Славянские суеверия: Лихо одноглазое. Лихо одноглазое - славянская мифология Лихо - славянская мифология

Сказка русская народная.
"Лихо одноглазое"

Жил один кузнец.
— Что,— говорит,— я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо.
Взял и пошел, выпил хорошенько и пошел искать лихо. Навстречу ему портной. — Здравствуй!
— Здравствуй!
— Куда идешь?
— Что, брат, все говорят: лихо на свете есть; я никакого лиха не видал, иду искать.
— Пойдем вместе. И я хорошо живу и не видал лиха; пойдем поищем.
Вот они шли, шли, зашли в лес, в густый, темный, нашли маленькую дорожку, пошли по ней—по узенькой дорожке. Шли, шли по этой дорожке, видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти.
— Сём,— говорят,— зайдем в эту избу.
Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят.
Вот и идет высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая.
— А!—говорит.— У меня гости. Здравствуйте.
— Здравствуй, бабушка! Мы пришли ночевать к тебе.
— Ну, хорошо; будет что поужинать мне!
Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла; принесла беремя дров, поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала.
Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла — поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит:
— Бабушка, я кузнец.
— Что умеешь делать-ковать ?
— Да я все умею.
— Скуй мне глаз.
— Хорошо,— говорит,—да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз.
Она пошла, принесла две веревки, одну потоньше, а другую толще. Вот он связал ее одною, которая была потоньше.
— Ну-ка , бабушка, повернися!
Она повернулась и разорвала веревку.
— Ну,— говорит,— нет, бабушка! Эта не годится. Взял он толстую веревку да этою веревкою скрутил
ее хорошенько.
— Повернись-ка , бабушка!
Вот она повернулась — не порвала. Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый,
взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется — и разорвала веревку, да и села на пороге.
— А, злодей, теперича не уйдешь от меня!
Он видит, что опять лихо ему, сидит, думает: что делать?
Потом пришли с поля овцы; она загнала овец в свою избу ночевать. Вот кузнец ночевал ночь.
Поутру стала она овец выпускать. Он взял шубу, да вывернул шерстью вверх, да в рукава-то надел и подполз к ней, как овечка. Она все по одной выпускала; как хватит за спинку, так и выкинет ее. И он подполз; она и его хватила за спинку и выкинула.
Выкинула его, он встал и говорит:
— Прощай, лихо! Натерпелся я от тебя лиха; теперь ничего не сделаешь.
Она говорит:
— Постой, еще натерпишься, ты не ушел!
И пошел кузнец опять в лес по узенькой тропинке. Смотрит в дереве топорик с золотой ручкой; захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему. Что делать? Никак не оторвешь. Оглянулся назад: идет к нему лихо и кричит:
— Вот ты, злодей, и не ушел!
Кузнец вынул ножичек, в кармане у него был, и давай эту руку пилить; отрезал ее и ушел.
Пришел в свою деревню и начал показывать руку, что теперь видел лихо.
— Вот,— говорит,— посмотрите — каково оно: я,— говорит,— без руки, а товарища моего совсем съела.
Тут и сказке конец.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое является сопутствующим персонажем русских сказок. В восточнославянской мифологии - это дух зла, олицетворение горя. Оно также символизирует злую судьбу. Внешне Лихо и похоже на человека и не похоже. Обычно оно изображается в виде одноглазого великана, напоминающего древнегреческого Циклопа, либо высокой, худощавой, кривой и одноокой женщины устрашающих размеров. Иногда, но очень редко, в сказках Лихо изображается вообще слепым. Оно также обладает небольшим волшебством.

Исходя из мифов, живет это существо в большой избе, которая расположена в густом, темном лесу. Иногда оно поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей. Таким образом, Лихо спит на костях тех, кого съело. В принципе это символ внутренних процессов, происходящих в человеке, если к нему прицепится Лихо, зло, беда. Оно пожирает его изнутри. В сказках же это выражено символически, в обгладывании тела до костей. Сказочное Лихо не брезгует людоедством и способно пожрать любое существо, которое попадается ему под руку. Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.

Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю. В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. Также немного сходны с ними и приключения разбойника в немецкой народной сказке «Разбойник и его сыновья», записанной братьями Гримм, и третье приключение Синдбада в «Стране мохнатых». Во всех четырех случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом. Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трех случаях даже способ ухода героев от ослепленных чудищ одинаков - прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.

Вот как описывается встреча хитрого кузнеца с Лихом в русской народной сказке «Лихо одноглазое»:

«…Кузнец смотрит в печку и говорит:

Бабушка, я кузнец.

Что умеешь делать-ковать?

Да я все умею.

Скуй мне глаз.

Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз…

…Взял он толстую веревку да этою веревкою скрутил ее хорошенько… Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется - и разорвала веревку, да и села на пороге…».

Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.

В статьях, о которых сказано выше, говорилось о том, что в глубокой древности, скорее всего, во времена праиндоевропейцев, когда языческие верования имели свою единую форму, существовало поверие в одноглазых богов, в частности, бога дня, света и жизни с одним глазом — Солнцем, и богом ночи, тьмы и загробного мира с одним глазом — Луной. Впоследствии, когда единый народ расселился по всей земле и заметно видоизменил языческие верования, данный атрибут приобрел разнообразные формы, однако сохранил особую связь с одним глазом-солнцем и глазом «плохим», лунным глазом или даже мертвящим глазом. В Греции такими оказались великаны циклопы, в Египте бог Солнца Хор, в скандинавских странах — одноглазый Один. В этих статьях, затрагивая тему одноглазых богов в культурах мира, мы рассматривали Кощея-Чернобога и его последующую ипостась в двоеверии — Святого Касьяна. При этом совсем забыли упомянуть про такое мифологическое существо, которое явно является одним из образов бога «тёмного» мира, как Лихо одноглазое .

Лихо одноглазое можно назвать тем самым недостающим элементом, который мы пытались найти в предыдущих статьях, описывая языческих богов различных стран мира и пытаясь найти их взаимосвязь со славянскими богами. В сказках Лихо предстаёт женщиной-великаншей с одним глазом. В одной из русских народных сказок говорится, что к великанше приходит кузнец. Лихо принимает гостя и просит его сковать ей второй глаз, на что кузнец, почуяв, что великанша может его съесть, хитростью выкалывает ей и второй глаз, после чего, развернув тулуп шерстью наружу, прикидывается бараном и сбегает. Как же можно расшифровать эту сказку, которая, по всей видимости, является преобразованным языческим мифом, дошедшим до нас в виде детской страшилки?

Во-первых, здесь мы опять же имеем дело с или путешествием героя в подземный мир, который часто наблюдается в различных культурах мира. Главный герой отправляется в тёмный лес, где встречает хозяина этого тёмного леса. Если вспомнить теорию катабасиса, судя по которой, с ходом времени путешествие главного героя переместилось из подземного мира в тёмный и непроходимый лес, то здесь мы можем увидеть как раз этот случай, сравнимый с другими сказками, где главный герой отправляется на встречу с хозяйкой тёмного леса (подземного мира) Бабой Ягой () или с Кощеем Бессмертным (Чернобогом). Сюжет путешествия практически идентичен, так что можно уверенно сказать, что Лихо является властительницей подземного мира, то есть той самой Мораной.

Стоит также сказать и про образ героя, который является кузнецом. Во многих сказках главными героями-победителями являются именно кузнецы, так что, скорее всего, в сказке сокрыт некий древний миф о боге-кузнеце и подземной владычице Моране.

В хитросплетениях взаимосвязи богов различных стран мира можно легко запутаться, однако здесь мы попробуем сравнить греческий миф со сказкой о Лихо одноглазом и с предположением, что Морана являлась одной из трёх богинь-судьбы. В древнегреческой мифологии описана история Геркулеса, который крадёт единственный глаз у богинь-судьбы мойр. Не правда ли, это очень схожий сюжет?! В одной из предыдущих статей « » мы пришли к мнению, что одной из богинь судьбы как раз является Морана — богиня подземного мира, богиня смерти, которая обрезает нить жизни. Если предположить, что эти рассуждения верные, то здесь мы увидим тесную взаимосвязь двух языческих верований, поверий в одноглазую богиню, у которой крадут последний глаз, которая является хозяйкой подземного мира мёртвых и одной из богинь-прях судьбы.

Лихо одноглазое, по причине того, что кузнец выкалывает ей последний глаз, стало синонимом неразборчивости бед, несчастий и смертей, когда божество, причиняющее различные страдания и забирающее в свой мир души людей, не разбирает, кому причиняет несчастья и кого забирает в мир мёртвых. Таким образом, «Лихо одноглазое» — одно из наименований Мораны, которое означает, что иногда богиня причиняет беды людям, которые достойны счастья, тогда как злые люди продолжают радоваться жизни, и забирает жизни людей, достойных дальнейшего существования, тогда как настоящие злодеи и преступники продолжают ходить по земле, как ни в чём не бывало.

Сайт «Fun Gun Net» создан специально для поклонников Counter Strike. Рулетка кс го для бомжей поможет вам быстро приобрести необходимые для игры вещи. Помимо этого, есть возможность игры на вещи для Dota 2 и TeamFortress.

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
- Что это, - говорит кузнец, - никакого я лиха на веку своем в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое там такое лихо на свете.
Вот и пошел кузнец лиха искать. Шел, шел, зашел в дремучий лес; ночь близко, а ночевать негде и есть хочется. Смотрит по сторонам и видит: неподалеку стоит большущая изба. Постучал - никто не отзывается; отворил дверь, вошел - пусто, нехорошо! Забрался кузнец на печь и лег спать не ужинавши.
Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо - баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
- Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало.
Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого.
- Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрел; чай, ты проголодался и отощал, - и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.
- Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, - говорит Лихо; принесло большое беремя дров, затопило печь, зарезало барана, убрало и изжарило.
Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладет, а кузнецу кусок в горло не идет, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:
- Кто ты таков, добрый человек?
- Кузнец.
- А что умеешь ковать?
- Да все умею.
- Скуй мне глаз!
- Изволь, - говорит кузнец, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься: я бы тебе вковал глаз.
Лихо принесло две веревки - одну толстую, а другую потоньше. Кузнец взял веревку потоньше, связал Лихо, да и говорит:
- А ну-ка, бабушка, повернись! Повернулось Лихо и разорвало веревку. Вот кузнец взял уже толстую веревку, скрутил бабушку хорошенько.
- А ну-ка теперь повернись!
Повернулось Лихо и не разорвало веревок.
Тогда кузнец нашел в избе железный шкворень, разжег его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню. Повернулось Лихо, разорвало все веревки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:
- Хорошо же, злодей! Теперь ты не уйдешь от меня.
Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мертв; так всю ночку и просидел - даром что спать хотелось. Поутру стало Лихо выпускать баранов на пашню, да все по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошел на четвереньках. Лихо пощупало: чует - баран, схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.
Вскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. Прибежал домой; знакомые его спрашивают:
- Отчего это ты поседел?
- У Лиха переночевал, - говорит кузнец, - знаю я теперь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хочется, да не спишь.
Русские народные сказки

Жил один кузнец. «Что, - говорит, - я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо». Взял и пошел, выпил хорошенько и пошел искать лихо. Навстречу ему портной. «Здравствуй!» - «Здравствуй!» - «Куда идешь?» - «Что, брат, все говорят: лихо на свете есть: я никакого лиха не видал, иду искать». - «Пойдем вместе. И я хорошо живу и не видал лиха; пойдем поищем». Вот они шли-шли, зашли в лес, в густый, темный, нашли маленькую дорожку, пошли по ней - по узенькой дорожке. Шли-шли по этой дорожке, видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти. «Сём, - говорят, - зайдем в эту избу». Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят. Вот и идет высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая. «А! - говорит. - У меня гости. Здравствуйте». - «Здравствуй, бабушка! Мы пришли ночевать к тебе». - «Ну, хорошо; будет что поужинать мне!» Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла; принесла беремя 1 дров, поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала 2 .

Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла - поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит: «Бабушка, я кузнец». - «Что умеешь делать-ковать?» - «Да я все умею». - «Скуй мне глаз». - «Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз». Она пошла, принесла две веревки, одну потоньше, а другую толще. Вот он связал ее одною, которая была потоньше. «Ну-ка, бабушка, повернися!» Она повернулась и разорвала веревку. «Ну, - говорит, - нет, бабушка! Эта не годится». Взял он толстую веревку да этою веревкою скрутил ее хорошенько. «Повернись-ка, бабушка!» Вот она повернулась - не порвала. Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется - и разорвала веревку, да и села на пороге. «А, злодей, теперича не уйдешь от меня!» Он видит, что опять лихо ему, сидит, думает: что делать? Потом пришли с поля овцы; она загнала овец в свою избу ночевать. Вот кузнец ночевал ночь. Поутру стала она овец выпускать. Он взял шубу, да вывернул шерстью вверх, да в рукава-то надел и подполз к ней, как овечка. Она все по одной выпускала; как хватит за спинку, так и выкинет ее. И он подполз; она и его хватила за спинку и выкинула. Выкинула его, он встал и говорит: «Прощай, Лихо! Натерпелся я от тебя лиха; теперь ничего не сделаешь». Она говорит: «Постой, еще натерпишься, ты не ушел!»

И пошел кузнец опять в лес по узенькой тропинке. Смотрит: в дереве топорик с золотой ручкой; захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему. Что делать? Никак не оторвешь. Оглянулся назад: идет к нему Лихо и кричит: «Вот ты злодей, и не ушел!» Кузнец вынул ножичек, в кармане у него был, и давай эту руку пилить; отрезал ее и ушел. Пришел в свою деревню и начал показывать руку, что теперь видел лихо. «Вот, - говорит, - посмотрите - каково оно: я, - говорит, - без руки, а товарища моего совсем съела». Тут и сказке конец.

1 Охапку, вязанку (Ред .).

2 Съела (Ред .).