Творения архитектора матвея казакова век. Архитектор русской усадьбы. Самостоятельные проекты зодчего

  1. Главный архитектор Москвы

А рхитектор Матвей Казаков - один из основоположников русского классицизма. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, при том что у него не было высшего архитектурного образования.

«Прапорщик архитектурии» Матвей Казаков

Матвей Казаков родился в 1738 году в небогатой семье в Москве. Начальное образование мальчик получил в местной Космодемьянской церкви. С раннего детства он интересовался архитектурой: часами сидел на строительных лесах и делал зарисовки зданий. После смерти отца мать подала в Сенат прошение принять сына в московскую архитектурную школу. В ответ последовал указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц» .

Так в 1751 году 13-летний Матвей Казаков поступил в архитектурную школу князя Дмитрия Ухтомского. Основы архитектуры ученики постигали по трактатам известных итальянских архитекторов Марка Витрувия, Андреа Палладио , Жакома да Виньолы и сочинениям французского теоретика XVIII века Франсуа Блонделя. Вместе с тем воспитанникам прививали и любовь к древнерусскому зодчеству. Так формировалась характерная черта творческого стиля Казакова - сочетание классической и древнерусской архитектуры.

Тверской императорский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1764-1766. Фотография: Andres_rus / wikipedia

Дом союзов (Благородное Собрание). Архитекторы: Матвей Казаков, Алексей Бакарев, Александр Мейснер. Первая половина XVIII века. Фотография: A.Savin / wikipedia

В школьные годы Казаков начал на практике применять свои знания: он обмерял древние постройки, реставрировал обветшавшие здания Кремля, составлял чертежи и сметы, работал на стройках, которыми руководили его учителя. Вскоре Казакова заметил сам Ухтомский и назначил его своим младшим помощником. В то время князь много строил для Москвы: возводил Кузнецкий мост, достраивал Арсенал в Кремле и «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал Главную аптеку и приспосабливал здания бывших присутственных мест для Московского университета. Казаков во всем помогал своему учителю.

В 1760 году Дмитрий Ухтомский ушел в отставку, и школу возглавил его помощник, Петр Никитин. На свое бывшее место новый руководитель назначил Казакова - молодой зодчий только закончил школу и получил чин «прапорщика архитектурии». Одним из первых крупных заданий команды Никитина стало восстановление Твери после пожара 1763 года. Вместе с другими архитекторами Казаков спроектировал в почти полностью сгоревшем городе провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, торговую контору Никиты Демидова. Также по поручению Екатерины II они возвели на руинах архиерейского дома Путевой дворец императрицы - главное здание в городе.

Храм вознесения на Гороховом поле. Архитектор Матвей Казаков. 1788-1793. Фотография: Solundir / wikipedia

Здание мэрии Москвы. Архитектор Матвей Казаков. 1782. Фотография: arch-house.ru

Работа Казакова по восстановлению Твери сразу выдвинула его в ряды первых архитекторов империи - к нему стали поступать частные заказы. Его первой крупной самостоятельной работой стала церковь в подмосковной усадьбе Павла Нащокина Рай-Семеновское . За этим проектом последовал следующий: по просьбе Ивана Бецкого архитектор составил план фасада и всего участка для московского Воспитательного дома.

Самостоятельные проекты зодчего

Пожар в Твери привел к крупным градостроительным реформам в стране. Старые деревянные здания, плотная застройка, извилистые улицы и переулки были главными причинами крупных пожаров во многих городах. Поэтому в империи началась масштабная реконструкция, в первую очередь в Москве.

В 1768 году Матвей Казаков устроился в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца», которая выполняла в Москве государственные заказы. Вместе с главным архитектором экспедиции, Василием Баженовым , Казаков возводил Большой Кремлевский дворец. Позже они разработали проект праздничного оформления Ходынского поля в честь победы в русско-турецкой войне. Работа с маститым архитектором стала для Казакова высшей школой: выпускник Петербургской академии художеств и ученик европейских архитекторов многому научил своего помощника. В 1775 году Казаков получил звание самостоятельного архитектора, однако продолжал сотрудничать с Баженовым.

Сенатский дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1787. Фотография: rdh.ru

Петровский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1780. Фотография: arch-house.ru

В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского путевого дворца . Это здание должно было стать резиденцией для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву, отсюда и название - «путевой». По форме дворец напоминал постройки в стиле классицизм: здесь были главный дом с флигелями, парадный двор и два хозяйственных флигеля. Но во внешней отделке сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо соседствовало с барочными окнами, а белокаменные древнерусские пояски - со стрельчатыми готическими окнами.

Построив этот ансамбль, Матвей Казаков стал получать много заказов на возведение государственных и частных зданий в Москве. Одним из самых значительных творений Казакова стало здание Сената в стиле русский классицизм. Это здание гармонично вписалось в комплекс уже имеющихся построек Кремля. Композиционным акцентом Сената архитектор сделал круглый зал. Крышу для него он создал в виде огромного купола, который поддерживали коринфские колонны. Зал украшали барельефные портреты русских князей и царей, а также сцены, посвященные важнейшим деяниям Екатерины II. За пышное убранство современники называли его русским пантеоном. Работу Казакова высоко оценили современники и сама Екатерина Великая.

Московский университет. Архитектор Матвей Казаков. 1786-1793. Фотография: artpoisk.info

Храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Архитектор Матвей Казаков. 1777-1788. Фотография: NVO / wikipedia

Следующим крупным творением Казакова стал Московский университет . Строительство заведения началось в 1782 году и шло более 10 лет. Зодчий стремился к простоте и величественности, поэтому отказался от сложных декоративных элементов и большого количества скульптуры. Здание университета напоминало крупную городскую усадьбу в стиле классицизм, органично вписавшись в ансамбль центра Москвы. Одновременно со строительством университета архитектор занимался перестройкой бывшего дома князя Михаила Долгорукого для Московского благородного собрания.

Главный архитектор Москвы

В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию» и фактически стал главным архитектором Москвы. По его проектам обустраивали центральные площади и улицы, дома и гостинные дворы. Среди них - Тверская площадь, Гороховский переулок, улицы Ильинка, Моховая и Лубянка. В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город на пустом месте, Казаков вписывал целые ансамбли в уже построенные древние кварталы Москвы. Своими классицистическими зданиями с колоннами и фронтонами Казаков упорядочил хаос московских улиц и облагородил внешний облик бывшей столицы.

Усадьба Барышникова. Архитектор Матвей Казаков. 1793-1802. Фотография: svadebka.ws

В начале XIX века Матвей Казаков организовал в своем имении архитектурную школу. Здесь учились будущие известные зодчие и реставраторы Осип Бове , Алексей Бакарев, Иван Еготов, Иван Мироновский, Иван Таманский. Вместе со своими учениками архитектор в течение многих лет составлял «Генеральный атлас Москвы». На рисунках и чертежах запечатлел общий план, фасад и разрез самых значительных зданий древней столицы. Эти альбомы стали бесценным источником сведений о внешнем облике города на рубеже XVIII-XIX веков для реставраторов.

Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова вывезли больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, сгорело.

Матвей Казаков умер 7 ноября 1812 года. Похоронили архитектора в Троицком монастыре на окраине Рязани.

Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста.

В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского. В марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года.

С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря.

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

Казаков Матвей Фёдорович (1738- 1812), архитектор.

Родился в Москве мелкого служащего. В 13 лет поступил в архитектурную мастерскую Д. В. Ухтомского. По завершении учёбы способного юношу назначили в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. В восстановительных работах после пожара 1763 г. в Твери Казаков стал помощником Никитина. С этим городом связаны и первые самостоятельные постройки Казакова: Архиерейский дом (1763-1767 гг., впоследствии превращён в Путевой дворец) и многие жилые здания.

В 1767 г. он был вызван в Москву для проектирования дворца в Кремле, где являлся основным помощником архитектора В. И. Баженова. Второй совместной работой Баженова и Казакова стали увеселительные строения на Ходынском поле в Москве, возведённые в 1775 г. к празднествам в связи с окончанием русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

В 1775-1782 гг. Казаков строил Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия). Одним из наиболее значительных сооружений архитектора является Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787 гг.). Он также построил церковь Филиппа Митрополита в Москве (1777-1788 гг.).

Для Московского университета Казаков разработал типовое здание учебного заведения (1786-1793 гг.). Среди подмосковных усадеб, построенных архитектором, видное место принадлежит дому Демидовых в Петровском-Алабине (1776-1780 гг.). В Москве среди казаковских построек примечательны дом И. И. Демидова в Гороховском переулке (1789-1791 гг.) и дом М. П. Губина на Петровке (90-е гг. XVIII в.).

В середине 80-х гг. Казаков создал зал Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов). Одна из поздних работ архитектора - Голицынская больница (1796-1801 гг.; ныне 1-я Градская больница), расположенная между Калужской дорогой (ныне Ленинский проспект) и набережной Москвы-реки.

В 1801 г. Матвей Фёдорович вышел в отставку и занялся собиранием чертежей - собственных сооружений и построек современных ему зодчих в Москве. Эти листы образовали знаменитые серии так называемых казаковских альбомов.

(1738-1812) русский архитектор

Казаков Матвей Федорович никогда не выезжал из России и не учился ни у кого из иностранных мастеров. И тем не менее его постройки отличаются совершенством и вызывают восхищение даже сейчас, спустя многие десятилетия после смерти архитектора. Он и в истории культуры остался как великий русский зодчий-самоучка.

Матвей Казаков родился в Москве, где его отец служил копиистом, а по-современному - писарем Адмиралтейской конторы. Это обстоятельство сыграло свою роль и в судьбе Матвея, поскольку государственные служащие освобождались от крепостной зависимости.

В истории архитектуры осталось очень мало сведений о том, где будущий зодчий прошел начальное обучение. Известно только, что Матвей рос смышленым мальчиком и с малых лет отличался верным глазом и хорошим почерком. Когда ему исполнилось двенадцать лет, неожиданно умер его отец, и мать устроила сына учеником в архитектурную школу, которую открыл в Москве зодчий Д. Ухтомский. Там Матвей Казаков вскоре стал одним из лучших учеников, и Ухтомский назначил его своим помощником.

Матвей Федорович Казаков руководил группой учеников, которые занимались обмером кремлевских построек, предназначенных к сносу или перестройке. Замысел Ухтомского состоял в том, чтобы воспитать людей, сведущих не только в архитектуре, но и в строительной практике. Занимался он с ними и историей архитектуры.

Вместе со своими товарищами Казаков совмещал теоретические занятия с практической работой. Все это помогало развитию не только архитектурного вкуса, но и строительных навыков. Под руководством Ухтомского, Матвей Казаков также много занимался и рисованием. Эти навыки впоследствии проявились в замечательных рисунках Казакова, на которых он запечатлевал каждое из построенных им зданий.

Его первой самостоятельной работой стало восстановление сгоревшей в мае 1763 года Твери. Он был направлен туда вместе с другим учеником Ухтомского П. Никитиным. Матвей Казаков занимался застройкой центральной части города в соответствии с тем планом, который составил Никитин. Впервые в русской градостроительной практике он создал центр города в виде восьмиугольной площади. В Твери Казаков прожил четыре года, и его деятельность была признана настолько удачной, что по возвращении в Москву он был назначен в экспедицию Кремлевского строения и стал ближайшим помощником известного архитектора Василия Баженова .

Вместе с Казаковым, Баженов разработал проект реконструкции Большого Кремлевского дворца. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, так как вскоре утвердили Генеральный план строительства Москвы, и Матвею Казакову пришлось заняться проектированием здания Сената. Оно было построено в полном соответствии с проектом и стало украшением Кремля. Сегодня в нем находится администрация президента Российской Федерации.

После Кремля Казакову поручили перестройку Московского университета. Зодчий создал ансамбль из нескольких зданий, который определил архитектуру целого района. Впоследствии в разработанной Матвеем Казаковым стилистике, было построено здание Манежа.

Матвей ФедоровичКазаков был типичным представителем именно московской архитектурной школы, которая развивалась в рамках классицизма. Все его постройки проектировались вокруг четко обозначенного центра. Излюбленной формой для Казакова был небольшой круглый зал - ротонда. Ротонда видна в каждой его постройке. Поэтому и храмы Казакова отличались от традиционных. Они имели просторное внутреннее помещение, над которым располагалась колокольня. Поэтому в силуэте доминировала вертикальная ось, из-за чего здание как бы устремлялось вверх.

Простота внешних форм у Матвея Казакова всегда компенсируется изысканностью внутренней отделки. Архитектор подробно разрабатывал детали декора каждой своей постройки, и даже мебель нередко изготовлялась по его чертежам. Вот почему современники прозвали его «российским Мансаром», сравнивая со знаменитым французским архитектором.

Одновременно со строительством университетских зданий, Матвей Казаков разработал проект здания для Дворянского собрания, ныне Дом Союзов, где проводятся торжественные заседания и концерты. В свое время он будет описан Пушкиным в сцене бала Татьяны.

Этот проект Казакова стал образцом нового типа общественного здания, центром которого становится богато украшенный праздничный зал. Крупные колонны, отделанные искусственным мрамором, в сочетании с зеркалами и прекрасными хрустальными люстрами, также изготовленными по эскизам Казакова, сделали Колонный зал подлинной жемчужиной Москвы. Позже мотивы этой постройки неоднократно повторялись в различных городах России и в другой столице российского государства - Санкт-Петербурге.

Последней крупной постройкой Матвея Казакова, возведенной в Москве, стала Голицынская больница (ныне это Первая городская клиническая больница). Деньги и земельный участок для ее постройки были пожертвованы городу князем Д.М. Голицыным. Строительство больницы было завершено в 1801 году. Кроме проектирования комплекса зданий, Казаков занимался устройством обширного парка, который протянулся до самого берега Москвы-реки. В наружной и внутренней отделке больничных зданий зодчий применил свой излюбленный стиль - русский классицизм. Он сочетал геометрическую строгость линий с изысканностью отделки. Гордо стоящие высокие белые колонны придавали зданию легкость и торжественность. Оно не подавляло своей тяжестью, а как бы приглашало войти внутрь. И теперь больница сразу же привлекает внимание каждого, кто проезжает по Ленинскому проспекту.

Кроме постройки официальных зданий, основным направлением творчества Матвея Федоровича Казакова становится возведение небольших усадебных дворцов. Видимо, причиной подобного поворота в его творчестве явился восторженный отзыв Екатерины II о построенном им Петровском путевом дворце. Ознакомившись с постройкой, императрица назвала Казакова лучшим архитектором России. И ее приближенные стали наперебой заказывать ему различные постройки.

Наибольшее давление Матвей Казаков испытал со стороны всесильного Григория Потемкина , который усиленно уговаривал мастера отправиться в Екатеринослав и построить там задуманную любимцем Екатерины «третью столицу».

Однако Казаков не спешил принимать это предложение. Вначале он съездил на место будущих построек и убедился в утопичности этого замысла. Архитектор вернулся в Москву, где и прожил до конца жизни.

Кроме собственно творческой работы, Матвей Казаков впервые в истории русского зодчества занялся сохранением современного ему облика столицы. Вместе со своими учениками он в течение многих лет работал над грандиозным по тем временам предприятием - составлением «Генерального атласа Москвы», для которого создал своего рода живописный портрет Москвы. На рисунках и чертежах он запечатлел не только план, но и фасад каждого дома. В настоящее время, эти альбомы Казакова Матвей Федорович являются бесценным источником для реставраторов.

Значение работы Матвея Казакова было понято сразу же после 1812 года, когда началось восстановление Москвы после пожара. Но сам зодчий уже этого не увидел. Незадолго до того, как русские войска оставили Москву, он вместе с семьей перебрался в Рязань, где и умер от болезни сердца, не выдержав потрясения от известия о пожаре Москвы и гибели многих его построек.

Существует легенда, что великий русский архитектор Матвей Казаков умер в 73 года от сердечного приступа, когда узнал о пожаре 1812 года в Москве - его самого увезли насильно дети в Рязань. Так это или нет, мы, наверное, никогда не узнаем. Зато жизнь и творчество зодчего, всю жизнь занимавшегося украшением Первопрестольной, изучены прекрасно, и МОСЛЕНТА предлагает вам почитать о мастере. Тем более, что история крайне увлекательная. Но для начала напомним, что Казаков сделал для Москвы.

Первый градостроитель

Значительная часть построенных Казаковым зданий все-таки пережили нашествие Наполеона. Мастер всегда уделял огромное внимание качеству строительства, сам проверял материалы и точность выполнения работ, посему его дома могут считаться образцовыми по прочности и долговечности. Они выдержали не только пожар 1812 года, но и многочисленные невзгоды последующих веков. Пожалуй, главные и знаковые его работы - Путевой дворец и Кремлевский сенат, восхитивший Екатерину Великую.

Московский пожар 1812 года.

Кроме того, Казаков был первым архитектором Москвы, кто стал заниматься вопросами градостроительства. На определенном этапе он понял, что развитие города не может строиться на создании отдельных домов, нужна единая система проектирования улиц, площадей, кварталов и т.д. Застройка должна подчиняться единой идее, иначе неизбежна архитектурная какофония.

А еще мастер воспитал множество талантливых учеников, например, Осипа Бове и Ивана Еготова, которые не только занимались восстановлением Москвы после пожара, но и продолжили его дело. К ним мы, возможно, вернемся, но позже.

Внук крепостного

Происхождение Матвея Федоровича Казакова при всем желании благородным назвать нельзя. Его дед был крепостным крестьянином, отец вырос в деревне и по рекрутской квоте был сдан в солдаты, точнее, в матросы. По счастью, он был грамотен и обладал красивым почерком, благодаря чему его отправили служить не на корабль, а в Московский Адмиралтейский комиссариат, где поручили снимать копии с документов.

Со временем Федор Михайлович продвинулся по службе и занял должность подканцеляриста, что освобождало его от крепостной зависимости. Он обзавелся семьей, детьми и поселился где-то возле Боровицкого моста через Неглинку. Это примерно там, где недавно поставили памятник князю Владимиру.

Когда Матвею было всего двенадцать, его отец скончался. Семья сохранила свободу, но со средствами к существованию было туго. И все же мама Матвея Федосья Семеновна, видя талант сына к рисованию, смогла пристроить его в единственную тогда в Москве архитектурную школу Дмитрия Ухтомского. Платить она возможности не имела, но Ухтомский пошел навстречу вдове. До нас дошло собственноручно написанное им и весьма любопытное письмо:

Казаков Матвей Федорович.

«...а усмотрен мною главного крикс комиссариата умершего подканцеляриста Федора Казакова сын Матвей Казаков (который еще к делам никуда не определен), ко оному по моей должности письменному исправлению способным и по натуральной своей охоте ко обучению архитектуры склонным, который по oxoте своей арифметике в кратком времени почти весь обучил; того ради правительствующего сената конторы покорно прошу дабы повелено было помянутого Матвея Казакова для обучения архитектурной науки определить в команду мою в ученики с награждением против младших архитектуры учеников по рублю на месяц жалования, который между тем и письменные по моей должности дела исправлять может» . (сохранена орфография оригинала)

Так, благодаря таланту и прилежанию уже в двенадцать лет Матвей Казаков стал зарабатывать и кормить не только себя, но и свою многочисленную семью. Здесь необходимо подробнее поговорить о человеке, сыгравшем такую важную роль в жизни будущего архитектора Казакова – князе Дмитрии Васильевиче Ухтомском.

Учитель и благодетель

Князь Ухтомский (между прочим, самый настоящий князь, Рюрикович, прямой потомок Юрия Долгорукого) без сомнения сыграл выдающуюся роль в истории отечественной архитектуры. К сожалению, мало что из его творений дошло до нас - разве что, надвратная церковь Донского монастыря и колокольня в Троице-Сергиевой Лавре - зато он воспитал целую плеяду великих зодчих.

Созданная им «Дворцовая школа», располагавшаяся в доме Сенатской типографии в Охотном ряду, стала первым специальным архитектурным учебным заведение в стране, с нее начинаются все наши МАРХИ, Строгановки и т.д. Ухтомский сыграл огромную роль в жизни и творческом становлении Петра Никитина, Василия Баженова, Ивана Старого, Александра Кокоринова и, конечно, Матвея Казакова. В отношении последнего можно говорить не только о том, что Ухтомский был учителем - он стал вторым отцом для бедного сироты.

Десять лет - примерно с 1750 по 1760 годы - Казаков учился в школе Ухтомского. Он постигал в ней и общеобразовательные науки, и живопись, и математику, и умение вести себя в приличном обществе. И, конечно, архитектуру, причем, как теорию, так и практику. Конечно, выдающейся талант был дан Матвею от природы, но такие профессиональные навыки, как умение понять желание заказчика, составить удовлетворяющий именно его проект и точно рассчитать смету (что всегда будет визитной карточкой Казакова) были заложены именно в школе Ухтомского.

Проект архитектурной школы Дмитрия Ухтомского.

По окончании учебы Казаков продолжил работу в мастерской князя и начал преподавать на младших курсах его школы, вплоть до того момента, когда школа была закрыта, а сам мэтр не попал под следствие. Впрочем, это уже совсем другая и довольно трагическая история.

Первую самостоятельную практику Казаков получил в Твери. Город сильно погорел в 1763 году, и восстанавливать его отправили бригаду московских архитекторов, под руководством Петра Романовича Никитина – ученика и сподвижника Ухтомского. Казаков, уже имевший звание «архитектуры поручика», тоже отправился в Тверь и обратил на себя внимание при создании Путевого дворца. По возвращении в Москву архитектор поступает на работу в Экспедицию Кремлевского строения, которую только что возглавил его старый товарищ Василий Баженов.

Два мастера

Судьбы этих двух выдающихся мастеров удивительным образом оказались переплетены между собой. Они ровесники, оба коренные москвичи, выходцы из самых что ни на есть социальных низов (что, кстати, наводит на размышления о якобы отсутствии «социальных лифтов» в крепостническую эпоху). Благодаря выдающемуся таланту, оба оказались в школе Ухтомского, но Василий Баженов по протекции Ивана Шувалова довольно быстро переехал в Петербург, а Матвей Казаков остался в Москве.

Далее Баженов отправился в Европу, стал академиком нескольких французских и итальянских Академий, Казаков же дальше Твери не уезжал. К 1768 году Баженов шел на шаг впереди товарища как по званию в табели о рангах, так и по известности в обществе, потому стал начальником кремлевского строительства, а Казаков - одним из его помощников. Вскоре все изменится – грандиозный план Баженова так не будет реализован, а Казаков построит в Кремле Сенат и перестроит Арсенал, заодно восстановит разобранные стены.

Считается, что все дело в политике – не секрет, что Баженов был масоном и дружил с Новиковым. Возможно, хотя важны и личные качества мастеров. Баженов был художником, творцом и романтиком. Для него художественный замысел, идеология и эстетика проекта были первичны, даже в ущерб пожеланиям заказчика. Казаков же умел соотносить свои творческие амбиции с реальностью. Судя по всему, он был гибче коллеги, лучше умел вести переговоры, убеждать. Он был реалистичнее, посему и построить сумел гораздо больше.

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову в Царицыно.

Руслан Кривобок / РИА Новости

А кремлевская история еще повторится в Царицыно – Баженов начнет строительство дворцового комплекса, а заканчивать будет Казаков. При постройке Большого дворца он максимально сохранил задумки товарища, приведя их в соответствие с требованиями заказчика, то есть и овец целыми сохранил, и волки сытыми оказались.

Был эпизод, когда они работали вместе на равных. Случилось это при создании на Ходынском поле павильонов к празднованию победы над турками в 1775 году, и совместный опыт был удачным: после этого Екатерина Великая поручила Казакову возвести Петровский путевой дворец. Но после смерти императрицы судьбы вновь изменила отношения к мастерам. Баженов наконец обрел признание: стал вице-президентом Академии художеств, получил от Павла заказ на строительство императорского дворца. Казаков же оставался в Москве. Но памятник перед царицынским дворцом поставили двум мастерам вместе и это абсолютно справедливо.

Готический замок на Ходынке

Петровский путевой дворец - это одно из самых ярких детищ Казакова и, пожалуй, наименее характерное. Казаков считается апологетом классицизма, можно даже сказать, одним из столпов этого нового в те времена для России стиля, и вдруг – неожиданная готика с явным налетом исконно русских традиций. Не исключено, что это стало следствием влияния Баженова и их совместной работы на Ходынском поле, где и имели место их первые эксперименты с неоготикой. Потом Баженов использует этот опыт в Царицыно, а Казаков при строительстве Петровского путевого.

В научной литературе сформировалось мнение, что автор неоготического стиля - все-таки Баженов, хотя точных указаний на это нет и, скорее, это дань традиции и имиджу Василия Ивановича как новатора и фантазера. Впрочем, в этом Казаков товарищу мало уступал, и вполне можно говорить, что новый стиль стал результатом творческого диалога зодчих.

Мастера словно соревновались между собой, придумывая совершенно новые архитектурные мотивы в рамках выбранной темы. Так Баженов в Царицыно сделал акцент на мавританские мотивы. А у Казакова готический арочный декор вполне сочетается с четкой классической симметрией и «фирменной» ротондой с куполом над центральным зданием дворца.

Петровский путевой дворец.

В. Робинов / РИА Новости

И здесь же - масса чисто русских деталей: наличников, арок с гирьками, узорных поясов, кувшинообразных столбов, роднящих этот псевдоготический замок с русскими дворцами предшествующих веков – кремлевским Теремным или Коломенским. При более внимательном взгляде на него понятно, что автор не собирался строго придерживаться готического канона – скорее, он играет разными стилями, совмещая и переплетая элементы.

Кстати, Путевым дворец именуется, потому что стоит на дороге - Царском пути из Петербурга в Москву. Вдоль него располагалась цепочка таких дворцов, казаковский – самый близкий к Москве, ровно в одном неспешном конном переходе от Кремля. Там императрица собиралась отдыхать и ночевать накануне въезда в Первопрестольную. А Петровский - поскольку земли эти ранее принадлежали Высокопетровскому монастырю, тому, что на углу бульварного кольца и улицы Петровка.

Московская классика

Псевдоготический Петровский дворец - лишь эксперимент, стилевое исключение, а практически все остальные свои творения Казаков создавал в традициях «чистого» классицизма, или «палладианства» (название классического стиля по устоявшейся традиции связано с именем великого итальянского архитектора Андреа Палладио). По сути, он его и создал, во всяком случае, в Москве, хотя первые опыты в этом стиле все же принадлежат Баженову.

На сохранившемся макете баженовского Кремля видно типично классические портики, рустованные на античный манер квадры, колоннады, пилястры и прочие атрибуты стиля. Казаков шесть лет работал вместе с Баженовым и, видимо, проникся этими идеями. И кстати, ни Ухтомский, ни Никитин, ни кто-нибудь еще из учителей и старших коллег Матвея Федоровича в этом направлении не работал.

Здание Сената.

Kremlin.ru / Wikipedia

Одно из первых и самое известное казаковское творение в традициях классицизма - это здание Сената, заложенное в 1776 году. Идеологически это продолжение работы Баженова. Несмотря на сложность планировки - строить пришлось на треугольном участке, так как Кремль был застроен - Казакову удалось сохранить симметрию крыльев, вписать ордерные черты и, конечно, купол с ротондой, который станет визитной карточкой мастера. Минимум декора, никаких излишеств, не более двух цветов, но при этом невероятная прочность конструкции. Здание успело послужить имперскому Сенату, потом московским городским службам и Советскому правительству. Ныне это резиденция главы России и над казаковской ротондой развивается президентский штандарт.

Со строительством Сената связана забавная легенда. Казаков спроектировал купол ротонды центрального Екатерининского зала толщиной всего в один кирпич, что вызвало недоумение и даже опасения у высокой комиссии. Тогда архитектор залез на купол и не сходил с него полчаса, приплясывая и топая ногами. Комиссию это убедило.

Последние два десятилетия XVIII века мастер и его ученики усиленно работали и творили: строили жилые дома, дворцы, подмосковные усадьбы, больницы, церкви. Заказов было так много, что Казаков стал делать условно-типовые проекты, на базе которых с минимальными доработками можно было быстро создавать конкретный дом.

Например, именно Казакову принадлежит идея городского дворца, с фасадом прямо по так называемой красной линии улиц. До этого усадьбы делали в основном П-образными с дворцом в глубине, на улицу, соответственно, выходили боковые флигели и парадные ворота между ними. Баженов стал делать высокие многоэтажные дворцы в классическом стиле, которые стояли прямо на улице, а хозяйственные постройки, наоборот, отодвигались внутрь.