Коровин в и художник время. Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография. «И вот я в мастерской Школы живописи»

"Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособност и. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том, что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь - гениальность."

Коровин Константин Алексеевич

Певец радости

Константин Коровин, - пожалуй, один из самых жизнерадостных русских художников. Всю жизнь он стремился передать радость и красоту окружающего мира. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог - он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, поразительно, во всем этом с блеском добивался успеха.

Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику «Фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды. Константину так нравились эти игры, что однажды он подговорил свою сестру Варю Вяземскую отправиться искать этот самый мыс. Дети проблуждали по городу целый день и под вечер попали в полицейский участок, а оттуда вернулись домой.



После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу - Лосином острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.

Зимой. 1894

Портрет друга

«Чтобы выучиться рисовать», - говорил Коровину его брат Сергей, студент московского Училища ваяния и зодчества, - «нужно рисовать людей». И тогда Константин принялся за портрет своего друга Дубинина. «Я мучил его ужасно. Да еще и хотелось написать его собаку Дианку», - вспоминал художник. Казалось, написать портрет было совершенно невозможно. «Дианка вертелась, Дубинин ворочал головой во все стороны. Портрет не удался, но Дубинину понравился». Он говорил: «Картина хороша, только усов у меня эдаких нет. Чего же усы-то сделал рыжие, а у меня усы-то черные. Ты черной краской делай». Чтобы доставить другу удовольствие, Коровин сделал черные усы и добился полного восхищения модели.



Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям - Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится - поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее, Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. Среди учителей были лучшие художники того времени: Саврасов, Перов, Прянишников, братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов, Маковский.

Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан - один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах Коровин вспоминает, что после вручения художники сразу поехали к А.П. Чехову. Чехов посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все — ерунда, обман. Вот у городового — другое дело».



Довольно рано Константин Коровин нашел собственный почерк -яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости. В своих искрометных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако, после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине, возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались за советом как закончить картину.


Классика русской живописи 19-го века. Константин Коровин. Русский импрессионизм
Северная идиллия. 1886

Душа компании

По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав - все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух, до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя».



Зимние сумерки

Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» - писать то, что захочется и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина - Валентин Серов.

Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой крайнего севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона Крайний север на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровинм во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.



Осень. На мосту. 1910-е

За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался в Москве воплотить мечту - украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.

В 1961 году во время очередного ремонта панно были демонтированы и переданы Государственной Третьяковской галерее . После необходимой реставрации четыре из них будут представлены в экспозиции предстоящей выставки на Крымском валу. Что касается парижских панно, впервые за 110 лет и в третий раз с момента создания широкая публика смогла увидеть в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Россия. Праздничное гулянье. 1930-е

Мир искусства

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел - Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», - вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».

В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые живописцы.



Несмотря на очевидные успехи и появление многочисленных обожателей, критики часто обрушивались на художника. В конце жизни Коровин вспоминал, что главным ругательством в то время было обвинение в «декадентстве». Хотя каждый критик вкладывал в это понятие что-то свое. А однажды живописца вызвали на допрос в Министерство внутренних дел, где потребовали объяснить «в чем разница между социализмом и импрессионизмом».

Тем не менее, Владимир Теляковский, затеявший реформировать Императорские театры, предложил Константину Коровину стать главным художником. Живописец согласился и предложил позвать также художника Головина. Здесь мастер столкнулся не только с нападками прессы, но и с саботажем актеров. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Танцоры рвали на себе новые пачки, а маляры подкладывали в краски соль, чтобы те не сохли. Константин Коровин не растерялся, купил себе револьвер и приходил в театр, заткнув его за пояс.

Сегодня без преувеличения можно утверждать, что постановки Коровина составили эпоху в русском театральном искусстве. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы. Среди его постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».

К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако, в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши Григория Раисова. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве и будут представлены на предстоящей выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911 год

Консультант по маскировке

Успел Константин Коровин побывать и на военной службе. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «...здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников». Увиденные им ужасы и страдания навсегда остались в его душе, о чем можно заключить по рассказу «Колька».

Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно - членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. Он участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).



Однако со временем интерес к художнику стал падать, звание «академика» ничего не значило, картины не признавали критики. Ухудшалось и самочувствие его сына Алексея. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки. В последнее десятилетие открыл в себе литературный талант и написал интереснейшие мемуары и рассказы.

Париж. 1933



"Парижские огни"

Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

Не могу удержаться и не добавить о небольшом расследовании по картине Коровина "За чайным столом" (). Оно интересно само по себе, но ещё более грандиозно то, что тогда я открыл для себя Константина Алексеевича как прозаика. И какого прозаика! Для всех почитателей этого талантливейшего человека пару лет назад появился великолепный подарок -- двухтомник прозы и писем Константина Алексеевича. Такой прозы, которую Фёдор Иванович Шаляпин назвал жемчужинами. Вот отрывок из рецензии на двухтомник «Константин Коровин: То было давно…там, в России»: "Туда вошли воспоминания «Моя жизнь», многочисленные рассказы и очерки, более десяти лет выходившие в Париже в русских газетах, книга о Шаляпине." (http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/review/review0064.html)


Один из ярчайших представителей русской живописи рубежа XIX-XX вв. Константин Коровин прожил жизнь, полную драматических событий. Последние 16 лет он провел в вынужденной эмиграции во Франции, где так и не нашел себе места. Сейчас его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, но на родине талант художника смогли оценить по достоинству только спустя много лет после его смерти.



Константин Коровин родился в 1861 г. в семье московского купца. Отец не смог пережить своего разорения и покончил с собой. От этого удара Константин Коровин не мог оправиться очень долго. От отца он унаследовал любовь к рисованию, и вслед за страшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Саврасов, В. Поленов и другие знаменитые художники-передвижники. Затем Коровин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.



В 1885 г. судьба свела Коровина с самым видным меценатом того времени Саввой Мамонтовым, в усадьбе которого собирались лучшие живописцы, писатели и музыканты рубежа веков. В Абрамцевском кружке пропагандировались идеи возрождения интереса к традиционной русской культуре и фольклору. Коровина привлекли к оформлению декораций для спектаклей на сцене Частной оперы. Там он познакомился с Федором Шаляпиным, который стал его другом.



К. Коровин утверждал: «Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого «-изма». Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...».



Начало нового столетия было необычайно плодотворным и успешным в жизни художника. В 1900 г. за оформление Русского отдела на Всемирной выставке в Париже Коровина наградили орденом Почетного легиона, в следующем году он вместе с Серовым начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через несколько лет стал академиком живописи.



Однако трагические события продолжали преследовать художника. Его первый сын умер во младенчестве. Второй сын попал под трамвай и в 16 лет лишился обеих ног. С женой отношения тоже складывались непросто: она не разделяла взглядов мужа и не интересовалась его творчеством. К тому же она сильно болела, и художник выбивался из сил, стараясь раздобыть средства на лечение для нее и сына. В 1908 г. умер брат Коровина, и в результате испытанного нервного потрясения художник попал в больницу.



После революции Коровин не выступал против новой власти и даже пытался найти себе место в советской России: состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался оформлением декораций для спектаклей, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных. Но средств для жизни катастрофически не хватало, к тому же его квартиру «уплотнили», имение в Охотино реквизировали, а в прессе начались нападки на его творчество. Нарком просвещения А. Луначарский посоветовал художнику уехать за границу.



Уезжая в 1923 г. во Францию, Константин Коровин не предполагал, что больше никогда не сможет вернуться на родину. В Париже ему пообещали место художника-декоратора в «Grand Opera», он рассчитывал поправить свое бедственное материальное положение и приехать обратно, но эти планы так и не осуществились.



Уезжая, Коровин оставил свои картины галеристу Крайтору, и тот исчез с работами и вырученными за них деньгами. Недобросовестные агенты пользовались доверчивостью художника и за рубежом: несмотря на то, что он много и усердно работал, он продолжал жить в нищете. В последние годы жизни его настигла новая беда: он стал терять зрение. Не имея возможности заниматься живописью, он писал очерки и рассказы, которые сегодня критики оценивают достаточно высоко. В сентябре 1939 г. Коровин скончался на улице от сердечного приступа.



Картины К. Коровина долгое время не пользовались популярностью в советской России: их называли буйными и незрелыми, а широкие мазки – дерзкими и грубыми. Имя художника-эмигранта было забыто. Одним из немногих, кто разглядел масштабы его дарования, был знаменитый певец Федор Шаляпин, называвший Коровина «Паганини в живописи». Сам он сумел в эмиграции добиться признания и успеха, хотя во время происходили забавные курьезы.

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был . Певец назвал художника « в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Детство и юность

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и от отца.


Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго. В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Коровины перебрались в Мытищи.

Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.


Старший на 3 года брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом столичного училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист .

Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.


Константин Коровин вернулся в столицу и в родное училище, где должность Саврасова занял . Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.

Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом , а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали , .

Живопись

Творческая биография модерниста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.

Мамонтов, уверенный, что портрет нарисовал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник. Меценат пригласил Константина Коровина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции. В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».


На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства. Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным. Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.

Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл».


Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен, правый край полотна словно обрезан.

Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».


У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист .

Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.


В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.

Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Как и все работы модернистов, натюрморты и пейзажи Коровина лучше рассматривать из отдаленного ракурса. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.


Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское.

Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.


В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию иммигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.

Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.


Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.

Личная жизнь

С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.


Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.

Константин Коровин расстался с любимой женщиной, иммигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.


Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей.

Смерть

Художник скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За два года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество.


Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.

В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.

Произведения

  • 1883 – «Портрет хористки»
  • 1888 – «В лодке»
  • 1888 – «За чайным столом»
  • 1890 – «Парижское кафе»
  • 1894 – «Зима в Лапландии»
  • 1896 – «Бумажные фонари»
  • 1906 – «Бульвар Капуцинок»
  • 1913 – «Ледовитый океан»
  • 1914 – «Пристань в Гурзуфе»
  • 1914 – «Москворецкий мост»
  • 1915 – «Сирень»
  • 1916 – «Базар»
  • 1917 – «Крым. Гурзуф
  • 1921 – «Портрет Ф. И. Шаляпина»
  • 1922 – «Натюрморт с синей вазой»
  • 1923 – «Розы»
  • 1930 – «Зимний пейзаж»
  • 1938 – «Автопортрет»

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич 1861-1939 гг. — русский художник живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Отец Константина получил хорошее университетское образование, но не смог сохранить состояния семьи и разорился. Семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи (под Москвой).

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".

На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи . В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.

Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.

Картины Коровина:

1895 г. — уже в Москве Коровин продолжает писать (дорабатывать) "северную" тематику. Рождается "Гаммерфест. Северное сияние ".

1896 г. — в Нижнем Новгороде проходит Всероссийская выставка. Константин Коровин оформляет павильон по заказу Мамонтова. Художник пробовал стиль "модерн" в оформлении. Поленов очень положительно отозвался о работе Коровина: «северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке ».

1897 г. — по собственному проекту Коровин построил дачу на берегу Нерли в Охотино, куда уезжает писать сельские пейзажи. Художник живёт в гражданском браке с хористкой Анной Яковлевной Фидлер. Родился сын Алексей, они зарегистрировали гражданский брак.

1888 г. — похоронил своего первого сына, умершего в младенчестве. Коровин несчастлив в браке, отношения с Анной Фидлер доходят даже до внутренней враждебности. Коровин отстраняется от гражданской жены и сосредотачивается на работе.

1898 г. — много работает над декорациями для Частной оперы, где сближается с Фёдором Шаляпиным . Для Шаляпина он создавал костюм Ивана Грозного.

1901 г. - помимо работы в театрах, он начал вести занятия в Московском училище живописи (вместе с Серовым) и преподавать в Строгановском училище.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая декорации к спектаклям, костюмы. Становится известным художником оформителем. Работает для спектаклей Большого театра, Мариинского театра и даже - театра Ла Скала в Милане.

Но для себя, он продолжает работу в стиле импрессионизма и постоянно обращается в сюжетах своих картин к Парижским пейзажам. В тот период рождается "Парижская серия" картин.

1905 г. - Константина Коровина избирают академиком.

1908 г. - умер старший брат Коровина, художник Сергей Коровин. Это сказывается на здоровье Константина - он попадает в больницу.

1910 г. - знакомится с драматической актрисой Надежда Ивановна Комаровская, которая позже станет второй гражданской женой Коровина.

1916 г. - Коровин заболел и лечился в Севастополе.

1917 г. - революционные события нарушили душевное равновесие художника. После февральской революции (в апреле 1917 года) он приглашен в Комиссию художников.

1918 г. - он вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов.

1919 г. - Коровин отказывается от преподавания, ссылаясь на здоровье и сердце. Коровин уезжал из Москвы (в Охотино), но спокойной работы и творчества не выходит - в провинции становится опасно. Но даже в это время он продолжает много работать.

1921 г. - проходит выставка Коровина устроенная в Третьяковской галерее.

1922 г. - жизнь талантливых и известных людей в Советской России становится невозможной. Первым из друзей Коровина уезжает и не возвращается Ф. Шаляпин. Сам Коровин вынужден жить в своей квартире в Москве, но и там ему уже нет покоя. К нему постоянно приходили реквизировать квартиру и "уплотнять". Пожилой художник тратит силы на просьбы о помощи у знакомых и сбор различных справок и "охранных грамот", чтобы защитить своё убежище.

1922 г. - он всё же выехал за границу и поселился в Париже. Всю оставшуюся жизнь Коровин продолжает усердно работать, но его работы не пользуются большим признанием, и живёт он бедно.

В последние годы жизни Коровина постигло новая беда - быстрая утрата зрения. Она вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства. Но художник продолжал писать рассказы, зарабатывая себе на жизнь. Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

Первый русский импрессионист. Русским художником исполнено множество пейзажей, портретов и натюрмортов. Мастерски создавал декорации для театра.

Детство Коровин провёл у деда. Михаил Иванович Коровин, дед художника, был поначалу простым ямщиком. Позднее он стал владельцем ямщицкого извоза, обслуживающий почтовый тракт Москва – Новгород. Отец Алексей Михайлович не смог продолжить дело деда, и семья испытывала материальные тяготы. Мать художника, Аполинария Ивановна, происходила из дворянского рода Волковых. Оба родителя любили рисовать, в их доме гостили известные художники 1860-70-х годов Л.Л. Каменев и И.М. Прянишников. В четырнадцать лет Коровина, вместе с братом Сергеем, направляют обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали И.М. Прянишников, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, А.К. Саврасов, а с 1882 года – В.Д. Поленов. Больше всего оказал влияние на Коровина А.К. Саврасов, в то время он руководил пейзажным классом. Другом Коровина стал И.И. Левитан.

По пути Коровина прошли многие художники русской школы. В 1894 году написанный пейзаж Коровиным «Зимой» стал программным в русском пейзаже. Позднее к этой теме обратились Серов и Левитан. Большая серия этюдов была исполнена художником после путешествия по России и Европе. Характерны для творчества Коровина натюрморты с цветами, особенно с розами.

В 1884 году Коровин знакомится с С.И. Мамонтовым, который пригласил его работать в Московской частной опере под руководством Поленова. Где Коровин создавал декорации на протяжении 14 лет. Коровин стал самой знаменитой фигурой изобразительного искусства в Москве. Близкими его друзьями были В.А. Серов и Ф.И. Шаляпин. Современники восхищались разнообразием талантов русского художника.

В 1900 году Коровин возглавляет художественный отдел по оформлению Кустарного павильона (его ещё называли «русской деревней) на Всемирной выставке в Париже. Он получил одиннадцать наград, среди них две золотые. Французское правительство наградило Коровина орденом Почётного легиона.

В 1901 году Серов пригласил Коровина преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. в их портретно-жанровой мастерской учились ведущие живописцы объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет». При содействии Коровина был создан журнал «Мир искусства».

В 1905 году русский художник примкнул к рядам Академии художеств.

В 1900 году была сделана новаторская постановка А.А. Горским «Дон-Кихота» на музыку Л.Ф. Минкуса. Оформляли постановку Коровин и А.Я. Головин. Этот случай положил начало работы Коровина в Большом театре. Коровин нашёл новый стиль в оформлении сцены. В спектаклях декоративное оформление активно участвовало, связывая пространство, костюмы со сценическим действием и музыкой. Лучшие его театральные работы – «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1901), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1907), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1912).

С 1910 года Коровин главный декоратор и консультант московских императорских театров.

С 1917 года русский художник становится активным участником культурных преобразований. Однако, он довольно быстро уходит в тень. В 1923 году И.Э. Грабарём, в Третьяковской галерее, была организована прощальная выставка, посвящённая творчеству Коровина. Вскоре Коровин покидает новую страну, едет в Париж, где продолжает много работать в театре. Его ностальгические чувства проявились в литературном творчестве.

Известные произведения Коровина Константина Алексеевича

Картина «Портрет хористки» исполнена в 1883 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была показана в 1889 году на передвижной выставке. И только спустя 11 лет художник получил за неё золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Развитие художественного мастерства Коровина началось с этой картины. В этой картине нет любования моделью, какой-либо её идеализации.

Эта женщина некрасивая. Даже несколько уродливая

К. Коровин

Новое для России видение натуры настороженно почувствовали современники.

Живая и остроумная наблюдательность художника

Слова современников

Ценность этой картины заключается в её случайности и непринуждённости. Основным в стиле мастера является не композиционное построение, а поиск цветовых решений. Коровин прекрасный колорист. Картина написана большими мазками. В сущности это этюд, превращённый из вспомогательного инструмента в самостоятельное произведение. Создавая картину, художник ставил перед собой задачу создания её цветового образа.

Картина «Париж. Бульвар Капуцинок» исполнена в 1911 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Коровин написал картину энергичными, сильными, уверенными мазками. Хотя он не уделяет особого внимания мелким деталям, они возникают в воображении зрителя. Колорит, выполненный в оттенках серого, зелёного, голубого, красного, оживляет картину. Перед зрителем бурлит и кипит жизнь парижского бульвара.

Когда смотришь на картину с близкого расстояния, создаётся впечатление, что ты видишь палитру художника. Свою целостность картина приобретает, стоит только посмотреть на неё издалека. Постепенно приближаясь к ней, не сводя глаз, вы обязательно окажитесь в гуще событий, происходящих на полотне.

Картина «Розы и фиалки» написана в 1912 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1910-х годах мастер увлекался натюрмортами с цветами, в которых воплотились его новаторские поиски в области театральной декорации.

На картине, на фоне открытого окна с видом на вечерний парижский бульвар – натюрморт с розами, маленьким букетом фиалок, ярким апельсином, сахарницей и кофейником. Этот натюрморт освещён изнутри комнаты, что делает его неестественно ярким, а на улице только свет фонарей, их призрачное мерцание. Игра света, преображающая реальность прекрасно передана художником.

Шедевр Коровина К.А. – картина «Зимой»

Картина «Зимой» исполнена в 1894 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Этюд «Зимой» стал программным для целого направления в русском пейзаже (достаточно заметить, что этим неприхотливым мотивом с запряженной в сани лошадкой, его колористической интонацией в ближайшие годы воспользовались И. И. Левитан и В. А. Серов).

Этот пейзаж олицетворяет любовь к родной природе. В сущности это обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл. На заднем плане картины простирается безбрежная даль полей и лесов. Картина выполнена в мягком колорите серо-голубых и сиренево-серых красок со множеством тёплых и холодных оттенков. Рельефные мазки передают и фактуру снежной корки, и влажность зимнего воздуха.

Коровин, как и его учитель А.К. Саврасов, поэтизирует русскую природу, создаёт лирический пейзаж северной природы. На картине мы видим поэзию пасмурного дня, понурую лошадку, стоящую в ожидании.

  • Портрет хористки

  • Париж. Бульвар Капуцинок

  • Розы и фиалки

  • Зимой

  • Христос беседует с Некодимом

  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара

  • Мальвы Саратовской губернии

  • На даче

  • На Сенежском озере

  • Настурции

  • Осень. На мосту