Археология (8). Алтайские курганы Использование естественно-научных методов в археологическ их исследованиях

Во все времена человечество старалось зафиксировать основные и важные события. В наше время мы пишем книги и снимаем документальные фильмы. А наши далекие предки оставляли наскальные изображения - петроглифы. В основном, это изображения животных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, ритуальных масок. Позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.

На Алтай неоднократно приходили искатели сокровищ, золота скифов, «бугровщики» и люди науки. Я порылась в книгах и составила материал в хронологическом порядке: от начала археологических экспедиций до настоящего времени. Всем, кому интересна археология и история Алтая, рекомендую. Одним из первых, прикоснувшихся к прошлому тюрков и опубликовавших свои работы, был профессор Дерптского университета К.Ф.Ледебур. Ученый давно мечтал посетить далекую и загадочную горную страну, скрытую в глубинах Азии. Летом 1826 года он с небольшой экспедицией вступил в пределы Горного Алтая.

В 1993 году на плато Укок (Республика Алтай) Южноалтайским отрядом Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Н. В. Полосьмак было открыто «замерзшее» погребение пазырыкской культуры с сохранившейся мумией женщины. Это стало событием не только для отечественной, но и для мировой археологии. Удививительно было то, что «замерзшее» погребение не было нарушено, как обычно бывало. Это позволило впервые увидеть в неприкосновенности древнее захоронение со всеми деталями и особенностями погребального обряда, со всем комплексом вещей, более двух тысяч лет назад положенных в могилу.

Огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке, около 2500 лет тому назад были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы - саками.

В 1924 г. С.И.Руденко впервые приехал на Алтай. Ему шел сороковой год. Позади было много лет плодотворной напряженной работы в антропологии, этнографии и археологии. Именно в чрезвычайно широком подходе ученого к историко-этнографическим вопросам, в тесной увязке их с естественно-географическими условиями и проявилось своеобразие Руденко-историка.

Двадцать пять лет назад благодаря находке парного погребения древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, родине знаменитой «алтайской принцессы», родилась гипотеза об алтайских амазонках. Антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушка возрастом 16 ̶ 17 лет, хотя всегда подчеркивали ее «неженские» черты.

Алтайский край

Официально. Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, 3419 км от Москвы. Территория 168 000 квадратных км.

Неформально. Алтайский край очень большой и разнообразный. Топография изменяется по мере продвижения по территории. Он, как будто, растущий медведь, сначала тихий и спокойный, потом огромный и величественный. Так степи и равнины вырастают в предгорья и горы.

Официально. Климат умеренно-континентальный, формируется в результате частой смены воздушных масс.

Неофициально. Четыре сезона имеют много вариантов, и каждый год возвращайтесь, чтобы увидеть их с разных сторон. Можно приехать в жаркое лето, а можно - в прохладу и дождь. Даешь разнообразие! - вот главное правило погоды Алтая.

Лето и Алтайские горы

Официально: Алтайские горы - это сложнейшая система высочайших на территории Сибири хребтов, которые разделяются глубокими долинами горных рек и обширными котловинами, расположенными внутри гор.

Неформально: Природа Алтая восхитительна. Туристы со всего земного шара спешат в эти места насладиться прекрасными видами высоких гор, горных рек, таинственных пещер и безлюдных просторов. Окунитесь в спокойствие и красоту этих мест.


Заселение Алтайского края началось
в ХVIII веке

Молодой России требовался металл для производства оружия и монет. Уральский заводчик Акинфий Демидов основал в 1729 году первый металлургический завод - Колывано-Воскресенский. Недра Алтая были богаты и серебром. В 1744 году Демидов начал производство серебра. Результатом деятельности в Алтайском крае Акинфия Демидова было установление феодальной горной промышленности на основе крепостного труда приписных крестьян и ремесленников.

Событийный туризм в Алтайском крае

Создание и развитие ярких, интересных событий в деловой, культурной, спортивной жизни Алтайского края стало основой развития в регионе событийного туризма. В крае ежегодно проходит более десятка фестивалей, форумов, праздников, способных привлечь тысячи туристов из различных регионов России и из-за рубежа. Это Международный туристский форум «VISIT ALTAI», праздник «Цветение маральника», фестиваль напитков «Алтайфест», День России на «Бирюзовой Катуни», фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», Международный молодежный форум АТР, форум ШОС, Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму, праздник «Алтайская зимовка» и многие другие.

Красота и здоровье

Официально. Полезная флора края имеет 1184 вида растений. Самая большая группа препаратов, в том числе широко используется в официальной медицине около 100 видов.

Неформально. Отвар, травяные чаи, ягодные морсы - это то, что нужно попробовать всем, кто приезжает в Алтайский край. Спа, здоровье и оздоровительные центры используют продукцию, сделанную на основе алтайских трав.

Территория Республики Алтай обладает уникальным историко-культурным наследием. В первую очередь, это - всемирно известные археологические памятники, в том числе «царские курганы» скифской эпохи, это - концентрация памятников наскального искусства, это - городища, поселения, оросительные системы и многое другое.

Горный Алтай занимает ведущее место в стране по количеству рунических надписей на скальных породах. Пещеры со следами пребывания древнего человека также уникальны своей несущей информацией о древних сообществах, являясь в некотором роде «банком данных».

Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу.

Эпоха камня

Последние археологические материалы позволяют сделать вывод, что предки человека современного типа жили в Горном Алтае много сотен тысяч лет назад. Самой древней стоянкой первобытных людей является Улалинская палеолитическая стоянка, которая находится в черте города Горно-Алтайска. При раскопках Улалинской стоянки найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. нагреванием и резким охлаждением камней. Улалинские материалы датируют широко в пределах нижнего палеолита - от 150 тыс. лет до 1,5 млн. лет.

К более поздним периодам каменного века относятсяобширные материалы из раскопок на пещерных стоянках Усть-Канская пещера, а также стоянок открытого типа: Кара-Тенеш, Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм и многих других памятников. ВУсть-Канской пещере обнаружены различные предметы, нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины и другие, а также кости таких животных и птиц, как медведь, як, козел, заяц, гиена, винторогая антилопа, дикая лошадь, шерстистый носорог, тетерев, куропатка, утка.

Эпоха палеометалла

В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла. Первым металлом была медь, а затем в Горном Алтае появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться нашими предками в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.

Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек,Арагол,Курота и другими. Погребальные памятники этой культуры представляют собой

оградки-кольца и оградки-кромлехи, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.

Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами являются прямоугольная ограда-кладбище, каменные ящики, а также уникальные полихромные рисунки на плитах ящиков и наскальные рисунки, выбитые в определенной манере. К каракольской культуре относятся погребения могильников Каракол, Озерное, Беш-Озек в центральных районах Алтая. Найдено изображение человека, относящееся к Каракольской культуре в одном из скальных поверхностей у села Бичикту – Боом в Онгудайском районе.

В эпоху палеометалла население Горного Алтая перешло от присваивающих форм хозяйства - охоты, собирательства и рыболовства – к производящим формам: земледелию и скотоводству. С тех пор древние алтайцы стали заниматься строительством мелиоративных сооружений, возделыванием пашни и выращиванием таких культур, как просо, ячмень, рожь и других. Домашние стада овец, коз, коров, лошадей летом стали отгонять в альпийские луга, а к зиме возвращать в долины рек.

Эпоха железа

В I тыс. до н.э. период бронзы сменяется периодом раннего железа. Скифское время Горного Алтая прежде всего связано с памятниками, объединенными в пазырыкскую археологическую культуру. Они известны на всей территории Горного Алтая - это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы, а также тысячи других.

В Горном Алтае была выделена Пазырыкская культура – по названию урочище Пазырык в Улаганском районе, где были обнаружены предметы и вещи, которые дошли до наших дней в связи с образовавшейся подкурганной мерзлотой. Это: самые древние ворсовые ковры из Передней Азии, деревянная колесница, конская упряжь, музыкальные инструменты, изделия из дерева, кожи, войлока и многое другое. Обычно курганы пазырыкской культуры представляют собой цепочки, вытянутые с севера на юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. В курганах с мерзлотой относительно хорошо сохраняются предметы. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба. Об этом свидетельствуют находки, сделанные новосибирскими археологами в последние годы на плато Укок. Многие объекты и культурные ценности, найденные при сенсационных раскопках курганов, относящихся к пазырыкской культуре хранятся в Эрмитаже и других государственных музеях страны. В настоящее время известные объекты, в том числе наскальные рисунки, отражающие пазырыкскую культуру, отнесены в Российский предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО (Сокровища Пазырыкской культуры).

Памятники гунно-сарматского времени до недавней поры были почти неизвестны. Но в последние годы открыты и исследованы десятки памятников II в. до н.э. - V в. н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары Бел, Булан-Кобы, Белый Бом, Бике, Айрыдаш, Курайка и другие, а также объекты другого характера – поселения, городища, святилища, производственные центры: Юстыд, Бер-тек, Майма, Кучерла, Черемшанка и т.д.

Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О том, что носители пазырыкской культуры стали основой населения более поздних периодов, свидетельствует преемственность погребального обряда и целого ряда категорий вещей, а также такие факты, как, например, находка в погребении булан-кобинского типа (по названию могильника в Онгудайском районе) на Средней Катуни комплекса вещей скифоидной культуры, а в кургане пазырыкской культуры - накладок лука гуннского типа.

В свою очередь, булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения тюркского времени Горного Алтая.

Тюркское время

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Для кудыргинских памятников тюркского времени характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой и сопроводительные захоронения коней. Из предметов инвентаря в могилах встречаются остатки луков с сильно изогнутыми концевыми накладками, стремена с прямоугольной петлей на шейке, однокольчатые удила с двудырчатымипсалиями, пояса с подвесными ремешками и многое другое. Умершие также снабжались ритуальной пищей, как правило, бараниной.

В Курайской степи, например, в одном из курганов курайской культуры, раскопанном в 30-х годах, были найдены останки знатного тюрка в колоде с сопровождающим погребением трех убитых лошадей и, видимо, раба. Среди разнообразных вещей, положенных в могилу, были обнаружены серебряный кувшин и поясной наконечник с руническими надписями. Надпись на поясном наконечнике означала: "Хозяина (господина) Ак-кюна... кушак..."

К тюркскому времени относятся памятники письменности. На скальных поверхностях обнаружены уже более ста рунических надписей. По количеству таких надписей Горный Алтай занимает ведущее место в стране. К тюрскому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а

также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы, каменные изваяния, балбалы и другие. В Горном Алтае к настоящему времени раскопаны более двухсот оградок тюркского времени. Они представляют собой квадратные или прямоугольные сооружения из поставленных на ребро каменных плит. Внутри оградок - вымостка из плит, валунов и рваного камня или заброска из гальки. По своим конструктивным особенностям алтайские оградки условно разделены на пять типов: кудыргинский, представленный коллективными смежными оградками; яконурский - рядом стоящие оградки с изваяниями или стелами; юстыдский - одиночные оградки, сооруженные, как правило, из четырех плит с остатками ствола дерева в центре; уландрыкский - со стелой или валуном в центре оградки; аютинский - оградки, окруженные валом и рвом.

Еще один вид памятников, связанный с погребально-поминальной обрядностью, - каменные изваяния. К категории наиболее знаменитых памятников Горного Алтая относится скульптура "Кезер", обнаруженная в Курайской степи. "Кезер" в настоящее время хранится в фондах Горно-Алтайского республиканского краеведческого музея.

Среди петроглифов тюркского времени Горного Алтая,кроме изображений животных и всадников, имеются батальные сцены, сцены охоты, изображения различных птиц, змей и т.д.

Известны городища тюркского времени. Наиболее известным из них является городище в устье р. Большой Яломан.

Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного ремесла соседям. В последнее время в Горном Алтае открыты более десятка объектов железоделательного производства.

Таким образом, исследованные археологические материалы свидетельствует о том, что на территории Республики Алтай во все исторические времена обитало население, пользовавшееся высокими достижениями своего времени.