Мика морозов описание. Сочинение по картине «Мика Морозов» Серова. Портрет

Всем привет! Нам в школе дали задание написать сочинение для 4 класса по картине В.А. Серова "Мика Морозов", но я его не читал, я играл в сони плейстешн, а теперь не знаю как быть. Помогите найти готовое сочинение, а то везде платно, а мне завтра утром надо.

Ответ :

Сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов".

Валентин Александрович Серов - знаменитый русский художник - получил хорошее художественное образование. Среди его работ можно найти картины разных жанров. Но основу его творчества составлял портрет. Серова считают мастером детского портрета, когда художнику удается добиться естественности в облике ребенка.

В целой галерее знаменитых портретов выделяется картина "Мика Морозов". На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике Морозову всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся. На нем еще надета ночная рубашка. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Большие, темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты. Они с нетерпением и в то же время с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия.

Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег. Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: "Когда же я пойду играть?" Он и сидит на краешке кресла. Такое впечатление, что он намеренно так сел, чтобы, как только последует разрешение, быстро убежать по своим детским делам.

Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Так и мальчик вот-вот сорвется с кресла и умчится в детскую, откуда будет раздаваться вскоре звонкий детский голосок, веселый смех и щебетание. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность.

Картина В.А. Серова "Мика Морозов" построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной. Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника.

Портрет Мики Морозова производит на зрителя сильное впечатление. Восхищает мастерство В.А. Серова. Вызывает умиление герой картины.

Описание внешности по картине В. А. Серова "Мика Морозов".

Созданный в 1901 году замечательный детский портрет Мика Морозов принадлежит к числу шедевров в творчестве Валентина Александровича Серова. Герой картины пятилетний сын крупного промышленника и талантливого мецената М. А. Морозова Михаил, или Мика, как звали его в домашнем кругу. Художник стремится раскрыть сложный внутренний мир ребёнка, передать необыкновенную живость натуры портретируемого. Белый цвет его рубашки символизирует душевную чистоту и свежесть мировосприятия. Легкий румянец на щеках, полуоткрытые губы в совокупности с живым взглядом демонстрируют эмоциональный порыв Мики, его стремление к внешнему миру. Серов добивается подвижности модели портрета за счет контрастного сочетания вертикально расположенных стоек кресла и фигуры мальчика с наклонными линиями подлокотников. Импрессионистическая манера, в которой выполнен портрет Мики Морозова, позволила Валентину Александровичу Серову мастерски запечатлеть на полотне мгновения счастливого, безоблачного детства.

Серов создал, умный, серьезный и правдивый портрет Мики Морозова. Ребенок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется еще более хрупкой. Холодный белый тон костюмчика подчеркивает теплоту смуглого лица, румяна щек, ярких губ, переливающихся бронзой пушистых волос. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской голове. Во всем облике Мики чувствуется движение, взволнованность, нетерпение и любопытство. Особенно это состояние подчеркивается широко раскрытыми глазами, распахнутыми миру. Поза мальчика также выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех. Краски, которые использует художник, выражают настроение картины и ее душу, от белого тона костюмчика мальчика, его золотисто-коричневой фигурки до темно-коричневого фона.

Свободная композиция картины дала возможность Серову показать четырехлетнего ребенка в движении, захваченного изменчивостью впечатлений.


Передо мной сейчас лежит репродукция картины Серова «Мика Морозов». Данная работа как магнитом притягивает к себе взгляды. Ее хочется рассматривать долго и пристально. Казалось бы, что может быть интересного в портрете. Обычный человечек, пусть и маленький ребенок на картине. Ан, нет. Знаменитый портретист Валентин Серов в своей работе изобразил не просто сына мецената города Михаила, но и передал его эмоции, его характер и настроение, передал всю живость ребенка, которой наделены все дети в возрасте четырех лет.

Когда смотришь на изображенного ребенка, понимаешь, этот маленький мальчик прекрасен, как прекрасны все дети и хочется, чтобы этот период непосредственности, детской беззаботности оставался навсегда, но в жизни все иначе и в будущем нам остаются лишь воспоминания и портреты, где запечатлено детство.

Описание картины Серова Мика Морозов

Серов изобразил Михаила Морозова или, как его называли в тесном кругу домашние, Мика, сидящем на стуле. Но ребенок сидит на самом краю стула. Создается впечатление, что мальчику не терпится вскочить и убежать в свою детскую или к своим друзьям дабы продолжить свою игру. А возможно, это была задумка автора, чтобы показать нам насколько подвижными являются наши дети, насколько неусидчивы они в этом возрасте, ведь им все интересно и они хотят исследовать и узнать как можно больше, а тут приходиться позировать. Уж явно такое занятие ребенку не по душе. Но мы видим, как все-таки смиренно ребенок ожидает, пока рука мастера нарисует его портрет.

Глядя на ребенка, кажется, что перед нами светлый, чистый ангелочек, который открыл широко свои глазки и всматривается вдаль, будто бы подгоняя художника. Его рот немного приоткрыт, наверное, ребенок постоянно интересовался у художника, долго ему еще сидеть. Ребенок одет в белые одежды. Возможно, это ночная рубаха и портрет рисуют рано утром, сразу после сна, ведь и волосы его еще не причесаны. А может, ребенка в просторные одежды всегда одевали, чтобы они не мешали ребенку играть, а волосы могли растрепаться во время веселой игры, о чем может свидетельствовать румянец, который мог появиться во время игры в догонялки.

В своем описании картины Серова «Мика Морозов» не могу не отметить следующее. Когда смотришь на картину, то понимаешь, автор хотел сосредоточить наше внимание именно на мальчике и на его настроении, поэтому имеющийся фон изображен без акцентов, размыто. Ничто автор не стал выделять, изображая стены, стул темных оттенков, которые еще больше подчеркнули детскую ангельскую невинность, чистоту души ребенка, лучик света для родителей.



Картина написана: 1901 г.
Холст, масло.
Размер: 62,3 × 70,6 см

Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова

Художник: Валентин Александрович Серов
Название картины: «Мика Морозов»
Картина написана: 1901 г.
Холст, масло.
Размер: 62,3 × 70,6 см

Уже само появление сына в семье композитора и пианистки обязывало его служить искусству. В. Серов, которого обучал сам Репин, не пошел по стопам своих родителей-музыкантов, он выбрал живопись. Этот художник один из редких представителей искусства, который был счастливым и довольным жизнью. Его, безусловно, посещали муки творчества, но сам дом, который наполняла творческая богема тех времен, казалось, помогал Серову воспринимать творческие метания как должное. Если углубится в историю творческих поисков мастера, то он стремился найти момент, деталь, присутствие или отсутствие которой влияет на всю композицию.

Этот человек отличался тихим и скромным характером, унаследованным от матери и авторитетом среди творческой интеллигенции своего времени, которая помнила про талант отца. Серов, мастер портрета, как взрослого, так и детского, сравним лишь с Левитаном по импрессионистичной манере изображения. Причем вся основа творчества первого – это были люди с их улыбками и серьезными лицами, неусидчивые дети, среди которых и Вера Мамонтова, и Мика Морозов.

Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, хорошо знают те, кто учится или учился в МГУ. Это его портрет висит на кафедре шекспироведения, это он подготовил и издал «Гамлета» с более чем подробным словарем. Но когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.

Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Мальчик изображен сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту. Всю атмосферу картины можно описать только одним словом – динамизм, который ощущается при одном только взгляде на эту работу. Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Внутренняя энергия мальчика непередаваема: он вот-вот сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским смехом.

Удивительна и колористика картины. Белый костюм мальчика на темно-коричневом фоне и особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры. Композиция кажется свободной и несколько воздушной – этот прием нужен Серову, чтобы показать активность и желание движения у четырехлетнего малыша: он использует пастельные оттенки, тонкие линии в сочетании с незначительной детализацией.

Поражают контрасты, на которых построен портрет: крупная голова Мики и его легкая фигурка, белая сорочка и темное кресло, подлокотники которого визуально пересекают холст по диагонали. Мальчик кажется в результате такого приема расположенным к зрителю, а его движение проступает из глубины самого полотна. Это происходит за счет того, что Серов строит пространство в виде глубины за самой плоскостью картины, а скрытый антагонизм белой одежды и пышущего здоровым румянцем лица становится основной идеей данной работы.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения. Еще более удивительно то, как Серов запоминал освещение, ведь портрет был написан ни за один сеанс и при этом с близкого расстояния.

В изобразительном искусстве дальняя перспектива считается самой лучшей для изображения, поскольку не требует детализации. Ближнее расстояние, наоборот, предусматривает целостность ощущений зрителей, да и самой композиции. Серов не был бы талантом, если бы не преодолел такую трудность и сделал портрет выразительным. Он, используя сочные мазки, написал полуоткрытый рот с яркими губами, а легкими, но точными прикосновениями кисти смог передать жемчужины зубов. Его скупая своеобразная манера изображение прослеживается в мотивах разноцветной спинки кресла, прячущейся в полутени.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Каждый, кто хоть раз увидел портрет Мики Морозова, захочет вернуться в свое детство или сделать жизнь своего детей безопасной и беззаботной. Картина Серова – это то, что заставляет жертвовать деньги и вещи для детских домов, обустраивать детские площадки во дворах многоэтажек – одним словом, все, что хоть как-то может приблизить к доверчивому и прекрасному миру Мики.

Эта экспрессия никого еще не оставила равнодушным. Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

Однако, мало кто из студентов знал, что не только знакомство с одним из великих художников и авторитетность исследований спасли Мику в зрелом возрасте от лагерей ГУЛАГа. В то время наследник капиталистов, которых проклинала комвласть, работал с самыми выдающимися филологами Запада – причем его творческий путь во многом предрешил человек с кистями, сумевший запечатлеть все очарование детства.

Серов Валентин Александрович - замечательный мастер портретной живописи. Он подарил нам немало образов известных людей, живших в конце XIX – начале XX веков. Среди них и композиторы, и художники, и писатели, и даже царские особы. Детский портрет Мики Морозова, сына известного в России мецената Морозова - одна из его лучших работ. И это не случайно, потому что художник с особой теплотой и любовью работал с детьми и старался как можно правдивее передать на своих полотнах их открытый, непосредственный характер.

На картине крупным планом изображен очень обаятельный розовощекий мальчик четырех-пяти лет. Он, наверное, только-только проснулся, выпрыгнул из теплой кровати, пробежался босиком по прохладному полу и забрался на узкое деревянное кресло. На нем белоснежная длинная ночная рубашка. Круглый воротничок рубашки и рукава украшены тонким кружевом. Его кудрявые тёмно-русые волосы взъерошены, а на щечках играет легкий румянец от недавних сновидений.

Мика присел лишь на самый краешек кресла. Оно для него великовато, и ему пришлось высоко поднять свои маленькие пухлые ручки, чтобы положить их на подлокотники. Для удобства и уюта на спинке и сиденье есть небольшие, цветные тканевые подушечки. Но мальчик не успел на них поудобнее устроиться и откинуться на спинку кресла, потому что его внимание привлекло что-то необычайно интересное. Он даже немного привстал на сиденье, подался немного вперед и замер.
Картина Мика Морозов В.А. Серова

Его большие выразительные карие глаза широко распахнулись, ротик с пухлыми губками слегка приоткрылся, темные тонкие брови приподнялись от удивления. Он заинтересованно, как завороженный, смотрит вдаль. Вся его фигура выражает нетерпение. Одна его ручка пока ещё лежит на подлокотнике, а вторая с силой сжала деревянный шар на ручке кресла. Он готов вот-вот спрыгнуть и броситься навстречу новому, неизведанному. Что привлекло внимание Мики? Для маленького ребенка всё удивительно в этом мире. Может, прилетела синица и постучалась в окно. А, может, с улицы слышны детские голоса и звонкий смех, и мальчику тоже хочется присоединиться к веселой игре.

Удивительно, как художник уловил и с помощью кисти и красок сумел так точно и живо передать сиюминутное настроение этого непоседливого мальчугана. Фон картины расплывчатый и неброский, взгляд на нем не задерживается. Зато фигура Мики в белой рубашке словно светится. Кажется, от жизнерадостности ребенка в комнате становится светлее.

Мне очень понравилась эта картина, потому что Серов с какой-то особой теплотой передал характер этого очень обаятельного мальчика. Кажется, что время на секунду замерло на этом полотне.

У Станислава Садальского появился пост о знаменитом серовском портрете маленького Мики Морозова и о судьбе мальчика, изображенного на полотне. Мне было особенно интересно - когда-то я написала книгу о матери этого мальчика, знаменитой общественной деятельнице гачала ХХ века Маргарите Морозовой. И портрете, как и самом Михаиле Михайловиче там тоже было немного...

Оригинал взят у sadalskij в Мика


Не знаю, как вы, а я очень люблю "послесловия картин" - истории прототипов, персонажей.
Недавно вспоминал в блоге
девочку с персиками с картины Серова, а вот теперь расскажу об этом мальчике в кресле.



Снимаясь у Мотыля в "Лесе", я перерыл кучу всякой тематической литературы - о прежних постановках этой пьесы, первой экранизации и т.д. И однажды нашел несколько биографий провинциальных актеров дореволюционной сцены, очень популярных в 19 веке, игравших в "Лесе" Счастливцева и Несчастливцева. Нашел и зачитался.
А написал о них так ярко и увлекательно Михаил Михайлович Морозов - тот самый мальчик с портрета Серова - Мика Морозов, сын известного мецената Михаила Морозова.


Мальчик вырос, поступил в МГУ, затем изучал английский язык в Кембридже и Оксфорде и стал настоящим знатоком русского и зарубежного театра, знаменитым шекспироведом, очень уважаемым не только в СССР, но и далеко за его пределами. Прославленным переводчиком, перед которым преклонялся Пастернак.


Целиковская знала его хорошо, в 1930-40-х годах Морозов тесно сотрудничал со многими театрами, в том числе, и при постановке шекспировских пьес в Вахтанговском, в котором работала Люся.
Буквально вчера обнаружил интересное фото, сделанное 13 сентября 1945 года в честь приема Джона Бойнтона Пристли после спектакля "Он пришел", поставленном по его пьесе в Камерном театре.

В центре - сам Пристли, над ним - сценарист Александр Новогрудский и кинорежиссер Сергей Герасимов, слева - режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов с женой - актрисой Еленой Юнгер, справа - режиссер Камерного театра Александр Таиров. А над Таировым, справа в верхнем углу - Михаил Морозов, Мика.

Как видите, от прежнего четырехлетнего Мики не осталось почти ничего, кроме взгляда - глаза те же. Хотя мать Мики, Маргарита Кирилловна, так отзывалась о картине:
"Этот портрет передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот порт-рет очень похожим и на взрослого Михаила".