Александр Новиков: Женщины никогда меня не предавали, мужчины - много раз. Александр новиков: `по телевизору децл смотрится выше меня` За что сидел бард александр новиков

Страна Профессии Годы активности 1981 - 1984
1990 - наши дни
Инструменты гитара Жанры русский шансон , городской романс Коллективы Рок-полигон , Хипиш , Внуки Энгельса Лейблы Новик Рекордз, Apex Records, STM Records, Квадро-Диск Награды a-novikov.ru Аудио, фото, видео на Викискладе

Алекса́ндр Васи́льевич Но́виков (31 октября 1953, Итуруп , Курильский район , Сахалинская область , СССР) - российский поэт, певец, композитор, автор-исполнитель песен в жанре городского романса , художественный руководитель Уральского государственного театра эстрады.

За время творческой деятельности Александр Новиков написал более трёхсот песен, среди которых «Помнишь, девочка?..», «Вези меня, извозчик», «Шансоньетка», «Уличная красотка», «Город древний», давно ставшие классикой жанра.

Его дискография на данный момент [ ] насчитывает более 25-и номерных альбомов, 14 альбомов-записей с концертов, 13 видеодисков, а также несколько сборников стихов, песен и автобиографическая книга «Записки уголовного барда».

Совместно с режиссером Кириллом Котельниковым снял автобиографический фильм «Настоящий».

Александр Новиков является лауреатом общенациональной премии «Овация » в номинации «Городской романс» (1995), многократным лауреатом премии «Шансон года» . (с 2002 по 2018). Лауреат международной литературной премии им. Сергея Есенина.

Кроме музыкального творчества и концертной деятельности, занимается общественной деятельностью - возглавляет Фонд «400-летия Дома Романовых на Урале», а также Благотворительный фонд «Добрая Сила» и СРДОО «Большой Полёт».

Биография

Детство и юность

Родился 31 октября 1953 года на острове Итуруп Курильского архипелага , в посёлке Буревестник . Отец - военный лётчик, мать - домохозяйка. Первые 2 года своей жизни Новиков с семьёй жил на Сахалине, затем некоторое время жил в латвийском посёлке Вайнёде , потом десять лет в городе Фрунзе , и в 1969 году Новиков переехал в город Свердловск (ныне Екатеринбург) , где и продолжает жить и работать по настоящее время.

Саша Новиков рос мальчиком очень смышленым. Однако в школе учился плохо, дисциплину не соблюдал, и уже в 4-5 классе Новиков был исключён из рядов пионеров . В быту же будущий музыкант был открытым антисоветчиком.

Свой темпераментный характер Новиков также проявлял в занятиях боксом и самбо .

Увлечение музыкой к молодому Александру Новикову пришло в 1967 году под впечатлением от просмотра фильма «Вертикаль» с участием Владимира Высоцкого , который исполнил в фильме 5 своих песен . Будучи студентом УПИ, выступал в составе институтского ВИА «Полимер». Был отчислен из института за исполнение на одном из институтских мероприятий песни «The Beatles ».

В 1971 году получил свой первый срок за драку, устроенную в ресторане. Новиков и его приятель заступились за официантку против оппонента, который отказался платить и применил против неё физическую силу. Сам оппонент потом попал в больницу, а официантке достались его часы, которые Новиков и приятель, достав их из кармана лежащего без сознания оппонента, отдали ей. Новикову дали условный срок на год с обязательным привлечением к труду (в народе «химия»), во время которого он строил Дом Быта в Нижнем Тагиле .

В 1980 году создал группу «Рок-полигон», где выступал в качестве солиста, гитариста и автора песен. Песни исполнялись в стилях рок-н-ролл , реггей и новая волна с элементами панк-рока , хард-рока и психоделического рока . Тексты отличались духом филармоничности. Группа записала два одноимённых альбома в (при официальном издании на год ошибочно указан как ) и 1984 годах .

В 1981 году основал студию звукозаписи «Новик-рекордс», где записывались не только альбомы Новикова, но и многих свердловских музыкантов - в будущем групп «Чайф », «Агата Кристи », Nautilus Pompilius и других.

В 1984 году Новиков резко отходит от рок-музыки и 3-го мая записывает знаменитый альбом «Вези меня, извозчик ». В записи приняли участие музыканты «Рок-полигона», в том числе Алексей Хоменко и Владимир Елизаров . Альбом побил все рекорды популярности и масштабы тиражирования.

Арест

5 октября 1984 года Новиков был арестован, а в 1985 году по приговору Свердловского суда осуждён к лишению свободы сроком на 10 лет - по ст. 93-1 УК РСФСР. Официально - в связи с деятельностью по изготовлению и сбыту электромузыкальной аппаратуры-фальсификата. Однако в своих интервью А. Новиков неоднократно отмечал, что посадили его именно за альбом «Вези меня, извозчик», ссылаясь на дело, начинавшееся с документа «Экспертиза по песням Александра Новикова», в котором были изложены рецензии к каждой песне с альбома «Вези меня, извозчик». По результатам этой экспертизы было решено, что:

Экспертиза была проведена композитором Евгением Родыгиным , членом Союза писателей СССР , членом редакторского комитета журнала «Урал» Вадимом Очеретиным , и представителем министерства культуры СССР Виктором Николаевичем Олюниным.

В лагере Александр Васильевич написал большинство своих лучших стихов, среди которых «Верстачная лирика», «Я выхлопотал боль и соль себе на раны…», «Гитара и шарманка», «Мы с тобой увидимся не скоро…», «Цыганка», «Четыре зуба», «Жена», «Ночь навылет звездой протаранена…» и другие. Также, ещё в камере СИЗО, Новиковым была создана пьеса-басня «Комарилья», в которой, в шуточной форме, представлена вся картина суда, а под масками зверей показаны реальные люди, замешанные в «деле» поэта.

Впоследствии, в 2012 году, вышла автобиографическая книга «Записки уголовного барда», охватывающая период жизни Александра Новикова, проведённый в лагере.

Освобождение и дальнейшие события

Уже на следующий день после своего приезда в Свердловск бард засел в музыкальной студии для работы над песнями, большую часть из которых он сочинил в заключении. Результатом трудов стали альбомы «В Екатеринбурге», который был записан за три недели, и «Ожерелье Магадана» . Свои первые концерты после освобождения, а точнее творческие встречи, Новиков дал в мае в доме культуры посёлка Верх-Нейвинский (Свердловская область), а с 25 по 27 мая бард вместе со своей аккомпанирующей группой дал первые «большие» концерты в свердловском Дворце спорта .

Сразу после этого последовал гастрольный тур по городам СССР. В самом начале 1991 года Новиков дал свои первые концерты в Москве, причём сразу же в Театре Эстрады . Данные аншлаговые выступления были зафиксированы на киноплёнку и вошли в документальный фильм «Гоп-стоп-шоу».

Большую часть своих первых больших гонораров Новиков потратил на развитие предпринимательской деятельности и благотворительность. Так, все средства от одного из концертов в Театре Эстрады Новиков перечислил на строительство екатеринбургского Храма на Крови ). Для этого храма он также разработал, вместе с уральским мастером Николаем Пятковым, макеты и отлил на собственные средства 7 колоколов. Однако, поскольку храм на тот момент не был построен, в 2000 г. он передал их мужскому монастырю на Ганиной Яме . Все колокола имеют барельефы членов царской семьи и имена каждого из них. Самый большой из них называется «Николай II», самый маленький - «Цесаревич Алексей» .

В 90-е годы Новиков в разное время владел несколькими магазинами в Екатеринбурге, колхозом, компанией по грузоперевозкам из ОАЭ , авиакомпанией, а также заводом дифибрерных камней (таких заводов всего два по миру, в Канаде и Екатеринбурге) .

В августе 1991 года выступил против ГКЧП .

Параллельно с бизнесом, продюсированием и благотворительной деятельностью, Новиков продолжал записывать свои новые песни и снимать клипы на некоторые из них. В 1993 году Новиков и режиссёр Кирилл Котельников сняли уникальный в своём роде клип на песню «Шансоньетка », в котором реальное изображение было совмещено с рисованным, причём без использования компьютерных технологий . Клип довольно активно демонстрировался по каналам российского телевидения.

Несмотря на это, Новиков уже тогда выступил с резкой критикой тогдашнего положения отечественного шоу-бизнеса. Он осудил деградацию российской эстрады, низкий вкус исполнителей и их авторов, засилье педерастов , клановость и кумовство самого шоу-бизнеса, а также называл «позорной» практику работников телевидения брать с исполнителей деньги в виде взяток за прокрутку клипов. В результате этого бард попал в негласные списки «лиц, нежелательных к показу», однако это только добавило популярности и интерес к личности А. Новикова со стороны простых граждан .

В 1994 году совместно с Кириллом Котельниковым снял документальный фильм о группе «Boney M. » и её создателе Фрэнке Фариане «О, этот Фариан!» («Oh, this Farian!»). Съёмки проходили в Люксембурге и Германии, в фильм вошли уникальные интервью Фариана и материалы из его личного архива. Однако по российскому телевидению фильм так и не был показан .

24 января 1998 года принял участие в гала-концерте в честь 60-летия Владимира Высоцкого , прошедшем в спорткомплексе «Олимпийский» . Среди трёх десятков артистов Новиков - один из немногих, кому выпала честь исполнить сразу две песни легендарного автора-исполнителя: «Песня про стукача» и «Большой Каретный» . Известный писатель Фёдор Раззаков в книге «Владимир Высоцкий. Я, конечно, вернусь…» отметил:

Идея [концерта] изначально была обречена на провал. Одно дело петь «Старые песни о главном», и совсем другое - песни Высоцкого. Поэтому лишь двум-трем исполнителям (Александр Новиков, «Лесоповал» , «Любэ») удалось если не приблизиться к авторскому варианту, то хотя бы не испортить его. Все остальные участники концерта с этим не справились.

16 июня 2003 года Александр Новиков был награждён высшей церковной наградой - Орденом святого благоверного князя Даниила Московского за заслуги в строительстве Храма-на-Крови в Екатеринбурге . С 2004 года президент Фонда «400-летие Дома Романовых» на Урале.

24 июня 2010 года назначен художественным руководителем [государственного ] театра эстрады . Став художественным руководителем театра, Новиков первым делом запретил спектакль «Голубой щенок», в котором углядел признаки пропаганды педофилии.

Эти вувузелы гомосексуализма, глядящие на мир через бельма, находящиеся у них всё время почему-то в выпученном состоянии… Так вот, через эти бельма им любое событие здравое и поступок нормальный кажутся наступлением на их мифические гомосексуальные права, произрастающие прямо из Содома и Гоморры.

Александр Новиков

После этого случая выражение «вувузелы гомосексуализма» приобрело большую популярность в Интернете.

28 октября 2010 году вышел новый альбом Александра Новикова на стихи поэтов Серебряного века , в записи которого принял участие Максим Покровский , исполнив вместе с Новиковым песню на стихи Саши Чёрного «Тарарам». Александр Васильевич так охарактеризовал результат своей работы над созданием этого альбома:

Пластинка «Ананасы в шампанском» - это галерея причудливых и неповторимых драгоценностей поэзии «Серебряного века». Я сделал каждому из них музыкальную оправу. Пять лет тонкой ювелирной работы

Участник ежегодной Национальной премии Шансон года в Кремле .

В 2014-2018 годах был членом жюри телепередачи «Три аккорда » и неоднократно выступал на её сцене.

В декабре 2016 года Новикову было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). 23 декабря отправлен судом на два месяца под домашний арест . По версии следствия, Новиков и бывший замминистра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов собрали с пайщиков строительства коттеджного поселка «Бухта Квинс» в Екатеринбурге около 150 миллионов рублей, а затем перевели эти деньги на свои счета. Строительство поселка было остановлено, сумму ущерба правоохранители оценивали в 35 миллионов 627 тысяч рублей .

30 июля 2018 года Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области подписал заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов. 7 сентября 2018 года Министерство строительства Свердловской области выдало разрешение на ввод в эксплуатацию домов ПЖСК «Бухта Квинс». С этого момента пайщики могут получать свои квартиры и оформлять свидетельство на собственность.

Награды (Шансон Года)

Год Песня Категория Результат
2002 «Красивоглазая» Песня Победа
2003 «Девочка из Лета» Песня Номинация
2005 «Вези меня извозчик» Песня Победа
2007 «А в Париже» Певец Номинация
2010 «Вези меня извозчик» Певец Победа
2011 «Над розовым Морем»

«Крошка»

Песня Победа
2012 «Плейбой»

«Расстанься с ней»

Певец Победа
2013 «Вдоль по Памяти»

«Любимая Моя»

Песня Номинация
2014 «Окурок»

«На палубе горланят в караоке»

Певец Победа
2015 «Шансоньетка»

«Расстанься с ней»

Песня Победа
2016 «Когда мне было двадцать лет»

«Помнишь, девочка?»

Певец Победа
2017 «Девушка с Плаката»

«Вези меня извозчик»

Певец Победа

Видео по теме

Творчество

Наиболее известные песни

Год написания Название I строка Примечания
1983 Вези меня, извозчик Эй, налей-ка, милый… Другое название: «Извозчик».
1983 Куда-куда ведут пути-дорожки… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
1983 Я вышел родом… Я вышел родом из еврейского квартала… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
1983 Город древний Город древний, город длинный… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
1983 Гостиничная история Я прилетел сюда - зачем-то на ночь глядя… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
1984 В захолустном ресторане… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
~1984 Похороны Абрама По улице Жмуром несут Абрама… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
1983 Кляузник-сосед Куда девался кляузник-сосед?… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
~1984 Телефонный разговор - Вано, послушай, очень плохо слышно… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
1983 Помнишь, девочка?.. Помнишь, девочка, гуляли мы в саду?… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
~1984 Катилась по асфальту… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
~1984 Развязать бы мой язык… Песня из первого магнитоальбома «Вези меня, извозчик» (май 1984)
~1990 Песнь о честном менте От этой чудной танцовщицы… Другое название: «Танцовщица». Из альбома «Я в Екатеринбурге» (1990)
~1996 Вано, прочти… - Вано, прочти: ты грамотный? Не знаю… Из альбома «С красавицей в обнимку» (1996)
~2000 Попрошайка Мир играет - в цифры, в буквы… Из альбома «Стенка» (2000)
Уличная красотка Из альбома «Шансоньетка» (1995)
Шансоньетка
2016 Блатной Гитарный бой весь двор косил Из альбома «Блатной» (2016)
2016 Девушка с плаката А улыбка её на пять Из альбома «Блатной» (2016)
2016 Окурок Как папиросы в тесном портсигаре Из альбома «Блатной» (2016)

Дискография

Магнитоальбомы
  • 1983 - Рок-полигон (Александр Новиков и группа «Рок-полигон») (ранее официально не издавался, в 2008 году вошёл в сборник «Александр Новиков. MP3-серия» с ошибками в оформлении и укороченном варианте)
  • 1983 - Вези меня, извозчик (звучание песен в альбоме 1983 года более медленное, чем в альбоме 1984 года) (11 песен)
  • 1984 - Рок-полигон II (Александр Новиков и группа «Рок-полигон»)
  • 1984 - Вези меня, извозчик (изначальное название «Улица Восточная») (18 песен)
  • 1990 - Второй концерт после освобождения (официально не издавался)
  • 1990 - Я в Екатеринбурге (Александр Новиков и группа «Внуки Энгельса») (магнитоальбом)
Виниловые пластинки
  • 1991 - Вези меня, извозчик (Александр Новиков и группа «Хипиш») (9 песен)
  • 1993 - Ожерелье Магадана
  • 1993 - Городской роман (записан в 1992 году)
  • 1993 - В захолустном ресторане (Александр Новиков, «Внуки Энгельса», «Хипиш» ) (некоторые песни уже звучали в магнитоальбоме «Я в Екатеринбурге», а остальные песни уже были записаны в 1992 году)
Номерные альбомы Концертные альбомы Сборники

Книги

  • 2001 - «Вези меня, извозчик…» (стихи и песни)
  • 2002 - «Колокольня» (стихи и песни)
  • 2011 - «Уличная красотка» (сборник лирических стихотворений)
  • 2012 - «Симфонии двора» (сборник лирических стихотворений)
  • 2012 - «Записки уголовного барда» (ООО "Издательство Астрель", тираж 7500 экземпляров)
  • 2016 - «Записки уголовного барда» (ИД "Сократ", тираж 2000 экземпляров)
  • 2018 - «Стихи. Песни» (сборник стихотворений)

Факты

Дата рождения:

Место рождения:

Ленинград (Санкт-Петербург)

Российский актер театра и кино. Заслуженный артист России.

"Я считаю чувство юмора - высшим проявлением актерского таланта".

Биография

Александр Новиков родился и вырос в семье питерской интеллигенции. Родители с ранних лет всесторонне развивали мальчика, в частности, прививали сыну любовь к театру. "Сам я впервые столкнулся с искусством Мельпомены в возрасте трех лет, - вспоминает актер. - Именно тогда мама решила, что пора познакомить меня с постановкой под названием "Неизвестный с хвостом" в Большом театре кукол".

В школьные годы мальчика отдали обучаться музыке, он неплохо пел и играл на барабане. Саша экстерном окончил музыкальную школу по классу ударных инструментов, но продолжать обучение дальше не захотел. Он мечтал стать актером, что совершенно не входило в планы его семьи.

Когда Александр объявил родителям о решении поступать в театральный, на него обрушился шквал негодования: "Трагедия была, до рукопашной дело доходило. Мне ж было уготовано совершенно другое. Папа был врачом, гинекологом. И семья имела на меня кардинально противоположные виды: что-то близкое к этой чудесной профессии. А тут вдруг - театральный институт. Это то же самое, как если бы я заявил, что завтра в космос улетаю. Как в водевиле, последовала классическая немая сцена, затем все ушли, потом стали принимать меры. Но я оказался упрямее и своих позиций не сдавал. Хотя не могу похвастаться непримиримой хваткой по всем другим жизненным вопросам, но тут выдержал все битвы".

Так, отвоевав право на самоопределение, юноша успешно сдал экзамены в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Академия театрального искусства) и попал на курс известного советского актера и режиссера Игоря Владимирова.

Уже на вступительных экзаменах между педагогом и учеником возник творческий контакт и взаимная симпатия. В одном из интервью актер рассказал: "Игорь Петрович на поступлении не дал мне читать, я успел только сказать свое имя и название басни, как он начал хохотать. Наверное, я ему показался смешным. Он набирал нас внимательным и любящим глазом, мне кажется, уже тогда зная, кто останется у него в театре".

Театр

В 1990 году, окончив ЛГИТМиК, актер был принят в труппу театра им. Ленсовета, которым руководил его любимый учитель. Позже Александр поделился: "Для меня решающим фактором поступления в театр Ленсовета было даже не то, что я играл на этих подмостках еще в студенчестве, а личность мастера, его художественная политика, его человеческие и творческие принципы, его энергетика.

Мне посчастливилось играть в нескольких спектаклях Владимирова: "Игроки", "День рождения кота Леопольда", "Крошка", "Двери хлопают". В "Карлсоне" он доверил мне роль Карлсона после и Филатова".

Театр стал родным домом для актера. На его подмостках он сыграл более четырех десятков ролей, примеряя на себя не только разнохарактерные человеческие образы, но и животных и сказочных персонажей.

О своих героях артист рассказывает: "Анализируя галерею созданных мною образов, я, к огромному своему изумлению, обнаружил, что сыграл огромное количество персонажей о четырех лапах, усах и хвосте. Среди животных, образы которых были созданы, наряду с традиционными собакой и котом, значатся также лев и енот, что было уж совсем не просто. В этой же компании оказались два юноши с непростыми судьбами - принц Клаус и вор Рулле, а также два малоизученных субъекта - Атаманша из "Снежной королевы" и Карлсон".

В 2009 году актер исполнил роль Ивана Васильевича Ломова в пьесе Андрея Прикотенко "Чеховъ. Водевиль". Автор придумал сценическую историю по коротким пьесам ("Предложение", "Юбилей" и "О вреде табака") выдающегося драматурга Антона Павловича Чехова.

Артист о спектакле: "Это история одного разочарования. История человека, который в достаточно зрелом возрасте (ему в "Предложении" 35 лет) решил через женитьбу уйти от одиночества, выстроить себе счастливую жизнь.

Мой герой к финалу спектакля, к сцене-монологу "О вреде табака", представляет собой распад человеческой личности: 33 года жизни в браке, семеро детей, нелюбимая постаревшая жена-мегера…"

Пьеса имела оглушительный успех и принесла актеру приз имени Игоря Ильинского "За лучшую мужскую роль" IV Всероссийского фестиваля "Русская комедия" в Ростове-на-Дону.

Время от времени Александр Новиков пробует себя на подмостках других театров Санкт-Петербурга, но при этом остается верен родному Ленсовету. "Мне сложно быть объективным, и если я скажу, что очень люблю его, то ничего не скажу, - подчеркивает актер. - Так сложилось исторически, что это театр бульварный. Подтверждением тому является спектакль Пази "Фредерик, или Бульвар преступлений": материал абсолютно попал в свою труппу, грубо говоря, сыгравшую историю про себя. Наш театр общедоступный, общепонятный, разговаривающий весьма простым театральным языком".

"Завтра была война" Бориса Васильева - Вовик Храмов
"Снежная королева" Евгения Шварца - Принц Клаус, Атаманша
"Западня" - Сын Греты
"Двери хлопают" Мишеля Фермо - Жорж
"Трубадур и его друзья" по пьесе Василия Ливанова и Юрия Энтина - Пёс
"Таланты и поклонники" А.Н. Островского - Мигаев
"Крошка" Жана Летраза - Жак
"День рождения кота Леопольда" Аркадия Хайта - Кот Леопольд
"Игроки" Н.В. Гоголя - Глов-младший
"Лицо" Ингмара Бергмана - Симсон
"Подсвечник" А. де Мюссе - Гений сада
"Братец Кролик на Диком Западе" Э. Гайдая - Братец Енот
"На бойком месте" А.Н. Островского - Непутевый
"Дама-призрак" - Дон Луис
"Банан" - 2-й мужчина
"Мнимый больной" Ж.-Б. Мольера - Клеант
"Кабаре" Д. Кэндера, Ф. Эбба - Господин Шульц
"Варвары" М. Горького - Головастиков
"Приглашение в замок" Ж. Ануя - Роменвиль
"Испанская баллада" Л. Фейхтвангера, Г. Стрелкова, М. Белой - Родриго
"Фредерик, или Бульвар преступлений" Э.-Э. Шмитта - Му де Звон, драматург
"Маленькая девочка" Н. Берберова - Патрикеев
"Кровать для троих" М. Павича - Снглф
"Владимирская площадь" Ф.М. Достоевского - Миллер
"На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского - Нил Федосеич Мамаев
"Смешные деньги" Р. Куни - Генри Перкинс
"Малыш и Карлсон, который живет на крыше" А. Линдгрен - Карлсон
"Night and Day" Б. Срблянович - Милан, сын Игнятовича
"Добрый человек из Сычуани" Б. Брехта - Второй Бог
"Мавр" У. Шекспира - Яго
"Ревизор" Н.В. Гоголя - Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
"Заповедник" С. Довлатова, В. Сенина - Митрофанов
"ЧеховЪ. Водевиль" А.П. Чехова - Иван Васильевич Ломов
"С Рождеством, мистер Россман!" Б. Срблянович - Первое Всевозможное Удобство
"Казимир и Каролина" Эдена фон Хорвата - Шюрцингер
"Лес" А.Н. Островского - Аркадий Счастливцев, актер, Уар Кирилыч Бодаев
"Макбет. Кино" У. Шекспира - Убийца, Сын, Пианист
"Тень дерева" Екатерины Нарши - Нелюбимый человек
"Дон Кихот" М. Булгакова - Санчо Панса
"Город. Женитьба. Гоголь." Н.В. Гоголя - Жевакин

Другие театры:

"Паника. Мужчины на грани нервного срыва" - Лео (ФМД-Театр)
"Сказки с акцентом" - Маркиз Джулио Антикватти (ФМД-Театр)
"В переводе Гоголя" - Маркиз Джулио Антикватти (ФМД-Театр)
"Левша" - Царь (Театр Музыкальной комедии)
"Любовь - не картошка" - Виктор (Театр "Дом")

Кинематограф

В кино актер дебютировал в 1990 году в роли Белоглазова в исторической драме "Царская охота" по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина. Снялся в таких разножанровых фильмах, как: детектив "Воспоминания о Шерлоке Холмсе" и приключенческий фильм режиссера ; экранизация популярной сказки ; историческая драма "Фаворит" ; мистический триллер "Лабиринты разума" Виктора Гончара; мелодрама Олега Газе и другие.

Однако больше всего актеру нравится сниматься в комедиях. Среди самых ярких работ в этом жанре: Непьющий жених в фильме Юрия Мамина ; Второй новый русский в ленте о героях анекдотов "Вовочка" Андрея Максимкова; сразу две роли, Учитель и Бандит, в картине о двойниках "Чисто по жизни" Владимира Зайкина; Соколов в "Подлинной истории поручика Ржевского" Андрея Максимкова.

Зритель знаком с Александром Новиковым по таким популярным сериалам, как: , "Агент особого назначения-3", "ППС-2", "Один день, одна ночь" и другие.

"Тайны следствия"

Широкую известность актеру принесла роль оперуполномоченного Феди Курочкина в детективе Ильи Макарова по роману Елены Топильской "Танцы с ментами".

Артист делится своими впечатлениями от работы в проекте и партнерах по съемкам: "Конкретно к этому сериалу отношусь с почтением. Автор сценария Елена Топильская долгое время работала следователем по особо важным делам, поэтому в сценарии есть некое обаяние сопричастия. В нем импонирует петербургское отсутствие пафосности, он строгий, немножко холодный, но это и есть его особенность.

По романам Топильской снимались только первые сезоны "Тайн", довольно давно уже работает группа сценаристов, но все мы - костяк актерской группы - не остыли к съемкам этого проекта. Потому что душой сериала была и остается , изумительная актриса нашей труппы. Мы с ней во многих спектаклях играли дуэтные роли - и брата с сестрой, и влюбленных, и мужа с женой. Работать с ней - удовольствие, у Ани отличное чувство юмора, развита самоирония".

За долгие годы существования сериала зрители стали невольно отождествлять Александра Новикова с его героем, однако сам актер здесь не видит особого сходства: "Все-таки Федя Курочкин - не мое второе "я". Но съемки в "Тайнах следствия" длились много лет и продолжаются, это большой кусок, значительная часть моей жизни. И я к этой работе нежно, тепло, очень серьезно отношусь".

Фильмография актера уже насчитывает более пятидесяти фильмов. Он продолжает сниматься в новом сезоне "Тайн следствия" и параллельно играет на сцене театра им. Ленсовета.

Актер является поклонником оперетты.

Интервью

О театре

"Я безумно люблю простодушный театр и простодушных героев, например, обманутых мольеровских простаков, о которых мечтаю. Я ненавижу непонятный театр. Я считаю высшим проявлением режиссерского дара способность выстроить простую и понятную историю, сделав это легко и обязательно с юмором".

"Я ненавижу театр, в котором не играют на сцене, и навсегда предан театру, где слезы, страсти, гнев, отчаяние и прочие чудесные вещи являются результатом мастерской актерской игры, ибо театр - это такое странное место, где подлинная эмоция может быть невероятно фальшивой, а сыгранная - верхом изящества и правды".

"Я думаю, что театр сегодня должен остановиться, внимательно посмотреть, куда движутся кино и прочие виды искусства, запомнить это направление и уверенно отправиться в абсолютно противоположную сторону, не боясь прекратить любые попытки догнать нашу чудесную жизнь, попытки соответствовать ей".

"Я преклоняюсь перед теми артистами, которые скидывают маску, а там еще одна маска, и еще одна, и под последней маской все равно оказывается маска. Все в театре должно быть придуманное и ненастоящее, только тогда он будет настоящим".

"Я едва ли способен получить в театре от чего-нибудь большую радость, чем от партнерства с прекрасной актрисой. Пусть простят меня мои партнеры-мужчины, но для меня всегда настроенческим центром спектакля была актриса".

"В партнерах ценю только одно - юмор. Человек, способный меня рассмешить, в том числе на сцене, - всегда объект моего обожания и преклонения. Считаю чувство юмора - высшим проявлением актерского таланта".

О профессии

"Есть такой парадокс: отсутствие ролей делает артиста в собственных глазах гением. И лишь востребованность — единственное, что позволяет артисту реально себя оценивать".

"Артист должен уметь играть то, что ему дают, оставаясь свободным внутри этой несвободы, и твоя личная проблема, чтобы тебе это нравилось и радовало".

"Я ненавижу "серьез", у меня на него аллергия. Люблю быть рядом с ролью, а не внутри нее. Я не люблю, когда артист так вживается в роль, что ему шепнешь: "Эй, люстра падает", а он не слышит, стоит мокрый весь от напряжения, жилы натянулись на шее - он в образе. А потом лежит три часа, встать не может после спектакля. Вообще, отсутствие видимого старания артиста на сцене — признак аристократизма".

Об актерских приметах

"Среди коллег есть примета: если листы с ролью упали, на каждом нужно посидеть, иначе роль не случится. Я, как человек рассеянный, роняю листы постоянно и ленюсь верить в эту примету. Даже если что-то не заладилось в спектакле, энергия близких людей способна покрыть самые невероятные огрехи. Поэтому в хорошую компанию на сцене я верю больше, чем в приметы".

По материалам Википедии, сайтов: kino-teatr.ru, ruskino.ru, vokrug.tv, peoples.ru, rusakters.ru, actors.spb.ru, lensov-theatre.spb.ru, actors-spb.narod.ru, d-pils.lv, spb.aif.ru, ptj.spb.ru, news.sib.ru, rg.ru

Звания и награды

  • Приз имени Игоря Ильинского "За лучшую мужскую роль" IV Всероссийского фестиваля "Русская комедия" в Ростове-на-Дону (спектакль "Чеховъ. Водевиль")
  • Заслуженный артист России (2008)
  • Лауреат премии "Золотой софит" в номинации "Лучший актерский ансамбль" за роль Жевакина в спектакле "Город. Женитьба. Гоголь." вместе с и Евгением Филатовым (2015)

Фильмография: Актер

  • Тайны следствия-18 (2018), сериал
  • Тайны следствия-17 (2017), сериал
  • Тайны следствия-16 (2016), сериал
  • Тайны следствия-15 (2015), сериал
  • Один день, одна ночь (2015)
  • Тайны следствия-14 (2014), сериал
  • Тайны следствия-13 (2013), сериал
  • ППС-2 (2013), сериал
  • Тайны следствия-12 (2012), сериал
  • Тайны следствия-11 (2012), сериал
  • Агент особого назначения-3 (2012), сериал
  • Тайны следствия-10 (2011), сериал
  • Государственная защита-2 (2011), сериал
  • Агент особого назначения-2 (2011), сериал
  • Тайны следствия-9 (2010), сериал
  • Лиговка (2010), сериал
  • Гаишники (2010), сериал
  • Тайны следствия-8 (2009), сериал
  • Питерские каникулы (2009)
  • Смешные деньги (2008), фильм-спектакль
  • Золото Трои (2008)
  • Night and day (2008), фильм-спектакль
  • Тайны следствия-7 (2007), сериал
  • Тайны следствия-6 (2006), сериал
  • Лабиринты разума (2006), сериал
  • Фаворит (2005)
  • Тайны следствия-5 (2005), сериал
  • Подлинная история поручика Ржевского (2005)
  • Пари (2005)
  • Кровать для троих (2005), фильм-спектакль
  • Братва (2005), сериал
  • Тимур и его коммандос (2004)
  • Тайны следствия-4 (2004), сериал
  • Неудержимый Чижов (2004), сериал
  • Крошка (2004), фильм-спектакль
  • Чисто по жизни (2003), сериал
  • Фредерик, или Бульвар преступлений (2003), фильм-спектакль
  • Тайны следствия-3 (2003), сериал
  • Недлинные истории (2002)
  • У нас все дома (2002)
  • Улицы разбитых фонарей-4 (2002), сериал
  • Тайны следствия-2 (2002), сериал
  • Русские страшилки (2002),
  • Тайны следствия-1 (2001), сериал
  • Сказ про Федота-Стрельца (2001)
  • Вовочка (2000), сериал
  • Убойная сила-1 (2000),
  • Мифы. Сочинушки (2000), короткометражный
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
  • Розабелла и тролль (1998), фильм-спектакль
  • Маленький водяной (1998), фильм-спектакль
  • Горько! (1998)
  • Легенда о Тиле (1997), фильм-спектакль
  • Откровения незнакомцу (1995)
  • Каменное сердце, 1995, фильм-спектакль
  • Домовой старого замка (1995), фильм-спектакль
  • Король и хитрец (1994), фильм-спектакль
  • Сикимоку (1993)
  • Царская охота (1990)

Известный российский шансонье Александр Новиков - один из наиболее заметных отечественных исполнителей этого жанра. За годы своей творческой карьеры артист сочинил более трехсот песен, выпустил 20 номерных альбомов, а также 10 альбомов-записей с концертных выступлений и 8 видеодисков.

Творческая биография Александра Новикова

Александр Васильевич Новиков родился 31 октября 1953 в Сахалинской области семье военного летчика и домохозяйки. В шестнадцатилетнем возрасте будущий шансонье уехал в город Екатеринбург, который в то время назывался Свердловск. В этом городе артист живет и по сей день, занимая должность художественного руководителя Екатеринбургского театра эстрады. Не так давно Александр Новиков выпустил автобиографическую книгу «Записки уголовного барда».

Артист не раз становился лауреатом различных премий, например, в 1995 году ему вручили общенациональную премию «Овация» в номинации «Городской романс». Неоднократно Александру Новикову присуждали и премию «Шансон года».

В 1980 году Новиков создал музыкальный коллектив «Рок-полигон», в котором был и солистом, играющим на гитаре, а также писал песни. Творчество группы, по мнению критиков, было довольно эклектичным для того времени - некоторые песни можно было назвать рок-н-роллом, а другие - даже реггей и панк-роком. Спустя год после создания «Рок-полигона» Александр Новиков организует звукозаписывающую студию, дав ей свое имя - «Новик рекордз». В этой студии были записаны альбомы не только владельца и основателя, но и таких уральских музыкальных коллективов, как «Чайф» и «Агата Кристи».

Уголовное преследование артиста

Однако не все было гладко в творческой карьере артиста. В середине 80-х годов прошлого века Александр Новиков был осужден Свердловским судом по статье 93-1 УК РСФСР. Согласно приговору суда артисту предстояло 10 лет провести в тюрьме. Арестовали артиста еще осенью 1984 года. Незадолго до этого он выпустил альбом «Вези меня, извозчик». Хотя в записи этого альбома и участвовали музыканты из состава «Рок-полигона», в частности Алексей Хоменко и Владимир Емельяненко, было очевидно - группа резко отошла от исполнения рок-музыки.

Музыканта, ставшему популярным после выхода своего первого альбома, обвинили в сбыте фальсификата.

Уголовное расследование было связано с тем, что Александр Новиков, помимо творческой деятельности, занимался изготовлением и сбытом электромузыкальной аппаратуры. Уголовное дело было возбуждено по статье 93-1 УК РСФСР, то есть «неоднократные хищения государственного или общественного имущества в особо крупном размере». Стоит отметить, что по этой же статье в 1989 году обвиняли и продюсера крайне популярной в то время поп-группы «Ласковый май» Андрея Разина, которому инкриминировалось хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Продюсера уличили в том, что он занимался продажей «левых» билетов на концертные выступления своей группы. Общий ущерб от действий Разина, по данным ряда отечественных СМИ, превысил 8 миллионов рублей.

Приговор по делу Александра Новикова был вынесен 1985 году, однако спустя 5 лет согласно Указу Верховного Совета РСФСР артиста освободили. Спустя некоторое время Верховный Суд РФ вынес решение об отмене приговора в связи с отсутствием состава преступления.

Александр Васильевич Новиков. Родился 31 октября 1953 года на Итурупе (Курильский район, Сахалинская область) - советский и российский автор-исполнитель песен в жанре русский шансон, художественный руководитель Екатеринбургского театра эстрады. За время творческой деятельности Александр Новиков написал более трёхсот песен, среди которых «Помнишь, девочка?..», «Извозчик», «Шансоньетка», «Уличная красотка», «Город древний», «Школьный роман» и др. Дискография Новикова на данный момент насчитывает 20 номерных альбомов, 10 альбомов-записей с концертов, 8 видеодисков. С 2002 года издаётся книга «Колокольня» (сборник стихов и песен). Александр Новиков является лауреатом общенациональной премии «Овация» в номинации «Городской романс» (1995), неоднократным лауреатом премии «Шансон года». Родился 31 октября 1953 года на острове Итуруп Курильского архипелага, в посёлке Буревестник. Отец - военный лётчик, мать - домохозяйка. В 1969 году Новиков переехал в город Свердловск, где и продолжает жить и работать по настоящее время. В детстве Александр любил спорт. Занимался сначала боксом, затем самбо. "Я в детстве очень часто дрался, никогда не давал себя в обиду, о некоторых ломал руки-ноги. По философии восточных единоборств, которыми я тоже занимался, в мужчине прежде всего важен дух воина. Вот я и пытался занять достойное положение", - рассказывал он. В старших классах средней школы Александра, помимо спорта, захватили еще два вида деятельности: музыка и карты. Первой он увлекся под влиянием творчества Владимира Высоцкого - в 1967 году Александр впервые посмотрел фильм "Вертикаль" с его участием. К картам его приучили "кореша" по дворовой компании. В скором времени Александр виртуозно владел и музыкой, и картами. Крутой нрав Новикова очень часто вынуждал его идти против мнения большинства, бросать вызов устоявшимся нормам и принципам. Например, он трижды поступал учиться в различные вузы и трижды его оттуда изгоняли. По его словам, за то, что "бил комсомольцев. Я их страшно не любил". Во время учебы в третьем вузе он познакомился со своей будущей женой - Машей. В 1975 году они поженились. В том же году у них появился первенец - сын Игорь. Семь лет спустя - дочь Наташа. Страсть Новикова с 70-х годов - машины. В середине 70-х он устроился на работу автомехаником, где в одной из автомастерских Свердловска восстанавливал изуродованные в авариях авто. Свою первую "копейку" Новиков заимел именно в те годы - некий лихач разбился на ней насмерть, Александр буквально по винтику восстановил его автомобиль и забрал себе. В конце 70-х Новиков устроился музыкантом и певцом в один из свердловских ресторанов. Проработал там около четырех лет. За это время сумел скопить приличную сумму и открыл собственную студию-мастерскую, где не только записывал песни в стиле рок (его ансамбль назывался "Полигон"), но и изготавливал студийное оборудование для государственных Дворцов культуры, кинотеатров. В 1980 году создал группу «Рок-полигон», где выступал в качестве солиста, гитариста и автора песен. Песни исполнялись в стилях рок-н-ролл, реггей и новая волна с элементами панк-рока и психоделического рока. Группа записала два одноимённых альбома - в 1983 (при официальном издании на CD год ошибочно указан как 1981) и 1984 годах. В 1981 году основал студию звукозаписи «Новик рекордз», где записывались не только альбомы Новикова, но и многих свердловских музыкантов - групп «Чайф», «Агата Кристи» и других. Львиную долю репертуара группы "Полигон" составляли рок-композиции. Александр Новиков в 1984 году Однако в начале 84-го года Новикову захотелось напеть несколько собственных песен, написанных в жанре городского романса, в народе именуемых "блатными". Среди этих песен были три, которым в скором времени суждено будет стать хитами: "Вези меня, извозчик", "Я вышел родом из еврейского квартала" и "Помнишь, девочка?". В альбома приняли участие музыканты «Рок-полигона», в списке которых Алексей Хоменко и Владимир Елизаров. За раскрутку этого альбома взялся некий пожилой господин - большой спец в этом деле. Правда, прослушав запись, он честно признался Новикову: "Я могу это раскатать на всю страну за два месяца, но вас, молодой человек, посадят". Новикова это предупреждение не остановило и 3 мая 1984 года магнитный альбом "Вези меня, извозчик" вышел в свет. Успех альбома был ошеломляющим: уже через неделю его слушали по всему Союзу, включая самые отдаленные уголки страны. Не остался он не замеченным и властью. 5 октября 1984 года он был арестован. О том, как происходил арест, Новиков рассказывал: "Арестовали прямо на улице, запихнули в машину и отвезли в местное УВД. Там положили передо мной документ под названием "Экспертиза по песням Александра Новикова". В документе приводились тексты моих песен из "Извозчика", и к каждому - внушительная рецензия. И потом общая рецензия на все. В этой, заключительной, было написано, что автор вышеупомянутых песен нуждается, дескать, если не в психиатрической, то в тюремной изоляции точно. Подписали этот документ композитор Евгений Родыгин, автор песни "Едут новоселы по земле целинной", несколько партфункционеров и чиновников от культуры. Короче, я обвинялся во всех грехах: унижении национальных меньшинств, пропаганде аморализма, пошлости, насилия, проституции, алкоголизма, наркомании - огромный был набор..." В 1985 году по приговору Свердловского суда Новиков был осуждён по ст. 93-1 УК РСФСР, получив 10 лет лишения свободы. Произошло это в связи с его деятельностью по изготовлению и сбыту электромузыкальной аппаратуры, где он был обвинён в сбыте фальсификата. Новиков вспоминает: "Я еще почти год ожидал в тюрьме решения по моей кассационной жалобе. Сначала в Свердловске, затем в Камышлове, это 250 км от Свердловска, в такой тихой провинциальной тюряге, которой уже, наверное, лет триста. А перевозили меня туда словно особо опасного рецидивиста". "Когда приехали в Камышлов, смотрю - на перроне огромная толпа охранников. Неужели, думаю, по мою душу? И точно, по мою. Как только я спрыгнул, меня тут же схватили за руки, за ноги, за пояс и так, не опуская на землю, бегом потащили в "воронок". А до этого заблокировали весь вокзал - пассажиров загнали внутрь и возле дверей расставили охрану. И вот, значит, весь вокзал смотрел, как меня "принимала" камышловская тюрьма. А самое смешное, когда поехали в этом "воронке", шофер поставил запись "Извозчика". Меня ведь тогда все и везде слушали. И менты слушали, и следователи, которые допрашивали. Один мне так прямо и говорил: мол, мне лично твой альбом нравится, но что я могу поделать? Тюрьма в Камышлове буквой "о", окна камер выходят во двор. Чтобы камеры между собой не переговаривались, во дворе стоят громкоговорители - врубают музыку, если что. Так вот, очень часто это была музыка из моего альбома. А когда меня на суд везли, опять в "воронке" крутили "Вези меня, извозчик"...", - рассказывал артист. Отсидев год в Камышлове, Новиков затем был переведен в один из лагерей на севере страны. Руководство лагеря встретило певца со всеми подобающими его рангу "почестями". В зоне был проведен широкомасштабный шмон - у зеков, а также у конвойных изъяли все гитары и магнитофоны. Было строжайше запрещено проносить эти вещи на территорию лагеря. Новикову же запретили продвигаться по зоне в сторону клуба. "Против меня устраивали разные провокации. В лагере достаточно всякой сволочи, которая хочет досрочно освободиться, вступает в эти советы профилактики, "повязочники", или, по-лагерному, "козлы". Вот этих "козлов" на меня и натравливали. Но я оскорблений не терпел, одному грудную клетку проломил, другому челюсть свернул. Ну и постоянно попадал в карцер...", - вспоминал Новиков. В 1990 году Указом Верховного Совета РСФСР Новиков был освобождён. Позднее Верховный Суд России отменил приговор за отсутствием состава преступления. Александр Новиков - Вези меня, извозчик В юности носил на руке наколку в виде букв «Н. С.» (Новиков Саша). Песню «На Восточной улице» (альбом «Городской роман», 1995) А. Новиков написал в 1984 году, когда 30 суток сидел в одиночке в карцере. В Екатеринбурге Александр Новиков проживал в квартире на улице Восточная, в доме № 62. Своей лучшей песней сам Новиков считает «Помнишь, девочка?..». Александр Новиков - Помнишь девочка?.. В августе 1991 года выступил против ГКЧП. В 1993 году Новиков внезапно выступил как продюсер - стал раскручивать молодую певицу Наталью Штурм. "С Наташей мы познакомились случайно. В Московском театре эстрады. Я заглянул туда на минутку. По каким-то делам. Вижу у зеркала красивую девушку. Подошел, поинтересовался: "Девушка, вы поете или танцуете?" Конечно же, с целью "пристать", завязать разговор. Она обиделась: "Какие танцы? Я певица. Наташа Штурм. А вы кто?" - "Александр Новиков". Внимательно посмотрела: "А я думала, Новиков - маленький лысый еврей и живет в Америке". Я даже опешил от такого представления о моей персоне", - рассказывал Новиков. Ходила легенда (рассказанная самим Новиковым), что он выиграл певицу в карты у неких мафиозных структур. Но это была пиар-сказка для того, чтобы вызвать интерес публики. "Это была шутка. Если бы Александр сказал, что познакомился со мной в Библиотеке имени Ленина, в такое никто бы не поверил. А карты - красивая легенда. Ложатся на образ крутого парня, отсидевшего в лагерях", - призналась впоследствии Наталья Штурм. В 1994 году совместно с режиссёром Кириллом Котельниковым снял документальный фильм о группе «Boney M.» и её создателе Фрэнке Фариане «О, этот Фариан!» («Oh, this Farian!»). Съёмки проходили в Люксембурге и Германии, в фильм вошли уникальные интервью Фариана и материалы из его личного архива. Однако по российскому телевидению фильм так и не был показан. 16 июня 2003 года Александр Новиков был награждён высшей церковной наградой - Орденом святого благоверного князя Даниила Московского за заслуги в строительстве Храма-на-Крови в Екатеринбурге. С 2004 года президент Фонда «400-летие Дома Романовых» на Урале. 24 июня 2010 года назначен художественным руководителем Екатеринбургского театра эстрады. Став худруком театра, Новиков первым делом запретил спектакль «Голубой щенок», в котором углядел признаки пропаганды педофилии. "Эти вувузелы гомосексуализма, глядящие на мир через бельма, находящиеся у них всё время почему-то в выпученном состоянии... Так вот, через эти бельма им любое событие здравое и поступок нормальный кажутся наступлением на их мифические гомосексуальные права, произрастающие прямо из Содома и Гоморры", - считает Александр Новиков. После этого случая выражение «вувузелы гомосексуализма» приобрело большую популярность в Интернете. 28 октября 2010 году вышел новый альбом Александра Новикова на стихи поэтов Серебряного века, в записи которого принял участие Максим Покровский. «Пластинка „Ананасы в шампанском“ - это галерея причудливых и неповторимых драгоценностей поэзии „Серебряного века“. Я сделал каждому из них музыкальную оправу. Пять лет тонкой ювелирной работы» - так кратко охарактеризовал Новиков результат своей работы над созданием этого альбома.