Межнациональное общение как проблема в молодежной среде. Проблема и опасность межнациональных конфликтов


В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.

Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".

Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.

Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.

Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".

Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.

Межкультурное общение уже не является чем-то особенным в сегодняшнем мире. Все люди разные, имеют собственные убеждения, культурные особенности и религиозные различия. Но это вовсе не означает тот факт, что между партнерами не может быть ничего общего или они не смогут общаться, дружить или создавать семьи. Напротив, вопрос о межкультурном браке на сегодняшний день является одной из увлекательных тем для исследования психологами планеты.

Межнациональные браки

Ведь здесь существует ряд нестандартных аспектов, которые только начинают открываться ученым в вопросах межкультурного взаимодействия.

Но как простому человеку наладить общение с представителем, порой, абсолютно другого мира, который просто не знает никаких психологических тонкостей?

В действительности, намного реже поликультурное взаимодействие возникает спонтанно. Это может быть встреча на каком-либо мероприятии или вечеринке. Но чаще всего встреча происходит за счет посещения другой страны или виртуального чата, сайта знакомств.

В первую очередь, не стоит теряться, так как это такой же человек, только отличающийся некоторыми тонкостями в поведении.

Как правило, при первом контакте, конфликтные ситуации возникают редко, поэтому первой задачей является собрать как можно общей информации.

После завершения первого контакта, лучше всего поискать информацию о религии, правилах, культуре и прочих особенностях, которые помогут определить рамки общения.

Так, например, ученый-психолог Хофстеде определил, что каждая культура может быть измерена по нескольким параметрам: отношение ко времени, разграничение собственного пространства, к какому типу культура относится и т.д.

Стоит учитывать и эмоциональный аспект культуры, так как, к примеру Западная Европа предпочитает более сдержанный тон общения, в то время как южане любят громко разговаривать и тактильные контакты.

Отдельного рассмотрения заслуживает религиозный фактор. Не рекомендуется заводить дискуссии на подобные темы, так как по мнению многих психологов, это одна «святая из святых» и вовсе неуместно будет приводить собственные доводы на этот счет. Человек может расценить это как неуважение или непринятие.

Межкультурным браком сегодня никого не удивишь. Благодаря путешествиям, сайтам знакомств все больше людей выбирает себе партнера из другой страны.

Успех в межкультурных отношениях

Для успешного межкультурного контакта стоит тренировать умение слушать и не проявлять резкие эмоции. Каждая культура имеет собственные значения и соображения на этот счет, поэтому от подобных действий лучше воздержаться.

Кроме того, стоит внимательнее относится к символике. У одной культуры знак или символ может означать оскорбление, а у другой в принципе отсутствовать какое-либо соображение на этот счет.

Прочтите также:

Проблема межнациональных отношений очень актуальна в современном обществе. Назвать человека представителем другой национальности часто означает обидеть его. Моя клиентка, девочка 12-ти лет, горько плакала от того, что ей кто-то в разговоре приписал принадлежность к другой национальности.

Казалось бы, современному человеку понятно, что все нации равноправны. Взрослые люди, по моим наблюдениям, на вопрос известного теста “Кто я?” в первую очередь отвечают “человек”, ” житель земли” – в большинстве случаев.

Даже понятие “национализм” в наше время приобрело позитивную окраску. Оно трактуется сейчас как приверженность духовным и культурным ценностям своей нации, осознание ценности нации как высшей формы общественной жизни. При этом оно противопоставляется понятиям “национальный экстримизм”, “шовинизм”.

Есть версия о том, что само слово “нация” происходит от слова “наши”, общего для индоевропейского праязыка.

Национальные противоречия

И всё же на сегодняшний день существует немало межнациональных противоречий во всех странах мира, даже в т.н. развитых странах. Это объясняется в первую очередь нестабильностью сегодняшнего мира, отсутствием чего-то надежного и постоянного. В этом неустойчивом мире человеку важно найти устойчивую группу, с которой он бы себя отождествил, принадлежность к которой с удовольствием бы признал. При этом далее неизбежно разделение по типу “свой – чужой”. Главное в этом вопросе – какое отношение устанавливается в каждой такой группе к тем, кто признается “чужими”.

В первую очередь для ребенка или взрослого, испытывающих затруднения в этом вопросе, необходимо возникновение
доверия к миру. Необходимо ощущение и понимания того, что в затруднтельных ситуациях мир людей не оставит тебя в полном одиночестве, всегда находится поддержка в трудных ситуациях, и это базовое свойство нашего мира.

Далее, конечно, важно пробудить или поддержать уверенность человека в собственных силах, убежденность в том, что в самой нестабильной ситуации он сможет сохранить равновесие. Психологи в своей работе постоянно прилагают усилия для возникновения и развития этих ценных установок.

В результате у человека исчезают растерянность, озлобленность, его жизненная позиция становится устойчивой и дружелюбной по отношению к окружающим, в том числе и к представителям других наций.

Внутренняя, психологическая устойчивость дает возможность заинтересованно и непредвзято относиться к другим этническим группам. Известный русский социолог и культуролог Н.Я. Данилевский утверждает, что многообразие устойчиво, а однообразие неустойчиво.

Изначальная, естественная заинтересованность по отношению к представителям другой, “не нашей” культуры необходима для осуществления нормального мультикультурного процесса в современном обществе. И развитие качеств, связанных с принятием другого (то, что сейчас называют толерантностью) необходимо для любого социума. Поскольку однообразие может стать причиной его угасания.

Но это не отменяет знание истории своей нации, ее традиций и достижений. Уважение к своему народу и отстаивание его интересов также базируется на доверии к миру и на ощущении своего человеческого достоинства. Интерес к прошлому и настоящему своей нации, ощущение ее перспективы, стремление действовать во благо своего народа – это свойства современного развитого человека.

Взаимопонимание между такими большими социальными группами как этносы начинается со взаимопонимания между человеком и его ближайшим окружением – семьей, коллегами, соседями… Современный цивилизованнный человек ищет способы оптимального сосуществования со своими соседями по жизни. Современные психологи ищут и предлагают способы осуществить это как на уровне межличностных, так и на уровне межнациональных отношений.

Амеженко Диана, 9-й класс

Россия - многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Мы» и «они» - проблема межнациональных отношений.

Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.

Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.

Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».

Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».

Методы исследования:

  1. метод аналитического чтения;
  2. метод исследования;

Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;

– составить опросник;

– провести социологический опрос;

– проанализировать полученные результаты;

– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».

Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.

Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

Я живу в п. Солнечный Республики Саха (Якутия) где живут и работают представителей самых разных народов . В нашей школе учатся дети разных национальностей и языковых общностей. Бок о бок я живу с украинцами, якутами, ингушами, эвенками, молдаванами, татарами, общаюсь с ними каждый день и не задумываясь над тем у кого какая национальность. В общей массе учащихся преобладают русские. Этот факт подтверждают анкетные данные: из 110 учащихся школы - 83 русские. Регион, в котором мы живём, в плане межэтнической конфликтности относительно благополучен. Но наш регион – это место постоянной трудовой миграции населения и в условиях общей напряжённой политической ситуации возможны серьёзные последствия. Если не обращать внимания на локальные стычки сегодня, мы можем получить масштабные конфликты завтра.

Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.

И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»

Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».

Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.

Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.

В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.

В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?

Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».

В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.

Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.

Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.

Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.

kolya12

главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.

kolyan_76

Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть:D

Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.

lenka

А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже - опасно это.

igor"

Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь

dmitriy

Красивые женщины есть в любой нации

А что же думают жители нашего поселка?

Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:

1. Возраст

2. Национальная принадлежность

3. Как вы относитесь к представителям другой национальности

а) толерантно

б) ненавижу

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) толерантно

б) ненавижу

в) в зависимости от национальности

5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?

6. Знаете ли вы свой родной язык?

а) хорошо знаю

б) знаю только несколько слов

в) не знаю

7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?

8. В качестве кого?

9. Есть ли у вас друзья другой национальности?

10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?

По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.

Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.

У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.

Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 - в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные - в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.

Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 - в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные - в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.

Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности

2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке

3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими

Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:

1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.

2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.

3) Ввести сурдоперевод на канале НВК

4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.

5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.

6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду

7) В межнациональных семьях воспитывать ребенка в традициях обеих культур .

Приложение.

Взрослые.

Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.

На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.

Что это такое

Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.

Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.

Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.

Причины межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

  • социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
  • экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
  • географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
  • политические формы поведения властей;
  • культурно-языковые претензии народов;
  • историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
  • этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
  • борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
  • религиозные и конфессиональные.

Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

Стадии

Любой конфликт народов проходит следующие стадии:

  1. Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
  2. Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
  3. Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
  4. Развитие конфликта.
  5. Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
  6. Разрешение конфликта может быть различным:
  • устранение причин и угасание противоречий;
  • принятие компромиссного решения, договорённость;
  • тупиковая ситуация;
  • вооружённое столкновение, террор.

Виды

Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:

  1. Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
  2. Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
  4. Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.

В чем опасность: последствия

Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.

Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.

Пути преодоления

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

Видео: Межнациональные конфликты