Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Словарь символов: Лабиринт

Для большинства людей символика лабиринта ассоциициируется с древнегреческим мифом и критским Минотавром. Легенда о происхождении Минотавра объяснняется в мифе как плод греха критской царицы Пасифаи c быком, которого Посейдон прислал царю Миносу для жертвоприношения богам. Однако мифы не стоит воспринимать буквально. Известно, что пытаясь изобразить бога, древний человек прибегал к простому способу - он соединял в рисунке признаки животного и человека, создавая мифичское существо. Получеловек-полубык - одно из самых распространенных изображений бога в древности, как и культ быка. В древности считалось, что жрица вступала в союз с богом и рождала царя, который, таким образом, имел божественное происхождение. Грубо говоря, цари получали через жрицу божественный статус, а заодно и бессмертие. А через царя бессмертие получал и весь его народ.

Пасифая была женой царя Миноса, а а Ариадна, жрица местного культа - его дочерью, то есть в греческом мифе таким образом зашифрованы религиозные представления минойской цивилизации. Происхождение слова "лабиринт" чаще всего связывают со словом "лабрис" - это двухсторонний ритуальный жертвенный топорик, символизирующий два рога быка, распространенный в догреческой, минойской цивилизации. Кстати, рога лунницы, одного из древейших видов украшений, часто тоже символизировали рога быка. . То есть первое что, в связи с этим, приходит на ум - лабиринты (и близкие им по сути спирали) - это места ритуальных жертвоприношений.

О чем же миф? О геройском подвиге Тесея, который спас Грецию от критской зависимости и сбросил татаро-монгольское иго от необходимости платить дань, которая, возможно, включала человеческие жертвы. Тесей возвращается не просто героем, но и новым царем - это может означать смену и обоснование смены власти. То есть миф о Минотавре и Тесее, победившем его (как критский символ) - один из старейших примеров патриотической пропаганды и провозглашения независимости. Немаловажный факт - золотая нить, благодаря которой Тесей прошел сложный извилистый путь, а также смог вернуться назад, - была получена им от местной жрицы культа Минотавра - Ариадны. Это символизирует путешествие в подземный мир, из которого нет возврата простым смертным. Классический глобальный символ лабиринта состоит из 7 закрученных вокруг центра линий. Близок к другому древнему символу - спирали.

Спираль - один из древнейших в мире символов, встречающийся в религиозной символике на всех континентах мира. Спираль - символ цикла жизни, смерти и возрождения. Символизировала также солнце, умирающее и рождающееся каждый день. Кстати, структуру спирали имеет ДНК, спираль также является символом эволюционного развития. По Карлу Юнгу спираль - воплощение космических сил и циркулирующей энергии. В духовных учениях символизирует внутреннюю трансформацию, смерть и возрождение. Кстати, эти символы до сих пор хранятся в народной памяти в виде танцев-хороводов, часто закручивающихся спиралью. Лабиринты часто связывают с периодом мегалитов, но символ этот давно уже не укладываетя ни в какие рамки.

Нью-Грейндж

ДРЕВНИЕ ЛАБИРИНТЫ

Древнейший храм в виде лабиринта расположен в древнеегипетском городе Щедит на берегу Меридова озера в Файюмском оазисе. Греки называли его Крокодилополь, ныне город Киман-Фарис. Геродот описывал его как лабиринт Аменемхета III. В этом храмовом комплексе приносились жертвы всем богам Египта. Лабиринт имел 2 уровня, в нижнем, закрытом для непосвященных находились мумии фараонов и крокодилов (более 2 тысяч). В храме разыгрывались мистерии смерти Осириса, который воскресал после принесения в жертву священного быка Аписа. Лабиринт защищал Осириса в этой и загробной жизни от врагов и смерти. Сюжет использовал Болеслав Прус в книге "Фараон". Жрец Сетха Симонту проникал в лабиринт с помощью четок.

На северном берегу Крита около Кносса был построен лабиринт по преданию в 1/100 от египетского. С критским лабиринтом отождествляют Кносский дворец, открытый археологом А.Эвансом, но его точное местонахождение до сих пор под вопросом. Строителем Кносского дворца по легенде был архитектор-маг Дедал.

Критские монеты

При раскопках критских дворцов находят гигантские лабрисы, выше человеческого роста. Он был одним из самых священных религиозных символов критской цивилизациии, считался принадлежностью богинь и жриц и использовался для жертвоприношений быков. Мария Гимбутас, американский археолог, считала, что форма бабочки, которую имеет лабрис, символизирует материнское начало, а сам лабрис является отголоском доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини в Европе.

Не сохранился еще один известный лабиринт древности - на о.Самосе. Также как и этрусская гробница с подземным лабиринтом, упомянутая Варроном. Но зато дошел до наших дней надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи, Италия) - курган с сетью погребальных склепов. Знак лабиринта обнаружен на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, построенной во 2 тыс.до н.э. Такой же возраст петроглифов в Галисии в Испании. Глиняным табличкам из г.Пилоса с изображением лабиринта 3 тыс.лет. Рисунки лабиринта в турецком Горионе датируются 750 г до н.э.

Лабиринт из Халебида (XIII в н.э.)

Изображение лабиринта можно увидеть на фризе храма Халебид в Майсуре в Индии (13 век), изображающий эпизод из Махабхараты. Китайцы строили лабиринты для защиты перед входами, поскольку считали, что злые духи могут летать только по прямой. В Скандинавии найдено более 600 лабиринтов - проходя через них люди верили, что таким образом обеспечивают себе благополучное возвращение назад. Восстановлен древний лабиринт на острове Сант-Агнес в Корнуолле.

Лабиринт в Шартрском соборе

Самый известный лабиринт в христианском соборе находится в Шартре во Франции. Для христиан лабиринт символизирует дорогу, ведущую к раскаянию, очищению от грехов, а также паломничество в Святую землю.

Большинство древних лабиринтов в плане имеют одну извилистую дорожку, которая ведет от входа к центру. Более поздние головоломки-мейзы (maze) имеют несколько дорог к центру, несколько выходов, дорожки могут пересекаться. Природа мейзов лежит в освоении науки математики и распространяется, начиная с эпохи Средневековья.


Рисунок лабиринта среди петроглифов Валь-Камоники, это долина в Альпах, VII - IV вв. до н.э.

ЛАБИРИНТ - ВХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Одно из самых распространенных точек зрения: лабиринты - древнейшие места силы и древнейшие святилища. Символ лабиринта включает три сакральных символа - круг, крест и спираль. Их считают магическими входами в потусторонний мир или в будущее, или даже в параллельные миры. Древние лабиринты найдены в самых разных местах на планете - в индонезийских джунглях, в Арктике, в американских пустынях. На севере Европы распространены лабиринты, вырезанные из дерна на вершинах холмов.

ЛАБИРИНТЫ СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ

В фольклоре северных народов лабиринты часто связывают с троллями, гномами и другими мифическими персонажами, таким образом, связывая их с потусторонним миром. В британских легендах лабиринты называют выходами из подземного мира, описывая эльфов, которые танцуют в лабиринтах, завлекая путников. В шведских легендах лабиринты отмечают входы в подземные дворцы карликов-двергов. Мнения ученых сильно отличаются как в датировке северо-европейских лабиринтов - от II тысячелетия до н.э.до 14 века н.э., так и в их назначении. Есть версии, что это сакральные места, в которых люди не жили, а посещали для совершения обрядов, что это метки общин, которыми помечали места промыслов. Есть даже мнение, что лабиринты - это приспособления для ловли рыбы. Исследователи достаточно единодушны только в том в том, что лабиринты севера не связаны с захоронениями.

Лабиринты Соловецких островов - одно из самых загадочных мест в России. На островах нет растительности, кроме мхов и ягодников. Животные тоже избегают этих мест. Бытуют легенды, что эти лабиринты - врата в другой мир. Духи из потустороннего мира пытаются здесь проникнуть в мир людей, но запутываются в лабиринтах и не находят выхода. Сохранился рассказ одного монаха, который заблудился в лабиринате и смог выйти только сосредоточенно повторяя молитву и перебирая четки. По легенде, лабиринты посещал Михайло Ломоносов, а лабиринт на Заяцком острове - посещал царь Петр I, который в возникшей в центре лабиринта луже увидел отражение несуществующего города за год до основания Петербурга. Впрочем исследования ряда ученых, в том числе скандинавских, приводят много доводов в пользу того, что североевропейские лабиринты появились не раньше 14 века.

До сих пор существует суеверие, что в лабиринт не должны ходить беременные женщины. В то же время сохранились сохранились сведения о ритуальных зачатиях в лабиринтах в древности. Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, одевая чужую одежду или меняясь одеждой с кем-либо - этот способ используют, чтобы найти выход из лабиринта. Ну а лучший способ - принести лабиринту дар.

ЛАБИРИНТЫ-ОБЕРЕГИ

С древнейших времен изображение лабиринта использовали как оберег. Индейцы из племен тохоно и пима в Аризоне до сих пор украшают плетеные корзины узором лабиринтоом, чтобы защититься от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду для защиты от воров. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Однако есть поверье, что исполнение мечты отнимает у человека семь лет жизни. Отправляясь в опасное место рисуют на ладони узор лабиринта.

САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Образ Лабиринта в «сакральной геометрии» соединяет наш материальный мир и тонкие миры и сферы сознания. Поэтому прохождение по Лабиринту, дает возможность человеку познать свои внутренние сферы. Как сама жизнь, лабиринт - это длинное путешествие, у которого есть свое начало и свой конец. Подобно мандалам, лабиринты предлагают целостный маршрут от периферии к центру.

Семь кругооборотов классической критской тропы Лабиринта также связываются с семью основными чакрами тела. Чакры в индуизме - "колеса света", вихри энергии, которые составляют энергетическое поле человеческих тел)

В практике некоторых современных эзотерических направлений, практикующих осознанные сновидения, существует понятие Лабиринта как общего символа снов многих людей. Лабиринт в снах людей может представать в разных видах: катакомбы, старинные замки, небоскребы, просто лабиринты или города-лабиринты. Эзотерики считают, что это символ какой то нерешенной проблемы или даже болезни и если практику осознанных сновидений удастся выбраться из подобного Лабиринта - он сможет решить свои проблемы или исцелиться от какого-нибудь заболевание, которое его мучает. Но сделать это очень непросто, потому что мало просто искать путь, как и положено Лабиринту - он скрывает в себе ловушки и опасных обитателей.


1. Сатурн - эмпирический разум - суббота
2. Юпитер - самоидентификация - четверг
3. Марс - желания - вторник
4. Солнце - жизненная сила - воскресенье
5. Венера - чистый разум - пятница
6. Меркурий - интуиция - среда
7. Луна - форма - понедельник

Цифры из списка обозначают порядок кругов по направлению к центру, который соответствует Земле и физическому телу. Вход в лабиринт происходит на третьем контуре, соответствующий желанию, после чего нужно пройти длинный путь, чтобы выйти к середине, соответствующей жизнеспособности, затем достгается 5 контур, соответствующий чистому разуму и уже из него ведет в центр.

7 кругов Критского лабиринта соответствуют 7 сферам священных планет, 7 дней в неделю и т.п. Путь к центру лабиринта и возвращение к окружности предсталяет собой инволюцию и эволюцию Вселенной. Приход в рождение и земную жизнь человека, а также путешествие в центр нашего существа. Фото .

Один из современных вариантов трактовки этого символа говорит о том, что лабиринт помогает собрать в одно целое ум, телу и душу. Движение по лабиринту воспроизводит циркуляцию жизненной энергии в теле человека, включая извилины головного мозга и кишечника - два полюса человеческого тела, соответствующие нашему сознанию и физическому состоянию. Перемещение по лабиринту, таким образом, приводит к целостности всех частей человеческого существа. А прогулки по лабиринту представляют собой что-то типа йоги.

СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СИМВОЛА

Попытки разгадать значение древнего символа продолжается до сих пор и иногда перемещаются также и в область кинематографии, как например в 2-серийном фильме 2012 г. "Лабиринт"

Лабиринт катаров, которые были христианами, но верили в реинкарнацию, у них не существовало понятий ада и рая.

Кадры из фильма "Лабиринт" режиссера Кристофера Смита (2012). Авторы фильма наделили лабиринт катаров силой удлинять жизнь. Римско-католическая церковь объявила катар еретиками, истребляла, против них был организован Крестовый поход. По сюжету фильма католики ищут Священный грааль, тайной которого владели катары и завладевают обманом крепостью Каркассон

Образ лабиринта обыгрывается в фильмах Лабиринт фавна, Лабиринт, Гиперкуб, Гарри Поттер и кубок огня. В Экранизации Стэнли Кубриком романа Стивена Кинга "Сияние" главный герой так и не смог выбраться как из лабиринта собственного сознания, так и из реального лабиринта. Популярность и распространенность этого символа говорит о том, насколько глубоко образ Лабиринта проник в человеческое сознание.

Многие современные художники и писатели используют символ лабиринта в своих произведениях. Например, в книгах Р.Желязны был создан целый мир на основе лабиринта. Огненный Лабиринт Амбера - своего рода отражение вселенной. Образ лабиринта очень любил использовать в своих произведениях Х.Л.Борхес, который ввел своего рода моду на этот символ в постмодернисткое направление литературы. Можно отнести сюда и "Имя Розы" У.Эко.

В наше время практикуются медитации, когда путь лабиринта прослеживается пальцами. Лабиринт имеет тольо один путь, который помогает найти дорогу к своему истинному я и установить связь с природой и всеми живыми существами. Конструкция символизирует цикл рождения, смерти и возрождения. На фото современный символ в кельском стиле. 4 растения в углах символизируют спирали и деревья - дуб, клен, плющ и орешник. Найден

Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация уже есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта - обретешь бессмертие". Так и в жизни - нельзя зацикливаться на проблеме, всегда надо искать выход. Необходимо помнить, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда лежит на поверхности. Не пройдет лабиринт только тот, кто, обнаружив закоулки и тупики, испугается и обратиться в бегство, кто беспорядочно блуждает, уходя от центра.

На этом загадочном артефакте, имеющем сходство с лабиринтом, — генетическом диске, изображены вещи и процессы, которые современный человек может наблюдать только под микроскопом. На диске, вероятнее всего, показан процесс зарождения и развития зародыша. Также одним из странных рисунков является голова человека непонятной формы. Диск выполнен из прочного камня под названием лидит, до сих пор никому не удалось сделать его точную копию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лабиринт - один из глобальных человеческих символов. Cложный, многослойный и не разгаданый по сей день в полной мере, хотя трактовок имеет множество. Больше того, лабиринт даже можно назвать символом головоломки, вечно разгадываемой тайны, в котором одновременно заключен и очень простой и очень сложный смысл. И вопрос - и ответ. Писатель Марсель Брион называет лабиринт «аллегорическим изображением жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия». "Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт" - Майкл Эртон.

Джефф Савард, Лабиринты, М., 2005; Керн Г. Лабиринты мира. СПб, 2007, Борхес Х.Л. Коллекция. Сборник рассказов, 1992; Буров В. О семантике каменных лабиринтов Севера, Этнографическое обозрение, №1, 2001, Голан А. Миф и символ, М., 1993, Керн Г. Лабиринты мира: энциклопедия, СПб.: Азбука-классика, 2007, Топоров В.Н. Пространство и текст. Семантика и структура: Сборник статей, М., 1983., Эко У. Имя розы, СПб., 2007, А.В.Платов Мегалиты русской равнины

Сакральная геометрия. Числа Фибоначчи

Серия Искатели. Каменные лабиринты Земли

Загадки Вселенной. На перекрестках миров.

Лабиринт как движение жизненной энергии…
Именно этот лабиринт связан с тайными знаниями…
Это семиповоротный чакровый лабиринт…

Его находят по всему миру: в Китае, Тибете, Египте, Англии, Ирландии, Перу и у Американских Индейцев…. Вы обнаружите изображение этого лабиринта на полу множества церквей в Европе. Та же форма находится на каменных стенах повсюду. Для древнего человечества эта форма имела огромную ценность.

Мы с Вами выстроим свой Лабиринт в Выбутах 8 августа

В лабиринте – семь троп, семь областей, имеющих связь с тором и биением человеческого сердца… – услышать биение Сердца нам помогут

Ричард Андерсон, являющийся автором книг и специалистом по лабиринтам обнаружил, что при прохождении через лабиринт человек невольно проходит через различные состояния сознания, что приводит к очень характерным ощущениям. Это побуждает вашу жизнетворную энергию двигаться через чакры по следующей схеме: три, два, один, четыре, семь, шесть, пять. Энергия начинает движение из третьей чакры, затем переходит во вторую, потом в первую; тут она перепрыгивает вверх к сердцу (четвёртая), потом к центру головы в шишковидной железе (седьмая), затем ко лбу к гипофизу (шестая) и оттуда вниз к горлу (пятая). Если только вы сами не препятствуете опыту, то при прохождении этого лабиринта вы будете автоматически проходить через эти изменения. Даже, если вы ничего об этих вещах не знаете, то через ощущения вы пройдёте всё равно. Люди во всём мире нашли, что это правда. Мистер Андерсон уверен, что если изобразить последовательность прохождения пути по уровням линиями (число линий указывает, который это из семи уровней) – три, два, один, четыре, семь, шесть, пять – то получится форма Чаши – Чаша Грааля – Чаша нашего Сердца…
Эту Чашу мы с Вами нарисуем Берем карандаши

Друнвало Мельхиседеке говорит: “Я экспериментировал с этим лабиринтом, и верно то, что перемены со мной действительно происходили. Я мог идти просто по прямой линии к центру лабиринта и просто производить изменения внутри себя каждый раз по мере приближения к месту, где в лабиринте предполагался поворот. Я мог достичь того же состояния, не проходя через всю модель”.

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. ы бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта). В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему. Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в ее пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой а, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте. Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это веревка, ведущая к небу, которой связано все и которая пронизывает все в этом мире. разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса. , будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы. Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением. разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя. Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом внутренностей земли. Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины. в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой. Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов. Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с Танцем Журавля, в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться. Кельты считают, что названия трои и Троя могут быть дериватами от кельтского тро, означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт). В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда дорогой Иерусалима. Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням. У египтян возможна параллель с Аменти - извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотей нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, ее испарения и миазмы. У народов Океании лабиринт олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых. У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений. В шумеро-семитской мифологии лабиринт - искусственное подражание миру низшему (из надписи на глиняной табличке, посвященной инициации жреца).

Словарь символов

Слова близкие по значению

Лабиринт (внутреннего Уха) – Психологический словарь

(labyrinth (inner ear)) - система, состоящая из полостей и протоков, образующая органы слуха и равновесия. Перепончатый лабиринт (membranous labyrinth) представляет собой комплекс связанных между собой мембранных каналов и камер: полукружные каналы, маточка, мешочек (орган равновесия) и улитка (орган слуха). (См. рис.) Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью - эндолимфой (endolymph). Костный лабиринт (bony labyrinth) представляет собой систему костных каналов и камер, которая снаружи окружает перепончатый лабиринт. Он находится в пирамиде височной кости и также заполнен жидкостью (перилимфой (perilymph)).

Лабиринт (внутреннего Уха) – Психологическая энциклопедия

(labyrinth (inner ear)) - система , состоящая из полостей и протоков, образующая органы слуха и равновесия. Перепончатый лабиринт (membranous labyrinth) представляет собой комплекс связанных между собой мембранных каналов и камер: полукружные каналы , маточка, мешочек (орган равновесия) и улитка (орган слуха). (См. рис.) Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью - эндолимфой (endolymph). Костный лабиринт (bony labyrinth) представляет собой систему костных каналов и камер, которая снаружи окружает перепончатый лабиринт. Он находится в пирамиде височной кости и также заполнен жидкостью (перилимфой (perilymph)).

Лабиринт (внутреннего Уха) (labyrinth (inner Ear)) – Медицинский словарь

система, состоящая из полостей и протоков, образующая органы слуха и равновесия. Перепончатый лабиринт (membranous labyrinth) представляет собой комплекс связанных между собой мембранных каналов и камер: полукружные каналы, маточка, мешочек (орган равновесия) и улитка (орган слуха). (См. рис.) Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью - эндолимфой (endolymph). Костный лабиринт (bony labyrinth) представляет собой систему костных каналов и камер, которая снаружи окружает перепончатый лабиринт. Он находится в пирамиде височной кости и также заполнен жидкостью (перилимфой (perilymph)).

Лабиринт Костный (bony Labyrinth) – Медицинский словарь

См. Лабиринт.

Лабиринт Перепончатый (membranous Labyrinth) – Медицинский словарь

см. Лабиринт (внутреннего уха).

Лабиринт1 М. – Толковый словарь Ефремовой

1. Запутанная сеть ходов, сообщающихся друг с другом помещений. // Здание со сложными, запутанными ходами, из которых было трудно найти выход (в Древней Греции и Древнем Египте). 2. Запутанная сеть дорожек в парке, саду, расположенных так, что посетителю трудно выбраться оттуда. // Часть парка, сада с такими дорожками. 3. перен. Сложное, запутанное расположение чего-л.

Лабиринт2 М. – Толковый словарь Ефремовой

1. Внутреннее ухо позвоночных животных и человека, выполняющее функции органа слуха и равновесия (в анатомии).

Лабиринтит – Большой Энциклопедический Словарь

воспаление внутреннего уха чаще в результате переходавоспалительного процесса из среднего уха. Приводит к нарушению равновесияи к понижению или полной потере слуха.

Лабиринтит (labyrinthitis), Отит Внутренний (otitis Intemd) – Медицинский словарь

воспаление лабиринта внутреннего уха. См. Отит.

Лабиринтит, Отит Внутренний – Психологический словарь

(otitis intemd) - воспаление лабиринта внутреннего уха. См. Отит.

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

О фаюмском египетском лабиринте рассказывает Геродот в V в. до н.э. Сохранились сведения, что подземные лабиринты были и в других храмовых комплексах на берегах Нила. В них проходили испытания неофиты, посвящавшиеся в мистерии.

Самый знаменитый лабиринт западного мира -лабиринт царя Миноса на Крите, в котором некогда, согласно мифу, обитал Минотавр - получеловек-полубык.

Постройка его приписывалась легендарному скульптору и зодчему Дедалу. Афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил Минотавра. Он выбрался из лабиринта благодаря золотой нити, которую юноша тянул за собой от самого входа. Эту нить ему дала Ариадна, дочь царя Миноса.

На островах Соловецкого архипелага найдено около 30 лабиринтов, представляющих собой каменные выкладки.

Подобные сооружения распространены в странах Скандинавского полуострова. Они относятся к классическим «критским» лабиринтам, имеющим центр, к которому ведет одна дорожка.

Одно из древнейших изображений лабиринта на севере Европы, относящееся примерно к 2500 году до н.э., представляет собой тройную спираль, высеченную на камнях Нью-Грейнджа, древнего сооружения, расположенногов ирландском графстве Мит.

В Англии и Ирландии создание лабиринтов приписывали друидам, в Швеции и Норвегии - гномам и троллям. По некоторым легендам, каменные лабиринты построили великаны, так что и сегодня еще лабиринты называют «дорогами великанов».

Потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги и перепутья видны. Самое главное здесь – достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь неба и стать в один ряд с божествами.
Д.С. Гусман

Лабиринт - это хаос для тех, кто теряет путь, и космос для тех, кто способен его найти.

Символика лабиринта в философском трактате Я.А. Коменского "Лабиринт света и рай сердца"

Глава 1. Лабиринт как культурно-эстетический код

Художественная литература, являясь продуктом мыслительной деятельности человека, неразрывно связана с его сознанием. При изучении литературы, как и при изучении человека, нельзя принимать во внимание только его сознание, считая его единственной формой психологического бытия. Обращаясь к основным понятиям психоанализа, мы воспользуемся терминами «сознательное» и «бессознательное» -- данное разделение даст возможность понять наблюдающиеся патологические процессы душевной жизни отдельно взятого автора. Нельзя утверждать, что в создании литературного произведения участвует лишь сознательное, так как в любом виде искусства, в том числе и в литературе, часто находят отражение представления и душевные процессы, не являющиеся сознательными. Символ лабиринта, являющийся основой системы иносказаний в произведении Я. А. Коменского, относится именно к таким проявлениям бессознательного в литературном произведении.

Символ лабиринта чрезвычайно сложен и многосторонен. Долгий период бытования в обрядовой, мифологической, а после и в литературной традициях, оставил за символом лабиринта шлейф сложных и противоречащих друг другу значений. Когда автор обращается к данному символу в литературном произведении, он неизбежно сталкивается со сложностью выделения из множества значений именно тех, которые бы отвечали задаче, поставленной им в художественном произведении. Зачастую данный процесс осуществляется автором бессознательно, то есть без его субъективного контроля, в таком случае он обращается к содержанию коллективного бессознательного -- к архетипическим значениям образа.

Для исследования причин проникновения архетипических значений образа в литературное произведение необходимо понять принципы работы бессознательного абстрактного автора. Применение понятий «бессознательное» и «архетип» необходимо при анализе символа лабиринта в указанном произведении, так как многие его значения будут апеллировать именно к содержанию глубинных слоев человеческой культурной памяти.

Поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. К. Юнг называл его «личностным бессознательным». Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный слой является так называемым коллективным бессознательным. «Тут речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Коллективное бессознательное как бы концентрирует в себе «реликты архаического опыта, что живут в бессознательном современного человека» . Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994. - С. 175. Иначе говоря, коллективное бессознательное впитывает психологический опыт человека, длящийся многие века. «Наши души, как и тела, состоят из тех же элементов, что тела и души наших предков» . Там же. - С. 233. Тем самым они хранят память о прошлом, т.е. архетипическую память.

По своей природе коллективное бессознательное сверхлично, оно образует основание духовной жизни каждого человека. Коллективное бессознательное было обнаружено К. Юнгом сначала в процессе анализа сновидений, а затем некоторых видов деятельности (обряд, ритуал) и художественного творчества (миф, легенда, сказка).

Архетипы -- древнейшие, лучше сказать, изначальные, всеобщие образы, составляющие содержание коллективного бессознательного. Архетипы восходят к мифологии, но сохраняются длительное время в фольклоре и литературе, при этом модифицируясь и трансформируясь. Теоретически возможно любое число архетипов. Обращение к архетипам у авторов может быть как сознательным, так и бессознательным. Архетип не разрушается, проявляя себя в новых формах на новых исторических этапах. Это следует учитывать при анализе символики лабиринта. Литературные архетипы и универсалии: Сб.ст. / Рос.гос.гуманитар.ун-т, М.: 2001. - С. 41..

Понятие «архетип» в современную науку было введено К.Г. Юнгом, но у него есть много предшественников и продолжателей, у которых понимание данного феномена было несколько иным, в частности, не чисто психологическим. Ссылаясь на применение этого термина Филоном Александрийским и Дионисием Ареопагитом, а также на некоторые сходные представления у Платона и Августина, Юнг указывал и на аналогию архетипов с «коллективными представлениями» Дюркгейма, «априорными идеями» Канта и «образцами поведения» бихевиористов.

К. Г. Юнг предлагал различать архетип -- гипотетический, недоступный созерцанию образ, и архетипическое представление -- осознанный и воспринятый архетип, который претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого он возникает. Архетип как таковой не может находить выражение в литературе, и вообще не может быть выражен. Проходя через призму индивидуального сознания, архетип изменяется, становясь осознанным и воспринятым.

В литературе, искусстве, религии архетип предстает в переработанной форме. Это указывает на влияние их сознательной переработки в суждениях и оценках. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке.

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит «постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме - всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом Обработки архетипических образов» Юнг К. Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ, М.: Ренессанс, 1991. -- С. 65.

В качестве продукта непосредственной реализации архетипов Юнг и его последователи (Дж. Кэмпбелл, Э. Нойман и др.) рассматривали мифологию народов мира. Исходя из сопоставительного анализа мифов различных народов мира, были выделены важнейшие мифологические архетипы «матери», «дитяти», «тени», «анимуса» («анимы»), «мудрого старика» («мудрой старухи»). «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного. «Тень» - это оставшаяся за порогом бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. «Анима» для мужчин и «анимус» для женщин воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» («старуха») - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души Литературные архетипы и универсалии: Сб.ст. / Рос.гос.гуманитар.ун-т, М.: 2001. - С. 31..

Архетип лабиринта не входит в ряд основных архетипов, составляющих фундамент коллективного бессознательного, однако частота, с которой человечество обращается к нему в творчестве, культах и обрядах, подтверждает, что осмысление данного феномена чрезвычайно важно для духовной жизни человека.

Обращение к мифологическим образам и сюжетам создает значительные произведения искусства, проникающие в глубины мироустройства, а архетипы становится своеобразными «кирпичиками» для фундамента, на котором создается культура. Собственно, к числу одного из таких «кирпичиков» можно отнести и архетип лабиринта, приобретший в дальнейшем и символическое значение. Исходя из анализа лабиринта как архетипа в культуре можно сделать вывод о его символичном и сакральном характере.

Подходя к теме символичности образа Лабиринта, необходимо дать определение понятию символ, на которое мы будем ориентироваться в данной работе. Учитывая специфику данной работы, будет уместным обратиться к двойной трактовке данного понятия -- культурологическо-психологической и литературоведческой.

Под словом «символ» в работах К. Юнга подразумевается «термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Это подразумевает нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас» Юнг К. Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991. - С. 65.. Символическое значение не явно и не отчетливо, часто оно осознается бессознательно, особенно если речь идет о символах, имеющих архетипическое основание (как символ лабиринта).

Таким образом, слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий "бессознательный" аспект, который всякий раз точно не определен или объяснять его нельзя. «Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка» Там же. - С. 66..

В литературоведческой традиции нет четкости в определении статуса понятия символа. В ряде работ он рассматривается в разделе о тропах. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996; Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1971.. Однако в отличие от тропов, т.е. использования переносных значений слов, символы - это иносказательные образы, «слагаемые» мира произведения. Это не слова, а значащие элементы мира (лабиринт с его свойствами).

Символ может рассматриваться в аспекте проблемы специфики искусства как особого способа освоения и отображения жизни. Понятие «символ» в этом случае является тождественным понятию «художественный образ» на основании способности быть одновременно способом воссоздания явлений действительности в их чувственном восприятии и выражения идейно-эмоционального осмысления этой действительности. Символ и художественный образ также являются тождественными по признаку способности воплощать в единичном общее.

Определение символа как универсальной эстетической категории в соотнесении его, с одной стороны, с понятием художественного образа, а с другой - с понятиями знака и аллегории предложено С. Аверинцевым. Очевидно, именно таким образом лучше всего поддается раскрытию специфика символа.

С. Аверинцев трактует символ как «образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ, хотя бы в некоторой мере символ)» . Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001. - С. 155.. Наряду с этим, автор отмечает наличие у символа специфического качества, которым является «выход образа за собственные пределы, присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» - «смысловая глубина», «смысловые перспективы» . Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001. - С. 158.. В отличие от смысла аллегории, смысл символа, по мнению автора, «нельзя дешифровать простым усилием рассудка», так как «он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы». Символический образ сохраняет в мире произведения свое прямое значение и в то же время приобретает многозначность. Символический образ допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации с называемым предметом. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец Изд. 2-е. М. 2006. - С. 27..

Символические образы широко используются в литературных произведениях. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

Можно говорить о символах индивидуальных и символах, имеющих опору в культурной традиции. Последние в силу специфики данной работы интересуют нас в большей степени. Подобные символы являются частью культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении. Сивол лабиринта является как раз таким, культурным символом-кодом, значения которого знакомы в той или иной степени каждому читателю. Однако не стоит забывать, что специфика данного символа заключается в том, что он является еще и ментальной константой, архетипическим представлением, и первоначально присутствует в нашем сознании. Это позволяет нам говорить о воспроизведении в тексте Коменского не только тех значений символа лабиринта, о которых он узнал в результате приобщения к плодам развития различных наук, но и о проявлении глубинных знаний, источником которых является коллективное бессознательное.

Возвращаяясь к теме соотношения архетипа и символа, необходимо уточнить, что по отношению к архетипу смивол вторичен. Символ является крайней степенью осознанности и переработанности архетипа, его предметным воплощением. Религиозный символ (коим и является символ лабиринта) оформляет душевные переживания не индивида, а многих поколений людей и имеет архетипическое основание. Но чем привычнее для нас символ, чем более он стерт повседневным употреблением, тем чаще от него остается только банальная внешняя сторона. Этот процесс произошел и с символом лабиринта, архетипическое происхождение которого не осознается теми, кто пользуется им для выражения каких-то смыслов. Лабиринт здесь превращается культурный код, имеющий потенциальную способность выражать авторские некоторые идеи. Ян Амос Коменский не был знаком с теорией архетипов, не было известно ему и понятие коллективного бессознательного. Обращаясь к образу лабиринта, он опирался на предшествующий опыт осмысления данного образа в мифопоэтической традиции, в культуре Средневековья и Ренессанса и на свои личные глубинные ощущения, источником которых было коллективное бессознательное.

В следующем разделе данной работы будут рассмотрены те смыслы символа лабиринта в работе Я. А. Коменского, которые могут быть объяснены через обращение к содержанию коллективного бессознательного.

Алексей ("Лёха") Никонов и Настасья Хрущёва с экспериментальной монодрамой "Магбет"

Жанр рассказа в творчестве В.И. Мишаниной

Наше исследование основывается на работах Е.В. Староверовой. Изменения в экономической, политической и общественной жизни США, начавшиеся после Гражданской войны, становятся особенно заметны к середине 1880-х годов...

Жестокость детей в рассказах Р. Брэдбери как отражение жестокости общества

Период События в стране Течение Характеристика литературы представители Конец XIX века индустриализация страны, возникновение монополий, строительство железных дорог. рост населения в целом, а также прирост городского населения...

Магический реализм в латиноамериканской литературе

Магический реализм присутствует у Борхеса («Воображаемые стихи», «Сад разветвляющихся тропок», «Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте») и Кортасера («Игра в классики»). В этом отношении показательно то...

Образотворча історіографія "єгипетських" творів Лесі Українки в "Стародавній історії східних народів"

Чергове поетичне „занурення” Лесі Українки у стародавню історію країни фараонів, і знову у формі диптиху, сталося майже рівно через чотири роки після „Сфінкса” і „Ра-Менеїс”...

Основні тенденції розвитку чеської літератури в епоху Просвітництва

Матиця чеська (Matice ceske), чеське культурно-просвітнє товариство. Засновано в 1831 Ф. Палацьким при Чеському національному музеї в Празі. На членські внески й пожертвування видавали добутки чеської літератури (у тому числі П. І. Шафарика, І...

Поэтика и метафоричность произведений Стивена Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")

Изучая различные источники, освещающие литературу США второй половины ХХ в., можно придти к заключению, что практически все критики одинаково оценивают последствия Второй мировой войны для Америки, сходясь в том...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

Загострення соціально-економічної ситуації в США наприкінці 30-их років 20 ст.; Велика депресія 1929 - 1935 років; засуха, розорення тисяч фермерів, банкрутства, міграції. Часи так званого «червоного десятиліття», боротьби з класовою нерівністю...

Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В разные эпохи шекспировский «Гамлет» воспринимался по-разному. Во время жизни Шекспира его трагедия «Гамлет» получила огромную поддержку со стороны не только средних и низших слоев населения...

Проблемы развития литературы США ХХ века

Американская литература рассматриваемого периода развивалась в довольно сложной общественно-политической обстановке...

Середньовіччя в українській літературі

Одним із найнедослідженіших періодів української духовної культури, а особливо літератури, вважається епоха Середньовіччя - час, що тривав від монголо-татарської навали, кульмінацією якої було падіння Києва 1240 р., до кінця ХV ст....

Специфіка зображення повоєнної Німеччини у творі Г. Белля "Більярд о пів на десяту"

Перед тим, як переходити до розгляду художньої реальності у творі відомого німецького письменника Г. Белля "Більярд о пів на десяту", варто спершу проаналізувати культурно-історичну ситуацію...

Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения

Глава II. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.1. 1836-1870 гг. Диккенс в глазах современников. 2. 70-90 гг. XIX в. 3. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульфа, мифокритиков. Исследования французских и немецких литературоведов. 4. 1910-1920 гг...

Японская поэзия в контексте романа Б. Акунина "Алмазная колесница"