Биография сальвадора дали написанная им самим. Сальвадор Дали: личная жизнь, творчество и краткая биография

Первые годы

Родился Сальвадор Дали в 1904 году в Фигерасе (Каталония). При крещении его назвали Сальвадор Дали Доменек. Менее чем за год до этого, в августе 1903, умер его старший брат, также названный Сальвадор, что позже было отражено в его автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» как решающее событие: «Мой брат и я были похожи друг на друга как две капли воды, но у нас были разные отражения. Подобно мне, он обладал несомненной лицевой морфологией гения… Возможно, мой брат был первой версией меня самого, но слишком совершенной». Синкретические по сути размышления были характерным для Дали способом, с помощью которого он устанавливал истоки своей художественной идентичности, а подобные окруженные таинственностью высказывания, выдающие одержимость, как это было с декларацией о его гениальности, были в высшей степени типичны для его автобиографических рассказов, особенно после 1940 года.

Мёд слаще крови

Обучение Дали в академии (он был отстранен от занятий на год в 1923 за непослушание) закончилось в 1926, раньше срока, из-за его отказа сдать экзамен по теории искусства. И хотя Дали не могли удовлетворить академические предписания, ему, однако, удалось сделать две вещи: создать заслуживающие внимания произведения и, что самое главное, завести новых друзей, среди которых режиссер Луис Бунюэль, драматург и поэт Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас — люди, сыгравшие важную роль в жизни Дали. Жизнь в Мадриде дала ему возможность познакомиться с богатым художественным материалом, как древним, так и современным.

Сюрреализм

Глубокий интерес к сюрреалистическому автоматизму обнаружился раньше, под влиянием Миро, в таких картинах, как «Мёд слаще крови» (1927), «Механизм и рука» (1927) и «Немного тлеющих углей» (1927-1928). Однако метод, который он использовал и в этих полотнах и в других, в течение ближайших лет, носил более синкретический характер и выходил за рамки сюрреалистической доктрины Бретона.

Механизм и рука

Сальвадор Дали назвал свой стиль, сформировавшийся к концу 1920-х годов, «параноидально-критическим». Однако этот метод нуждался в контроле, критике и, что важно, технике — фактора, от которого Дали не мог отказаться и который ставит его в один ряд с такими художниками, как Магритт и Танги, практиковавшими дотошный, двусмысленный, мечтательный реализм, фигуративный и биоморфный, соответственно, так называемый «правдоподобный сюрреализм».

Последние годы

В последние годы Сальвадор Дали был одержим идеей вечности, бессмертия и славы. Подобная самомистификация в типичной «Далианской» манере (пользуясь его собственной терминологией) сопровождалась тенденцией к скандалам, к тому же в последние годы были опубликованы его «Дневник гения» (с приложением «Искусство пука») и «Необыкновенные признания Сальвадора Дали» (1976). Однако самым большим предприятием последних лет его жизни стало устройство Театра-музея Дали в Фигерасе. Для художника, который вел активную жизнь, было логично, что его мемориалом стал театр-музей. Вплоть до его смерти в 1989 (Дали похоронен в склепе) и в дальнейшем это место было и остается одним из его самых фантастических творений, которое увенчало замечательный проект Дали, начатый еще в 1920-е годы и посвященный формированию мифа о собственной художественной идентичности.

Сальвадор Дали. Биография и стиль. обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

В статье — картины Сальвадора Дали с названиями, а также — творчество Сальвадора Дали, его путь как художника и как он пришел к сюрреализму. Внизу ссылки на более полные сборники картин Сальвадора.

Да, я понимаю, абзац сверху выглядит так, чтобы у вас пошла кровь из глаз, но гугл с яндексом имеют несколько специфические вкусы (если вы понимаете о чем я) и им это зашло хорошо, поэтому что-то менять мне страшновато. Не бойтесь, там дальше хоть и не намного, но лучше.

Творчество Сальвадора Дали.

Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали , все носило легкий налет безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма .

» content=»«/>

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось прежде всего с увлечения импрессионизмом и изучения приемов классической академической живописи. Первыми картинами Дали были пейзажи Фигераса, где еще не было и следов сюрреалистического видения мира.

Увлечение импрессионизмом постепенно сошло на нет и Дали начал пробовать себя в кубизме, черпая вдохновение из полотен Пабло Пикассо. Даже в некоторых сюрреалистических работах мэтра прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (а еще раньше водка была слаще и трава зеленее, знакомая песня).

Научитесь сначала рисовать и писать как старые мастера, а уж потом делайте, что хотите - и вас будут уважать. Сальвадор Дали

Формирование собственно сюррелистического стиля в картинах Сальвадора Дали началось примерно в одно время с исключением из академии и его первой выставке в Барселоне. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Несмотря на напряженные отношения Сальвадора Дали и собственно сюрреалистической тусовки того времени его образ стал олицетворением сюрреализма и всего сюрреалистического в сознании масс. Выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм — практически любой ответит, не задумываясь: «Сальвадор Дали». Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется живописью. Я бы сказал, что Дали стал своеобразным мейнстримом в живописи, несмотря на то, что философия его творчества многим непонятна.

Секрет успеха Сальвадора Дали

Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи. О художнике говорили все, от буржуа до пролетариата. Сальвадор был, пожалуй, лучшим актером из художников. Дали смело можно было назвать гением пиара, как черного так и белого. Сальвадор обладал великолепным умением продавать и продвигать себя, как бренд. Картины Сальвадора Дали являлись воплощением экстравагантной личности, странные и сумасбродные, представляющие собой неконтролируемый поток подсознания и обладающие своеобразным узнаваемым стилем.

Картины Сальвадора Дали

Картины Сальвадора Дали являются одним из ярчайших образчиков воплощения манифеста сюрреализма, той самой свободы духа, граничащей с безумием. Неопределенность, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями из самых глубин подсознания, сочетание невозможного с возможным — вот что такое картины Дали.

При всей чудовищности творчества Сальвадора Дали, оно обладает необъяснимой привлекательностью, эмоции, возникающие при просмотре работ художника, казалось бы, просто не способны существовать вместе.

Полотна мэтра можно разделить на три типа: импрессионизм, кубизм (ранний Дали), сюрреализм. Иногда проскакивает гиперреализм, как в картине «Корзинка с хлеблм». Широкой публике Сальвадор, конечно, известен именно по сюрреалистическим картинам. Потому работы, что здесь выложены, относятся именно к сюрреализму. Ради интереса и сравнения, возможно, добавлю еще парочку полотен других стилей, но пока так.

Самые известные картины с описаниями .

Каждая картинка — это ссылка на статью с анализом и описанием полотен. Я старался особо воды не лить, но когда речь идет об описаниях картин, сделать это могут не только лишь все, мало кто может это сделать. В общем, старался по делу и по фактам, без возвышенной чепухи, как получилось — судите сами.

Картины Сальвадора Дали с названиями

Небольшая ремарка.
Мое знакомство с сюрреализмом началось именно с Сальвадора Дали . Помню, когда мне в детстве на день рожденья подарили альбом с репродукциями Дали — это был настоящий праздник, ведь тогда еще не было в интернете такого разнообразия халявных картинок. Собственно классический сюрреализм в моем понимании — это и есть Сальвадор . Картины других сюрреалистов того времени никаких чувств у меня не вызывают, кроме Рене Магритта, конечно и, пожалуй, Ив Танги.

UPDATE 2018. Ребята, не читайте этого придурка, он тогда был молодым, зеленым и не знал, что кроме Дали и Магритта есть еще и

Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех. Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма.

). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Биография

Детство

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе , провинция Жирона , в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем , воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 - 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он - реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.

Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками и другие [какие? ] ) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии.

Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, - в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.

Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер . В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс , где познакомился с современным искусством.

Юность

1921 год. На 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали. Это стало для него трагедией. В том же году поступает в Академию Сан-Фернандо . Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes ) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу . В те годы все отмечают его щёгольство . В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем , Федерико Гарсиа Лоркой , Педро Гарфиасом . С увлечением читает работы Фрейда .

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается - Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма . В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж , где знакомится с Пабло Пикассо . Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро . В 1929 г. участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс ».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара . Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Молодые годы

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном . В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов - «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» - привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 году неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

Разрыв с сюрреалистами

В начале 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 года.

Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарси́а Лорка .

Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас . Все свои работы он завещал Испании.

Творчество

Театр

Сальвадор Дали - автор либретто и оформления балета «Вакханалия » (музыка Рихарда Вагнера, хореография Леонида Мясина , Русский балет Монте-Карло).

Кинематограф

В 1945 году в сотрудничестве с Уолтом Диснеем начал работу над мультипликационным фильмом Destino . Производство тогда было отложено из-за финансовых проблем; The Walt Disney Company выпустила фильм на экраны в году.

Дизайн

Сальвадор Дали - автор дизайна упаковки Чупа-Чупса . Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся . Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки

Скульптуры

  • 1969-1979 - Коллекция Клота , серия из 44 бронзовых статуй, созданных художником в своем доме в Порт Лигат.

    Dalí. Caballo.JPG

    Лошадь со всадником спотыкаясь

    Dalí DonQuijotesentado.JPG

    Сидячий Дон Кихот

    Dalí. Elefantecósmico.JPG

    Космический слон

    Гала в окне

    Dalí. GalaGradiva.JPG

    Dalí.Perseo.JPG

Образ в кинематографе

Год Страна Название Режиссёр Сальвадор Дали
Швеция Швеция Приключения Пикассо Таге Даниэльссон
Германия Германия
Испания Испания
Мексика Мексика
Бунюэль и стол царя Соломона Карлос Саура Эрнесто Альтерио
Великобритания Великобритания
Испания Испания
Отголоски прошлого Пол Моррисон Роберт Паттинсон
США США
Испания Испания
Полночь в Париже Вуди Аллен Эдриен Броуди
1991 Испания Дали Антонио Рибас Лоренцо Куинн

Напишите отзыв о статье "Дали, Сальвадор"

Примечания

Литература

  • 1974 г. Робер Дешарн. Salvador Dali. Изд. DuMont Buchverlag, 164 с., ISBN 3-7701-0753-5 ;
  • 1990 г. Джорж Оруэл (англ. George Orwell). Привилегия духовных пастырей. Эссе. - Лениздат,
  • 1992 г. А. И. Рожин Сальвадор Дали. Изд. Республика, 224 с., тираж 75000 экз., ISBN 5-250-01946-3 ;
  • 1992 г. Е. В. Завадская Сальвадор Дали. Изд. Изобразительное искусство, 64 с., тираж 50000 экз., ISBN 5-85200-236-4 ;
  • 1995 г. Gilles Neret. Salvador Dali. 1904-1989 = Сальвадор Дали / Gilles Neret. - Koeln: TASCHEN, 95 с.(На немецком языке) ISBN 3-8228-9520-2 ;
  • 2001 г. Никола Дешарн, Робер Дешарн. Изд. Белый город, 382 с., ISBN 5-7793-0325-8 ;
    • 1996 г. (ошибоч.) ;
  • 2002 г. Мередит Этерингтон-Смит. «Сальвадор Дали» (Перевод Е. Г. Гендель). Изд. Попурри, 560 с., тираж 11000 экз., ISBN 985-438-781-X , ISBN 0-679-40061-3 ;
  • 2006 г. Робер Дешарн, Жиль Нере. Dali. Изд. Taschen, 224 с., ISBN 3-8228-5008-X ;
  • 2008 г. Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. М., Текст , 186 c., тираж: 5000, ISBN 978-5-7516-0682-4
  • 2009 г. Ольга Морозова. Сгоревший заживо. Скандальная биография Сальвадора Дали. Изд. Funky Inc., 224 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-903912-70-4 ;
  • 2010 г. Сальвадор Дали. Мысли и анекдоты. Pensees et anecdotes. Изд. Текст, 176 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-7516-0923-8 ;
  • 2011 г. С. С. Пирожник . Сальвадор Дали. Изд. Харвест, 128 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-985-16-1274-7 ;
  • 2011 г. В. Г. Яськов Сальвадор Дали. Изд. Эксмо, 12 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-47135-5 ;
  • 2012 г. Сальвадор Дали. Моя тайная жизнь. La Vie Secrete De Salvador. (Перевод Е. Г. Гендель) Изд. Попурри, 640 с., тираж 5100 экз., ISBN 978-985-15-1620-5 ;
  • 2012 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. (Перевод О. Г. Сокольник, Т. А. Ждан) Изд. Попурри, 336 с., тираж 5100 экз., ISBN 978-985-15-1619-9 ;
    • 2014 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. Изд. Азбука, Азбука-Аттикус, 288 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-389-08671-5 ;
  • 2012 г. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Salvador Dali / Сальвадор Дали. Альбом. Изд. Эдита, 384 с., ISBN 5-7793-0325-8 ;
    • 2008 г. Изд. Белый город
  • 2013 г. Р. К. Баландин Сальвадор Дали искусство и эпатаж. Изд. Вече, 320 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-4444-1036-3 ;
  • 2013 г. Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. Изд. Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 900 с., тираж 500 экз., ISBN 978-5-9910-2130-2 ;
  • 2013 г. Дали вблизи и вдали. Сборник статей. Отв. редактор Бусев М. А. М., Прогресс-Традиция, 416 с., тираж 500 экз., ISBN 978-5-89826-406-2
  • 2014 г. Сальвадор Дали. Сокрытые лица. Ostros Ocultos (Visages Caches / Hidden Faces). (Перевод Л. М. Цывьян) Изд. Эксмо, 512 с., тираж 7000 экз., ISBN 978-5-699-70849-9 ;
  • 2014 г. Кэтрин Инграм. Гениальный Дали. This is DaLi (Перевод Т. Платонова). Изд. Эксмо, 80 с., тираж 3150 экз., ISBN 978-5-699-70398-2 ;

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дали, Сальвадор

За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.

О Сальвадоре Дали написаны тысячи книг и песен, снято множество кинофильмов, но смотреть, читать и слушать это всё необязательно - ведь есть его картины. Гениальный испанец на собственном примере доказал, что в каждом человеке живёт целая вселенная и увековечил себя в полотнах, которые ещё не одно столетие будут в центре внимания всего человечества. Дали уже давно не просто художник, а что-то вроде глобального культурного мема. Как вам возможность почувствовать себя репортёром жёлтой газеты и вдоволь покопаться в грязном белье гения?

1. Самоубийство деда

В 1886-м году Гал Хосеп Сальвадор, дед Дали по отцовской линии, свёл счёты с жизнью. Дедушка великого художника страдал от депрессии и мании преследования и чтобы досадить всем, кто за ним «следит», решил покинуть этот бренный мир.

Однажды он вышел на балкон своей квартиры на третьем этаже и стал кричать, что его обокрали и пытались убить. Прибывшая полиция смогла убедить несчастного не прыгать с балкона, но как оказалось, лишь на время - спустя шесть дней Гал всё-таки бросился с балкона вниз головой и скоропостижно скончался.

Семья Дали по понятным причинам пыталась избежать широкой огласки, поэтому самоубийство замяли. В заключении о смерти не было ни слова о суициде, лишь отметка, что Гал умер «от черепно-мозговой травмы», поэтому самоубийцу похоронили по католическому обряду. Долгое время родственники скрывали от внуков Гала правду о смерти деда, однако художник в конце концов узнал об этой неприятной истории.

2. Зависимость от мастурбации

Будучи подростком, Сальвадор Дали любил, если можно так выразиться, померяться пенисами с одноклассниками, причём свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Ранние эротические переживания будущего гения этими безобидными шалостями не закончились: как-то к нему в руки попал порнографический роман и больше всего его поразил эпизод, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз». Юноша был так впечатлён силой художественного образа, что вспоминая об этом, корил себя за неспособность делать с женщинами тоже самое.

В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (в оригинале - «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali») художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Вероятно, чтобы преодолеть это гнетущее чувство, Дали, как и многие мальчишки его возраста, занимался мастурбацией, к которой он настолько пристрастился, что на протяжении всей жизни гения онанизм был для него основным, а иногда даже единственным способом сексуального удовлетворения. В то время считалось, что мастурбация может привести человека к безумию, гомосексуализму и импотенции, так что художник постоянно пребывал в страхе, но ничего не мог с собой поделать.

3. Секс у Дали ассоциировался с гниением

Один из комплексов гения возник по вине его отца, как-то раз (нарочно или нет) оставившего на пианино книгу, в которой было полно красочных фотографий мужских и женских гениталий, обезображенных гангреной и другими заболеваниями. Изучив очаровавшие и одновременно ужаснувшие его снимки, Дали-младший надолго утратил интерес к контактам с противоположным полом, а секс, как он позже признавался, стал ассоциироваться у него с гниением, разложением и тленом.

Конечно, отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах: страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой работе. Например, в «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, присутствует смотрящее вниз человеческое лицо, из которого «вырастает» женщина, скорее всего списанная с жены и музы Дали Галы. На лице сидит саранча (гений испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи - символ разложения. Рот женщины прижимается к паху стоящего рядом мужчины, что намекает на оральный секс, при этом на ногах мужчины кровоточат порезы, свидетельствующие о страхе художника перед кастрацией, который он испытывал в детстве.

4. Любовь зла

В молодости одним из самых близких друзей Дали был знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Ходили слухи, что Лорка даже пытался соблазнить художника, но сам Дали это отрицал. Многие современники великих испанцев поговаривали, что для Лорки любовный союз живописца и Елены Дьяконовой, позже известной как Гала Дали, стал неприятным сюрпризом - якобы поэт был убеждён, что гений сюрреализма может быть счастлив только с ним. Надо сказать, несмотря на все сплетни, точных сведений о характере отношений двух выдающихся мужчин нет.

Многие исследователи жизни художника сходятся в том, что до встречи с Галой Дали оставался девственником и хотя в то время Гала была замужем за другим, имела обширную коллекцию любовников, в конце концов была на десять лет его старше, художник был очарован этой женщиной. Искусствовед Джон Ричардсон писал о ней: «Одна из самых противных жён, которую мог выбрать современный успешный художник. Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть». На одной из первых встреч художника с Галой тот спросил, чего она от него хочет. Эта, вне всякого сомнения, незаурядная женщина ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили» - после такого Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно.

Отец Дали на дух не переносил пассию сына, ошибочно полагая, что она употребляет наркотики и заставляет художника их продавать. Гений настаивал на продолжении отношений, в результате чего остался без отцовского наследства и уехал в Париж к возлюбленной, но перед этим в знак протеста обрил голову налысо и «похоронил» волосы на пляже.

5. Гений-вуайерист

Бытует мнение, что Сальвадор Дали получал сексуальное удовлетворение, наблюдая, как другие занимаются любовью или мастурбируют. Гениальный испанец подглядывал даже за собственной женой, когда та принимала ванну, признавался в «волнующем опыте вуайериста» и назвал одну из своих картин «Вуайерист».

Современники шептались, что художник каждую неделю устраивает у себя дома оргии, но если это правда, скорее всего, сам он не принимал в них участия, довольствуясь ролью зрителя. Так или иначе, выходки Дали шокировали и раздражали даже развращенную богему - арт-критик Брайан Сьюэлл, описывая знакомство с художником, рассказывал, что Дали попросил его снять штаны и мастурбировать, лёжа в позе эмбриона под статуей Иисуса Христа в саду живописца. По словам Сьюэлла, Дали обращался с подобными странными просьбами к многим своим гостям.

Певица Шер вспоминает, что однажды они с мужем Сонни зашли в гости к художнику, а тот выглядел так, будто только что участвовал в оргии. Когда Шер принялась вертеть в руках заинтересовавший её красиво раскрашенный резиновый жезл, гений торжественно сообщил ей, что это вибратор.

6. Джордж Оруэлл: «Он болен, а его картины омерзительны»

В 1944-м году знаменитый писатель посвятил художнику эссе под названием «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали»,в котором высказал мнение, что талант художника заставляет людей считать его безупречным и совершенным.

Оруэлл писал: «Вернись завтра на землю Шекспир и обнаружься, что его любимое развлечение в свободное время - насиловать маленьких девочек в железнодорожных вагонах, мы не должны говорить ему, чтобы он продолжал в том же духе только потому, что он способен написать еще одного „Короля Лира“. Нужна способность держать в голове одновременно оба факта: и тот, что Дали хороший рисовальщик, и тот, что он отвратительный человек».

Писатель также отмечает ярко выраженную некрофилию и копрофагию (тяга к экскрементам), присутствующую в полотнах Дали. Одной из самых известных работ подобного рода считается «Мрачная игра», написанная в 1929-м году - в нижней части шедевра изображён испачканный фекалиями мужчина. Подобные детали присутствуют и в более поздних творениях живописца.

В своём эссе Оруэлл приходит к выводу, что «такие люди [как Дали] нежелательны, а общество, в котором они могут процветать, имеет какие-то изъяны». Можно сказать, писатель сам признался в своём неоправданном идеализме: ведь человеческий мир никогда не был и не будет совершенным и безукоризненные полотна Дали - одно из ярких тому свидетельств.

7. «Скрытые лица»

Свой единственный роман Сальвадор Дали написал в 1943-м году, когда вместе с женой находился в Соединённых Штатах. Кроме всего прочего, в литературном произведении, вышедшем из-под руки живописца, присутствуют описания выходок эксцентричных аристократов в охваченном огнём и залитом кровью Старом Свете, при этом сам художник называл роман «эпитафией довоенной Европе».

Если автобиографию художника можно считать фантазией, замаскированной под правду, то «Скрытые лица» скорее - истина, прикидывающая вымыслом. В нашумевшей в свой время книге есть и такой эпизод - победивший в войне Адольф Гитлер в своей резиденции «Орлиное гнездо» пытается скрасить своё одиночество разложенными вокруг бесценными шедеврами искусства со всего мира, играет музыка Вагнера, а фюрер произносит полу-бредовые речи о евреях и Иисусе Христе.

В целом отзывы о романе были благоприятными, хотя литературный обозреватель «The Times» критиковал прихотливый стиль романа, чрезмерное количество прилагательных и сумбурный сюжет. В тоже время, например, критик из журнала «The Spectator» писал о литературном опыте Дали: «Это психотический бардак, но он мне понравился».

8. Бьёт, значит… гений?

1980-й год стал для престарелого Дали переломным - художника разбил паралич и он, будучи не в состоянии удержать в руках кисть, прекратил писать. Для гения это было сродни пытке - он и раньше не был уравновешенным, однако теперь стал срываться по поводу и без, к тому же его сильно раздражало поведение Галы, которая тратила вырученные от продажи картин гениального мужа деньги на молодых поклонников и любовников, дарила им сами шедевры, а также частенько пропадала из дома на несколько дней.

Художник начал бить жену, да так, что однажды сломал ей два ребра. Чтобы успокоить супруга, Гала давала ему валиум и другие седативные препараты, а однажды подсыпала Дали большую дозу стимулятора, которая нанесла психике гения непоправимый ущерб.

Друзья живописца организовали так называемый «Комитет спасения» и определили его в клинику, но к тому времени великий художник представлял собой жалкое зрелище - худой, трясущийся старик, постоянно пребывающий в страхе, что Гала бросит его ради актёра Джеффри Фенхольта, исполнителя главной роли в бродвейской постановке рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

9. Вместо скелетов в шкафу - труп жены в машине

10-го июня 1982-го года Гала покинула художника, но не ради другого мужчины - 87-летняя муза гения скончалась в одной из больниц Барселоны. Согласно её завещанию, Дали собирался похоронить любимую в принадлежащем ему замке Пуболь в Каталонии, но для этого её тело необходимо было вывезти без юридической волокиты и не привлекая лишнего внимания прессы и публики.

Художник нашёл выход, жутковатый, но остроумный - он приказал одеть Галу, «посадил» труп на заднее сиденье её «Кадиллака», а рядом расположилась медсестра, поддерживающая тело. Покойную доставили в Пуболь, набальзамировали и одели в её любимое красное платье от Dior, а затем похоронили в склепе замка. Безутешный муж несколько ночей провёл, стоя на коленях перед могилой и изнемогая от ужаса - их отношения с Галой были сложными, но художник не мог представить себе, как будет без неё жить. Дали практически до самой своей смерти жил в замке, часами рыдал и рассказывал, что видит различных животных - у него начались галлюцинации.

10. Адский инвалид

Через два с небольшим года после смерти жены Дали снова пережил настоящий кошмар - 30-го августа кровать в которой спал 80-летний художник, загорелась. Причиной пожара стало короткое замыкание в электропроводке замка, предположительно вызванное тем, что старик постоянно теребил кнопку звонка для вызова прислуги, прикреплённую к его пижаме.

Когда на шум пожара прибежала сиделка, она обнаружила парализованного гения лежащим у двери в полу-обморочном состоянии и тут же бросилась делать ему искусственное дыхание изо рта в рот, хотя тот пытался отбиваться и называл её «сука» и «убийца». Гений выжил, но получил ожоги второй степени.

После пожара, Дали стал совершенно невыносим, хотя и раньше не отличался лёгким характером. Публицист из «Vanity Fair» отмечал, что художник превратился в «инвалида из ада»: нарочно пачкал постельное бельё, царапал лицо медсёстрам и отказывался есть и принимать лекарства.

После выздоровления Сальвадор Дали переехал в соседний городок Фигерас свой театр-музей, где и умер 23-го января 1989-го года. Великий Художник как-то сказал, что надеется воскреснуть, поэтому хочет, чтобы после смерти его тело заморозили, однако вместо этого его согласно завещанию, набальзамировали и замуровали в пол одной из комнат театра-музея, где оно находится и по сей день.

Сальвадор Дали, 1939 год

1. В переводе с испанского «Salvador» означает «спаситель». У Сальвадора Дали был старший брат, который умер от менингита за несколько лет до рождения будущего художника. Отчаявшиеся родители нашли утешение в рождении Сальвадора, позднее сказав ему, что он - реинкарнация своего старшего брата.

2. Полное имя Сальвадора Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

3. Первая выставка картин Сальвадора Дали состоялась в муниципальном театре Фигераса, когда ему было 14 лет.

4. В детстве Дали был необузданным и капризным ребёнком. Своим своенравием он добивался буквально всего, что мог пожелать маленький ребёнок.

5. Сальвадор Дали отсидел короткий срок в тюрьме. Его арестовали гражданские гвардейцы, но так как следствие не нашло ни одной причины, чтобы удерживать его длительный срок, Сальвадора освободили.

6. Поступая в Академию изящных искусств, Сальвадор должен был сдать экзамен по живописи. На всё давалось 6 дней — за это время Дали должен был выполнить рисунок античной модели во весь лист. На третий день экзаменатор отметил, что его рисунок слишком маленький, и, нарушая правила экзамена, он не поступит в академию. Сальвадор стёр рисунок и в последний день экзамена представил новый идеальный вариант модели, только он оказался ещё меньше первого рисунка. Несмотря на нарушение правил, жюри приняло его работу, потому что она была совершенной.

Сальвадор и Гала, 1958 год

7. Знаковым событием в жизни Сальвадора стала встреча с Галой Элюар (Елна Ивановна Дьяконова), которая на тот момент была женой французского поэта Поля Элюара. Позже Гала стала музой, помощницей, любовницей, а затем и женой Сальвадора.

8. Когда Сальвадору исполнилось 7 лет, отец был вынужден силой тащить его в школу. Он устроил такой скандал, что все уличные торговцы сбежались на крики. Мало того, что за первый год обучения маленький Дали ничему не научился — он забыл даже алфавит. Сальвадор считал, что этому он обязан господину Траитеру, который упоминается в его биографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

9. Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки от «Чупа-Чупс». Основатель компании «Chupa Chups» Энрик Бернат попросил Сальвадора внести что-то новое в обёртку, так как растущая популярность леденца требовала узнаваемого дизайна. Художник менее чем за час набросал ему вариант оформления упаковки, которая сейчас известна как логотип «Чупа-Чупс», правда, в несколько изменённом виде.


Дали с отцом, 1948 год

10. Именем Сальвадора Дали названа пустыня в Боливии и кратер на планете Меркурий.

11. Арт-дилеры опасаются последних работ Сальвадора Дали, так как существует мнение, что во время жизни художник подписывал пустые полотна и чистые листы бумаги, чтобы их могли использовать для подделок после его смерти.

12. Помимо визуальных каламбуров, которые являлись неотъемлемой частью образа Дали, художник выражал сюрреализм и на словах, часто выстраивая предложения на неясных аллюзиях и игре слов. Иногда он говорил на странной комбинации французского, испанского, каталонского и английского языков, которая казалась забавной, но в тоже время непонятной игрой.

13. Самая известная картина художника «Постоянство памяти» имеет совсем небольшие размеры — 24×33 сантиметров.

14. Сальвадор настолько боялся кузнечиков, что это порой доводило его до нервного срыва. В детстве этим нередко пользовались его одноклассники. «Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести его прикосновение. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни».

Источники:
1 ru.wikipedia.org
2 Биография «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», 1942 г.
3 en.wikipedia.org
4 ru.wikipedia.org

Оценить статью:

Также читайте нас на нашем канале в Яндекс.Дзене

25 интересных фактов о Пабло Пикассо 20 любопытных фактов о Винсенте Ван Гоге