Прототипы трех богатырей: кем они были. Гармония сказки и были на полотне В. Васнецова «Богатыри Кто нарисовал 3 богатыря

Виктор Васнецов - это один из самых знаменитых художников дореволюционной России. Его сказочные, фантастические сюжеты известны практически каждому школьнику. Картина Васнецова «Три богатыря» является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа. Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно.

Только вот перед анализом главных образов следует заметить, что очень часто картину называют неправильно. Настоящее название - «Богатыри», а не «Три богатыря», как полагают многие. Хотя сейчас искусствоведы на этом особо не настаивают.

Идея картины

Замысел картины пришел к художнику намного раньше, чем она была написана. Целых тридцать лет первый набросок, совсем сырой еще рисунок, был создан во время пребывания Васнецова в Париже. Как говорил сам живописец, хоть работа и тянулась весьма долго, но все равно его руки буквально тянулись к ней. Написать «Богатырей» было его творческим долгом, долгом перед каждым русским человеком.

Уже в России, в стенах своей любимой мастерской, Васнецов спокойно и кропотливо заканчивал шедевр. Картина Васнецова «Три богатыря» увидела свет в самом конце девятнадцатого столетия. Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил ее написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи. Очень интересна, а также хорошо запоминается зрителю картина Васнецова «Три богатыря», фото расположено выше.

Критические заметки

Читая критические статьи тех, перед кем картина Васнецова «Три богатыря» предстала впервые, можно заметить, что отзывы о ней только лишь положительного характера. Колорит, замысел, перспектива и реалистичность - все в данной работе вызывает лишь восхищение. Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Картина «Три богатыря», Васнецов. Описание

Это самая настоящая ода героизму и любви к своему Отечеству. Главные персонажи картины имеют необычный облик. Перед зрителями предстают древние витязи, те самые былинные герои, о подвигах которых когда-то слагали легенды: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Итак, очень долго готовилась выйти в свет картина «Три богатыря». Васнецов описание свое собственное, теоретическое не оставил. Но зато существует весьма много искусствоведческих анализов к данному шедевру.

Илья Муромец

В центральной части картины верхом на вороном коне восседает сам Муромский богатырь Илья. От этого образа так и веет уверенностью, мощью и силой. Он разительно отличается от двух других богатырей своей умудренностью и спокойствием. Он будто могучий дуб, которому нипочем даже буря.

Одной рукой он заслоняется от солнца, высматривая врага, на предплечье висит тяжелая палица, другой же удерживает копье. И хотя Илья Муромец нарисован в кольчуге, с боевым оружием, все равно ничего опасного и устрашающего в данном образе нет.

Алеша Попович

Правее изображен самый молодой богатырь - Алеша Попович. Смелость его кажется слегка напускной. В нем нет столько силы, как в его товарищах. Но зато насколько красив и благолепен этот воин. Он тоже не боится сечи, а если придется встретить врага, то точно не подведет. Под его седлом рыжая лошадь, к седлу привязаны гусли, наверняка Алеша Попович во время нелегкого и долгого похода развлекает богатырей. Вооружение у него легкое - это лук и колчан со стрелами.

Добрыня Никитич

Ну а третьим, уже на белом коне, предстает перед зрителем Добрыня Никитич. Он отличается от двух иных образов, воплощая знания, культуру русского народа. Он так же силен, как и Илья Муромец, но сила эта в нем потаенная. От него веет осмотрительностью и вдумчивостью поступков.

Тем-то и хороша картина «Три богатыря» Васнецова, что богатырей видишь единомоментно всех вместе. Их образы сливаются в единый дух - дух русской народности. Ракурс, от которого отталкивался художник, очевиден: зритель как бы смотрит на богатырей немного снизу, от земли, именно поэтому картина и выглядит так помпезно и торжественно.

Задний план

Интересна и деталировка картины. Дело в том, что абсолютно все, что предстает перед глазами, когда смотришь на этот шедевр, символично. Не случайно в качестве заднего плана выбраны русское поле и лес, этот одухотворенный пейзаж будто вобрал в себя настроение полотна. Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву. Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий. Вся природа будто замерла в ожидании врага. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей. Еще больше к мысли о предстоящей сече подталкивают серые надгробия, что располагаются на этом поле - когда-то здесь уже происходили сражения.

Но только вот страшно не становится от этого мрачного места, ведь на защите рубежей русских стоят три бравых героя, три богатыря.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл - защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

Картина Васнецова «Три богатыря» и сейчас находится в московской Третьяковской галерее, рядом с ней всегда можно увидеть экскурсионные группы, которые подолгу задерживаются, чтобы получше разглядеть всемирно известный шедевр. Полотно В. Васнецова - поистине одно из самых замечательных творений русских художников.

"Богатыри". Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три богатыря. Число "три" в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием в героическом эпосе постоянно. В лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей родины.

Васнецовские богатыри наделены отличительными чертами национально-русского характера.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец , славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля". С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное "мурзавецкое" копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

По правую руку от Ильи Муромца – побратим Добрыня Никитич , не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти". Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова , тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

Третий богатырь – Алёша Попович , сын ростовского попа Леонтия, – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович.

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

Картина В.М.Васнецова "Богатыри" – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел - троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты - «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно - полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет - и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры - 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них - пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это - мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Персонажи шедевра - натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность - это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево , ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович - младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив - воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич - умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип - воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным - всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью - зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович , на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала - отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже - по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи - и купить , полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Вконтакте

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Завершение

Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен , осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.

Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

Так кто же они, былинные богатыри?

В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.