Знаменитая диктор телевидения ссср актриса. Голос из прошлого: выдающиеся дикторы и телеведущие советского времени. Валентина Леонтьева, нищета и размолвка с сыном

В понедельник, 21 ноября, во всем мире отмечают День телевидения. Первые звезды Советского Союза понятия не имели, что такое закадровый текст, а их бархатные голоса узнавала вся страна. «СтарХит» поздравил легенд ТВ с профессиональным праздником.

Игорь Кириллов

Диктор центрального телевидения с 1958 по 2004 год

Еще четыре года назад, когда «СтарХит» поздравлял Игоря Леонидовича с 80-летием, он был бодр и весел. Рассказывал о молодой жене Татьяне из Молдавии. Но в последнее время знакомые ведущего программы «Время» заметили, что он как-то сдал… «Все нормально, − говорит «СтарХиту» Игорь Кириллов. – Иногда работаю. Вчера с Анной Шатиловой вели мероприятие в ЦДЛ. В плохую погоду из дома не выхожу, в моем возрасте это опасно. Настроения нет. По телевизору смотреть нечего. Только жена и развлекает».

С Татьяной диктор познакомился в 2007 году в магазине, где она работала продавцом. Однажды женщина предложила Кириллову помощь по хозяйству. А потом сама попала в беду – потеряла работу, а вместе с ней и жилье. Игорь Леонидович приютил Татьяну. Между ними завязался роман. Так вышло, что дети Кириллова не рядом с ним. Дочь Анна живет в Германии. Сын Всеволод, совладелец фирмы по организации охоты в Африке, умер от панкреатита в Камеруне. У него осталось четверо детей. Только после смерти Всеволода Кириллов смог познакомиться с внуками, но дружбы не сложилось.

АННА ШАТИЛОВА

Диктор центрального телевидения с 1962 по 1995 год

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Несмотря на солидный возраст – а в эту субботу, 26 ноября, Анне Николаевне исполняется 78 лет, – она все так же востребована в профессии. Шатилова до сих пор ведет на Красной площади парады, посвященные Дню Победы, а также другие праздники.

«Спрос стал даже больше, чем раньше, − поделилась со «СтарХитом» ведущая. – Несколько раз в неделю у меня мероприятия. Вот и в свой день рождения буду работать. Мы с Евгением Кочергиным ведем концерт в Ледовом дворце в Подольске. Дела идут хорошо. Занимаюсь любимой профессией. С сыном Кириллом, его женой Алиной и детьми дружим. Мы одна семья – и финансово тоже. Все гонорары трачу на внуков, 12-летнего Светослава и 14-летнего Всеволода. Со старшим Севой мы много путешествуем вместе. Были в Великом Устюге, Германии, во Франции. А уж я сама весь мир облетела еще при Советском Союзе. Поездки предречены мне гороскопом: я Стрелец, не люблю сидеть на месте. Сын Кирилл у меня талантливый. Он переводчик и писатель. Недавно перевел пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта» на русский. Кирилл с семьей часто гостит в моем загородном двухэтажном доме, где есть все удобства. Я его строила, чтобы проводить там время с родными».

АЗАЛИЯ ЛИХИТЧЕНКО

Диктор центрального телевидения с 1968 по 1993 год

// Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Стукалин

Одну из ведущих программы «Время» Азалию Лихитченко часто приглашают на телевизионные ток-шоу, но она отвечает отказом: «Баста. Надо знать, когда уходить». «Я не скучаю, – поделилась со «СтарХитом» Аза Владимировна. – Гости круглый год. Приезжают приятельницы. Дочка Екатерина живет на соседней улице, часто заглядывает ко мне. Внук Дима звонит каждый день. Игорь Кириллов всегда на связи по телефону. Зиму провожу в московской квартире. По теплу перебираюсь на дачу в Рузском районе − у меня участок шесть соток и деревянный домик на горе. Он хоть и совковый, но уютный. И летом нет комаров. Самочувствие нормальное. Каждое утро начинаю с чашки кофе. Дочка все время предлагает нанять помощницу по хозяйству. Но я отказываюсь! Это же мое движение. Поэтому убираюсь сама. Из болячек только астма. В холода не могу нормально погулять на свежем воздухе – начинаю задыхаться. Принимаю лекарства. Пока сижу дома, слушаю радио и смотрю телевизор, программы Андрюши Малахова тоже».

Виктор Балашов

Диктор центрального телевидения с 1947 по 1996 год

// Фото: Дмитрий Азаров/КоммерсантЪ

91-летний Виктор Иванович прошел войну, получил осколочное ранение в ноги, которое стало напоминать о себе в последние годы. Недавно Балашов перенес операцию. Сейчас ходит с палочкой.

«Восстанавливаюсь на даче, − поделился со «СтарХитом» диктор. – Делаю гимнастику, придерживаюсь диеты. По прогнозам врачей, предстоит еще не одна операция. Дочь, Маргарита Викторовна, уже на пенсии, часто навещает меня. Но на днях вот улетела во Францию. Там работают и живут внучка и ее муж. У меня подрастают прекрасные правнуки: Шурику уже восемь лет, он, как и я в юности, занимается самбо, а красотке Иришке четыре годика. Живу помаленьку, благо помогают друзья и вера. Часто хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь».

Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня...

Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.

Нина Кондратова

Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.

Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.

Валентина Леонтьева

Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах.


Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.

Анна Шилова

Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих – Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.


Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.

Нонна Бодрова

Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.


Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.

Светлана Жильцова

Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.


Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.

Какой была частная жизнь народных любимиц, улыбавшихся нам с экрана

«Мы просто хотели поинтересоваться, кто сегодня ведет, Ниночка или Валечка ?» Фраза из культового фильма Никиты Михалкова «Пять вечеров» - свидетельство обожания, которое испытывали телезрители к первым дикторам ТВ в конце 50-х. Дикторы были наперечет, их знали лучше, чем артистов. Невозможно было представить, что их, таких родных, может коснуться трагедия.

Нина Кондратова стала жертвой разъяренного быка

Среди самых первых и самых любимых теледикторов была Нина Кондратова (та самая «Ниночка»). Очень теплая и искренняя, дружелюбная и тактичная, она никогда не играла на экране, оставалась сама собой, несмотря на то, что окончила в 1950 году актерский факультет ГИТИСа.

Казалось, впереди у Кондратовой - долгая и счастливая творческая биография. Но тут вмешалась судьба. В 1965 году Нина вела передачу с ВДНХ. Рассказывая перед микрофоном о коровах и быках - рекордсменах одного из хозяйств, 43-летняя Кондратова неосторожно подошла слишком близко к животным. Испугавшись стрекочущих камер и множества людей, один из быков вырвался из загона и помчался прямо на Нину. Один удар острого рога - и красавица ведущая осталась без глаза...

Казалось, это был конец карьеры. Телевизионное руководство хотело отправить женщину на пенсию по увечью, но потом было решено оставить ее на работе - такое мастерство, каким обладала Кондратова, дорогого стоит. К тому же зрители, узнав о трагедии, забросали телевизионные редакции мешками писем, поддерживая свою любимицу. Возможно, этот факт и помог ей остаться на телевидении. Ей изготовили искусственный стеклянный глаз, почти не отличающийся от настоящего.

Кондратова еще какое-то время вела программы, а затем стала диктором- консультантом.

Валентину Леонтьеву разлюбил собственный ребенок


Такой же популярностью, как Нина Кондратова, пользовалась еще одна телеведущая - Валентина Леонтьева («Валечка»). На телевидение она пришла в возрасте чуть за 30, в 1954 году, – вначале ассистировала режиссеру, затем стала диктором. После небольшого перерыва в карьере (вместе с мужем-дипломатом Леонтьева некоторое время жила в США) вернулась на голубой экран.

Валентина Михайловна или, как чаще ее звали дети, тетя Валя, долгое время вела детские передачи - «Спокойной ночи, малыши!», «Умелые руки» и «В гостях у сказки». Мягкий, подкупающий голос, располагающий образ, подчеркнутая интеллигентность и доброжелательность сделали ее передачи невероятно популярными.


Эти качества Леонтьевой обеспечили высочайшие рейтинги программе «От всей души», которую Валентина Михайловна придумала и выпустила в большую эфирную жизнь в 1972 году. Передачу можно назвать предтечей нынешней программы «Жди меня». Там тоже встречались люди, не видевшие друг друга долгие годы, - родные, сослуживцы, разлученные друзья и влюбленные.

Вся страна плакала перед телеэкранами, а Валентина Михайловна объясняла успех передачи просто: «Надо душу отдать». Она не спала ночей перед выходом программы, проникалась судьбой каждого своего героя или героини и помнила всех, о ком сняла 52 сюжета.

В то время как Леонтьева соединяла чужие семьи, ее собственная рушилась вдали от заплаканных глаз телезрителей. Журналисты много писали о том, что единственный сын Валентины Михайловны Дмитрий с детства недополучал от мамы внимания, которое она щедро дарила всем остальным детям Советского Союза. Валентина Михайловна почти все время пропадала на работе – Дима чаще видел маму по телевизору, чем дома. Впоследствии Леонтьева очень жалела, что «не додала» единственному сыну любви. Но было уже поздно.

Ходили слухи о том, что Дмитрий ставил прочерк в графе «мать», заполняя документы. Говорили, что ей так и не удалось наладить с ним отношения – до конца жизни. Сын даже не приехал на похороны матери – последние годы она жила у сестры в небольшом поселке в Ульяновской области. Более того - в конце жизни Валентина Михайловна была госпитализирована с переломом шейки бедра, и знакомые утверждали, что это дело рук ее сына. Сам Дмитрий Виноградов отрицает все, что на эту тему пишут и говорят, называя обвинения в черствости и вражде с матерью выдумкой журналистов. Кто знает, как обстояло дело на самом деле?

Анна Шилова страдала из-за сына

Анна Шилова начинала почти одновременно с Кондратовой и Леонтьевой. Вообще-то она собиралась быть актрисой и даже успела сняться в небольших ролях. Но еще в 20 лет, в 1947 году, Анне поставили жестокий диагноз – туберкулез позвоночника. Дело шло к инвалидности, и с актерской профессией пришлось распрощаться. Но молодая женщина не смирилась с судьбой. Она не только упорно лечилась, но и решилась на крутой поворот – в 1956 году прошла конкурс на телевидении. Тогда на одно место диктора «налетало» до 500 претендентов.


Анна Николаевна сумела победить болезнь и стала иконой стиля для телезрителей почти на 40 лет. Ее считали эталоном советского телевидения – она была одновременно сдержанной и очень обаятельной. Шилова придавала неповторимую интонацию «Голубым огонькам», которые постоянно вела вместе с Игорем Кирилловым . Зрители были уверены, что они женаты.

На самом деле о личной жизни Анны Николаевны известно мало. Фамилию ей подарил студент ВГИКа Юниор Шилов , с которым они поженились очень рано, в 1945 году.

Анна Шилова страстно хотела иметь ребенка – ее первая беременность была неудачной. И вот родился сын Алексей . По некоторым источникам, он тоже работал диктором на ТВ. Но из-за алкоголизма карьера не сложилась.

В последние годы Анна Николаевна боролась со страшной онкологической болезнью и одновременно, как могла, поддерживала своего единственного сына. Говорят, что он в пьяном угаре поднимал на мать руку.

Шилова ушла из жизни в 2001 году. Через год в этой же могиле похоронили и Алексея.

В роду у Татьяны Судец все мужчины умирали молодыми


Эстафету старших коллег в 1972 году приняла 25-летняя Татьяна Судец . Она входила в каждый дом в образе ведущей детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» Ей довелось быть «тетей Таней» в компании Хрюши и Степашки более 25 лет. Впрочем, Татьяне были по плечу и другие передачи – она работала в дикторском отделе, вела программы «Время», «Москва и москвичи», «Голубой огонек», «Песня года».

После того как Советский Союз приказал долго жить, Татьяну Судец поспешили назвать «говорящей головой» - в числе многих других опытных дикторов она попала в «черный список» и ей предложили уволиться.

А потом ней произошло самое страшное, что только может представить себе женщина, - в 1992 году погиб 24-летний сын Андрей . Молодого человека убили какие-то подонки, позарившись на его одежду. Поначалу юношу считали пропавшим – его тело нашли только через месяц.

За полтора года до этого одна знакомая напророчила Татьяне: «Ты потеряешь мужчину и будешь по нему долго страдать», на что Судец рассмеялась и ответила: «Из-за мужчины? Никогда!». Об этом предсказании она вспомнила, когда потеряла сына.

Татьяна с детства верила в судьбу, в предначертания, и знала, что в их роду по материнской линии погибают или рано умирают все мужчины. Так, у ее деда было четыре сына – все они очень рано умерли, сам дед скончался, когда бабушка Тани была на втором месяце беременности. За 8 лет до гибели сына Судец потеряла брата – тот погиб совершенно нелепо, его зарезал пьяный сосед, обидевшийся на то, что спешивший в больницу к отцу Владимир не дал ему позвонить по телефону – сказал, что некогда.

Сегодня в жизни Татьяны Александровны самые главные люди - дочь Дарья и внуки Кирилл и Анна . Она по-прежнему много работает - занимает должность Президента Межрегионального общественного фонда «Русская традиция», преподает в школе телевидения при МАГМУ.


1 января 1968 года на первом канале тогдашнего Центрального телевидения СССР вышел пилотный выпуск информационной программы «Время». Ещё в прошлом веке из неё узнавали о главном, по ней сверяли часы. Сегодня программа «Время» - это современный эфирный комплекс, отвечающий самым свежим веяниям телевизионной моды, технологии, позволяющие оперативно реагировать на события в любой точке мира, и, конечно же, люди.

Клоун Олег Попов и диктор ЦТ Ольга Зюзина во время съемки телепередачи «Голубой Огонек». 12 апреля 1978 года. Фото И. Степанычева /Фотохроника ТАСС/

Эльдар Рязанов и Зиновий Гердт во время записи передачи «Кинопанорама». 19 декабря 1982 года. Фото Анатолия Морковкина /Фотохроника ТАСС/

Запись телепередачи «Клуб кинопутешествий» в Телецентре «Останкино»: передачу ведет Ю. Сенкевич, г. Москва. (РГАКФД)

Артисты Ю. Никулин, В, Лановой, Л. Хитяева и другие на «Голубом огоньке», г. Москва. (РГАКФД)

Режиссер и ведущая развлекательной телепрограммы «Музыкальный ринг» Владимир и Тамара Максимовы. 20 января 1987 года. Фото Ивана Куртова /Фотохроника ТАСС

Борис Егоров, Николай Каманин, Павел Попович, Герман Титов, Юрий Гагарин и Алексей Леонов в студии во время передачи «Звездная эстафета». 27 марта 1965 года. Фото Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/

Популярная игровая телепрограмма-конкурс «А ну-ка, девушки!». Ведущая Кира Прошутинская во время съемок передачи. 18 февраля 1973 года. Фото Виктора Великжанина /Фотохроника ТАСС/

Диктор Центрального телевидения и ведущая детской телепрограммы «Будильник» Ангелина Вовк. 17 мая 1969 года. Фото Виктора Великжанина /Фотохроника ТАСС/

Запись телепередачи о шахматах. Комментирование очередной шахматной партии на проходящем турнире. 1 февраля 1964 года. Фотохроника ТАСС

Первая игровая передача Центрального телевидения в прямом эфире «Аукцион». На снимке: автор проекта и ведущий телепередачи Владимир Ворошилов. 6 апреля 1969 года. Фото В.Рихтера /Фотохроника ТАСС/

Концертная программа «Москвичка». Поет Евгений Мартынов. 20 октября 1978 года. Фото И.Степанычева /Фотохроника ТАСС/

Дикторы Светлана Жильцова, Игорь Кириллов и Аза Лихитченко, 15 февраля 1970 года. Фото Василия Егорова и Алексея Стужина /Фотохроника ТАСС/

Музыкальная редакция ЦТ снимает к новогоднему празднику популярную передачу «Новогодняя ночь». Участники телепередачи Владимир Спиваков и Сати Спивакова. 19 декабря 1986 года. Фото Виталия Созинова /Фотохроника ТАСС/

Геннадий Хазанов с дочерью Алисой во время записи детской телепередачи «Будильник». 1979 год. Фото И. Степанычева /Фотохроника ТАСС/

В одной из аппаратных Олимпийского телерадиоцентра. 26 июля 1980 года. Фото Виктора Великжанина и Александра Чумичева /Фотохроника ТАСС/

Эфир передачи «Что? Где? Когда?». 1986 год. Фото Игоря Зотина /ИТАР-ТАСС

Творческая группа создателей передачи «До и после полуночи». Слева - главный редактор Главной редакции информации ЦТ Гостелерадио СССР Ольвар Какучая, справа - автор и ведущий телепередачи Владимир Молчанов. 17 марта 1989 года. Фото Владимира Мусаэльяна /Фотохроника ТАСС/

источник

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985