Казнь иисуса христа. Глава XX. Казнь Иисуса - Иисус, или Смертельная тайна тамплиеров

В вопросе, кто убил Иисуса Христа, важно разобраться всем, кто хочет посвятить себя христианству или интересуется историей религий. Иисус - ключевая фигура в христианстве. Это Мессия, появление которого было предсказано еще в Ветхом Завете. Считается, что он стал искупительной жертвой за все грехи людей. Основными источниками информации о жизни и смерти Христа служат Евангелия и другие книги Нового Завета.

Страсти Христовы

Ответ на вопрос, кто убил Иисуса Христа, можно найти на страницах Библии. Согласно Евангелие, последние дни и часы его жизни принесли ему много страданий. В христианстве это принято называть Страстной неделей. Это последние дни перед Пасхой, на протяжении которых верующие готовятся к празднику.

К списку Страстей Христовых богословы относят:

  • Вход Господень в Иерусалим.
  • Вечерю в Вифании.
  • Омовение ног ученикам.
  • Тайную Вечерю.
  • Путь в Гефсиманский сад.
  • Моление о чаше.
  • Поцелуй Иуды и последовавший за ним арест Иисуса.
  • Появление в Синедрионе.
  • Отречение апостола Петра.
  • Появление Иисуса перед Понтием Пилатом.
  • Бичевание Христа.
  • Поругание и увенчание терновым венцом.
  • Крестный путь.
  • Срывание солдатами одежд и разыгрывание их в кости.
  • Распятие.
  • Смерть Христа.
  • Положение во гроб.
  • Сошествие в ад.
  • Воскресение Иисуса Христа.

Верхом на осле

Свой отсчет Страсти Христовы начинают с Входа Господа в Иерусалим. В наши дни верующие отмечают в воскресенье ровно за неделю до Пасхи праздник, который в России больше известен как Вербное воскресенье.

В Евангелие описывается, как Иисус въехал в Иерусалим верхом на ослице, а народ встречал его, устилая дорогу одеждами и пальмовыми ветвями (именно поэтому этот день еще называют Пальмовым воскресеньем).

Придя в Иерусалимский храм, Христос начал опрокидывать столы менял и продавцов скота, вызвав недовольство служителей, но те не посмели ему перечить, боясь народного гнева. После этого Христос совершил несколько знаменитых чудес, исцелив хромых и слепых, а затем уехал из Иерусалима, проведя следующую ночь в Вифании.

В христианской идеологии этот праздник символизирует сразу два важных момента: служит прообразом входа Сына Человеческого в Рай и считается признанием Иисуса Мессией. Ожидали Мессию и иудеи, которые в то время находились под оккупацией римлян. Они ждали национального освободителя от иноземных захватчиков.

Так торжественно Иисуса встретили, потому что уже знали о его многочисленных чудесах. Самым впечатляющим было воскрешение Лазаря. Въезжая в город, Иисус умышленно выбирает для себя осла, а не коня, потому что на Востоке осел считается символом мира, а конь - символом войны.

Один из самых знаменитых эпизодов Нового завета - Тайная Вечеря, которую на своих картинах запечатлели многие художники. Самая известная работа Леонардо да Винчи находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Это последняя трапеза Иисуса Христа со своими учениками, во время которой впервые было установлено таинство Причастия, сам Спаситель прочитал проповеди о христианской любви и смирении, предсказав предательство одного из своих учеников, а также будущее христианской церкви и всего мира.

Готовили праздничную пасхальную трапезу ученики Христа Иоанн и Петр, которым учитель это поручил. Вечером Иисус возлег, и двенадцать апостолов с Ним.

Омовение ног

Это знаменитый и очень значимый эпизод Тайной Вечери. Согласно восточным традициям, такой обряд существовал с древних времен, символизируя гостеприимство.

В Евангелие описывается, что Иисус снял с себя верхнюю одежду, перепоясался и начал омывать ноги своим ученикам, вытирая их полотенцем. Когда Петр спросил, ему ли умывать его ноги, Иисус ответил, что смысл его действий будет понятен ученикам только позднее.

Считается, что в ту минуту он уже знал своего предателя, поэтому и сказал ученикам, что не все они чисты. Только окончив процедуру, он объяснил, что подал пример смирения, и что теперь следует им поступать так же.

Символическое значение этого действа заключается в ритуальном омовении перед участием в обряде. В данном случае - перед трапезой, посвященной Пасхе. Когда участники пришли на место священной трапезы, ноги их были осквернены, поэтому их и следовало омыть. Умышленно заняв позицию слуги, а не господина, Иисус изменил отношения, устоявшиеся между сословиями. Основополагающая идея этого эпизода Нового Завета заключается в мысли быть слугой своим ближним, невзирая на собственное положение в обществе.

Отвечая на вопрос, кто убил Иисуса Христа, многие сходятся во мнении, что одним из ключевых виновников стал его ученик Иуда Искариот. Это был единственный иудей из всех апостолов, остальные происходили из Галилеи. Согласно преданиям, в их общине он был казначеем, отвечал за ящик для пожертвований. Многие исследователи склонны считать, что он подворовывал.

Иуда согласился предать Иисуса Христа за 30 сребреников. Когда стража пришла в Гефсиманский сад, Иуда, чтобы указать на Спасителя, подошел и поцеловал его на глазах у стражников. С тех пор известно крылатое выражение "поцелуй Иуды", которое обозначает предательство самым близким человеком.

Когда Иисуса приговорили к распятию, Иуда раскаялся в своем поступке. Он вернул первосвященникам 30 сребреников, заявив, что согрешил, предав невинного человека. Он бросил деньги на пол храма, а затем покончил собой.

Причины притеснений Христа

После воскрешения Лазаря многие иудеи поверили в силу Иисуса. Тогда фарисеи и первосвященники решили от него избавиться. Отвечая на вопрос, почему убили Иисуса Христа, нужно отметить, что священники опасались, что весь народ поверит в него, а пришедшие римляне окончательно овладеют землями Иудеи.

Тогда первосвященник Каиафа предложил убить Христа. Иисуса судили по двум правовым системам: иудейской, которая считалась самой справедливой (она была построена на принципе равнозначного наказания), а также по римской, которая основывалась на самых совершенных правовых законах того времени.

В отношении Христа были нарушены нормы еврейского права, потому что арест (согласно им) допускали только после проведения следствия. Исключением был только ночной арест, когда следствие проводить было некогда, а существовала опасность, что преступник может скрыться. Но в этом случае судебный процесс должен был начаться уже на следующее утро.

Сразу после ареста Христа привели в дом первосвященника Анны. Первоначальный допрос ни к чему не привел. Иисус не стал признаваться в преступлениях, поэтому материалы были переданы в Синедрион для судебного следствия.

Суд над Христом

Непосредственно суд над Иисусом начался в доме Каиафы, где собрались все члены иудейского суда, имевшие право выносить смертный приговор. Для этого собрался Синедрион. В него входил 71 человек. Именно к этому органу перешло управление Иудеи после уничтожения царской власти. Например, только с согласия Синедриона могла начаться война.

Иисусу предъявили несколько обвинений: в нарушении слова Господня, святотатстве, богохульстве. Для Синедриона Христос стал слишком сильным и опасным соперником. Этим и объясняется, почему иудеи убили Иисуса Христа. На суде было много лжесвидетельств, на которые Спаситель никак не отвечал. Решающим стал вопрос Каиафы, признает ли Иисус себя Сыном Божьим. Тот заявил, что они сейчас видят Сына Человеческого.

В ответ на это первосвященник разорвал на себе одежды, заявив, что это и есть главное доказательство богохульства. Синедрион приговорил его к смерти, исключительно основываясь на его словах, нарушив этим еще одну норму еврейского судопроизводства, согласно которой никто не может быть осужден на основании собственного признания.

Также по иудейскому закону требовалось после вынесения смертного приговора отправить обвиняемого в темницу, а членам суда предстояло заседать еще день, обсуждая решение, приговор и весомость доказательств. Но члены Синедриона торопились исполнить приговор, поэтому нарушили и это правило. Теперь должно стать очевидным, кто убил Иисуса Христа. Первосвященники боялись утратить влияние на народ, поэтому им важно было остановить популярного и любимого пророка. Вот и ответ на вопрос, зачем убили Иисуса Христа.

При этом члены Синедриона, вынеся приговор, не могли сами привести его в исполнении, не утвердив у римского наместника. Поэтому и отправились с Иисусом к Понтию Пилату.

Понтий Пилат

Разбираясь в вопросе, кто убил Иисуса Христа, нужно остановиться на эпизоде встречи с Понтием Пилатом. Это был римский префект, который представлял интересы Рима в Иудее с 26 по 36 годы нашей эры. В отличие от Иисуса Христа, о личности которого ходит много легенд (до сих пор ведутся споры, существовал ли он), Пилат - это исторический персонаж. Фактически он был наместником Рима в Иудее.

Историки, исследовавшие тот период, отмечают, что Пилат был жестоким правителем. В те годы нередко устраивались казни и массовые насилия. Массовые народные выступления вызывали усиливающийся политический гнет, повышающиеся налоги, провокации со стороны Пилата, который оскорблял обычаи и религиозные верования иудеев. Все попытки противостоять этому римляне беспощадно подавляли.

Современники часто характеризуют Пилата как продажного и жестокого самодура, который виноват в многочисленных казнях, совершаемых без следствия и суда. Обращаясь к императору Калигуле, царь Иудеи Агриппа I утверждает, что Пилат занимался насилием, подкупом, выносил бесчисленные смертные приговоры, был невыносимо жестоким.

На тот момент в Иудее правителем был Ирод Филипп II. Однако нельзя утверждать, что существовал иудейский царь, убивший Иисуса Христа. Реальная власть принадлежала римским наместникам, которые опирались на местных первосвященников.

Встреча с прокуратором

На суде прокуратор стал выяснять у Христа, признает ли он себя иудейским царем. Вопрос был важен, потому что притязание на власть в качестве иудейского правителя по римским законам квалифицировалось как опасное преступление против империи. В ответе Иисуса Пилат не усмотрел вины: "Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине".

Пилат стремился не допустить беспорядков, поэтому обратился к собравшейся возле его дома толпе с предложением отпустить Иисуса. Существовал обычай, согласно которому на Пасху разрешалось отпустить одного из преступников, который должен был быть осужден. Но толпа в ответ потребовала казни Христа.

Пилат предпринял еще одну попытку, приказав начать избивать его на глазах у толпы. Он предположил, что народ удовлетворится видом окровавленного Иисуса. Но иудеи заявили, что он непременно должен умереть. Поэтому и считается, что евреи убили Иисуса Христа.

Пилат, опасаясь народных волнений, вынес решение о смертном приговоре, подтвердив приговор Синедриона. Иисуса обязательно должны были распять. После этого Пилат заявил, что умывает руки перед народом, снимая с себя ответственность за кровь этого Праведника. В ответ на это народ, собравшийся перед его домом, воскликнул, что берет на себя и детей своих кровь Иисуса. Это еще один ответ на вопрос, кто убил Иисуса Христа. Тайны Библии по этой проблеме кажутся окончательно решенными. Но кем же был вынесен окончательный приговор? Кто приказал убить Иисуса Христа? Если верить историческим свидетельствам, последнее слово осталось за Понтием Пилатом. Это наиболее точный ответ на вопрос, кто убил Иисуса Христа на самом деле, правда, не фактически, каким-либо видом оружия, а отдав приказ.

Согласно приговору, Иисуса должны были распять. Если верить евангелистам, при казни присутствовали его мать Мария, Иоанн, который составил Евангелие, Мария Магдалина, Мария Клеопова, два разбойника, которых распяли вместе со Спасителем, римские воины, которыми руководил сотник, первосвященники, народ и книжники, насмехавшиеся над Иисусом.

Казнь Христа

Когда убили Иисуса Христа? Это произошло в пятницу, 3 апреля 33 года нашей эры. К этому выводу пришли американские и немецкие геологи на основании анализа сейсмической активности в районе Мертвого моря. Этот вывод основан на тексте в Евангелии от Матфея, в котором утверждается, что в день казни случилось землетрясение. Согласно геологическим исследованиям, небывалое землетрясение в районе Иерусалима в десятилетие между 26 и 36 годами нашей эры произошло именно в этот день.

Следующий вопрос, на который предстоит дать ответ, - где убили Иисуса Христа. Это произошло на горе Голгофе возле Иерусалима. Она находилась к северо-западу от города. Считается, что свое название она получила из-за черепов, которые складывали на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. По преданию, на этой же горе был похоронен Адам.

До Голгофы Иисус сам нес крест, на котором его позже распяли. Когда Христа подняли на кресте, то оставили умирать под палящим иудейским солнцем. Сохранилось предание, согласно которому один из римских воинов решил облегчить его страдания. Известно даже, кто убил Иисуса Христа копьем. Это был римский сотник по имени Лонгин. Именно он вонзил копье под ребра Спасителю, прекратив его мучения на кресте. Теперь вы знаете, кто убил Иисуса Христа копьем. С тех пор православная и католические церкви почитают Лонгина как мученика.

По преданию, он стоял в страже возле креста, охранял его гроб и был свидетелем Воскресения. После этого Лонгин уверовал в Иисуса и отказался лжесвидетельствовать о том, что его тело выкрали ученики.

Рассказывают, что Лонгин страдал катарактой. Во время казни ему на глаза брызнула кровь Спасителя, благодаря которой он исцелился. В христианстве он считается мучеником, который покровительствует всем людям, страдающим от глазных болезней.

Уверовав в Христа, он отправился проповедовать на свою родину, в Каппадокию. С ним пошли и два других воина, ставших свидетелями Воскресения. Пилат послал солдат с приказом убить Лонгина вместе с соратниками. Когда отряд прибыл в его село, Лонгин сам вышел к воинам, пригласив их в дом. Во время трапезы те ему рассказали о цели своего путешествия, не зная, кто перед ними находится. Тогда Лонгин назвал себя и попросил воинов, которые были, безусловно, изумлены, исполнить свой долг. Те хотели даже отпустить святых, советовали им сбежать, но сподвижники проявили волю и характер. Они твердо решили принять страдания за Спасителя.

Тела их обезглавили и похоронили в родном селении Лонгина. Головы отправили Пилату в качестве подтверждения исполнения миссии. Римский прокуратор приказал выбросить головы на мусорную свалку. Их нашла бедная слепая женщина, которая исцелилась, прикоснувшись к головам. Она и вывезла их останки в Каппадокию, где и похоронила.

Известно, где находится копье, которым убили Иисуса Христа. Оно считается одним из Орудий Страстей и называется Копьем Лонгина, Копьем Христа или Копьем Судьбы. Это одна из величайших реликвий в христианстве.

Существует множество легенд, в которых рассказывается, кто владел им после Распятия Христа. В их числе называют Константина Великого, короля готов Теодориха I, Алариха, императора Юстиниана, Карла Мартелла и даже Карла Великого. Последний так верил в него, что постоянно держал при себе.

Встречаются упоминания о том, что им владели императоры Священной Римской империи. Отсюда можно сделать вывод, что речь идет о реальном орудии убийства.

Сейчас в мире хранится несколько реликвий, которые считаются Копьем Лонгина или его фрагментом. С XIII века в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря в Армении находится копье, которое (по преданию) принес

В базилике святого Петра в Риме есть так называемое ватиканское Копье Судьбы. Его отождествляют с копьем из Константинополя, которое до этого хранилось в Иерусалиме. Первое упоминание о нем можно встретить у Антония из Пьяченцы, совершавшего паломничество в Иерусалим. Когда в 614 году город захватили персы, они завладели всеми Страстными реликвиями. Если верить Пасхальной хронике, его наконечник был отломан, а само копье перевезли в храм Святой Софии, а позже - в церковь Фаросской Богоматери.

Исследователи, пытаясь ответить на вопрос, где находится копье, которым убили Иисуса Христа, пришли к выводу, что реликвия хранится в Вене. Венское Копье отличается вкраплениями металла, которые считаются гвоздями с распятия. Сегодня оно находится в Палате сокровищ Венского дворца. После аннексии Австрии в 1938 году обербургомистр Нюрнберга перенес его в церковь Святой Катарины. Обратно в Австрию его вернул американский генерал Эти события обросли многочисленными легендами. В наши дни копье считается важной частью современной христианской мифологии.

Такова вкратце история смерти Спасителя. Из этой статьи должно быть ясно, когда, кто и почему убил Иисуса Христа.

Сюжет об осуждении и казни Христа - одно из самых запутанных и затуманенных мест Библии. Причем затуманена эта история была явно сознательно. Кто и при каких обстоятельствах это сделал? И главное - кому было нужно так фальсифицировать события, повествующие о казни Иисуса?

Согласно Евангелиям, отряд «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» арестовал Иисуса в Гефсиманском саду. Христа увели во двор первосвященника и немедленно судили. Это уже первая несообразность.

Поспешишь - людей насмешишь

Действительно, странный суд: собрался ночью, тотчас же после ареста обвиняемого! И не в здании суда, как это было бы логичнее, а во дворе самого первосвященника.

Судилище иудейских первосвященников немедленно приговорило Христа к смерти. Заметим, что это было нарушением традиции, которой «книжники и фарисеи» следовали весьма тщательно. Согласно иудейскому обычаю, немедленно мог быть утвержден только оправдательный приговор. Осуждающий же приговор выносился только на другой день после «слушания дела» - таким образом страховались от слишком поспешных и скоропалительных решений.

Но имел ли синедрион вообще право осуждать на смерть? Ведь, как правило, в покоренных провинциях римляне отбирали у местных органов право «жизни и смерти». Логично предположить, что так же они поступили и в Иудее. Доказательством этого служит сам текст Библии. Ведь синедрион, «осудив» Иисуса, потом зачем-то отправляет его на новый суд - к представителю римской власти в Иудее, прокуратору Понтию Пилату. Возникает вопрос: зачем тогда нужен был первый суд? Скорее всего, никакого первого суда и не было.

Подлинная картина происходящего ясно видна в Евангелии от Луки: «И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его». Здесь синедрион фигурирует только как коллективный доносчик перед Пилатом, а вовсе не как судебная инстанция. Видимо, так оно и было в реальности.

А дальше начинаются удивительные вещи. Как же поступает этот облеченный всей полнотой власти римский чиновник? Напомним, что синедрион обвиняет Иисуса перед лицом Пилата в том, что тот бунтовщик, объявивший себя Сыном Бога, что он призывает не платить подати кесарю и хочет поднять народ против римского господства.

Казалось бы, дело ясное. Перед Пилатом стоит опасный государственный преступник. Как представитель римской власти, он просто обязан казнить мятежника. Напротив, масса простых жителей Иерусалима не имела никаких оснований негодовать на человека, восставшего против римского владычества. Перестать платить дань римлянам? Сбросить римское иго? Да об этом мечтал каждый житель Иудеи! Народ должен был хоть и тайно, но относиться к Иисусу с симпатией, а вот Пилат, напротив, должен был его строго покарать.

А что же говорят Евангелия? Пилат не находит никакой вины за Иисусом, хотя последний не отрицает возводимых на него обвинений. Но прокуратор упрямо стремится освободить Иисуса. Ну, допустим, нашла на него такая блажь - быть добрым. Всякое бывает. Но дальше - больше!

Несмотря на то что Пилат не признает вины Иисуса, он почему-то не освобождает его, а начинает вопрошать у собравшихся иудеев, что ему делать с обвиняемым. Да, бывали случаи, когда императорские чиновники на местах находили какое-либо дело слишком скользким и непонятным и не решались самостоятельно принять решение. Но в таких случаях фигуранта (или фигурантов) дела отправляли в Рим - пусть столичное начальство само разбирается!

Однако этот жестокий сатрап, наместник самого «земного бога» - императора Тиберия, просит сборище народа в Иерусалиме, чтобы оно разрешило ему оправдать и освободить обвиняемого. А получив отказ, прокуратор, этот удивительный гуманист, еще и «умывает руки», показывая всем, что он снимает с себя всякую ответственность: мол, делайте что хотите - пусть будет по-вашему. К слову сказать, символическое умывание рук - это иудейский обряд. Немыслимо представить, чтобы римский чиновник стал совершать обряды покоренного народа, предавая таким образом свои, исконно римские традиции и верования. Это явная поздняя выдумка.

Гамлетовские терзания

Библейский образ прокуратора-гуманиста очень мало подходит к историческому Пилату. Царь Иудеи Агриппа I называл Пилата «человеком с непреклонным характером и беспощадно жестоким».

Кстати, за эту свою жестокость и алчность Пилат и будет отозван из Иудеи спустя три года после распятия Христа - в 36 году. Даже в Риме решили, что он немного «перегибает палку». И мы должны поверить, что такой человек вдруг решил проявить просто небывалую доброту к Иисусу?

Странности на этом не заканчиваются. Евангелия сообщают, будто бы иудеи ожидали, что Пилат отпустит в честь Пасхи одного преступника. Прокуратор предложил им отпустить Иисуса, но толпа выбрала разбойника Варавву.

В первую очередь, странно, что право ходатайствовать о помиловании находится не в руках какой-нибудь коллегии, составленной из числа влиятельных местных жителей (в данном случае - синедриона), а в руках разношерстной толпы, собравшейся на площади. Это противоречит всему, что мы знаем о римских методах управления. Но еще более поразительно другое. Собравшаяся толпа не довольствуется освобождением Вараввы. Она еще и требует распятия Иисуса! Прокуратор скрепя сердце соглашается.

Фантастическая картина: население порабощенной провинции диктует захватчику, кого казнить, а кого миловать! Какой же авторитет будет тогда у этого прокуратора? Библейский Пилат выглядит как какая-то марионетка в руках иудеев. Могло ли такое быть на самом деле? Крайне сомнительно!

Так кто виноват в смерти Иисуса?

Что же было в действительности? Ответ прост. Суд и казнь Христа были проведены совсем не так, как изображается в Библии. Да, возможно, иудейские первосвященники донесли Пилату о Христе. На этом роль иудеев в этой истории и закончилась. После доноса сразу же завертелись жернова римской карательной машины. Иисус был схвачен, оперативно допрошен и приговорен к смертной казни. Не было никаких гамлетовских томлений и дискуссий с иудейскими массами. Пилат сам, решительно и твердо, вынес безжалостный приговор опасному бунтовщику. Вполне вероятно, что прокуратор по случаю праздника и помиловал обычного (и потому не опасного для римского господства) разбойника Варавву, за которого ходатайствовал синедрион.

Но вполне определенно можно утверждать, что ни в какие обсуждения судьбы Христа ни с синедрионом, ни с собравшимися на улице простолюдинами (сомнительно, что они вообще были, эти собравшиеся) он не вступал. Решение о казни Христа было принято им единолично.

Причем христианство резко дистанцируется от иудаизма, из недр которого оно вышло. С другой стороны, Римская империя (на тот момент - все еще языческая) по-прежнему существует. Настраивать против себя имперскую власть было крайне нежелательно.

Поэтому тексты Евангелий пишутся или редактируются так, чтобы переложить вину за распятие Христа с римлян на иудеев.

Однако правда нет-нет да и проглядывает сквозь неловкую маскировку. Так, библейский текст рассказывает о том, что после вынесения приговора Иисуса подвергают истязаниям и оскорблениям. Но кто это делает? Иудеи? Нет. Это делают римские воины - солдаты того самого Пилата, который якобы считал Христа невиновным и безуспешно пытался его спасти.

Хорошо, не смог Пилат устоять перед криками иудеев «Распни его!». Однако он мог одним мановением пальца облегчить предсмертные минуты человека, которому, как утверждает Библия, он явно симпатизировал. Но нет: на голову Иисуса возлагают терновый венец. Солдаты издеваются и глумятся над ним. На кресте пишется ерническая надпись: «Иисус, царь иудейский». Все это делается с ведома всемогущего прокуратора.

Тут явно проступает изначальная, истинная картина происходящего. Ожесточенными врагами Иисуса являются вовсе не иудеи, а римляне (и лично Понтий Пилат). Причина их ненависти понятна: Иисус из Назарета хотел, как они считали, восстановить Иудейское царство и сбросить римское владычество.

По прошествии двух тысяч лет довольно трудно восстановить историческую судьбу каждого из тех, кто упоминается в Евангелиях: родственников, учеников Христа, а особенно тех, кто принимал решение распять Его. Биографии многих из этих людей сильно искажены театральными и кинопостановками, а писатели и художники добавили в них самые немыслимые подробности. Ученые-библеисты также выдвинули массу гипотез о том, как же жили персонажи Евангельской истории до и после Распятия и Воскрешения Господа. Страна.Ru попыталась обобщить и упорядочить эти сведения.

Святой Понтий Пилат покончил с собой

Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии Понтий (Pontius), прозванный Пилатом (Pilatus), вероятно, вследствие пожалованного емy или одномy из его пpедков почетного дpотика (pilum), был неплохим администpатоpом, потомy и yдеpживал свой пост целых десять лет. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, возможно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.

По свидетельству Филона Александрийского, правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным. Он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой, а также использовал средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Последнее, что известно из достоверных источников – правление Пилата закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды (их, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей). В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим.

Велика роль Пилата в суде над Иисусом, которого он мог сразу признать преступником, но всячески пытался избежать принятия решения. Согласно евангелисту Марку, Понтий просто соглашается с приговором Синедриона и требованием народа. Евангелист Матфей, описывая эту сцену, прибавляет к ней еще и эпизод с умыванием рук, символизирующий отказ принимать на себя ответственность за убийство невиновного. В третьем и четвертом Евангелиях – от Луки и Иоанна – Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, отступая лишь под давлением первосвященников и толпы.

Относительно последующей, после распятия Христа, жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Так, согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах.

Однако раннехристианские авторы II века утверждают, что на самом деле Пилат считал Христа Царем Иудейским, а сам был верующим христианином. Эта версия подтверждается тем фактом, что сделанная по приказу Пилата надпись на доске, прикрепленной к распятию, гласила: “Иисус из Назарета, Царь Иудейский”. Таким образом он вступил в конфликт с первосвященниками, требовавшими, чтобы на доске было написано несколько другое, а именно – вина Иисуса: “Человек, который считал себя Царем Иудейским”.

Известен фрагмент коптского папируса, хранящегося в настоящее время в Оксфорде, где сообщается, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию. Кстати, в Коптской и Эфиопской Церквах Понтий Пилат причислен к лику святых как мученик, умерший за веру. И день святого Пилата отмечается 25 июня.

Клавдия Прокула – первая обращенная язычница

Согласно историку Церкви епископу Евсевию, мать Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) была супругой императора Тиберия, а бабушка – императора Августа. Сама же Клавдия Прокула упомянута только в Евангелии от Матфея: во время суда над Христом она прислала к мужу гонца и, ссылаясь на увиденный ею сон, просила помиловать праведника. Считается, что она втайне сочувствовала новому учению, и, по мнению Оригена, ее следует признать первой язычницей, обратившейся в христианскую веру.

В календарях восточнохристианских Церквей Клавдия была прославлена как святая, первохристианская мученица с именем Прокла.

Ирод Великий избивал младенцев и снижал налоги

Царь Ирод родился в южной Палестине в 73 году до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев. Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. А его сын, также носивший имя Антипатр, и был отцом Ирода. Взяв жену из западной Аравии, Антипатр обеспечил себе поддержку богатых и влиятельных арабов-набатеев. Таким образом, его дети, хотя и исповедовали иудаизм, были арабами и по отцу, и по матери.

В 26 лет Ирод – римский гражданин по отцу – был назначен правителем Галилеи, а в 41 году до н.э. Марк Антоний, с которым Ирод дружил с юных лет, сделал его тетрархом (царем) Галилеи. В следующем году в Палестину вторглись парфяне, началась междоусобная борьба, что вынудило Ирода бежать в Рим. Там сенат назначил его царем Иудеи, наделил войском и отправил назад.

В 37 году до н.э. царь Ирод сделался единоличным владыкой Иудеи и оставался им 32 года. Палестина при нем, вопреки расхожему мнению, процветала: известно, например, что Ироду удавалось дважды существенно снижать налоги. Кроме того, Ирода можно назвать и царем-строителем. Так, в Иерусалиме при нем была совершена полная перестройка Храма. Царь был достаточно плодовит, что по тем временам не было большой редкостью: у Ирода было десять жен и четырнадцать детей.

К несчастью, была в характере тетрарха и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. Ирод трижды менял завещание и, в конце концов, лишил наследства и казнил своего первенца с “родовым” именем Антипатр. Окончательное завещание предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями – Архелаем, Антипой и Филиппом. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 года до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает его критическое состояние в конце царствования.

Тот самый Ирод

Среднего сына Ирода Великого – Антипу – Христос (Лука 13:32) называет “лисицей”. После изгнания Архелая Антипа сделался главой рода и принял имя Ирод, под которым он и выступает в Евангелии. Он отверг свою законную жену, ради Иродиады, жены своего сводного брата Филиппа. Это вызвало войну с набатеями и навлекло на правителя упреки Иоанна Предтечи, которого он в итоге казнил.

Именно Антипа и был тем самым Иродом, перед которым предстал Иисус перед Распятием. Когда его племянник Агриппа I сделался царем Северной Палестины, Антипа, подстрекаемый Иродиадой, отправился в Рим, чтобы истребовать это царство для себя. Однако Агриппа объявил Антипу предателем, и Антипа был сослан в маленький город у подножия Пиренеев, где умер в 39 году.

Каиафа подписал себе смертный приговор

Воины, схватившие Иисуса, повели Его через поток Кедрон к дворцу Анны, бывшего первосвященника. Анна был старейшим главой священнического рода, поэтому из уважения к его возрасту люди по-прежнему признавали его первосвященником. Ему первому надлежало увидеть Иисуса и присутствовать на допросе, так как первосвященники опасались, что менее опытный Каиафа не сумеет осуществить то, что они хотели совершить. (Каиафа – прозвище иудейского первосвященника Иосифа, саддукея, преследовавшего Христа и апостолов. Имя Каиафа произошло либо от к иврита “коэн яфэ” – священнослужитель, либо, как написано в Именном указателе Брюссельской Библии, Каиафа – это исследователь.)

Официально осудить Христа должен был Синедрион, а у Анны Его предварительно допросили, так как по римскому закону Синедрион не имел права приводить в исполнение смертный приговор. Вот почему Христа надо было обвинить в таких деяниях, которые показались бы преступлениями и римлянам, и иудеям, среди которых было немало сторонников Христа. Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (тогда Его осудили бы иудеи) и подстрекательство к бунту (тогда бы его, наверняка, осудили и римляне). Именно Анна, не дождавшись предполагаемых ответов, прославился тем, что начал истязания, ударив Христа по лицу.

Анна приказал отвести Иисуса к Каиафе из саддукеев – самых непримиримых врагов Иисуса. В ожидании членов Синедриона, Анна и Каиафа снова допросили Иисуса, и снова не добились успеха. Каиафа, видя в Иисусе соперника, хотел поскорее вынести приговор. Наконец, он поднял правую руку к небу и торжественно обратился к Иисусу: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам. Ты ли Христос, Сын Божий?”. На что получил ответ: “Ты сказал”.

В этот момент Каиафа совершает самый неожиданный, но знаменательный поступок – в ярости разрывает священнические одежды. Пытаясь оказать давление на судей и добиться осуждения Христа, первосвященник сам осудил себя, поскольку лишился права на священство. Ведь, согласно закону Моисея (Лев. 10:6), первосвященник не должен был раздирать свои одежды под угрозой смерти. Правда, среди иудеев существовал обычай разрывать одежды во время смерти близких, но на священников даже этот обычай не распространялся. Надлежало, чтобы одежды священника были из цельного куска ткани и блистали чистотой. Эти прекрасные одежды предназначались для служения в храме и символизировали Великую Реальность. Так Каиафа сам приговорил себя к смерти.

На месте дома Каиафа была поставлена Церковь Святого Петра в Галликанту – именно здесь Петр отрекся от Иисуса. В 1990 году здесь была обнаружена могила Каиафы и оссуарий – сосуд из глины, камня или алебастра для хранения костей умершего.

Иуда Искариот как Моисей и Эдип

Согласно “Золотой легенде” Иакова Ворагинского (собранию средневековых нравоучительных историй), родители Иуды, напуганные предсказанием о его будущей страшной участи, сразу же после рождения сына положили его в корзинку (почти как Моисея) и бросили в море, которое отнесло младенца на “остров, называемый Скариот”. Его усыновила королевская семья, где он играл с маленьким принцем. Но уже тогда он проявил свое коварство: Иуда убил принца и бежал. А затем (и тут видна перекличка с греческим Эдипом) он женился на вдове, оказавшейся его собственной матерью. Но, как считают исследователи, все это сплошные выдумки.

Как известно из Библии, Иуда Искариот ведал расходами общины учеников Христа, нося с собой “денежный ящик” для подаяний. Он предложил первосвященникам свои услуги за назначенную цену – 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа: “Один из вас предаст меня”. В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подал ему кусок хлеба. Узнав об осуждении Христа судом Синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвратил 30 серебреников со словами: “Согрешил я, предав кровь невинную”. Эти деньги пошли на уплату за земельный участок некоего горшечника, на котором было устроено кладбище для иноземцев, а Иуда Искариот в отчаянии удавился. Место Иуды Искариота в кругу 12 апостолов было по жребию передано Матфию.

В фольклоре дерево, на котором повесился Иуда Искариот (“иудино дерево”) – осина, которая с тех пор не перестает дрожать. В живописи и иконописи Иуда Искариот изображается иногда с мешочком для денег, что напоминает о словах из Евангелия от Иоанна, сказанных Иудой Марии Магдалине: “Для чего не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” Бороду Иуды часто рисуют желтой – это цвет как трусости, так и предательства.

Примечательно, что циркумцеллионы – африканская секта самоистязателей – резали, жгли себя, бросались в воду, во имя Христа. Порой целые толпы их с пением псалмов кидались в пропасти. Они утверждали, что самоубийство “во славу Божию” очищает душу от всех грехов. Народ чтил их, как мучеников. Однако циркумцеллионы никогда не вешались – потому что Иуда Искариот повесился.

Варавву звали Иисусом

Варавва, совершивший во время мятежа убийство, был самым опасным из всех преступников, находившихся в тюрьме незадолго до Распятия. О нем упоминают все четыре евангелиста. Само прозвище Ваpавва является чем-то вроде отчества. С арамейского “Баp-Рабба” Варавва переводится как “сын учителя”, а “Баp-Раббан” означает “сын учителя нашего”. Однако настоящее имя “разбойника” в большинстве изданий Нового Завета (кроме Евангелия от Матфея) вообще не упоминается, поскольку, как оказалось, Ваpаввy звали Иисусом. Имя Иисyс, применительно к Ваpавве, встречается в Тбилисском кодексе “Коридети” (IX в.), в Армянской версии и в ряде минyскyльных pyкописей X-XV веков.

С точки зрения римлян, Варавва был преступником, но ради удовлетворения иудеев они помиловали его. Пилат, не оправдывая невиновного Иисуса, делает попытку повернуть ход событий так, чтобы народ сам отпустил Его, так как он поддерживал обычай в честь праздника выпускать узников, за которых попросит народ. Пилат велит привести Варавву, ставит рядом с Иисусом и говорит: “Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?”

Что стало с Вараввой, после того, как его выпустили из тюрьмы на Пасху – неизвестно.

Иосиф Аримафейский умер в Англии

Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Как член Синедриона он не участвовал в “совете и деле” иудеев, вынесших смертный приговор Спасителю. А после Распятия и смерти Иисуса он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) – в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились.

Английская куртуазная литература 13 века уверяет, что именно Иосиф из Аримафеи собрал кровь распятого Христа в чашу, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери – Чашу Грааля. По приказу голоса Иосиф с обращенными в христианство людьми покидает Иерусалим, неся с собой чашу. Как утверждается, Святой Иосиф скончался мирно в Англии, отдав Грааль сподвижникам.

Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса

Почти через 2000 лет найдено историческое свидетельство существования Христа, вырезанное буквами на камне. Надпись найдена на древней урне с прахом и гласит: “Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса”. Арамейские слова, выгравированные на боку урны, представляют собой курсивную форму письма, использовавшуюся приблизительно с 10 до 70 гг. н.э. Что было подтверждено известным палеографом Андре Лемэром Сорбонна в Париже. Сама урна-оссуарий датируется приблизительно 63 годом н.э.

Древние надписи этого типа характерны для царских памятников или могил знатных людей, и делались в память о правителях и других официальных фигурах. Но в первом веке нашей эры у евреев был обычай переносить прах своих умерших из погребальных пещер в оссуарии. Такая практика прекратила свое существование после разрушения еврейского храма в 70 году н.э. Никто точно не знает, почему эта практика существовала и почему она прекратила свое существование.

Лабораторные тесты, проведенные Институтом Геологии в Израиле, подтверждают, что известняк, из которого изготовлена урна, был взят в области Иерусалима. Патина – тонкий налет, который образуется на камне и других материалах от времени, – имеет форму цветной капусты, такого рода налет обычно образуется в пещерной среде. Оссуарий Иакова – один из редких древних артефактов, содержащих упоминание фигур Нового Завета.

Апостол Петр был распят вниз головой

Один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн занимался рыбной ловлей. К моменту начала служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме – именно там, “в доме Петровом”, его теща была чудесно исцелена от горячки. Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя. (От Христа Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее “Кефа” – камень, скала, которое указывало на его место в Церкви. В Новом Завете это имя чаще встречается в переводе на греческий – “petros”, откуда образовано латинское Petrus и русское Петр.) Тремя днями позже он присутствовал вместе с другими учениками на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем – через Самарию – назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться “ловцами человеков”.

Начиная с этого момента, евангелисты изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов.Петру было свойственно мужество, что проявилось, когда он, выхватив меч, отрубил ухо воину в Гефсиманском саду. Он же и наиболее глубоко из всех апостолов “пал” – трижды отрекся от Христа. Но в то же время Петр был и первым из апостолов, кому Христос явился после своего Воскресения. В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса, обратив этой проповедью около трех тысяч человек. А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо “во имя Иисуса Христа Назорея”. Он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, положив начало вступления в Церковь многочисленных язычников.

В 49 году апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на Соборе, после которого он возобновил свои миссионерские походы и обосновался в Риме. Там апостол Петр был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр по его собственной просьбе был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь Собора св. Петра.

Примечательно, что считая себя преемниками апостола Петра, ни одни из римских пап до наших дней не решился на то, чтобы взять его имя.


В Библии говорится, что Иисус был распят на кресте и умер мученической смертью за грехи человеческие. И об этом знают даже атеисты. А вот о том, что практически все его ученики были убиты насильственно, знают далеко не все. На самом деле только апостол Иоанн избежал пыток и умер естественной смертью. А что же произошло с другими?

1. Распятие


Иисус
Спаситель был не единственным распятым. Это вид казни был часто применяем римлянами. Помимо Иисуса через распятие были лишены жизни его трое учеников - Филипп, Фаддей и Симон Кананит.

2. Распятие вверх ногами


Петр
Апостол Петр тоже был приговорен к смертной казни через распятие. В отличие от обычного распятия, Петра распяли вверх ногами (некоторые источники утверждают, что Филиппа распяли так же). Считается, что это было сделано, потому что Петр отказался умереть так же, как Иисус, поскольку «он был просто учеником и не был достоин умереть, как его учитель».

Сама идея, что палачи позволили жертве выбирать, как ее будут казнить, мягко говоря, спорная. Исторические записи не доказывают, но и не опровергают этого. Тем не менее, в христианских кругах принято считать, что решение распять Петра вверх ногами было принято потому что он попросил об этом. В отличие от традиционного распятия, при котором жертва обычно умирает от удушья, смерть Петра, скорее всего, наступила быстрее от кровоизлияния в мозг.

3. Привязывание к кресту


Андрей
Апостола Андрея распяли. Его жестоко бичевали, поскольку это было обычной практикой «​подготовки жертвы к казни». Однако Андрея не прибили к кресту, а привязали к нему. В отличие от Иисуса, умершего после шести часов страданий, Андрей оставался в живых на кресте более двух суток, страдая от всех тех же болей, вызванных распятием, исключая боль и кровотечение от колотых ран.

4. Обезглавливание


Иаков Зеведеев
Обезглавливание - публичная казнь, и быстрая смерть для жертвы. Хотя наука до сих пор точно не знает, как долго человек что-то ощущает после обезглавливания, есть мнение, что сознание остается в течение нескольких секунд после казни. Учеником, казненным через обезглавливание, был Иаков Зеведеев.

Самое необычное в его смерти - это не то, как он умер, а то, что с ним вместе умер человек, из-за которого он попал на плаху. Кто-то лживо обвинил Иакова в нарушении закона. Это обвинение привело к смертной казни апостола. Однако Иаков, как говорят, был настолько мужественным перед казнью, что его обвинитель раскаялся в своих ложных обвинениях, уверовал в христианство и попросил обезглавить его вместе с Иаковом. Палачи отрубили обоим головы одновременно.

5. Снятие кожи


Варфоломей
Варфоломей умирал в страшных муках. Сначала с него сняли кожу (а этого уже достаточно, чтобы умереть от болевого шока), а потом ещё и обезглавили. Скорее всего, к моменту, как ему отрубали голову, он был мёртв, и это ужасное действо должно было стать публичным устрашением.

6. Удар копья


Фома
Один из учеников прожил еще несколько дней, пока у него окончательно не отказали пробитые в результате удара копья жизненно важные органы. Имя этого ученика было Фома. Обычно колотая рана может привести к смерти вследствие потери крови с течением времени. Однако с Фомой было по-другому. После смерти Иисуса он отправился проповедовать христианство в Индию (и сегодня в этой стране есть «христиане апостола Фомы»), где получил несколько ударов копьем в грудь.

Кусок железного наконечника копья отломился и остался в его теле. В итоге Фома не умер от кровопотери, а от того, что в его грудной полости остался этот наконечник, который пронзил его легкие, проколол сердце и разорвал его печень.

7. Удар ножом


Матфей
Апостола Матфея зарезали ножом в спину (впрочем, в разных источниках есть версии, что Матфея сожгли, забили камнями до смерти или обезглавили). Если же рассматривать первую версию, то он потерял сознание и умер от потери крови. Скорее всего при таком ранении у него были поражены лёгкие или почки. Так или иначе, его смерть была более медленной, чем смерть Фомы от копья.

8. Забивание камнями


Иаков Алфеев
У Иисуса было два ученика по имени Иаков. Выше уже упоминался Иаков Зеведеев, которого обезглавили, а другой был сыном Алфея. Иакова Алфеева побивали камнями. Когда оказалось, что он выжил, его добили проломив череп толстой деревянной палкой.

Фактически, человек в результате черепно-мозговой травмы может испытывать судороги, паралич и искажение сознания. Однако, учитывая повреждения тела Иакова, последствия черепно-мозговой травмы могли не являться основной причиной смерти. Возможно, у него были судороги, и Иаков потерял сознание, скончавшись от сочетания потери крови.

9. Самоубийство через повешение


Иуда Искариот
Один из самых известных учеников Иисуса, Иуда Искариот, также умер насильственной смертью. Единственное различие заключалось в том, что Иуду не убили за его убеждения, а он покончил жизнь самоубийством, повесившись. Повешение может закончиться быстрой потерей сознания или быть ужасно длительным и болезненным процессом. Это зависит от того, ломается ли шея человека после падения (когда у него из-под ног выбивают подставку).

Если шея ломается, жертва теряет сознание в течение нескольких секунд. Однако, если она не сломается, то человек висит и задыхается в течение определенного периода времени, прежде чем потерять сознание. В любом случае смерть обычно происходит в течение 5-20 минут. Неизвестно, сломалась ли шея Иуды или нет.

10. Распиливание пополам


ученики
В Библии упоминаются еще один способ, которым убивали учеников Иисуса (не из числа 12 апостолов) -
распиливание живого человека пополам. Палачи, как правило распиливали жертве паховую область и оставлли умирать в муках.

Из всех учеников Христа только Иоанн избежал насильственной смерти. Его сослали на остров, где он дожил до глубокой старости. Кстати, был в истории и 13-1 учение, которого «назначили» на замену Иуды Искариота, - его зовут Матфий. Но его смерть не записана в истории.

По материалам listverse.com

Атеисты могут обвинить нас в пересказывании мифов, верующие – возмущаться тем, что рассказывать о жизни Христа, не комментируя библейские предания с научно‑исторической точки зрения, мы не имеем права. В любом случае, само по себе возникновение христианства, несомненно, имело огромное значение для всей мировой цивилизации. С этим трудно не согласиться ни одному лагерю, ни другому. Следовательно, и обойти стороной события, связанные с возникновением христианства, мы не можем.

Стоит ли подробно пересказывать новозаветную биографию Христа, если ее наизусть знают миллионы людей, даже те, кто не обучен элементарной грамоте? Итак, на стыке веков и эр в Палестине, а именно – области Галилея, где основную массу населения составляли евреи, хотя было немало представителей и других национальностей, у плотника Иосифа и жены его Марии родился мальчик, названный Иешуа, или в греческом варианте – Иисус.

Мария родила его не от Иосифа, а путем непорочного зачатия, «от Духа Святого», и таким образом он был Сыном Божьим. Он был послан на землю как мессия, возвещающий начало новой эры и просвещающий людей, который должен был своей жизнью, а главное смертью искупить грехи всего человечества, дать пример истинной жертвенности, человечности, любви к Богу.

Его рождение и стало точкой отсчета новой эры (или н. э.). Семье практически сразу пришлось покинуть Вифлеем и отправиться в Египет. Дело в том, что напуганный предсказанием о рождении нового иудейского царя правивший тогда царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев соответствующего возраста. Через несколько лет Иосиф и его родные вернулись в Галилею и поселились в небольшом городке Назарет. После того как Иисуса крестил в водах Иордана проповедник и провозвестник прихода мессии Иоанн Предтеча, тот принялся проповедовать и сам. Вокруг Христа собралось 12 учеников‑апостолов, с которыми он исходил немало дорог, побывал во многих городах и селах, совершая чудеса и декларируя принципы новой религии. Главным призывом Иисуса было очищение от греха, скромная и смиренная жизнь, любовь к ближнему, благочестие. Он возвещал скорое наступление Царства Божьего на земле, возвышение праведников, их вечную загробную жизнь. В конце концов Иисус с апостолами объявился в главном иудейском городе – Иерусалиме.

Слава волшебника, умение влиять и вести за собой людей, выступления против богатства и явное презрение ко многим ритуальным, формальным сторонам ортодоксального иудаизма, проявляемое Христом и его сторонниками, привлекли внимание могущественных иудаистских священнослужителей. Они и выступили инициаторами ареста Иисуса. За 30 сребреников учителя предал один из апостолов – Иуда Искариот. Иисус подвергся суду и правителя Галилеи Ирода Антипы, и римского наместника, сурового Понтия Пилата. Последний, согласно Новому Завету, не видел в Иисусе, хоть того и называли поклонники «Царем Иудеи», серьезной опасности для римского владычества и вообще общественного порядка, но вынужден был уступить настояниям настроенной агрессивно с подачи первосвященника толпе и распять странствующего проповедника на Голгофе. На третий день Христос воскрес, тем самым подтвердив свое божественное происхождение и вдохновив последователей на продолжение своего дела. Иисус был казнен в возрасте 33 лет, следовательно, его смерть пришлась на 33 г. н. э.

По сути дела, даже в этом пересказе библейского текста мы не допустили слишком много волшебных подробностей, которые могли бы раздражать сторонников строгого научного подхода. Исследователи, основываясь на многочисленных источниках, пришли к выводу, что личность Иисуса вполне может быть исторична. По крайней мере, общая обстановка в Иудее, ее религиозная история позволяет говорить о том, что данные, изложенные в Завете, не только выдумка. Философ Цельс во II в. н. э. писал, что Иисус был сыном бедной пряхи Марии. Ее мужем был плотник, но она родила сына не от него, а от беглого римского солдата. Иисус стал поденщиком в Египте, научился там колдовству и, вернувшись, объявил себя богом… Впрочем, Цельс целенаправленно боролся с христианством и мог просто пытаться «опошлить» библейскую легенду. А вот что писал ортодоксальный иудей знаменитый историк Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях»: «В то время жил Иисус, мудрый человек… Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей… За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Когда по доносам Пилат казнил его, его приверженцы не отвернулись от него…»

Появление такого человека в Палестине в I в. н. э. не было чем‑то неожиданным и необыкновенным. Тогда среди иудеев было немало странствующих проповедников, образовывались многочисленные секты. Важнейшими мотивами многих из этих религиозных групп было «духовное очищение» в преддверии конца света; ожидание мессии (характерное и для иудейской религии, и для любых сложных времен); проповедь аскетического образа жизни и особого уважения к бедности; смирения (что было немаловажно, учитывая все нарастающую зависимость от Рима); протест против всесильной касты иудейских священников, опутавших население многочисленными правилами и обрядами. Естественно, с такими речами и лозунгами проповедники обращались в первую очередь к беднейшим или презираемым слоям. Недаром среди сторонников Иисуса рыбаки, плотники, блудницы.

Нет ничего удивительного также в том, что руководитель одной из сект обладал особыми организаторскими, ораторскими и, возможно, экстрасенсорными способностями и завоевал большую популярность, чем его коллеги. Не исключено, что его ученики, для того чтобы не потерять своего влияния и веря в истинность положений учителя, объявили его воскресшим и продолжили распространять учение Христа. Этому учению суждено было стать одной из господствующих религий на земном шаре.