Картина прикосновение бога. Микеланджело, «Сотворение Адама

Тянущиеся друг к другу руки - самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, - «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи - девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» - четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens , когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально - в виде мозга.

1. Адам . Его поза зеркально почти повторяет позу Творца - Адам подобен Богу, - только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг . Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами - это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды , разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).


4. Варолиев мост . Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз . Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии . Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина . Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка - об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина . Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина . Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, - младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 - Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 - Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 - Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 - Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 - около 1504 - Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 - Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 - Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 - Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 - Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Самым известным фрагментом росписи потолка Сикстинской капеллы является Сотворение Адама, картина фреска, написанная Микеланджело Буонарроти.

Наибольший акцент сосредоточен на фигурах Бога и Адама. Бог показан, как бы, в плывущей в тумане форме, составленной из драпировок и других фигур. Форма держится на ангелах, которые летят без крыльев. Их движение видно по драпировке, которая развевается под ними. Бог изображается как пожилой, но мускулистый, человек с седыми волосами и длинной бородой, которая тоже подчеркивает движение вперед. Такое изображение очень отличается от имперских образов Бога, которые создавались на Западе, начиная со времен поздней античности. Вместо королевских одежд всемогущего правителя, он одет в легкую тунику, которая оставляет большую часть его рук и ног открытой. Можно сказать, что это намного более близкий обычному человеку портрет Бога, потому что он не показан неприкосновенной персоной далекой от простых людей.

В отличие от активной фигуры Бога, Адам изображен почти бездействующим. Он вяло отвечает на неизбежное прикосновение Бога. Прикосновение, которое не только даст Адаму жизненную силу, но и даст жизнь всему человечеству. Тело Адама образует вогнутую форму, которая, кажется, отражает форму Божьего тела, находящегося, наоборот, в выпуклой позе. Возможно, это соответствие форм подчеркивает идею, что человек, подобен Богу и был создан по образу и подобию Божию.


Многие задаются вопросом - кто изображен на картине справа от Бога? Женская фигура, являющаяся, предположительно, важной, учитывая ее привилегированное расположение - под рукой Бога. Традиционная мысль, что это Ева, будущая жена Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из его ребра. Позже, появилась еще одна теория, что это на самом деле Дева Мария занимает это почетное место. Рядом с ней ребенок, возможно младенец Христос. Эта точка зрения поддерживается размещением Божьих пальцев на ребенке. Такое движение пальцев священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время мессы. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия есть Тело Христово, это богословское понимание может быть воплощено на этой картине. Если эта последняя интерпретация верна, то Сотворение Адама связано также с будущим пришествием Христа, который приходит чтобы примирить человека с Богом после совершения Адамом греха.

В целом, картина показывает несколько характерных признаков стиля живописи Микеланджело: великолепная передача положения и движения тел, использование мускулистых полу-повернутых фигур, которые часто встречаются в скульптуре. Важно помнить, что Микеланджело был еще и хорошим скульптором.

Сотворение Адама является одной из самых больших жемчужин Западного искусства, хотя он и остальная часть потолка Сикстинской капеллы страдали от последствий многовекового дыма, что вызвало значительное потемнение потолка. Чистка потолка была начата только в 1977 году. Результат после ее окончания в 1989 был удивительным. Все, что казалось темным и однообразным, стало ярким, приобрело былую живость. Разница внешнего вида фресок до, и после чистки, была настолько велика, что некоторые, поначалу, отказывались верить, что это все те же, неотреставрированные работы Микеланджело. Сегодня у нас есть прекрасная возможность полюбоваться красочностью палитры Микеланджело и поразмышлять о событиях, которые он красиво нарисовал на потолке Сикстинской капеллы.



Картина фреска размером 570 см. х 280 см. написанная примерно в 1511 году, в Италии, в Ватикане.


Руки (фрагмент).

«Сотворение Адама» - одна из 9 фресок, написанных по библейским сюжетам и составляющих композиционный центр Сикстинской капеллы. Ее автором является Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Предыстория

Микеланджело - прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения. Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно

В 1505 года пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет. А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки. Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м², на которых изображены более 300 фигур. Фреска «Сотворение Адама» - одна из центральных во всей композиции.

Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.

Сикстинская капелла

Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.

По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.

Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. "Сотворение Адама" - фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.

Своды Сикстинской капеллы

На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Первый сюжет - «Отделение света от тьмы», последний - «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.

Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.

"Сотворение Адама" (Микеланджело). Описание

Сюжет был взят из В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.

Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.

Особенности росписи

Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии - души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.

Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.

До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.

Произведения искусства могут нести в себе некий скрытый смысл, который иногда удаётся расшифровать. Предлагаем вам подборку из десяти шедевров живописи, в которых удалось найти тайные знаки.

1. «Мона Лиза»: в её глазах есть скрытый код

Как правило, силу «Моны Лизы» приписывают интригующей улыбке, изображённой на лице женщины. Тем не менее, историки из Италии обнаружили, что, если рассмотреть глаза Джоконды под микроскопом, то них можно разглядеть буквы и цифры.

Эксперты утверждают, что эти едва различимые цифры и буквы представляют собой нечто вроде «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу видны буквы «LV», которые вполне могут означать имя художника, Леонардо да Винчи, и в левом глазу тоже есть символы, но их пока не получилось опознать. Ясно увидеть их очень сложно, но, скорее всего, это или буквы «CE», или буква «B».

В арке моста на заднем плане можно увидеть число 72, или же это может быть буква «L» и двойка. Кроме того, на картине видно число 149 с затёртой четвёркой, что может означать дату создания картины - да Винчи нарисовал её во время своего пребывания в Милане в 1490-х годах.

Важно помнить, что картине уже почти 500 лет, так что скрытые знаки видны не так чётко и ясно, как могли быть сразу после её создания.

2. «Тайная вечеря»: в картине скрыты математические и астрологические головоломки и музыкальная мелодия

«Тайная вечеря» является объектом многочисленных спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых сообщениях и намёках, зашифрованных в картине.

Слависа Пеши, информационный технолог, добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек - возможно, женщина с младенцем на руках.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года - она считает, что это станет началом новой эры для человечества.

3. «Сотворение Адама»: божественное происхождение разума

«Сотворение Адама» кисти Микеланджело выдержала испытание временем не только как самая знаменитая фреска Сикстинской капеллы, но и как один из самых знаковых образов в истории человечества.

Микеланджело признан одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского Возрождения, однако не так широко известно, что он тщательно изучал анатомию и в возрасте 17-ти лет расчленял трупы, выкопанные на церковном кладбище.

Американские эксперты по нейроанатомии считают, что Микеланджело действительно использовал некоторые анатомические познания при работе над фресками Сикстинской капеллы.

Хотя некоторые могут счесть это совпадением, специалисты предполагают, что написать подобное на картине Микеланджело вряд ли мог случайно: на фреске можно увидеть даже очертания таких сложных частей мозга, как мозжечок, зрительный нерв и гипофиз. А в самой фигуре Адама, протягивающего руку Богу, можно разглядеть очертания варолиева моста и позвоночника.

4. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

Как и в случае с «Сотворением Адама», среди фресок Сикстинской капеллы есть и другая роспись с фигурой Бога, содержащая секретное послание.

Эксперты заметили, что грудь и шея Бога имеют анатомические нарушения, которых нет больше ни у одной человеческой фигуры на росписях. Кроме того, в то время как большинство фигур освещены по диагонали от левого нижнего края, на шею Бога солнечные лучи падают под прямым углом - исследователи пришли к выводу, что подобную неточность гений допустил намеренно.

Если наложить изображение странной шеи Бога на фотографию человеческого мозга, то становится заметно, что контуры обоих изображений почти полностью совпадают, а странный прямоугольник ткани, простирающийся до центра Божьего одеяния, может символизировать спинной мозг.

Микеланджело также изображал другие анатомические особенности в некоторых местах на потолке, в частности почку, которая представляла для Микеланджело особый интерес, поскольку художник страдал от камней в почках.

5. «Мадонна со святым Джованнино»: следы НЛО

«Мадонна со святым Джованнино» кисти Доменико Гирландайо имеет интересную деталь: над левым плечом Марии в небе парит капля странной формы.

В этом месте картины отчётливо виден доскообразный объект, возможно, блестящий - этот объект художник изобразил до мельчайших деталей, постаравшись поместить его в своё произведение так, чтобы тот бросался в глаза. Кроме того, в правой части картины мы видим человека, поднёсшего правую руку к глазам, показывая, насколько ярким является этот объект, а в верхнем левом углу мы видим предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» - лишь одна из многочисленных средневековых картин, где изображены странные, тревожные неопознанные летающие объекты, парящие в небесах.

6. «Пророк Захария»: власть религии

Напряжённость в отношениях между папой Юлием II и Микеланджело описана в исторических документах. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу на одной из своих картин в образе пророка Захарии, и один из ангелов позади него показывает крайне непристойный жест.

Фигура, в которую сложены пальцы прелестного маленького ребёнка, называется «фига», но его значение вовсе не такое сладкое, как название: держа большой палец между указательным и средним пальцами, он показывает жест старого мира, который сохранил своё значение до наших дней. На Западе жест не так распространён, но в России его значение хорошо известно.

7. «Давид и Голиаф»: мистические знаки Каббалы

Анализируя расположение фигур на потолке Сикстинской капеллы, площадь которого составляет 1300 км², учёные обнаружили формы, похожие на буквы иврита: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую «силу» в мистической традиции Каббалы.

Исследователи полагают, что Микеланджело познакомился с иудаизмом во время пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, а вся Сикстинская капелла, возможно, построенная с соблюдением тех же пропорций, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «потерянным мистическим посланием о всеобщей любви», предназначенной для расшифровки.

8. «Фламандские пословицы»: в картине содержится 112 нидерландских идиом

«Фламандские пословицы» - это написанная маслом на дубовой панели картина кисти Питера Брейгеля-старшего, она наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам того времени.

Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».

Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Некоторые символы, кажется, отображают смысл более чем одной фигуры речи, например, человек, стригущий овец, левее центра в нижней части картины сидит рядом с человеком, режущим свинью, и эта сцена символизирует выражение «Кто-то стрижёт овец, а кто-то - свиней», что означает, что у одного человека есть преимущество над другими. Также сцена может означать и «Стриги, но шкуры не снимай», то есть предупреждает не заходить слишком далеко при использовании своих возможностей.

9. «Ужин в Эммаусе»: христианский обет молчания

«Ужин в Эммаусе» - картина Караваджо, итальянского художника эпохи барокко. На картине изображен момент, когда воскресший Иисус инкогнито пребывает в город Эммаус, но встречает там двоих своих учеников и преломляет с ними хлеб, после чего те узнают его.

Картина необычна уже тем, что фигуры людей изображены на тёмном пустом фоне в натуральную величину, а на самом краю стола стоит корзина с едой, которая, кажется, вот-вот упадёт. Есть также странная тень, похожая на силуэт рыбы, что может указывать на обет молчания как обязательный для христиан.

10. «Портрет юного Моцарта»: знаки масонов

Конечно, произведения искусства не обошли стороной тему масонства: портреты людей, прячущих руки, могут указывать на преданность делу или уровень иерархии. Примером может служить портрет Моцарта, нарисованный Антонио Лоренцони.

Буонарроти Микеланджело, «Сотворение Адама»

Когда говорят о расцвете итальянского Возрождения, то вспоминают имена трех титанов - Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Творчество каждого из них - это гигантский взрыв человеческой мысли, но гений Микеланджело превосходит всех.

На творчество Микеланджело оказали влияние идеи современной ему эпохи. Уже при жизни художника ходили легенды о фанатизме, с которым он работал. Именно эта нечеловеческая одержимость идеей вкупе с недюжинным талантом позволила ему создать такие произведения, при виде которых и современному человеку трудно поверить, что их мог сотворить простой смертный.

В Ватикане находится капелла, построенная по приказу папы Сикста IV и поэтому названная Сикстинской. Но знаменита она тем, что взору посетителя, входящего под своды капеллы, предстают сцены на библейские темы, которые расположены на... потолке. Каждая фреска звучит как гимн духовной и физической красоте человека, его созидательным возможностям, она поражает тщательной обрисовкой фигур, и все это складывается в грандиозную картину прославления Творца, Человека и Разума.

Над росписью потолка и стен капеллы Микеланджело работал с 1508 по 1512 год по заказу папы Юлия П. Специально для этих целей вдоль стен капеллы были возведены леса. Лежа на них, живописец мог приступить к осуществлению своего замысла. Изумляют свидетельства современников, согласно которым Микеланджело проводил в таком положении большую часть времени. Часто в капеллу являлся заказчик, чтобы посмотреть, как у живописца продвигается работа. Вспыльчивому, с независимым характером художнику эти визиты казались попытками контроля, и тогда Микеланджело нарочно сбрасывал с лесов различные тяжелые предметы. Разгневанному папе ничего не оставалось, как послушно ретироваться. Такое обращение с первосвященником мог позволить себе только истинный талант, который находится вне границ человеческих условностей.

В центральной части потолка Микеланджело поместил сцены сотворения мира и истории Ноя. По сторонам плафона, в пролетах, находятся фигуры пророков, возвещающих приход Мессии. Они чередуются с сивиллами - женскими образами христианства, согласно которому последние предсказывали приход Спасителя язычникам. Каждая фигура запечатлена в момент духовного сосредоточения. Они или читают, или записывают мысли, или поглощены звучанием внутреннего голоса. Над самым алтарем находится главная сцена композиции - Страшный суд.

Но самая известная и впечатляющая фреска из всех сикстинских росписей - Сотворение Адама. Многие живописцы задолго до Микеланджело обращались к этой теме. Композиция полотен была всегда одинакова: Создатель единым прикосновением руки взывает к жизни лежащего на земле Адама. Но прежние попытки художественного воплощения образа оставались в рамках условной символичности, и лишь под кистью Микеланджело вдохновенные силы божественного созидания предстали перед зрителем воочию. Смотрящего завораживает не только заключенная во фреске мысль, но и виртуозное исполнение задуманного на простой поверхности потолка с помощью красок. Идея и способ сливаются в мощный творческий порыв, духовное и материальное становятся нерасторжимым целым.

Пронзая пространство, мчится Господь в пустоте, которая есть смерть. Он наполняет ее движением, что символизирует победу жизни над смертью. От стремительного полета плащ Создателя раздувается, как парус на ветру. Бог протягивает руку к лежащему на земле первочеловеку. Адам еще находится во власти сна, но уже протягивает свою руку навстречу Творцу, устремляя взор на лицо Отца. Жизнью наполняются его члены, одно мгновение - и человек впервые сделает вдох.

Смысловым и композиционным центром фрески является встречное движение рук Бога и Адама. Они еще не соприкоснулись, но между ними уже готова проскочить искра, которая зажжет жизнь в Адаме. Внимательный взгляд отметит, что глаза смотрящего и протянутые друг к другу руки находятся не на параллельных плоскостях, а на пересекающихся. За счет такого визуального фокуса Микеланджело на плоской поверхности создает иллюзию пространства с ясно ощутимым движением, словно живописец сам пытается вдохнуть жизнь в свое творение.

Микеланджело известен не только как живописец, но и как прекрасный скульптор, архитектор и даже поэт. Он создал такие скульптурные шедевры, как статуя «Вакх» (национальный музей, Флоренция), скульптурная группа «Оплакивание Христа» (собор св. Петра, Рим), статуя «Давид» (Флоренция), «Моисей» (Рим), «Восставший раб» и «Умирающий раб» (Париж, Лувр). Микеланджело разработал проекты библиотеки Лауренциана во Флоренции, собора св. Петра и Капитолия в Риме. В поэзии он известен как автор мадригалов и сонетов, многие из которых переведены на русский язык Андреем Вознесенским.