Стихотворение в прозе "Два богача" Тургенева: анализ и герои. Сочинение: Разум и чувства в стихотворении «Два богача» Тургенева

Большинство последних произведений Тургенева - это некие заметки, раздумья и наблюдения из собственной жизни писателя, которые он объединил в один цикл. Сам сборник этих небольших произведений, а вернее его название, изменялось несколько раз. Сначала Тургенев решил назвать его «Посмертное». В дальнейшем он передумал и сменил название на Senilia. По-латыни это означает «Стариковское». Но и такое название не устроило творца в полной мере. Окончательный вариант наименования сборника – «Стихотворения в прозе», собственно, под таким названием все и знают его.

Как ни странно, но такое, казалось бы, незамысловатое название для сборника оказалось весьма удачным решением. В сборнике собрано множество небольших рассказов, и в каждом из них осмысляется проза жизни. Она излагается в краткой, но при этом понятной лирической прозе. Конечно, миниатюры не обладают никакой рифмой, но несмотря на это все они весьма поэтичны. Одно из самых удивительных произведений в этом сборнике – «Два богача».

Рассказ состоит из нескольких строк, но в них Тургенев вложил несколько сильных образов, и в итоге, произведение заставляет читателя задуматься над своей жизнью. Небольшой рассказ был написан в 1878 году, но свет он увидел только после появления сборника.

«Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Анализ рассказа «Два богача»

Как было сказано, рассказ был написан в 1878 году, летом. Он состоит из нескольких частей, Имеет зачин и концовку. В первой строке рассказывается о Ротшильде – человеке богатом, который занимается благотворительностью. Таким образом говорится, что человек несмотря на свое огромное богатство все-таки не забывает о простых людях, нуждающихся и пытается им как-то помочь. Дальше идет сравнение богатого Ротшильда и бедной крестьянской семьи, которая не может вкладывать свои сбережения на помощь нуждающимся, так как они сами крайне нуждающиеся.

Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.

Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.

Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.

Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.

Заключение

Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.

Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.

Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.

Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».
В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.

Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».

Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».

Это маленькое произведение Тургенева, входящее в цикл стихотворений в прозе, должно быть охарактеризовано по жанру как притча-рассуждение. Притча — это краткий рассказ-иносказание поучительного характера, написанный в аллегоричной форме. Жанры притчи и басни близки, тем более их следует различать. Сближает жанры наличие морали или поучения, однако притча содержит философское обобщение, мудрое суждение о жизни, из которого мы извлекаем для себя поучение. Басня же, также несущая в себе меткие наблюдения, умные обобщения, остроумные суждения, отличается в большей мере житейской мудростью, поэтому имеет мораль.

Стихотворение-притча «Два богача» особенно тем, что в нём присутствует образ автора, обычно в лирике принимающего роль лирического героя. Обратите внимание, что авторский голос и его суждение обрамляют собственно притчу — разговор мужика и бабы. Возможно, для того чтобы растрогать читателя великодушием простого человека, этого разговора было бы достаточно. Однако тогда мог ускользнуть истинный смысл всего произведения, поскольку его цель и глубже по своей идее, и шире. Тургенев, начиная стихотворение, уже создаёт основание для достижения этой цели. Говоря о Ротшильде, автор употребляет два выражения: «громадные расходы» и «целые тысячи»; в первом случае слово «громадные» относит нас в недоступный мир богача Ротшильда, слово «целые», употреблённое Тургеневым без иронии, приведено с целью подтвердить, какое большое значение имеют тысячи Ротшильда для другого мира — бедных и обездоленных.

Что же есть у мужика и бабы, берущих к себе сиротку? Из имущества — разорённый домишко, состояние их жизни — полная нищета. И тем не менее мужик убеждает бабу взять девочку Катю, сознательно отказывая себе даже в самом необходимом. Отсюда заключительную фразу Тургенева («Далеко Ротшильду до этого мужика!») можно понимать следующим образом: во-первых, великодушие обоих резко различается, так как Ротшильд, пусть совершая благое дело, жертвует малой частью своего состояния, в то время как мужик готов отдать всё, что имеет. Во-вторых, в случае с Ротшильдом доля душевного участия в жизни других невелика по сравнению с властью денег, поэтому и люди живут в разных мирах, а бедные крестьяне могут предложить только душевную заботу, что объединяет мир крепче любого богатства.

Иван Сергеевич Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

В 1882 г. вышли в свет последние творения И. Тургенева. В них вошли краткие статьи, его мысли и думы из записных книг.

Название сборника менялось несколько раз. Сначала создатель именовал сборник «Посмертное», далее написал на латыни Senilia, что значит - «Стариковское». Опубликовали сборник под названием «Стихотворения в прозе». Это было самое правильное решение. В небольших текстах осознана проза жизни, и изложена в короткой поэтической форме. Рифмы в сборнике нет, но все написано на поэтическом языке.

Очень объемное произведение сборника «Два богача». Произведение вышло в свет в 1878 г. Оно состоит из двух частей. Написано в простой, свободной форме. В этом стихотворение читателю предлагается поразмышлять над собственным отношением к жизни.

Произведение сопоставляется милосердие Ротшильда и бедной, несчастной деревенской семьи. Писатель рассказывает о великодушии богатых людей, которые заслуживают восхищение, потому что не каждый способен на добрые поступки. Эти добродушные дела вызывают у писателя одобрения и растроганность. Тургенев припоминает о «убогом деревенском семействе», которые не лишены милосердия и принимают в свой нищенский дом сироту. Краткий диалог меж супругом и супругой глубок великодушия и искренней щедрости. Чего же лишится богатый человек, отдав бедной семье, свои средства? Навряд ли он ощутит перемены в собственной шикарной жизни. А вот для бедной семьи взять сироту в дом - это огромное великодушие.

Так как даже самим не на что купить соли для похлебки. А еще нужно дать ребенку образование, одеть, обуть, накормить. Заменить родителей, подарить частичку своей души. Из произведения, не понятно есть ли в этой семье свои дети. Скорее всего они есть. Помимо этого мы не знаем фамилии героев. Поэт акцентирует свое внимание на непонятном статусе этой семьи. Вот это и является настоящим каждодневным великим подвигом этой бедной, но великодушной семьи. О своем благородном деле они не кричат на весь мир, не пишут в газетах, а просто делают добро во благо нуждающемуся ребенку. Поэтому роскошь русской души всегда будет ценней материального богатства большинства богачей, в том числе и Ротшильдов.

После прочтения произведения «Два богача» И. Тургенева, на душе появляется необыкновенная легкость, и начинаешь верить, что люди еще не утратили способности к милосердию, доброте, и помощи обездоленным людям.

Стихотворение “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ. Краткий анализ “Два богача” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в июле 1878 года, а напечатано в 1882 году в рамках цикла “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – благородство и душевная щедрость простого человека.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – свободный стих.

Эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши “.

История создания

Как и всякий писатель, Тургенев на протяжении жизни собирал разнообразные заметки. Многие из них стали частью его произведений, но остались и такие, которые он не использовал. Они и стали “Стихотворениями в прозе”.

Всего их было в разное время написано более восьмидесяти. История создания одного из них, названного “Два богача”, также связана с этим циклом. Писатель и поэт написал его в июле 1878 года, а опубликовано произведение было в составе сборника уже в 1882 году, но еще при жизни писателя.

Тема

Сравнивая два типа богатства, Тургенев ни на минуту не сомневается, что именно обычные крестьяне гораздо щедрее самого Ротшильда, ведь, в отличие от него, они делятся последним. И, по сути, даже не сомневаются, делать это или нет: из диалога сразу становится понятно, что все и так решено, не смогут они бросить ребенка-сироту, которого больше некому приютить.

Композиция

Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян. В первой части, зачине, он говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.

В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.

При этом из диалога крестьян непонятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы” , показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.

Жанр

Это философское стихотворение, в котором автор показывает семью очень простого социального статуса. При этом простые люди оказываются способны на такой поступок, который не всегда под силу даже богачам. Таким образом, свой стих Тургенев посвящает единственному настоящему богатству – душевному.

Средства выразительности

В “Стихотворениях в прозе” писатель не использует много тропов. Произведение “Два богача” не является исключением – в нем можно найти только эпитеты – “ убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши “. Все они эмоционально окрашены и используются да того, чтобы описать плачевное материальное состояние крестьянского семейства.

«Что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование» - так писал по­эт и критик П.В. Анненков об уникальном сборнике ли­рических зарисовок И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

На склоне жизни, в 1882 году, великий русский писа­тель И.С. Тургенев этим сборником небольших философ­ских произведений подводит своеобразный итог раз­мышлений о жизни, о себе, о творчестве, о соотношении разума и чувств, их борьбе и столь редко встречающемся единении.

Во всех 83 маленьких философских зарисовках автор действительно приходит к уникальным духовным про­зрениям, на склоне жизни видит ту мудрость и простоту, на которые не всегда способны люди более молодые, еще не стоящие на пороге вечности.

Обратимся к некоторым стихотворениям, в которых, как кажется после их внимательного и вдумчивого про­чтения, единство разума и чувств писателя отражается в идеях, нравственных выводах, пафосе произведений.

Стихотворение «Два богача». И.С. Тургенев расска­зывает о бедной крестьянской семье, живущей в убогом домишке, но несмотря на это принявшей к себе сироту- племянницу. Автор преднамеренно не называет имен ге­роев. Читатель так и не узнает ничего из их прошлой и будущей жизни, но один поступок из настоящего многое говорит проницательному читателю. Писатель смог в не­скольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается от­говорить мужа: «…последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». От­сутствие соли в доме - безусловный показатель бедно­сти, начало различных болезней, да и просто без соли еда невкусна. Но ведь голод все-таки не грозит, семья не го­лодает. И весомые, казалось бы, аргументы жены разби­ваются о спокойный вывод мужа: «А мы ее… и несоле­ную». Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что она привела далеко не все доводы и, может быть, уже не первый раз заводит этот разговор. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С дру­гой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут они сироту в свой дом, девать девчонку некуда. И говорить не о чем.

Чрезвычайно важно, что ни баба, ни мужик не реша­ют каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вме­сте в радости и в горе. Последнее слово и решение, как и полагается, за мужчиной, но он понимает, что не только на себя взваливает заботы и хлопоты по воспитанию си­роты - жене его тоже несладко придется, да и родным детям придется считаться с наличием еще одного рта в семье. Поражает мягкая настойчивость, звучащая в сло­вах мужика: он не кричит, не повелевает, он признает, что быть по-другому просто не может: нельзя оставить сироту одну, без помощи, поддержки, оставить без семьи. Вот оно, уникальное сочетание природного крестьянско­го разума, осознающего всю ответственность поступка, и трепетного сочувствия к сироте, оставшейся без под­держки и опоры. Если бы во всех современных семьях было такое единение разума и чувств супругов, скольких бед, потрясений и проблем можно было бы избежать, сколько счастливых детей было бы на свете.

Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Рот­шильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: автор отдает дань его щедрости - не всякий богач захочет делиться. Но отдать последнее способны единицы. Это люди широкой русской души, добрые, терпеливые, воспринимающие милосердие как естественное человеческое состояние. Поэтому И.С. Тур­генев неумолим в своем выводе относительно щедрости Ротшильда: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Таким образом, можно сделать вывод: И.С. Тургенев смог подняться до высочайших нравственных прозрений в области духовности. Одно из его открытий заключается в том, что он всем нам, его потомкам и почитателям творческого гения, просто, кратко и ясно сказал о том, что жить нужно в полной гармонии разума, который бу­дет предостерегать и оберегать от необдуманных поступ­ков, и чувств, которые согреют душу и сердце, не дадут совершиться подлости, не позволят оставить без защиты слабого и одинокого.