Литературная викторина по сказкам в средней группе. Викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки. Тесты по русским народным сказкам

Сказочная викторина «Путешествие по сказкам»

(средняя группа)

Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок

Задачи:

  • активизировать знания детей о русских народных сказках;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;
  • воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;
  • создавать условия для угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию;
  • формировать умение составлять целое из отдельных частей;
  • побуждать детей находить ошибки в названиях сказок.

Оборудование: фишки, разрезные картинки к сказкам, мольберт, декорация: цветы, разбросанные по залу, презентация, призы.

Ход викторины:

Воспитатель: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашей литературной викторине « Путешествие по сказкам». В ней будут участвовать 2 команды: «Колобок» и команда «Репка».

Дети, из сказочной страны к нам пришло письмо от Золушки. Она узнала, что мы будем путешествовать по сказкам, и попросила о помощи. Злая мачеха превратила ее в тыкву, и чтобы ее расколдовать, нужно выполнить все ее задания. Ребята поможем золушке?(да)

Воспитатель: И чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (Ответы детей.)

Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться?

Какие средства передвижения бывают в сказках?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель:

Вот на ковре-самолете мы и полетим.

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»

Все ближе и ближе сказочная страна

Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.

Воспитатель:

А вот и первое задание, которое нам нужно преодолеть. Открывают сундучок, находят там клубок и записку –

Мы будем по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За правильный ответ в каждом конкурсе дается фишка. Итак, начинаем.

1 конкурс « Блиц- опрос»

1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой) А давайте вспомним животных на татарском языке?

2. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

1. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

2. Кто тянул Репку ? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка ) (давайте вспомним на татарском языке всех членов семьи)

1. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

2. Кто потерял хрустальную туфельку ? (золушка)

1. Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)

2. Что купила на базаре Муха – Цокотуха ? (самовар)

1. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

2. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию.

2. конкурс : «Угадайте героя по реплике»

Команде «Репка»

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»

- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

Команде «Репка»

- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Колобок»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Репка»

- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»

- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Репка»

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

Команде «Колобок»

- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.

Физкультминутка "Три медведя"

3 .Физкультминутка "Три медведя"

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто. (Присесть).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Воспитатель: Присаживайтесь дети на стульчики, нас ждет следующее задание

(бросают клубочек к мультимедийной доске)

4.Конкурс. «Отгадай загадку».

Каждой команде по очереди предлагается загадка, ответ выводится на экран в виде картинки.

1. «Толстячок живёт на крыше, а летает он всех выше». (Карлсон)

2.« Возле леса на опушке трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, три кровати и подушки». (Три медведя.)

3. «На сметане он мешен, на окошке он стужен, круглый бок, румяный бок, кто же это?». (Колобок.)

4. «Убежали от грязнули сковородки и кастрюли, ищет их она зовет, по дороге слезы льет». (Федора.)

5. «Едет, едет на печи, ест большие калачи». (Емеля.)

6. «Докторов он всех добрей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, кто же это?». (Айболит.)

7. «В гости к бабушке пошла, пирожков ей понесла, серый волк за ней следил, обманул и проглотил». (Красная шапочка.)

8. «С Пятачком он ходит в гости, любит мед, варенье просит, это кто, скажите вслух, медвежонок…». (Винни-Пух.)

(Воспитатель бросает клубочек к следующему заданию)

5. конкурс. «Назови сказку правильно»

(Воспитатель бросает клубочек

6 конкурс. «Собери сказку»

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

(под музыку выходит золушка)

Золушка: Спасибо, дети, за то, что вы меня расколдовали.

Я приглашаю вас на свой танец.

Воспитатель: танцевать, друзья готовы?

Громче музыка играй, танцевать всех приглашай!

Дети танцуют польку с золушкой « Встаньте, дети, встаньте в круг»

(золушка угощает детей сладостями и прощается)

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Взялись за руки, произнесли волшебные слова: «Раз, два, три наш ковер в детский сад лети».

Вот мы и в детском саду.

Вам понравилось путешествовать?

А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

А в какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Сегодня мы решали интересные и сложные задания:

Отгадывали загадки, летали на ковре- самолете.

Помогали золушке, вернуться в свою сказку.

Итог. А мы предоставляем слово жюри».

Слово жюри, итоги (считаются фишки). Включается тихая музыка, дети обмениваются впечатлениями о празднике.

Литературная викторина для детей средней группы совместно с родителями.

«Наши любимые сказки»

Цель:

1. Закрепить знания по сказкам.

2. развивать память, мышление, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.

Оборудование: выставка книг-сказок, пазлы по русским народным сказкам.

Ход викторины

Воспитатель:

Уважаемые родители и ребята, посмотрите, сколько у нас много разных книг. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки». Для проведения викторины нам нужно разделиться на две команды: Дети и родители.

1 конкурс «Назови сказку »

Для детей: по обложке книг определяют название сказок.

Для родителей: отгадывают загадку и определяют сказку по обложке.

Книжку, ребята, в руках я держу.

А как называется, вам не скажу.

Но все же сейчас догадайтесь сами…

В этом книге именины,

Много было в ней гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(К.Чуковский. Муха-Цокотуха)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…

(колобок)

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей,

Стал мигом красивою и пригожей?

(Царевна-лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогли,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.

(Гуси-лебеди)

2 конкурс

Для детей: «Назови, из какой сказки герои»

    Девочка, братец, гуси-лебеди, баба-яга, мышка.

    старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

    мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

    коза, козлята, волк.

Для родителей: «Какой герой лишний»

    «Гуси-лебеди» - девочка, баба-яга, медведь.

    «Теремок» - заяц, кабан, волк.

    «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

    «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.

3 конкурс «Сказочная разминка»

Для детей:

    Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

    Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (колобок)

    Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

    У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

    Какое животное обнаружело теремок в лесу? (Мышка_норушка)

Для родителей:

    Сивка…Бурка

    Заюшкина…избушка

    Гадкий…утенок

    Гуси…лебеди

    Аленький…цветочек

    Царевна…лягушка

    Доктор…Айболит

    Дед…Мороз

    Кощей…бессмертный

    Братец…Иванушка

    Сестрица…Аленушка

    Курочка…Ряба

4 конкурс « Собери сказку»

Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам, а затем называют сказку.

5 конкурс «Исправь ошибку»

Для детей:

    «Петушок Ряба»

    «Даша и медведь»

    «Волк и семеро ягнят»

    «Утки лебеди»

Для родителей:

    «Лисичка с кастрюлькой»

    «Заюшкин домик»

    «Царевна Индюшка»

    «Мальчик с кулачок»

Воспитатель:

Какие молодцы! Сразу видно, что сказки вы любите и знаете.

«В гостях у сказки»

Путешествие по произведениям русских народных сказок

Цели:

  • Закрепить знания о знакомых сказках, их названиях и героях.
  • Упражнять в употребление слов-названий зверей и их детенышей.
  • Развивать речь, мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, сказкам.

Оборудование:

Клубок ниток.
Маски.

Картинки с героями сказок.

Настольный театр по сказкам.

Настольно-печатные пазлы по сказкам.

Коврик-пазл.
Аудиозаписи.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки? А кто же написал сказки? (Писатели) Да, писатели, а каких авторов вы знаете? (ответы) Но, есть не только авторские сказки, но и те, которые передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Их рассказывают нам мамы, бабушки. Это народные сказки.

Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Вот он. С его помощью мы отправимся в путешествие. Но сначала мы все назовём клубочку своё имя, познакомимся с ним. Под спокойную музыку клубочек передается ребенку, который называет свое имя и передает клубочек дальше.

Вот теперь мы все познакомились друг с другом и можем отправляться в путешествие по сказкам. А какая сказка будет первой, нам подскажет Волшебный клубочек.

Нужно не просто отгадать загадку, но еще подобрать иллюстрацию (на столе разложены картинки с героями сказок). Из них мы соберем книжку.

Сказка «Курочка Ряба»

Волшебный клубок привел нас к первой сказке. Отгадайте загадку и узнаете название сказки:

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!

Сказка «Колобок»

Пора вслед за клубком отправляться на встречу со следующей сказкой.

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки?

Сказка «Маша и медведь»

К какой же сказке теперь приведет нас волшебный клубочек?

Маша по лесу гуляла,
Заблудилась, потерялась.
К Мишке в домик забрела,
Вместе с Мишенькой жила.



Дидактическое упражнение «Звери и детеныши»

Давайте вспомним лесных зверей, которые встречаются нам в сказках. Только будем называть и зверей и их детенышей.

Волк - волчонок,
Белка - бельчонок,
Лиса - лисенок,
Ёж - ежонок,
Медведь - медвежонок.

Заяц - зайчата.

А какой он, этот зайка? (трусливый)

Физкультминутка

Заяц мчится что есть мочи,
Заяц схорониться хочет.
То бежит он и кружит.
Бедный он, всего боится...
Где укрыться ото зла -
От лисицы и куницы,
От орлицы и орла?
Он боится даже белки,
Певчей птицы - даже мелкой.
...Уши стрелы, хвост - сучок,
Прыгнул белкой и - молчок.

Сказка «Теремок»

С какой еще сказкой нам предстоит встретиться?

Он из бревен, из досок,
Он не низок, не высок.
Звери разные бежали,
Его в поле увидали.
Поселились, стали жить,
Песни петь и не тужить.
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.

А какая сказка следующая?

Семеро козлят

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?

Есть еще одна подсказка. Это следующая сказка!

Снегурочка

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко -
Слёзы льёт бедняжка.

Царевна-лягушка

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

Сказка «Три медведя»

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как названье этой сказки?

Вот и последняя сказка нас ждет.

Сказка «Репка»

Дед растил его с душой,
Вырос овощ пребольшой.
Долго он его тащил,
Не хватало Дедке сил.
Прибежала Бабка, Внучка,
Помогала Кошка, Жучка.
Мышка к ним пришла на помощь –
Дружно вытащили овощ.

Вот теперь наша книжка собрана. И мы оказались на солнечной полянке. Перед нами ковер сказок, но вот беда – коврик порвался на лоскутки. Нам нужно правильно его собрать.



Дети собирают ковер-пазл по произведениям 9 сказок.

Молодцы, собрали правильно. А теперь давайте рассмотрим, какие здесь сказки.

Ребята, а вы знаете, что такое музей? А какие они бывают? А мы сейчас побываем в музее сказок.


На столах расставлены: плоскостной театр к сказке «Красная шапочка», пальчиковый театр к сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Курочка ряба»; настольный театр «Лиса и журавль», «Мороз Иванович».

Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, разыграть понравившуюся сказку.


Ребята, вам понравилось наше путешествие? Но теперь клубочку пора отправляться на помощь другим детишкам искать сказки. Давайте попрощаемся с ним.



МБОУ «Центр образования № 56»

пос. Плеханово Тульской области

Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Цель : Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.

Задачи: Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Материал: картинки с изображением атрибута сказки; иллюстрации Красной Шапочки, Колобка, Машеньки, Медведя.

Дети входят в зал под музыку «Улыбка» и рассаживаются

Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало светлее. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она"Отгадай сказку«. Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю.

1 .Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Русская народная сказка «По щучьему велению»).

2 .Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).

3 . Эта девочка-малышка

В белой лилии спала.

Её ночью злая жаба

К себе в болото унесла.

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»).

4 .Скажи ты нашей тётке,

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши.

(С. Я. Маршак " Кошкин дом").

5 . В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Ш. Перро " Красная Шапочка").

6 . Мы себе построим дом,

Будем жить славно в нём!

Не боимся волка мы

Мы втроём и мы сильны!

(английская народная сказка " Три поросёнка«).

7. А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

8. Поперёк моря-окияна лежит

Чудо-юдо рыба-кит

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра врыты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит.

(П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»).

9. Но однажды корнеплод

Все тянули - градом пот.

Мышь мала, но всё ж она

Вырвать овощ помогла.

(Русская народная сказка «Репка»).

10 . Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились.

(«Колосок») .

Воспитатель: Ребята, пора нам отправляться на вторую станцию «Отгадай сказочного героя».

1 . Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2 . Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3 . Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4 . Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5 . Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6 . Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин ).

Воспитатель : Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующее наша станция - «Угадай из какой это сказки?» . Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

(Воспитатель показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет ).

Золотой ключик (Приключения Буратино )

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)


Соломенный домик (Три поросёнка )

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка )

Грязная посуда (Федорино горе )

Воспитатель : Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием викторины - «О какой сказке идёт речь?»

1 .В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2 .Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3 .Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

4 .Помогла нам яблонька, помогла нам печка...

5 .Нам не страшен серый волк.

6 .Сяду на пенёк, съем пирожок.

7 .Колотил, колотил по тарелке носом.

8 .Ловись, рыбка, большая и маленькая.

9 .Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

10 .И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

11 .Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

12 .А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

13 .Свет мой, зеркальце, скажи...

14 .Не пей из копытца, козлёночком станешь.

15 .Ещё пуще злится злая старуха...

16 .Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл...

17 .Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»

18 .Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

19 .Спокойствие, толькоспокойствие.

20 .Не ходите, дети, в Африку гулять.

Задание «Путаница»

Каждой команде предлагается карточка с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

  1. Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».

Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! - отвечает шарик. - Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

  1. Сказка «Гном и лев»

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева - корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

  1. Сказка «Лена и тигр»

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Воспитатель : Следующее задание «Назови сказку правильно»
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.

Задание «Измени концовку сказки»
Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Варианты заданий для игры в «Фанты»

  • Спеть песенку какого-либо сказочного героя;
  • сказать волшебные слова, вызывающие Сивку-бурку;
  • похвастаться, как заяц из сказки «Заяц-хваста» ;
  • повернуть избушку Бабы-яги;
  • вспомнить, где спрятана смерть Кощея и т. п.

Варианты загадок

В сказке небо синее,
ВВсказке птицы страшные.
Я Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»

На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

Нет ни речки, ни пруда.
ГГде воды напиться?
Очень вкусная вода
Вямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
ибратец Иванушка»

Вымолвил словечко -
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»

Воспитатель : - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины.

Светлана Капутская
Конспект по коммуникации «Викторина по русским народным сказкам» средняя группа

Программное содержание.

Обучающие задачи :

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках .

2. Учить узнавать сказку по заданию .

Развивающие задачи :

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках .

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи :

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству .

Оздоровительные задачи :

Снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки) .

Приемы :

Художественное слово (пословицы, загадки, пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа :

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал :

«Сложи сказку » (разрезные картинки, книга, картинки с предметами из сказок .

Оборудование :

Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок , ноутбук, столы, стульчики.

Ход занятия.

1. Мотивационно – побудительный этап.

Звучит музыка Дети входят в группу . На полу лежит книга.

Воспитатель : Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке, а еще где? В библиотеке.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Воспитатель. В книгах пишутся стихи, рассказы , сказки . У нас книга со сказками . А как можно сказать о сказке , какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки ? Ой, наверное, сказки обиделись , что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо :

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений ,

много сказочных свершений .

Но чтоб сказки вам найти ,

нужно многое пройти :

сложные задания,

забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь,

в сказках вы не заблудитесь !

И подпись : Ваши сказки ».

Воспитатель : ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу ?

(Ответы детей)

2. Организационно-поисковый этап.

Первое задание.

Воспитатель : В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему сказочное слово :

Петушок…. (золотой гребешок, Зайчишка… (трусишка, Мишка (косолапый, Зайка (побегай-ка, Волчок (серый бочок) Мышка….(норушка, Лягушка….(квакушка) .

Молодцы.

Второе задание «Угадай сказку »

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей !

Стоял домик расписной,

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

Какая это сказка ?

(«Теремок» )

Кто первый пришел к теремку? (мышка-норушка, а кто последний? (Медведь)

Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький) .

Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.

Продолжаем отгадывать сказки .

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…

(«Волк и семеро козлят» )

А куда они пропали? (их волк съел) .

А это из какой сказки ?

Сидит в корзинке девочка

у мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

несет ее домой. …

(«Маша и медведь» )

Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу)

Зайку выгнала лиса…

Плачет зайка «Вот беда!»

(«Заюшкина избушка» )

Кто помог заиньке и выгнал лису из его избушки?

(Петух) .

Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился.

(«Петушок и бобовое зернышко» )

Кто помог курочке спасти петушка?

(хозяйка, хозяин, коровушка, кузнец)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко :

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»

Кто выманил петушка?

(лиса)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

все ж попался? («Колобок» )

Кого встретил колобок в лесу? (зайца, медведя, волка, лису) - Кто помнит, какую песенку пел колобок? (я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)

3. Физминутка

Сейчас я палочку возьму и всех в колобки вас превращу (танцевальная разминка) под аудиозапись.

Третье задание : «Назовите сказочного персонажа » .

Она снесла яичко, да не простое, а золотое.

(Курочка Ряба)

Кто нашел скалочку и получил за нее курочку?

(Лиса из сказки «Лисичка со скалочкой» )

Кто ловил в проруби рыбу на хвост?

(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» )

Из копытца он напился

и в козленка превратился?

(Братец Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ).

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

(Братец и сестрица из сказки «Гуси–лебеди» )

Воспитатель : Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается .

Все нам нравится собирать пазлы, сейчас мы будем собирать пазлы по сказкам . Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку . Дети выбирают конверты с разрезными картинками (Маша и медведь, Заюшкина избушка, Теремок, Кот,петух и лис (дети по группам собирают пазлы ) . Пока дети собирают пазлы звучит сказочная музыка .

Четвертое задание «Тест на знание сказки »

1. Кто из героев сказки пригнал стадо коров из леса домой :

б) медведь;

2. Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?

а) горошек;

б) зернышко;

в) молочко.

3. Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка» ?

а) бревенчатая;

б) ледяная;

в) лубяная.

4. Кто разбил золотое яичко?

5. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?

б) внучка;

Пятое задание :

Воспитатель : А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам .

Участники должны назвать сказку , по предложенному набору предметов (в картинках) . Воспитатель выкладывает наборы на фланелеграф.

1 набор :

Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя

2 набор :

Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка

3 набор :

Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди

4 набор :

Дом, лягушка, волк – Теремок

5 набор :

Рыба, прорубь, хвост – Лисичка – сестричка и серый волк

6 набор :

Лужа, козленок, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

4. Заключительная часть.

Воспитатель : Ребята мы сегодня много вспомнили русских народных сказок . Звучит сказочная музыка воспитатель берет книгу. Ребята посмотрите а сказки то к нам вернулись . Это говорит о том, что вы хорошо отвечали на вопросы викторины и сказки к нам вернулись .

В мире много сказок грустных и смешных ,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло