Фриденсрайх хундертвассер - один из самых неординарных архитекторов современности. Фриденсрайх Хундертвассер — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Архитектор хундертвассер здания

Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.

Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…

В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.

Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Отныне и по сей день он известен миру как Фриденсрайх Хундертвассер.

Антонио Гауди — испанский архитектор, известный причудливыми формами зданий, яркими красками, тесной работой с мозаикой и скульптурой.

Эгон Шиле — австрийский живописец и график, оставивший след в истории изобразительного искусства своими красочными экспрессионистскими произведениями.

Хундертвассер очень много путешествует. Марокко, Тунис, Германия, Япония, США, Израиль, Новая Зеландия, Уганда, Судан и так далее… И граней у его таланта не меньше, чем посещенных мест. Он создавал и преображал рестораны, больницы, мусоросжигательный завод, церковь, музей, даже общественный туалет — и это только архитектура.

В списке творений есть и картины, и японские гравюры, и марки, и государственные флаги, и монеты, и иллюстрации к Библии, даже плакат ХХ Олимпийских игр… К 2000 году Хундертвассер создал почти 40 архитектурных проектов (часть была реализована уже после смерти создателя) и множество произведений другого плана.

Такая конкретная дата объясняется, увы, просто. 19 февраля 2000 года Фриденсрайх Хундертвассер умер от сердечного приступа на борту круизного лайнера «Queen Elizabeth II». Похоронен великий архитектор в Саду Счастливых Мертвецов в своем поместье в Новой Зеландии — в полной гармонии с природой и в полном соответствии с мировоззрением.

Мировоззрение Фриденсрайха Хундертвассера — ключ к пониманию его творчества. К счастью, этот ключ не спрятан ни в яйце, ни в утке: на протяжении своей деятельности эксцентричный архитектор многократно выступал с манифестами. Перфомансы и пламенные речи о важности экологии, вредоносности ядерной энергии, необходимости жизни в гармонии с природой неразрывно связаны с физически воплощенным наследием Хундертвассера.

Один из элементов, повсеместно встречающихся в творениях художника, — спираль. Она может найтись где угодно: от фасада многоэтажного здания до почтовой марки. Первая спираль была нарисована в 1953 году. Затем Хундертвассер писал о ней: «Спираль — это символ жизни и смерти.

Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову. И ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали».

Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно.

Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека (к примеру, в концлагерях, унесших жизни множества родственников архитектора — с ними он ассоциировал строгость и симметрию).

Каждый дом должен, во-первых, иметь хотя бы что-то общее с природой — к примеру, иметь специально оставленные места для роста деревьев или особое покрытие крыши, где может расти трава.

Во-вторых, очень важны окна, не меньше, чем глаза у человека: они создают «выражение» дома, придают ему индивидуальность. А значит, окна непременно должны быть разными, отличающимися друг от друга. И по зданиям, созданным Хундертвассером, это прекрасно видно: на фасаде может вовсе не быть двух одинаковых окон.

В 1967 году Хундертвассер представил публике манифест «Право на третью кожу», где утверждал, что у человека есть три кожи: собственная, одежда и стены дома. Как одежда, так и строительство за века преобразились, далеко отошли от природы и нужно их вернуть. Кроме содержания, выступление прославилось тем, что художник вместе с двумя молодыми ассистентками выступал обнаженным.

Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых зданиях-коробках. Дом должен быть уютным, безопасным, полным радости и обязательно полностью подходящим своему владельцу. А значит, прекрасно, если каждый жилец украсит свой кусочек фасада, и дом станет куда веселее.

Все эти теории нашли свое воплощение. Если Хундертвассер брался за преображение уже существующих строений, их стены получали невероятные окрасы, мозаичные вставки, надстроенные купола, растущие прямо из стен деревья и так далее; нередко создавалась иллюзия, что прямых линий в доме не было изначально: даже оконные проемы преображались под воздействием буйного гения австрийского архитектора.

А в зданиях, созданных по его проекту, это могло оказаться не фокусом, а реальностью — «танцевать» способны даже стены и этажи! Дома могут быть похожи на сказочные дворцы.

Одной из причуд Хундертвассера были разные носки. Конечно, люди часто замечали это, и спрашивали: «Почему вы носите разные носки?!" Ответ архитектора был неизменен: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983-1986 годах; официальное его название «Дом Хундертвассера-Кравины », но редко кто называет его иначе, чем «Дом Хундертвассера».

Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению).

Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера — одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения.

Хундертвассер вписал свое имя в историю архитектуры и живописи ярко, радостно, естественно. Его творения оригинальны и неповторимы, одновременно сказочны и романтичны. Закончим же его собственными словами: «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности» .

4) Фриденсрайх Хундертвассер. (Продолжение)

Для многих людей далеких от увлечения архитектурой и свободно путающих признанного мэтра архитектуры Ле Корбюзье ( Le Corbusier, 1887-1965) и великолепный коньяк корвуазье (Courvoisier) испанский город Барселона ассоциируется, прежде всего, с великим Гауди и его причудливым В то же время далеко не все венцы, не говоря уже о туристах, связывают имя художника и архитектора Хундертвассера с Веной, хотя обоих сближает очень многое, и, в первую очередь, невероятные, невозможные решения привычных форм изобразительного искусства.

Должен признаться, что впервые трудно выговариваемое имя Хундертвассер я услышал в связи с… общественным туалетом в далекой Новой Зеландии. Да и то, после возвращения оттуда. Собирая материалы для заметок о нашей поездке в эту , я наткнулся на описание всемирно известной уборной в крохотном городке Кавакава (1400 жителей), реконструированной Хундертвассером в 1999г. Это была его последняя работа. В 2000 году гениальный разрушитель классических форм скончался и был похоронен в дорогой его сердцу Новой Зеландии.



Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия.
Честно говоря, картинки (в натуре я этого не видел) не произвели на меня большого впечатления. Эксцентрично, экстравагантно, причудливо. В интернете я не стал искать другие работы этого новозеландца. И вот, во время подготовки к поездке в Австрию, я узнал, что никакой он не новозеландец. Родился (1928г) и вырос в Вене. Отец – вероятно чех, служащий в армии недавно образованной Австрийской республики. Умер в 1929г, когда мальчику было один год. Многочисленная еврейская родня со стороны матери практически полностью погибла в концлагерях (69 человек из 74) после печально знаменитого аншлюса с Германией, а мать, желая спасти сына от преследований нацистов, крестила его, и он был даже членом молодежной нацистской организации Гитлерюгенд (1941–1944гг).

Родился Фриденсрайх Хундертвассер с более удобоваримыми именем и фамилией – Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser), которые переделал, начав жизнь свободного художника. В первой части своей фамилии он "разглядел" славянское числительное "сто", которое по-немецки – Хундерт, а прозаическое Фридрих, разукрасил до роскошного Фриденсрайх, что дословно означает "богатый миром".

И вот мы, после обязательных венских достопримечательностей, описанных в предыдущих постах, после классического Музея истории искусств и модерного Музея Леопольда, после Альбертины и Бельведера, после представления в Испанской школе верховой езды и знаменитого хора мальчиков в Капелле императорского дворца, после посещения нескольких церквей, замков и кафе-кондитерских, на описание которых потребовалось бы ещё много-много страниц, в последний день пребывания в Вене поехали смотреть "Дом Хундертвассера" и небольшой торгово-выставочный центр (с общественным туалетом!), построенные художником Ф. Хундертвассером совместно с архитекторами Йосефом Кравина и Петером Пеликаном в 1986г.

Чуть в стороне от Ринга на углу улиц Лёвенгассе и Кегельгассе, среди обычной городской застройки вдруг появляется многоэтажный зелёный остров. Это "Дом Хундертвассера".

Непонятно на что это похоже? Тогда - вот другой ракурс того же дома.

Дом Хундертвассер-Кравина со стороны ул. Кегельгассе.
Ну, и чтобы совсем уже усложнить жизнь, добавлю немного информации из Википедии,
Дом Хундертвассера-Кравина :

В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.

Вот, такой волнистый многоквартирный жилой дом. Это необычно. Это красиво. Насколько это функционально – трудно сказать. Может, для лучшего понимания, стОит поближе познакомиться со взглядами автора, Фриденсрайха Хундертвассера. А взгляды его были, мягко говоря, весьма не тривиальными.

Ф. Хундертвассер. Автопортрет.
Вена, август 1948.

Венскую художественную Академию он посещал в 1948 году на протяжении 3-х месяцев, на чем и закончил своё профессиональное образование. На его художественные способности обратили внимание ещё в школе, где преподавание велось по системе Монтессори , в основе которой был заложен индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Особый акцент делалось на свободное воспитание. Это, очевидно, повлияло на его решение оставить рутину формального обучения, и он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия. В 1952г в венском арт-клубе он устроил свою первую художественную выставку, а в 1958 году в бенедиктинском монастыре в Зеккау (Seckau) провозгласил свой первый манифест, направленный против рационализма в архитектуре, "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре", или как его ещё называли - "Право окон".

Каждый жилец должен иметь право высунуться из своего окна и менять фасад дома насколько позволит ему длина вытянутой руки так, чтобы издалека было видно, что здесь живет человек.

Шутники прозвали этот манифест "правилом вытянутой руки".

Окна и террасы дома Хундертвассер-Кравина.
Затем последовали другие манифесты. Большинство из них носили эпатажный характер. В 1967г в Мюнхене он произносит "Речь в обнаженном виде за право на третью кожу" .

Мне все равно – выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю.
…когда я смотрю на улицу, я вижу, что всё наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, это отравляет мне жизнь. Лично мне нездоровится, когда я гуляю по улицам, которые все одинаковы и на которых все окна похожи друг на друга. Я не могу это видеть, и я удивлен, что люди ходят каждый день по этим улицам, которые прямые как линейки, и никто не протестует.

Тротуары вокруг дома Хундертвассер-Кравина.
Его жизнь была тесно связана с философским взглядом на среду обитания и архитектуру как основного элемента этой среды. Он не придавал большого значения каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно:

"Многие считают, что дома состоят из стен. Я говорю – они состоят из окон. Когда на улице разные дома стоят один за другим, и в них разные окна-расы, к примеру, современное здание с равнодушными квадратными окнами и здание в стиле барокко с барочными окнами, это никого не волнует. Но три разных вида окон в одном доме кажутся людям недопустимыми, как нарушение закона расовой сегрегации. Почему? Разве любое окно не имеет право на собственную жизнь? Надо прекратить этот оконно-расовый апартеид. Бесконечное повторение одинаковых окон друг за другом и одного над другим – это признак тюрьмы.

…Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами ".


Понятие “третья кожа” было частью философской системы Хундертвассера. Всего он насчитывал пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда, пятая – весь мир.

"Дом Хундертвассера" надо смотреть вместе с небольшим торгово-выставочным центром напротив, в котором кроме весёлого балагана киосков и магазинчиков, бугристых полов, кривых перил, косых стен и пузатых колон, важное место занимает модерный общественный туалет -

Торгово-выставочный центр и вход в общественный туалет.
Оценить творчество Хундертвассера не просто. Можно, конечно, отмахнуться от художника-самоучки, можно пренебрежительно назвать всё это китчем, "пряничными домиками", но, чтобы не говорили критики и почитатели классического искусства, стОит вспомнить, что жизнь не стоит на месте. То, что вчера было непонятно и потому неприемлемо для большинства, со временем становится образцом для подражания. Многие и сегодня восхищаются им, задумываются над его манифестами, а некоторые по-настоящему гордятся, что посещали его прижизненные выставки, участвовали в его проектах, живут в его домах. В любом случае, его произведения, а построил он немало и в разных странах, украшают и очень разнообразят унылый городской пейзаж и легко узнаваемы даже среди ярких красок живой природы.

Вот фонтан, построенный Хундертвассером в курортном городке Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер Зее. Мы гуляли в парке над озером и безошибочно "вычислили" творение Хундертвассера.

Фонтан выделяется на фоне зелёных гор, окружающих деревьев и шикарной гостиницы. Но, в то же время, не выглядит здесь чуждым элементом. Основной идеей Хундертвассера был человек, как порождение земли. Поэтому человек, в его понимании, должен жить в гармонии с природой, а не пытаться переделать её. У природы нет прямых линий и углов. "Прямая линия – безбожна и безнравственна", - считал художник, и признанных мэтров архитектуры Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ, поклонников прямых линий и чистых геометрических форм называл врагами гуманизма. Он устраивал в стенах домов ниши для деревьев и видел в этом минимальную компенсацию за урон, который наносит индустриальное общество природе. Его архитектурный стиль вошел в историю как "естественный", "экологичный", "биоморфный".

Кроме абстрактной живописи и архитектуры Хундертвассер оставил свой след и в других областях изобразительного искусства и общественной жизни. Он рисовал почтовые марки, плакаты, флаги, одежду, участвовал в работе ООН по экологическим проблемам, устраивал выставки своих работ во многих странах мира. В 1976г состоялась его выставка в Тель Авиве, а в середине 90-х около Арабо-Израильского общинного центра в яффском районе Аджами поставил фонтан-поилку в виде открытой ладони и излюбленного символа, с которым он не расставался всю жизнь, – спирали, "символа жизни и смерти". [ 1974, Die Spirale ].


Несмотря на обряд крещения, который он прошел в 10-летнем возрасте, Хундертвассер, похоже не забывал о своей связи с Израилем. В 1978г, почти через год после исторического визита в Израиль египетского президента Анвара Садата и незадолго до Кемп-Девидских соглашений, он предлагает дизайн "Флага мира".

К флагу прилагался очередной манифест, в котором он писал:

Этот флаг – символ примирения и согласия между еврейским и арабским народами.
Долгая вражда окончена.
Оба народа увидели себя в этом флаге.
Флаг представляет одну страну.

Флаг белого цвета – символ мира и прекращения войны.
Синяя шестиконечная звезда Давида представляет еврейский мир.
Голубой – цвет неба, воды, источник жизни в исламе и бесконечной неисследованной глубины.
Это цвет провидческого гения человека.
Зеленый полумесяц это символ ислама.
Зеленый – цвет растительности и царства деревьев.
Это стремление к бесконечной плодородной земле, густым лесам и пастбищам, в которых будет течь молоко и мед.
Зеленый – цвет надежды.
Зеленый – цвет Мухаммеда.

Зеленый арабский полумесяц бесконечен как горизонт.
Как чашку в ладонях он держит синюю еврейскую звезду, как драгоценность.
Арабская луна защищает еврейскую звезду, которая не может избежать своей судьбы…


В 1978 году “Флаг мира” и “Манифест мира” были направлены от имени Федерального канцлера Австрии Бруно Крейски главам государств Ближнего Востока. Говорят, что даже неисправный оптимист Шимон Перес сказал по этому поводу, что Хундертвассер "привязывает телегу впереди лошадей".

Следующий дизайн "Флага мира" для Ближнего Востока (1990) выглядел уже иначе. Конкретные символы исчезли. Остался голубой цвет неба и воды, и зелёный – его любимый цвет растительности, царства деревьев и надежды.

© Арк.Таль

Основные использованные источники:
1) http://www.hundertwasser.ru/index.htm
2) http://arx.novosibdom.ru/node/1788
3) http://www.eleven.co.il/article/14575
4) http://en.wikipedia.org/wiki/Friedensreich_Hundertwasser
5) Фото-альбом "HUNDERTWASSER-KRAWINA HOUSE, VIENNA", 2007

(см. Продолжение )

Вы наверняка слышали про один из самых необычных архитектурных стилей — биоморфный, он же естественный или экологичный. Строения в подобной стилистике — большая редкость, хотя бы потому, что среди архитекторов ничтожно мало истинных любителей природы. Но история запомнила несколько более чем ярких личностей, исповедовавших подобные взгляды при аналогичной профессии и Фриденсрайх Хундертвассер — один из них.

Хотя сказать, что Фриденсрайх профессиональный архитектор — было бы неправильно, ведь архитектором он был не по профессии, а по призванию. И кроме архитектуры, он был также художником, дизайнером, писателем. Если разобраться, то он был мечтателем, с удивительным мастерством выполнявшим совершенно разнообразную работу.

Фридрих Штовассер — это настоящее имя Хундертвассера. Псевдоним себе художник выбрал сам: для создания фамилии перевел на немецкий язык первую часть родной фамилии, которая похожа на славянское слово «cто» — hundert, а выдуманное имя — творческая доработка родного имени — Фриденсрайх, в дословном переводе на современный немецкий, переводится как «богатый миром».

Родился будущий адепт непрямых линий в 1928 году в Вене. Свое основное и единственное образование получал в знаменитой своим необычным подходом к обучению школе Монтессори — преподавание в ней происходит при помощи игры, что не только способствует нормальному усвоению детьми всех необходимых знаний, но также развитию фантазии и формированию необычного взгляда на мир. Венская академия изящных искусств сумела удержать Фридриха в своих стенах целых два дня — протестующий против всего квадратно-прямоугольного, в том числе и образования, он отправился в путешествие по Европе, которое, со временем, превратиться в путешествие по всему миру.

Работы для художника хватало. Он, если разобраться, стал одним стал из первых дизайнеров-фрилансеров — не работая ни в какой фирме, Хундертвассер оформлял внешний вид почтовых марок, эмблем, логотипов, плакатов, монет, гербов, знамен и многого другого. Он рисовал удивительные картины, которые, на первый взгляд, могут показаться странным пестрым набором непонятных мазков, но на самом деле, за внешней абстракцией всегда была скрыта определенная концепция. Можно заметить, что работоспособность Фридриха была просто феноменальна — лишь при жизни было издано 1008 каталогов с его рисунками. А ведь он еще и проводил художественные акции, создавал инсталляции и, конечно же, трудился как архитектор.

Иронично, что в качестве главного символа для своего творчества Хундертвассер выбрал улитку, медленно ползущую по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Концепция Фриденсрайха заключалась именно в единстве обители и обитателя, так что улитка идеально вписывалась в данный контекст и олицетворяла взгляды художника: его любовь к кривым линиям, природе и неповторимости. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии.

Хундертвассер стремился помочь обществу избавиться от недуга линейного мышления. Одна из самых ярких его попыток — устроенное в 1959 году в Гамбурге «представление»: художник собрал в относительно небольшом помещении достаточно много людей, и, пока все они в нетерпении ожидали старта его представления, начал рисовать кистью непрерывную линию, слой за слоем покрывавшую стену черно-красной краской, что продолжалось в течении двух суток и завершилось бы в точке на потолке, где линия-спираль должна была встретить саму себя, но акцию прервали городские власти. В этот момент было закрашено уже 2,5 метра стен. Расстроенный художник в знак протеста отказался занять должность доцента в Высшей школе искусств и покинул Гамбург.

Но, не смотря на свою прочую деятельность, в первую очередь Фриденсрайх Хундертвассер известен как архитектор. Его творения, не имеющие одинаковых окон, с деревьями посреди комнат, «живыми» крышами и неровными линиями — легко узнаваемы. Свои взгляды на зодчество он впервые изрек под сводами бенедиктинского монастыря в пламенном манифесте против рационализма. Более того, в будущем он разработал, а точнее просто выдумал свою собственную художественную философию, которую подробно изложил в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Не только словом, но и делом подтверждал Фридрих собственные мечты — им реализовано достаточно большое количество архитектурных проектов, каждый из которых, без исключения, является носителем той самой удивительной философии.

Можно заметить, что дом Бильбо Бэггинса из Властелина Колец, воплощенный Питером Джексоном в известной экранизации — является идеальным домом Хундертвассера, взгляды и работы которого, скорее всего, вдохновили режиссера. К слову, доживать свои годы Фридрих предпочел именно в Новой Зеландии, где и создал себе дом, крышей которого выступал естественный холм.

Но в то в время, когда до старости Хундертвассеру было еще далеко, работы смелого архитектора, не смотря на всю свою абсурдность и непохожесть на существующий канон, стали вызывать не только интерес, но и определенное доверие в среде австрийских градоначальников. Так, Фридриху поручили несколько проектов реабилитации жилых массивов, с которыми он стравился на все 100: ранее однотипные и серые, они превратились в настоящий сказочный уголок. Яркие цвета, из которых он более всего любил небесно-голубой, мозаика из битой керамической плитки, к которой Фридрих питал не меньшую страсть, нежели Антонио Гауди, золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, оборудованные в стенах ниши для деревьев — после работы, проделанной архитектором, типичные спальные районы преобразились из депрессивно-унылых в радужно-волшебные, являясь теперь настоящими городскими достопримечательностями.

Отдельное место в творчестве Хундертвассера занимает окно. По его мнению, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна он называл «грустными».

«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря » — писал Фридрих в одной из своих работ.

Стандартизированные окна расстраивали его, равно как и линейное мышление. Человек, по мнению Хундертвассера, должен иметь право хотя бы разукрасить по собственному усмотрению стены вокруг своих окон, выразить себя. Окна он сравнивал с порами кожи или с глазами, «выражение» которых демонстрирует «настроение» всего дома и живущих в нем людей.

Одно из уникальных явлений в современной Вене — Дом Хундертвассера. Его «настроение» — веселей некуда. Ни одного одинакового окна вы на его фасаде не найдете. Более того, прямые линии — не про это место: стены, полы и даже тротуарная брусчатка вокруг дома — волны и неровности повсюду. Интерьер комнат тоже удивляет — прямо из пола может расти дерево. Крыша Дома также покрыта зелеными насаждениями.

Существует мнение, что Hundertwasserhaus — воплощение истинной обители художника, который отказался от своего гонорара за реализацию этого проекта, будучи безмерно счастлив от самой возможности его реализации. К слову — квартиры в этом доме являются одними из самых дорогих в Вене, а от желающих приобрести тут недвижимость не было отбоя. Возможность стать сопричастным к настоящему волшебству обходится простым маглам достаточно дорого, что поделать.

Но не смотря на всю сказочность своих проектов, Хундертвассер никогда не забывал про практичность. Фасад Hundertwasserhaus он подготовил таким образом, что ни дождь, ни снег, ни ветер практически не в силах оказать на него свое пагубное воздействие. Специально для этого была изготовлена специальная цветная штукатурка, производство и нанесение которой осуществлялось вручную под личным контролем архитектора.

Сам Фридрих обитал в основном в пентхаусе на крыше Музея современного искусства в Вене, где жизнь всегда кипела. Его виллы, построенные по авторским проектам, разбросаны по всему миру, равно как и рабочие проекты Хундертвассера, реализованные в Мехико, Мэриленде, Монреале, Будапеште, Ганновере, Торонто, Брюсселе, Бруклине и еще много где. В Токио, например, можно найти инсталляцию «Памятник часам XXI века», а на вокзале Лиссабона ваш взор гарантированно будет привлечен грандиозным панно из изразцов «Погружение Атлантиды».

Хундертвассера пытались уличить в недостатке образования и отсутствии стремления к перфекционизму, но его это мало волновало. Он хотел, чтобы его звали волшебником.

Один из проектов, реализованных этим волшебником от архитектуры — расположенный, опять же, в Вене дворец, волнистые стены которого скрывают мусороперерабатывающий завод, чего не скажешь, глядя на его трубу, напоминающую по форме нарядную елочную игрушку. Стоит заметить, что это абсолютно безопасное производство с точки зрения экологии. Энергия же, полученная от переработки мусора, превращается в электричество, благодаря которому вечерняя Вена освещена тысячами фонарей.

Другой проект Хундертвассера, связанный с природой чуть более плотно, нежели все остальные — дизайн рекреационного центра в Бад Блюмау, находящегося в юго-восточной части Австрии. Там, лет тридцать назад, были открыты несколько минеральных источников и местное руководство приняло решение о создании туристической базы. Ну а дабы она была максимально близка как к природе, так и к туристам — пригласили Фридриха. И он вновь справляется краше некуда: все та же сказочная манера, те же необычные фасады, «танцующие» окна, максимальное озеленение и вписывание всех корпусов в природный ландшафт. Так вновь оказался воплощен проповедуемый Хундертвассером на словах и реализуемый на деле принцип гармоничного союза человека и природы.

Принцип этот, согласно воззрениям Хундертвассера, достаточно прост: каждый должен иметь возможность проектировать и нести ответственность за те четыре стены, в которых он обитает, иметь возможность строить. Пока этой свободы не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий , — пишет художник в одном из своих эссе. — Если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания ».

Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser , настоящее имя - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Фриденсрайх Хундертвассер - художник, архитектор, мыслитель, мистагог, чудак... Его творчество было неразрывно связано с Веной, это был венец с головы до ног, несмотря на декларативное сопротивление классическому имперскому стилю. Его настоящее имя - Фридрих Штовассер, и он родился 15 декабря 1928 года в столице Австрии. Витиеватый псевдоним, словно бы сопротивляющийся прямой линии, художник взял себе гораздо позже. Любопытно, что будущий бунтарь против монохромности, прямых углов и параллелей занимался в школе Монтессори, известной тем, что детям преподают знания окольными путями, по гибкой системе, чаще всего в форме игры. Возможно, именно школа повлияла на приверженность архитектора ярким цветам, пробудила фантазию, привила любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств, где ощущалось сильное влияние Эгона Шиле, Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным штудиям свободную поездку по Европе. Так началось его путешествие в поисках идеального дома.

Это путешествие оказалось длиною в жизнь, а она была столь же пестрой, насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.

Символом творчества Хунлертвассера стала улитка, медленно передвигающаяся по виноградному листу и несущая на себе дом, закрученный в спираль. Олицетворяющая единство обитателя и обители, улитка сделалась главным сюжетом, к которому, варьируя его всякий раз иначе, он возвращался снова и снова. Кругообразная линия бесконечности, спираль превратилась в любимую тему, форму и содержание, став реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты особой страстью и тщательностью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Взамен линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.

Он пытался отучить общество от линейности мышления. В 1959 году устроил в Гамбурге любопытный «спектакль». Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления. Фриденсрайх начал вести кистью, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и ночей он и два его помощника непрерывно расцвечивали стену черно-красной вьющейся линией, которая ни разу не прерывалась. Эту линию, к тому времени достигшую высоты 2,5 м, а заодно и представление прервали городские власти. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства и покинул Гамбург.

Графика Хундертвассера сплошь состоит из таких вот кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!

И все же Хундертвассер более известен в качестве курьезного архитектора - здания и постройки, возведенные им, узнаваемы мгновенно. Первый манифест, воплотивший его архитектурное кредо, был направлен против рационализма в зодчестве и озвучен в храме бенедиктинского монастыря. Свою дальнейшую концепцию он изложил в эссе и статьях и воплотил во множестве проектов. Идеальный дом по Хундертвассеру - внутри холма, идеальная крыша - та, которую покрывают цветы и трава, идеальные окна - это глаза, выражающие настроение. Уже на исходе жизни, обустроившись в Новой Зеландии, он создал себе такой дом, идеально вписанный в ландшафт, где крышей служил естественный холм.

Дома, им спроектированные, словно бы покрыты глазурью... Он очень любил голубой цвет, цвет распахнутых небес. Постепенно Хундертвассеру стали доверять австрийские градоначальники. Фриденсрайх возглавил несколько проектов по реабилитации жилых массивов: унылые кварталы он превращал в россыпь сказочных сюжетов. Как и Антонио Гауди, у которого с нашим героем немало общего, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Он украшал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, оборудовал в стенах ниши для деревьев, словом, делал все возможное, чтобы «развеселить» пространство. Один из самых известных проектов - Kunsthaus, выставочный зал в Вене.

Всей силой своего парадоксального творчества Хундертвассер воспел окно. Он говорил, что дома состоят вовсе не из стен, как может показаться, а из окон. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, - с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. - Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, - грустны; окна должны танцевать.

У человека в многоквартирном доме должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью - насколько он сможет дотянуться - расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, отличающийся от заключенных в квартиры порабощенных и стандартизированных людей».

Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре. Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека. Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками. Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году. Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.). Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным. Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau) была оформлена Хундертвассером в 1990 году. Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau. Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами. Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна. Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально. Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.