наумбургского собора в Германии, полна живой прелести статуя маркграфини Уты, статуи собора Парижской богоматери.

В конце XIV - начале XV в. одним из крупнейших европейских художественных центров становится Бургундия. Придворным мастером герцога Филиппа Смелого был выдающийся скульптор, выходец из Нидерландов, Клаус Слютер. Вершина его творчества - «Колодец пророков» в Дижоне.

Живопись в готических соборах -роспись алтарей. Однако подлинными галереями крошечных картин являются средневековые рукописи с их красочными и изысканными миниатюрами. В XIV в. во Франции и Англии появляется станковый портрет, развивается светская монументальная живопись.

В областях Испании -мавританское искусство . (ансамбль Альгамбра в Гранаде).

Крайний аскетизм и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистическая экзальтация и логический рационализм, устремленность к абсолюту и страстная любовь к вещной стороне бытия причудливо соединяются в ней. При всем разнообразии средневековая культура, исполненная внутренних противоречий, образует ансамбль, идейную, духовную и художественную целостность.

Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией.

Важной чертой мировоззрения людей этой поры, независимо от их социальной принадлежности, становится утвердившаяся в умах христианская вера, пронизывающая все сферы духовной жизни и творчества. Мировосприятию классического Средневековья в целом свойственно стремление к синтезу, отношение к миру как универсуму, задуманному и осуществленному по единому плану Творца, в котором в гармоничном соотношении пребывают Бог, природа и человек. Это было время напряженных философских дискуссий о природе Божества и сущности мира. Поскольку эти проблемы оставались центральными, философия практически ограничивалась рамками теологии, однако и в этих рамках было достаточно места для свободного развития мысли, в особенности в XI–XIII вв., когда средневековая схоластика (букв, «школьная наука») была еще динамично развивающейся дисциплиной. Она пользовалась античным инструментарием, опираясь на законы рационального мышления и систему логических доказательств даже тогда, когда речь шла о теологических истинах. В XII в. эта тенденция усилилась благодаря распространению аристотелизма и неоплатонизма, пришедших с арабского Востока. Самые острые дискуссии этого времени разворачивались вокруг проблемы соотношения общего – универсалий и частного – акциденций. Научный мир разделился на реалистов – тех, кто полагал, что общие понятия и категории реально существуют вне конкретных вещей и проявлений, – и номиналистов, считавших, что универсалии – лишь «имена», термины, выработанные нашим сознанием для обозначения единичных появлений и предметов. В обоих лагерях было немало одаренных мыслителей – реалисты Гийом из Шампо и Ансельм Кентерберийский, номиналисты – Беренгар Турский и Пьер Абеляр, один из самых независимых философов своего времени, «французский Сократ», учивший, что надо сомневаться во всем, и утверждавший, что божественные истины можно исследовать с позиций разума, «понимать, чтобы верить».

В XIII в. стремление к обобщению философских и естественнонаучных знаний порождает такие выдающиеся фигуры ученых-энциклопедистов, как Альберт Великий и Фома Аквинский, автор «Суммы теологии». Однако в XIV в. схоластика превращается во все более официозную и умозрительную науку.

Неоценимый вклад в развитие средневековой культуры внесли города. В городе формировалась специфическая атмосфера, в которой ценились образованность, владение языками, активность и предприимчивость; здесь возникало новое отношение ко времени, более динамичный ритм жизни. Городское сословие было носителем этических идеалов, вступавших в противоречие с аскетической религиозной моралью.



Если в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты, представлявшие собой пользовавшиеся автономией корпорации студентов и преподавателей, выбиравших ректора. Как правило, университеты объединяли студентов разных национальностей, которые не испытывали затруднений в общении благодаря общему языку ученых – латыни, тем не менее они образовывали землячества – нации. Большинство студентов были клириками и готовились к духовной карьере.

Учебный план любого университета предполагал овладение семью свободными искусствами – грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. После этого можно было продолжить обучение на одном из факультетов высшей ступени – теологии, права и медицины.

Старейшими в Европе были университеты Парижа, Болоньи, Оксфорда, Монпелье, Виченцы, Падуи, Кембриджа, Саламанки. Постепенно наметилась их специализация: в Болонье были сильны традиции преподавания права, в Сорбонне (Париж) и Оксфорде – теологии, в Саламанке – медицины.

В студенческой среде зарождались специфические формы творчества – латинская поэзия вагантов – бродячих школяров, прославлявших, наряду со знаниями, радости жизни и мирские удовольствия.

Собственно городская литература также носила отчетливо выраженный светский характер. Здравый смысл, ирония, симпатии и антипатии горожан отражались в сатирических стихах и баснях (шванки в Германии, фаблио – во Франции). В них высмеивались социальные пороки рыцарства и духовенства, невежество крестьян, но не оставлялись без внимания и недостатки самих горожан – плутовство и стяжательство. Городская сатира облекалась и в форму эпоса: чрезвычайной популярностью пользовался «Роман о Лисе», в котором под видом животных были выведены современные социальные типы – Лис-горожанин, Волк-рыцарь, Медведь-крупный феодал. С другой стороны, городской роман мог быть облечен в аллегорическую форму, подобно знаменитому «Роману о Розе» Жана де Мена. На городской почве развивалась и лирическая поэзия, и реалистическая прозаическая новелла.

Средневековые города часто становились ареной праздников, процессий, игр, спортивных состязаний. В XII–XIII вв. одним из излюбленных развлечений становится театр. Театральные зрелища зародились в церкви как часть литургической драмы. Первоначально это были мистерии и миракли – спектакли на библейские сюжеты, посвященные чудесам святых. Позднее между их актами стали вторгаться светские «интерлюдии», разросшиеся до самостоятельных постановок и превратившиеся в забавные фарсы и реалистические сценки из жизни.

В эпоху классического Средневековья пышно расцветает элитарная рыцарская культура, сформировавшаяся в XI–XIII вв., в период феодальных распрей, войн, крестовых походов, когда рыцарство достигло пика своего социального значения. Этический идеал рыцаря по-прежнему включал в себя моральные ценности германского воина – доблесть, презрение к смерти, верность сеньору, щедрость, однако существенным дополнением к ним становится христианская идея: в теории рыцарь воспринимается воином Христовым, носителем высших добродетелей, чьи подвиги освящены благородными целями. На практике эти декларируемые качества уживались с высокомерием, обостренным чувством чести, эгоизмом и жестокостью. Новым компонентом рыцарской этики стало и понятие куртуазности, включавшее галантность, умение изящно выражаться, поддерживать занимательную беседу, танцевать и ухаживать за дамами. Важнейшим элементом куртуазного поведения было поклонение Прекрасной Даме. Идеалы куртуазии сложились в XI–XIII вв. на юге Франции в Провансе, при небольших, но изысканных дворах, где в отсутствие суверена, уходившего в походы, часто властвовала его супруга. Провансальские поэты – трубадуры – в своей лирической поэзии прославляли радости жизни, наслаждения и любовь как одну из высших ценностей. Они исповедовали новое отношение к женщине, свободное от женофобии, свойственной аскетическому религиозному идеалу Средневековья.

Другим популярным жанром рыцарской литературы стал рыцарский роман – авторское произведение с занимательной фабулой. Сюжеты для них черпались из германского и кельтского фольклора, античной литературы, восточных сказок. На севере Франции сложилась своя традиция рыцарского романа – так называемый бретонский цикл, посвященный подвигам легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола, зачинателем которого был Кретьен де Труа. В течение нескольких столетий тематика и образы героев этих романов определяли символику куртуазных развлечений, главное место среди которых занимали рыцарские турниры – спортивные состязания в честь Прекрасной Дамы, с их пышным геральдическим оформлением и театрализованными выездами участников. По-прежнему популярными у разных слоев общества оставались эпические поэмы, предназначавшиеся не для чтения, а для устного исполнения на пирах трубадурами или профессиональными актерами и музыкантами – жонглерами. В это время были записаны многие старинные эпические сказания, подвергшиеся при этом значительной переработке («Песнь о Нибелунгах»), создавались и относительно новые циклы – «Песнь о Сиде», посвященная эпохе Реконкисты, «Песнь о Гильоме Оранжском», графе Тулузском. В отличие от рыцарских романов, им была свойственна историческая достоверность. Самым популярным эпосом классического Средневековья была «Песнь о Роланде», повествующая о гибели арьергарда армии Карла Великого в Ронсевальском ущелье.

В народной культуре наряду с христианскими представлениями, прочно укоренившимися в массовом сознании, но подчас остававшимися наивными и не во всем согласовывавшимися с официальной церковной доктриной, уживались старинные языческие верования, суеверия и обычаи (гадания, почитание воды и огня, поклонение майскому дереву). Особенно ярко этот симбиоз проявлялся в праздниках, приуроченных к сельскохозяйственному циклу. В это время торжествовала смеховая традиция, позволявшая избавиться от психологического напряжения и забыть о социальной иерархии. Это стремление выливалось в пародирование всего и вся, «праздники дураков» или «беспорядка», ряжение, осмеяние сакрального, нарушение официальных запретов. Такие развлечения, как правило, предшествовали церковным праздникам – Рождеству или Пасхе. Перед долгим пасхальным постом в средневековых городах устраивался карнавал – прощание с жирной пищей, сопровождавшееся театральными зрелищами, играми, потешными боями толстого Карнавала с тощим Постом, танцами, масками, выездами на площади «кораблей дураков». Завершался праздник сожжением чучела Карнавала. Карнавальное действо было высшим проявлением праздничной народной культуры.

Подъем материальной культуры, расцвет городских ремесел, строительной техники и мастерства инженеров, каменщиков, резчиков и художников привел к расцвету архитектуры и искусства в XIII–XV вв. В период зрелого Средневековья произошла быстрая трансформация архитектуры, скульптуры и живописи от романского стиля, доминировавшего в X–XI вв., к готическому (XII–XV вв.). Готические постройки, в особенности величественные кафедральные соборы, были синтезом всего лучшего, чего достигла средневековая цивилизация к этому времени, – духовных устремлений, технического совершенства и художественного гения.

В период с 14 по 15 век, церковь постепенно начинает утрачивать своё былое господство во всей жизни духовного общества среди народа. Этому поспособствовало распространение среди ересей, значительный упадок схоластики, а также потеря всех ведущих позиций в области образования народа. Постепенно все университеты стали избавляться от влияния на них папы. Важнейшим этапом развития культурного достояния в эти года было то, что вся литература выходила на национальном языке. Сферы, в которых раньше применяли латинские буквы, постепенно стала сужаться всё сильнее и сильнее. Начали создаваться предпосылки для того, чтобы создать культурные достояния нации. В эти года, стало значительно преобладать изобразительное искусство, а также изготовление скульптур. Это можно было просмотреть в тонких и практически незаметных деталях изготовления. В отличии от земель Италии, где в начале 14 века, уже начала проявляться эпоха возрождения. В других странах, культурное достояние представляло собой явление переходного типа от 14 к 15 веку. Многие историки стали называть этот период – Предвозраждение.

В период времени с 14 по 15 век, значительно возросло развитие различного производства. Это было обусловлено тем, что постоянно требовались всё более образованные люди. По всей Европе, постепенно стали открываться сотни новых университетов. Более распространёнными считались те науки, которые пригодятся человеку в повседневной жизни. Это была математика, знание медицины а также юриспруденции.

Стало стремительно расти стремление к изучению алхимии, которая стала связывать все свои интригующие опыты с повседневными нуждами человека. В основном врачи благодаря алхимии готовили лекарственные препарата от многих болезней. Стали постепенно разрабатывать всё более новые системы опытов, а также стали совершенствовать некоторое оборудование для опытов. Были сконструированы печи химического воздействия, а также некий перегонный куб. Учёные постепенно поняли, как можно получить соду, или даже калий или натрий, которые весьма едкие вещества.

Среди всей численности, как студентов, так и магистров, стали проглядываться простые крестьяне или некоторые горожане. Благодаря тому, что грамотность стремительно стала возрастать в своей популярности, стал повышаться и спрос на книги. Каждый университет пытался создать библиотеку как можно больше. Благодаря этим усилиям, к концу 14 века, во многих библиотеках находилось до двух тысяч различных томов. Стали распространяться и частные библиотеки. Для того, чтобы обеспечить каждого грамотного жителя книгами, было принято решение о их переписи в специальных мастерских, которые были оборудованы специально для этой работы. Самым крупным событием во всей жизни культурной Европы стало то, что человек по фамилии Гуттенберг изобрёл устройство, которое позволяло печатать книги. Эта технология очень быстро распространилась по всем европейским городам и странам. Благодаря книгопечатанию, каждый человек, мог получить необходимую информацию за маленькие деньги и в кротчайшие сроки.

В конце 14 века, философское развитие было от знаменовано тем, что стал стремительно подниматься номинализм. Уильям Оккам, был одним из самых крупных его представителей. Он получил своё образование в стенах Оксфорда. Оккам положил конец бесчисленным литературным спорам о существовании бога. Он доказал, что существование бога – это только предмет веры, а ни в коем случае не философии.