Развить эмоциональный интеллект: общие советы и практические шаги

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.

От величины эмоционального интеллекта, в специализированной литературе обозначаемого сокращенно EQ, зависит, насколько человек разбирается в , осознает их, может воссоздавать, управлять ими, а значит, и применять их для решения поставленных задач. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь. Развитие эмоционального интеллекта способствует распознаванию негативных воздействий извне, спокойному осмыслению ситуации и нормальной, взвешенной реакции на нее. Человек, развитый эмоционально, отпускает отрицательные эмоции, не переживает их вновь и вновь, тем самым разрушая свою психику в частности и жизнь в целом.

Более детально понять какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта, можно с помощью представленной ниже схемы:


Если вы хотите легко находить общий язык даже с малознакомыми людьми, быть дружелюбным и открытым, а значит, приятным в общении, если вы ставите своей целью достижение максимального успеха в любом деле, то вам просто необходимо работать над развитием собственного EI.

Как развить эмоциональный интеллект

1. Распознавайте эмоции и выявляйте критичные моменты.

Потерять контроль над собственным поведением, взорваться из-за чьих-то слов, утратить спокойствие на пустом месте? Ах, как это знакомо! Каждый человек имеет определенную точку кипения, вызванную ситуацией, приводящей к потере самоконтроля – так называемый эмоциональный триггер. Люди, которые умеют распознавать их, а значит, принимать, могут вовремя остановиться и не поддаться разрушительным эмоциям.

Как научиться такому контролю? Проанализируйте свои эмоции, зафиксируйте их на бумаге, выделите собственные эмоциональные триггеры.

2. Повторяйте раз за разом мысленно те ситуации, которые приводят к эмоциональным срывам.

Постоянное прокручивание в голове той или иной ситуации помогает найти верное решение и не реагировать так бурно, как это могло бы произойти в реальной жизни. Рассматривая случай, который мог бы привести к эмоциональному срыву, придумайте иную линию поведения, отличную от вашей обычной. Такое упражнение позволит правильно принять эмоциональный триггер. А значит, вы получите шанс при наступлении реальной взрывоопасной ситуации действовать по-другому.

3. Нагружайте свой мозг.

Любой человек может контролировать свое сознание и . Как только чувствуете накатывающую злость, переключайтесь на что-нибудь иное, например, на решение сложных математических задач. Согласитесь, сложно сердиться и нервничать, когда умножаешь в уме трехзначные числа!

Правильно ли вы решите задачу или нет, неважно. Главное, что вы пытались, использовали свой мозг на полную катушку и не дали эмоциям победить вас.

4. Уходите от действительности в воспоминания.

Если в трудную минуту вам сложно сосредоточиться, то применяйте другой прием: абстрагируйтесь от происходящего и погрузитесь в приятные воспоминания. Наверняка в вашей жизни есть что-то, что вызывает улыбку на вашем лице. Это может быть любимая песня или недавно прочитанная книга. Вспомните их, процитируйте про себя любимые строки. Такие мысли помогут избежать эмоционального срыва, так как переключат ваш мозг на другую ситуацию.

Главное не воспринимать этот прием как трусливое бегство от реальности. Это совершается вам на благо.

5. Прежде чем отправить гневное письмо адресату, перечитайте написанное.

Таким образом, вы возьмете хотя бы на несколько минут тайм-аут, еще раз переживете то, что испытывали при написании, сможете переосмыслить бьющие через край эмоции. Вы берете паузу – и это чудесно. У вас есть шанс передумать, все исправить. Если же после прочтения вам все равно хочется отправить письмо, попросите друга или близкого человека прочесть его. Прислушайтесь к совету со стороны и подумайте дважды, стоит ли обижать адресата. Учитесь держать эмоции в узде!

Исследования подтверждают, что все люди мыслят по-разному. Довольно нейтральное послание на самом деле может вызвать агрессию со стороны получателя. Чтобы понять, как отреагирует адресат на ваше письмо, вспомните характер того человека, которому вы пишите. Откорректируйте послание, чтобы не нанести обиды вашему адресату.

6. Уходите от сиюминутного ответа.

Современная жизнь иногда требует от нас молниеносных решений. Но часто можно не форсировать событий и взять минуту на размышление. От вас требуют четкого ответа? Уйдите от необходимости отвечать сразу. Скажите, что вернетесь к этому разговору и берете паузу, чтобы подумать. Это позволит вам понять, что же на самом деле важно, и не дать эмоциям возобладать над разумом.

7. Уважайте собеседника в любой ситуации.

Помните, что, в любой ситуации нужно оставаться воспитанным, образованным человеком, излагать свои мысли ясно и четко, избегая ненормативной лексики. Это будет характеризовать вас как серьезного, солидного человека, с которым приятно иметь дело. У вас в душе могут бушевать эмоции, но показывать их не стоит. Чтобы обуздать их, лучше заранее обдумать свой лексикон и выделить те слова, которые лучше не произносить вслух.

Однажды приняв решение вести себя спокойно и сдержанно в любой ситуации, вы сделаете большой шаг к обузданию своих эмоций и развитию эмоционального интеллекта.

Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Майер и П. Саловей).Понятие « эмоциональный интеллект » не является новым в педагогике. Об этом явлении писали многие учёные, но использовали другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский – «обобщение переживаний», А.В. Запорожец – «эмоциональное воображение», В.С. Мухина – «разумность чувств».

Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которая первоначально означает процесс вчувствования, то есть эмоционального проникновения в состояние другого (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова).

Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Основы будущей личности закладываются уже в дошкольном возрасте, который, по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического склада личности. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит эмоциональный мир ребёнка, либо искажает процесс его развития.

В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако, на наш взгляд, эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста. По мнению американских исследователей, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим успехам.

Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, – говорит основоположник Питер Сэловей. – но что мне совсем не нравится, так это воспитание конформности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета предлагает свой вариант программы развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Он считает: нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект , как в искусстве общения. Доброжелательность, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на неё – всё это требует развитого чувства эмпатии.

Цель программы. Развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.

Задачи:
● Формирование интереса дошкольников к эмоциональным переживаниям.
● Формирование представлений о базовых эмоциях и чувствах.
● Развитие умения сотрудничать с другими детьми.
Программа состоит из 20 занятий. Структура каждого занятия:
- чтение рассказа или стихотворения;
- беседа по содержанию текста;
- работа по отбору картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей рассказа или стихотворения.
- проведение одной – двух игр.
Занятия проводились в течение полугода в подготовительной к школе группе МДОУ № 138 г. Воронежа.

Занятие по рассказу К.Д. Ушинского «Играющие собаки»

Чтение текста.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Беседа.
- Что делал Полкан во дворе?
- Как играл Мопс?
- Разозлился ли Полкан?
- Что по предположению Володи могло случиться, если бы Мопс не перестал мешать Полкану? Полкан поступил так, как предполагал Володя, или нет? Почему?
- Чему отец научил Володю на примере этого случая?
- Как вы думаете, что чувствуют малыши, когда их обижают?

Игра «Волны» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры
Воспитатель стоит в круге, который образовали дети, и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестесть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихо журчат.

Занятие по рассказу М. Зощенки «У бабушки»

Чтение текста.

Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.
Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.
Лев и львица сидят за столом.
Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы и тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.
Приносят миску с супом.
Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.
Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.
Сам дедушка разливает суп.
Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:
- Мне только одну капельку.
Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.
Я смущённо смотрю на эту каплю.
Все смеются.
Дедушка говорит:
- Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.
Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу.
Бабушка говорит:
- Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.
Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.
Дедушка говорит моей маме:
- Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.
Мама говорит мне:
- Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.
Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:
- Я больше к вам никогда не приеду...
Беседа.
- Почему мальчик попросил своего дедушку налить ему только одну каплю супа?
- Как вы думаете, выполняя просьбу внука, дедушка шутил?
- Мы часто шутим над теми, кого любим. Как вы думаете, мальчик из этого рассказа понимает это или нет? Почему вы так считаете?
- Как мы должны вести себя, когда люди шутят над нами, чтобы им не было обидно?
- Что дедушка мальчика почувствовал, когда его внук не понял, что он просто пошутил?
- Если бы вы оказались на месте мальчика, что бы вы сделали, когда дедушка так пошутил над вами?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.

Игра «Праздник вежливости» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.

«Сегодня в нашей группе, – говорит воспитатель, – объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

Занятие по стихотворению Э. Мошковской «Трудный путь»

Чтение текста.
Я решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
в соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.
И придётся
открыть дверь.
И сделать шаг...
И ещё...
и ещё, может, десять,
десять шагов!
И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать:
«Прости...»

Беседа.
- О чём это стихотворение?
- Как вы думаете, почему так трудно просить прощения?
- Что чувствует мальчик, когда идёт к маме, чтобы попросить прощения?
- Что вы чувствуете, когда должны попросить прощения?
- Что чувствуют окружающие нас люди, когда мы совершаем нехорошие поступки?
- Какое продолжение для этого стихотворения можно придумать? Что скажет мальчику мама?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей стихотворения.

Игра «Живые куклы» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать сопереживание, желание помочь окружающим.

Ход игры
Воспитатель разбивает группу на пары и объясняет: «Представьте, что ваши куклы ожили. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Пусть один из пары останется ребёнком, а другой превратится в куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет о чём-то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы и заботиться о ней». Предлагает помыть кукле руки, покормить её, погулять с ней, уложить спать и т.п. При этом предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет.
Полностью войдя в игровую ситуацию, дети продолжают играть самостоятельно. В следующей игре они меняются ролями.

Занятие по рассказу М. Зощенки «Я не виноват»

Чтение текста.

Сидим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.
Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:
- Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.
Я говорю:
- Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.
Приносят суп. Я говорю:
- Папа, хочешь мой суп?
Папа говорит:
- Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
- Пожалуйста. Можешь кушать мое сладкое.
Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.
Пододвинув к отцу мое блюдце с кремом, я говорю:
- Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.
Отец хмурится и уходит из-за стола.
Мать говорит:
- Пойди к отцу, попроси прощения.
Я говорю:
- Я не пойду. Я не виноват.
Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках мое блюдце с кремом.
Отец говорит:
- Ну, что ж ты не съел свой крем?
Я говорю:
- Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?
Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Беседа.
- Что случилось за столом во время еды? Как вы думаете, действительно ли отец хотел съесть блины и крем своего сына?
- Почему отец нахмурился и ушёл из-за стола? Что он почувствова, когда мальчик сказал: «Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный»?
- Часто случается так, что наши слова или поступки обижают дорогих нам людей. Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы искупить свою вину в таких ситуациях?
- В конце рассказа мальчик решил помириться со своим папой. Как он это сделал? Если бы вы были этим мальчиком, как бы вы помирились с папой?
- Что почувствовал отец, когда сын решил первым с ним помириться?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
Игра «Оживлялки» (И. Климина).
Цель. Развивать умение невербально выражать свои эмоции.

Материал. Рисунки детей.

Ход игры
Дети рассматривают рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на одном из рисунков, остальные угадывают.
Если вариантов ответов несколько, воспитатель объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, и каждый человек имеет право на своё мнение.

Занятие по стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша»

Чтение текста.
Ох, до чего он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы рыжие,
И ресницы рыжие,
Проснусь, и сразу весело,
Когда его вижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я.
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом –
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Толкнет меня – терплю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.

Беседа.
- Как вы думаете, какими должны быть старший брат и старшая сестра?
- У вас есть брат или сестра? Расскажите о них.
- Что чувствуют ваши брат или сестра, когда вы ведёте себя агрессивно по отношению к ним?
- Как вы поступаете, когда ваши брат или сестра делают не так, как вам бы хотелось?
- Нарисуйте портреты ваших братьев или сестёр и подарите им.
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональному состоянию персонажей.
Игра «Составные фигуры» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, учитывать влияние других детей на свои действия.

Ход игры
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был – видел его изображение на картинке в книжке. Попробуйте его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» И т.д. Таким образом, каждый ребёнок будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться в правильном порядке: впереди – хобот, за ним – голова, по бокам – уши и т.д. Затем он предлагает слону пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений.

В качестве составляемой фигуры могут быть любые реальные и сказочные животные (собака, гусеница, дракон и т.д.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами.

Занятие по стихотворению А. Барто «Одиночество»

Чтение текста.
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники запасу.
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется,
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске,
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу.
Разошлю открытки всем!
Приходите насовсем!

Беседа.
- Как вы думаете, почему мальчик решил жить в лесу один?
- А почему потом он решил пригласить к себе в лес и папу, и маму, и всех друзей? По душе ли ему одиночество?
- Какое место в нашей жизни занимают окружающие нас люди? Как вы думаете, можем ли мы существовать без их участия?
- Вы улыбнулись, когда читали последние строчки стихотворения? Почему? Какое это стихотворение – весёлое или грустное? Почему вы так думаете?
Показ и отбор картинок с выражением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажа стихотворения.

Игра «Старенькая бабушка» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать сопереживание, желание поддерживать и помогать другому.

Ход игры
Воспитатель разбивает группу на пары: бабушка (дедушка) – внучка (внук) и объясняет: «Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Их необходимо проводить к врачу, а для этого внуки и внучки должны перевести их через дорогу с сильным движением».

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей в роли атомобилей бегают по проезжей части. Поводырю нужно уберечь бабушку (дедушку) от машин, показать доктору (его роль играет ребёнок), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Занятие по стихотворению А. Барто «Разлука»

Чтение текста.
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Беседа.
- Что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
- Что каждый из вас может делать для мамы?
- Опишите эмоциональное состояние мальчика, когда он скучает по своей маме.
- Что можно сделать, чтобы мальчик не чувствовал себя таким одиноким?
- Что вы делаете, если ваши родители уезжают куда-нибудь надолго? Почему вы так делаете?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональному состоянию персонажа стихотворения.

Игра «Работаем вместе» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, договариваться и сотрудничать с другими.

Ход игры
Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре ребёнка. Каждой из подгрупп он даёт задание: вымыть посуду, приготовить суп или посадить дерево. Помогает распределить обязанности (например, один ребёнок копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвёртый поливает дерево). В течение пяти минут подгруппы репетируют свои сценки. Затем каждая подгруппа показывает сценку, а остальные угадывают.

Занятие по рассказу Н. Носова «Ступеньки»

Чтение текста.
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
- А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
- Ну чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
- Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
- Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
- Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
- Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять...
И снова остановился.
- Опять забыл? – спрашивает Валя.
- Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
- Одна, две, три, четыре, пять...
- Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
- Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
- Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
- Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
- Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
- А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
- Одна, две, три, четыре, пять...
- Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
- Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Беседа.
- Чему научился Петя в детском саду?
- Кого встретил Петя у ворот дома?
- Что Петя решил показать своей сестрёнке? Удалось ли ему это сделать? Почему?
- Что говорил Петя своей сестрёнке, когда не мог вспомнить, какое число идёт после пяти?
- Как вы думаете, что почувствовала Валя, когда Петя сказал, что она ему мешает думать? Почему вы так считаете?
- Что Валя решила сделать, чтобы помочь брату? Почему она так сделала?
- Подумайте: если бы вы были на месте Вали, что бы вы сделали, чтобы помочь своему брату? Почему?
- Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда Валя помогла ему вспомнить счёт? Почему вы так считаете?
- Нужно ли помогать друг другу? Почему?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.

Игра «Разговор сквозь стекло» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность учитывать эмоциональное состояние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов.

Ход игры
Воспитатель помогает детям разбиться на пары, затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнёр всё равно не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель объясняет одному из детей жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает, всё ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает, если играющие затрудняются. В следующей игре дети меняются ролями.

Приложение

Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители:

Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
Побеседуйте с ребёнком: спросите о том, что сегодня с ним происходило в детском саду или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они бы реагировали на другое поведение. Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.
Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.
Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.
Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.
Читайте ребёнку рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
Помните, что дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании, назывании этих психических состояний ребёнок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.
Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей.
Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.

Дэниел Гоулман, написавший книгу «Эмоциональный интеллект», выдвинул в ней совершенно новую идею ²EQ²- наличие у человека эмоционального интеллекта, который играет более важную роль в жизни личности, чем ²IQ². Из этой статьи вы узнаете, что такое «эмоциональный интеллект» и получите практические советы как использовать эти знания в повседневной жизни и реализовывать их.

Что такое эмоциональный интеллект

В течении долгого времени, коэффициент интеллекта ²IQ² использовали в качестве меры успешности человека. Однако последние данные говорят о том, что ²EQ² для человека очень важен для личностного и профессионального успеха, так как он отвечает за сострадание, навыки общения, гуманность, доброта, вежливость и мн. др. Гёте называл это «формированием сердца»

Эмоциональный интеллект с самим собой и в общении с другими людьми

Эмоциональный интеллект описывает самоуправление и самосознание с одной стороны, и навыки общения с другими людьми, с другой стороны.

Чтоб ускорить развитие эмоционального интеллекта, особенно важны следующие навыки, которые являются ключевыми элементами в его развитии:

  • Самосознание – это реальная оценка своей собственной личности, настолько чтобы знать и понимать свои собственные чувства, потребности, мотивы, цели, а так же быть осведомлённым о личных сильных и слабых сторонах. Хорошо себя узнать, оценить свои эмоциональные реакции на определенные ситуации, чтобы понять, где вам нужно работать над собой.
  • Самоконтроль – им является способность влиять на свои чувства, эмоции и настроения, через внутренний диалог и контроль. Благодаря этой возможности, вы сможете конструктивно влиять на свои чувства. Например: если вы сделали что-то необдуманное, расстроились по какому-либо поводу, чувствуйте, как вас захлёстывают эмоции, в голову полезли различные нехорошие мысли, вы можете остановить всё это с помощью остановки внутреннего диалога и осознанной смене мыслей на позитивные. Впоследствии, вы сможете реагировать на всё более спокойно и разумно.
  • Мотивация – это умение мотивировать себя, самостоятельно развивать мотивацию и энтузиазм в себе. Эта способность особенно важна с трудными проектами, состоящими из нескольких этапов, или когда дела идут совсем по-другому, чем хотелось бы вам. Кто умеет мотивировать себя, всегда найдет в себе силы, чтоб продолжать, а так же имеет меньшую предрасположенность к фрустрации, способность легко переносить разочарования и всегда идти вперед.
  • Эмпатия – сопереживание эмпатии. Это способность поставить себя на место других людей, почувствовать их чувства, настроения, боль и соответствующим образом реагировать.
  • Социальная компетентность – это способность находиться в обществе с другими людьми, сохраняя хорошие отношения. А так же умение управлять конфликтами, вести людей за собой, производить хорошее впечатление, формировать рабочие группы и руководить ими.
  • Навыки общения – хорошо развитые коммуникативные навыки играют важную роль для эмоционального интеллекта. Во-первых, способность четко и доходчиво выражать свои мысли; во-вторых, умение слушать людей, чувствовать и понимать их.

Методы развития эмоционального интеллекта

  1. Поймите природу своих чувств и эмоций

1.Возьмите под свой контроль все свои эмоциональные реакции на различные события в течении дня для получения информации.

Наблюдайте, не торопитесь, чувствуйте весь свой эмоциональный настрой. Когда вы игнорируете свои чувства, вы игнорируете важную информацию, которая оказывает большое влияние на ваше мышление, а так же на ваше поведение. Если вы будете практиковать наблюдение за вашими эмоциями, будь то печаль, смущение, радость, гнев, удовлетворение, или любое другое чувство, это поможет вам улучшить развитие эмоционального интеллекта. Обращайте внимание на то, что вы чувствуйте, когда просыпаетесь, и что наполняет вас перед сном.

  1. Слушайте ваше тело

Вы можете развить свой EQ , изучая и правильно интерпретируя реакции вашего тела, которое прекрасно передаёт ваши эмоции:

  • стресс может чувствоваться как давление в животе, как что-то сжимает грудь или учащённое дыхание
  • радость, как бабочки в животе, сильное сердцебиение и повышение энергетического уровня
  1. Наблюдайте как ваши эмоции влияют на поведение

Старайтесь прислушиваться чаще к своему шестому чувству, а не просто реагировать на повседневные ситуации. Чем больше вы сможете контролировать ваше поведение под воздействием эмоций, тем выше будет ваш EQ.

  • Если вы смущены, вы можете отстраниться от разговора и больше не слушать
  • Когда злитесь, можете повышать голос и срываться на людях
  • Если чувствуете себя проигравшим, может начаться паника, вы можете заплакать или просто забыть, что хотели сделать
  1. Не осуждайте себя за свои чувства

Используйте негативные чувства в позитивном ключе. Каждое чувство – это часть новой ценной для вас информации. Без этой информации вы не знаете, как реагировать на ситуации соответствующим образом.

  • Позвольте себе негативные чувства и научитесь связывать их с тем, что происходит с вами
  • Учитесь заменять негативные чувства на позитивные
  1. Определите закономерности в вашем эмоциональном развитии

Если вы испытываете сильные эмоции, спросите себя, когда вы чувствовали подобное в последний раз, что тогда происходило? Что происходило до и после возникновения этих эмоций?

  • Когда вы выявите присутствие шаблонов, вы научитесь контролировать ваше поведение. Обратите внимание, как вы обычно реагировали в той или иной ситуации и как вы хотите реагировать на них в будущем
  • Создайте дневник для ваших различных эмоций и реакций на определенные ситуации.
  1. Приучите себя сознательно решать, как реагировать в определенных ситуациях

Негативные эмоции отрицательно влияют на здоровье вашего организма, на ваше здравомыслие, ухудшают общую ситуацию в целом. Но вы можете это изменить, не впуская в себя негатив. Научитесь останавливаться перед эмоциональным всплеском, глубоко подышать, посчитать до семи как самураи, остановить поток реакционных мыслей.

  • Если вы почувствовали поток негативных мыслей, сделайте паузу, отследите чувства. Некоторые описывают свою печаль или гнев, как накатывающие волны. Когда первая волна закончилась, решите, как вы хотите себя вести в дальнейшем. Не подавляйте чувства. Используйте их.
  • Если вы будете подавлять свои негативные чувства с помощью алкоголя, телевизора, интернета или других вредных привычек, ваш EQ будет страдать. Лучше всего погулять по парку, в лесу, заняться медитацией, домашними делами, почитать хорошую книгу или послушать любимую музыку.
  1. Связь с другими людьми

Будьте открытыми и приятными

Открытость и дружелюбие идут рука об руку с эмоциональным интеллектом. Если вы открытый человек от природы, вы легко решаете конфликты и уверенны в себе, к вам тянуться позитивные люди, открываются новые возможности.

  1. Станьте чуткими

Если вы станете хорошим слушателем и будете обращать внимание на то, что люди на самом деле говорят вокруг вас, вы откроете доступ к своим чувствам. Затем, вы научитесь использовать эту информацию в своих решениях и в отношениях с людьми. Задавайте себе чаще вопрос: «Как бы я реагировал в подобной ситуации?»

  1. Обращайте внимание на язык тела вашего оппонента

Приучите себя быть хорошим наблюдателем, чтоб узнать, как люди выражают свои чувства. Наблюдайте за их мимикой, положением тела, жестикуляцией, голосом, взглядом. Так вы научитесь разбираться в людях.

  1. Обратите внимание на эффект, который вы производите на других людей

Какими становятся люди в вашем присутствии, нервничают ли, счастливые, сердитые? Что происходит в окружении, когда вы входите в комнату? Как ваши близкие чувствуют себя рядом с вами?

  1. Приучите себя всегда быть честной

Польза высокого EQ

Развитие эмоционального интеллекта поможет вам улучшить взаимоотношение с окружающими людьми, как в личной, так и в трудовой жизни. Вы станете менее подвержены стрессу, истерике и депрессии. Научитесь контролировать всплески негативных эмоций и необдуманных поступков. Станете более счастливой как дома, так и на работе. Начнете обращать на приятные мелочи и стороны жизни. Станете более жизнерадостной и оптимистичной. Старые неприятные ранее вам люди, сами станут меняться или просто исчезнут из вашей жизни, а начнут появляться новые жизнерадостные, позитивные люди. Жизнь начнёт меняться в лучшую сторону.

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность понимать собственные эмоции и использовать их для улучшения качества жизни. Управление собственными чувствами позволяет регулировать уровень стресса и способствует плодотворному общению с другими людьми, и именно это улучшает качество жизни в личной и профессиональной сфере. В отличие от IQ, который не меняется на протяжении жизни, EQ можно развивать и улучшать. Читайте дальше, и вы узнаете, как развить эмоциональный интеллект, используя подручные методы

Шаги

Понимание собственных эмоций

    В течение дня понаблюдайте за собственной эмоциональной реакцией на различные события. Проще всего отодвинуть на задний план собственные чувства и переживания, испытанные за день. Но понимание собственных чувств по поводу той или иной ситуации имеет большое значение для улучшения EQ. Игнорируя собственные чувства, вы игнорируете важную информацию, влияющую на ваш образ мышления и поведение. Начните обращать внимание на собственные чувства и связывать их с полученным опытом.

    • Для примера представим, что вы на работе и вас прервали во время совещания. Какие эмоции вы испытаете, если это происходит? И напротив, какие чувства вызовет у вас похвала за хорошо выполненную работу? Если вы привыкнете осознавать собственные эмоции, такие как грусть, смущение, радость, удовлетворение и другие, вы сможете повысить уровень эмоционального интеллекта.
    • Заведите привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня. Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам? Какие чувства охватывают вас перед сном?
  1. Обратите внимание на сигналы тела. Перестаньте игнорировать физические проявления эмоций, начните прислушиваться к ним. Наш разум и тело взаимосвязаны; они оказывают глубокое воздействие друг на друга. Вы можете повысить уровень эмоционального интеллекта, научившись распознавать физические факторы, влияющие на эмоции. Например:

    • Находясь под воздействием стресса, мы ощущаем тяжесть в желудке и сдавленность в груди, а наше дыхание учащается.
    • Когда нам грустно, возникает тяжесть в веках.
    • Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность.
  2. Проанализируйте взаимосвязь эмоций и поведения. Как вы реагируете, когда испытываете сильные чувства? Синхронизируйте реакции вашего тела с различными ситуациями, повторяющимися изо дня в день, вместо того чтобы реагировать на них без лишних эмоций. Чем лучше вы поймете, что влияет на вашу поведенческую реакцию, тем выше будет уровень вашего эмоционального интеллекта, и вы сможете использовать ваши знания на практике, чтобы изменить собственную модель поведения в будущем. Вот несколько примеров моделей поведения и их значения:

    • Чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор.
    • Чувство гнева заставляет повышать голос и раздраженно уходить прочь.
    • Чувство переутомления заставляет паниковать и терять контроль над вашими действиями или плакать.
  3. Старайтесь не осуждать ваши собственные эмоции. Все эмоции имеют право на существование, даже негативные. Если вы осудите собственные эмоции, то потеряете способность полноценно чувствовать, что помешает вам испытывать положительные эмоции. Подумайте об этом следующим образом: каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в вашей жизни. Без этой информации вы ощутите неполноценность собственной жизни и не сможете адекватно реагировать на происходящие в ней события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект.

    • Поначалу это сложно, но нужно стараться проявлять и негативные эмоции в качестве реакции на все происходящее. Например, если вы сильно завидуете кому-то, о чем говорит эта эмоция в конкретной ситуации?
    • Но не забывайте и о позитивных эмоциях. Начните ассоциировать радость или удовлетворение с происходящими вокруг вас событиями, и вы научитесь испытывать эти эмоции чаще.
  4. Обратите внимание на конкретные эмоции в вашей жизни. Это еще один способ узнать как можно больше о собственных чувствах и их взаимосвязи с вашим жизненным опытом. Испытывая сильные чувства, спросите себя, когда вы ощущали подобное в последний раз. Что случилось до этого, в процессе и после?

    • Научившись различать модели поведения, вы научитесь контролировать свое поведение. Понаблюдайте, как вы поступали в той или иной ситуации до этого, и как вы хотели бы поступить в следующий раз.
    • Ведите дневник эмоциональных реакций и собственных ощущений изо дня в день, и вы поймете, как именно вы реагируете на происходящее.
  5. Тренируйтесь выбирать подходящую модель поведения. Невозможно контролировать свои эмоции, но вы вполне можете контролировать реакцию на эмоции. Если вы постоянно злитесь или кричите, когда вас больно ранят, подумайте, как можно отреагировать по-другому. Вместо того чтобы позволять эмоциям взять над вами верх, решите, как вы поступите в следующий раз, когда вас будут переполнять чувства.

    • Когда в вашей жизни происходит что-то плохое, выплесните эмоции наружу. Некоторые люди описывают это как наплыв грусти или гнева. Как только первый наплыв пройдет, решите для себя, что делать дальше. Вы должны выражать свои чувства, а не держать их в себе. Вы должны встать на ноги и снова попробовать справиться с проблемой, а не покорно признать поражение.
    • Не прибегайте к мерам проигравшего. Всем из нас сложно выплеснуть наружу негативные эмоции, и многие люди начинают много пить, смотреть телевизор дни напролет или приобретают другие привычки, чтобы хоть как-то заглушить боль. Это лишь навредит вашему эмоциональному интеллекту, особенно если прибегать к таким мерам слишком часто.

    Общение с другими людьми

    1. Будьте открыты и сговорчивы. Открытость и сговорчивость идут рука об руку, если дело касается эмоционального интеллекта. Недостаток открытости - это признак слабого эмоционального интеллекта. Когда ваш разум открыт для понимания сути конфликта и внутреннего самоанализа, вам будет легче справиться с возникшей ситуацией, особенно если вы спокойны, и уверены в своих силах. Вы поймете, что стали более открытым для окружающих, и у вас появятся новые возможности. Для достижения успеха в данном аспекте эмоционального интеллекта попробуйте сделать следующее:

      • Слушайте интеллектуальные дебаты по телевизору или радио. Всегда рассматривайте обе стороны конфликта и обращайте внимание на нюансы, требующие детального рассмотрения.
      • Когда эмоциональная реакция человека не соответствует вашим ожиданиям, спросите себя, почему это происходит, и постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.
    2. Развивайте эмпатию. Эмпатия - это понимание чувств и переживаний другого человека и способность разделять его эмоции. Внимательно слушая других людей и обращая внимание на то, что говорят окружающие, вы сможете лучше понять их чувства. Способность использовать эту информацию при объяснении своих решений и налаживании отношений с другими людьми это признак эмоционального интеллекта.

      • Чтобы научиться эмпатии, поставьте себя на место другого. Подумайте, как бы вы чувствовали себя в его ситуации. Представьте, каково этому человеку в данной ситуации и как вы можете помочь ему справиться с трудностями в рамках заботы и поддержки.
      • Если вы видите, что кто-то расчувствовался, спросите себя: «Как бы я отреагировал в подобной ситуации?»
      • Искренне интересуйтесь мнением других людей, так вы научитесь правильно реагировать на их слова. Вместо того чтобы мысленно летать в облаках, задавайте вопросы и подводите итоги сказанного, тогда будет понятно, что разговор вам интересен.
    3. Научитесь читать жесты других людей. Постарайтесь читать между строк и научитесь распознавать настоящие чувства других людей, наблюдая за их выражением лица или жестами. Зачастую люди говорят одно, а их лица говорят совсем о другом. Старайтесь быть более наблюдательным и обращать внимание на менее очевидные способы выражения эмоций других людей.

    4. Понаблюдайте за собственным воздействием на других людей. Когда дело касается эмоционального интеллекта, понимание эмоций других людей это еще полбеды; вы также должны понять, какое воздействие вы оказываете на других людей. Люди нервничают, смеются или злятся в вашем присутствии? Как ведут себя люди в разговоре, когда вы входите в комнату?

      • Подумайте, что вам следует изменить. Если вы часто устраиваете сцены своему партнеру или ваша девушка может легко расплакаться во время разговора с вами, а может, люди придвигаются ближе друг к другу, когда вы появляетесь, это означает, что вам нужно изменить свое отношение к людям, тогда люди изменят свое отношение к вам.
      • Спросите надежных друзей или близких, что они думают о вашем эмоциональном воздействии. Вам самим будет сложно осознать собственное воздействие, а близкие вам люди помогут вам в этом.
    5. Тренируйтесь искренне выражать эмоции. Если вы скажете «хорошо» с хмурым выражением лица, вы проявите неискренность в общении. Тренируйтесь быть открытым в ваших эмоциях, тогда людям будет проще читать эмоции у вас на лице. Если вы расстроены, скажите об этом людям, но не забывайте также делиться с ними своей радостью или счастьем.

      • Если вы будете «собой», это поможет другим людям узнать вас как человека, и они будут больше доверять вам, когда поймут, что вы собой представляете.
      • Но нужно помнить, что существуют определенные рамки, поэтому контролируйте свои эмоции, чтобы не ранить других людей

    Использование эмоционального интеллекта на практике

    1. Определите, что вам нужно исправить в себе. Иметь высокий интеллект очень важно в жизни каждого человека, но эмоциональный интеллект также играет немаловажную роль. Высокий эмоциональный интеллект помогает наладить отношения с людьми и дает возможность найти хорошую работу. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных элементов, которые помогут вам жить более полноценной жизнью. Далее приведен список компонентов эмоционального интеллекта, который поможет вам определить, что вам нужно исправить в себе. После этого начните развивать необходимые навыки в нужном направлении:

      • Самосознание. Это способность принимать собственные эмоции как есть, и понимать, на фоне чего они возникли. Самосознание означает понимание своих сильных сторон и недостатков.
      • Самоуправление. Это способность не ожидать вознаграждения, соотносить свои потребности с потребностями других, брать инициативу и с готовностью отступаться от своих идей. Самоуправление означает способность мириться с переменами и оставаться верным своим принципам.
      • Социальная осознанность. Это способность сопереживать другим людям и разделять их эмоции, а также замечать социальные сигналы и приспосабливаться к ним. Быть социально осознанным означает видеть динамику власти в группе или организации.
      • Управление отношениями. Это способность находить общий язык с другими людьми, достойно выходить из конфликтной ситуации, вдохновлять и влиять на других людей, а также четко аргументировать свою позицию.
    2. Постарайтесь снизить уровень стресса, повысив эмоциональный интеллект. Стресс охватывает различные чувства, именно поэтому в состоянии стресса вы чувствуете себя переполненным разнообразными эмоциями. Жизнь полна сложных ситуаций, начиная от разрыва отношений и заканчивая потерей работы. Между тем, есть масса факторов, провоцирующих стресс, которые создают еще больше, казалось бы, неразрешимых проблем. Часто испытывая стресс, очень сложно вести себя так, как нам хочется. Но хорошие методы борьбы со стрессом помогут вам улучшить свой эмоциональный интеллект во всех отношениях.

      • Определите, что вызывает у вас стресс и что помогает вам справиться с ним. Составьте список эффективных способов борьбы со стрессом, таких как отдых с друзьями или прогулка по лесу, и попробуйте регулярно их применять.
      • По необходимости обратитесь к специалисту. Если вам сложно справиться со стрессом самостоятельно, обратитесь к психотерапевту или психологу, которые подскажут вам, как это сделать (а также помогут повысить свой эмоциональный интеллект).
      • Негативное отношение заставляет людей концентрироваться на неудачах вместо того чтобы вырабатывать устойчивость к ним.
      • Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно знают, как с помощью юмора и веселого настроения осчастливить других людей. Смех помогает пережить тяжелые времена.
    • Не отчаивайтесь и не забывайте, что эмоциональный интеллект можно улучшить, и не важно, насколько он низок. Для этого потребуется приложить усилия и быть готовым открыться миру и отказаться от прежнего образа жизни.
    • Если у вас высокий уровень эмоционального интеллекта, вам подойдет работа, требующая постоянного общения с людьми и предполагающая построение взаимоотношений с окружающими.
    • Эмоциональный интеллект не просто контролирует ваши чувства. Он контролирует вас самих.
    • Некоторые аспекты необходимо проанализировать более детально, чем другие.

    Предупреждения

    • Высокий IQ вовсе не означает высокий эмоциональный интеллект.
    • Открытость для новых идей не означает ставить такие понятия как слепая приверженность, гонение или геноцид выше более здоровых понятий. Это означает понимать, почему кто-то другой настолько боится определенной категории людей, что считает нужным их притеснять.