Выполнения портрета проект по изо. Учебный проект портрет в изобразительном искусстве. Возникновение жанра «портрет»

Тема:

Выполнила: учащаяся 6 «Б» класса МОУ Катуаровская СОШ Финаева Юлиана
Руководитель: Чиквасова Екатерина Александровна
2018 год
  1. Введение
  2. Загадочная «Джоконда»
  3. Практическая работа
  4. Выводы
  5. Список используемых источников
Введение
Цель проекта:
Написать «живой» портрет
Задачи проекта:
  • изучить историческое развитие жанра «портрет»;
  • изучить феномен произведения Л. Да Винчи «Мона Лиза»;
  • выяснить художественные приёмы позволяющие портрету «ожить»;
  • попытаться написать «живой» портрет;
  • подведение итогов проделанной работы в форме защиты проекта.
Возникновение жанра «портрет»

Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.

(В.В. Стасов в письме к Репину)

Становление жанра «портрет» происходило на протяжении нескольких веков. Самыми первыми предпосылками изображения открываются для человека ещё в Древнем мире. Однако портрет в привычной для нас форме появляется спустя многие тысячелетия. Первыми изображениями являются религиозные образы. Основным видом изобразительного искусства является икона.

И конопись - (икона и пис а ть) - иконописание, богословие в красках - вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, от сюда и частое название иконы - образ , говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.

Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. В первом веке от Рождества Христова, по преданию Церкви, первая икона была написана самим апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. Этот образ стал именоваться образом Вышгородской, а затем Владимирской иконы Божией Матери Умиление, названной так после перевезения иконы св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедших до наших дней.

К XVIII веку иконопись начала претерпевать стилистические изменения. Появилась тенденция к большей реалистичности, за стремлением иконописцев преодолеть иконописную условность и подчинить композиции реалистическим законам, начала ускользать духовная составляющая иконописных образов. Появились так называемые парсуны - иконописное изображение живых людей, прародители портрета.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. К концу XVII в. обязательным для художников становится сходство человека с нарисованным образом. Художники начинают писать портреты с натуры, а не как раньше по памяти. Художники начали рисовать людей с их переживаниями и эмоциями, а не только святых угодников. И церковь с этим смирилась. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Следующим этапом развития становится портрет, который активно развивается в XVIII в. В этот период особенно усиливается интерес к человеческой личности. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя. Портрет – образ определённого реального человека. Смысл портрета – в интересе именно к личности, наделённой индивидуальными качествами, а не чинами, званиями и титулами. Именно в портретном жанре были достигнуты подлинные вершины художественности. Далеко не сразу были найдены приёмы изображения, отличные от парсунной живописи. В этот период решается проблема сходства и индивидуализации в портрете. Во второй половине века становятся разнообразными портреты, в которых мы уже можем видеть изображения человека в привычной для него домашней обстановке. Портрет того времени начинает решать роль не сословного различия, а воплощает внутренний мир и общечеловеческие достоинства…

Для нас всегда важно «похож» или «не похож» человек. Соответствуют ли воспроизведённые черты лица пропорциям, принятым в художественном мире. Переданы ли особенности поведения изображаемого, его темперамент, манера, поза… Ещё важнее сходство внутреннего мира, то есть характер портретируемого – вдумчивого или деятельного, властного или робкого. Радуется ли этот человек или грустит, любит или наоборот ненавидит? В портрете виден чувственный мир человека, и художник понимает его по-своему, не относится безучастно, равнодушно. Раскрывая портретный образ, художник раскрывается сам. Художник своим чувством организует язык изобразительного искусства, строит свой образ при помощи эмоций, стремиться воплотить свои представления о портретируемом и находит нужные средства выразительности. Это и есть основная задача создания образа.

Загадочная «Джоконда»

Как-то мы с классом изучали творчество Леонардо да Винчи. Мы знакомились с картиной «Мона Лиза (Джоконда)». Это очень загадочная, живая картина. Настроение Джоконды меняется на глазах: изначально её взгляд нам кажется сосредоточенным, задумчивым или напряжённым, иногда даже рассеянным. Если смотреть на нее хмурым взглядом –она посмотрит так же, а вот если улыбнуться ей –она улыбнется в ответ. На смену лёгкой иронии приходит открытая доброжелательность и участие. Все это очень настораживает. Мы смотрели на фотографию картины, и возникает вопрос: «Что тогда вытворяет настоящая картина?»

В портрете художник смог передать образ, эпоху и самую загадочную улыбку. Над портретом Л. да Винчи работал четыре года. Во время работы он приглашал шутов, певцов и музыкантов. Это было необходимо, чтобы художник мог увидеть эмоции и смену настроении на лице Моны Лизы.

В портрете Леонардо изобразил человека, лицо которого передаёт чувство собственного достоинства. Многие до сих пор думают – в чём секрет неувядающей славы этого произведения? Учёные догадываются, что тайну в себе скрывает загадочная улыбка Джоконды. В уголках рта на портрете мы замечаем лёгкие тени создающие иллюзию, то появляющейся, то исчезающей улыбки.

Во всей живописи в мире, я думаю, что нет подобного образа, создающего улыбку «живых» глаз. Глядя на картину, мы замечаем загадочную смену настроения Моны Лизы. Художник обладал особой техникой изображения портрета маслом. Приём заключался в том, что он наносил поверх высохшего масляного слоя несколько десятков слоёв прозрачных и полупрозрачных красок. От этого создавался эффект воздушной дымки и неясной размывчатости, который создавал образ загадочности. Так же я прочитала, что на особое восприятие картины влияет композиция и колорит картины. Ведь Мона Лиза сидит на фоне прекрасного пейзажа, который богат своим разнообразием. И из-за просторного изображения на дальнем плане сам портрет воспринимается большим по размеру, чем он есть на самом деле.

Я вдохновилась необычайной красотой картины и хочу сама попробовать нарисовать «живой портрет».

Практическая часть

В качестве натурщицы я выбрала свою маму, потому что в мое свободное время она была дома, и можно было легко заниматься живописью с натуры. Свою работу я начала с легких штрихов простым карандашом, затем начала прорисовывать контуры и черты лица (это был первый день моей работы). С каждым днем я дорисовывала черты лица, делая их конкретнее. Вскоре я закончила графический эскиз. Затем я начала накладывать краски. Сначала наложила фон, позже закрасила волосы. В следующий день мне пришлось накладывать базовый цвет кожи лица и шеи. На модели я разглядела свет и тень, все это я нанесла на картину. Так поэтапно я писала картину. Как мне кажется самой интересной и загадочной частью лица были глаза, которые я рисовала постепенно, всматриваясь в их блеск и радужку, чтобы правильно наложить цвет.

Вскоре базовые оттенки были нанесены, и я приступила к наложению второго слоя. Нужно было разглядеть мельчайшие детали, как вдруг появились трудности с освещением. Оно должно было быть одинаковым, но сделать это не получалось, потому что я писала портрет в домашних условиях. Вскоре я нашла решение этой проблемы и продолжила свою работу. После того, как я наложила второй слой, осталось нарисовать ресницы и наложить блики.

Наконец моя работа была закончена!

В заключении хочется сказать, что написание картины было довольно сложным и утомительным, но я справилась. У меня все получилось! Я очень горжусь этой длительной работой, а главное результатом!

Вывод:

На основе сделанного проекта я узнала историю возникновения портрета. Приблизилась к отгадке известнейшей работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» и какие техники живописи применял художник для передачи «живого» образа. Все это помогло нарисовать мне «живой портрет». Мне было интересно изучать новый материал, а главное ставить перед собой новые цели и реализовывать их.

Список использованных источников
  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс. От истоков до XVII века – М.: изд-во Дрофа, 2011.
  2. Живопись XIX – начала XX веков из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Каталог выставки. – М.: изд-во «Феория», 2010.
  3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175с.: ил.

    http://magisterikon.ru/istoriya-ikonopisi

Галина Наумова
Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека»

Постановка проблемы:

Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения.

Цель проекта:

Познакомить с видами портрета, его особенностями.

Передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение. Помочь детям освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

Задачи:

Дети:

Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение;

Закрепить понятие «автопортрет»; продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования гуашевые краски.

Родители:

Создание в семье благоприятной атмосферы, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети должны научаться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта:

педагог дополнительного образования,

дети старшего дошкольного возраста,

родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 недели.

Реализация проекта:

1. Ориентировочно – мотивационный: 1 неделя

Дети:

Цель: Эмоциональный настрой, пробуждение интереса к данному виду деятельности, осознание цели работы.

Родители:

Цель:

Помочь детям в наблюдении за возрастными изменениями лица, рассматривая семейные альбомы с фотографиями бабушек и дедушек в молодости, в зрелом возрасте и в старости.

Педагог:

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

Разработка схем и пособий, определение предполагаемого результата.

2. Оперативно - деятельный (технологический) : 2 недели

С детьми:

На втором этапе проводятся беседы с детьми по репродукциям картин художников по теме портрет, закрепляется понятия одиночный портрет и групповой. Дается понятие: автопортрет, возраст человека.

Игра с детьми «Составь портрет».

Занятия с детьми по изображению лица человека, в том числе с передачей возрастных особенностей.

С родителями:

Организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета человека.

Дети в совместной деятельности с педагогом выбирают материал для изображения портрета (гуашь, пастель, восковые мелки) и цвет фона. Самостоятельно решают, чей портрет они будут изображать (мамы или бабушки).

На этом этапе необходимо повторить правила работы с красками и другими художественными материалами, особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

После этого дети приступают к самостоятельной работе. Те дети, которые справились с работой по изображению одного портрета (например, мамы, могут приступить к изображению второго (бабушки).

3. Заключительный: 1 неделя.

На заключительном этапе осуществляется оформление подарка по желанию детей: изготовление украшений для мамы (бабушки): бусы, шляпки, серьги и т. д., изготовление рамочки для портрета.

Структура сценария педагогического проекта:
Автор проекта: Кипко Татьяна Владимировна, преподаватель художественных дисциплин.

Место работы:

Место реализации проекта: ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Тема проекта: "Портреты нашего времени"

Предметное направление: История искусств, станковая живопись

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, практико-ориентированный

Доминирующие методы в проекте : исследовательский, творческий.

Участники проекта: педагог по истории искусств, педагог по станковой живописи, студенты 15-17 лет, ямальские художники-портретисты, родители.

Сроки реализации: проект краткосрочный – три недели.

Предварительная работа: беседы со студентами о видах и жанрах искусства; изучение истории искусств по рабочей программе учебной дисциплины третьего поколения на основе ФГОС, начиная с первого года обучения на художественном факультете; рассматривание иллюстраций, открыток; просмотр видео фильмов о западно - европейском искусстве и отечественном искусстве; посещение виртуальных выставочных залов музея с картинами художников; знакомство с творчеством ведущих художников Ямала в выставочных залах «Арт-центра» и «Музейно-выставочного комплекса им. Шемановского» г. Салехарда; последовательное выполнение программных заданий учебной дисциплины «живописи» и учебной дисциплины «рисунок» в течение первого, второго, третьего и четвертого семестра.

Форма коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

Ресурсы:


  • Временн ы е: Для реализации проекта необходимо 6 лекционных часов по истории искусств(6 часов в неделю), 24 часа на выполнение «этюда головы натурщика в сложном повороте»(12 часов в неделю)

  • Информационные: проект направлен на сбор информации о конкретном объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Для реализации проекта педагоги подготовили сообщения, доклады, мультимедиа интерактивные презентации.

  • Интеллектуальные (экспертные): За подготовкой и реализацией проекта следят методисты колледжа.

  • Человеческие (кадровые): преподаватель истории искусств, преподаватель станковой живописи; два ямальских художника-портретиста.

  • Организационные («административный» ресурс): реализация проекта должна быть согласованна с педагогическим советом кафедры художественных дисциплин, с заведующей кафедры живописи; план проекта должен быть внесен в примерную рабочую учебную программу дисциплины «история искусств» и в примерную рабочую учебную программу дисциплины «живопись», по специальности среднего профессионального образования 071001 «Живопись (по видам)»

  • Материально-технические, финансовые: учебный кабинет «истории искусств», оснащенный видео и мультимедиа аппаратурой, художественная мастерская, оснащенная профессиональными мольбертами.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Живопись».

  • Оборудование учебного кабинета (художественная мастерская): посадочные места, мольберты по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; тумбы постановочные; комплект учебно-наглядных пособий; классная доска; демонстрационные стенды.

  • Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; телевизор и DVD, видео и DVD фильмы; музыкальный центр, проектор.

Целевая аудитория : 20 студентов второго курса среднего профессионального образования, художественной специальности и их родители. Предполагаемое количество участников: 44 человека

Продукт студенческой деятельности: выполненный на холсте масляной краской этюд головы натурщика (одного из родителей каждого студента) в сложном повороте и демонстрация студенческих картин на выставке «Портреты нашего времени»

Актуальность исследования.

Гармония в природе вызывает в человеке положительные эмоции. Испытывая духовное наслаждение, мы наполняемся энергией, дающей нам силы осуществлять задуманное.

Живопись является образом, пропущенным через призму души художника и запечатленным на холсте. Картины способны вдохновлять, успокаивать и радовать.

Живопись учит смотреть и видеть

Искусство пробуждает у студентов среднего профессионального образования эмоционально-творческое начало. С помощью живописи студенты учатся понимать гармонию природы. Изучение живописи формирует у ребят ценностные ориентиры. Позволяет научиться понимать, что изображено на картине и с какой целью. Высказывать свое собственное мнение. Умение анализировать произведение изобразительного искусства.

Научиться уважительно относиться к себе и окружающим людям, ценить жизнь, прочувствовать важность своего существования помогает уникальный жанр живописи – портрет.

В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


У фотографов тоже есть свои средства, но они "фиксируют", а не "создают".

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающего мира, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души.

На сегодняшний момент люди все больше испытывают нетерпение друг к другу. В обществе растет напряжение, которое стремительно продвигает нас к массовым конфликтам. Незаметно подкрадывается третья мировая война. Поскольку студенты ежедневно наблюдают поведение людей в обществе, часто встречают на своем пути недоброжелателей. Из всех СМИ на неокрепшую психику ребенка обрушиваются сведения о массовых беспорядках и убийствах в разных странах, о террористических актах, направленных на истребление человечества, считаю, существует острая необходимость обратить внимание подростков на ценность каждой человеческой жизни. Следует познакомить и приобщить подрастающее поколение к красоте лирического портрета человека. Этот процесс возможен при ознакомлении студентов с портретной живописью художников Ямало-Ненецкого автономного округа и с творчеством художников вошедших в историю отечественного искусства.

Для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки. Нужно еще и духовно-нравственное здоровье.

в жизни человека и социума значительную опасность представляет вся совокупность факторов – от геологических до социальных.
Первая группа – геофакторы. Она включает всю совокупность геологических причин, начиная со стихийных катастроф и заканчивая нехваткой или избытком воды, тепла, энергии.
Вторая группа – биофакторы, начиная с отсутствия хлеба насущного и заканчивая эпидемиями. Основные группы опасностей, скрывающиеся здесь: голод, истощение почв, эпидемии. Наконец, третья группа – социофакторы. Они включают: экономические факторы, начиная с несправедливой экономики и неправильно организованного труда; войны, в результате войн исчезали целые народы;
духовно-нравственные факторы, смена или отсутствие духовно-нравственных ценностей.
И если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно-нравственная деградация. Духовная смерть наступает только при стечении определенных социальных обстоятельств. Поэтому Древний Рим погиб, а Древний Китай нет.
Совокупность духовно-нравственных факторов является причиной абсолютной гибели человека и социума: если человек или общество поражены духовно-нравственным кризисом и не могут преодолеть его, то они гибнут, так как не могут воспроизвести себя.

Абсолютный характер носит духовная смерть в человеке и социуме в случае их духовно-нравственной деградации. При этом духовное умерщвление запускает и механизмы физического уничтожения человека и человечества.


Поэтому для благополучной жизни человеку и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и о духовно-нравственном здоровье.
Человек и общество должны быть настроены на их постоянное развитие.
Человек и социум должны целенаправленно формироваться и духовно, и нравственно.
А это предполагает соответствующее духовно-нравственное воспитание. Поэтому оно должно осуществляться столь же системно и целостно, как и другие виды воспитания. Чтобы человек трудился, его надо научить трудиться, дать трудовое воспитание. Телесное развитие человека невозможно без физического воспитания, художественное – без эстетического.
Таким образом, для успешного развития человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание и, значит, в системе российского образования должна быть создана целостная сфера духовно-нравственного воспитания.

В следствие всех выше перечисленных доводов и фактов, считаю, своевременной и актуальной работу над педагогическим проектом на тему: «Портреты нашего времени», соединяющую в себе воспитательную, познавательную, и художественно-творческую направленность. Через взаимодействие и объединение различных областей знаний происходит формирование целостного видения проблемы.

Готовность прочувствовать «родственность человеческих душ», выражать трепетное отношение к людям своей страны и населению планеты – это те глубокие нравственные и эстетические чувства, которые необходимо пробудить в каждом студенте.

Объект исследования: процесс развития художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Предмет исследования: развитие художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Педагогическая цель : Сформировать у студентов художественную культуру и развивать художественные способности, приобщать студентов к культуре своего края, пробудить в студентах их собственное творчество через освоение художественного опыта деятелей искусства реализуя поисково-творческий, информационный, практико-ориентированный проект «Портреты нашего времени».

Задачи:


  • формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности средствами искусства;

  • привить студентам чувство патриотизма, любви к родине и понимание ценности каждой человеческой жизни;

  • познакомить студентов с творчеством художников – портретистов;

  • развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения студентов в совместной деятельности;

  • совершенствовать творческие умения студентов через показ - выставку продуктов студенческой поисковой и продуктивной деятельности;

  • знать методы ведения живописных работ;

  • художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

  • в результате освоения проекта обучающийся должен уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академической живописи;

  • новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с
родителями.

Гипотеза исследования: процесс развития нравственно-эстетических чувств и художественных способностей студентов будет эффективным, если участие студентов, родителей, педагогов и ямальских художников - портретистов в проекте «Портрет нашего времени» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социально - культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга социально - культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Ожидаемый результат и социальный эффект: результаты-продукты, новые, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта: методическая разработка карт уроков, творческая интерактивная презентация творчества художника И.Н. Крамского, выставка портретов родителей, выполненных студентами для выставки «Портреты нашего времени». Результаты-эффекты, социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта «Портрет нашего времени», всеми участниками процесса. Этот проект будет способствовать развитию неравнодушного отношения к людям родной земли; умения работать в коллективе, познавательной активности, сформирует у студентов навыки продуктивной и исследовательской деятельности, самостоятельности, творчества. Результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Высокая степень достижения поставленных целей и задач соответствует количественной и качественной оценке результатов. Успешно реализованный проект гарантирует хорошее обучение студентов средне профессионального образования в колледже. Степень освоения программы проекта включает следующие уровни: ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Перспективы дальнейшего развития проекта: Возможно применение проекта в детских художественных школах, программа проекта может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной курсовой подготовке незанятого населения.

Дидактический смысл проектной деятельности: использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление и выставки конечных результатов(портретов), подведение итогов, выводы.

Принципы реализации проекта:


  • педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

  • обязательность в выполнении всех заданий в определенные программой проекта сроки;

  • взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;

  • свобода в выражении мыслей, идей.
План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием ответственных за каждое мероприятие).

  1. Тема: « Русское искусство середины и второй половины XIX века; Русское искусство последней трети XIX века »
Тема рассчитана на 4 часа.

Вид занятий : лекция.


  1. Тема: « Задачи портретной живописи. Знакомство с творчеством ямальских художников портретистов »
Тема рассчитана на 2 часа.

Вид занятий: лекция.

Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств


  1. Тема: « Этюд головы натурщика в сложном повороте »
Тема рассчитана на 24 часа.

Вид занятий: рисование с натуры.

Ответственный за мероприятие: преподаватель живописи


  1. Открытие выставки студенческих картин «Портреты нашего времени»
Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств, преподаватель живописи.
Конспекты образовательных ситуаций:

Приложение 1. Технологическая карта урока; 1.1 Презентация к уроку; 1.2 Презентация к уроку

Приложение 2. Технологическая карта урока; 2.1 Презентация к уроку

Приложение 3. Технологическая карта урока; 3.1 Презентация к уроку

Распределение деятельности участников проекта «Портреты нашего времени»


Этапы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя истории искусств

Деятельность преподавателя живописи

Деятельность

родителей



Место и способ проведения

  1. Выявление проблемы

Вживаются в

ситуацию.

Осознают и личностно

принимают

проблему.

Предлагают варианты

решения.


Формулирует

проблему.

Побуждает студентов к решению

проблемы.

Предлагает варианты

решения.


В кабинете под руководством

Преподавателя истории искусств.



  1. Планирование работы над проектом

Определяют направления деятельности по разрешению проблемы. Намечают этапы осуществления проекта

Подводит итог обсуждению. Помогает спланировать

деятельность, ее конечный продукт.



В кабинете под руководством преподавателя истории искусств, дома с родителями.

  1. Практическая деятельность по решению
проблемы

Находят и систематизируют информацию. Изучают натуру (лица своих родителей) и выполняют этюды головы на тему: «Портреты нашего времени»

Организует знакомство студентов с портретной живописью знаменитых русских художников XIX века; организует знакомство студентов с творчеством ямальских художников-портретистов

Организует занятия по живописи, курирует выполнение портретов родителей

Активно помогают своим детям в написании портрета. Один из родителей позирует своему ребенку для портрета на выставку «Портреты нашего времени»

На уроках – лекциях в кабинете истории искусств под руководством преподавателя истории искусств

На практических занятиях по станковой живописи в мастерской

руководством

преподавателя живописи, совместно с родителями.


  1. Презентация результатов деятельности
Студентов

Выставка «Портреты нашего времени»



Оформляют портреты родителей Готовятся к представлению продуктов деятельности и презентуют их.

Помогает в организации презентации результатов проекта на тему: «Портреты нашего времени»

Организует презентацию – выставку студенческих работ на тему: «Портреты нашего времени»

Поддерживают детей, отмечают значимость решения данной проблемы через презентацию продуктов их деятельности.

В выставочном зале Ямальского многопрофильного колледжа под руководством

Преподавателя живописи.


Литература:


  1. Андроникова М. Об искусстве портрета. - 1975.

  2. Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - 1980.

  3. Андроникова М. Портрет и портретное сходство // Художник. - 1974. - № 10.

  4. Аникушин М. О портретном творчестве // Художник. - 1973. - № 3.

  5. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. - М., 1986. - В. 20.

  6. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163-172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351.

  7. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. - М., 1928.

  8. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизма в искусстве) // Оригинал о портретистах / Сост., подготовка текста и коммент. Т. С. Джуровой, А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.: Совпадение, 2005. - 399 с. - ISBN 5-86402-146-6

  9. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. - М., 1969.

  10. Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета.

  11. Зингер Л. С. Путь к портрету-типу // Художник. - 1980. - В. 9.

  12. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. - М., 1928.

  13. Кисунько В. Портрет - пластический образ времени // Художник. - 1977. - № 2.

  14. Китайские трактаты о портрете. - Л., 1971.

  15. А. Лактионов. Техника портрета http://artpage.ru/advice/tehnika_portreta .

  16. Проблемы портрета. - М., 1974. - (Материалы научной конференции, 1972).

  17. Романычев А. Возможности портрета // Художник. - 1973. - В. 6.

  18. Сидоров А. А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа). - Искусство, 3. М., 1927, кн. 2-3, с. 5-15.

  19. Стасевич В. Н. Искусство портрета. - М., 1972.

  20. Тухенгольд Я. А. «О портрете», 1912 // Аполлон, 1912. № 8, с.33-52; В кн. «Проблемы и характеристики», Пг., 1915).

  21. Фриче В. Социология искусства, глава «Портретный жанр». М.-Л., 1926, с. 144-150
Ссылки:

  1. http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/

  2. http://www.artvek.ru/kramskoy.html

  3. http://www.artsait.ru/art/k/kramskoy/main.htm

  4. http://www.kramskoy.info/content/view/401/26/

Портреты

Слайдов: 13 Слов: 31 Звуков: 0 Эффектов: 2

Виктор Астафьев. Борис Валентинович Ширшов. Евгений Андреевич Пермяк. Лев Иванович Кузьмин. Бианки Виталий Валентинович. Валентина Телегина. Тумбасов Анатолий Николаевич. Трутнева Евгения Фёдоровна. Лев Иванович Давыдычев. Ирина Петровна Христолюбова. Домнин Алексей Михайлович. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Владимир Иванович Воробьёв. - Портрет.ppt

Портрет ИЗО

Слайдов: 14 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерный портрет. Урок изобразительного искусства 6 класс. Давайте вспомним, что такое портрет? Джоконда Леонардо да Винчи. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Карл Брюллов - И. Крылова. Валентин Серов – портрет Мусоргского. Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Уильям Хогарт – Девушка с креветками. Посмотрите, как с помощью цвета передаем выразительность глаза человека. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… - Портрет изо.ppt

Жанр портрет

Слайдов: 18 Слов: 458 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ человека – главная тема искусства. А. С. Пушкин. Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Из истории возникновения портрета. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. И. Н. Крамской «Мина Моисеев». - Жанр портрет.pptx

Портрет человека

Слайдов: 19 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 68

Портрет. Художественное изображение человека. Поясной портрет. Погрудный портрет. Портрет в рост. Характер портрета. Автопортрет. Групповой портрет. Семейный портрет. Дорогой человек. Античное искусство. Уголки губ. Спокойствие. Попробуйте и вы. Портрет мамы. Нарисовала подругу. Рисуем портрет. - Портрет человека.ppt

«Портрет» 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 95

Портрет в изобразительном искусстве. Академия художеств. Знаменитые портреты великих художников. Определите вид портрета. Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Владимир Лукич Боровиковский. В.Л. Боровиковский. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Валентин Серов. «Портрет Юсупова». В. Серов. Выражение лица. - «Портрет» 6 класс.ppt

Искусство портрета

Слайдов: 41 Слов: 1373 Звуков: 1 Эффектов: 41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Портрет. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). или группы людей, Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Основные принципы развития портретного жанра. История портрета. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Самый древний портрет. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. - Искусство портрета.pptx

Портрет в живописи

Слайдов: 14 Слов: 1613 Звуков: 0 Эффектов: 0

Портрет. Средний Возраст. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. О ком рассказывает портрет. Развивать воображение и образное мышление. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов. - Портрет в живописи.ppt

Виды портретов

Слайдов: 12 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 67

Виды портрета человека. Виды портрета. Парадный портрет. Камерный портрет. Социальный портрет. Психологический портрет. Портреты различаются по формату. Портреты различаются по формату (скульптурные). Пропорции изображения головы человека. Проверь себя. - Виды портретов.ppt

Разновидности портретов

Слайдов: 29 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 39

Портрет- зеркало души. Отношение к портрету. Великие умы человечества. Разновидности портрета. Виды портрета. Из истории развития портретного жанра. Древний Египет. Идеалы женственности. Фаюмские портреты. Древняя Греция. Римский скульптурный портрет. Леонардо да Винчи. Западная Европа. Россия. Портрет неизвестной крестьянки. Боровиковский Владимир Лукич. Николай Заболоцкий. Христос в пустыне. Михаил врубель. Сходство изображения с моделью. Черты. Наблюдательный глаз художника-портретиста. Подготовительный рисунок. Лица. Пастель. - Разновидности портретов.pptx

Парадный портрет

Слайдов: 19 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое «парадный портрет». Что мы хотим выяснить. Наши предположения. Гипотеза. Что означает понятие «парадный портрет». План наших действий. Что удалось выяснить. Изображение людей в картинах художников 18 века. Иван Петрович Аргунов. Картины В.Л.Боровиковского. Портрет Д.Г. Левицкого. Портрет Е.А. Нарышкиной. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Картины А.П.Антропова. Кто рисовал портреты знатных людей. Портрет был достоянием в основном придворных кругов. Портрет Екатерины второй. Картины Д.Г. Левицкого. Искусство портрета. - Парадный портрет.ppt

Фаюмский портрет

Слайдов: 20 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 84

Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море». В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. - Фаюмский портрет.ppt

Портрет автора

Слайдов: 9 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 4

Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. А. Моруа. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. Дагерротипные портреты Л. Толстого. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. Н. Ге. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. К. Сомов А. Блок 1907 г. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Иннокентий Анненский. - Портрет автора.ppt

Изображение головы человека

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 44

Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Н. Заболоцкий. Цели урока: Лицо и эмоции человека. Пропорции лица человека. Рисунок головы человека. Изображение черт лица. Изображение черт лица человека. - Изображение головы человека.ppt

Художники-портретисты

Слайдов: 15 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 14

Портрет. Цели и задачи. Что такое портрет. Портрет есть во всех видах изо искусства. Русские художники-портретисты. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Григорий Кириллович. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Тропинин Василий Андреевич. Кипренский Орест Адамович. Брюллов Карл Павлович. Репин Илья Ефимович. Крамской И.Н. Серов Валентин Александрович. Скульптурный портрет. -


Педагогический проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
Актуальность:
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Цель проекта:
Познакомить детей с жанром портрета.
Задачи:
1.Дать знания о различных жанрах живописи; о профессии художника-портретиста.
2.Развивать интерес детей к портретной живописи.
3.Развивать эстетическое отношение при восприятии эмоционального состояния человека, внешнего облика, мимики, позы.
4.Продолжать экспериментирование с различными материалами в изображении портрета.
5.Использовать совместное творчество детей и родителей для углубления знаний об искусстве портрета.
6.Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания произведений портретного жанра, понимания какие художественные средства используются художником.
7.Учить детей создавать образ человека в портретах в разных художественных техниках.
Вид проекта:
творческий, долгосрочный, групповой
Гипотеза:
Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию различных технических навыков и развитию эстетического отношения к жанру портрета, способна привести к созданию более ярких, выразительных образов.
Адресация:
Проект реализуется в рамках раздела программы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Объект исследования
работы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Создание выразительного образа в портрете человека в разных изобразительных техниках.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня выразительности в изображении портретов,
- развитие творческих способностей и навыков детей,
- создание портретов.
Педагогический мониторинг.
Первичная диагностика выявила, что работа над портретом выявила некоторые затруднения со стороны детей:
- недостаточны знания детей о портрете, как жанре искусства;
- сложность в выявлении и использовании средств художественной выразительности;
- недостаточный уровень овладения техническими навыками.
План работы с детьми.
Тема,

деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет».
-Уточнить и углубить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-познакомить с разнообразием портретов;
-дать знания о профессии художника-портретиста;
-учить детей поэтапному рассматриванию портрета;
-учить определять эмоциональное состояние изображённых людей;
-познакомить со средствами художественной выразительности. -знакомство с художниками-портретистами и их творчеством;
-учить выделять жанровые особенности портрета, отличать от других жанров изобразительного искусства;
-посещение выставки портретов, выполненных учащимися художественной школы;
-использование обучающих пособий:
«Составь портрет»,
«Фоторобот». Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах;
-дид. игра «Найди портрет»;
«Зеркало» Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изодеятельности;

Дидактич. игры:
«Волшебники»;
«Что забыл художник?»
Подбор фотографий детей для оформления альбома «Фотопортрет».
Составление рассказа «Мой портрет»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Автопортрет».
-Обобщать и углублять знания детей о жанре портрета;
-познакомить с разновидностью портрета – автопортрет;
-показать роль мимики в определении эмоционального состояния человека;
-развивать самостоятельность в выборе формата листа расположения изображения. -Рассматривание автопортретов художников, писателей и детей, выпускников детского сада;
-использование дид.игр:
«Составь портрет»,
«Найди эмоцию»,
«Угадай по описанию»;
-закрепить навыки рисования цветными какрндашами. -Рассматривание своего отражения в зеркале, определение особенностей своего внешнего вида;
-дид.игры«Море волнуется»;
«Узнай эмоцию»;
«Фоторобот»;
-обыгрывание эмоциональных этюдов. Рассматривание альбома «Фотопортрет»;
Дид.игры«Составь портрет»,
«Волшебники»,
«Водяной».
Родителям предлагается нарисовать автопортрет, а детям предлагается узнать на портретах своих родителей.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет моего папы».
-Развивать интерес к портретной живописи;
-экспериментирование с различными изобразительными средствами для передачи выразительного образа;
-воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к защитникам Отечества, любви к своим близким. -Составление рассказов на тему: «Мой папа» и «Мой папа в армии служил» (с использованием фотографий);
-Знакомство с позой и жестом, как средством выразительности при изображении портретов;
-самостоятельность выбора изобразительных материалов их комбинация;
-закрепление знаний о родах войск.
Чтение произведений об армии и защитниках Отечества;
Рассказы пап на тему «Как я в армии служил» Рассматривание тематических альбомов: «Военная техника», «Наши защитники»;
Рисование военной техники по трафаретам, изготовление из бросового материала. Подбор фотографий на тему «Мой папа в армии служил»;
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мы с мамой улыбаемся».
-Учить создавать выразительные образы в парном портрете;
-воспитывать любовь и уважение к женщине-матери;
-закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. -Рассматривание женских портретов, определение средств выразительности, используемых художником для передачи выразительности образа;
-закрепление законов портретного жанра;
-Чтение произведений по данной тематике;
-знакомство с парным портретом;
-закрепление умения рисовать восковыми мелками. Беседы на темы:
«Легко ли быть мамой?»;
«Мамы всякие нужны».
Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям. Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера);
Дидактич.игры
«Составь портрет»;
«Подбери картинки»;
«Волшебники»;
«Профессии».
Разучивание стихов о маме;
Проведение праздника «Лучше мамы не найти», посвящённого
8 марта.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мой любимый сказочный герой».
-Учить создавать образы сказочных героев;
-закреплять умения смешивать цвета для получения оттенков, сочетать тёплые и холодные цвета;
-развивать творческое воображение. -Чтение сказок по желанию детей;
- рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
-викторина «В гостях у сказки»;
-закрепление умений рисования акварельными красками;
-использование различных материалов для выразительности в передаче сказочных образов.
Составление рассказов-загадок «Узнай героя сказки»;
Дид. игра «Фантазёры»;
«Узнай сказку»,
«Волшебный сундучок». Наст. Игра «Путешествие по сказкам», «Волшебники»,
«Что перепутал художник?»;
Театрализация знакомых сказок с использованием различных видов театра. Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра;
Подбор книг со сказками и иллюстрациям для «Книжного уголка»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мои эмоции».
-Продолжать формировать знания детей об эмоциях человека, о способах их выражения и роли в жизни человека;
-учить передавать эмоции в портрете.
-Рассматривание портретов людей с разными эмоциональными состояниями;
-изменение мимики лица при передаче эмоций;
-закрепление знаний об эмоциях человека;
-использование пособия «Мир эмоций» Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния,
Подбор карточек с отражением данных эмоций.
Этюды на выражение эмоциональных состояний.
Дид. игры:
«Зеркальное отражение»,
«Угадай эмоцию»,
«Скажи с заданным настроением» Дид. игра
«Волшебники»,
«Наши эмоции»,
«Дорисуй портрет»;
Оформление рамок для портретов. Подбор фотографий детей для альбома «Наши эмоции»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Пластилиновый портрет».
-Закреплять знания детей о портрете;
-закреплять умение изображать лицо человека, соблюдая элементарные пропорции;
-воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности;
-экспериментирование с различными материалами. -рассматривание портретов, ранее нарисованных детьми;
-обобщение знаний детей о жанре портрета;
- продолжать развивать умения детей выполнять изображение в технике пластилинографии. -рассматривание портретов, обсуждение эмоционального состояния героев,
-игры:
«Зеркало»,
«Узнай по описанию»,
«Назови эмоцию»
Игры
«Что перепутал художник?»
«Составь портрет»,
«Дорисуй портрет»
Экспериментирование с различными материалами.
Рассматривание портретов в альбомах и книгах. Оформление материала для родительского уголка на тему:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты
«Портрет моего друга».
-Обобщить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-развивать самостоятельность в выборе материала, размера листа, способа изображения;
-воспитывать бережное отношение к дружбе и друзьям. -Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе;
-составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»; Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, составление рассказов по ним.
Беседы по картинкам по пособию «Что такое дружба?»
Игры: «Угадай по описанию»,
«Зеркало». Изготовление из бросового материала поделок на тему:
«Сюрприз для друга» Занятие для детей и родителей
«Давайте дружбой дорожить»,
Оформление выставки
«Портрет моего друга.
Выводы.
В результате диагностик были получены следующие результаты по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с жанром портрета»:
Первичная диагностика: высокий уровень – 5% (1 чел.)
Средний уровень – 70%(14 чел.)
Низкий уровень – 25%(5 чел.)
Повторная диагностика: высокий уровень – 25%(5 чел.)
Средний уровень – 65%(13 чел.)
Низкий уровень –10%(2 чел.)
На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать выразительные образы в портретах. Спланированная работа педагога и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
Знания детей о портрете, как жанре художественного искусства, расширились, восприятие портретной живописи стало более глубоким и осмысленным. Дети научились воспринимать эмоциональное состояние человека на портрете по мимике, позе и жестам.
Портреты, нарисованные детьми, стали более детализированы, появилась схожесть с обликом реального человека.
У детей повысился интерес к жанру портрета.
Приложение № 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе.
Тема: Фоторобот.
Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.
Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот» Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать,
Только ничего не знает
Этот маленький …
^ Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.
Колокольчик, позвони!
В страну искусства позови!
Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?
Д: ответы детей.
Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?
Д: -Пейзажи.
Н: -Верно!
В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?
^ Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.
В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?
Д: ответы детей.
В: - Где надо расположить картину, которую сняли?
^ Д: -Среди натюрмортов.
В: -Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?
Д: - Нет.
В: - А это что за группа картин?
Д: -Портреты.
В: -Что такое портрет?
Д: ответы детей
2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».
^ Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.
В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?
^ Д: -У Незнайки было разное настроение.
В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?
Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.3. Физминутка.
Незнайка стать художником мечтал,
Поэтому он всюду рисовал.
Ручкой на листе вот так (показ)
Кистью на холсте вот так (показ)
Карандашиком на парте
И мелками на асфальте.
Сапогами на снегу,
Коньками он чертил на льду.
На песочке прутиком,
На дощечке гвоздиком.
^ В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)
Д: - брови; губы; уши; нос…
4. Дидактическая игра «Фоторобот» (пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)
^ Цель: обучение последовательному описанию лица человека.
В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?
Д: -Губы и брови
В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.
Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.
5. Итог занятия
Приложение №2
Алгоритм ознакомления с портретом старших дошкольников.
Что вы чувствуете, когда видите этот портрет?
Как вы думаете, какое настроение передано в портрете? Почему вы так решили?
С помощью чего художник смог передать такое настроение?
Сколько человек изображено на портрете?
Кто изображён на портрете?
Что в этом портрете вам кажется самым ярким? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на этот портрет?
Что в портрете главное? Что второстепенное?
Каким вам кажется этот портрет(тёплым или холодным,светлым или тёмным, ярким или бледным)? Для чего художник сделал его таким?
Какие цвета и оттенки чаще использует художник?
Герой изображён в полный рост или нет?
В какой позе изображён герой?
На каком фоне изображён герой?
Какие материалы использованы художником?
Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
Как вы думаете как называется это произведение?
Понравилось ли вам это произведение? Чем?