Первобытная культура как первый исторический тип культуры. Реферат: Первобытная культура как исторический тип. Исторические типы культур

Культура - специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру . Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.

Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры : каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода : палеолит (до X тыс. до н.э.) - орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем при неумении добывать его; основной способ добывания пищи - охота и собирательство, позднее - рыболовство; мезолит (Х-VIII тыс. до н.э.) - период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных - объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (VII-IVтыс. до н.э.) - переход от присваивающего хозяйства к производящему - "неолитическая революция" - появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец IV тыс. до н.э .) - распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу "око за око, зуб за зуб", внутри же рода господствует принцип табу - система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т.д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.

Поскольку культура - явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе "неолитической революции" растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т.д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется "верхушка" и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. У земледельцев и скотоводов развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homosapiens , которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия.

С первых тысячелетий Homosapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественникам

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

  • каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);
  • бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
  • железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

  • изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;
  • исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;
  • анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;
  • становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

  • Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);
  • Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

  • о сотворении мира;
  • об основании древних государств и городов;
  • о поступках культурных героев;
  • о месте человека в мире и его назначении;
  • о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

    каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

    бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

    железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

    изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;

    исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;

    анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;

    становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

    Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);

    Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

    о сотворении мира;

    об основании древних государств и городов;

    о поступках культурных героев;

    о месте человека в мире и его назначении;

    о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно:

    растворение человека в мире;

    полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

    фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;

    анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

    организатором поведения членов первобытного коллектива;

    аккумулятором его волевых устремлений;

    стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе. В мифах обобщен и отработан опыт формирования для данного уровня общественного развития отношений между:

    человеком и природой;

    коллективом и индивидом.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни. Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.

3 Специфика первобытного искусства. Зарождение ранних религиозных верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия)

3.1 Первобытное искусство

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

(2)Реферат >> Культура и искусство

... Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.Методологическую основу классификации культур по историческому типу ... культуры включала следующие состовляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура ...

  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Эпоху цивилизации существует культура , как и в эпоху культуры , существует цивилизация. ... древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть человечества... -исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа . Каждый тип ...

  • Исторические типы рациональности в социальном познании

    Статья >> Философия

    Исторические типы рациональности в социальном познании Н.М.Смирнова В известном рассказе Х.Л.Борхеса повествуется о том, как Аверроэс тщетно... первобытного человека в лоне древнейших цивилизаций. Т.Адорно вынужден был констатировать, что культура потерпела...

  • Первобытная эпоха во многом остается загадкой для ученых и вполне вероятно, что многие тайны «доистории» так и не будут раскрыты. Всякая наука, изучающая первобы тность , сталкивается с комплексом сложнейших проблем. Здесь и специфичность источников, и многообразие трактовок большинства артефактов и процессов, протекавших тогда, и невозможность точной и однозначной датировки исторических этапов, включая начальный и конечный рубежи эпохи. Одним словом, гипотетично и полемично все или почти все, что мы знаем об этом периоде человеческой культуры.

    Каким же образом мы получаем знания о первобытности? В первую очередь благодаря данным археоло гии (обнаружение артефактов в культурном слое) и этногра фии (изучение быта, традиций, социального устройства и представлений у так называемых отсталых народов). Археологические и этнографические источники - это основа изучения первобытной культуры. Однако нельзя игнорировать и усилия других наук, без которых невозможно было бы описать облик древних людей, понять, в какой среде они жили, какие животные и растения их окружали, каким образом формировались язык, речь, мышление и многое другое. Поэтому в ряду источников следует назвать также данные антрополо гии (в частности, па леоантрополо гии ), естественнонаучных дисциплин, лингвистики, религиоведения, философии. Таким образом, изучение основных проблем первобытности (формирования человека, становление общества, специфики первобытной истории, возникновения и ранних этапов производственной и художественной культуры) невозможно без объединенных усилий разных наук, каждая из которых обращается к данным смежных дисциплин.

    Культурология интересуется процессами возникновения и развития первобытной культуры во всех ее формах (миф, религия, искусство) и проявлениях (материальная, духовная, художественная). Начала культуры складываются вместе со становлением человека и общества. Как и многое другое, основные этапы формирования человека и общества - предмет многолетних научных споров. Не углубляясь в тонкости и ориентируясь на господствующие точки зрения, можно представить следующую картину.

    Для изучения первобытной культуры удобна и приемлема археологическая периодизация как наиболее адекватно отражающая важнейшие этапы становления культуры. Археологи делят первобытную эпоху (каменный век) на палеоли т (древнекаменный век), мезоли т (среднекаменный век) и неоли т (новокаменный век). Предысторией человека и культуры можно считать нижний палеолит (он же ранний и средний палеолит). Человек современного типа (кроманьо нец , к которому применяют наименование , «Человек разумный») возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита, т.е. около 40-35 тысячелетий назад. Считается, что к этому времени предки людей проделали длительный путь эволюции от животных к человеку и создали первоосновы культуры - того, что выделяет человека из природного мира. Эпоху верхнего палеолита и мезолита принято называть классической первобытностью, эпоху неолита - поздней первобытностью.

    В ряду человекообразных существ первыми обычно называют австралопите ков (австралопите ковых ) . Некоторые ученые считают их своеобразным мостиком от животного к человеку. Большинство находок ископаемых останков, относящихся к австралопитекам, было сделано в Африке. Возраст древнейших из них определяют примерно в 2 млн лет. Ряд исследователей полагают, что возникновение первых предков человека произошло 4-2,5 млн лет назад. Образ жизни и строение австралопитековых, судя по всему, отличались от человекообразных обезьян, но эти различия были еще не слишком велики. Так, наблюдается переход к прямохождению и освобождение руки от опорной функции, хотя рука и не сформировалась окончательно. Находки отличаются ощутимым разнообразием и нестабильностью строения, а также сохранением ряда примитивных признаков.

    Эволюционная теория так объясняет появление вида пометка">презинджа нтропа , или «Человека умелого» пометка">Homo habilis - древнейший представитель первой фазы формирования собственно человека. Позднее большинство исследователей стали относить «Человека умелого» к австралопитековым, поскольку на это указывало большое количество данных по его морфологии (строению). Умение «хабилисов» изготавливать орудия труда также было подвергнуто сомнению - скорее всего, найденные орудия были естественного происхождения. Важно отметить, что австралопитековые в течение некоторого времени сосуществовали на земле с представителями более поздних стадий формирования человека.

    Следующим этапом считают стадию арха нтропов , т.е. «древнейших людей», к которой относят питека нтропов (впервые найдены на острове Ява) и сина нтропов (обнаружены в Китае). Эта стадия началась, согласно различным оценкам, от 1,5 млн до 1 млн лет назад. Некоторые исследователи предлагают называть эту и следующую за ней стадию «Человек прямоходящий» пометка">праобщи нами , в недрах которых складывались первые нормы социального поведения, необходимые при новом образе жизни. Труд, сначала спонтанный, а затем все более осознанный и целенаправленный (как индивидуальный - изготовление орудий труда, так и коллективный - охота), способствовал тому, что ценными для общины становились особи не очень сильные физически, но наделенные социальностью и развитым мышлением, успешно действующие в коллективных охотах и при изготовлении орудий труда. Особям физически сильным и агрессивным приходилось сдерживать свои антисоциальные качества в интересах коллективного блага.

    Таким образом, постепенно из биологической особи формировалось существо социальное. Возрастала сплоченность коллектива, в котором вместо подавления слабых сильными, как это бывает в природных сообществах, все были подчинены единой воле коллектива и его благу. Межгрупповой отбор закреплял эти изменения - преимущества получали группы, сплоченные в социальном отношении, обладавшие развитыми техническими навыками, состоявшие из более эффективных охотников и собирателей. Также можно предполагать наличие у архантропов первых норм человеческого поведения, главным образом в отношении пищи. В частности, добыча (или ее часть) приносилась на стоянку; распределение пищи, скорее всего, не зависело от участия в охоте, а носило уравнительный характер (т.е. поровну всем членам коллектива).

    Анализ структуры мозга архантропов и особенности изготавливаемых ими орудий свидетельствуют о формировании у них мышления и языка. Что касается начал духовной и художественной культуры, то здесь мы практически не располагаем никакими данными. Правда, некоторые находки выходят за рамки необходимого для добычи пищи и выживания. Так, на одной из стоянок были найдены кусочки гемати та - красного красящего вещества, на другой - плитка о хры, которой была придана определенная форма путем стесывания. Были обнаружены и куски красной охры со следами использования, а рядом с останками синантропа найдены красивые призмы из кварца, принесенные с расстояния в несколько километров. Однако этих фактов слишком мало, чтобы делать какие-то выводы о существовании у архантропов духовной и художественной культуры.

    Переход к следующему этапу становления человека произошел около 300-200 тысячелетий назад. Многие исследователи предлагают называть его стадией неандерта льцев , но большинство говорит о стадии палеоа нтропов («древних людей»), считая неандертальцев одной из групп палеоантропов. Ряд ученых вообще отказываются считать палеоантропов единой стадией, пришедшей на смену архантропам и предшествовавшей неоантропам, т.е. людям современного типа.

    Стадия палеоантропов вызвала наибольшее количество споров и проблем. Например, трудно прийти к единому мнению, объясняя отклонение классических неандертальцев от так называемого сапие нтного направления. На основании сделанных находок исследователи получили странную картину. Ранние палеоантропы обладали рядом сапиентных признаков, которые затем практически исчезли у классических неандертальцев, а у человека современного типа появились вновь. Это дало возможность предположить существование двух ветвей, произошедших от ранних палеоантропов. Одна из этих ветвей привела к человеку современного типа - кроманьонцу, а вторая, представленная неандертальцами, оказалась тупиковой. Однако и это вызывает возражения, поскольку противоречит данным археологии, указывающим на преемственность между орудийной деятельностью неандертальцев и верхнепалеолитической индустрией кроманьонцев. Поэтому большинство исследователей считает неандертальцев предками современного человека, а некоторые предлагают даже отнести их к Homo sapiens в качестве одной из двух разновидностей этого типа.

    Несмотря на отсутствие единообразия во взглядах на палеоантропов, коротко охарактеризуем представителей этого типа. Их рост и пропорции тела в основном не изменились по сравнению с представителями предыдущей стадии. Окончательно утвердилось прямохождение. Кисть руки имела строение, практически идентичное современному. Наибольшее количество примитивных признаков относится к строению черепа и мозга.

    Находки свидетельствуют о локальных вариациях внутри этой стадии, причем некоторые более ранние формы морфологически прогрессивны, а более поздние приобрели ряд примитивных черт. Внутреннее разнообразие у палеоантропов ведет к появлению множества отличных друг от друга археологических культур - заканчивается период единообразия, характерный для предшествующей стадии. Резко возрастает и число стоянок, что можно объяснить только результатом быстрого и повсеместного увеличения популяции. Этому сопутствует заселение таких территорий, как тропические леса, пустыни и полупустыни, на которых не смогли обосноваться архантропы.

    Палеоантропы усовершенствовали технику обработки камня. Наряду с каменными орудиями они использовали деревянные, отличавшиеся большим совершенством по сравнению с предшествующим этапом. Найденные деревянные копья, палки-копалки, ножи, дубины свидетельствуют, что деревянным орудиям придавались нужные формы и твердость при помощи огня. Некоторые усовершенствования позволяли сделать орудия более оптимальными: например, тонкие продольные желобки на передней части копья, идущие к острому концу, а также узкие поперечные зарубки на его центральной части для более прочного зажима, и пр. Обнаружены также костяные орудия: острия, шилья, наконечники, лопаточки, кинжал, дубинка из оленьего рога. Но в целом обработка кости была развита довольно слабо.

    Найденные терки, песты, ступки позволяют утверждать, что палеоантропы предварительно обрабатывали растительные продукты перед употреблением в пищу. Обнаружено также множество признаков повсеместного использования огня в различных целях. Возможно, «древние люди» научились добывать огонь. Палеоантропы умели изготавливать теплую одежду - в противном случае они просто не смогли бы выжить на территориях с холодным климатом. Единственно возможным материалом для изготовления одежды были шкуры животных, и о том, что они использовались, свидетельствует обилие кремниевых скребков. Селились «древние люди» не только в пещерах, но и в созданных ими искусственных жилищах, остатки которых обнаружены археологами. Эти жилища представляли собой покрытый шкурами каркас из жердей на каменном основании. Некоторые жилища имели внутреннее разделение на помещения.

    Вместе с переменами в образе жизни менялись и усложнялись моральные представления, все дальше уходя от моделей животного мира. Применительно к поздним палеоантропам можно с уверенностью говорить о высоком уровне сплоченности социума, о появлении заботы коллектива о своих членах. На это указывает ряд фактов. Например, были найдены останки взрослого мужчины, возраст которых составляет около 45 тысячелетий. При жизни этот человек получил сильную травму головы в районе левой глазной впадины и, очевидно, был слеп. Кроме того, вследствие травмы у него была парализована правая рука (хотя возможно, что рука была недоразвита от рождения), которая была ампутирована выше локтя, и скорее всего, намеренно - видны следы ее заживления. Но и это еще не все - лодыжка одной ноги свидетельствует о сильном артрите, а на стопе другой ноги видны следы зажившего перелома. Тем не менее этот человек - практически полный калека, не способный прокормить и защитить себя - дожил до глубокой для палеоантропа старости (40 лет или старше). Очевидно, что в данном случае коллектив взял на себя заботу о немощном. И это не единичный пример. Известен целый ряд фактов подобного рода. Таким образом, в праобщине палеоантропов окончательно сложились новые принципы взаимоотношений, когда коллектив защищал своих членов, заботился о стариках и калеках, ухаживал за больными и ранеными. Тогда же окончательно сложились и принципы распределения пищи - не по степени участия в трудовой деятельности, а по факту принадлежности к коллективу.

    Поздние палеоантропы дают возможность говорить о некоторых началах духовной культуры. Важнейший материал для таких предположений - неандертальские погребе ния . Сам факт специального обращения с умершими свидетельствует в пользу формирования определенных представлений о человеке и окружающем его мире, о жизни и смерти. Во многих погребениях, помимо непосредственно останков, обнаружены и другие находки - так называемый погреба льный инвента рь . Иногда рядом со скелетами людей находились останки животных. По одним предположениям, они были оставлены умершим в пищу, по другим - связаны с формирующимся тотеми змом , т.е. с представлениями о родстве группы людей с животными определенного вида. В других захоронениях были обнаружены орудия труда, а в одном из них, датируемом 60 тысячелетиями тому назад, найдены цветы, связанные в букеты. Эти факты также свидетельствуют об осознании коллективом поздних палеоантропов своего единства, а также указывают на появление социальной деятельности - заботы членов праобщины друг о друге, причем как о живых, так и о мертвых.

    Специальные приемы обращения с телами умерших - закладывание трупа землей, камнями, ветвями, придание телу скрюченного положения - источник размышлений и споров об идеях, которые могли бытовать у поздних палеоантропов. Меньше споров вызывают многочисленные находки костей животных, особым образом размещенных в могиле. Большинство исследователей склоняются к мысли о формировании у поздних палеоантропов тотемизма. Возможно, через представление о происхождении от определенного вида животных (реже растений) складывалось осознание коллективом своего единства. Таким образом, тотемизм как явление не только мифологическое, но и социальное, свидетельствует о формировании коллективного самосознания.

    Обнаруженные погребальные находки могут указывать и на формирование у «древних людей» мифологического сознания. Ряд исследователей считает, что магия и фетишизм восходят именно к поздним палеоантропам. Еще более вероятно появление ритуала - погребального, а возможно даже и охотничьего: на некоторых стоянках найдены камни с гравировкой, покрытые красной охрой, что интерпретируется порой как следы инсценировки охоты. Несмотря на то, что в распоряжении ученых находится сравнительно малое количество данных, и что трактовки обнаруженных остатков весьма разноречивы, не вызывает сомнения факт появления у поздних палеоантропов основ духовной культуры.

    Начала художественной культуры также восходят к нижнему палеолиту. В частности, археологи обнаружили кости и каменные плиты с регулярными (повторяющимися) нарезками, ямками, пятнами краски - по сути, древнейшие образцы графики. Во многих случаях прорези представляют собой параллельные зигзагообразные линии или пересечения линий под равными углами; в том числе встречается изображение креста. Интерес палеоантропов к отображению ритма позволяет предположить, что на данной стадии начали формироваться основы вокально-музыкального и танцевального искусств, хотя еще долгое время эти и другие виды искусства не выделялись в обособленную деятельность, оставаясь в синкрети чном единстве (т.е. слитными) с прочими формами первобытной культуры.

    Возникновение людей современного типа - так называемых неоа нтропов , или кроманьо нцев , - датируется чаще всего отметкой 40-35 тысяч лет тому назад; это событие определяет границу нижнего и верхнего (позднего) палеолита. Верхний палеолит стал новым этапом в технике обработки камня, кости и дерева. Данные антропологии и археологии позволяют утверждать, что технологический переход от нижнего палеолита к верхнему и возникновение человека современного типа произошли, по существу, одновременно во всех основных населенных регионах земного шара.

    Большую роль в становлении человека современного типа сыграла специфика брака - на ранней стадии он носил форму группового брака. Половой инстинкт, как и пищевой, довольно рано подвергся социальной регуляции. Бесконтрольное удовлетворение основных инстинктов вело к внутригрупповым конфликтам и ставило под угрозу выживание человеческого коллектива. Считается, что еще палеоантропы устанавливали табу (безусловные запреты) на половые отношения внутри праобщины в определенные периоды времени (например, при подготовке к охоте). Со временем возникло общение между мужчинами и женщинами соседних праобщин как выход инстинкта, подавленного внутри одной праобщины. Постепенно стихийно складывавшиеся отношения перерастали в системы, состоящие из двух вступающих в групповой брак праобщин. Каждая из праобщин, входящих в такую систему отношений, становилась родом.

    По мнению большинства исследователей, именно дуально-праобщинные организации сделали возможным завершение формирования общества и человека, способствуя обогащению наследственной основы, возрастанию эволюционной пластичности организма. Возможно, что такая внутривидовая гибридизация как раз и способствовала тому, что человек современного типа довольно быстро сформировался и пришел на смену неандертальцу. С завершением формирования человека происходит и становление человеческого общества: на смену праобщине приходит сначала так называемая родова я община , а в эпоху поздней первобытности - сосе дская община , характеризующаяся еще более сложными формами социальной организации и заключавшая в себе предпосылки перехода к обществу иерархического типа.

    Характеризуя экономическую деятельность кроманьонцев, следует отметить, что до конца верхнего палеолита хозяйствование практически не изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Люди охотились в основном на тех же животных, используя те же методы. Преобладала коллективная облавная охота, в ходе которой животные уничтожались в больших количествах. Так, во Франции у скалы, на которую загонялись стада диких лошадей, обнаружены останки от многих тысяч животных. Возможно, результаты охоты намного превосходили потребности человеческого коллектива в мясе и объяснялись особенностями способа охоты. Наряду с охотой было распространено собирательство, которым занимались, скорее всего, женщины и дети. Соотношение охоты и собирательства было неодинаковым в разных регионах. Предполагают, что на территориях с теплым климатом собирательство давало больший процент пищи, а в районах с холодным климатом основной объем пищи обеспечивался охотой.

    К концу верхнего палеолита (для Европы - приблизительно 10 тысяч лет до н.э.) в климате, фауне и флоре произошли ощутимые изменения. В Европе и Северной Америке в это время завершается ледниковый период, однако изменения коснулись и территорий, где оледенения не было, - Африки и Австралии. Пожалуй, наиболее существенной переменой для человека оказалось исчезновение многих видов крупных животных и сокращение поголовья сохранившихся видов. Мнения исследователей относительно причин этого явления разделились. Одни указывают на изменение климата, другие считают, что это - следствие хищнической охоты, уточняя, что охота приводила к исчезновению животных не только прямо, но и косвенно, вызывая нарушение экологического равновесия.

    Изменения в окружающем мире привели человека к новым способам хозяйствования и новому образу жизни. Резкие перемены начинаются в конце верхнего палеолита и продолжаются в течение мезолита (10-8 тысяч лет до н.э.). Развивается индивидуальная охота на средних и мелких животных, а также на птиц. Получило распространение рыболовство, а в некоторых регионах даже морской зверобойный промысел. Меньшие размеры и бо льшая подвижность животных и птиц, являвшихся объектами охоты, потребовали усовершенствований в охотничьем оружии. Совершенствуется копье, используются силки (для охоты на мелких животных и птиц), изобретены лук и стрелы (в ряде областей Южной Америки использовалась стрелометательная трубка), а в Австралии из-за особенностей ландшафта широкое применение получило метательное оружие: легкие копья, дротики, бумеранги.

    В этот период происходит еще одно принципиальное изменение во взаимоотношениях человека с окружающим его миром. Путь к новым возможностям открыло приручение (одомашнивание) собаки. Человек начинает превращать в друзей и помощников тех, кто прежде относился к нему враждебно, а порой выступал и как конкурент в добывании пищи. Этот путь не просто помогал человеку лучше приспособиться к новым условиям существования, но и привел впоследствии к новой деятельности - скотоводству.

    В связи с тем, что охотой стало сложнее обеспечить пропитание общины, в конце верхнего палеолита и мезолите увеличился объем растительной пищи. На это указывает широкое распространение орудий для превращения ранее несъедобных твердых плодов в мякоть, которую можно употреблять в пищу, - зернотерок, ступ, пе стов. В ряде регионов появляются орудия для удаления сока из некоторых тропических растений. Вероятно, распространилась термическая обработка пищи, которая позволила употреблять прежде несъедобные плоды, а также лучше использовать мясные и рыбные отходы.

    Поселения и жилища верхнего палеолита различны на разных территориях. Для Евразии этого периода характерны стационарные искусственные жилища. Поселение представляло собой либо одно многоочажное жилище, либо несколько небольших или среднего размера жилищ. Обнаружены и специально вырытые на территории стоянки нежилые землянки или специальные хижины, вероятно, общественного или культового назначения. Природные изменения конца палеолита и соответствующие им мезолитические перемены в способах хозяйствования приводили к тому, что стало сложно обеспечивать пищей крупные и подолгу живущие на одном месте группы. Поэтому они распадаются на более мелкие подвижные коллективы. Как следствие увеличения подвижности населения стационарные жилища практически исчезают, сохраняясь лишь в районах, круглогодично богатых пищей. Наиболее распространенным типом поселения в мезолите становится временный лагерь.

    Материальную культуру конца верхнего палеолита и мезолита характеризует высокий процент новаций, повышавших надежность обеспечения человека пищей. Кроме того, разнообразие локальных культур, которое возникло в докроманьонскую эпоху, усугубляется, и на основе отдельных культур начинается складывание крупных этнокультурных зон. В конце верхнего палеолита возникают, а в мезолите (и далее в неолите) повсеместно распространяются узколокальные археологические культуры. Материальная культура усложняется и становится все более разнообразной.

    Достаточно сложно сказать что-либо определенное о духовной культуре верхнего палеолита и мезолита. Те факты, которыми мы располагаем, носят косвенный характер либо основаны на этнографических данных, относящихся к более поздним стадиям первобытности или даже к эпохе цивилизаций. Увеличение числа четко очерченных археологических культур дает возможность предполагать, что постепенно на основе нескольких общин начинает территориально, социально и этнически складываться племенная общность. Вероятно, это сопровождалось формированием племенного самосознания, комплекса мифов и обрядов, а возможно - и самоназвания. В мезолите эти процессы оформляются и прогрессируют.

    Нет никаких сомнений, что в период верхнего палеолита и мезолита существовала определенная система моральных норм. Самые первые моральные установки облекались в форму особых запретов - табу . Такие ограничения основаны на убеждении, что совершение любым членом коллектива запретных действий ведет к непреодолимой опасности, навлекаемой не только на нарушителя, но и на весь коллектив. При этом неизвестно, какова природа опасности, и почему данные действия влекут ее за собой. Неопределенность и таинственность подкрепляет ощущение ужаса перед неведомой угрозой и могущественными силами, стоящими за ней.

    Постепенно в палеолите и мезолите формируется целая система поведенческих норм, и достаточно часто их происхождение связывают с определенными мифологическими представлениями. Одна из важнейших особенностей первобытной морали - ее «коллективистский» характер. Личные, индивидуальные взаимоотношения между людьми практически не подвергались регламентации - они поглощались нормами, определявшими отношения между группами людей. Отдельный человек выступал прежде всего как представитель какой-либо группы. Обычно группы выделялись по половозрастному признаку. Еще одна существенная характеристика первобытной морали, относящаяся, впрочем, ко всей первобытной духовной и художественной культуре, - это ее принадлежность к синкрети ческому целому, которое сложно подвергнуть разделению на сферы. Первобытные нормы поведения - это и мораль, и этикет, и зачатки права, и религиозные предписания, действовавшие в нерасторжимом единстве.

    В связи с такой особенностью первобытной культуры, как ее синкрети чность (буквально «неразделенность»), не теряет актуальности и проблема специфики мышления первобытного человека. Исследователи расходятся во взглядах на этот вопрос. Одни считают, что законы человеческого мышления универсальны, и человеческая психика единообразна независимо от исторической ситуации или этнической принадлежности; другие полагают, что существуют отличия в мышлении «первобытных» и «цивилизованных» народов. В любом случае следует отметить, что синкретизм мышления, как и синкретизм первобытной культуры в целом - важный факт древнейшего периода развития человечества. В сознании первобытных людей причудливо переплетались объективные знания об окружающей реальности и рациональные приемы мышления с фантастическими представлениями и парадоксальными способами интерпретации. Конечно, в той или иной мере это свойственно людям любой исторической эпохи, но наиболее ярко и полно проявилось на первобытной стадии.

    Соединение рационального с фантастическим не говорит в пользу преобладания «мистического» начала в сознании первобытных людей. Как доказывают этнографические данные, их повседневность основывалась на вполне рациональных началах. И хотя первобытный человек и в самом деле еще не разделял естественное и сверхъестественное - ведь он еще не знал законов природы, и для него одинаково естественными и реальными представлялись как животные, так и фантастические существа, - тем не менее можно сказать, что сверхъестественное в нашем понимании «вторгалось» в жизнь человека только в переломные моменты его жизни, или когда нарушался привычный ход событий.

    Синкретизм первобытного мышления получил свое выражение в мифе - господствующей форме первобытной культуры. Существуют разные взгляды и точки зрения на миф и мифологическое сознание. Кроме культурологии, миф и мифологию изучают многие дисциплины - этнография, литературоведение, религиоведение, философия и др. Продолжают обсуждаться проблемы соотношения мифа и религии, мифа и фольклора, вопрос о первичности и вторичности мифа по отношению к ритуалу. Миф - это, бесспорно, первая форма осмысления человеком окружающего мира. В мифологии следует искать истоки нравственности, религии, философии, науки; к мифолого-ритуальному комплексу восходит художественное творчество, а первые рациональные познания человека о мире возникали в рамках тех или иных мифологем.

    Рациональные знания первобытной эпохи, безусловно, основываются на практической деятельности человека и специфике его образа жизни. К наиболее очевидным представлениям можно отнести знание местности (территории обитания) и представления о животном и растительном мире. Этнографы неоднократно отмечали обширные и точные знания так называемых отсталых народов о химических (в том числе лечебных или токсических) свойствах растительных и минеральных веществ, порождавших разнообразные способы лечения и самолечения, в том числе приемами примитивной хирургии (лечение переломов, вывихов, накладывание повязок и др.).

    Многочисленные археологические и этнографические источники указывают на формирование различных систем счета, основанных на числах 5 и 10, на числе 7 и кратных ему, на числе 3 и кратных ему 6 и 9, а также на числах 4 и 8. Постепенно накапливались наблюдения за календарным циклом, что способствовало приумножению знаний о животном и растительном мире, формированию представлений о времени. Появляются различные способы исчисления времени - выделение сезонов по смене погоды, по чередованию хозяйственных работ, обозначение длительных периодов по поколениям. Не исключены и пространственные представления, связанные с обитанием на определенной территории, закреплением ее за отдельными племенами.

    По-прежнему остается дискуссионным вопрос о характере и специфике первобытной религии. Некоторые исследователи указывают на различные ее формы - аними зм, ма гию, тотеми зм, фетиши зм; выделяют различные виды культов (промысло вые, погреба льные, соля рно-астра льные и др.). Возможность существования различных точек зрения на религию доисторической эпохи предоставляют факты, которыми мы располагаем. Полученные преимущественно в ходе этнографических исследований, они дают чрезвычайно пеструю картину. Однако ясно, что первобытные религиозные идеи и практики не складывались в стройную систему. Возможно лишь перечислить ряд исходных религиозных форм, но не установить между ними отношения преемственности или взаимосвязи. Некоторые исследователи предлагают не выделять в качестве самостоятельных форм анимизм, магию и фетишизм, считая их универсальными элементами любой религии, в том числе развитой. Анимизм - это вера в духов и в душу, а также в одушевленность всего и вся; магия - совокупность практик, связанных с верой в способность человека осуществлять сверхъестественное воздействие на природу и других людей; фетишизм - вера в сверхъестественные (чудесные) свойства определенных предметов и поклонение им. Все это в той или иной степени можно обнаружить во многих (если не во всех) религиозных системах мира.

    Среди религий первобытности наиболее однозначной для исследователей оказался тотемизм . В отличие от анимизма, фетишизма и магии, тотемистические представления не фигурируют в позднейших религиозных системах. Стало быть, с уверенностью можно назвать тотемизм самостоятельной формой религии. Тотемизм есть вера в родство группы людей с тем или иным животным или растением. Такое животное (реже растение), т.е. тоте м , считается первопре дком рода. Это представление отражается в соответствующих мифах и воспроизводится в соответствующих ритуалах. Тотемизм - одна из наиболее древних форм религии, свидетельством чему, очевидно, служат ритуальные захоронения конкретного вида животных или частей их тела. Такие захоронения появляются уже в нижнем палеолите.

    В ряду первобытных форм религии выделяют также вредоно сную магию, или ведовство , лечебную магию, или зна харство , а также любовную магию, которая позднее могла соединяться с культами плодородия у земледельцев. К древнейшим относят погребальные культы (они прослеживаются еще у палеоантропов) и промысловые культы, призванные обеспечить удачу на охоте. Постепенно складываются раннеплеменные культы, ядром которых был обряд инициа ции , т.е. посвящения, когда подростки принимались во взрослые члены коллектива. У некоторых народов возрастные инициации представляли собой специальное обучение и физические испытания и продолжались от нескольких недель до нескольких лет. У других существовали ритуалы, лишь обозначавшие переход из одной возрастной группы в другую. Обряды инициации в основном предназначались для мальчиков (инициации для девочек встречаются редко).

    Все перечисленные религиозные формы относятся к наиболее ранним. В них невозможно выделить первичные и вторичные. Скорее всего, они складывались и развивались параллельно, зачастую переплетаясь, взаимодействуя и порождая промежуточные формы. Подводя итог разбору духовной культуры верхнего палеолита и мезолита в целом, следует отметить, что тогда были заложены важнейшие основы дальнейшей духовной культуры человечества. Но не менее важна роль этого периода в становлении художественной культуры.

    Говоря о художественной культуре, не следует забывать о такой характеристике первобытности, как синкретичность. То, что мы называем искусством и художественным творчеством, было тесно соединено и переплетено с повседневной жизнью, религиозно-мифологическими представлениями, ритуально-обрядовыми действиями и потому искусством может быть названо лишь условно. Истоки первобытного изобразительного искусства отчетливо просматриваются в так называемой нижнепалеолитической графике - в изображениях прямых и зигзагообразных линий, спиралей, точек и других фигур. Но уже в верхнем палеолите объектами изображения становятся животные и человек. Правда, в искусстве верхнего палеолита образ человека встречается довольно редко.

    К числу древнейших скульптурных форм относятся «палеолитические Венеры» (или «верхнепалеолитические матро ны») - статуэтки, изображающие женские фигуры. Они характеризуются гипертрофированными размерами груди, живота, бедер, что говорит о наличии представлений и ритуалов, связанных с идеей рождающего начала. Лица, руки и ноги «Венер» выполнены очень условно, без какой-либо детализации. Основным объектом изображения в верхнем палеолите были животные. В наиболее древней наскальной живописи яснее всего прорисованы голова и передняя часть туловища, позднее появляются более законченные изображения. Заметны и попытки построения пространственных изображений: выделение рельефа тела животного или изображение в сложных ракурсах (например, тело животного представлено в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти). Многофигурная живопись верхнего палеолита представляет собой реалистично выполненные изображения отдельных фигур при абсолютном отсутствии связей между ними: отдельные фигуры располагались в совершенном беспорядке друг относительно друга.

    Несмотря на некоторую утрату реалистичности и более схематический по сравнению с верхним палеолитом характер, искусство мезолита отличается существенными достижениями. Во-первых, для него характерно умение выстраивать композицию в многофигурных изображениях, передавать динамику, действия. Во-вторых, основным объектом изображения становится человек. И хотя животные присутствуют в большинстве мезолитических произведений, они больше не являются основным объектом, к которому приковано внимание мезолитических художников. Искусству мезолита (как и верхнего палеолита) свойственна стилистическая и содержательная однородность. Региональные, этнические и индивидуальные особенности, как правило, не играли существенной роли.

    О развитии других видов искусства на протяжении верхнего палеолита и мезолита трудно сказать что-либо определенное. Становление словесного, вокально-музыкального и танцевального искусств связывают с мифолого-ритуальными практиками. Ряд исследователей предполагает относительно раннее возникновение вокально-музыкального сопровождения монотонных и ритмичных трудовых операций. Едва ли можно говорить о чем-то еще, поскольку все наши сведения основываются лишь на гипотезах и на этнографических фактах, относящихся к более поздней ступени развития примитивных обществ.

    Заключительным этапом в истории первобытной культуры стала эпоха неоли та . Ее хронологические рамки неодинаковы для разных регионов - там, где формировались древние цивилизации, границы неолита простираются от IX до III тысяч лет до н.э. В некоторых областях земного шара неолит сохранялся вплоть до XIX - начала XX в. На этом этапе культура утрачивает свое единообразие, формируются и все более ярко проявляются этнические и региональные различия. Поэтому дать характеристику неолитической культуре можно лишь в наиболее общем виде.

    Несмотря на все разноречивые мнения о роли и значении неолита, большинство исследователей говорят о качественном скачке, который произошел в этот период, обеспечив переход к цивилизационной эпохе. Этот скачок - «неолитическая революция» - представлял собой переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыбная ловля) к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство, ремесло). Не сразу стали очевидными те преимущества, к которым приводили перемены эпохи неолита, и потому ранние земледельцы и скотоводы социально и культурно почти не отличались от поздних («высших») охотников и собирателей. Тем не менее новая экономическая доминанта открыла путь к более эффективной хозяйственной деятельности и тем самым к дальнейшему социокультурному развитию.

    Материальная культура неолита, хотя и имеет некоторые региональные особенности, отличается рядом общих новых достижений. Во-первых, активно внедряются новые приемы обработки камня: шлифование и сверление. Во-вторых, во многих регионах разрабатывались альтернативные природные ресурсы: гипс, марганцевые руды, соль. В-третьих, ведущим материалом в неолите становится глина. Наряду с деревом она использовалась при строительстве домов, а также для изготовления многочисленных предметов разнообразного профиля. Многие археологи считают кера мику (изделия из обожженной глины) типичным признаком неолита. Наконец, в-четвертых, неолит характеризуется возникновением ткачества: сначала как ручного плетения, а затем (в позднем неолите) в виде производства тканей с помощью ткацких станков. Первоначально в качестве материала использовались волокна дикорастущих растений. С развитием же земледелия и скотоводства находили себе применение окультуренные виды хлопчатника и льна, а также шерсти.

    Изменения в материальной культуре способствовали углублению трудовой специализации, постепенному выделению ремесла в самостоятельную производственную отрасль, а также появлению так называемого прибавочного продукта. Это вело к имущественному обогащению некоторых членов общины, формированию представлений о собственности и возникновению принципов ее наследования и распределения. Социальную организацию, характерную для неолита, обычно называют позднепервобытной родово й общи ной , характерными отличиями которой от раннепервобытной общины считаются больший численный состав, меньшая степень мобильности населения, преобладание оседлого образа жизни. Усложняется и структура общества: постепенно формируются социальная иерархия, появляются новые социальные институты, совершенствуется управление общиной, постепенно происходит становление системы власти. Перемены в материальной культуре и социальной организации обусловили ряд изменений в духовной и художественной культуре.

    Мораль человеческого общества эпохи неолита в целом продолжает носить коллективистский характер. Важными моральными нормами становятся принцип старшинства, т.е. подчинение младших старшим, и принцип большинства, т.е. преобладание мнения большинства. Постепенно сформировавшееся лидерство, в принципе не противоречащее основным нормам коллективистской морали, вело к тому, что авторитет и влияние лидера играли решающую роль в принятии тех или иных решений, особенно управленческих. Начался и процесс взаимодействия коллективистской морали с формирующейся системой власти.

    В течение длительного времени мораль позднеродовой общины препятствовала социальному расслоению. Так, нельзя было иметь имущества значительно больше, чем у других, нельзя было дарить больше, чем одариваемые могут вернуть, сверстники должны были проходить основные жизненные рубежи приблизительно в одно время и т.д. Несмотря на то, что с ростом имущества формировались понятия богатства и собственности, отношение к ним существенно отличалось от восприятия этих явлений представителями более поздних обществ. Накопление богатства в позднепервобытной общине было невозможно, поскольку оно активно расходовалось в социальной жизни: для устройства пиров, организации ритуалов, приема гостей. Людей, накопивших особенно крупные запасы, так или иначе заставляли делиться с окружающими, а в случае отказа могли даже убить.

    Среди норм, регулировавших взаимоотношения людей в позднепервобытной общине, важное место занимали принцип компенсаторного наказания за причиненный ущерб и резко различное отношение к сородичу и чужаку. В случае совершения проступка сородичем наказание было как можно более мягким; отношение же к чужакам, как правило, было иным - даже убийство чужака не считалось преступлением. Что касается родственных связей, то они переставали играть решающую роль только с разложением общинно-родового строя и переходом от общины родовой к соседской общине.

    Сакральные представления на поздней стадии родового строя развивались, образуя новые религиозные формы, которые в своей основе отражали социальные изменения. В то же время продолжали существовать и ранее возникшие формы, сложным образом переплетаясь и взаимодействуя с новыми представлениями и ритуалами. Среди религиозных форм, получивших развитие на последней стадии первобытности, можно назвать следующие:

    • родовые и семейные культы, или культ предков;
    • культ личных духов-покровителей как отражение процесса распада родовых связей;
    • шаманизм (одна из наиболее трудных для понимания религиозных форм);
    • тайные союзы как форма социальной организации, но одновременно и форма религии со своими специфическими верованиями и обрядами;
    • земледельческие или земледельческо-скотоводческие культы - верования и обряды, связанные с новой производственной деятельностью;
    • обожествление вождей, формирующееся при переходе к цивилизации и перерастающее в сакрализацию власти правителей и их почитание после смерти.

    В художественной культуре эпохи неолита, с одной стороны, легко заметить преемственность с более ранними периодами, а также свойственную первобытному искусству сюжетную и стилистическую однородность. С другой стороны все больше проявляются и становятся существенными региональные и этнические различия (особенно ярко это видно на этнографических материалах). В поздненеолитическом изобразительном искусстве широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, полумесяцев и др., стилизованные изображения людей и животных, а также орнаментальные мотивы. Считается, что на основе знаков и схематизированных изображений в целом ряде областей земного шара формируется древнейшая система письменности - рисуночное письмо. Таким образом, неолит завершает историю первобытной культуры и закладывает основы для следующей, цивилизационной ступени в истории человека, общества и культуры.

    Специальная литература

    1. Бутовская М.Л. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. - М.: Наука, 1993.
    2. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1 / В.В. Глебкин. - М.: Добросвет, 2000.
    3. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. - М.: Наука, 1983.
    4. Ламберт Д. Доисторический человек / Д. Ламберт. - Л.: Недра, 1991.
    5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
    6. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М.: ТЕРРА, 1999.
    7. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный / Я. Линдблад. - М.: Прогресс, 1991.
    8. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М.: Наука, 1989.
    9. Тайлор Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989.
    10. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрезер. - М.: Эксмо, 2006.

    2.2. Особенности первобытной культуры

    Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда – все это проявления первобытной культуры. Но одновременно с названными проявлениями первобытная культура – это и зачатки рациональных знаний, становление первобытного искусства, зарождение ранних форм религии, формирование мифов.

    Поскольку в обществе еще не произошла дифференциация структур, постольку и культуру отличал синкретизм, т. е. слитность, неразличимость многих явлений и процессов.

    Одним из крупных шагов в дальнейшем развитии культуры явилось возникновение искусства. Искусство – это выражение образа, запечатление его в звуке, телодвижении, материальном субстрате. Произведения первобытного искусства отражают не только предметы, явления окружающего мира – в них запечатлились эмоциональные состояния человека.

    Общепринятой теории, объясняющей происхождение искусства, нет. Марксизм связывает возникновение искусства с трудовой деятельностью. Считается, что искусство формируется из-за узкоутилитарных целей трудового процесса. Оно служит имитацией этих процессов. Согласно другим взглядам, искусство возникает в религиозных целях как средство, необходимое для проведения магических обрядов.

    Сторонники еще одного подхода предлагают игровую теорию происхождения искусства. Игра имеет собственные цели, свои правила, что роднит ее с искусством. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру (Г. Гадамер, Й. Хейзинга).

    Первые произведения искусства каменного века были созданы около XXV тысячелетия до н. э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. К указанному же периоду относятся выделанные из кости или камня фигурки животных. Постепенно человек не только овладел новыми способами обработки мягкого камня или кости, что обусловило развитие скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать природные минеральные краски.

    В новом каменном веке (неолите) пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам.

    Наряду с искусством в первобытном обществе возникает и религия. Вопрос о происхождении религии не менее сложный, чем вопрос о происхождении искусства. И по этому вопросу также нет единого мнения. Так, ряд авторов выдвигает гипотезу о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Другие считают, что религия сразу получила форму монотеизма (единобожия). Среди конкретных причин происхождения религии называют страх, религиозный инстинкт, переживание бесконечного, чувство возвышенного и много других.

    Можно выделить следующие факторы, повлиявшие на возникновение религии: выражение глубинных связей общества, необходимо формирующийся аспект жизнедеятельности человека и общества, способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения, отражение действительности. Таким образом, среди детерминант возникновения религии социумные, социокультурные, антропологические и гносеологические причины.

    Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад. О наличии религиозных верований в тот период истории свидетельствуют захоронения первобытных людей: обнаружены погребения, следы специальных обрядов и пр. О религиозных верованиях рассказывают и наскальные рисунки. Первобытные люди исходили из представления о том, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

    Выделяют несколько форм первобытных верований: фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Фетишизм связан с поклонением первобытных людей предметам, чем-либо поразившим их воображение. Этим предметам приписывались такие свойства, как способность исцелять, предохранять от врагов и др. Тотемизм означал веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных или растений. Часто животные или растения, дававшие возможность людям выживать, становились объектом поклонения, что не мешало, однако, людям употреблять их в пищу. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных отношений (вера в то, что члены данного рода произошли от предков, имеющих в своем происхождении тесные связи с тотемом). Тогда возник запрет на употребление тотема в пищу.

    Еще одна форма первобытных верований – магия. Магия – это совокупность представлений и образов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки этой формы религиозных верований были описаны Б. Малиновским в его работе «Магия, наука и религия». Он сделал вывод, что магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение какой-либо проблемы зависит от множества случайных факторов. В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер. Впоследствии магические ритуалы совершали специально подготовленные люди – колдуны, шаманы, которые пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

    Наконец, среди форм первобытных верований – анимизм. Анимизм – это вера в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в его работе «Первобытная культура». Согласно теории Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях – в представлениях первобытных людей о душе; в их стремлении к одухотворению окружающей действительности.

    Перечисленные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, а взаимно переплетались друг с другом. Отметим, что впоследствии названные формы не исчезли, а трансформировались в более поздние религиозные образования.

    Первобытные верования стали ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа, затем – те или иные аспекты социальных отношений. Женские дэхи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытеснялись дэхами мужского рода. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени.

    В дальнейшем развитии родоплеменных отношений происходят большие перемены. Разделение труда, рост его производительности, появление регулярного избыточного продукта (что создавало возможность его отчуждения и накопления) привели к классообразованию, возникновению частной собственности и государства, социального неравенства. Все эти процессы нашли отражение в культуре. Умственный труд становится профессиональным занятием, что дало толчок к более быстрому и глубокому развитию культуры.

    Вершиной развития культуры первобытного общества явилось создание упорядоченной письменности. Пиктографическая (рисуночная) письменность трансформировалась в идеографическую (логографическую), где знаки обозначали понятия. Таково было иероглифическое письмо шумеров, египтян, китайцев, майя и других народов.

    На период разложения первобытного общества приходится и образование языковых семей. Так, в Северной и Восточной Африке, в Передней Азии сложилась семито-хамитская семья языков (языки древних египтян, народов семитской, кушитской и берберской групп). К северу от нее образовалась кавказская языковая семья; к югу, в срединной Африке, – семья банту. В Юго-Западной Сибири сформировались языки уральской (финно-угро-самодийской) семьи, распространившиеся позже на север и запад. В районе между Балтийским морем и Средней Азией возникло крупнейшее в мире индоевропейское родство языков, включающее славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индо-арийские, армянский, греческий и албанский языки.

    Отношение к первобытной культуре до сих пор является неоднозначным. Часто понятие «первобытная» ассоциируется с неразвитостью, примитивизмом. Однако нельзя забывать, что высокие достижения современной мировой культуры существуют на основе первобытной культуры, поэтому необходимо почтительное и бережное отношение к ней.

    Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

    Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

    8. Особенности античной культуры. Религия. Театр. Музыка Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала

    Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

    11. Особенности японской культуры. Литература. Религия Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его

    Из книги История культуры автора Дорохова М А

    17. Особенности культуры Возрождения. Наука, литература и общественная мысль Возрождение (франц. «ренессанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в.

    Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

    52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу

    Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

    1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же

    Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

    55. Особенности современной культуры С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит

    Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

    13.1. Существенные особенности современной культуры

    Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

    Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

    10.3. Наука как интегрирующий элемент культуры. Особенности науки в России Многие элементы культуры: язык, традиции, обычаи, обряды – служат факторами, различающими, разобщающими людей, тогда как знание по своей природе – объективно, вненационально и, следовательно,

    Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

    11.1. Особенности художественной культуры Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Искусство обладает огромной культурогенной способностью,

    Из книги автора

    14.2. Особенности формирования политической культуры Как же формируется политическая культура? Каким образом происходит смена одной политической культуры другой? Динамика формирования этого феномена определяется характером его элементов.Политическая культура

    Из книги автора

    Особенности английской культуры: определение В начале книги я поставила перед собой задачу выявить «характерные черты английской самобытности», пристально наблюдая за поведением англичан, определяя скрытые правила, регулирующие поведенческие модели, и затем

    Из книги автора

    Особенности суфийской культуры Характерно, что суфийское движение во многих своих ответвлениях не ставит целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Оно существует для того, чтобы объединить людей, которые хотят обучаться тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как

    Из книги автора

    Т. Н. Невская. Особенности развития рок-культуры как субкультуры Понятие «субкультуры» стало применяться в науке во второй половине XX века в рамках классовой теории конфликтов, созданной мыслителями Р. Дарендорфом и М. Брейком. Особенности культурной деятельности были

    Из книги автора

    2.2.2. Изучение первобытной духовной культуры в эволюционистской социальной антропологии Духовная культура в философии и науке XIX в. почти полностью отождествлялась с религией, поэтому ранняя антропология сконцентрировала свое внимание преимущественно на изучении