Презентация по литературе мертвые души. Презентация на тему: Мертвые души. Почему А.С.Пушкин отдал сюжет своего произведения Н.В. Гоголю

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь "Мёртвые души"

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатого помещика. Детство прошло в Васильевке Миргородского уезда. 2 года учился в Полтавском уездном училище, потом в Нежинской гимназии высших наук, после чего едет в Петербург в надежде устроиться на службу. Пробует себя в роли актера, профессора, учителя, но ничего не получилось. А роль путешественника Гоголь освоил с лёгкостью, побывал он в Германии, в Швейцарии, в Париже, в Риме, в Франкфурте, в Дюссельдорфе, в Ницце, в Остенде, в Палестине, в Иерусалиме, редко возвращаясь в Петербург и в Москву. Окончательное возвращение в Россию было в 1848 году, где он поселяется в доме графа Толстого, а через 4 года Гоголь, впав в мрачное уныние, умирает. Сначала был похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, где вскоре его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Слайд 3

"Мёртвые души" 1 том
«Мёртвые души» . Н.В.Гоголь сам обозначил жанр произведения как поэму. Первый том был издан в 1842 году. Сюжет поэмы был подсказан А. Пушкиным. Сюжет растянулся на предлинный роман. Первые главы Гоголь прочитал Пушкину, а дальнейшую работу продолжил за границей(1836 – 1839). Вернувшись в Россию, он готовил свою рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 выяснились препятствия к публикации рукописи. Опасаясь цензурного запрета, Гоголь в Санкт -Петербург переправил рукописи и попросил друзей помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга разрешена цензором А.Никитенко, однако с изменениями. Вскоре вышла книга под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н.Гоголя».

Слайд 4

Образ Чичикова
Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нём совмещены разные качества помещиков. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Павел Иванович принадлежит к бедной дворянской семье. Умирая, отец его ничего не сказал о чести, долге, достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности. Окончив учёбу, поступил в казённую палату, где угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.

Слайд 5

Чичиков постиг «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке. В этом герое живёт ещё душа, но каждый раз, делая всё для своей выгоды и строя счастье на бедах других, он убивает её. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство – оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Для Чичикова деньги – средство, а не цель. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремлённость. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Всё это говорит о явном его превосходстве.

Слайд 6

Образ Манилова
Манилов иронически обыгрывается Гоголем. Он пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Характер героя не определён, неуловим. Он мечтатель, мечты которого оторваны от действительности. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно. Манилов типичный, серый, нехарактерный. В кабинете его лежит книжка с закладкой на 14 странице. Разговор Манилова придаёт оттенок бесплодной речи: «Как было бы хорошо, если бы жить эдак вместе, пофилософствовать». Думать о реальной жизни этот герой не способен.

Слайд 7

Но есть и положительные качества у Манилова - гостеприимство, восторженность, симпатии. Это был бесхозяйственный, непрактичный, равнодушный к своим крестьянам помещик. Печать серости, неопределённости лежит на всём, что окружает Манилова: серый день, серые избы. И в доме у Героя всё неопрятно, тускло. Он проводит время в одиночестве, где ему приходят в голову фантастические проекты. В Манилове нет ничего отрицательного, но и нет ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Гоголь подчёркивает пустоту и ничтожность героя.

Слайд 8

Образ Коробочки
Образ Коробочки Гоголь относит к числу тех, «небольших помещиц», которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни – упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в поместье все следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает перспектива что-то пропустить.

Слайд 9

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «крепколобая и дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвых душ». В финале Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и аристократической дамы. Помещица бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Ограниченность и тупоумие довершают характер ее. Она владеет натуральным хозяйством, торгует всем, что имеет. В её доме всё устроено по старинке, она аккуратно хранит вещи и копит деньги. Гоголь хочет показать, что тупость Коробочки не такое уж редкое явление.

Слайд 10

Образ Ноздрёва
Ноздрёв – мастер «лить пули». Он безбашенный хвастун и несусветный враль, пройдоха, скандалист, наглый, вызывающий, агрессивный. Поведение его в обществе никого не шокирует. Но дружбы он никогда не лишался. Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек, наделённый феноменальной способностью врать без нужды, надувать в карты, спускать всё дотла. В Ноздрёве видим своеобразную «широкую натуру», он способен с лёгким сердцем проигрывать в карты большие деньги, а обыграв, тут же пустить всё по ветру, накупить много ненужных вещей. Равнодушен к своим детям, отдав их няньке, не интересуется их жизнью, проблемами. Это– плут и дебошир; приглашая людей в гости, он каждый раз умудряется затеять скандал… Гоголь описывает Ноздрёва как никчемного хозяина, кутилу и мота, которому подумать о будущем совершенно некогда.

Слайд 11

Образ Собакевича
Собакевич Михайло Семёнович – помещик, чьё имя и внешность указывают на могучесть его натуры. Собакевич - хозяйственный человек, расчётливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он выглядит положительным человеком. Немногословен, обладает железной хваткой, нелегко его обмануть. С самого начала образ Собакевича связывается с темой денег, хозяйственности, расчёта. Главное для него цена, всё остальное не интересует. При торговле Собакевич расхваливает свой товар и успевает надуть Чичикова. В его доме нет архитектурной красоты, на стенах висят картины, похожие на самого хозяина. Собакевич – это тип русского кулака, крепкого, расчётливого хозяина. Крестьянам его живётся неплохо. Живёт он исключительно в современности. От природы наделён многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Собакевич - один из помещиков, у которого много шансов на новое возрождение.

Слайд 12

Образ Плюшкина
Степан Плюшкин – последний продавец «мёртвых душ». Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе Плюшкина автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, окна закрыты тряпьем. Здесь всё безжизненно. Помещик давно уже не знает, что у него творится в хозяйстве. Плюшкин – то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, маленькие глазки, засаленный халат – все это говорит о полном «выпадении» героя из богатого помещика и из жизни вообще. До смерти жены Степан был рачительным и богатым помещиком, но со смертью жены он стал подозрительнее и скупее, а после неприятностей детей его душа ожесточилась. Гоголь описывает Степана Плюшкина как безжизненного, мёртвого человека.

Слайд 13

Отношение помещиков к Чичикову. Его раскрытие.
В поэме «Мёртвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников, крестьян. Из всех героев Гоголь выделяет только одного – Павла Ивановича Чичикова. Приехав в город, Чичиков со всеми сближается. В каждой главе мы видим всё новые его возможности: с Маниловым он приторнолюбезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив, с Ноздрёвым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим великодушием… Собирание ненужных вещей напоминает привычки Плюшкина, это мы видим в ненужной афише, где он сорвал, пришёл домой, а прочитав, положил в ларчик; неопределённость и маниловская любовь к фразе напоминает Манилова; мелочность – Коробочку; самовлюблённость – Ноздрёва; грубая прижимистость, холодный цинизм – Собакевича; жадность – Плюшкина.

Слайд 14

Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях. Помещики же отзывались о нём по-разному, Манилов был от него без памяти; Собакевич даже уделил внимание сообщить о Чичикове жене; Плюшкин видел в нём добродетеля; Коробочка видела в нём покупателя её товара; Ноздрёв – компаньона. Но после слухов помещики поменяли своё мнение о нём и видели в нём разбойника. Они обдумывали цели покупки мёртвых душ, способы предотвращения похищения губернаторской дочери…. Чичиков вынужден бежать из города, но он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему «счастью», и всё остальное для него неважно.

Слайд 15

Образ светских дам
Дамы города были презентабельны. Что касается этикета, то они могли вести себя, соблюдать тон, множество приличий самых тонких, демонстрировали моду в самых последних мелочах, в чём опередили даже дам петербургских и московских. Одевались с большим вкусом, разъезжали по городу в колясках, сзади покачивался лакей. Визитная карточка для них была священной. Из – за неё две дамы могли поссориться, даже мужья или близкие родственники не могли их примирить. Насчёт занятия первых мест происходило тоже множество сцен, внушавшим мужьям рыцарские понятия о заступничестве. Дуэли между ними не происходило, но зато каждый старался напакостить другому. В нравах дамы были строги, казнили без пощады всякие слабости, противились всего порочного и разных соблазнов. Эти дамы отличались необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях.

Слайд 16

Образ капитана Копейкина
Тема разоблачения чиновничества в поэме «Мёртвые души» переплетается с темой крепостничества. Гоголь везде высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придаёт жизненный характер: обличает правительство.

Слайд 17

По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Копейкин, которому оторвало руку и ногу, чуть умирает с голода. Он кое – как добирается до столицы, приютившись в трактире, пытается добиться справедливости в высшей комиссии. Но чиновники везде были одинаковые – это бездушные существа. Добиться справедливости не смог. Капитана высылают из Москвы и вскоре образуется новая шайка разбойников. Здесь мы видим Копейкина целенаправленным, храбрым правоведом, целеустремленным, решительным, добивающимся своего… Но почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы и руки, и ноги…

Слайд 18

Почему Гоголь сжёг 2 том "Мёртвые души"
Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитином бульваре. Именно там он сжёг второй том «мёртвых душ». 2 том «мёртвых душ» - главный труд писателя, результат его религиозных исканий, труд, в который он вложил всю правду о России, всю любовь к ней. Однако в жизни писателя наступил переломный момент… Началось всё со смерти жены его друга. С этого момента Гоголь постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. С 11 на 12 февраля 1852 он приказал принести тетради с рукописью 2 тома «Мёртвых душ» и поджёг свечой в камине. Утром Гоголь был сам поражён своим порывом, но было уже поздно…

Слайд 19

"Мёртвые души" 2 том
Гоголь предлагал сделать поэму трёхтомной, и писал 2 том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить перерождение Чичикова. Работу над ним Гоголь начал в 1840 году. При работе над 2 томом значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел не -реализуемым. Когда Гоголь сжёг 2 том, то после его смерти черновые записи 4 глав были обнаружены. Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который хлопотал о его издании. Гоголь в своей поэме сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, но и помещиков, живущих за чужой счёт. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственного мира не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Слайд 20

Методические ресурсы
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23895/
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/gogol.html
http://www.litra.ru/composition/work/woid/00067301184773069574/











Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
«Мёртвые ду́ши» - произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэму. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.
Художественные особенности поэмы
Смысл названия
Религиозный аспект: душа живет и после смерти.
Нравственный аспект: помещики, чиновники, Чичиков утратили душу, превратились в «мертвых душ».
Социальный аспект: «живые души» сохранили некоторые представители народа.
Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей. Первый том «Мёртвых душ» будто бы идейно соотносится с «Адом», второй - с «Чистилищем», третий - с «Раем».
Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Лирические отступления придают поэме глубину, широту, лиризм.
Наличие художественных деталей
Наличие художественных деталей помогает характеризовать героев. Например, Чичикова сопровождают бричка, ларчик и фрак.
Использование вставных эпизодов
Использование вставных эпизодов «Повесть о капитане Копейкине» вводит тему «маленького человека» и верховной власти.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.
В центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
Практически все персонажи поэмы статичны, они не развиваются. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.
Есть ли все-таки в поэме «живые души»?
Талант и трудолюбие мужиков Собакевича
Меткость русского слова (гл. 5)
Глубина и цельность народных чувств (задушевная песня, гл. 11)
Щедрость народной души (яркость народного веселья, гл. 8)
Неисчерпаемость силы и в нежелании крестьян терпеть гнет (гл. 7)
Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.













































1 из 44

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Исторический. В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.

№ слайда 5

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Реальный. За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Метафорический (переносный). А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы. Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

№ слайда 7

Описание слайда:

Манилов (II глава) Портрет «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

№ слайда 8

Описание слайда:

Манилов (II глава) Интерьер Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

№ слайда 9

Описание слайда:

Манилов (II глава) Характеристика «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

№ слайда 10

Описание слайда:

Манилов (II глава) Реакция на предложение Чичикова Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

№ слайда 11

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Портрет «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.

№ слайда 12

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Интерьер У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».

№ слайда 13

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Характеристика Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Интерьер Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

№ слайда 16

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Характеристика В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость.

№ слайда 17

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Портрет «Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

№ слайда 18

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Интерьер В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»

№ слайда 19

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Характеристика Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Портрет Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

№ слайда 22

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Интерьер Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

№ слайда 23

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Характеристика Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Классификация чиновников Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

№ слайда 27

Описание слайда:

Портреты чиновников Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего). Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

№ слайда 28

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Сюжетная связь Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.

№ слайда 29

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Кто такой капитан Копейкин Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) Наказ отца «…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) На службе Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.

№ слайда 35

Описание слайда:

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Помещики Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

№ слайда 38

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чичиков Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.

№ слайда 39

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чиновники Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

№ слайда 40

Описание слайда:

«Живые» души в поэме - крестьяне Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.

Описание слайда:

Тема дороги Символ человеческой жизни Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).

№ слайда 43

Описание слайда:

Тема дороги Судьба России – «птица–тройка» «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.

№ слайда 44

Описание слайда:

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ История замысла поэмы и его реализации. Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Жанровое своеобразие. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы.

Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин:«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю«свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведениена эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Перваячасть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второйчасти (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. НоА. Герцентак писал о названии поэмы:«Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. 1 глава Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. 11 глава 2-6 главы 7-10 главы

Слайд 10

Жанровое своеобразие «Мёртвых душ» Л.Н.Толстой:«Мёртвые души» - это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении. Задача Эпической части Лирической части Показать «Хотя с одного боку всю Русь». Показать положительныйидеал автора.

Слайд 11

Цель «негоции» (оптовой скупки)Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономическиеоснования. Он предполагал получить«двести тысяч капиталу»от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самымидешевыми оказались «мертвые души»-умершие крестьяне, еще непопавшие в ревизские сказки(официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную засвоих крестьян). Перепись проводилась раз в10-15 лет. Памятуя о недавней эпидемии холеры, в1830 году,Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако,без землисделка была бы юридически незаконной, поэтомув его разговорах с городскими чиновниками появляется слово«навывод»:заселение и освоение земель в южных губерниях Россиивсячески поощрялось, ипереезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 12

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н. В. Гоголь. Последовательность в изображениидеградации помещиков в поэме. Деградация!Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Слайд 13

МАНИЛОВ Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 14

КОРОБОЧКА Черты характера Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость доскупости).

Слайд 15

НОЗДРЕВ Черты характера Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

Слайд 16

СОБАКЕВИЧ Черты характера Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.


  • « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов, все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

  • Посмотреть все слайды

    Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

    Петухова А.Г.



    В как ом году Н.В. Гоголь начал работу над поэмой «Мертвые души»?



    Кто из писателей подсказал

    Н. Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые души», реальное ли событие описано в произведении?



    «Сюжет «Мертвых душ», Пушкин находил, хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести самые разнообразные характеры». Пушкин, подаривший Гоголю сюжет, знал о залоге «убылых» крестьян: такой случай произошел около села Михайловское: один предприниматель попался на покупке и продаже умерших крестьян. Граф В.А.Соллогуб также вспоминал,

    что Пушкину показывали на бегах,

    некоего П., который нажил себе

    состояние на такой операции

    и не попал под суд.


    Подобные истории происходили и на Украине: в Миргородчине помещик Пивинский, знакомый Н. Гоголя, накупив у соседей за горилку «мертвые души», записал их себе, чем обошёл закон, запрещавший мелкопоместным иметь винокурни.

    Такие аферы с «мертвыми душами» были возможны потому, что ревизские сказки, т.е. именные списки крестьян представлялись помещиками в административные органы при очередной ревизии, происходившей зачастую раз в 10- 15 лет. За это время болезни или несчастные случаи уносили десятки и сотни людей.


    В чем своеобразие жанра произведения?





    Приведите несколько пословиц, употребленных в поэме Н. Гоголем?


    • «Затвердила сорока Якова одно про всякого»
    • «У него губа не дура»
    • «Неладно скроен, да крепко сшит»
    • «Начнут гладью, а кончат гадью»
    • «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»
    • «Русский человек задним умом крепок»

    Вспомним героев поэмы!

    П. Боклевский


    Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, что по табели о рангах соответствовало военному чину полковника, т.е. чиновником 6-ого класса.

    В первом томе Н. Гоголь одел своего героя во фрак «брусничного цвета с искрой». Во втором томе - «наваринского пламени с дымом».



    Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

    В гоголеведении последовательность объясняется по-разному. А. Белый считает, что каждый последующий

    помещик, с которым судьба

    сталкивала Чичикова, более

    мертв, чем предыдущий»



    Какова цель покупки мертвых душ Чичиковым?




    О чем мечтал Манилов?

    Кукрыниксы



    Кого из героев Н.В.Гоголь называет «дубиноголовая», «скопидомка»? Почему?


    Какова наружность Собакевича?

    «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз- вышел нос, хватила в другой- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт»!»

    П. Боклевский


    Это речь Ноздрева


    Узнайте героя по портрету.

    П. Боклевский


    • Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.
    • Смирнова-Чичикина.Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературные комментарии.- М.,1964.
    • Русские писатели.1800-1917. Биографический словарь.- М.,1989.
    • Интернет:

    а) http:// revizor.net / ,

    б) http:// az.lib.ru /g/ gogolx_n_w / ,

    в) http:// revolution.allbest.ru / literature /00009791_0.html .