Пракситель — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Пракситель скульптор древней греции и его произведения Пракситель работы

Леохар

Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики .

Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский

Пракси́тель

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем ионисом»

350-330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж

Лувр, Париж

Скопас

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос - 350 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.

Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее).

Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.

Скопас и его безумная "Менада"

Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".

Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.

Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.

Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.

Жил в V веке до н.э. в Афинах, где, по всей вероятности и родился. Он был сыном скульптора Кефисопота и отцом двух сыновей Кефисадота и Тимарха, которые тоже были скульпторами.
Павсаний сообщает, что время расцвета творчества Праксителя приходится на время около 340 года до н.э. К середине четвёртого века до н.э. относится и его связь с гетерой Фриной, которая много раз позировала для его работ. Связь Праксителя с Фриной, а также поездка в малую Азию были по видимому, ключевыми событиями в его жизни, поскольку связаны непосредственно и решительным образом с его художественным творчеством. Не исключено, что Фрина была натурщицей для статуй Афродиты.

Творчество Праксителя

Хотя Пракитель известен более своими работами в мраморе, однако с не меньшим успехом он работали в бронзе. Искусству ваяния во мраморе и литью бронзовых статуй, научился у своего отца. При раскраске мрамора он сотрудничал с художником Никием.
Число работ Праксителя, упоминаемое в античных и средневекaных источниках, весьма высоко — около семидесяти. Однако признаны из них с той или иной степенью уверенности только немногие. Оригиналами считаются статуя Гермеса с младенцем Дионисом из Олимпии, найденная в мае 1877 года при раскопках Олимпии, рельефные плиты статуй аполлоновой троицы из Мантинеи и бронзовая статуя эфеба, найденная в море близ Марафона .


Все другие произведения Праксителя дошли до нас в копиях и были признаны, как работы Праксителя на основании главным образом манеры исполнения. Многие произведения Праксителя изображают нимф, менад, кариатид, а другие являются аллегориями, однако большинство-изображения богов. Наиболее значительными произведениями Праксителя являются скульптурная группа Лето, Аполлона и Артемиды в Мантинее, Аполлон Савроктон, Афродита Книдская (Книд — полуостров в малой Азии, Отдыхающий Сатир, Эрот в Феспиях и др.


Пракситель работал во многих городах Греции и Малой Азии, поэтому его произведения оказались разбросаны по всему греческому миру, где вызывали у современников такое сильное восхищение, что иногда оно кажется преувеличенным. Античные писатели превозносят мастерство Праксителя и ставят его рядом с Фидием и Поликлетом, восхищаются тем, как скульптор изображает красоту человеческого тела. Особенно женскую красоту, поэтому праксителевских статуй Афродины и было так много.
Эститический идеал Праксителя юная красота, далекая от всякой порывистой страсти. Праксителя интересовало больше изображение отдельных образов,а не большие композиции. Отрешившись от величественных и впечатляюших традиций фидиевского искусства и «хиазма» Поликлета. Пракситель избегает подчеркивания мышц тела и вводит в греческую скульптуру изображение богов нежным телом, впервые полностью обнажяет Афродиту, изображает Эрота и сатиров как прекрасных меланхолических и мечтательных юношей. Лица Праксителя почти уникальны в греческой скульптуре благодаря отличающим их нежности, мягкости и спокойствия.

Классическую позу атлетического тела, заменяет теперь очень естественная поза тела, которое беззаботно опирается о какой- нибудь предмет, обычно о ствол дерева, подчёркнуто изогнувшись в талии таким образом, что вертикальная ось тела образует в итоге линию «S».
Таким образом, становится создателем изящного художественного стиля, который способен выразить не только совершенство человеческого тела, но также чувство и душевный склад изображённого человека.
Влияние Праксителя на последующих скульпторов было огромно.

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

    Как одевались древнегреческие воины

    Моря Греции

    Для многих туристов важны не сами греческие курорты или острова, на которые они планируют отправиться, а моря, омывающие территории зон отдыха. Греция чуть ли не единственная страна, которая богата разными морями, правда, почти все они входят в Средиземное, но имеют свои характерные особенности, и отличительные черты. Основных морей три. Помимо Средиземного, это - Эгейское и Ионическое. Они отмечены на всех картах

    Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

    Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.

Пракситель - скульптор, живший во времена Древней Греции. Знаменитый ваятель привнес в искусство элементы лирики, преуспел в создании божественных образов. Считается, что именно он был человеком, который первым начал восхвалять в своих мраморных произведениях красоту обнаженного тела. Исследователи называют мастера «певцом женской красоты». Что же еще можно рассказать о нем и его произведениях?

Древнегреческий скульптор Пракситель: биографическая справка

К сожалению, информации об этом талантливом человеке сохранилось мало. Пракситель - скульптор, появившийся на свет в Афинах. Историкам так и не удалось установить точную дату его рождения, считается, что он появился на свет примерно в 390 году до нашей эры. Самое свежее упоминание о мастере датируется 334 годом до нашей эры, оно относится к его работам в Эфесе.

Пракситель - скульптор, за свою жизнь успевший создать около 70 произведений, если полагаться на сведения античных и средневековых источников. Тем не менее, исследователи смогли с уверенностью назвать его автором лишь малой части из них.

Семья

Что известно о семье этого выдающегося человека? статуй, работе с мрамором он научился в мастерской отца - афинского ваятеля Кефисодота. Стоит упомянуть, что отец не удостоился той славы, какую заслужил его сын и ученик. Самое выдающееся его творение - медная скульптура, изображающая богиню Эйрену с младенцем на руках.

Также у Праксителя было два сына - Кефисодот и Тимарх. Известно, что они пошли по стопам отца, однако не пытались в точности копировать его уникальный стиль. К примеру, Кефисодот наиболее преуспел в жанре портретной скульптуры, создал потрет знаменитого оратора Ликурга.

Любовная история

Пракситель - скульптор, который был на протяжении многих лет влюблен в прекрасную Некоторые историки утверждают, что именно черты этой женщины он передал, создавая статую прекрасных богинь. К примеру, не исключено, что именно эта дама позировала ему, когда он трудился над своей знаменитой Афродитой Книдской.

Известны и две портретные статую гетеры, не дошедшие до наших дней, автором которых он является.

Особенности творчества

Какие темы предпочитал затрагивать в своих произведениях гениальный Пракситель? Скульптор, биография которого рассматривается в этой статье, любил создавать изображения богинь и богов. Также сохранилась информация о произведениях, изображающих менад, нимф, кариатид и так далее. Простые смертные представляли для него гораздо меньший интерес.

Мастерством Праксителя восхищались его современники и потомки, античные писатели сравнивали скульптора с другими выдающимися мастерами той эпохи, к примеру, с Поликлетом, Фидием. Особенно благосклонные критики отмечали его способность передавать красоту человеческого тела.

Эстетический идеал

У Праксителя был и собственный эстетический идеал, ему нравилось превозносить красоту юности, которая еще лишена порывистой страсти. Ваятель редко работал с большими композициями, предпочитая сосредотачиваться на лепке отдельных образов. Скульптор никогда не подчеркивал мышцы тела, предпочитая делать упор на нежность.

Интересно, что именно Пракситель - скульптор Древней Греции, который первым рискнул создать статую обнаженной Афродиты. Конечно же, на мастера посыпались упреки в нескромности, однако он не обращал на них внимания. Его Эрот и сатиры, лишившись мышц, превратились в мечтательных, склонных к меланхолии юношей. Лица его статуй святятся нежностью и умиротворенностью.

Самая известная скульптура

Какая работа является самой известной из тех, что создал талантливый Пракситель? Скульптор, краткая биография которого описывается в этой статье, - автор произведения, изображающего бога Считается, что это единственный труд ваятеля, который дошел до нас в оригинале. Скульптура была обнаружена во время раскопок, которые были проведены в Олимпии в 1877 году. Однако некоторые исследователи все же убеждены, что статуя представляет собой всего лишь первоклассную реплику работы творца, тогда как оригинал утрачен безвозвратно.

Скульптура создана из мрамора, на ней изображен бог Гермес, опершийся о древесный ствол. В его правой руке располагается виноградная гроздь, к которой тянет ручки младенец Дионис. К сожалению, кисть руки Гермеса не сохранилась». Исследователи полагают, что работа над этим произведением была завершена приблизительно в 40-х годах четвертого века до нашей эры.

Чем именно так хороша данная статуя? Произведение наполнено внутренней энергией, которую подчеркивает расслабленная поза героя. Безукоризненно прекрасное лицо бога ваятель наделил одухотворенностью, нежностью. Пракситель умело экспериментирует с мерцающей игрой светотени, привлекает внимание к тончайшим нюансам фактуры. Ему удалось подчеркнуть благородство и силу Гермеса, гибкость его мышц. Также можно отметить сияющие глаза статуи.

Юный сатир

Как уже было сказано, ненавязчивая красота юности - тема, которую особенно любил великий творец Пракситель. Скульптор, фото работ которого можно увидеть в данной статье, создал много произведений, превозносящих прелесть молодости. Скульптура «Отдыхающий сатир» принадлежит к их числу. Это произведение, к сожалению, не сохранилось в подлиннике, но остались достаточно неплохие реплики, созданные много веков назад.

Пракситель подчеркивает изящество юного сатира, наделив его непринужденной позой. Герой стоит, облокотившись о древесный ствол, по поверхности тела скользят тени, благодаря которым статуя кажется живой, движущейся. Теплота кожи подчеркивается благодаря тяжелой шкуре рыси, наброшенной на плечо. У Сатира мечтательный взгляд, мягкая улыбка играет на губах. В своей правой руке он держит флейту, поэтому кажется, что он только что оторвался от игры.

Скульптура «Сатир, наливающий вино» также заслуживает упоминания. Предполагается, что она относится к раннему творчеству Праксителя. Статуя выполнена из бронзы, сохранилась лишь в виде копии.

Афродита Книдская

Конечно же, выше описываются еще далеко не все удивительные творения, автором которых является Пракситель (скульптор). входит в число самых выдающихся его работ, о существовании которых известно нашим современникам. К сожалению, оригинал творения мастера не сохранился, однако обитатели современного мира имеют возможность полюбоваться на многочисленные копии этого яркого произведения.

Статую можно назвать уникальной, так как до Праксителя ни один скульптор не позволял себе изображать богинь обнаженными. Его же скульптура является своеобразной отсылкой к истории происхождения Афродиты - прекрасной богини, вышедшей из пены морской, как утверждает знаменитая легенда. Его героиня - женщина, которая уже избавилась от одежды и собирается искупаться.

Ваятелю великолепно удалось подчеркнуть грацию тела прекрасной богини, наделить ее богатым внутренним миром. Не удивительно, что его входит в список самых выдающихся статуй всех времен.

Другие Афродиты Праксителя

Известно, что древнегреческий скульптор Пракситель успел создать несколько статуй богини Афродиты. Исследователи полагают, что в первый раз это произошло, когда ваятель выполнял заказ для Феспий. Историки полагают, что именно к этой статуе восходит Афродита из Арля, которую можно увидеть в Лувре.

Не удалось установить в точности, какими Пракситель сделал двух следующих Афродит. Исследователи обнаружили лишь сведения о том, что одна из этих работ выполнена из бронзы. Гораздо более знаменитой стала Афродита Косская, изображение которой сохранилось на древних монетах. Эта богиня была изображена одетой, ее длинные волосы эффектно ниспадали на плечи. Голову женщины венчал венок, на шее располагалось ожерелье.

Богиня Артемида

Отважную богиню охоты и плодородия также не обошел своим вниманием гениальный Пракситель (скульптор). Его работы, прославляющие Артемиду, дошли до нас лишь в виде копий. К примеру, статуя охотницы, являющаяся творением ваятеля, в течение длительного времени находилась в ее святилище, расположенной у города Антикиры. Пракситель облачил свою героиню в короткий хитон, в руке ее расположил факел.

Вошла в историю и другая статуя Артемиды, которая хранилась в святилище богини, находящемся в Афинах. Было установлено, что эта скульптура была создана в 345 году до нашей эры. Многие исследователи убеждены, что Артемида из Габий, которая хранится в Лувре, является репликой этого произведения.

Третья Артемида Праксителя на протяжении длительного времени украшала святилище Лето. Соседство ей составляли статуи, на которых были изображены Лето и Аполлон. К несчастью, реплики этой известной работы не были обнаружены.

Бог Аполлон

Создателем какой еще известной скульптуры считается знаменитый Пракситель (скульптор)? Его произведения, как уже было сказано, в большинстве своем дошли до нас лишь в виде превосходных копий. Не удивительно, что во многих случаях авторство ваятеля ставится исследователями под знак вопроса. Допустим, это относится и к скульптуре, на которой изображен убивающий ящерицу.

Предполагаемая копия этой работы в настоящий момент находится среди экспонатов Лувра, ранее она располагалась на вилле Боргезе, находящейся в Риме. Юный бог изображен обнаженным, его фигура располагается рядом с деревом, по которому взбирается ящерица. Исследователи полагают, что ящерица в данном случае символизирует огнедышащего Пифона. Это дракон из древнегреческой мифологии, которого убил этот бог, если верить легенде. Данная реплика была создана в первые столетия нашей эры, произошло это еще во времена существования Римской Империи. Существуют еще две неплохие копии, которые можно увидеть в Художественном музее Кливленда и в музее Пия-Климента.

Известно, что оригинальная скульптура Праксителя, на которой изображен бог Аполлон, была изготовлена из бронзы. Копия же, воспроизводящая черты оригинала, создана из мрамора.

Дата и причина смерти Праксителя остаются загадками, которые пока не удается решить исследованиям.

Пракситель, древнегреческий скульптор

Пракситель (Praxitйles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор . Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах . Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей , Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и

(греч. Praxiteles )

(ок. 390 - ок. 330 до н.э.)

греческий скульптор, сын афинского скульптора Кефисодота. Из 10 приписываемых ему произведений сохранилась только группа «Гермес с младенцем Дионисом» и ряд римских копий - статуи Афродиты Книдской, Аполлона с ящерицей, отдыхающего сатира и др.

Белов Г.Д. Пракситель Л., 1973; Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 186-190.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Афинский скульптор, живший в середине 4 в. до н. э., которым восхищались и которому часто подражали в античности. По мраморным копиям известны многие работы Праксителя, например его Афродита Книдская, описанная Лукианом и Плинием Старшим, его Афродита Арльская и Аполлон Савроктон ("убивающий ящерицу"). Знаменитую скульптуру - Гермеса, несущего младенца Диониса, Павсаний, возможно, видел в оригинале. Вполне вероятно также, что Пракситель работал над мавзолеем (см. Мавсол). С меньшей достоверностью ему приписывают такие шедевры, как "Пьяный сатир" и "Артемида Габийская".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

(2 - 3-я четв. IV в. до н. э.)

др.-гр. скульптор, происх. из Афин. Работал преим. в мраморе. О стиле П. позволяет судить оригинальная мраморная статуя его работы - Гермес с младенцем Дионисом, хранящаяся в музее Олимпии. Найденная в 1877 г., она была сразу определена как произв. П. по упоминанию Павсания, что являет собой исключительный случай для нашего представления о крупнейших мастерах др.-гр. скульптуры, хотя эта статуя и не была шедевром П., и древ, авторы обходят ее молчанием. Самым знаменитым произв. П. была Афродита Книдская, стоявшая в храме на о-ве Книд; по словам Плиния Старшего, «прекраснейшая статуя не только Праксителя, но вообще в целом свете». Бол. поклонником этой статуи был Лукиан. Лучшие ее копии хран. в Ватикане, Брюсселе и Мюнхене. Др. произв. П. - Апполон Саурок-тон («убивающий ящерицу») - также определено в Дошедших копиях (по описанию Плиния Ст.). Ему приписывался ряд статуй Эрота, Артемида в храме Антикиры, Лето и Хлорида в храме Аргоса и др. Сохран. база из Мантинеи, украшенная рельефами, на к-рой стояли статуи работы П. По сообщению Павсания, сам П. особенно гордился своей статуей сатира, стоявшей на улице Треножников в Афинах, с к-рой связан антич. анекдот о Фрине. Возм., именно эта статуя дошла в ряде копий, лучшие из к-рых в Дрездене и Палермо. Др. статуя сатира («Отдыхающий сатир»), дошедшая во множ-ве копий, названа Плинием Ст. (среди произв. П. в бронзе) «всемирно известной». У П. была слава художника, к-рый «совершенным искусством наделял свои мраморные фигуры душевными страстями». Безмятежной, утонченной грацией своих творений П. оказал влияние как на совр. ему иск-во, так и на послед, эпоху эллинизма, особ, на александрийскую школу. Сыновья П., Кефисодот и Тимарх, также были скульпторами. Л И т.: Белов Г. Д. Пракситель. Л., 1973; БршповаН. Н. Пракситель. М., 1958; Зеест И. Б. Пракситель. М., 1941; 2,163 - 164; 3,114- 115; 2S, 247 - 254; 33, 239 - 242; 58, 139 - 140; 59, 82 - 84; 94,106; 100,186 - 188; 112, 200 - 208.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

  • - , др.-греч. скульптор 4 в. до н. э. из Афин, сын Кефисодота Старшего, мастер изображений богов и людей, представитель поздней классики, завершающего этапа искусства полисов. В образе Афродиты...

    Словарь античности

  • - Один из замечательнейших греческих скульпторов, живший около 350 г. до Р. X. Он достиг особенного совершенства в изображении женского тела, и лучшим его произведением считается статуя Венеры Книдской...

    Энциклопедия мифологии

  • - древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность. Известны по копиям...

    Современная энциклопедия

  • - Praxitĕles, см. Sculptores, Скульпторы, 8...

    Реальный словарь классических древностей

  • - древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - , древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность...

    Большой энциклопедический словарь

  • Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

    Пракситель Пракситель (Praxiteles) – древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи

    Пракситель

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ