Григорий мелехов жизнь. Интересные факты. Как поступить с ненужным человеком

Григорий Мелехов - самый известный и запоминающийся персонаж романа Шолохова «Тихий Дон». Но мало кто знает, что в первой редакции произведения такого героя не было вообще. Его место занимал некто Абрам Ермаков, который внешне очень походил на Григория. Почему автор решил внести в роман изменения, до сих пор неизвестно.

Внешность героя

Григорий Мелехов (характеристика персонажа будет подробно рассмотрена в этой статье) наделен автором «диковатой» красотой, как и все казаки его рода. Он был выше своего старшего брата, черноволосый и горбоносый, что делало его похожим на цыгана. Глаза чуть раскосы, миндалевидные и «подсиненные», а «острые плиты скул обтянуты коричневой кожей». Улыбка у него была «звероватая», «волчьи зубы» белоснежные. Руки неподатливы и черствы на ласку.

Во всем его облике чувствуется дикость и грубость, сочетающаяся с невероятной красотой. Даже во время войны он не утратил привлекательности. Хотя сильно исхудал и больше стал похож на азиата.

Григорий Мелихов носил традиционную казачью одежду: широкие шаровары, шерстяные белые чулки, чирики (туфли), зипун, просторную рубаху, полушубок. В одежде имеется прямое указание на национальную принадлежность. Автор подчеркивает казачье происхождение своего героя.

Кто главный герой романа?

Начнем с того, что в центре внимания Шолохова находится народ, а не конкретная личность. А Григорий выделяется на общем фоне лишь потому, что является воплощением народных черт. Он стал отражением казацкой удали и «любви к хозяйству, к работе» - двух главных заповедей казаков, которые были воинами и земледельцами одновременно.

Но славен не только этим Григорий Мелехов («Тихий Дон»). Отличительными чертами его характера стали своеволие, стремление к истине и независимость в поступках. Он всегда стремится во всем убедиться лично и не верит никому на слово. Для него истина рождается медленно, из конкретной действительности, тягостно и мучительно. Вся его жизнь и есть поиск правды. Эти же мысли мучили и казаков, впервые столкнувшихся с новой властью.

Григорий Мелехов и Аксинья

Любовный конфликт является одним из главных в романе. Отношения главного героя с Аксиньей проходят красной нитью через все произведение. Их чувство было высоким, но трагичным.

Поговорим немного о героине. Аксинья - статная, красивая и гордая казачка, очень эмоционально воспринимающая происходящее. На ее долю выпала нелегкая судьба. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал отец, а через год выдали замуж за Степана Астахова, который бил ее. За этим последовала гибель ребенка. Нелюбимый муж и тяжелая работа - вот вся жизнь молодой женщины. Такова была судьба многих крестьянок и казачек, поэтому и принято считать, что отражает целую эпоху «Тихий Дон».

Судьба Григория Мелехова оказалась тесно переплетена с жизнью Аксиньи. Женщина хотела настоящей любви, поэтому она с такой готовностью откликнулась на ухаживания соседа. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, сжегшая страх, стыд и сомнения.

Даже женитьба на Наталье не остановила Григория. Он продолжал встречаться с Аксиньей, за что и был изгнан отцом из дома. Но и тут влюбленные не сдались. Их жизнь в работниках не приносит счастья. А измена Аксиньи с хозяйским сыном заставляет Григория вернуться к жене.

Однако окончательного разрыва не происходит. Влюбленные снова начинают встречаться. Они проносят свои чувства через всю жизнь, несмотря на все несчастья и трагедии.

Характер

Григорий Мелехов не бежит от реальности. Он трезво оценивает все происходящее вокруг и принимает активное участие во всех событиях. Это считается самым ярким и запоминающимся в его образе. Ему свойственны широта души и благородство. Так, он спасает жизнь Степану Астахову, рискуя собой, хотя не питает к нему никаких дружеских чувств. Затем он отважно бросается на спасения тех, кто убил его брата.

Образ Мелехова сложен и неоднозначен. Ему свойственны метания, чувство внутренней неудовлетворенности своими поступками. Именно поэтому он постоянно мечется, для него сделать выбор - непростая задача.

Социальный аспект

Характер героя определяется его происхождением. Например, Листницкий является помещиком, а Кошевой - батраком, поэтому на них нельзя положиться. Совсем другое происхождение имеет Григорий Мелехов. «Тихий Дон» писался во время расцвета соцреализма и жесткой критики. Поэтому не удивительно, что главный герой имеет крестьянское происхождение, которое считалось самым «правильным». Однако то, что он был из середняков, стало причиной всех его метаний. В герое уживаются одновременно труженик и собственник. Это и является причиной внутреннего разлада.

Григорий Мелехов на войне практически не заботится о своей семье, даже Аксинья уходит на второй план. В это время он пытается понять общественное устройство и свое место в нем. На войне герой не ищет для себя выгоды, главное - отыскать правду. Именно поэтому он так пристально всматривается в окружающий мир. Он не разделяет восторга других казаков относительно прихода революции. Григорий не понимает, зачем она им нужна.

Раньше казаки сами решали, кто будет ими править, выбирали атамана, а теперь за такое сажают. На Дону не нужны ни генералы, ни мужики, народ и сам разберется, как разбирался и до этого. Да и обещания большевиков ложны. Говорят, что все равны, а вот идет Красная армия, на взводном хромовые сапоги, а солдаты все в обмотках. И где равенство?

Поиски

Григорий Мелехов очень ясно видит действительность и трезво оценивает происходящее. В этом он похож на многих казаков, однако есть и одно отличие - герой ищет правду. Именно это не дает ему покоя. Сам Шолохов писал, что в Мелехове воплотилось мнение всех казаков, но сила его в том, что он не боялся высказываться и пытался разрешить противоречия, а не принял смиренно происходящее, прикрываясь словами о братстве и равенстве.

Григорий мог бы признать правоту красных, но чувствовал ложь в их лозунгах и обещаниях. Он не мог принять все на веру, а когда проверял на деле, получалось, что ему врали.

Закрыть же глаза на ложь было равносильно предательству себя, своей земли и своего народа.

Как поступить с ненужным человеком?

Григорий Мелехов (характеристика это подтверждает) выделялся на фоне других представителей казачества. Это и привлекло к нему внимание Штокмана. У этого человека не было времени переубеждать таких, как наш герой, поэтому он сразу же решил его устранить. Неповинный Григорий был обречен на арест и смерть. А что еще делать с ненужными людьми, которые задают лишние вопросы?

Приказ отдается Кошевому, который приходит в удивление и смущение. Григория, его друга, обвиняют в опасном образе мыслей. Здесь мы видим основной конфликт романа, где сталкиваются две стороны, каждая из которых права. Штокман предпринимает все меры, чтобы не допустить восстания, которое могло бы помешать воцарению советской власти, которой он служит. Характер же Григория не позволяет ему смириться ни со своей участью, ни с участью своего народа.

Однако приказ Штокмана становится началом того самого восстания, которое он хотел предупредить. Вместе с Мелеховым, вступившим в бой с Кошевым, поднимается все казачество. В этой сцене читатель с отчетливой ясностью может убедиться в том, что Григорий действительно является отражение народной воли.

Мелехов принимает решение бороться с властью красных. И это решение обусловлено чередой происшествий: арест отца, многочисленные расстрелы в Татарском, угроза жизни самому герою, оскорбления красноармейцев, разместившихся на его базу.

Григорий сделал свой выбор и уверен в нем. Однако не все так просто. Это еще не последний поворот в его судьбе.

Метания

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» очень неоднозначен. Он постоянно в метаниях и не уверен в правильности выбора. Так происходит и с решением противостоять Красной армии. Он видит пленных и погибших, участвовавших в его восстании, понимает, кому это может быть выгодно. Окончательно прозрение наступает, когда Григорий один мчится на пулемет и убивает матросов, управлявших им. Мелехов после этого катается по снегу и восклицает: «Кого же я убил!»

Герой снова оказывается в конфликте с миром. Все метания Мелехова отражают колебания всего казачества, которое сначала пришло от монархизма к большевизму, затем решило строить автономию, а потом опять вернулось к большевизму. Только на примере Григория мы видим все более отчетливо, чем это происходило в действительности. Связано это с самим характером героя, с его непримиримостью, страстностью, необузданностью. Строго Мелехов судит себя и окружающих. Он готов ответить за свои неверные поступки, но хочет, чтобы ответили и другие.

Подводя итоги

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» полон трагизма. На протяжении всей своей жизни он пытался найти правду, но что получил в конце? В последней главе книги мы видим, как герой теряет самое дорогое - любимую женщину. Смерть Аксиньи стала самым страшным ударом для Мелехова. В этот момент у него отняли смысл жизни. В этом мире у него не осталось больше близких людей. Душевное опустошение приводит его в лес. Он пытается жить один, но не выдерживает и возвращается в хутор, где живет его сын - единственное, что осталось от Аксиньи и их любви.

В чем трагедия Григория Мелехова? Он вступил в конфликт с миром, не смог смириться с его новыми законами, попытки что-то изменить завершились провалом. Но смириться с происходящим герой так и не смог. Новая эпоха «перемолола» и исковеркала его судьбу. Григорий просто оказался человеком, который не смог приспособиться к переменам.

Михаил Шолохов знал и любил свою малую родину и прекрасно мог ее описать. С этим он и вошел в русскую литературу. Сначала появились "Донские рассказы". На него обратили внимание тогдашние мэтры (никого из них сегодняшний читатель не знает) и сказали: «Красиво! Молодец!» Потом забыли... И вдруг увидел свет первый том произведения, которое чуть ли не ставило автора в один ряд с Гомером, Гете и Львом Толстым. В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Александрович достоверно отразил судьбу великого народа, бесконечные поиски истины в сумбурные годы и кровавой революции.

Тихий Дон в судьбе писателя

Образ Григория Мелихова пленил всю читающую публику. Молодому таланту развиваться бы и развиваться. Но обстоятельства не способствовали тому, чтобы писатель стал совестью нации и народа. Казачья натура Шолохова не позволила ему рваться в любимцы властителей, но и те не позволили ему стать в русской литературе тем, кем он должен был стать.

Через много лет после Великой Отечественной войны и выхода в свет «Судьбы человека» Михаил Шолохов в своем дневнике делает странную, на первый взгляд, запись: «Всем им понравился мой Человек. Значит, я соврал? Не знаю. Но я знаю то, что недосказал».

Любимый герой

С первых страниц "Тихого Дона" писатель рисует многообразную и широкую реку жизни донской казачьей станицы. И Григорий Мелихов только один из многих интересных персонажей этой книги и к тому же не самый главный, как поначалу кажется. Его умственный кругозор примитивен, как дедовская сабля. У него нет ничего для того, чтобы стать центром большого художественного полотна, кроме своевольного, взрывного характера. Но читатель с первых страниц чувствует любовь писателя к данному персонажу и начинает следить именно за его судьбой. Чем же привлекает нас и Григорий с самых юношеских лет? Наверное, своей биологией, кровью.

Даже читатели-мужчины неравнодушны к нему, словно те женщины из реальной жизни, которые больше жизни любили Григория. А он живет, как Дон. Его внутренняя мужская сила вовлекает всех на свою орбиту. В наше время таких людей называют харизматичными личностями.

Но в мире действуют и другие силы, которые требуют осмысления и анализа. Однако в станице продолжают жить, не подозревая ни о чем, думая, что они от мира ограждены своими мужественными нравственными добродетелями: едят свой (!) хлеб, служат Отчизне так, как наказывали им деды и прадеды. Всем станичникам, в том в числе и Григорию Мелихову, кажется, что более справедливой и устойчивой жизни не существует. Они иногда дерутся между собой, из-за женщин в основном, не подозревая, что выбирают именно женщины, отдавая предпочтение мощной биологии. И это правильно - так распорядилась сама мать-природа, чтобы род людской, и казачий в том числе, не иссякал на Земле.

Война

Но цивилизация породила много несправедливостей, и одна из них - лживая идея, облеченная в правдивые слова. Тихий Дон течет правдиво. И судьба Григория Мелихова, родившегося на его берегах, не предвещала ничего такого, от чего бы стыла в жилах кровь.

Станицу Вешенскую и хуторок Татарский не Санкт-Петербург основал и кормил тоже не он. Но идея того, что сама жизнь едва ли не дарована каждому казаку лично не Богом, да отцом с матерью, а каким-то центром, вломилась в жесткую, но справедливую жизнь казаков словом «война». Нечто подобное сотворилось и на другом крае Европы. Две большие группы людей пошли организованно и цивилизованно друг на друга войной, чтобы заливать землю кровью. А подвигли их ложные идеи, облеченные в слова о любви к Отечеству.

Война без прикрас

Шолохов рисует войну такой, какой она есть, показывая, как она калечит души человеческие. Дома остались печальные матери и молодые жены, а казаки с пиками пошли воевать. Шашка Григория впервые отведала людского мяса, и он в один миг стал совсем другим человеком.

Слушал его умирающий немец, не понимая ни слова по-русски, но понимая то, что свершается вселенское зло - калечится суть образа и подобия Божьего.

Революция

Опять же не в станице, не на хуторе Татарском, а далеко-далеко от берегов Дона начинаются тектонические сдвиги в недрах общества, волны от которых дойдут и до трудолюбивых казаков. Главный герой романа вернулся домой. У него много личных проблем. Он насытился кровью и больше не желает ее проливать. Но жизнь Григория Мелихова, его личность интересует тех, кто собственными руками куска хлеба для своего пропитания за десятилетия не добыл. И приносят в среду казачью некоторые люди ложные идеи, облеченные в правдивые слова о равенстве, братстве и справедливости.

Григорий Мелихов вовлекается в борьбу, которая ему чужда по определению. Кто затеял эту свару, в которой русские возненавидели русских? Главный герой не задается этим вопросом. Его судьба несет по жизни, словно былинку. Григорий Мелихов с удивлением слушает друга своей юности, который стал говорить непонятные слова и смотреть на него с подозрением.

А Дон течет спокойно и величаво. Судьба Григория Мелихова для него только лишь эпизод. Придут новые люди на его берега, придет новая жизнь. О революции писатель почти ничего не говорит, хотя о ней рассуждают все и помногу. Но ничего не запоминается из сказанного ими. Образ Дона затмевает все. И революция тоже лишь эпизод на его берегах.

Трагедия Григория Мелихова

Просто и ясно начал свою жизнь главный герой романа Шолохова. Любил и был любимым. Смутно верил в Бога, не вникая в подробности. Да и в дальнейшем он жил так же просто и ясно, как в детстве. Ни на малый шаг Григорий Мелихов не отступил ни от своей сути, ни от той правды, которую он впитал в себя вместе с водой, которую черпал из Дона. И даже шашка его не впивалась в тела людские с наслаждением, хотя он имел к смертоубийствам врожденные способности. Трагедия как раз и была в том, что Григорий остался атомом общества, который можно чуждой ему волей или расщепить на составные части, или соединить с другими атомами. Он этого не понимал и стремился к тому, чтобы оставаться свободным, похожим на величественный Дон. На последних страницах романа мы видим его успокоенным, надежда на счастье теплится в его душе. Сомнительная точка романа. Обретет ли главный герой то, о чем мечтает?

Конец казачьего уклада жизни

Художник может не понимать ничего из того, что происходит вокруг него, но он обязан чувствовать жизнь. И Михаил Шолохов ее чувствовал. Тектонические сдвиги мировой истории уничтожили милый ему казачий уклад жизни, извратили души казаков, превратив их в бессмысленные "атомы", которые стали пригодны для строительства чего угодно и кому угодно, но только не самим казакам.

Дидактической политики во 2, 3, и 4 томах романа множество, но, описывая путь Григория Мелихова, художник невольно возвращался к правде жизни. И ложные идеи отступали на второй план и растворялись в дымке столетних перспектив. Торжествующие нотки завершающей части романа заглушает тоска читателя по ушедшей той жизни, которая с такой неимоверной художественной силой нарисована писателем в 1 томе «Тихого Дона».

Первый как основа

Свой Роман Шолохов начинает описанием появления ребенка, который основал род Мелиховых, и заканчивает описанием ребенка, который должен род этот продлить. «Тихий Дон» можно назвать великим произведением русской литературы. Это произведение не только противостоит всему, что позднее было написано Шолоховым, но является отражением того стержня казачьего народа, который дает надежду самому писателю на то, что бытие казаков на Земле не закончилось.

Две войны и революция - это всего лишь эпизоды в жизни народа, который себя осознает донскими казаками. Он еще проснется и явит миру свою прекрасную мелиховскую душу.

Жизнь казачьего рода бессмертна

Главный герой шолоховского романа вошел в самую сердцевину мироощущения русского народа. Григорий Мелихов (образ его) перестал быть нарицательным персонажем еще в 30-ые годы ХХ столетия. Нельзя сказать, что писатель наделил героя типичными чертами козака. Как раз типичного в Григории Мелихове мало. И красоты особой в нем нет. Он красив своей мощью, жизненной силой, которая способна превозмочь все наносное, что приходит на берега вольного тихого Дона.

Это образ надежды и веры в высший смысл человеческого бытия, который всегда является основой всего. Странным образом канули в лету те идеи, которые растерзали станицу Вешенскую, стерли с земли хуторок Татарский, а роман "Тихий Дон", судьба Григория Мелихова остались в нашем сознании. Это и доказывает бессмертие казачьей крови и рода.

Был неоднократно воплощён в кинематографе.

История создания. Возможный прототип

Литературная биография Григория Мелехова, по мнению исследователей, неотделима от вопроса об авторстве текстов романа «Тихий Дон» . Так, ряд литературоведов придерживается мнения о том, что в рукописях произведения просматривается «„соавторское“ редактирование»; отсюда - «непоследовательность и противоречивость» образа главного героя . Другие убеждены, что метания Мелехова связаны с формированием его личности и «идут по нарастающей» .

В черновых набросках романа, датированных 1925 годом, Григория Мелехова не было - он появился в итоговой редакции, заняв место персонажа Абрама Ермакова . В то же время, по замечанию писателя Анатолия Калинина , имя Григорий нередко встречается в ранних рассказах Шолохова; истории героев, действующих в таких его произведениях, как «Коловерть» и «Пастух», весьма далеки от судьбы Мелехова, однако в них уже обнаруживается «отблеск того, совсем юного Григория, который ещё не заблудился на дорогах сурового лихолетья» .

Свидетельством того, что «предшественником» Мелехова был Абрам Ермаков, являются, по данным литературоведа Феликса Кузнецова , и внешнее сходство (у обоих были «синие выпуклые белки глаз» и «изогнутая левая бровь»), и общие черты характера: и тот, и другой отличались горячим нравом и безудержностью в поступках. При этом два героя имели общего прототипа - казака Харлампия Ермакова, расстрелянного в 1927 году на основании решения коллегии ОГПУ . Сам Шолохов в течение нескольких десятилетий после выхода «Тихого Дона» на вопросы о прообразах отвечал достаточно уклончиво, не подтверждая и не отрицая версию о близости судеб Ермакова и Мелехова: «И да, и нет… Скорее всего это образ собирательный» .

Исследователи установили, что Шолохов был хорошо знаком с Харлампием Васильевичем, весьма плотно общался с ним при сборе материалов, связанных с историей Гражданской войны на юге России. В архивах сохранилось письмо Михаила Александровича, адресованное Ермакову; в нём, в частности, упоминается о необходимости личной встречи для получения «некоторых дополнительных сведений относительно эпохи 1919 года» .

Сходство между Григорием и его прототипом неоднократно устанавливалось советскими учеными в ходе их бесед с дочерью Ермакова Пелагеей и несколькими казаками более старшего возраста чем она. Заслуживающее внимания свидетельство поступило от белогвардейского офицера Евгения Ковалева, который летом 1919 года служил вместе с Ермаковым в Донской армии. Ковалев нашел настолько поразительное сходство между Ермаковым и Григорием в отношении их внешности и храбрости, что написал статью, озаглавленную «Харлампий Ермаков - герой „Тихого Дона“» .

Вехи биографии

Главный герой романа «Тихий Дон» появился на свет в 1892 году (дата рождения в произведении не указана, однако она установлена исследователями на основе документов о призывном возрасте, действовавших в России первых десятилетиях XX века) в семье отставного урядника Атаманского лейб-гвардии полка Пантелея Мелехова . Во внешнем облике Григория заметны отцовские черты, которого, как и других «горбоносых, диковато-красивых» представителей рода Мелеховых, хуторяне называли турками . В романе прослеживаются основные этапы биографии Григория. Так, в декабре 1913 года он призван в армию ; на службе в 12-м Донском казачьем полку Мелехов проявляет себя как человек, с яростью отстаивающий собственную честь и стремящийся не допустить оскорблений других людей . Осенью 1914-го он попадает в госпиталь, затем возвращается на фронт, принимает участие в Брусиловском прорыве ; к 1916 году Григорий имеет уже четыре Георгиевских креста .

Жизнь Мелехова в 1917 году обозначена пунктирно; по мнению исследователей, подобная авторская сдержанность связана с тем, что герой «оставался в стороне от политической борьбы, захлестнувшей страну» . Одним из ключевых моментов, повлиявших на его мировосприятие, является, по мнению литературоведа Ирины Медведевой-Томашевской , эпизод, в ходе которого происходит уничтожение пленных казачьих офицеров: «Это зверство, к тому же свидетельствующее об отсутствии воинского права и чести, решительно отталкивает Григория от большевиков» . Во взглядах Мелехова на жизнь соединён опыт земледельца и бойца, поэтому его, как и других казаков, по-настоящему волнуют три вопроса: о земле, воле и власти .

Григорий Мелехов и Аксинья

Интерес к Аксинье - жене соседа Мелеховых Степана Астахова - зарождается у Григория в тот момент, когда тридцать казаков, в том числе муж героини, уходят на военные сборы в лагеря. Роман развивается стремительно; Аксинью и Григория сближает безоглядность чувств, искренность порывов, нежелание считаться с людской молвой . По словам литературоведа Светланы Семёновой, Мелехов и его возлюбленная объединены «страстностью, мощной, почти звериной эротической, жизненной энергетикой»; при этом герой с его «диковатой красотой» является «воплощением мужественности», тогда как пылкая, чувственная, притягательная Аксинья несёт в себе мощное женское начало. Любовь персонажей подобна «весеннему раскрепощению земли»; не случайно описание природы занимает так много места в момент свиданий или томлений героев: «Аксинья и кленовый куст», «Аксинья и грустный пленительный запах тронутого увяданием ландыша» .

В финале «Тихого Дона» герои выдвигаются ночью к станице Морозовской . В пути молодую женщину настигает пуля, выпущенная «человеком из заставы». После смерти Аксиньи герой погружается в «апокалиптический ступор»; его существование напоминает «мёртвую обуглившуюся землю» .

Григорий Мелехов и Наталья

Григорий женится на Наталье Коршуновой не по любви - это выбор его отца . О том, насколько далека от героя юная невеста, свидетельствует сцена свадьбы, написанная автором «отстранённым глазом»: Мелехов наблюдает за поведением гостей, фиксирует особенности их поведения во время застолья и в то же время чувствует некую отгороженность от происходящего: «Идёт несколько гротесковый монтаж укрупнённых деталей» .

При этом Григорий сознаёт, что его жена - «тонкая, нарядная», с «ладным станом» - хороша собой; увидев её после долгой отлучки, Мелехов отмечает: «Красивая баба, в глаз шибается». Однако искусственно взрастить в себе любовь к Наталье он не может; признания героя в том, что «нету на сердце на ничего», соседствуют с описанием «мертвенно отживших трав» и «чёрно-голубой вышней пустоши». Наталья относится к мужу иначе, чем Аксинья; в ней, по мнению исследователей, нет темпераментной пылкости соперницы, зато присутствует «пронизывающая лучистость» .

Недаром и загрубелое сердце мужа отзывается на такой интенсивный свет, оказываясь способным на растроганность и слёзы, чего обычно не испытывает Григорий при виде Аксиньи, - здесь ощущения и чувства другие. Отношение Натальи к Григорию более целомудренно-стыдливо в своих непосредственно-чувственных проявлениях, чем у Аксиньи, пронизано нежностью и преданностью, нераздельностью физического и душевно-духовного .

Образ Мелехова в кинематографе

Первым исполнителем роли Григория Мелехова стал Андрей Абрикосов , который снялся в картине , поставленной по двум первым книгам романа. Как вспоминал впоследствии актёр, в момент кинопроб он ещё не прочитал шолоховского произведения и пришёл на площадку неподготовленным; представление об образе персонажа сложилось позже . По словам актрисы Эммы Цесарской , сыгравшей Аксинью, Шолохов после выхода фильма писал продолжение «Тихого Дона» с оглядкой на героев, воплощённых в ленте .

В последующие годы образ Григория Мелехова воплотили на экране Руперт Эверетт в телесериале Сергея Бондарчука «Тихий Дон » и Евгений Ткачук в телесериале Сергея Урсуляка .

Примечания

  1. Якименко Л. Г. Шолохов // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А. А. Сурков . - М. : Советская энциклопедия , 1975. - Т. 8. - С. 758-764.
  2. А. Макаров, Светлана Макарова. «А власть эта не от бога». «Соавторская» обработка художественного текста в «Тихом Доне» // Новый мир . - 1993. - № 11 .
  3. Светлана Семёнова. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы . - 2002. - № 1 .
  4. , с. 73.
  5. Калинин А. В. Время «Тихого Дона». - М. : Известия, 1975. - С. 16.
  6. , с. 130.

Главный герой «Тихого Дона» на протяжении романа переживает сложную духовную эволюцию. На своем пути Мелехов встречает несколько человек (Штокман, Чубатый, Гаранжа, Изварин, Подтелков), которые окажут на него влияние, но не столь значительное, чтобы сбить с пути или направить. Он ищет сам, мучительно, трудно, проходя через страшные испытания. А эти люди — своеобразные демоны Григория, влияние которых он изживает вместе с собственными слабостями и заблуждениями.

К финалу романа автор при водит своего героя раньше времени постаревшим, одиноким, многое постигшим. В начале первой книги Григорий Мелехов — красивый, талантливый, трудолюбивый парень, который еще мало задумывается над смыслом своих действий, живет, как большинство казаков, идя по проторенной дорожке. Автор показывает его в сценах повседневной жизни земледельца: в доме, на рыбалке, на водопое с конем, в поле. У Григория запоминающаяся внешность. Как истинный казак, он прекрасный наездник (на коня вскакивает, .чуть тронув левой рукой холку), на скачках за джигитовку взял первый приз. Поет, или «дишканить, как выражаются казаки, — «чисто нитка серебряная» Григорий талантлив от природы: в будущем прекрасный воин, работящий, любящий свой труд земледелец. Не однажды выкажет Григорий и благородство души, совестливость натуры, чуткость к природе и близкому человеку, способность к глубокому чувству. Это заменяет отсутствие знаний и развитый интеллект. Духовный рост Григория происходит также вне интеллектуального.

Полюбив Аксинью Астахову, .замужнюю соседку, Григорий еще не осознает значения этого чувства в его жизни и не думает о последствиях. Его страсть по — юношески всезахватывающа, по-язычески стихийна, «так исступленно горели они одним бесстыдным пламенем». Не случайно в описании первого свидания Григория и Аксиньи такое сравнение: «Рывком кинул ее Григорий на руки — так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу, — путаясь в полах распахнутого зипуна, задыхаясь, пошел. Однако при этом он соглашается жениться по выбору отца, затем жестоко обижает Аксинью в разговоре безразличием к ее дальнейшей участи и желанием прикончить эту историю».

Григорий вспыльчив, диковат, автор обращает внимание на волчий оскал зубов Григория и в гневе, и в улыбке. И все же он выделяется из среды казаков не только талантами и красотой, но и своей самобытностью. В сцене свадьбы уже чувствуется его отдельность, сопротивление общепринятому. Удрученный свадебными обрядами», он смотрит на Наталью и окружающих с неприязнью. Григорий не хочет жить двойной жизнью, как это делали многие, поэтому уходит с Аксиньей из родного хутора, от земли в наемные работники к помещику Листницкому, служит конюхом. Такая жизнь, конечно, не для казака, автор пишет: «Легкая, сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет».

Однако и в этот период Григорий переживает сильные эмоции, формирующие его характер. Охота, ревность, роды Аксиньи и страх за ее жизнь, тоска по хутору, по Дону, его «текучей воде», «острое щиплющее волнение» отцовства и подозрения, связанные с ним, жалость к брошенной и покушавшейся на свою жизнь Наталье.

На службе Григорий Мелехов также одинок в своих поисках истины и справедливости. Он не позволяет вахмистру ударить его, в одиночку пытается остановить товарищей по полку от изуверства над Франей, а когда ему это не удается, то чуть не плачет от бессилия. Все труднее сопротивляться Григорию общей злобе, злу, разлившемуся в мире.

С началом войны обострились внутренние противоречия героя Шолохова. Отчаянно храбрый, мужественный воин, он тяжело переживает убийство австрийца, которое совершил «распаленный безумием, творившимся кругом», «Путано-тяжек был шаг его,
будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу». На войне Григорий верен своему долгу, проявляет чудеса храбрости: взял в плен трех немцев и австрийского офицера, отбил батарею, спас офицера и Степана Астахова, заслужил полный бант Георгиевских крестов, четыре медали и офицерское звание. Но какой ценой все это ему далось! Именно тогда, когда Григорий « не мог найти в душе точку опоры», он
встретился с холодным убийцей Чубатым, хладнокровно рубившим пленных. На него он поднимает ружье, будто в Чубатом Мелехов видит средоточие той слепой силы зла, с которой он пытается бороться. Свое ранение Григорий воспринимает как облегчение.

Попав в глазную лечебницу в Москве, Мелехов тоскует по Донщине, гул большого города действует на него подавляюще. В таком смутном состоянии он спорит с Гаранжой, злым украинцем, который разрушал «все его прежние понятия о царе, родине, казачьем воинском долге», «все те устои, на которых покоилось сознание» Григория. Только возвращение домой, на Дон, излечило его от глубоких сомнений. «Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от знакомых слов давнишней казачьей и им не раз игранной песни». Однако и дома его подстерегали несчастья: смерть дочери, измена Аксиньи. Разделавшись с Листницким и отвернувшись от протянутых рук Аксиньи, Мелехов возвращается в родной дом, к жене.

Потом снова война. Автор пишет: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла
безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны». Он понимал, какой ценой покупаетоя слава, «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде», «знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза». И внешне меняется Григорий, глаза ввалились, светят «тускло, как осколки антрацита»: «гнула Григория война, высасывала с лица румянец».

В январе 1917 года Мелехов был про изведен в хорунжии, а после Октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. Невиданная карьера для рядового казака. Именно тогда на пути Григория встречается сотник Ефим Изварин, казак-авгономист, одаренный и образованный, который смущает Григория разговорами об отделении Дона от России. Сразу после переворота еще с одним казаком столкнулся Мелехов, с большевиком Федором Подтелковым, после бесед с которым Григорий
«мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». Политические перемены грозили казакам потерей земли, сломом вековечного уклада их жизни. Тут было о чем думать.

Граждансюая война заставила Григория и его товарищей повернуть оружие против братьев, одностаничников, однохуторников, Пытаясь найти выход, Мелехов поначалу «почти» « принимает красную веру», но неизбежно вступает в конфликт с Подтелковым,
упивающимся своей властью и приказавшим рубить пленных. Страшная сцена истребления пленных, в которой симпатии автора явно на стороне мужественного
Чернецов а и офицеров, потрясает Григория и заставляет схватиться за наган, чтобы направить его на Подтелкова.

«В самый разгар борьбы за власть на Дону», раненый и слегка подлечившийся, Григорий покидает свою часть, возвращается домой в смятенном состоянии: «не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова и бессудный расстрел пленных офицеров. Он не мог «хоть вехами наметить будущее», мечтал об отдыхе. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира». Противоречивость происходящего мучила его мыслью: «К кому же прислониться? » Душа казака тосковала
по земле, плугу, по привычной крестьянской работе. « Мира и тишины хотелось». Возвращение домой всколыхнуло прошлое, растрогало Григория до слез, здесь был мир и тишина. Однако борьба за власть на Дону становится все более ожесточенной, и война под ступает к родной станице Григория. Мелехов становится свидетелем казни Подтелнова и его отряда. «Отвратительная картина уничтожения. погнала потрясенного Григория подальше от места казни.

В составе Донской армии хорунжий Мелехов защищал станицы от красных, к которым постепенно проникся злобой: «они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли!» Однако в общем мародерстве участия не принимал, «с омерзением относясь к грабежам»,
сотню свою держал жестко, щадил пленных, поэтому «чрезмерной мягкостью вызвал недовольство среди казаков и полкового начальства», и был снят с сотни.

«Участвуя в войне, Григорий равнодушно наблюдал за ее ходом» . Он тосковал по Аксинье, которую не мог забыть, по «мягкой пахотной борозде», по «винному запаху осенней, поднятой плугом земли. Смерть ходила рядом: три коня были убиты под Григорием,
шинель в пяти местах продырявлена. Мучимый раздумьями, безвыходностью положения, Григорий принимает решение и самовольно покидает полк, снова возвращается домой.

Остаться в стороне не получилось, казаки отступают, и в дом Григория приходят красноармейцы. Больших усилий требуется ему, чтобы вынести их вызывающее присутствие и провокации. Подавив гордость, он понимает, «что духом готов на любое испытание и унижение, лишь бы сберечь свою и родимых жизнь».

Слишком сложен оказался для Григория выбор между красными и белыми. Для него «что коммунисты, что генералы — одно ярмо». Не может он найти выхода, «и оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их, — родил ось глухое неумолчное раздражение. Он понимает, что одной правды не бывает, «что из хама пан во сто раз хуже», поэтому
для таких, как Штокман, думающий Григорий «опаснее остальных, вместе взятых». Именно Григория и ему подобных стремится уничтожить Штокман.

Мелехов скрывается от большевистских властей, и его метаниям приходит конец, когда на Дону вспыхивает восстание. Он почувствовал прилив радости и сил, «ясен, казалось, был его путь отныне, как высветленный месяцем шлях». Желание биться за землю, за свой дом, ненависть к врагам, разрушившим его мир, привели Григория в повстанческий лагерь, ослепили и сделали жестоким.

Война на Дону приобретала исключительно жестокий характер, люди теряли человеческий облик, оба лагеря истребляли друг друга беспощадно, со слепой ненавистью. От руки кума гибнет Петр Мелехов. Григорий командует дивизией, проявляет талант стратега и командира, однако не может окончательно подавить сомнения и раздумья о цели своих действий. Часто общее озверение захватывает и его. Чтобы уйти от черных мыслей, заглушить сознание, Григорий начинает пить.

Чувство обреченности, непосредственная близость смерти заставляют Григория думать о прошедшем, о смысле жизни. Усталость, душевная надорванность вылилась в нервном припадке, который случился с Григорием после страшной рубки матросов. «Братцы, нет мне прощения!.. Смерти … предайте! .. » — просит
он товарищей.

Воина опустошает душу, выжигает дочерна, а чувство вины и больная совесть надрывают. сердце Григория. Он говорит Наталье: «Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый … » Возродившиеся отношения с Аксиньей не могут заполнить пустоту в сердце. Однако при известии о том, что в хутор на расправу ведут Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, расстрелявших Петра, он спешит выручить их: «Кровь легла промеж нас, но ить не чужие ж мы?! ». Загнав коня, прискакал в хутор Григорий и опоздал.

Исход восстания уже не волнует Мелехова. Соединение с Добровольческой армией еще более охладило его воинский пыл. К нему приходит осознание других ценностей: щебетание детей на его коленях вызывает слезы, облик Натальи, так много страдавшей из-за него жены, матери его детей пробуждает « могучую волну нежности » , Но снова приходится оставлять родной дом, на этот раз с тяжелыми предчувствиями.

Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил острую, колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние, утрата сближает его с детьми. Перенес я тиф, Григорий становится мягче: «с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка,
странно изменявшая суровый облик лица, выражение звероватых глаз, смягчавшая жесткие складки в углах рта».

Затянувшаяся война, тоска казаков по земле, нежелание идти дальше своего хутора, отсутствие внутреннего единства привели к разложению Добровольческой армии и поражениям, Армия отступает. С волной отступающих докатился Григорий до Новороссийска, где вступил в Конную армию Буденного, приняв эскадрон. Он повеселел, потому что теперь воевал не со своими, а с поляками. Война подходит к концу, начинаются расправы победивших над побежденными. Григорий возвращается в свой опустевший дом, где уже хозяйничает муж Дуняшки Мишка Кошевой.

Демобилизованный красный командир Мелехов «ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей». Но и теперь не довелось Григорию вернуться к мирной жизни. Мстительность и злоба Кошевого преследуют его. Григорий переселяется с детьми к Аксинье. Живет без интереса, ни к чему не лежит его душа из-за неопределенности положения. Предупрежденный об аресте Дуняшкой, Григорий вынужден снова бежать, прятаться, пока случай не приведет его в банду Фомина.

В банде он тоже чужой: грабежи и пьянки Григорию противны. Противно И предложение Капарина о предательстве после разгрома банды и убийство раненого Стерлядникова, пусть даже по его просьбе, Григории оставляет банду Фомина и пробирается в родной хутор, чтобы забрать Аксинью и бежать с ней на Кубань или дальше.

Гибель Аксиньн в степи от случайной пули лишила Григория последней надежды на мирную жизнь. Он понял, «что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось». Григорий попрощался с Аксиньей в твердой убежденности, что расстаются они ненадолго, а когда он поднял голову, то.увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска снова погнала его к дому. Не
дожидаясь первомайской амнистии, Григорий в последний раз возвращается домой, где у него остался только сын. Так заканчивается роман-эпопея «Тихий Дон», но путь Григория этим не завершается. Автор оставляет своего героя на пороге дома. Последнее ли это возвращение Григория?

Поставь оценку статье

Обсуждение: есть 1 комментарий

Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.

Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.

К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».

На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.

Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.