Умк физика 10 11 мякишев буховцев перышкин. Особенности линии УМК

Программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта об­щего образования по физике (учебники физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, авторы программы -В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике 10-11 класс

(УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. 2010-2011 уч год)

Пояснительная записка

Программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физике (учебники физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, авторы программы -В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Изучение физики в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

При реализации рабочей программы используется учебник Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Рабочая программа рассчитана на общеобразовательные школы, в которых на изучение физики в старшей школе отводится 4 ч. В ней увеличено количество уроков решения задач, более подробно разбирается теория, добавлены уроки по теме «Механика»(принцип суперпозиции сил, невесомость, момент силы, условия равновесия), «Термодинамика» (адиабатный процесс, холодильник, проблемы энергетики и охраны окружающей среды, плавление и отвердевание, уравнение теплового баланса), «Электродинамика»(зависимость сопротивления от температуры, сверхпроводимость, электроизмерительные приборы, магнитные свойства вещества), оставлены уроки – практикумы.

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 15 лабораторных работ, 10 часов практикума и контрольных работ – 16 ч.

Введение. Физика и методы научного познания (2 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (50 ч)

Кинематика. Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

Кинематика твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон Всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации.

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Переход кинетической энергии в потенциальную.

Лабораторные работы.

1.Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

2.Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика (36 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение мкт газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Измерение скоростей движения молекул газа. Давление газа.

Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.. Порядок и хаос. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД двигателей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твёрдые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Капиллярные явления. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации.

Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы.

3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Электродинамика (59 ч)

Электростатика. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n-переход. Полупроводниковый диод. Транзисторы. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Демонстрации.

Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Зависимость емкости конденсатора от расстояния между пластинами, площади перекрываемых пластин, рода диэлектрика. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Магнитные свойства вещества. Правило Ленца.

Лабораторные работы.

4.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

5.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

6. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

7. Изучение явления электромагнитной индукции.

Колебания и волны (35 ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

8. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

9. Изучение треков заряженных частиц.

Оптика (24 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальные лабораторные работы

10.Измерение показателя преломления стекла.

11. Определение оптической силы линзы.

12.Наблюдение интерференции и дифракции.

13.Измерение длины световой волны.

14. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Основы специальной теории относительности (4 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Квантовая физика (28 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Астрономия (12 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звёзд и галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Фронтальные лабораторные работы

15. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Лабораторный практикум – 10 ч.

Обобщающее повторение – 9 ч.

Практикум 5ч

Итоговое повторение 4 ч

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически. итоговая – по завершении темы.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы учебные с гирями, шарик металлический, нитки, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.

Работа №2. Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз, нитки, набор картонок толщиной 2 мм, краска, кисточка.

Работа №3Лабораторный набор для проведения

Работа №4. Источник постоянного тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат.

Работа №5. Источник постоянного тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.

Физика 10 класс, 4 часа в неделю, всего 136 часов.

Тема урока

с/р

д/з

Введение (2 часа)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики.

стр. 3 – 5 записи

Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – критериальный эксперимент. Приближенный характер физических законов.

записи в тетрадях

Механика (50 часов)

Кинематика (19 часов)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

§1 – 2

Механическое движение. Материальная точка.

§3

№2–6

Положение точки в пространстве. Система отсчета.

§4, 5 №7

Способы описания движения. Радиус – вектор.

§4, 5

Вектор перемещения.

§6 №13,14, 16

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение движения.

I-11,18

II-12,19 (в начале урока)

§7,8, у. 1 №20,21

Решение задач на равномерное прямолинейное движение.

I-№22(II)

II-№22(III)

№23,24, 25

Скорость. Мгновенная скорость.

§9 №48

Относительность механического движения.

§10, у. 2 №32,35,37

Ускорение. Единица ускорения.

I-№42

II-№43 (в на-чале урока)

§11,12, у.3(1), №51-53

Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

§13,14, №56,57

Решение задач на уравнение движения с постоянным ускорением.

I-№61,78,75 II-№63,79,76 (в к. урока)

№80, 82, 68

Свободное падение тел.

§15,16,у.4

Решение задач на свободное падение тел.

I-№228

II-№231

№203,226, 229

Равномерное движение тела по окружности.

§17, №92, 93, 97, 98

Решение задач на движение тела по окружности.

I-№103,104

II-№105, 106

№109,110, 102

Кинематика твердого тела.

Поступательное и вращательное движение твердого тела. Угловая линейная скорости движения.

§18,19

у. 5

Решение задач на поступательное и вращательное движение тела. Подготовка к контрольной работе.

Повт. §3-19

№59,71,84, 99

К/р №1 по кинематике.

Динамика(18 часов)

Основное утверждение механики.

§20,21

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.

Iв№114,115

IIв№116, 119

§22, №117,118, 120

Сила. Связь между силой и ускорением.

Iв №123

IIв №125

§23,24, у.6(1-3)

Второй закон Ньютона (принцип суперпозиции сил).

I- №140,144

II-№141,145

(в конце урока)

§25

у.6(4-6)

Третий закон Ньютона.

§26, №157,158

Решение задач на законы Ньютона.

№148,149, 150

Принцип относительности Галилея.

§27,28, №152,146

Силы в механике.

Силы всемирного тяготения.

§29,30

Закон всемирного тяготения.

§31,

у.7(1-3)

Первая космическая скорость.

§32, №181,182

Сила тяжести. Вес. Невесомость.

Iв №190

IIв №191

§33

№185,189

Решение задач на закон всемирного тяготения.

№188,198

Деформация и сила упругости. Закон Гука.

§34-35

№164, 165, 166

л/р №1 «Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

№231,232

Решение задач на закон Гука.

№304,288, 310

Сила трения.

§36,37, №302

Решение задач на расчет силы трения.

§38, №269,268

К/р №2 по динамике.

Законы сохранения в механике.

Импульс. Закон сохранения импульса.

§39,40, у.8(1-2), №316,317

Реактивное движение.

I- №323(1), 325(а)

II- №323(2), 325(в)

§41,42, у.8(3-4), №322,324

Работа силы. Мощность.

§43,44, у.9(1,2,4), №334,337

Кинетическая энергия.

§45,46, №340,339

Работа силы тяжести. Работа силы упругости.

§47,48, №350,352, 347,348

Потенциальная энергия.

I- №340, 345,350

II- №341, 346,351

§49, №328,354

Закон сохранения энергии в механике.

I-№356,358

II-№357,359

§50,51, №355,360, 361

л/р №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

№370,371, 374

Решение задач на закон сохранения энергии.

I-№375,372

II-№376,373

Равновесие тел. Виды равновесия.

§52,53

Момент силы.

§54

Решение задач на равновесие тел.

у.10(4,5)

у.9

К/р №3 по теме «Закон сохранения».

Молекулярная физика. Термодинамика. (36часов)

Анатомическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

§ 55

54

Размеры молекул. Основные положения МКТ

§56

Масса молекул. Количество вещества.

57у 11(1-6)

Решение задач на расчет массы молекул

№460,461

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

§58,59,

№462

Строение газообразных, жидких и твердых тел

§60,№464

Идеальный газ в МКТ, среднее значение квадрата скорости молекул.

§61,62

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

§63,у11(7,9)

Решение задач на основное уравнение МКТ

У11(10)

Температура. Определение температуры.

§64,65,

у.12 (1)

Температура-мера средней кинетической энергии молекул.

§66,у.12(2-4)

Измерение скорости молекул.

§ 67

Уравнение состояния идеального газа.

§68,№488,

Решение задач на уравнение состояния идеального газа.

№496,500

Газовые законы

§69,у13.(1-3)

л/р№3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

У13(4-6)

Решение задач на газовые законы

У13(8-10)

Графические задачи на газовые законы

В тетради

К/р №4 на основное уравнение МКТ, уравнение состояния газа, газовые законы.

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры и объема.

§70,71,

у14(1,2)

Испарение и кипение

Зап., №548, 550,544

Влажность воздуха

§72, у14(3,4)

Решение задач на влажность воздуха.

№563,564,

Капиллярные явления

Записи

Кристаллические и аморфные твердые тела

§73,74,№606

Термодинамика

Внутренняя энергия

§75,у15(1),№653

Работа в термодинамике

§76,у15(2)

Количество теплоты

§77,у15(3,4)

Первый закон термодинамики

§78,№627,

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

§79,

у15(9,10)

Решение задач на первый закон термодинамики.

у15(11,12)

Второй закон термодинамики

§80,№648,

Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос.

§81,

№662,664

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей

§82,

Решение задач на КПД тепловых двигателей.

№674,675

К/р №5 по термодинамике

Электродинамика (39часов)

Электростатика(18часов)

Электрический заряд и элементарные частицы

§83-85

Закон сохранения электрического заряда

§86

Закон кулона

§87,88 у16(4)

Решение задач на закон Кулона

№680, №689,№685

Электрическое поле

§89,90 №684, 687

Напряженность электрического поля

§91,у17(1,2), №700,№702

Силовые линии. Принцип суперпозиции полей.

§92,у17(3-5), №697(в,г)

Решение задач на расчет напряженности электрического поля

№698,699

Проводники в электростатическом поле

§93, №710, №713,№707

Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

§94,95, №718,719

Потенциальность электростатического поля

§96,

Потенциал. Разность потенциалов.

§97, у17(6,7)

Эквипотенциальные поверхности

§98, №723,№726, у17(8-9)

Решение задач по теме «Электростатика»

№701,№708, №730,№734

Электроемкость. Конденсаторы.

§99,у18(1-3), №736,740

Решение задач на электроемкость конденсаторов

№746-749

Энергия заряженного конденсатора

§100,101, №758(1),759, №762,№738,

к/р №6 по теме «Электростатика»

Законы постоянного тока (11часов)

Сила тока. Условия возникновения эл.тока

§102,103

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

§104, у19(1-3)

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение.

§105,№789, №790

л/р №4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

№791

Решение задач на расчет цепей

№778,777

Работа и мощность электрического тока

§106, №798, №799,№803

ЭДС

§107,№812(1

л/р №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

№813,814

Закон Ома для полной цепи

§108,у19(4-7

Решение задач на закон Ома

У19(8,9)

к/р№7 по теме «Законы постоянного тока»

Электрический ток в различных средах (10 часов)

Электрический ток в металлах

§109,110, №850,852

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

§111,112, №854,№856, №858,№860

Электрический ток в полупроводниках.

§113,№861, №863,№866

Собственная и примесная проводимость полупроводников

§114,

У20(1-3)

Р-n переход.

§115

Полупроводниковый диод. Транзисторы

§116, №867, №868

Электричкский ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка

§117,118, №872,№873,№875,№874

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза

§119,120, у20(4-6)

Электрический ток в газах.

§121,122, у20(7-9)

Плазма

§123

Практикум (5часов)

Определение ускорения свободного падения с помощью линейки - маятника

§17,18,14,15

№201,203,211

Проверка закона сохранения механической энергии

§45-53,№341, №343,352,366

Измерение сопротивления проводника с помощью мостика Уинстона

§104-107,№780, №774,776

Определение емкости конденсатора

§101-103,№776, №754,753

Подготовка препарата и наблюдение броуновского движения

§58-65, №468, №472,463

Повторение(4часа)

Решение задач по теме «Кинематика»

§7-38,записи

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

§39-50,записи

Решение задач по теме «МКТ, термодинамика»

§56-82

Решение задач по теме «Электродинамика»

§83-100

Поурочное планирование учебного материала

Физика 11 класс, 4 часа в неделю, всего 136 часов.

Учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского,

«Программа для общеобразовательных учреждений», 2010 год, стр. 59

№п/п

Домашнее задание

Электродинамика (20 час)

Магнитное поле (9 час)

Взаимодействие токов. Магнитное поле

§ 1, повторить «Магнитные линии» (Физика - 9 кл.)

Вектор магнитной индукции.

§ 2,

Сила Ампера

§ 3; упр. 1(1,2)

Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач

повт «Обнаружение магнитного поля » (Ф - 9 кл.); № 824, 836 Р.

Л/р №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

§ 6; № 899 (Рымкевич

Решение задач на силу Ампера и силу Лоренца

Магнитные свойства вещества. Решение задач.

итоги главы 1, с. 24-25

К/р №1 по теме «Магнитное поле»

§ 1, повт «Магнитные линии» (Ф - 9 кл.)

Электромагнитная индукция (11 час)

10/1

Явление электромагнитной индукции.

§ 8

11/2

Магнитный поток

§ 9;повт пр буравчика, § 2

12/3

Направление индукционного тока. Правило Ленца

§ 10, упр. 2 (1-5).

13/4

Закон электромагнитной индукции

§ 11, упр. 2 (7, 8)

14/5

Решение задач

Повт § 10, 11; № 909, 911 Р

15/6

Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

§ 12, 13, 14; № 902 (2, 5) Р

16/7

Л/р №2 «Изучение явления электромагнитной индукции.»

17/8

Самоиндукция. Индуктивность

§ 15, упр. 2 (9, 10); № 925, 928 Р

18/9

Энергия магнитного поля

§ 16; № 933 Р

19/10

Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция»

№ 919, 920,929,930, 932 Р

20/11

К/р №2 по теме «Электромагнитная индукция»

повт «Мех кол» (Ф - 9 кл.)

Колебания и волны (35 час)

Механические колебания (8 час)

21/1

Свободные и вынужденные колебания

§ 18,19.

22/2

Математический маятник. Динамика колебательного движения

§ 20,21, повторить понятие производной

23/3

Гармонические колебания

§ 21, упр. 3 (1-3).

24/4

Амплитуда, период, частота и фаза колебаний.

§ 23, вопросы к §

25/5

Л/р №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Расчёт погрешностей

26/6

Превращение энергии при гармонических колебаниях

§ 24, повторить «Резонанс» (9 кл.)упр.3(4)

27/7

Вынужденные колебания. Резонанс

§ 25,26; краткие итоги главы 3

28/8

Решение задач по теме «Механические колебания»

Повт § 16 (Ф - 11), «Эн. магн поля»; § 103 (Ф - 10), «Эн.заряженного конд-ра».

Электромагнитные колебания (14 час)

29/1

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

§ 27,28; упр. 4 (1)

30/2

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре.

§ 29, 30 (до формулы Томсона);

31/3

Период свободных электрических колебаний

§ 30; упр. 2 (2, 3); № 984 Р

32/4

Переменный электрический ток

§ 31; упр. 4 (4).

33/5

Решение задач по теме «Переменный электрический ток»

№ 951,955,956, 953 Р

34/6

Активное, емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока

§ 32-34; № 962,964,968 Р

35/7

Решение задач на расчёт сопротивления в цепи переменного тока

повторить тему «Механический резонанс

36/8

Электрический резонанс

§ 35; упр. 4 (6); № 971 Р; повт «Транзисторы» (Ф - 10 кл.)

37/9

Генератор на транзисторе. Автоколебания

§ 36, кр итоги гл 4; повт §31 (Ф-11 кл.)

38/10

Генерирование электрической энергии

§ 37; у. 5 (1, 2); пов § 11-13 (Ф- 11 кл.)

39/11

Трансформаторы

§ 38; упр. 5 (3, 5, 6); № 975, 976 Р

40/12

Производство, передача и использование электрической энергии

§ 39,40,41; № 979, 980 Р

41/13

Решение задач по теме «Трансформатор»

кр итоги гл 1, 2, 3; № 972, 961 Р

42/14

К/р №3 по теме «Механические и электромагнитные колебания»

повт: «Волн явления»

Механические волны (3 час)

43/1

Волновые явления. Распространение механических волн. Виды волн

§ 42,43

44/2

Длина волны. Скорость распространения волн. Уравнение бегущей волны

§ 44,45

45/3

Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Волны в средах

§ 46,47; упр. 6 (2,4).

Электромагнитные волны (10 час)

46/1

Электромагнитная волна

§ 48

47/2

Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн

§ 49

48/3

Плотность потока электромагнитного излучения

§ 50

49/4

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи

§ 51, 52

50/5

Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник

§ 53; № 988,990,991 Р

51/6

Свойства электромагнитных волн

§ 54

52/7

Распространение радиоволн. Радиолокация

§ 55, 56; повт§ 35; № 995, 996, 1001 Р

53/8

Телевидение. Развитие средств связи.

§ 57,58, № 1003 Р

54/9

Решение задач

Повт. § 52, 53; № 993, 994 Р

55/10

Обобщающий урок «Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн»

сообщения

Оптика (24 час)

Световые волны (17 час)

56/1

Развитие взглядов на природу света. Скорость света

введение § 59; упр. 8 (4)

57/2

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

§ 60; упр. 8 (5,7).

58/3

Закон преломления света

§ 61; вопр § ; упр. 8 (9-11)

59/4

Л/р №4 «Измерение показателя преломления стекла»

60/5

Полное отражение

§ 62; № 1043, 1045 Р

61/6

Решение задач

у.8 (14);№1013,1027,1034, 1039

62/7

Линза. Построение изображений, даваемых линзами

§ 63,64,65;№1039,1040, 1041 Р

63/8

Решение задач

решить задачи

64/9

Л/р №5«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

65/10

Самостоятельная работа по теме «Геометрическая оптика»

§ 63 повт

66/11

Дисперсия света

§ 66,вопр §; № 1051-1053 Р

67/12

Интерференция механических волн и света. Некоторые применения интерференции

§ 67,68,69; № 1056,1059 Р

68/13

Дифракция механических волн и света

§ 70,71

69/14

Дифракционная решетка

§ 72; у10 (4); №1066,1067 Р

70/15

Л/р №6 «Измерение длины световой волны»

71/16

Л/р №7 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

72/17

Поляризация света. Поперечность световых волн

Итоги 8 гл § 73, 74; №1071, 1072 Р.

Излучение и спектры (7час)

73/1

Виды излучений. Источники света

§ 81

74/2

Спектры и спектральный анализ

§ 82-84.

75/3

Л/р №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

76/4

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

§ 85

77/5

Рентгеновское излучение

§ 86,

78/6

Шкала электромагнитных излучений

§ 87, таблица итоги 10 гл

79/7

К/р №4 по теме «Световые волны»

Элементы теории относительности (4часа)

80/1

Законы электродинамики и принцип относительности

§ 75;

81/2

Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей

§ 76-78; № 1075, 1076 Р

82/3

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика

§ 79; № 1083, 1086 (Р

83/4

Связь между массой и энергией

§ 80, итоги гл 9; у. 11 (3,4)

Квантовая физика (28 час)

Световые кванты (9 час)

84/1

Зарождение квантовой теории

введение, конспект урока

85/2

Фотоэффект

§87

86/3

Теория фотоэффекта

§ 88; № 1104,1105 Р

87/4

Решение задач

Упр ; 12 (4-6)

88/5

Фотоны

§ 89; упр. 12 (7); № 1119,1120 Р

89/6

Применение фотоэффекта

§ 90; 1106,1108 Р

90/7

Давление света. Химическое действие света

§ 91- 92 № 1139 Р

91/8

Решение задач

№ 1134 - 1137 (Р

92/9

К/р №5 по теме «Световые кванты»

повторить краткие итоги главы ІІ.

Атом и атомное ядро (20 час)

93/1

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома

§ 93, вопр к §; у. 13 (2).

94/2

Квантовые постулаты Бора.

§ 94; № 1142 Р

95/3

Модель атома водорода по Бору

§ 95; упр. 13 (1)

96/4

Вынужденное излучение света. Лазеры

§ 96, итоги гл9, повт§ 94-96

97/5

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений

§ 97, вопр §

98/6

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-и гамма- излучения

§ 98, 99; № 1160 Р

99/7

Радиоактивные превращения

§ 100; упр. 14 (1); № 1166 Р

100/8

Закон радиоактивного распада. Период полураспада

§ 101; упр. 14 (2, 3)

101/9

Изотопы. Их получение и применение. Биологическое действие радиоактивных излучений

§ 102;112,113№ 1184,1185 Р

102/10

Открытие нейтрона

§ 103; № 1187 Р

103/11

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер

§ 104, 105, вопр; упр. 14 (5, 6)

104/12

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций

§ 106 № 1187 Р

105/13

Решение задач

№ 1175,1188 Р

106/14

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

§ 107,108; № 1196 Р

107/15

Ядерный реактор

§ 109, вопросы к §

108/16

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики

§ 110, 111, итоги гл 13

109/17

К/р №6 по теме «Физика атомного ядра»

110/18

Этапы развития физики элементарных частиц

§ 114, 115, итоги гл 14

111/19

Повторительно-обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества»

№ 1197, 1208, 1184 Р

Астрономия (12 час)

112/1

Видимые движения небесных тел

§ 116

113/2

Законы движения планет

§ 117

114/3

Система Земля-Луна

§ 118

115/4

Физическая природа планет и малых тел

§ 119

116/5

Солнце

§ 120

117/6

Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звёзд

§ 121,122

118/7

Эволюция звёзд

§ 123

119/8

Наша Галактика

§ 124

120/9

Галактики

§ 125

121/10

Строение и эволюция Вселенной

§ 126

122/11

Л\р по теме «Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера».

123/12

К/р №7 по теме «Астрономия»

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч).

124

Единая физическая картина мира. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

§ 127

125-132

Обобщающее повторение (3 ч)+ практикум (5ч)

135-136

Итоговая контрольная работа (2 часа).


Рабочая программа

Физика

10-11 класс

(ФГОС CОО)

Составитель программы

Л.И. Селеванова

г. Лабытнанги

1. Пояснительная записка…………………………………………………………..........3

2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету …………...4

4. Тематическое планирование (приложение 1)………...…………………………….10

7. Календарно-тематическое планирование (приложение 2)……………………… 17

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего общего образования (базовый уровень), на основе примерной программы среднего общего образования и авторской программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 кл./Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв,- М.: Просвещение, 2012 год) –М.: МЦ ВОУО ДО, 2012,-120с.)

Реализация программы обеспечивается учебниками: Физика:

    Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 класс. Классический курс. - М.: Просвещение, 2014. – 416 с. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев.

    Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. Классический курс. – М.: Просвещение, 2014. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа

Рабочая программа по физике среднего общего образования составлена из расчёта часов, указанных в базисном учебном плане организаций, осуществляющих образовательную деятельность обще­го образования: по 2 часа в неделю, 138 ч за два года изучения. (10класс - 70 часов, 11 класс. - 68ч.).

Формы текущего контроля:

2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету.

Личностные результаты:

        • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

          в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

          в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

      • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

        использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

        умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

        умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

        использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

    в познавательной сфере:

        • давать определения изученным понятиям;

          называть основные положения изученных теорий и гипотез;

          описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

          классифицировать изученные объекты и явления;

          делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

          структурировать изученный материал;

          интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

          применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

    в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

    в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:

Знать/понимать :

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле; электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, классической механики, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, электромагнитной индукции, фотоэффекта; основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения.

Вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики

Уметь

описывать и объяснять: физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики; определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле; измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

Применять полученные знания для решения физических задач;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.

Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законы механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различные виды электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

10 класс (70 часов)

Научный метод познания природы (1 час)

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.

Механика (24 часа)

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы:

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика. (20 часов)

Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Лабораторные работы:

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

Лабораторные работы:

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Повторение (3 часов)

11 класс

68 часов, по 2 часа в неделю.

Электродинамика (продолжение) (11 часов)

Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.

Лабораторные работы

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитные колебания и волны. Оптика. (29 часов)

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.

Лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика (15 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.

Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Лабораторные работы

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение Вселенной (7 часов)

Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.

Повторение (6 часов)

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольных работ и 4 лабораторных работ.

4. Тематическое планирование (Приложение 1)

10 класс

5

5

Повторение

3

6

Итого

70

4

4

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

1

Механика (24 часа)

Кинематика (9 часов)

2/1

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

1

3/2

1

4/3

1

5/4

1

6/5

1

7/6

1

8/7

1

9/8

1

10/9

1

Динамика (8 часов)

11/10

1

12/11

1

13/12

1

14/13

1

15/14

1

16/15

Закон всемирного тяготения.

1

17/16

1

18/17

Силы упругости. Силы трения.

1

Законы сохранения (7 часов)

19/18

1

20/19

1

21/20

1

22/21

1

23/22

1

24/23

1

25/24

1

Молекулярная физика. Термодинамика (20 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов).

26/1

1

27/2

1

28/3

1

29/4

1

30/5

1

31/6

1

Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

32/7

1

33/8

1

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (2 часа)

34/9

1

35/10

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3 часа)

36/11

1

37/12

1

38/13

1

Основы термодинамики (7 часов)

39/14

1

40/15

1

41/16

1

42/17

1

43/18

1

44/19

1

45/20

1

Основы электродинамики (22 часа)

Электростатика (9 часов)

46/1

1

47/2

1

48/3

1

49/4

1

50/5

1

51/6

1

52/7

1

53/8

1

54/9

1

Законы постоянного тока (8 часов)

55/10

1

56/11

1

57/12

1

58/13

1

59/14

1

60/15

1

61/16

1

62/17

1

Электрический ток в различных средах (5 часов)

63/18

1

64/19

1

65/20

1

66/21

1

67/22

1

Повторение (3 часа)

68/1

1

69/2

Итоговое собеседование

1

70/3

Итоговое обобщение

1

11 класс (68 часов 2 ч/в неделю)

п/п

Тема урока

Количество часов

1. Основы электродинамики (продолжение 10 класса)

11 часов

Самоиндукция. Индуктивность.

Электромагнитное поле.

2. Колебания и волны. Оптика.

29 часов

Решение задач по теме: «Трансформаторы».

Производство и использование электрической энергии.

Передача электроэнергии.

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.

Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Контрольная работа №2. «Электромагнитные колебания и волны».

Скорость света.

Закон отражения света. Решение задач на закон отражение света.

Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света.

Лабораторная работа №3. «Измерение показателя преломления стекла».

Линза. Построение изображения в линзе.

Дисперсия света.

Интерференция света. Дифракция света.

Поляризация света.

Решение задач по теме: «Оптика. Световые волны».

Контрольная работа №3. «Оптика. Световые волны».

Постулаты теории относительности

Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

Связь между массой и энергией

Виды излучений. Шкала электромагнитных волн.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Лабораторная работа №4. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Рентгеновские лучи.

3. Квантовая физика

15 часов

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

Фотоны.

Применение фотоэффекта.

Строение атома. Опыты Резерфорда.

Квантовые постулаты Бора.

Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Энергия связи атомных ядер.

Закон радиоактивного распада.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Контрольная работа №4. «Световые кванты. Физика атомного ядра».

Физика элементарных частиц.

Единая физическая картина мира.

Физика и научно-техническая революция.

4. Строение Вселенной

7 часов

Строение Солнечной системы.

Система Земля-Луна.

Общие сведения о Солнце.

1

59

4

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

1

60

5

Физическая природа звезд.

1

61

6

Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1

62

7

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

1

6. Повторение (6 часов)

63

1

Повторение «Кинематика»

1

64

2

Повторение «Динамика»

1

65

3

Повторение «Законы сохранения»

1

66

4

Повторение «Электростатика»

1

67

5

Повторение «Электродинамика»

1

68

6

Итоговое повторение

1


5. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)

10 класс

1.1.1

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

1.1.2, 1.1.3, 1.1.5

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач

1.1.5

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей

1.1.3

Прямолинейное равноускоренное движение.

1.1.6

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

1.1.6

Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

1.1.9

Решение задач по теме «Кинематика».

1.1.1 – 1.1.9

Контрольная работа № 1 "Кинематика".

1.1.1 – 1.1.9

Динамика

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

1.2.1

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

1.2.3

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1.2.4, 1.2.5

Принцип относительности Галилея.

1.2.1

Явление тяготения. Гравитационные силы.

1.2.6

Закон всемирного тяготения.

1.2.6

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

1.2.7

Силы упругости. Силы трения.

1.2.8, 1.2.9

Законы сохранения

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1.4.1 – 1.4.3

Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса)

1.4.3

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

1.4.4 – 1.4.7

Закон сохранения энергии в механике.

1.4.8

Лабораторная работа №1. «Изучение закона сохранения механической энергии».

1.4.8

Обобщающее занятие. Решение задач.

1.4.1 – 1.4.8

Контрольная работа № 2. "Динамика. Законы сохранения в механике".

1.4.1 – 1.4.8

Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярно-кинетической теории.

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение.

2.1.1 – 2.1.4

Масса молекул. Количество вещества.

2.1.5

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

2.1.1 – 2.1.4

Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

2.1.3

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

2.1.6

Решение задач на тему «Тепловое движение молекул»

2.1.1 – 2.1.4

Температура. Энергия теплового движения молекул

Температура. Тепловое равновесие.

2.1.7

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

2.1.7, 2.1.8

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

2.1.9 – 2.1.12

Лабораторная работа №2. «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

2.1.12

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.

2.1.13

Влажность воздуха и ее измерение.

2.1.14

Кристаллические и аморфные тела.

2.1.15, 2.1.17

Основы термодинамики

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

2.2.1, 2.2.2, 2.2.6

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

2.2.4

Первый закон термодинамики. Решение задач.

2.2.7

Необратимость процессов в природе. Решение задач.

2.2.8

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

2.2.9

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».

2.2.1 – 2.2.11

Контрольная работа № 3. «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

2.2.1 – 2.2.11

Основы электродинамики

Электростатика

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы.

3.1.1

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

3.1.1, 3.1.2

Решение задач. Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона.

3.1.1, 3.1.2

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач.

3.1.3 - 3.1.6

Силовые линии электрического поля. Решение задач.

3.1.4

Решение задач на применение закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда.

3.1.1 – 3.1.6

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

3.1.5

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением.

3.1.5, 3.1.7

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

3.1.9 – 3.1.11

Законы постоянного тока

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

3.2.1, 3.2.2

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников

3.2.3, 3.2.7

Лабораторная работа №3: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

3.2.7

Работа и мощность постоянного тока.

3.2.8, 3.2.9

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

3.2.5, 3.2.6

Лабораторная работа №4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

3.2.5

Решение задач (законы постоянного тока).

3.2.1 – 3.2.9

Контрольная работа № 4. "Законы постоянного тока».

3.2.1 – 3.2.9

Электрический ток в различных средах

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

3.2.10

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

3.2.10

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

3.2.10

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

3.2.10

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

3.2.10

Повторение (3 часа)

Повторение. Механика. Основы МКТ Термодинамика Электростатика

Итоговое собеседование

Итоговое обобщение

Итого: 70 часов

11 класс 68 часов (2 часа в неделю)

Дата проведения урока

Раздел, тема урока

КЭС

Корректировка

1. Основы электродинамики (продолжение 10 класса - 11 часов)

Магнитное поле, его свойства.

3.3.1

Магнитное поле постоянного электрического тока.

3.3.2

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

3.3.2, 3.3.3

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд.

Решение задач по теме «Магнитное поле».

3.3.1-3.3.4

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

3.4.1, 3.4.2

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Самоиндукция. Индуктивность.

Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Электромагнитное поле.

Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

3.4.1-3.4.7

2. Колебания и волны. Оптика. (29 часов)

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

3.5.1, 3.5.2

Переменный электрический ток.

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Решение задач

Физика. 10-11 классы. Поурочное планирование к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. и др. Шилов В.Ф.

М.: 2013. - 128 с.

Поурочное планирование подготовлено к учебнику «Физика» для 10 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского и к учебнику «Физика» для 11 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, М. В Чаругин. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 ч в неделю, 3 и 5 ч в неделю. Дано подробное поурочное планирование для изучения физики по 3 ч в неделю, где выделены основные этапы каждого урока с использованием демонстрационных опытов и таблиц.

Формат: pdf

Размер: 2,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
I. ВВЕДЕНИЕ 5
§ 1. Об учебниках Г. Я. Мякишева и др. «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс»
§ 2. О задачах, предлагаемых в учебниках физики Г. Я. Мякишева и др 7
§ 3. О необходимости проведения учебного эксперимента 8
§ 4. Примерное распределение учебных часов для разных учебных планов 9
Раздел А. Поурочное планирование. 10 класс
II. МЕХАНИКА 13
§ 1. Кинематика -
§ 2. Динамика 20
§ 3. Законы сохранения в механике 26
§ 4. Статика 28
§ 5. Новые демонстрационные приборы по механике 29
III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ 31
§ 6. Основы молекулярно-кинетической теории -
§ 7. Температура. Энергия теплового движения молекул 35
§ 8. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы 36
§ 9. Взаимные превращения жидкостей и газов 38
§ 10. Твердые тела 39
§ 11. Основы термодинамики 40
§ 12. Новые демонстрационные приборы по МКТ 44
IV. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 46
§ 13. Электростатика -
§ 14. Законы постоянного тока 52
§ 15. Электрический ток в различных средах 56
§ 16. Новые демонстрационные приборы по электродинамике 61
Раздел Б. Поурочное планирование. 11 класс
V. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 64
§ 1. Магнитное поле -
§ 2. Электромагнитная индукция 67
§ 3. Новые демонстрационные приборы по магнетизму 71
VI. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 76
§ 4. Механические колебания -
§ 5. Электромагнитные колебания 80
§ 6. Производство, передача и использование электрической энергии 86
§ 7. Механические волны -
§ 8. Электромагнитные волны 87
§ 9. Новые демонстрационные приборы по колебаниям и волнам 90
VII. ОПТИКА 96
§ 10. Световые волны -
§ 11. Элементы теории относительности 102
§ 12. Излучение и спектры 104
§ 13. Новые демонстрационные приборы по оптике 106
VIII. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Ю8
§ 14. Световые кванты -
§ 15. Атомная физика НО
§ 16. Физика атомного ядра ИЗ
§ 17. Элементарные частицы 120
§ 18. Значение физики для объяснения картины мира и развития производительных сил общества 121

Данная книга написана в помощь учителю для подготовки и проведения уроков по физике в 10-11 классах.
Предлагаемая система уроков является определенной технологией построения учебного процесса, которая хорошо согласуется со стандартом физического образования при использовании учебников «Физика» для 10 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского и «Физика» для 11 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, В. М. Чаругина.
Построение учебного процесса в виде системы уроков состоит из общих рекомендаций по темам и рекомендаций по построению урока в целом, а также из конкретных методических средств по организации учебной деятельности учащихся, что представлено планом урока с выделением его структуры.
В виде таблиц в пособии дается примерное распределение учебных часов курса физики за 10-11 классы при изучении предмета по 2 ч в неделю, 3 и 5 ч в неделю.
Весь материал пособия представлен как пример поурочного планирования на 3 ч в неделю, где даны основные этапы каждого урока с использованием демонстрационных опытов и таблиц.
Почти все темы в планировании заканчиваются параграфами, где автор показывает новые демонстрационные приборы для кабинета физики. Их можно приобрести как в магазине учебно-наглядных пособий, так и на рынке товаров.
Практически к каждому уроку предлагается определенное число задач для закрепления и отработки нового материала. Их уровень сложности соответствует материалу учебника, а также требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы к ЕГЭ.

/

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по физике (базовый уровень) Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н.. 10-11 классы (под редакцией Парфентьевой Н. А.)

УМК для 10 класса (базовый уровень)
УМК для 11 класса (базовый уровень)
Поурочное планирование для 10-11 классов

Завершённая предметная линия учебников по физике для старшей школы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего образования.

Учебники физики Г. Я. Мякишева и др. для средней школы на протяжении многих лет остаются одними из самых популярных. Их высокий уровень соответствует богатому отечественному и мировому опыту создания школьных учебников по физике, новым требованиям, отвечающим потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества. Это наглядно отражено в научном содержании, методическом аппарате и самой модели учебников.

В физике одинаково важную роль играют и познавательная, и коммуникативная деятельность. Поэтому в учебниках Г. Я. Мякишева и др. широко представлены возможности формирования самых разнообразных умений и компетенций: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, в рамках проекта и т. д. Разносторонний и ёмкий методический аппарат стимулирует формирование познавательных потребностей учеников.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется как через содержание, так и через систему заданий.

Материал учебников тщательно отобран в соответствии с фундаментальным ядром содержания образования. Не входящий в программу базового уровня материал выделен в параграфах для тех учащихся, которые изучают физику более подробно. В начале параграфов приведены вопросы, актуализирующие основные знания и умения перед изучением нового материала. После параграфов даны вопросы, предусматривающие самопроверку учащихся как на базовом, так и на повышенном уровне.

Ссылки на ключевые слова, приведённые в конце каждого параграфа, дают учащимся возможность приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий.

Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.

Особенности линии УМК

  • Содержание учебника соответствует современному состоянию физики и учитывает её последние достижения.
  • Структурно-содержательная модель учебника - эффективное средство для организации собственной учебной деятельности и достижения планируемых результатов.
  • Методическая модель учебника построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.
  • Система вопросов и заданий содержит:
    • блоки самостоятельных решений
    • лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению
    • задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск информации
    • блоки подготовки к итоговой аттестации
    • примерный план для составления конспектов изученного материала
    • блоки, содержащие темы рефератов и проектных работ, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в том числе в медиасреде.

Состав линии УМК

  • Физика. 10 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
  • Физика. 10 класс. Электронное приложение (DVD) к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
  • Физика. 11 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.(под ред. Парфентьевой Н.А.)
  • Физика. 11 класс. Электронное приложение (DVD) к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Чаругина В.М. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
  • Физика. 10 – 11 классы. Поурочное планирование. Шилов В. Ф.