Война и мир эпилог в сокращении

В эпилоге две части. В первой части автор размышляет о том, какую роль в войне 1812 года и вообще в истории сыграли император Александр Первый и Наполеон. Затрагивается область филосфских вопросов таких, как что такое «случай», «гений». Так же рассказывается дальнейшая жизнь семейства Ростовых и Болконских. Пьер и Наташа, Николай и Марья женятся, и описывается их семейная жизнь: быт, отношения между ними, рассказывается о том, как они воспитывают детей.

Во второй части автор поднимает различные философские вопросы (что такое свобода, власть и т.д.), на которые, наверное, нельзя давать однозначного ответа. Эта часть больше предназначена для того, чтобы читатель попытался сам найти ответы на те вопросы, на которые рассуждает автор. Таким образом, получается, что эпилог написан не только с целью рассказать о том, что случилось с главными героями, но и побудить читателя мыслить. Так же в первых главах первой части писатель, рассуждая о войне с философской точки зрения, пытается помочь читателю рассмотреть тему войны и мира с разных точек зрения. Для этого кроме своих собственных, автор приводит мнения различных историков, чтобы читатели могли, прочитав несколько мнений, выбрать правильное или же составить свое собственное.

Читать краткое содержание Толстой Война и мир Эпилог по частям и главам

Часть 1

Глава 1

После войны 1812 года прошло 7 лет. В этой главе автор рассуждает о движущих силах в истории и какую роль сыграли в историческом развитии Александр Первый и Наполеон. Автор не оценивает однозначно полезными или вредными были их действия, потому что нельзя точно определить для чего именно они могли казаться таковыми.

Глава 2

Написаны размышления о понятиях «случай» и «гений». Этим понятиям нельзя дать точное определение, потому что они ничего конкретного не обозначают. Если причина возникновения какого-либо явления неизвестна, то говорят: случай. Если люди видят определённое действие, которое нельзя сравнить с общечеловеческими, то тогда это гений.

Глава 3

Размышления о том, почему возникло движение народов Европы с запада на восток и наоборот. Говорится о том, что Наполеон занял важную роль случайно. Что дело не в его гениальности, а причины глупость и подлость, в той степени, в которой их не было ни у кого.

Глава 4

Случайная роль, отведённая Наполеону закончилась, после того как действие свершилось. Рассуждения о том, какую роль занимал Александр в движении народных масс с востока на запад. Народ не нуждался в нём во время народной войны, но после того, как началась европейская война, он выходит на первый план. Философствование о том, как может личность служить общим целям. Но личность может лишь только наблюдать за жизнью, осознавая недостижимость конечной цели.

Глава 5

Говорится о том, что свадьба Пьера и Наташи стало последним радостным событием в семье Ростовых. Все несчастья, случившиеся с родными графа, сильно подорвали его здоровье и, после свадьбы дочери, он умер, оставив денежные дела в плачевном состоянии. Николай выходит в отставку и устраивается на гражданскую службу. Его средств с трудом хватает на то, чтобы содержать мать и Соню, которая во всём ему помогает. Николай понимает, что он в огромном долгу перед ней, но осознаёт, что не сможет её полюбить, даже за её совершенство. Дела у Николая идут всё хуже и хуже, и он видит только два выхода: женитьба на богатой наследнице или смерть матери, но обо всём этом он и думать не хочет. Всё это время Наташа и Пьер живут в Петербурге и не имеют точного представления о делах Ростовых.

Глава 6

В Москву приезжает княжна Марья. Ей становится известно о самопожертвовании Николая и она убеждается в том, что никогда не заблуждалась на его счёт. Княжна наносит визит Ростовым, но Николай принимает её холодно. Марья Болконская уезжает о них в полной уверенности в том, что больше не будет общаться с Николаем. Спустя какое-то время, Ростов приезжает к ней с визитом. Марья говорит ему, что он изменился, на что он отвечает, что тому есть причины. Княжна догадалась, что причина такого общения – это её богатство. Эта догадка подтверждает её уверенность в благородстве Николая. Но чувства берут вверх и Марья и Николай решают быть вместе.

Глава 7

Николай Ростов и княжна Марья женятся и селятся в Лысых Горах. Николай стал очень хорошим хозяином и за 3 года смог расплатиться со всеми долгами, купить землю близ Лысых Гор и начать вести переговоры о покупке имения Ростовых Отрадного. Марья не вмешивалась в дела своего мужа, а только восхищалась им.

Глава 8

Описывается семейная жизнь Николая и Марьи. Ростов имел вспыльчивый нрав и мог распустить руки на слуг. Но после одного случая со старостой, жена просит его перестать так делать. Николай обещает ей. Соня живёт вместе с ними, и Ростов рассказал Марье всё, что было между ним и Соней и просит жену пожалеть её. Но у неё не получается этого сделать. В разговоре с Наташей, Безухова называет её «пустоцветом», но Соня не может этого чувствовать так, как они. Она живёт так, как получается.

Глава 9

Канун зимнего Николина дня. В Лысых Горках начинают собираться гости. Николай был не в духе, а Марья решила, что муж разлюбил её. Он успокаивает, говоря ей, что это не так. Читателя знакомят с детьми Ростовых. Графиня Марья чувствует себя очень счастливой.

Глава 10

В замужестве Наташа сильно изменилась. Она нарушала общепринятое правило о том, что в замужестве девушка не должна опускаться. Наташа полностью погрузилась в семейную жизнь, жила лишь заботами о муже и детях. Когда Пьер был дома, жена старалась угадать малейшее желание мужа. А он видел своё отражение в лице жены.

Глава 11

Из-за того, что Безухов задерживается в Петербурге, Наташа находится в тревожном состоянии. Но он возвращается прямо в праздник и женщина очень этому рада. Правда, она ругает его за то, что его долго не было, но граф знает, что он в этом не виноват и Наташа скоро перестанет злиться. Безухов приходит в детскую, где всё своё внимание уделяет маленькому ребёнку. Наташа, видя его трогательное отношение, говорит, что он прекрасный отец.

Глава 12

Все гости были рады приезду Пьера, особенно был рад ему Николенька Болконский. Безухов всегда привозил всем много подарков, но, несмотря на это, он замечает, что его денежные дела стали лучше и радуется этому. Не забывает граф и о старой графине Ростовой, которой кажется, что её существование потеряло всякий смысл. Домашние понимают её чувства и заботятся о ней.

Глава 13

Пьер рассказывает графине о петербургской жизни. При старой графине стараются не затрагивать политические темы, потому что она их всё равно не понимает. Потом граф уходит в детскую, где играет с детьми.

Глава 14

Безухов говорит, что Николенька становится очень похожим на отца, что вызывает гордость мальчика. После обеда мужчины уходят в кабинет Николая, где Безухов рассказывает о том, что император всё больше интересуется мистицизмом, в стране начинается упадок и в обществе растёт недовольство аракчеевщиной. Он говорит, что всё это приведёт к перевороту и возникает необходимость в создании тайного общества. Николай Ростов не согласен с ним и говорит, что ничего этого не произойдёт, что это лишь фантазии Пьера. Николенька встаёт на защиту Безухова и говорит, что если бы его отец был, то он непременно его бы поддержал. Граф понимает, какая серьёзная умственная работа происходит в голове у мальчика и гордится этим.

Глава 15

Графиня Марья показывает свой дневник, в котором она пишет о жизни детей, мужу. Николай в восхищении от своей жены, от её душевного над ним превосходства. Он рассказывает ей о споре с Пьером и говорит, что не сможет принять его взглядов. Княжна Марья соглашается и выражает беспокойство по поводу племянника, которого взволновала речь Пьера. Она просит мужа вывести ребёнка в общество и он обещает ей выполнить её просьбу.

Глава 16

Граф Безухов рассказывает жене о разговоре с её братом. Наташа пытается отвлечь мужа и заводит разговор о Платоне Каратаеве. На её вопрос одобрил бы он его мнение, Пьер говорит, что не знает этого, но его семейный уклад ему бы понравился, и что Пьер бы с гордостью показал ему своих детей. Описываются семейные отношение четы Безуховых. Николеньке снится сон, навеянный мыслями об отце и Пьере. Проснувшись, мальчик уверен, что его отец одобрил бы мысли Безухова, и он принимает решение учиться, чтобы все им гордились.

Часть вторая

Глава 1

Глава 2

Рассуждения о силе, которая может управлять народными массами. Спор с историками, которые считают, что это власть, присущая только определённым людям.

Глава 3

Философские размышления о том, какая сила влияет на исторические события. Спор с историками, которые описывают историю отдельных личностей.

Глава 4

Размышления о том, для чего нужна власть. Описание противоречий историков о вопросе власти.

Глава 5

Глава 6

Философствование о влиянии приказаний на события. Войско рассматривается как объединение людей общей целью. Размышления об отношениях начальников и подчинённых в войске.

Глава 7

О том, как могут быть связаны исторические личности с народом, и как может совпасть событие с желанием кого-нибудь одного или нескольких людей.

Глава 8

Рассуждения о свободе воли.

Глава 9

Рассматривается предмет истории и затрагивается вопрос о свободе и необходимости.

Глава 10

Свобода и необходимость.

Глава 11

Как история определяет свободу при помощи законов разума. Автор критикует данное определение. Предметом истории является отыскание законов движения народных масс.

Глава 12

Борьба между старым и новым видением истории. Говорится о законе необходимости в истории. Историческая личность зависит от внешнего мира, времени и причин, что служит основой для появления исторических законов.

Итоги и выводы

Из первой части становится понятно, что война изменила всех главных героев, их взгляды на жизнь. Особенно, это касается тех, кто участвовал в военных действиях. В стране назревает переворот, потому что государь постепенно удаляется от дел и в обществе растёт недовольство. И Пьер поддерживает это настроение, понимая, что переворот – это закономерный итог в сложившейся ситуации. И читателю показывается и другая половина общества, верная присяге и государю в лице Николая Ростова. И автор через этих героев показывает то общественное противостояние, которое царило в жизни народа. В Николеньке Болконском, который обожает Безухова и поддерживает его, можно провести аллегорию того, что будущее будет за теми, кто стремится учиться и развиваться.

Во второй части все размышления автора – это и народные мысли, потому что для многих людей жизнь после той войны изменилась, поменялись ориентиры и люди стали задумываться о том, что такое война, власть, свобода. И эти размышления были естественной реакцией народа на произошедшие с ними события.

Эпилог был написан, скорее всего для того, чтобы читатель смог лучше прочувствовать именно настроение послевоенное настроение общества и попробовать поискать ответы на эти философские вопросы.

Картинка или рисунок Война и мир Эпилог

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Перро Ослиная шкура

    В богатом королевстве жил король с прекрасной королевой. Была у них дочь, красивее которой не встречали во всём государстве и за его пределами. В конюшне стоял осёл, который приносил королевству богатство – золотые монеты. Его очень берегли.

  • Краткое содержание Фома Гордеев Горький

    В небольшом городке на Волге жил Игнат Гордеев, работал водоливом на одной из барж купца Заева. Был он сильным и красивым парнем, хотел любыми средствами разбогатеть. Благодаря уму и хваткости

  • Краткое содержание Шукшин Волки!

    Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.

  • Краткое содержание Одоевский Русские ночи

    Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.

  • Краткое содержание Гоголь Миргород

    «Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе...». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую

ЭПИЛОГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I

Прошло семь лет после 12-го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие. Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов. Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами...

Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.

Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m-me Staël, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.

В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I - тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.

В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.

«Он должен был поступить так-то и так-то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12-го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».

Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.

Что значат эти упреки?

Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, - как-то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12-м году, и поход 13-го года, не вытекают ли из одних и тех же источников - условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, - из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как-то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20-х годов?

В чем же состоит сущность этих упреков?

В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, - что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанием книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.

Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру. Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому-нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12-м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение - прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, еще другие, более общие и недоступные мне цели.

Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.

Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, - с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится возможность жизни.

Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.

Случайность, миллионы случайностей дают ему власть и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему , но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем-то прекрасным и разумным.

Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805-м, 6-м, 7-м, 9-м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811-м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, - это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.

Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели - Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда-нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.

Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.

Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805-1807-1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление в группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.

Париж - крайняя цель достигнута. Наполеоновское правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность; союзники ненавидят Наполеона, в котором они видят причину своих бедствий; лишенный силы и власти, изобличенный в злодействах и коварствах, он бы должен был представляться им таким, каким он представлялся им десять лет тому назад и год после, - разбойником вне закона. Но по какой-то странной случайности никто не видит этого. Роль его еще не кончена. Человека, которого десять лет тому назад и год после считали разбойником вне закона, посылают в два дня переезда от Франции на остров, отдаваемый ему во владение с гвардией и миллионами, которые платят ему за что-то.

Глава IV

Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.

Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения - Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.

Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.

Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.

И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.

Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.

Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а я двигал вас?

Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.

Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.

Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?

Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами - государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.

Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.

Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее? Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку Божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
- «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о Боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, - так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.

Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль и приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытиях этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.

Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как семья.

Мысль семейная

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.


В Петербурге жизнь течет как обычно. На очередном вечере у фрейлины Шерер говорят о болезни Элен и читают письмо царю от митрополита. На следующий день приезжает полковник Мишо с вестью о пожаре в Москве и ее оставлении. Ни Кутузов, ни Александр не желают мира. Тарутинское сражение состоится.

Главнокомандующему Кутузову сообщают об уходе из Москвы французов. Кутузов всеми силами удерживает солдат от уже ненужного боя. Против него бесконечно плетут интриги, и в итоге в Вильне он получает выговор от царя. Несмотря на это, Кутузов получает Георгия первой степени. А для дальнейших военных действий Кутузов оказывается больше не нужен. Толстой говорит, что ему больше ничего не оставалось, кроме смерти.

Кутузов умирает.

Для покупки лошадей Николай едет в Воронеж. Там он встречает Марью Болконскую. Он желает жениться на ней, но не может нарушить обещание, которое дал Соне. Но Соня под давлением графини пишет письмо, в котором предоставляет ему свободу действий. Марья едет к брату в Ярославль, где он находится у Ростовых. Андрей к этому моменту уже при смерти. Объединенные общим горем, Наташа и Марья чувствуют свою близость.

Пьера приводят на казнь, но он чудом остается жив. С остальными пленными его отводят в барак. Там он знакомится с Платоном Каратаевым. Пьер проникается добротой Платона и его мудрым отношением к жизни.

Пленные вместе с французской армией отступают по Смоленской дороге. Каратаев заболел и его убили. Пьеру снится сон. Он видит шар, состоящий из движущихся капель («вот он, Каратаев, разлился и исчез»). Утром пленных спасают партизаны.

Денисов с Долоховым теперь командуют партизанским отрядом. Они задумали напасть на обоз с русскими пленными. К ним прибывает Петя Ростов, который погибает во время перестрелки.

После спасения Пьер заболел. Он находится в Орле. Он узнает о смертях Болконского и Элен. Пьер едет к Марье Болконской в Москву, где встречает и Наташу Ростову. После смерти Андрея, все это время Наташа была зациклена на своем горе. А когда погиб Петя, она все свое внимание уделяла графине. Отец Наташи отправляет ее в Москву, когда Марья собирается туда. У Наташи и Пьера просыпаются взаимные чувства.

Эпилог

Проходит семь лет. В 1813 году Пьер женится на Наташе. Умирает граф Ростов, оставив в наследство кучу долгов. Николай живет в Москве в маленькой квартире с матерью и Соней. При встрече с Марьей, Ростов держит себя отстраненно, но после разговора все проясняется. Осенью 1814 года они женятся и селятся в Лысых Горах. Ростову в хозяйственных делах сопутствует успех и он очень скоро оплачивает все долги. А Соня живет в его доме.

1820 год, декабрь. Наташа Ростова с детьми находится в гостя у Николая. Пьер возвращается из Петербурга. Пьер теперь член тайного общества, которое выступает против правительства и за перемены. Об этом он спорит в кабинете с Ростовым и Денисовым. Николай Болконский слышит их разговор. Ему снится сон о том, как они с Пьером возглавляют громадное войско. Проснувшись, Николенька думает о своем отце будущей славе.

Анализ подготовила для Вас Strange

ЭПИЛОГ

Часть первая

I

Прошло семь лет после 12-го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.

Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.

Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…

Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.

Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m-me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.

В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.

В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.

«Он должен был поступить так-то и так-то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12-го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».

Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.

Что значат эти упреки?

Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как-то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12-м году, и поход 13-го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как-то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20-х годов?

В чем же состоит сущность этих упреков?

В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.

Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.

Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому-нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12-м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.

Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.

Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.

Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.