Портреты рафаэля. Рафаэль Санти. Ничего, кроме любви Рафаэль санти автопортрет описание картины

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Этот портрет был создан художником Рафаэлем Санти в возрасте 22 лет. Размер картины 45 x 33 см, дерево, масло. Представитель Высокого Возрождения с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил в своих работах жизнеутверждающие идеалы Ренессанса. Ранние произведения художника («Мадонна Конестабиле», около 1502-1504) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил великий живописец прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», около 1513), художественные ансамбли Рафаэля в росписях виллы Фарнезина (1514-1518) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками), а также портреты («Бальдассаре Кастильоне», 1514-1515 и другие) создали идеальный образ человека Возрождения. Рафаэль также проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме.

Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино, который в 15 веке стал одним из центров гуманистической культуры. Первым учителем Рафаэля был, вероятно, его отец Джованни Санти, довольно посредственный живописец, а с 1495 года он учился у местного мастера Тимотео делла Вите. Рано пробудившееся дарование открыло Рафаэлю доступ к урбинскому двору и сосредоточенным вокруг него гуманистическим кругам. Самые ранние дошедшие до нас работы Рафаэля выполнены около 1500-1501 года, то есть примерно в семнадцатилетнем возрасте. Это небольшие по размерам композиции «Святой Себастьян» и «Ангел», а также алтарь семейства Колонна (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Первоначально алтарь предназначался для женского монастыря Сант Антонио в Перудже; в 17 веке алтарь был разделен, средняя доска – из наследия семейства Колонна, люнет (Благословляющий Бог-Отец) и пределла (Моление о чаше) также хранятся в музее Метрополитен.

В 1500 году Рафаэль Санти покинул Урбино и направился в главный город Умбрии Перуджу, где поступил в мастерскую главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Как рассказывает Вазари, Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру Перуджино, что работы обоих мастеров было невозможно различить. Ряд произведений учитель и ученик выполнили совместно. В этом сказалось другое специфическое качество молодого Рафаэля Санти – его большая внутренняя гибкость и творческая отзывчивость, способность глубоко и органично вживаться в строй образов различных мастеров. Но при всей близости к Перуджино в самостоятельных произведениях Рафаэля, созданных во время его пребывания в Умбрии, превосходство его дарования очевидно.

Творческий прогресс Рафаэля Санти был настолько быстрым, что мастерская Перуджино вскоре стала для него слишком тесной. В 1504 году молодой живописец перебрался во Флоренцию. Художественная атмосфера Флоренции в эти годы была насыщена новыми веяниями. То было время первых великих созданий Микеланджело и его соперничества с Леонардо в работе над батальными композициями для Зала Совета; именно в этот период принципы искусства Высокого Возрождения начали свое распространение среди все более широкого круга художников.

Так и хочется подняться по этой лестнице вслед за этим юношей. Да, мне тоже. Мы находимся в Художественном музее Филадельфии. Перед нами картина Чарльза Уилсона Пила «Группа на лестнице». Это портрет его двух сыновей – Рафаэля и Тициана Пила. Это известные имена. Художник называл своих детей в честь выдающихся европейских живописцев. И ученых. Это была удивительная личность. Да, это был удивительный человек и он создал изумительный портрет. Портреты в полный рост, как правило, ассоциируются у нас с изображениями королей, представителей аристократии и великих исторических деятелей, а здесь Пил изобразил двух своих сыновей, которые словно приглашают нас последовать за ними вверх по лестнице. Он писал эту картину для своего музея, который стал одним из первых музеев в Америке. Это был одновременно музей искусства и музей науки. Среди наиболее известных экспонатов музея были кости мастодонта. Важно понимать значение музея науки и искусства для молодой республики. Это была попытка создать просветительское учреждение. Впервые со времен зарождения демократии на карте мира появилось демократическое государство. Это была эпоха великих свершений. Пил осознавал важность образования и просвещения народных масс. Только так народ мог научиться принимать разумные решения. Поэтому Пил учредил «Колумбиану» – первую в Америке настоящую художественную школу, а еще через 10 лет основал Пенсильванскую академию изящных искусств. Кроме того, как уже было сказано, он создал один из первых американских музеев. Мы рассказали о достижениях Пила, но не упомянули о его веселом нраве, который чувствуется и в этой картине. Это правда. В этой картине художник создает иллюзию реальности, и, что самое примечательное, он добивается этого не только за счет реалистичности изображения своих сыновей и этой замечательной лестницы, но и с помощью оригинального приема: первая и частично вторая ступеньки – это не изображение, а настоящие ступеньки, которые настолько органично вписываются в пространство картины, что поначалу даже не понимаешь, что есть что. Итак, первая ступень и подъём следующей ступеньки на самом деле сделаны из дерева. Они настоящие, а не нарисованные. Да, эта иллюзия необычайно убедительна. Увидев эту работу, не сразу понимаешь, что это картина. Создается ощущение, что сквозь проем в стене перед нами открывается какое-то новое пространство и лестница, манящая подняться вверх. Возникает впечатление, что, поднимаясь по этой лестнице, дети обернулись на чей-то голос, возможно, на голос своего отца, и застыли на мгновение… …словно услышав: «Обождите минутку». Верно, и это создает ощущение сиюминутности, а также реалистичности архитектурного пространства, причем это впечатление усиливается не только благодаря ступенькам, но и за счет рамы картины, которая напоминает характерную для того времени дверную коробку. С этой же целью художник изображает здесь оброненный кем-то билет из музея Пила. Здесь есть характерная американская черта – художник создает произведение искусства для простых людей. Мне нравится, как живописец изобразил в ракурсе колено мальчика, торчащее из-за дверного проема, где на него падает свет. Пил также любил сочетать овальные и округлые формы с прямыми линиями. Например, округлые пятна красок на овальной палитре, круглые пуговицы, круглой формы глаза и округлые узоры обоев на заднем плане гармонично сочетаются здесь со строгими линиями ступеней, а также с линиями камзола юноши. Это подлинная игра линий и форм, создающая иллюзию. Картина выполнена в поистине виртуозной технике, но при этом в ней столько легкости, игривости и непринужденности что она просто манит к себе. В ней чувствуется демократизм. Посмотрите, как убедительно изображены здесь тени, создающие еще большую иллюзию правдоподобия. И это касается не только едва заметной тени от билета, лежащего на второй ступени лестницы. Взгляните на фигуру мальчика, стоящего сверху. Часть его лица покрыта тенью от дверной коробки. Это выглядит очень реалистично благодаря приёму, который в европейском искусстве известен как тромплей. Он используется для создания оптической иллюзии. Один искусствовед назвал эту картину первым образцом самобытной американской живописи, что неудивительно. Художник проявляет здесь большую оригинальность и изобретательность, играя с нашим восприятием реальности и живописного пространства. В результате перед нами удивительная картина – неотъемлемая часть культуры недавно зародившегося государства. Subtitles by the Amara.org community

, Флоренция , Италия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1504 года

«Автопортрет» - картина известного художника эпохи Возрождения Рафаэля . Хранится в галерее Уффици .

Недавние исследования полотна обнаружили рисунок внизу, который подтверждает, что это действительно подлинный автопортрет, написанный около 1506 года . «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года - в собрании галереи Уффици .

Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально, изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа » в ватиканской «Станца делла Сеньятура » как образ древнегреческого художника Апелеса .

Напишите отзыв о статье "Автопортрет (Рафаэль)"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Автопортрет (Рафаэль)

Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...

Поиски уравновешенной композиции были чуть ли не главной задачей в мастерской Перуджино. П. Перуджино. Поклонение пастухов,




Сама композиция строилась по простым геометрическим схемам. Они должны были помогать зрителю понимать картину. П. Перуджино. Пьета,


Треугольная композиция – устойчивость, уверенность. П. Перуджино. Христос передает Петру ключи от Царствия небесного, фреска Сикстинской капеллы,






П. Перуджино. Обручение Марии, ок Рафаэль Санти. Обручение Марии, 1504




Основу живописного изображения Рафаэля всегда составляет рисунок. У него подмалевок – это конструктивная основа будущего полотна. Рафаэль Санти. Фрагмент картона к «Святому семейству с жемчужиной»,


Первенство рисунка позволяло добиваться четкости и гармоничности в линиях картины. Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом,


Особенно ревностно следит художник за равновесием масс на картине. Рафаэль Санти. Сон рыцаря,


Вслед за своими учителями художник воспринимал тондо как самый уравновешенный и гармоничный формат. Рафаэль Санти. Святое семейство под пальмой, 1506 Рафаэль Санти. Мадонна Террануова,




Иногда художник динамизирует композицию с помощью света, предвосхищая находки барокко. Рафаэль Санти. Освобождение Петра, Станца Элиодоро,




Рафаэль Санти. Станца ДЭлидоро,


Рафаэль Санти. Станца дель Инчендио ди Борго,








Портреты Рафаэля интересны столкновением внутреннего мира персонажей с их внешним видом. Рафаэль Санти. Портрет кардинала,


Писатель и политический деятель Бальдассаде Кастильоне дал описание «универсального человека» Возрождения. Рафаэль Санти. Портрет Бальдассаре Кастильоне,


Над своим крупнейшим произведением, «Сикстинской мадонной», Рафаэль работал по заказу монастыря св. Сикста в Пьяченце в годах. Рафаэль Санти. Этюд к картине «Сикстинская мадонна»,





Как и на иконе необычайно точно полотно решено в цветовом отношении. Зеленый цвет занавеса словно отмечает границу миров – небесного и земного. Духовное богатство св. Сикста отражено в золотом одеянии. Белоснежные лица-облака – символ чистоты. Красный – цвет жертвенной крови Христа. Синий плащ Богоматери отражает ее связь с небом.

Рафаэль Санти.Автопортрет. 1504–1506.доска, темпера. 47,5 ; 33 см
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

"Автопортрет" был написан Рафаэлем в 1504-1506 г. (Флоренция, Уффици), в возрасте 22-23 лет.В это время он уже закончил учиться у Перуджино, но вместо того чтобы вернуться к себе на родину в Урбино с ясной перспективой вслед за своим отцом Джованни Санти стать придворным живописцем урбинских герцогов, молодой человек на свой страх и риск отправляется во Флоренцию.

Эпоха расцвета флорентийского искусства близится к концу, но там всё еще работают (перед скорым отъездом) великие старшие современники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело, и Рафаэль знает, что ему есть чему у них учиться.

Глядя на его автопортрет, как не согласиться с итальянским писателем Дольче, его младшим современником, который говорит, что Рафаэль любил красоту и нежность форм, потому что сам был изящен и любезен, представляясь всем столь же привлекательным, как и изображенные им фигуры.

"Можно смело утверждать, что он был воистину баловнем судьбы и вполне счастливым человеком, безраздельно преданным любимому делу, – пишет в биографии Рафаэля её автор Александр Махов. – Всё давалось ему легко и без особого напряжения. Этой поразительной лёгкостью он обязан своему гению, который оберегал его от всяких потрясений. Именно таким он выглядит на известном автопортрете (Флоренция, Уффици) – уверенным в себе молодым человеком с каштановыми волосами до плеч, правильными чертами лица и завораживающим взглядом карих глаз, в которых проглядывает некая хитринка».

Молодой человек на портрете одет просто и строго и в то же время элегантно. Из-под черного одеяния выступает тонкая белая полоска ворота. Волосы убраны под черный берет.

Рафаэль своим "Автопортретом", прежде всего, обнаружил свое понимание людей: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Рафаэлю было двадцать три года.

Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией.

Но художник еще робок, юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако сквозь его неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, овальный подбородок выдают решимость и властность.

"Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах". Так писал Вазари в 1568 году, и действительно, "утонченность, прилежание, красота, скромность и безупречные манеры" проступают в лице этого молодого человека.

Огромный талант Рафаэля не омрачался, как это часто случалось с художниками на всём протяжении истории, каким-либо душевным изъяном. Напротив, как говорил Вазари, ему присуще были редкие обаяние, доброта и скромность – такие, что «при одном виде Рафаэля любое дурное настроение и любая подлая или злобная мысль вылетала из головы».

Недавние исследования полотна обнаружили рисунок внизу, который подтверждает, что это действительно подлинный автопортрет, написанный около 1506 года. «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года - в собрании галереи Уффици.

Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально, изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса.