Виртуальный русский музей. Русский музей: виртуальный филиал

Год назад в Русском музее проходила выставка «Екатерина Великая в стране и мире». Разнообразная по материалам и темам, но целостная в культурно-историческом смысле выставка рассказывала о серьезных и важных событиях в истории России на материале более чем 500 произведений изобразительного и прикладного искусства. В Центре мультимедиа проходила лекция ведущего методиста Анны Владимировны Прозоровой с одноименным названием. Совсем скоро мы запустим виртуальный тур по выставке, а пока приглашаем к просмотру записи лекции! #Русскиймузей #VirtualRm #коллекциярусскогомузея #ЕкатеринаВеликая #ЕкатеринаII #лекция #лекцииврм #инженерная8 https://www.youtube.com/watch?v=2dZTkTHkxhI&t=5849s #РусскийМузей #ЕкатеринаВеликая #императрица #романовы #ДинастияРомановых #коллекция

Комментариев 1

Классов 9

С вербным воскресеньем! #КоллекцияРусскогомузея #Линдеман

Комментариев 1

Классов 13

Уже несколько лет существует добрая традиция пополнения «библиотек» виртуальных филиалов сборниками научных статей и иллюстрированных каталогов, изданных Русским музеем. 20 апреля 2019 года пройдет ежегодная всероссийская акция «Библионочь», а 21 апреля 2019 года исполнится 290 лет со дня рождения Екатерины II. В этом году виртуальные филиалы Русского музея объединят эти события и проведут «Библионочь» с мероприятием, посвященным юбилею императрицы, которая ознаменовала своим правлением начало эпохи Просвещения в России!

Комментариев 1

Классов 13

Встречайте Русский музей на Одноклассниках! Приглашаем вас прогуляться по залам Русского музея, познакомиться с крупнейшей коллекцией русского изобразительного искусства, стать участниками онлайн-лекций ведущих специалистов в сфере искусства и культуры, погрузиться в волшебный мир музейного мультимедиа и присоединиться к масштабному международному проекту "Русский музей: виртуальный филиал". Ждем вас в "Виртуальном Русском музее"! Присоединяйтесь! #VirtualRM #ЦентрМультимедиаРМ #виртуальныйрусскиймузей #центрмультимедиарусскогомузея

Комментариев 6

Классов 430

Лекция «Акварели из бювара императрицы Александры Федоровны» Впервые на выставке «Николай I» представлены акварели из бювара императрицы Александры Федоровны. Это серия из 27 акварелей, заключенных в изящный альбом, бювар, который был подарен императрице Александре Федоровне ее детьми на ее шестидесятилетие. Каждая акварель посвящена главному событию в жизни императрицы.Одна из акварелей еще до создания альбома была поднесена великой княжне Марии Николаевне в честь ее тридцатипятилетия и именно она чуть позже стала образцом для создания подарка императрице.Об этом уникальном альбоме расскажет 16 апреля в 17-00 в Центре мультимедиа Наталья Николаевна Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII- начала XX века Государственного Русского музея Места проведения: Русский музей. Центр мультимедиа, г Санкт-Петербург, ул Инженерная, д 8 Проходит: 16 апреля 2019 с 17:00 до 18:00 Цена: 150 - 250 руб Купить билет: http://ticket.rusmuseum.ru/ru/tickets/17665/17.04.2019/00:00

Комментариев 1

Классов 28

Лекция «Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства» в Центре мультимедиа Русского музея! Зинаида Серебрякова - не только выдающийся художник, но и женщина удивительной судьбы. Ей выпало пережить самые трагические моменты в истории ХХ века, от революции до Второй мировой войны, застать расцвет искусства в России конца XIX – начала XX веков, пройти через забвение на родине и непонимание в эмиграции, и только после смерти вновь обрести славу, быть признанным художником, творцом и одной из самых ярких фигур в истории русской культуры. Мир ее искусства – это семья, династия художников, скульпторов и архитекторов Бенуа-Лансере-Серебряковых, и ее четверо детей, которые пошли по стопам матери; это и родовое гнездо, поместье «Нескучное», где прошли самые счастливые годы жизни, и многочисленный круг друзей семьи, в который входили гениальные скульпторы, архитекторы и живописцы, среди которых Лев Бакст, Валентин Серов, Константин Сомов и многие другие.Лектор: Светлана Сергеевна Ершова - кандидат искусствоведения, арт-критик. 🔥 Бесплатная онлайн-трансляция пройдет на странице Культура.РФ и на YouTube- канале «Виртуальный Русский музей». 5 марта в 17:00 Русский музей. Центр мультимедиа, г Санкт-Петербург, ул Инженерная, д 8 Цена: 150 - 250 руб Купить билет: http://ticket.rusmuseum.ru/ru/tickets/17699/05.03.2019/17:00

Комментариев 0

Классов 38

Череда новых открытий виртуальных филиалов Русского музея стартует во Ржеве! Проект, который существует уже 15 лет, сегодня претерпевает серьезные изменения. В конце 2017 года была принята новая стратегия развития, по которой все его участники могли определиться и выбрать свой уровень взаимоотношений с Русским музеем в зависимости от своей активности и специфики работы. Ржевский выставочный зал станет 210-м участником проекта за всю его историю, но одним из первых участников, кто присоединится к Русскому музею на новом этапе жизни проекта «Русский музей: виртуальный филиал». 🏤 Ржевский выставочный зал имеет особый статус в культурном пространстве Ржева: это чуть ли не единственное место в городе, где есть возможность познакомиться с изобразительным искусством. Выставочный зал находится в бывшем купеческом домеисторическом здании XIX века, чудом сохранившемся после масштабной и кровопролитной Ржевской битвы 1942-1943 гг. В 1988 году в этом здании был открыт вставочный зал: интерьеры особняка были перестроены под экспозиционные пространства. С этого момента начала формироваться коллекция, на сегодняшний день состоящая в основном из произведений позднесоветской и современной живописи, графики и скульптуры.


И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века.



Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника «Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее могучих лесов.









Корабельная роща




Буковый лес в Швейцарии




Буковый лес в Швейцарии







Вид в окрестностях Дюссельдорфа




Вид окрестностей Петербурга




Дорожка в лесу




За грибами




Дубовая роща




Ивы, освещенные солнцем




Камни в лесу. Валаам




Лесная глушь




Лесной пейзаж с цаплями







Пейзаж с гуляющими




Перед грозой




Ручей в березовом лесу




Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)




Сосновый лес




Хвойный лес. Солнечный день




Сныть-трава. Парголово





Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.



После неудачи


«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.



У дверей мечети


В 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».



Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой


В 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста импрессионистской манере. Изысканность колорита, свобода живописной трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в творчестве мастера.



Прогулка в лодке


Начавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих полотнах.



Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге




В Иерусалиме. Царские гробницы




Шинтоистский храм в Никко


31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Садовый вестибюль







В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.



Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.




Журавлев Фирс Сергеевич. Перед венцом


Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876).



В.М. Максимов Семейный раздел (1876)


«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью. Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского «Осужденный» (1879).



Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879




Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889



Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины. Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.



Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)


Созданные К.А. Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».



К.А. Савицкий. На войну (1880−1888)




Константин Аполлонович Савицкий. Прощание




Прянишников Илларион Михайлович. Крестный ход




Башкирцева Мария Константиновна. Весна




Константин А. Савицкий. Путешественники в Оверни




Николай Александрович. В теплом краю. 1890 год



В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания за границей после окончания Академии художеств он написал несколько исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест графини д’Этремон».



Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон


По возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».

Поленов Василий Дмитриевич. Заросший пруд




Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик


В 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал. Многочисленные персонажи картины и вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.



В. Д. Поленов. Христос и грешница.




Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)




Нестор-летописец (М.М.Антокольский)




Мефистотель (М.М.Антокольский)




В.Д.Поленов. И возвратился в Галилею в силе духа


Оригинал записи и комментарии на


Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля - площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича - сына императора Павла I.


1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец

Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.


Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.


Львы перед главным зданием дворца - копии львов, установленных во Флоренции возле Лоджии Ланци.


О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал - одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.


Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.



Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.



Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.


В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.


Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год



Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.



Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.



Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.



Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.


После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.



Просторное нарядное помещение Главного вестибюля - композиционный центр Михайловского дворца, объединяющий этажи и залы. Им начинается и завершается кольцевая анфилада парадных залов.
Основная тема декоративного оформления вестибюля - триумф русского оружия, переведенный на язык аллегорий и эмблем.


Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых "арматур" - мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.


Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.


Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.


Центральный плафон вестибюля.


Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.




В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы - московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.


"Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы")


Самая древняя икона в собрании Русского музея — "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.


"Богоматерь Белозерская"


"Богоматерь Белозерская" — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.


"Борис и Глеб"


Икона "Борис и Глеб" (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.


"Иоанн Предтеча" Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.



"Петр и Павел"



"Пророк Самуил"




Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород), "Святой Димитрий Солунский" (Псков), "Архангел Гавриил" (Псков), "Святой Николай Чудотворец с житием" и другие.


"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород)



Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.




"Архангел Гавриил, из деисусного чина"



"Святой Николай Чудотворец с житием"




1."Апостол Пётр". Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2."Архангел Гавриил". Первая половина XVв. Псков.



Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород



"Введение во храм"



"Сошествие во ад". Конец XIV в. Новгород.



Четырёхчастная икона "Воскрешение Лазаря", "Троица", "Сретение", "Иоанн Богослов и Прохор". Начало XV в. Новгород.



"Сошествие во ад". Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.



Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408), как и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.


Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408) и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.


Грозное название одной из икон — "Спас Ярое Око" (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.


"Спас Ярое Око"



Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г



Св.Николай и св.Георгий




Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. "Богоматерь Одигитрия" (1502-1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.


"Богоматерь Одигитрия" (1502-1503)


В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.


Симон Ушаков "Троица ветхозаветная" (1691))


Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.


"Спас в Силах" из деисусного чина



"Вознесение Господне"



Икона "Успения Богородицы"



Икона "Рождества Христова"



"Коронование Богоматери". Никифор Георгиев. 1733 г



"Сошествие во ад"



"Спас на престоле". Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль



"Покров Богородицы"

":

Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.


2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец

Государственный Русский музей - один из крупнейших мировых музеев и, пожалуй, единственный в стране, где в таком полном объеме представлены сокровища отечественной культуры. Это не только живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Сегодня собрание музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов.

Впервые двери Русского музея были открыты для посетителей 7 марта 1898 г., через три года после того, как 13 апреля 1895 г. вышел специальный указ Николая II об учреждении Русского музея императора Александра III. Тем же указом для размещения картин и скульптуры русской школы отводилось одно из красивейших зданий Петербурга - Михайловский дворец, сооруженный в 1825 г. знаменитым архитектором Карлом Росси для великого князя Михаила Павловича - сына императора Павла I. С целью переоборудования дворца был объявлен конкурс, который выиграл молодой архитектор Василий Свиньин. Перед ним стояла сложная задача превратить покои, предназначенные для частной жизни, в залы общественного назначения, удобные для показа картин и произведений. Одновременно с перестройкой и реставрацией дворцовых залов формировалась коллекция музея, основой которой стали произведения, переданные из музея Академии художеств, Эрмитажа, загородных царских резиденций и крупных частных коллекций.

Согласно первоначальной структуре музей имел три отдела: отдел, "посвященный специально памяти Императора Александра III", этнографический и художественно-промышленный отдел, художественный отдел. Однако в связи с политическими событиями в стране Памятный отдел был ликвидирован. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 г. был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея. Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 г., после чего он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР. Таким образом, характер музея изменился, и он стал всецело художественным.

Экспозиция строится по историко-монографическому принципу, с XI в. до наших дней. Сегодня Русский музей - один из крупнейших музейных комплексов России, куда входят Михайловский дворец (главное здание Русского музея), Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I, а также два садово-парковых комплекса: Михайловский и Летний сады. Русский музей постоянно пополняет свою коллекцию за счет новых приобретений и даров.