Город мертвых миллионеров: как выглядит самое знаменитое кладбище мира. Что такое семейно-родовые склепы и есть ли они в современной России

Я часто слышу от разных людей, что в наше время бывает тяжело не только ухаживать за семейными могилами, но даже регулярно их посещать иногда оказывается весьма затруднительным делом. И вопрос упирается не столько в то, что неохота или некогда, сколько в другие причины: добираться до места обычно надо далеко, и при этом еще могилы родных бывают разбросаны по разным кладбищам. Даже если на одном кладбище их несколько, но не на общем участке и не на смежных, – это тоже проблема. Ведь хотя бы к праздникам (Пасхе, Троице и другим) везде надо навести порядок, подкрасить оградки, принести цветы. Нужно постоянно следить за состоянием памятников, цветников или мощения. И ведь не набегаешься, особенно с инвентарем. Тем более, что не все имеют возможность ездить и подвозить этот самый инвентарь на машинах.

Семейный склеп : реальность или история?

То ли дело было раньше: горожане побогаче (особенно дворянского или купеческого происхождения) нередко хоронили членов семьи в общих усыпальницах. Такие старинные склепы я сама видела не только на питерских, московских или монастырских кладбищах, но и на старых погостах в небольших российских городках. Например, очень красивые древние строения такого рода до сих пор стоят в Таганроге. А в своем детстве, помню, я ходила с бабулей на одно старинное закрытое кладбище в одном из городов Воронежской области. Там были разные склепы купеческих семей, и некоторые из них считались еще действующими!

В одном из таких покоились останки бабушкиной соседки. Бабушка моя жила в квартире, расположенной в большом дореволюционном доме с общим двором. Когда-то вся эта усадьба принадлежала предкам той самой соседки – тети Зины. Они были богатыми и известными людьми, им принадлежали многие магазины и лабазы (хранилища) с товарами. Родовая гробница тети Зининой родни считалась среди других одной из самых красивых. Она была построена из мрамора в виде небольшой часовенки, на куполе которой стояла скульптура ангела с крестом в поднятой к небу руке. Последним, кого похоронили в этой усыпальнице , был отец соседки, и тетя Зина надеялась, что после ее смерти городские власти разрешат поместить ее тело туда же. Правда, бабушка вскоре умерла, и я больше ни тетю Зину, ни кого-то из их семьи никогда не видела и до сих пор не знаю, осуществилось ли ее желание.

История возникновения склепов

уходит своими корнями в очень давние времена. Самые древние захоронения в ритуальных пещерах возникли не менее, чем 40 тысяч лет назад, а может, и раньше. Позже царские семьи Месопотамии, Вавилона и Персии нередко погребали прах своих покойников в подобных пещерах, то же самое делали и древнегреческие правители – например, фиванские цари. Об этом рассказывается даже в мифологии. В те же времена в некоторых местах стали строить и искусственные склепы, всякие мавзолеи и прочие типы усыпальниц . Самыми известными из таких считаются некрополь аргосских царей в Греции, Мавзолей в Галикарнасе (его еще называли одним из 7-ми чудес света), красивейшие саркофаги этрусков и египетские пирамиды – грандиозные и величественные сооружения для мертвых.

В средневековой Европе захоронения даже венценосных особ первоначально были более чем скромные, ведь христианство никогда не приветствовало ритуальные излишества. Одним из первых в настоящий склеп был погребен Карл Великий. Позже погребения такого рода получили большую популярность в Польше, а особенно в Италии. В других странах Европы стали активно использовать этот тип похорон где-то начиная с XIV века. Наиболее знаменитой до сих пор является роскошно оформленная венская усыпальница Габсбургов – императоров Австро-Венгрии. В ней покоятся останки более чем 150-ти человек.

У восточных славян в языческие времена тоже было принято помещать прах в особые деревянные гробницы срубы (их углубляли в землю) и домовины, которые ставили над курганами, на лесных полянах или на перекрестках дорог. Туда помещали прах в керамических сосудах или даже тела покойных. Иногда под курганами устраивали и каменные помещения для групповых захоронений. После христианизации Руси такой способ погребения постепенно был забыт. Вновь семейные склепы в России стали строить уже в XVI веке. В основном их делали в виде часовен, в которых можно было поставить свечу и помолиться за упокой души. Такие захоронения можно было встретить и на городских, и на сельских, и на монастырских кладбищах, и в родовых усадьбах аристократов.

В наше время тоже кое-где строят склепы

В некоторых странах Европы эта традиция и не прекращалась. Особенно популярной до сих пор (как и раньше, впрочем) она сейчас является в католических Италии и Польше. Там вовсю пользуются старыми семейными склепами и строят новые гробницы , иногда не менее интересные и роскошные, чем прежде. Причем тела в них часто помещают не в землю, а в ниши или в саркофаги.

На так называемом постсоветском пространстве, где действующих усыпальниц к середине ХХ века практически не оставалось, они теперь постепенно появляются вновь. Например, их сооружение давно разрешено на некоторых украинских и белорусских кладбищах. В частности, очень популярны семейные склепы в Западной Украине, где всегда было очень сильное влияние польской культуры. И кое-где на киевских кладбищах тоже появились склепы . В Минске же такие родовые погребения можно встретить и на территории крематориев (первые там появились еще в далеком 1986-м году, а в некоторые из них можно поместить до 19-ти урн с прахом), и на больших погостах. Мой старый друг из Беларуси рассказывал, что в Минске цена готового семейного склепа для урн иногда достигает аж 2-х с половиной миллионов рублей.

Мне самой было очень интересно увидеть современные родовые гробницы на Северном Кавказе, а именно в Абхазии. Там покойных по обычаю хоронят в собственных садах и дворах. В основном встречаются традиционные могилы, но иногда родные устраивают для своих покойных и небольшие мавзолеи из камня. Абхазы давно уже разделились на мусульман и христиан, но и в тех, и в других осталось много языческого духа. А склепы ведь изначально были связаны с языческим культом почитания мертвых, который в Стране Души еще вполне актуален. Несколько особенно интересных усыпальниц мне показали в деревнях Гудаутского района. В них рядом с останками древних предков лежат мужчины, погибшие не так давно – во время грузино-абхазской войны. Одно из таких строений было возведено еще в начале XIX века для усопших древнего княжеского рода. Оно было похоже на осетинские склепы из серого камня, которые я осматривала в Алании. Другая усыпальница датировалась где-то 60-ми годами прошлого столетия и напоминала большую апацху – традиционное абхазское жилище, но только не из лозы и глины, а из кирпича и бетона.

Можно ли построить склеп в современной России

– это вопрос, который сейчас интересен многим. В Федеральном Законе «О погребении и похоронном деле» (№ 8-ФЗ от 12 января 1996 года) специально про родовые усыпальницы и про то, можно или нельзя их возводить, ничего не говорится. Я там вообще не нашла слова « склеп » или ему подобное. Зато в этом законе (в Статье 4 «Места погребения») есть такой пассаж (привожу его в сокращении): «Местами погребения являются отведенные <…> участки земли <…> для захоронения тел (останков) умерших, стены скорби для захоронения урн с прахом умерших <…>, а также иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших ». «Иные здания и сооружения» – это ведь могут быть и гробницы в том числе. Значит, формально они не запрещены.

При этом новые склепы на российских кладбищах появляются не так уж и часто, потому что они требуют достаточно большой территории, а получить ее часто бывает проблемой. Кладбища-то в основном переполнены, а муниципалитеты устанавливают строгие ограничения, по которым выделяют площади даже для родовых участков. Чаще всего усыпальницы появляются на могилах весьма состоятельных людей и имеют вид небольших античных или христианских храмов. По своему размеру они соответствуют традиционным мемориальным комплексам и обычно располагаются внутри ограждения. А вот возводить гробницы для погребения вне кладбища (на садовых и дачных участках, в поместьях и так далее) российский закон категорически воспрещает, так как это будет грубым нарушением всех санитарных норм.

Что интересно, уже несколько лет идет подготовка к принятию нового Федерального Закона «О погребении и похоронном деле». Его все обсуждают и обсуждают, но пока никак не доведут до ума, потому что вокруг возникают всякие-разные религиозные и прочие разногласия. Но уже есть сведения, что там подробно прописываются нормы и правила, по которым в нашей стране наконец-то разрешат открывать частные кладбища. На таком некрополе вполне законно можно будет построить или купить и оформить на свое имя семейно-родовой склеп , даже и больших размеров. Но, скорее всего, введут одно ограничение: склепы вроде бы планируются только для урн с прахом. Однако посмотрим.

Лично я думаю, что строительство усыпальниц надо вообще широко практиковать, ведь это не
просто очень удобная и по сути своей экономичная форма
семейного захоронения, но и хорошее решение определенных проблем с экологией. Кладбища справедливо считаются местами повышенной экологической угрозы. У нас в России много места, но нельзя же его бездумно транжирить, отводя большие и удобные участки под погосты, которых нужно все больше и больше. А склепы , как, впрочем, и кремация, – это реальная возможность не так быстро заполнять территорию кладбища, ведь внутри одной гробницы могут покоиться останки многих усопших. И людям будет хорошо: их покойные родственники окажутся не в разбросанных тут и там могилах, а в общей семейной усыпальнице . В случае принятия этого закона я, наверное, тоже постараюсь купить для себя склеп . Особенно если туда можно будет погребать не только урны, но и тела, то есть проводить похороны по христианскому обычаю.

Старшеклассника из Нового Уренгоя, который, выступая в Бундестаге, рассказал, что не все немецкие солдаты хотели воевать, в России обвинили в… оправдании нацизма. А вскоре после этого ФСБ направила в мэрию Нового Уренгоя запрос об… украинских корнях школьника

19 ноября в Германии отмечали День скорби — вся страна поминала жертв войн и государственного насилия. Одним из резонансных мероприятий в этот раз стало выступление в Бундестаге российских и немецких школьников, совместно изучавших биографии жертв Второй мировой войны. Россию представляли учащиеся новоуренгойской гимназии № 1, которая давно практикует обмен ученическими делегациями с немецкими школами, а Германию — гимназисты из города Кассель.

Дети читали с трибуны Бундестага доклады о судьбах конкретных людей. Немцы рассказали об офицере Красной армии Иване Гусеве, заболевшем туберкулезом в фашистском плену и освобожденном в 1945 году, и о 17-летней Надежде Трувановой из Кировограда, которую угнали на работы в Германию, где она и умерла.

*Школьники из России рассказали в Бундестаге о немецких солдатах, погибших или пропавших без вести во время Второй мировой войны

Россияне поведали о немецких солдатах, погибших или пропавших без вести на фронте. Так, Николай Десятниченко рассказал о судьбе участника Сталинградской битвы Георга Йоханна Рау — одного из 250 тысяч немецких солдат, оказавшихся тогда в окружении. Рау попал в советский лагерь для военнопленных. О том, что он умер в 21 год, его семья узнала лишь в прошлом году.

Десятниченко признался аудитории, что история Георга Йоханна Рау тронула его настолько, что он даже побывал в Копейске Челябинской области, недалеко от которого есть место массового захоронения солдат вермахта: «Я увидел могилы невинно погибших людей, многие из которых хотели жить мирно и не хотели воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны. Об этом мне рассказывал мой прадедушка — участник войны, который был там тяжело ранен».

Завершил свой доклад Десятниченко цитатой Отто фон Бисмарка: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну», — и добавил от себя: «Я искренне надеюсь, что на всей земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».



*Николай Десятниченко

Казалось бы, это речь думающего умного молодого человека, пытающегося разобраться в истории своей страны, в которой очень много белых пятен. Однако — в который раз! — оказалось, что россиянам совсем не хочется знать правду: ни о том, какой ценой была завоевана Победа, ни о том, что Сталин вместе с Гитлером развязали Вторую мировую войну, ни о том, как эта страна обошлась с победителями. Все, что происходило после поездки в «стране, победившей фашизм», наталкивает именно на эту мысль.

Сначала российские СМИ написали, что школьник «покаялся» за погибших немецких солдат. Потом его начали травить в соцсетях. Спустя время посыпались жалобы в прокуратуру, администрацию президента России и ФСБ.


*Недавний марш неонацистов в Петербурге россияне, ополчившиеся на гимназиста из Нового Уренгоя, проглотили молча

Дошло до оскорблений и требований «вышвырнуть из страны», констатации, что он «не сможет больше спокойно жить в России», призывов избить за «реабилитацию нацистских преступников».

А депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина направила запросы в департамент образования региона, прокуратуру и гимназию с требованием провести проверку речи школьника на наличие признаков оправдания нацизма (за это, согласно УК РФ, полагается наказание). «Меня интересуют педагоги, которые вложили в его уста вот эту информацию, где неправильно расставлены акценты» , — заявила депутат.

Дальше — сплошная агитка времен СССР: «Немецкие солдаты не сражались, они напали на нашу страну и оккупировали. Если мы продолжим таким образом расставлять акценты, мы дойдем до того, что сами предложим пересмотреть итоги ВОВ. А тогда пойдет уже речь о целостности России как государства. Нельзя ставить знак равенства между гитлеровской Германией и СССР, который освободил весь мир от фашизма».

Надо отдать должное мэру Нового Уренгоя Ивану Костогризу — он вступился за подростка: «Ученик поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых». В гимназии тоже сказали, что «вся школа в недоумении от обсуждения доклада».

«Предатели были, предатели есть! Десятниченко Николай, ты предал память своих дедов! Жаль, что твои родители не попали в плен к фашистам, а в последствие — в Освенцим».

«Про Колю из Уренгоя. За 70 лет хоть один мальчик Ганс из Мюнхена был с покаянием в России? Нет? Тогда в топку. Русским извиняться не за что. Это они у нас прощения должны просить. Точка».

«А мальчик Коленька не хочет повторить эту речь в глаза людям на Бессмертном полку в Сталинграде?!»

«Позорище! Мальчик рано понял, что поливать свою страну на Западе — это выгодно».

«Интересно, мальчик, выступавший в Бундестаге, уже вернулся в РФ? Терзают меня смутные сомнения, что не вернется теперь, попросит полит. убежище и будет еще больше гавкать на родину».

«Прошу дать правовую оценку действиям Николая Десятниченко применительно к частям 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ „Реабилитация нацизма“. Прошу провести проверку в гимназии, включая школьную программу по предмету „История“, применительно к частям 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ. Мэра Нового Уренгоя предлагаю снять с должности и с позором, без пенсии, отправить в Анадырь учить с этим школьником историю родины».

«Министру образования РФ желательно ввести обязательные требования по подготовке текстов выступлений школьников на любых выступлениях и любых мероприятиях на территории РФ и за ее пределами. Ответственными назначить директора школы и классного руководителя школьника. Такого позора, как случился в Германии, давно не было. До чего договорился этот Коля. Позор его родителям и всей школе, в которой он учится. Чему учат детей в этой школе на уроках истории? Почему мэр города не отвечает за это выступление? Родителей тоже надо вызвать в прокуратуру для дачи показаний по этому выступлению!»

«Этот Коля знает хоть, сколько попало в плен советских граждан и воинов Красной армии и в каких условиях они существовали? Его знания ничтожны, а его выступление — провокация. Это нельзя оставлять без внимания прокуратуры РФ и министра образования РФ».

Некоторые в ответ иронизировали: «Ну чего, бомбить будем не Воронеж, а Новый Уренгой, так?»

Российский журналист Александр Сотник написал об этом сюрреализме в «Фейсбуке»: «В этой истории с мальчиком из Нового Уренгоя, выступившим с трибуны Бундестага и подвергшимся яростной травле, показательно все. Сплошной символизм.

Тот самый случай, когда слова Христа «пусть мертвые хоронят своих мертвецов» воплотились в страшную реальность.

Наши упоротые зомбаки выкопали «дедов-победителей» и устроили пышные похороны, растянув процессию на десятки тысяч километров и на годы времени. Идут с гробами да веночками, и живым проходу не дают: кусают, душат, грызут…

На их пути попался живой хороший мальчик. Сожрали. Обглодали до косточек. И, рыча, поплелись дальше с «любовью к отеческим гробам»…

Безумная пропаганда превратила страну в склеп, внутри которого — сплошные поминки, перерастающие в какие-то дьявольские оргии. Беги, мальчик, беги…"

«Юноша из Уренгоя высказал, в сущности, совершенно очевидную мысль , — написал в соцсети Виктор Шендерович . — Даже банальную. Дважды два четыре, Волга впадает в Каспийское море, преступные армии состоят из подневольных солдат, которые платят своими жизнями за амбиции вождей… Какой чудовищный ядовитый силос надо закачивать в мозг людям, чтобы делать из парня предателя Родины! Беда такой Родине, где совестливый мальчик, способный так остро почувствовать чужую беду, принужден будет оправдываться. Дай ему бог вынести это и выйти из этой ситуации сильным, а не сломленным».

Российский журналист Аркадий Бабченко написал очень хлестко: «Страна, собственноручно уничтожающая свою молодежь… Свое будущее… Свое самое лучшее, самое светлое, что у них есть… Это днище. Это конец популяции. Это конец всего человеческого в человеке. И это же ведь только начало процесса. Это сейчас Песков еще высказывается в поддержку. А потом ведь начнут сажать. Уже начинают проталкивать поправки. А потом — и расстреливать. Я надеюсь, этот мальчишка — светлый, добрый, хороший, честный, открытый… Надеюсь, он выдержит. Надеюсь, не сгорит в танке на очередной войне.

Надеюсь, никого на очередной войне не убьет… Эта страна калечит своих детей. Калечила шестьдесят лет назад, калечит и теперь. И в первую очередь — именно тех, кто не вписывается в новую парадигму. Кто хоть на вершок возвышается над бутылкой жигулевского. Самых умных, самых чистых, самых светлых.

Травля ребенка — одна из самых извращенных патологий, до чего может дойти человеческая натура.

Эти — дошли. Эвакуируйте из Мордора своих детей, братцы мои. Не дайте их изуродовать. Это ваша обязанность".

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора.

Несколько старых строений врыты в гору.

Определить, к какому времени они принадлежат, сложно - почти все даты стерты.

Остались лишь некоторые фамилии - семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом.

На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает.

Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2-2,5 м.

Определить их стиль достаточно сложно.

Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу.

Есть напоминающие псевдорусский стиль - с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

Еще в начале 50-х здесь встречались пышные мавзолеи (особенно на католическом и лютеранском участках), внутри которых можно было бродить, как по музейным залам.

Не такой вид, как сегодня, имела и центральная аллея главного киевского некрополя.

Некогда состоявшая из надгробий дореволюционных магнатов, меценатов и представителей местной элиты, она вела прямо к кладбищенской Вознесенской церкви, построенной знаменитым архитектором Владимиром Николаевым. Напротив храма возвышалась грациозная постройка, напоминающая польский костел - с остроконечным куполом, широкой аркой и высокими стрельчатыми окнами. Это была усыпальница какой-то важной особы, фамилии которой уже давно никто не помнит. За пересечением дорог было еще одно надгробие из голубого мрамора в виде часовни со сквозными колоннами. Поговаривали, что внутри этой конструкции размещался бюст усопшего, известного киевского купца Григория Гладынюка, прославившегося благотворительными делами. Как и множество других "буржуйских" памятников, могила эта была снесена. Теперь на ее месте возвышается надгробие поэта Павла Тычины, а на месте миниатюрного "костела" - бронзовые бюсты Героев Советского Союза генералов Слюсаренко и Лавриненко...

Зато остались некоторые старинные склепы, которые еще манят к себе и настраивают на романтический лад... Вот помпезная гробница Михаила Аристархова, увенчанная двумя экзотическими шпилями и крестом.

Ее фасад украшает прекрасный бронзовый барельеф, изображающий Архистратига Михаила, одетого в рыцарские доспехи, поражающего огненным мечом сатану. Решение евангельского сюжета настолько необычно, что болезненная гримаса Люцифера с козлиными рожками вызывает даже сочувствие.

Недалеко усыпальница Тышевичей. Постройка напоминает хорошо известное киевлянам здание караимской кенасы на Ярославовом Валу, 7.

Та же декоративная арка, поставленная на две колонны, аналогичная сфера полукупола и такой же лепной орнамент.

Чувствуется почерк Владислава Городецкого. Документальных подтверждений этому нет, хотя и известно, что зодчий проектировал некоторые мавзолеи для Байкового кладбища.

А вот усыпальница Диателовичей - треугольный фронтон, коринфские пилястры, крест и полукруглые ниши для скульптур...

Акцент культового зодчества присутствует везде. На территории Старого кладбища можно увидеть шикарный (хоть и запущенный) готический замок, его купол очень похож на величественные завершения костела Св. Николая на ул. Б. Васильковской.

Это так называемый «Мавзолей Витте», выполненный по проекту Владислава Владиславовича Городецкого — крупнейшего зодчего не только Киева, где он особенно много построил, но и Украины в целом, Польши, Ирана…

Вот что пишет дотошный исследователь жизни и творчества зодчего — Дмитрий Васильевич Малаков: «…Польские биографы Городецкого указывают на «памятник и мавзолей графа Витте»… Мавзолей Витте стоит на наивысшей точке холма, занятого Старым Байковым кладбищем, и поначалу, пока еще не выросли здесь высокие деревья, доминировал над долиной речки Лыбедь, заметный с ее левобережья — Нового Строения, где возносились два острых шпиля римско-католического костела св. Николая. Оба сооружения архитектора Городецкого как бы перекликались в этом пространстве над Лыбедью — одинаковой архитектуры, с тождественными шпилями, в рафинированных формах готики, с бетонными конструкциями и оформлением». Теперь здесь под ногами — осколки башен, разрушающийся фасад, проржавевшие тонкой работы ворота, некогда закрывавшие вход в склеп, пустые водочные бутылки и даже некое подобие лежбища бомжа на месте могилы, коему никакая милиция не угрожает. Страшно, господа, очень страшно, до чего мы дожили в свободной от всех обязательств независимой державе!

В запущенном и неухоженном состоянии пребывает еще один из известных мавзолеев, возведенный в 1909 году на Байковом Новом кладбище, к северо-востоку от кладбищенской церкви Вознесения Христова.

Вот что пишет Дмитрий Малаков о нем: «Среди скромных могилок и надгробий на небольшом участке возносится массивная, скорбно-монументальная часовня со срезанным навершием, скорее похожая на братскую усыпальницу, пропорциями напоминая известные памятники — на Шипке в Болгарии или под Лейпцигом в Германии. Такой же квадратный план в основе, сужение кверху, удлиненные вертикали, узкие световые прорези, поднятые высоко над землей.

Этот башнеподобный мавзолей, когда-то не загороженный деревьями, тоже хорошо просматривался от Нового Строения, с полотна железной дороги Киев—Брянск. Главный фасад, обращенный сюда, на восток, рассчитан именно на восприятие с далекого расстояния своим лаконичным и масштабным членением».

В центре мавзолея — высокий восьмиконечный крест с терновым венком в средней части.

Мавзолей с двух сторон окружили скорбящие ангелы — дивной красоты скульптуры.

Весь архитектурный ансамбль выполнен в стиле модерн.

10 уникальных кладбищ со всего света.

Подводное кладбище Майами.
Мемориальный риф "Нептун" - самый настоящий подводный мавзолей кремированных останков. Кладбище на глубине 12,2 м считается самым большим рукотворным рифом в мире. Открылось это кладбище в 2007 году. На данный момент там покоятся 850 человек, само же кладбище рассчитано на 125 000 мест.

Кладбище Сукре, Боливия.
Кладбище Сукре представляет собой семейный склеп. Чтобы упокоить здесь умершего члена семьи необходимо заплатить 10000$. После этого, тело покойного 7 лет находится в склепе, затем его закапывают еще на 20 лет и затем полностью уничтожают. Многие здесь похоронены рядом со своими товарищами и коллегами по работе. Так же в склепе можно найти множество вещей, которые любили покойники. Чаще всего среди них встречаются банки с Колой, сигареты и алкоголь.

Веселое кладбище, Румыния.
Это кладбише широко известно своими яркими разноцветными надгробиями с оригинальными рисунками, изображающими людей, погребённых на кладбище, а так же эпизоды их жизни. Это кладбище появилось как наследие дакийской культуры. Древние даки верили в бессмертие души и в то, что смерть - лишь переход в новый, лучший мир, куда все стремились попасть.

Город мертвых, Северная Осетия.
Этот древний некрополь, ставший магнитом для многих российских туристов, состоит из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Здесь захоронены останки жертв чумы, люди приходили в склепы чтобы умереть, поскольку никто не смог бы их похоронить по всем обычаям.

Ньюгрейндж, Ирландия.
Это древнейший комплекс планеты, его сооружение датируется 3600 годом до н. э. Построили его таким образом, что на рассвете, в самый короткий день года - зимнее солнцестояние, лучи солнца в течение очень короткого времени освещают палату в конце длинного коридора. В древности Ньюгранж служил центром для проведения обрядов и церемоний.

"Кладбище у маленькой реки", Китай.
Посреди пустыни, лежащей на севере Тибета, китайские археологи обнаружили уникальное кладбище. Возраст человеческих останков здесь превышает 4000 лет, однако их мумии великолепно сохранились, к тому же, все люди имели европеоидные черты лица. Кладбище расположено посреди одной из самых больших пустынь мира, и при этом тела захоронены в перевёрнутых лодках.

Вади Ус-Салаам (Долина мира), Ирак.
Вади Ус-Салаам, пожалуй, самое большое кладбище мира. По разным данным на нём захоронено от 5 до 6 миллионов человек, среди которых множество пророков ислама.

Висячие гробы, Филиппины.
Уникальный погребальный обычай уже 2000 лет существует на Филиппинах. Усопших хоронят в выдолбленных ими самими бревнах, а затем относят в пещеры высоко в горах. В некоторых пещерах насчитывается до нескольких сотен своеобразных гробов.

Ла-Реколета, Аргентина.
Это самое знаменитое кладбище на южноамериканском континенте. Сюда стекаются огромные толпы туристов ради одной-единственной могилы, где похоронена легендарная Эвита Перрон. Для того, чтобы добраться до ее могилы, надо пройти мимо гигантских ангелов, охраняющих надгробия, и статуй мраморных младенцев, покинувших своих матерей.

Кладбище женщин-одиночек, Англия.
Именно это место стало местом упокоения проституток, которых в Англии прозвали Винчестерскими гусынями. Женщины легально работали в публичных домах Лондона и для них выделили собственное кладбище.