Система персонажей романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Характеристика и образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского


Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, - вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем - вот что составляет основу романов Достоевского. На переднем плане у него - человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.
Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент - “на кровь по совести”.
Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”. Однако Раскольников - натура сложная и неоднозначная. Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о “проба” удалась, он счел бы свою идею доказанной. Эднако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы.
Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию.
Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович - это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами - все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым. Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов - своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они - пусть по разным мотивам - сочли возможным “перешагнуть через кровь”. В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов “подбадривает”, успокаивает, “наставляет на путь истинный”. И тогда-то обнаруживаются самое глубокое различие этих двух “частных случаев” и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его положении “шиллеровщина”. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться”, - говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясносамому Раскольникову. “Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”.
Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: “Тут... своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние. “Хорошая” цель оправдывает злодейство, совершенное ради ее достижения. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, - вот “хорошая цель” Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Но даже Свидригайлов, “пошляк” и “умник”, вдруг наталкивается на преграду - в себе и в других. Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто “зверок хорошенький”, уже не только “разожженный уголек”, тут уже нечто большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловушку для Дунечки, все рассчитал - не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны. Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова - одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки - отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть - вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”.
Но перед самоубийством Свидригайлова Достоевский устраивает еще одну встречу героев-двойников. К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий - на небе, на земле, в душах героев, - ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым - над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить “по ту сторону добра и зла”, но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность - это “банка с пауками” и нет спасения от отчаяния. После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения.
Окончательно признав себя “вошью”, он идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие - последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова - человека, живущего по принципу “все дозволено”.

Задачи и тесты по теме "Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»"

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

/ / / Образ Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» имеет психологическую направленность. Поэтому внимание автора направлено в первую очередь не на внешние действия героев, а на их внутренние мысли и переживания.

Одним из ярких образов является образ Свидригайлова. Его полное имя – Свидригайлов Аркадий Иванович. Он – богатый дворянин, имеющий связи, привыкший добиваться своей цели. Его и объединяет то, что оба они являются моральными двойниками главного героя Раскольникова. Свидригайлов осуществляет на практике теорию Раскольникова. Он добивается того, чего хочет, любым способом. В результате он стал морально опустошенным человеком, который переживает духовную деградацию.

Свидригайлову в романе уже около 50 лет, но выглядит он младше своих лет. Роста Аркадий Иванович был среднего, широк в плечах, одевался по-щегольски. В лице этот барин сохранил еще свежесть и миловидность. Его волосы и борода все еще были густыми. Особая черта – острые голубые глаза, которые смотрели на людей холодно и с долей пренебрежения. в симпатичном лице Свидригайлова замечает что-то устрашающее. Таким образом, автор намекает, что главный герой видит свое ужасающее отображение в глазах другого героя.

Об Аркадии Ивановиче ходили разные слухи. Поговаривали, что он был причастен к отравлению жены и самоубийству слуги. Он и сам не отрицал своего крутого нрава. Свидригайлов не пытался строить оправдательных теорий, как Лужин или Раскольников. Он смирился с тем, что он праздный и развратный человек.

Свидригайлов – это проекция на образ Раскольникова. Если бы главный герой смог реализовать свою теорию, он стал бы Свидригайловым. Аркадий Иванович давно уже перешагнул моральные грани добра и зла и не мучается вопросами совести в отличие от бедного студента. Для этого барина нет ограничений, все, чего он пожелает, он добивается.

Однако в романе все-таки есть человек, который заставит сомневаться героя в выбранном пути. Это , сестра Родиона Раскольникова. Девушка красива, и Аркадий Иванович вожделеет ее, хочет добиться ее расположения любой ценой. Но Дуня хоть и бедна, но умная и гордая. Она быстро понимает, что движет Аркадием Ивановичем. Ее сопротивление, моральная чистота что-то переворачивают в душе этого холодного и циничного человека. Свидригайлов влюбляется в Дуню, и пытается добиться ее любви. При помощи шантажа он заманивает девушку в спальню, но его животным замыслам не дано сбыться. Дуня смогла постоять за свою честь и пробудила в Аркадии Ивановиче забытые чувства - благородства и мужества.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» – не однозначен, в его душе нет четкой границы между добром и злом. Он аморален, однако совершает и добрые поступки.

Свидригайлов очерчен Достоевским весьма живо и естественно. Это тип человека, не имеющего никаких нравственных правил. Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив, но чувственные наслаждения погубили его. Гоняясь за этими удовольствиями, он промотал свое состояние, стал шулером и затем нищим. Богатая женщина влюбилась в него, заплатила его долги и сделала своим мужем. Свидригайлов несколько лет живет в деревне, причем не отказывает себе в чувственных удовольствиях. Наконец все ему надоело. В это время он встретился с Авдотьей Романовной и стал преследовать ее, чтобы удовлетворить свою страсть. Думая, что Авдотья Романовна противится его желаниям потому, что он женат, Свидригайлов, не задумываясь, убивает свою жену, бросает детей и едет в Петербург за Дуней. Хитростью он завлекает ее в свою квартиру и хочет обесчестить. Но когда видит, что Раскольникова чувствует к нему ненависть и презрение, он отпускает ее. После этого ему остался только один исход — самоубийство. Свидригайлов разбрасывает свои деньги и умирает равнодушным ко всему, даже к самому себе. Конечно, никто не пожалеет такого изверга.

Как-то отдельно от всего действия романа стоит фигура Свидригайлова. В ней многое остается необъясненным, загадочным. Свидригайлов — человек способный на всякую гадость, но между тем мы видим в нем и хорошие движения души -так, он вдруг обеспечивает после смерти Катерины Ивановны ее семейство. Неясны его отношения к сестре Раскольникова. Очевидно, он питал к ней глубокую и постоянную страсть. Сцена его свидания с ней заставляет думать, что в нем говорило не одно животное вожделение, но нечто иное. Неясен также душевный процесс, который довел его до самоубииства При всей недостаточности и туманности обрисовки, Свидригайлов производит впечатление чего-то цельного, какой-то силы. Он даже симпатичен, несмотря на свои дурные стороны. «Преступление и наказание» по своей художественной законченности занимает первое место среди романов Достоевского, романов городской жизни, жизни Петербурга, «города полусумасшедшего», как выражается один из героев «Преступления и наказания».

По мнению проф. Чижа в «Преступлении и наказании» пять душевнобольных: Раскольников и его мать, Мармеладов и его жена и Свидригайлов. Последний — наиболее совершенное, «бессмертное»
изображение нравственного помешательства. То, что называется нравственным помешательством, выражается полной или почти полной утратой нравственных понятий при наличии других душевных проявлений. «Русские люди вообще широкие люди, — говорит Свидригайлов, — широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному». «У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет», — развивает он далее свою мысль.

Иные составляют себе эти священно-нравственные понятия по книгам или «из летописей выводят», но, по мнению Свидригайлова, это значит быть «колпаком» и «неприлично светскому человеку». Себя он с чувством удовлетворения называет «белоручкой» и никаких святынь не признает. Он родовой дворянин, бывший кавалерийский офицер, не порвавший разных общественных «связей», которые его не раз выручали в трудные минуты жизни. «По старой полковой привычке» он алкоголик, а из любви к сильным ощущениям шулер и развратник, о чем говорит с откровенным цинизмом. Жену он бил хлыстом, тоже находя в этом удовольствие, а за-
тем отравил ее, добившись угрозами или взятками, что медицинское вскрытие установило смерть от сытного обеда после купанья. Легко сошло с рук Свидригайлову и самоубийство его лакея, доведенного до этого грубым обращением. Вспоминать об этом Свидригайлову не стыдно, а
только скучно. Узнав из подслушанного разговора о преступлении Раскольникова, Свидригайлов считает его интересным человеком и предлагает устроить побег за границу. Раскольников для него «своего поля ягодка». Признавая за собой полное право пользоваться людьми для своего удовольствия и пользы, Свидригайлов презрительно относится ко всяким новым общественным веяниям и очень рад, что в его местности крестьянскую реформу провели так, что у него доходов не убавил ось.

Общественная опасность свидригайловых в том, что они только с медицинской точки зрения рассматриваются, как больные. Для всех они, самое большее, люди со странностями. Достоевский показывает и несомненную болезненность Свидригайлова, страдающего от галлюцинаций, и его заразное, тлетворное влияние. Он «имеет счастие интересовать своими суждениями» сестру Раскольникова, которую в конце концов доводит своими гнусными домогательствами до того, что она стреляет в него и едва не убивает. Он находит себе невесту, «шестнадцатилетнего ангепьчика», наслаждается ее стыдливыми слезами от его обращения и уже наперед знает, что после свадьбы ее бросит, и что какая-то мадам Ресслих старается об этой свадьбе, чтобы потом, пользуясь безвыходным положением брошенной женщины, сделать
«оборот», «в нашем слою то есть да повыше». Бесчисленными нитями взаимодействия с нравственным помешательством Свидригайлова связаны духовно неразвитые Лебезятниковы и нравственно глухие Лужины. Безнадежно глупый и грубый Лебезятников видит даже служение прогрессу в исповедании, например, таких идей, что благородство и великодушие — все это вздор, нeлепости, старые предрассудочные слова. Через Лебезятникова Мармеладов узнает, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено, и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Лужин, «благонадежный и обеспеченный» человек, тоже ссылаясь на «науку», утверждает, что нужно возлюбить не ближнего, а самого себя, и что все на личном интересе основано. Он намеренно ищет жену из бедного семейства, чтобы она чувствовала себя обязанной мужу. Лужин выбирает бедную девушку Авдотью Романовну Раскольникову, подходящую под его идеал бедной и потому покорной жены. Мать ее, нуждающаяся вдова дворянина, женщина, уставшая в борьбе с нуждой и впоследствии помешавшаяся от страха и забот о своих детях, в каком-то отчаянии ищет оправданий для брака Дуни с Лужиным, который «кажется добрым» человеком. Поэтому Свидригайлов справедливо замечает, что мать Раскольникова напрасно предпочитает ему Лужина: это совершенно все равно. Лужи н только не так смел и нагл, как Свидригайлов, но ни перед какой подлостью не остановится, чтобы
достигнуть своей цели, когда ему не приходится бояться отпора. Свидригайловы, Лебезятниковы, Лужины и подобные им всей своей тяжестью ложатся на слабых, униженных, бедных.

Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою" последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Из того же письма матери Раскольникова становится известно, что господин Свидригайлов «возымел к Дуне страсть» и всячески добивался ее взаимности. Его личность ос­тается загадкой и для читателя, и для Раскольникова. Ходили слухи, что Свидригайлов был причиной смер­ти четырнадцатилетней глухонемой девочки, крепо­стного Филиппа, а также самой Марфы Петровны, жены его.

При первой встрече у Родиона об этом человеке сло­жилось впечатление как о человеке на что-то решив­шемся и «себе на уме», а также очень хорошего обще­ства или умеющего «при случае быть и порядочным человеком», а при более близком знакомстве - как о цинике. Бывший шулер, выкупленный Марфой Пет­ровной «за тридцать тысяч сребренников», безвыезд­но проживший в деревне семь лет и ставший за это время «хозяином порядочным», теперь он не знает, куда деть себя от скуки. Свидригайлов сам признает себя «человеком развратным и праздным». После смерти жены он собирается жениться на шестнадца­тилетней девочке, пользуясь тем, что отец ее - инвалид, а у матери, кроме родной дочери, еще двое пле­мянников на руках. Его принцип: «Всяк о себе про­мышляет и всех веселей тот и живет, что всех лучше себя надуть».

Свидригайлов подслушивает разговор Раскольни­кова с Соней (когда тот признается в убийстве стару­хи-процентщицы) и предлагает Родиону свою по­мощь: «Бегите, молодой человек!.. Я искренне гово­рю. Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Но тут же, используя информацию о брате, шантажирует Дуню, вынуждая ее прийти к нему на свидание. Он обещает Дуне спасти брата, отправив его за границу, если она будет благосклонна к нему; но тут же, получив отказ, снова превращается в циника, способного на насилие.

Образ Свидригайлова противоречив. На протяже­нии романа он совершает и добрые дела: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, готов по­мочь ей избавиться от Лужина, устроил судьбу сирот Мармеладовых. Но все это - и добро, и зло - он со­вершает от скуки. От природы он имеет совесть, но не имеет убеждений, не занят полезной деятельностью. Потеряв свою последнюю цель - добиться располо­жения Дуни, Свидригайлов кончает жизнь самоубий­ством. Я считаю, что Свидригайлов - один из тех ге­роев, которому «не к кому... идти больше некуда». Смертью этого героя автором утверждается мысль, что настоящий человек без убеждений и без деятель­ности жить не может.

Свидригайлов утверждал, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». И по большому счету он оказывается прав. Сам он лишен всяческих нравст­венных устоев, не признает никаких нравственных запретов. Раскольников, разрешая себе «кровь по со­вести», тоже тем самым отрицает нравственную от­ветственность сильного человека за совершенные по­ступки. Моральные нормы, по мнению главного героя, существуют только для обыкновенных людей, «тварей дрожащих».

При сопоставлении Раскольникова с образами Лу­жина и Свидригайлова становится ясно, что все они придерживаются одной теории. Только Раскольников все же не смог жить по этой теории, а Лужин и Свидригайлов, напротив, пользуются властью, которую дает им материальное благополучие, используют окружаю­щих в своих целях. Сталкивая этих героев, автор тем самым опровергает теорию, раскрывая ее бесчеловеч­ную суть. То человеческое, что живет в Родионе, и по­могает ему «воскреснуть», не потерять душу.

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – . Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

История создания

Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге. Этого человека уже выводил в другом произведении - «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».

Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.

«Преступление и наказание»


Аркадий Свидригайлов - высокий, полный, сутуловатый господин лет пятидесяти. Щегольски одевается и производит впечатление осанистого барина. Носит свежие перчатки, изящную трость и громадный перстень с дорогим камнем. У Свидригайлова приятное скуластое лицо, здоровый цвет лица, не характерный для петербуржца, густые белокурые волосы, в которых едва пробивается седина, густая борода «лопатой» и голубые «вдумчивые» глаза.

Персонаж «отлично сохранился» и выглядит моложе собственных лет. При этом моложавое лицо Свидригайлова похоже на маску и по непонятным причинам производит «ужасно неприятное» впечатление, а взгляд кажется тяжелым и неподвижным.


По происхождению Свидригайлов дворянин, отставной офицер - два года служил в кавалерии. Герой был женат, однако жена Свидригайлова умерла. После жены остались дети, которые живут у тетки, и, как считает сам Свидригайлов, в отце не нуждаются. Дети героя хорошо обеспечены. Сам Свидригайлов тоже был богат прежде, однако после смерти жены состояние героя пошатнулось. Свидригайлов привык жить роскошно и до сих пор числится состоятельным человеком и хорошо одевается, однако того, что осталось после жены, герою едва ли хватит на год.

У Свидригайлова сумасбродный и непредсказуемый характер. Другие персонажи называют Свидригайлова сладострастным развратником, подлецом и грубым злодеем. Сам герой разделяет мнение других о себе как о праздном и погибшем в пороках человеке, лишенном чести.


Герой также называет себя скучным и мрачным человеком, признается, что иной раз по три дня сидит в углу и ни с кем не разговаривает, любит злачные места и погряз в грехах. У Свидригайлова нет никакой специальности или дела, которому герой мог бы посвятить себя, по этому поводу герой называет себя «пустым человеком».

Раскольников также называет Свидригайлова «ничтожнейшим злодеем». Свидригайлов влюблен в сестру Раскольникова Дуню и хочет на той жениться. Однако сам против этого брака и считает, что Дуню следует от Свидригайлова оберегать. Свидригайлова не интересует мнение окружающих, однако, когда нужно, герой умеет произвести впечатление порядочного и обворожительного человека из хорошего общества. Герой хитер и умеет обольщать дам, склонен хвастаться и распускать хвост.

У Свидригайлова много знакомых в высшем обществе, потому у него остались полезные связи. Сам герой прежде промышлял мошенничеством и был шулером – карточным игроком, который обманывает партнеров. Герой состоял в компании таких же карточных мошенников, которые действовали в высшем обществе и на первый взгляд выглядели как наиприличнейшие люди с изысканными манерами, дельцы и творческая элита.


За восемь лет до происходящих в романе событий Свидригайлов попал в долговую тюрьму, откуда не имел средств выбраться. У героя был громадный долг, который тот не мог выплатить. Спасла Свидригайлова влюбленная в него Марфа Петровна, которая выкупила героя из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Герой женился на Марфе Петровне, после чего сразу же уехал в имение жены, в деревню. Супруга была старше Свидригайлова на пять лет и сильно любила мужа.

Следующие семь лет, до приезда в Петербург, герой не выезжал из имения и пользовался состоянием супруги. Марфа Петровна казалась герою слишком старой и не вызывала у того любовного интереса, поэтому Свидригайлов прямо заявил супруге, что не собирается хранить той верность. Жена восприняла это заявление со слезами, однако в результате супруги пришли к соглашению.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Свидригайлов обещал, что не оставит супругу и не станет с той разводиться, никуда не станет отлучаться без разрешения жены и не станет заводить постоянную любовницу. В обмен на это Марфа Петровна «разрешит» Свидригайлову совращать молодых крестьянок в имении.

Свидригайлов изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девочку, которая позже повесилась на чердаке. О вине героя стало известно из некоего доноса. На героя завели уголовное дело, и Свидригайлову грозила ссылка в Сибирь, однако Марфа Петровна снова помогла мужу выкрутиться и постаралась замять это дело. Благодаря деньгам и связям супруги Свидригайлов ушел от правосудия. Известно также, что герой довел до самоубийства одного из своих слуг бесконечными истязаниями и издевательствами.


Петербург в романе "Преступление и наказание"

Дуня, сестра главного героя романа Родиона Раскольникова, работала гувернанткой в доме Марфы Петровны, когда та еще была жива. Свидригайлов влюбился в Дуню и задумал соблазнить девушку деньгами и бежать вместе с той в Петербург. Свидригайлов говорит Дуне, что по ее велению готов зарезать или отравить жену. Вскоре супруга Свидригайлова в самом деле умирает при странных обстоятельствах, но Дуня герою отказывает.

Девушка считает, что Свидригайлов ужасно избил и отравил жену, однако правда ли это - неизвестно. Заподозрив героя в убийстве, Дуня берет револьвер, принадлежавший прежде Марфе Петровне, чтобы иметь возможность при случае защитить себя.

Еще один противоправный поступок Свидригайлова - шантаж. Герой подслушивает разговор, который происходит между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Из этого разговора Свидригайлов узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, и решает использовать эти сведения, чтобы шантажировать Дуню и вынудить ту выйти за него замуж. Однако Дуне удается отделаться от Свидригайлова. Позже герой предлагает Раскольникову деньги, чтобы тот мог бежать из Петербурга за границу и скрыться от правосудия.


Умершая супруга начинает являться Свидригайлову в галлюцинациях. Герой сходит с ума и начинает совершать странные поступки, например, дарит проститутке три тысячи рублей (большие деньги по тем временам), чтобы героиня могла начать новую жизнь. Вскоре после этого Свидригайлов совершает самоубийство - стреляется прямо на улице. На этом биография героя завершается.

Свидригайлов в романе предстает двойником Раскольникова. Персонажей роднит философия, которой те придерживаются. У Свидригайлова есть теория, созвучная теории Раскольникова. Оба героя полагают, что зло, совершенное во имя «благой цели», не считается таким уж существенным злом, что цель оправдывает средства. Свидригайлов формулирует собственную жизненную позицию вседозволенности так:

«Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».

Первая встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит следующим образом. Герой является в каморку Раскольникова, когда тот спит. Раскольников в этот момент видит страшный сон о собственном преступлении и в полусне воспринимает появившегося в комнате Свидригайлова как продолжение кошмара. Между героями происходит разговор, во время которого Свидригайлов признается, что временами видит «призраки» умершей жены и слуги Фильки, который наложил на себя руки по вине Свидригайлова.

Речь также идет о Дуне, к которой Свидригайлов питает нежные чувства. Девушка отказала самому Свидригайлову, однако собирается замуж за адвоката , которого не любит, но готова «продаться», чтобы поправить финансовые дела семьи. Свидригайлов хочет передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы та могла отказаться от вынужденного брака и свободно строить собственную жизнь.

Экранизации


В 1969 году на киностудии имени выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер .

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру .


В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл . Это была последняя театральная роль актера.

Цитаты

Жизненные принципы Свидригайлова хорошо описывает цитата:

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».
«Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали?»
«Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие... Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде?»
«То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял ее своими гнусными предложениями», - так ли-с? ... Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!»