Сценарий лекции концерта вальс сквозь века. Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке. Для повышения эффективности

«Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ЧУДЕСНЫЙ» (Вечер вальса).

Участники:
Ведущий.
Ведущая.
Студенты-пианисты.
Солисты-певцы.
Танцевальная пара.
Звукооператор.

Оформление: гостиная с небольшим танцевальным залом. Свечи. Вазы с цветами. Магнитофон. Фонограмма. Программа определяется исполнительскими возможностями участников.
Перед началом вечера звучат вальсы: М. Глинка «Вальс-фантазия», А. Хачатурян «Вальс из кинофильма «Маскарад».
Вечер начинается звучанием «Медленного вальса» Р. Паулса и кружением танцевальной пары до залу.

Ведущая (на фоне музыки вальса) :
Николай Листов. Я помню вальса звук прелестный.

Я помню вальса звук прелестный –
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?

Ведущий :
Вальс - самый популярный танец XIX столетия, истоки которого в народном искусстве Австрии, Чехии, Германии. Это парный танец, основанный на плавном кружении, в переводе с французского он и означает «кружение». Вот один из вальсов, основанный на простенькой, ирландской народной песенке «Вальс при свечах». Впоследствии он стал лейтмотивом замечательного фильма «Мост Ватерлоо».

Звучит «Вальс при свечах».

Ведущая :
Ни один танец не выдержал такого долгого испытания временем как вальс. Постепенно из простых народных мелодий вальс стал самым популярным танцем в аристократических салонах. Благодаря непринужденности, изяществу движений, выразительности музыки, лирической и страстной одновременно, он стал любимым танцем во всех слоях европейского общества. Было время, когда вальс яростно осуждали ревнители этикета и блюстители мора-ли. Многих шокировало то, что кавалер во время танца обнимал даму. Но как ни пытались запретить этот «вольный» танец, он все прочнее обосновывался в, великосветских салонах, стал со временем своеобразным ритуалом балов, вечеринок, маскарадов. Само приглашение на вальс стало ритуалом. Помните первый вальс Наташи Ростовой?
По возможности рекомендуется показать отрывок из фильма «Война и мир» или же продолжить по сценарию.

Звучит вальс из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель» Г. Свиридова.

Чтец:
…с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Князь Андрей с учтивым и низким поклоном подошел к Наташе, занося руку, чтоб обнять ее за талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур’ вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времели. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья».
Ведущая :
Рассвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Штраусов (отца и сына). Любовь к вальсу стала для Вены традицией. Благодаря Иоганну Штраусу, которого называли «королем вальсов», венский вальс расцвел в XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Звучит вальс Штрауса, на фоне музыки:

Чтец:
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.

Музыка стихает.

Ведущий :
Вальс звучит в балете, в оперетте, иногда служит основой романса, оперной арии. И у самого вальса есть несколько разновидностей: вальс-бостон, вальс-мазурка, вальс-фантазия. Вальс-бостон был создан в Америке в городе Бостоне. Это салонный лирический танец, чаще всего сентиментальный, медленный, такой как вальс-бостон из балета Глиэра «Красный мак».

Звучит вальс-бостон.

Ведущая :
Вальс-мазурка - бальный танец, в каждом четвертом такте исполняются попеременно то движения вальса, то мазурки. Большой популярностью пользовался русский вариант вальса-мазурки. В Германии он даже назывался «русским вальсом?», хотя родом этот танец из Франции.

Звучит вальс-мазурка.

Чтец:
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной.
Все танцует в этой музыке ночной.
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод,
Все кружится, скользя, удержаться нельзя, –
В ритме вальса все плывет.

Музыка стихает.

Ведущий :
И мы с вами,- кружась, подошли к порогу XX века. Его начало почему-то отвергло этот танец. В моду вошли вначале танго и фокстрот, потом; революционные песни и марши. Этот прекрасный, парящий над землей танец, называли мещанским, отжившим. Но он выжил и возродился.,. в песнях. В предвоенные годы танцевали старинный вальс «Осенний сон», пели и танцевали «Амурские волны», «На сопках Манчжурии».
Чтец:
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»,..
Милосердные сестры в палатах дежурили,
Госпитальные койки - железные, узкие.
Терпеливые воины-ратники русские.

Нежный запах духов, вуалетки ажурные.
И ничуть не гнушаясь повязками прелыми,
Наклонялись над раненым юные фрейлины.

Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
Перед вами, едва лишь-глаза вы зажмурите,
Катит волны Цусима, и круглые, плоские,
Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
И ткачихи, которых в конторе обжулили,
И купцы, просветленные службой воскресною,
И студент, что ночной пробирается Преснею…
И склоняются головы под абажурами
Над комплектами «Нивы», такими громоздкими,
И витают, витают, над нами - подростками -
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии». (В. Лившиц)
Ведущий :
А в годы войны вальс приходил даже на передовую.
Чтец:
Бывает порой среди ясного дня
Взгрустнется чуть-чуть иногда,
Мелодия вальса уносит меня
В тревожные дни и года.
Нет, мне не забыть, Я помню вас,
Усталый, утомленный,
В шинели опаленной Товарищ вальс.
Ведущая :
Среди лирических песен, которые писались во время войны, было много вальсов – «В землянке», «Синий платочек», «Случайный вальс» - они давали солдату возможность мысленно поговорить с близкими, подумать, вспомнить сокровенное.

Звучит песня М. Блантера и М. Исаковского «В лесу прифронтовом».

Ведущая :
И в наше время написано множество песен на мелодию вальса - «Севастопольский вальс», «Мамин вальс», «Школьный вальс»… Вальс - объяснение в любви, вальс - воспоминание о юности, вальс, наполненный радостью жизни…

Звучит один из этих вальсов.

Ведущая :
А закончить наш вечер я хочу прелестным стихотворением Ивана Бунина:

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных,
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

Под звуки вальса и танец вечер заканчивается.

Могут звучать и другие всеми любимые вальсы: Г. Свиридов «Отзвуки вальса», Д. Шостакович «Лирический вальс», Э. Колмановский «Вальс о вальсе», вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Доги, Штраус «У прекрасного голубого Дуная», П. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица? и др.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова »

г. Елабуга

Методическая разработка

лекции-концерта

преподаватель Высшей квалификационной категории

Липатова М.Е.

    Введение 3

    Сценарий 4

    Заключение 13

Введение

«Приглашение к танцу» - это разработка комбинированного обобщающего урока в ДМШ. Диалогический метод ведения урока позволяет учителю в форме познавательной лекции представлять музыкальные номера, которые инструментально иллюстрируются учащимися класса. Такая форма лекции-концерта идеально подходит для проведения классных вечеров с родителями, для музыкальных лекториев. Разработка предназначена для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.

Цели урока:

    Повысить положительную мотивацию к обучению, развить интерес учащихся ДМШ к инструментальной музыке.

    Обобщить и систематизировать знания по истории музыки и истории танца, связать их с практическим инструментальным музицированием.

    Научить учащихся применять полученные знания на практике,

развить у них навык сценической стабильности.

    Развить творческие и личностные качества учащихся

(воли, самостоятельности, самообладания, ответственности)

В задачи данной работы укрепление связей между преподаванием специальной гитары в ДМШ и традициями домашнего музицирования, которые в настоящее время значительно ослабли.

Использование современных инновационных технологий (например, медиапроектора для показа слайд-шоу) при исполнении концертных номеров превращают привычную форму концерта в красочный рассказ об истории развития танцевальной музыки.

Представление несложных танцевальных движений (русской плясовой, чешской польки, французского менуэта, европейского вальса) силами учащихся (например, хореографического отделения ДШИ или приглашёнными танцевальными коллективами) также обогатят рассказ ведущего.

Инструментальная танцевальная музыка на таком концерте становится ближе и понятнее. Благодаря экскурсу в историю, расширяются и актуализируются представления слушателей о развитии европейской культуры. Воспитывается не только публика. Дети, участвующие в таких концертах, обычно испытывают гордость музыкантов - просветителей, творящих красоту своим трудом и работой души. Для них это не просто личное выступление, а совместное (силами всех учащихся класса) построение крупной музыкально-сценической формы с важными для детей элементами синкретизма (нерасчленённости музыки, движения и зрительных образов).

Ведущий : С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра...

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в

которой родились, от времени своего рождения, от того, кто и где их исполнял.

Названия многих танцев произошли от глаголов, геометрических фигур, от названия животных

Бал – от лат. ballare «танцевать»,

Рил – от англ. «катушка»,

Менуэт – от франц. р as menu «маленький шаг, шажок»,

Болеро – от исп. valere «летать» (изобретен около 1780 года Себастьяном Соресом из Кадиса),

Вальс – от нем. valzen «кружиться»,

Галоп – от франц. galoper «скакать»,

Жига – от старофранц. giguer «танцевать»,

Сальтарелло – от итал. saltare «» прыгать,

Кадриль – от франц. quadrille «четырехугольник»,

Павана – от pavo «павлин».

Котильон – от названия нижней юбки во Франции.

Или от места происхождения:

Хабанера – Havana , о. Куба

Тарантелла – г. Таранто, Италия

Сицилиана – о. Сицилия, Италия

Бергамаска – г. Бергамо, Италия

Гавот – гавото, житель области Овернь во Франции

Чардаш – Венгрия («чарда» – «корчма» – «трактир»)

Чарльстон – г. Чарльстон, штат Южная Каролина, США

Ведущий : По весне, когда зеленью одевались луга и леса, в праздничный день народ выходил на гулянье. И звучали хороводные песни, и среди них эта, «ласковая, весёлая». Позже популярную в народе мелодию (сейчас бы ее назвали хитом!) использовали очень многие русские композиторы, а композиторы – народ серьезный.

П. И. Чайковский, слушая эту мелодию, радовался, как ребенок. Мелодия его подбадривала в трудные минуты жизни, словно говорила: «Если тебе грустно, смотри на других людей. Смотри, как они умеют веселиться…» Радостный голос народного веселья слышен с этой мелодии.

    Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

исполняет Дмитриев - Лепихин Сергей

Ведущий : На протяжении столетий люди танцевал, аккомпанируя себе на разных инструментах: лютне, флейте, виоле, волынке, аккордеоне, балалайке.

Однажды, в середине XVII века царь Алексей Романович приказал показать (впервые в России!) модный тогда в Европе балет об Орфее и Эвридике, но запретил в нем танцевать под музыку. Плясать под музыку в России тогда считалось дело нечестивым, пристойным лишь скоморохам. Но просвещенные исполнители при дворе все же убедили царя, что балет без музыки немыслим, как плясуны без ног.

    Русскую народную плясовую «Подгорная» в обр. В Калинина

исполняет Прокопчук Павел

Ведущий : Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую.

    В. Калинин. Полька.

Исполняет Галиев Айбулат

Это интересно :

Собачий вальс - это небольшая и предельно незатейливая пьеса для фортепиано. Но при этом, данная пьеса не является вальсом, в собственном смысле этого слова. Так как, она исполняется в не размере присуще вальсу 3/4 , а в размере 4/4 или 2/4. Намного ближе данная композиция к другим танцам - галопу или польке. А знаете ли Вы, что «Собачий вальс» на самом деле не всегда «собачий», так как в разных странах он имеет разное название?

В Германии, Нидерландах, Бельгии, Норвегии - Блошиный вальс. В Финляндии - Кошачья полька. В Болгарии - Кошачий марш. В Венгрии - Ослиный марш. Во Франции ее называют отбивной котлетой. В Дании - Принцессой двуногой или Фрикадельки убегают через забор. В Майорке - Полькой дураков. В Корее – Кошачий танец. В Мексике – Маленькие обезьянки. В Японии она имеет интересное название «Я наступил на кошку». В Китае – Марш воров. В Испании – Шоколадница (посуда). В Швейцарии – Котлетный вальс. В Швеции – Кале Юханссон. Заметьте, что в названиях данной пьесы преобладают направления - темы «блошиные», «кошачьи» и «котлетные». И в принципе, персонажи, фигурирующие в названиях пьесы, являются в свою очередь, очень веселыми и забавными персонажами интересных сказок и забавных историй (обезьянки, ослы, воры, дураки).

    Собачий вальс

Исполняет Шашерина Лида

Ведущий : А вот старинные европейские придворные танцы сформировались к концу XVI – началу XVII в. Аллеманда, баргамаска, бурре, гальярда, куранта, ригодон, павана воплотили в себе национальные особенности каждой страны. Старинный французский танец бурре возник около середины XV в. в провинции Овернь. Его характерной особенностью являются неожиданные или резкие прыжки.

    Л. Моцарт. Бурре.

« Ave music »

Ведущий : Например, модный в то время итальянский танец сицилиана имел пасторальный характер и минорный лад. Сицилиану использовали все знаменитые композиторы того времени: И.С. Бах, В.А. Моцарт и др.

    Л. Перголези. Сицилиана

Ave music »

Ведущий : Танцующим аккомпанировали музыканты на лютнях, флейтах, арфах, на духовых инструментах. Композиторами того времени впервые были изданы сборники танцевальной музыки. Дух времени в этой музыке чувствуется особенно ярко, её ни с чем не перепутаешь.

    Старинную лютневую мелодию «Зелёные рукава» исполнит

Усачёв Никита.

Ведущий : Бальные танцы требовали соблюдения целого набора правил.

Например, полонез – танец поистине рыцарский. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного, торжественного марша, но в трехдольном размере выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Цель полонеза – привлечь внимание к партнеру, к его красоте и щегольской осанке. Каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но не страстное, а сдержанное, исполненное внутреннего достоинства и такта. Этот танец появляется одним из первых в старинных сборниках лютневых пьес.

    И.С. Бах. Полонез

Исполняет Зяблицева Татьяна

Ведущий : Старинные танцы скорее представляли, чем танцевали.

Мужские костюмы шились из тяжелой золоченой парчи, венецианского бархата, атласа, украшались мягкими соболями. Дорогая обувь была или красной, или золотой, а сабли с золотыми насечками. Особым искусством было умение грациозно снимать и перекладывать из одной руки в другую шапку, в складках бархата которой сверкали алмазы.

Кадриль появляется в средние века, ее танцуют вооруженные всадники, участвующие в турнире.

Рыцари делились на 4 группы, которые пародировали, составляли поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма. Кадриль явилась преемницей старинного контрданса (танца – противопоставления двух двигающихся друг к другу линий танцующих) и стала любимым танцем на русских балах. Под кадриль танцевались все русские романсы, даже арии из серьезных опер превращались в кадрили.

В России балы появились лишь при Петре I.

На ассамблеях Петра танец – это некая повинность. В 1731 году в Шляхетском Кадетском корпусе танцы – обязательный предмет в обучении будущих офицеров армии (а также в Царскосельском Лицее, в Академии Художеств, в скромных коммерческих учебных заведениях). Екатерина I считала важным недостатком в воспитании неумение танцевать. Полная программа воспитания включала в себя верховую езду, фехтование, гимнастику, танцы, музыку.

Менуэт – прародитель вальса придворный танец французской знати.

Однако в середине XVIII века условность, жеманность и скованность движений этого танца порождает иронию современников.

    Робер де Визе. Менуэт.

Исполняет Шафигуллина Валерия

Ведущий : Духу Нового времени больше соответствует вальс.

Этот танец более способен выразить романтические идеалы, так как имеет душу, он выражает неподдельную страсть, подражая естественности природы.

Один из французских писателей издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они его разрешают танцевать своим дочерям?»

Журналисты того времени сетовали: «Молодежь ставит ни во что утонченность, она с прославляемой простотой и страстностью танцует вальс». Наверное, по этой причине вальс в России при Павле Петровиче с 1805 года запрещен. Еще не так недавно, в начале VIII века, его дед Петр I запирал на замок ворота Летнего Сада и всех силой потчевал вином, а теперь его потомок уже борется с распущенностью нравов молодежи. Однако русские танцевали вальс несмотря ни на что и достигли определенных успехов.

Француз Пойль восклицает: «…для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и никто, кроме русских дам, не выдержит этих чересчур быстрых, воздушных летков – ни англичанка, ни немка, ни француженка».

Прежде для народных вальсов были характерны подпрыгивания и притоптывания, подбрасывание девушек парнями; на скользком паркете движение танца стало более плавным, осмотрительным, кругообразным. Не исчезло одно: это был любимый танец влюбленных пар.

    Х.Сагрерас. Вальс

Исполняет Шашерина Лидия

Это интересно

В настоящее время существует огромное количество вальсов (вальс-менуэт, вальс-мазурка, вальс-миньон, венский, английский, австрийский, немецкий, вальс-фантазия, вальс теней). Все они разные по темпераменту, по темпу, авторские или народные. Всех их объединяют поэтичные, изящные мелодии (композиторы Иоганн-отец и Иоганн-сын Штраусы, Ф. Крейслер, Л. Годовский, Ланнер, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский).

Конкуренцию вальсу в середине XIX века составила лишь полька, завоевавшая в 1839 году Вену, в 1840 году – Берлин.

Это интересно

Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

    В.Козлов. Полька.

Исполняет Льдокова Мария

Ведущий : Можно с определенностью сказать, что каждый танец очень точно выражал правила поведения мужчин и женщин своего времени. Великосветский менуэт – чопорность, манерность (дотрагиваться до руки дамы нарушение норм морали!),

контрданс – это дух свободы от средневековых и феодальных предрассудков, вальс вообще считался танцем простолюдинов. Так, у В. Моцарта в его операх четко видна социология танцев: Дон Оттавио и Донна Анна танцуют менуэт, Дон Жуан и Церлина – контрданс, а слуга Лепорелло и Мазетто – вальс.



Невероятная мода на польские танцы – полонез, мазурку, краковяк, – танцы горделивые, символизирующие военную удаль, пришлась по нраву в России.

Изначально эти танцы предназначались для мужчин: рыцарей и их оруженосцев.

    В.Калинин.

Польский танец Мазурка

Исполняет Фомин Илья

Ведущий : А в России военные всегда были в моде у дам.

И популярные мужские танцы стали танцеваться с дамами. Только дама танцевала плавно и изящно, а кавалер – с резкими притоптываниями, позвякиванием шпор.

С налаживанием прочных торговых связей с Америкой в Европе установилась мода на латиноамериканские танцы: румбу, самбу, ча-ча-ча, хабанеру, босса-нову, танго. В 1915 году газета New York Times писала: «Опасность танго больше, чем немецкий империализм». Аргентинские мужское танго – парный мужской танец соперников за обладание любимой женщиной. Дело в том, что в Буэнос-Айресе на 9 мужчин-эмигрантов из Европы приходилась одна женщина, и мужчины порой ценой жизни в драках, порой мирно в танце выясняли отношения между собой. В интонациях танго всегда слышна тоска по покинутой Родине, стремление быть любимым, надежда. И все-таки латиноамериканские танцы – танцы откровенные, куда до них вальсу, который обвиняли в чрезмерной непристойности.

    Л. Иванова. Танго.

Исполняет Козырев Роман

Ведущий : Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем.

15. В.Козлов. Румба.

Исполняет Мокшин Дмитрий

Ведущий : Особняком среди танцев стоят испанские танцы. Многие из них родились при слиянии латиноамериканских, африканских и европейских танцевальных мотивов. Так, песня-танец хабанера, родом с кубинской Гаваны, настолько давно и прочно прижилась в портовых кабаках Испании, что по праву может считаться испанской.


    Н.Роч. Хабанера.

Исполняет ансамбль гитаристов « Ave music »

Болеро – это танец-полет.

Танец скорее постановочный, театральный, зрелищный.

18. Б Калатаунд. Болеро

Исполняет Боярчук Евгений

Ведущий : Современный танец живет. Однако сценическая его жизнь не отражает реальную современную дискотеку. В 1960 году появление твиста фактически ознаменовало конец парных танцев. Появление моды на унисекс в одежде, поведении, манерах, сексуальной ориентации ускорило этот процесс. Хотелось бы, чтобы этот процесс не стал необратимым. Возможно, вернется мода на галантных, мужественных мужчин и изящных, нежных женщин и тогда к парным танцам вновь вернется интерес и желание их танцевать.


Вспомним, что даже вальс возник как обращение к XV веку и его фаворитки, мадам Помпадур. Причина возникновения вальса – ностальгия-ретро к трехдольному, кружевному менуэту.

    Кватро Мано.

Венесуэльский вальс

Исполняет ансамбль гитаристов

« Ave music »

Заключение

Тема классного вечера для учащихся средних и старших классов и их родителей – танцевальная музыка для гитары. Эта дожившая до нашего времени (благодаря нотным записям XVI-XVII веков) старинная лютневая музыка, музыка Нового времен – эпохи расцвета шестиструнной гитары, и, конечно же, современная музыка.

Танец в своем историческом развитии предстаёт перед слушателями: сначала это камерный лютневый аккомпанемент к придворным танцам и в завершении концерта искромётные латиноамериканские танцы и король танцев – вальс.

В рассказе преподавателя преподнесены интересные факты из истории народных танцев, впоследствии ставших церемониальными, светскими, бальными. Этот рассказ переплетен разнообразными музыкальными вставками – сольными и ансамблевыми пьесами в исполнении юных инструменталистов класса.

Активная концертная деятельность юных гитаристов всегда плодотворно влияет на их положительную мотивацию к обучению, на укрепление связей между детьми, их родителями и педагогами.

Для повышения эффективности

внеклассных мероприятий желательно:

    Приготовить и развесить заблаговременно объявление или красочную афишу.

    Придумать и изготовить оригинальные пригласительные билеты.

    Украсить концертное помещение детскими рисунками, цветами, рисованными декорациями и т.п.

    Использовать инновационные средства: интерактивные доски, медиапроектор. Красочные слайд-шоу способствуют созданию праздничного настроения, помогают в полной мере раскрыть содержание темы лекции - концерта.

    Позаботиться о том, чтобы у детей остались на память о проведенном вечере фотографии или маленький сувенир, которые будут еще долго напоминать о приятных минутах, проведенных в родной школе с учителями и одноклассниками.

    Использовать костюмы: это будоражит богатую детскую фантазию. Чем больше вы приятно удивите детей, тем ярче и долговременней будут их впечатления.

Россия, Мурманская область,п.Лиинахамари

МБОУ ДОД "ДМШ №3"

Преподаватель

Кисаханова Е.Л.

Концерт – лекция

на тему:

«Вальс - это танец влюбленных, вальс - это все - таки вальс…»

Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!

1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).

2. П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

2. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.

3. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.

5. М .Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка

В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.

7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Серебряные струны"

Кулагина Галина Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 7», г. Курск.
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения струнно-щипковых инструментов и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являтся участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детски школ искусств" и музыкальных школ, кружков игры на струнно-щипковых инструментах.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Кулагиной Г.В.
«Серебряные струны»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы: музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем небольшом концерте, посвященном струнно-щипковым инструментам, «Серебряные струны». Сегодня обучающиеся моего класса поделятся своими достижениями в обучении игре на инструментах, впервые попробуют себя в качестве артистов и концертных исполнителей.
Ведущий 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с очень интересными музыкальными инструментами.
Ведущий 2.
- Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые относятся к группе струнно-щипковых инструментов, а именно с домрой, балалайкой и гитарой. Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком.
Ведущий 1.
- «Предки» домры были известны еще в IV веке до н.э. Домра является самым ярким струнно-щипковым инструментом, звук у нее звонкий и певучий.
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» исполняет ученица 1 класса Подунова София.
Ведущий 2 .
Главными исполнителями на домре во времена Древней Руси были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актерами, акробатами и балагурами. Сейчас домра снова обрела популярность, благодаря своим исполнительским возможностям, она составляет основную мелодическую группу в оркестре русских народных инструментов.
А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
М.Красев «Елочка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
- А теперь давайте познакомимся еще с одним инструментом, который входит в состав оркестра русских народных инструментов, с балалайкой!
Этот струнно-щипковый инструмент был сконструирован и усовершенствован первым русским профессиональным балалаечником В.Андреевым. Он и создал первый оркестр русских народных инструментов, который назывался Великорусским.
Обработка В.Городовской «У голубя, у сизого», исполняет ученик 2 класса Лихонин Владимир.
Обработка П.Куликова «Утушка луговая», исполняет Лихонин Владимир.
Ведущий 2.
- Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не дает она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
Вот опять смеется, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как за сердце берет!
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна…
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна. (Кукушкина Г.)
Обработка Д.Голубева «Степь, да степь кругом», исполняет ученик 2 класса Переверьзев Иван
Обработка П.Куликова «Плясовая». Исполняет Переверьзев Иван.
Ведущий 1.
- А сейчас в исполнении Лихонина Владимира, послушайте пьесу в обработе А.Шалова «Ехал казак за Дунай».
Ведущий 2.
- А теперь давайте, поближе познакомимся с гитарой.
Гитара также относится к группе струнно-щипковых инструментов, но в отличие от домры и балалайки имеет шесть струн.
-Чебышев Илья, ученик 1 класса исполнит «Вальс» М. Каркасси.
Ведущий 1.
- В.Калинин «Маленький испанец», исполнит ученица 1 класса Костина Валерия.
Ведущий 2.
- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 2 класса Дорохова Евгения. Л.Бетховен «К Элизе».
Ведущий 1 .
- Для гитары написано много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки русских народных песен. И конечно, под аккомпанемент гитары можно исполнять практически любые песни и романсы.
В.Высоцкий «Песня о друге», исполняет Костина Валерия.
А.Иванов-Крамской «Прелюд», исполняет Дорохова Евгения.
В.Гомес «Романс » 1 часть, исполняет Чебышев Илья.
Ведущий 2 .
- Сегодня мы постарались познакомить вас, дорогие родители и слушатели, со струнно-щипковыми инструментами, их звучанием и нашими достижениями в освоении этих инструментов.
Ведущий 1.
-Мы благодарим вас за внимание и будем рады видеть вас на ниших новых выступлениях.

Муниципальное учреждение дополнительного

образования «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Методическая разработка

Наумовой Ларисы Витальевны

преподавателя по классу фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Сценарий лекции-концерта для

учащихся младших классов

отделения музыкального искусства

«Танец в музыке»

Познакомить детей с танцевальной музыкой разных стран композиторов 17-20 веков.

1. Приобщение детей к высокой музыкальной культуре.

2 .Расширение кругозора и развитие творческого потенциала учащихся.

3.Развитие творческого подхода, самостоятельности и ответственности учащихся.

4.Максимально задействовать всех участников в процессе (ведущих. выступающих, слушателей)

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего концерта. Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В нашем концерте принимают участие учащиеся музыкального отделения по классу фортепиано, гитары и баяна. Давайте поддержим наших участников аплодисментами и пожелаем им хорошего выступления.

С танцем по жизни шагать веселей,

Танец опять собирает друзей!

Что ж, будем их вместе сегодня играть

Улыбки дарить и не унывать!

Ведущий 2.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец-это искусство движений в определённом ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов каждой исторической эпохи. Танцевальная музыка – это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца создаются разнообразные по характеру музыки пьесы. Танцевальная музыка бывает вокальной и инструментальной. Уже в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом танцевального представления. Так из объединения нескольких танцевальных пьес сложилась старинная инструментальная сюита. Известны французские и английские сюиты, которые объединили несколько пьес разных по характеру и темпу. Это аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт, буррэ, жига. Все танцевальные пьесы имеют свои национальные черты. С одним из них мы с вами познакомимся-это менуэт.

Ведущий 1.

Менуэт - танец французского происхождения, а в 17 веке-это придворный танец. Мода на менуэт возникла в 18 веке и просуществовала очень долго - до начала19 века. В начале 18 века менуэт появился в России, при дворе Петра 1 и считался «школой хороших манер». Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений, с характерными для него поклонами, приседаниями. Размер его 3\4.

«Менуэт» прозвучит в вокальном исполнении учащихся хорового класса.

« Менуэт» соль мажор для фортепиано исполнит ученица .

Ведущий 2.

Танцевальная музыка усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, её слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером являются «Норвежские танцы» Эдварда Грига, « Венгерские танцы» И Брамса.

Ведущий 1.

А сейчас прозвучит старинный танец « Контрданс». Этот танец возник в Англии в конце 17 начале 18 века, что означает по - русски «сельский танец». В дальнейшем он широко распространился во Франции, затем в Германии. Как бальный танец контрданс стал известен в Европе в 19 веке и слился с русской кадрилью. Танцующие разделены на пары, становящиеся друг против друга. Размер танца 2\4, 6\8. Много контрдансов было написано. Все они окрашены деревенским юмором.

Старинный танец « Контрданс» для фортепиано исполняет ученица .

Ведущий 2.

А вы знаете, что выражение юмора в музыке-от весёлой игры, шутки, до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих образов, композиторы называют просто Скерцо, что означает шутка. Это небольшое музыкальное произведение в живом, стремительном темпе с подчёркнутым ритмом, иногда составляющая часть симфонии, сонаты. В эпоху романтизма скерцо стало самостоятельной музыкальной пьесой, главным образом для фортепиано. Яркие образцы скерцо созданы известными композиторами, такими как Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, П. Чайковский, Ф. Мендельсон и другие.

А. Мюллер «Скерцо» для фортепиано в исполнении ученика Ведущий 1.

Танец, который прошел испытание временем и остаётся популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс. Вальс известен более двухсот лет. Название этого танца происходит от немецкого слова walzer «раскатывать». Вальс танцуют плавно кружащиеся пары, темп его бывает различным - от медленного до очень быстрого. Размер вальса трёхдольный, в характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда на слабых долях.

Поэтами немало написано стихотворений о вальсе.

в своей поэме « Евгений Онегин» так передал свои чувства.

Однообразный и безумный,

Рука взлетала, пальцы злились,

И звуки в воздухе носились,

Пассажей сыпалась капель.

И ноты баса чередуя

С полётом лёгких флажалет,

Смычок легчайший негодуя,

Держал мелодию и темп.

А в чёрном зеркале рояля

Мелькали колебанья рук.

Мелодию свою играя,

Глаза закрыл служитель мук.

И в этом чутком исполненье,

И в пляске пальцев, море нот

Слились уж в танго на мгновенье

Душа искусства и аккорд.

В заключение нашего концерта вы услышите композицию в стиле нового танго Астора Пьяцоллы – «Либертанго» для фортепиано в ансамблевом исполнении учащихся 7класса.

Ведущий 1

Вот и подошел к концу наш концерт. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

Вы услышали старинные танцы и узнали о бальных танцах 19 века, а так же услышали произведения в современных ритмах и музыку 30 годов.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Использованная литература:

1.узыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка»,2005

2.Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран:-М., «Музыка»,2002

3.Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры:-М., «Феникс»,2004

4.Зильберквит М. Мир музыки:-М «Детская литература», 1988

5. ,Казаринова А. С. “В мире музыки” 1997 г.