Проект по мхк "поющие картины". Методическая копилка Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств

Проект для старших классов "Развитие творчества и критического мышления на уроках мировой художественной культуры"

Этот проект, разработанный для реализации в старших классах общеобразовательной школы, представляет собой исследование и применение интерактивных форм работы на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время с целью выявления творческих способностей учащихся, их привлечение к активной деятельности, пробуждение интереса к реализации своих творческих, исследовательских, информационных и коммуникативных компетентностей.

Формат проекта

Участники: кафедра гуманитарного и художественно-эстетического циклов, обучающиеся старших классов.
Сроки реализации : учебный год.
Место реализации : общеобразовательная школа, лицей, гимназия.
Ресурсное обеспечение : компьютер, проектор, экран, Интернет ресурсы.
Методическое обеспечение : рабочая программа по МХК, учебник и диск с дополнительными материалами Масол Л. М. "МХК"
Эстетическое образование играет большую роль в педагогике, потому как именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет индивидуальное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Это является одним из условий развития творческих способностей ребенка.
Противоречие (слайд 3). Каждый человек от природы талантлив, любознателен, обладает желанием исследовать и постичь окружающий мир. Но у детей старшего школьного возраста все чаще происходит снижение мотивации и интереса к исследовательским и творческим заданиям из-за того, что, во-первых, ребенок не всегда знает, как себя проявить, в какой форме себя реализовать, во-вторых, школьники загружены учебным материалом, в-третьих, школьники становятся инертными из-за боязни критики и непонимания.
Проблемные вопросы (слайд 4). Как пробудить интерес школьника к постижению накопленных человечеством культурных ценностей и помочь ему реализовать свой внутренний творческий потенциал? Как достичь наибольших результатов в рамках этой деятельности, не перегружая учебный процесс?
Проектная идея: (слайд 5) внедрять интерактивные практические методы и формы обучения (исследовательская деятельность, развитие критического мышления, метод "Через творческую деятельность к самому себе")на уроках МХК и во внеурочное время для формирования мотивации к обучению и самореализации.
Цели работы: (слайд 6)
- формировать устойчивую мотивацию к обучению предмета и самосовершенствованию;
- развивать творческие и коммуникативные компетентности учащихся;
- способствовать самораскрытию и самореализации творческих личностей, учитывая индивидуальные различия учащихся.
Основные задачи моей работы: (слайд 7)
- освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества;
- развитие навыков у учащихся самостоятельной работы с источниками, использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, эстетического окружения;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской, творческой).
Предполагаемые эффекты: (слайд 8)
- повышение мотивации учащихся к изучению МХК;
- результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
- интерес учащихся к исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- повышение имиджа школы.

Интерактивные формы работы.

Исследовательская проектная деятельность
Сегодня уже никто не сомневается в том, что презентация на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, полезным, иллюстративным, интерактивным и запоминающимся. Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул узнать больше, развивают их творческий потенциал. К урокам определенной тематики презентации готовятся как мной, так и учащимися. Это вовлекает ребят в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активации умственной деятельности, формирует у учащихся рефлексию. В создании исследовательского проекта мы действуем по плану:
1) определение круга учащихся, желающих пронимать участие в проекте;
2) определение темы, над которой ребята хотят работать;
3) сбор, обработка и систематизация материала по теме;
4) создание исследовательского проекта;
5) презентация исследовательского проекта.
Проекты создаются учащимися не только для уроков, но и для творческих конкурсов. Так, учащиеся 10А класса (Медведева Ю. и Погорелов И.) разработали исследовательский проект «Архангело-Михайловская церковь в городе Авдеевка» на областной конкурс «Творческая юность Донбасса», целью которого является привлечение молодежи к вечным духовным ценностям и привитие гордости и любви к родному город (слайд 9)
Развитие критического мышления
Интересным и продуктивным для учащихся стало использование на уроках технологии «Таксономии мыслительных умений» Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков привлекают учеников своей возможностью помимо знаний продемонстрировать собственную точку зрения на изученный материал. Так, на уроке «Сравнение козаческого барокко с западноевропейскими вариантами стиля» учащиеся составляли ассоциативные ромбы, в которых указывали общие и различные черты барокко, которые отобразились в искусстве Западной Европы и восточно-славянских народов в 17-18 веках; составляли коллажи из репродукций произведений искусства, а также делали вывод о заимствованных элементах и самобытных традициях в развитии родной культуры (слайд 10)
Художественная культура через творческую деятельность к самому себе
Среда, в которой общается ученик,- это его класс, и публичность ребенка зачастую ограничивается этой сферой общения. Как повысить свой социальный статус? Как сделать так, чтобы тебя зауважали? Как удивить одноклассников? Помощь в этом оказывает выполнение творческих работ. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это – стимул к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. На уроках МХК и во внеурочное время – это изготовление изделий декоративно-прикладного вида искусства в соответствии со стилевыми особенностями изучаемого исторического периода развития культуры (вышивка, лепка, писанкарство, создание орнамента и т. д.). Наибольшая эффективность в работе над развитием творческих способностей учащихся достигается в результате стимулирования творческой активности и создания ситуации успеха для каждого ученика, общего благоприятного микроклимата в коллективе. Недопустима резкая и необъективная критика творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Следует избегать ситуаций некомфортности для учеников в процессе творческой работы на уроке и игнорирования даже слабой попытки ребенка в желании проявить себя. Творческие задания выполняются как в индивидуальной, так и в групповой форме. Презентация выполненных учащимися творческих работ проводится на общешкольных выставках (слайд 11).
Результаты работы: (слайд 12)
- сформированы стабильные результаты обучения (устного опроса, интерактивных тестов);
- активно развивается исследовательская и творческая деятельность учащихся;
- сформирована положительная мотивация к предмету;
- сформировано умение самостоятельной работы с источниками;
- ребята научились грамотно и аргументированно презентовать свою деятельность.
Вывод (слайд 13)
Я думаю, что сумела раскрыть творческий потенциал и помогла реализовать исследовательские потребности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.
Список использованной литературы
1. Бенин В. Л. Роль предмета «МХК» в гуманизации педагогического образования / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова. – Уфа: Восточный университет,2001.
2. Богоявленская Д. Б. Творческая работа – просто устойчивое сочетание: проблема развития и диагностирования творческих способностей / Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. // Педагогика. – 1998. - №3. с. 41.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. с.57.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,2007.
5. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.,2005

IX Уральская межрегиональная конференция
юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

«Поющие картины»

Культурологические науки (Искусствоведение)

МОУ Мирненская СОШ

п. Мирный, 2014

Основная часть 4

1. Взаимосвязь искусств 4

2. Классическое сочетание музыки и живописи 5

2.1. Картины как источник вдохновения 5

2.2. Полифония в музыке и живописи 7

2.3. Музыка, звучащая с русских полотен 8

2.4. Музыка рисует картины 10

3. Современные музыкальные ассоциации 11

3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова 11

3.2. Большое будущее у фото 12

4. Услышанная живопись 13

4.1.Вариант шифрования по узлам картины 13

4.2.Вариант с цветовым шифрованием 13

Список литературы 14

Приложения. 15

Введение

В чем актуальность этой темы? Современные технологии пытаются «озвучить» цифровую фотографию, используя яркость, насыщенность. Но алгоритма создания композиции у них еще нет. И мы попытались найти другой способ «звучания» картин, более доступный, простой. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. Наука не стоит на месте, и, может быть, найдутся еще сферы применения этого «открытия».

Взаимосвязь искусств проявилась ещё в глубокой древности в странах Латинской Америки, в античной Греции, в Древнем Риме. В древнерусской художественной культуре примеры синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на синтезе в готических ансамблях, где органически сочетались архитектура, скульптура, а также живопись, главным образом, в виде цветных витражей.

В эпоху Возрождения, барокко и классицизм синтез приобрел наиболее сложные и развитые формы. Живопись вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. А. Вивальди, П. Чайковский открыли миру «песенность» русской природы. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. И все его картины – это «зримая музыка»

Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому что считаю, что она очень интересна, как и само сочетание таких искусств, как музыка и живопись…

В информационном обществе, когда любую информацию можно получить за считанные секунды, актуальным стал вопрос синтеза музыкальных произведений с другими видами искусства. Целью данной работы стало исследование произведений живописи на предмет взаимосвязи с музыкой.

Объект: восприятие живописи через музыку.

Гипотеза: любую картину можно озвучить не ассоциативным методом

Перед нами были поставлены задачи:

    Рассмотреть ассоциативное восприятие искусства

    Провести параллель между классическими произведениями и современным искусством.

    Найти не ассоциативный способ озвучивания картин.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы:

    Наблюдение

    Сравнение

Рассматривали и изучали картины различных эпох и изучали картины современных и классических художников. Изучали исторические особенности создания произведений искусства, анализировали их.

Основная часть

  1. Взаимосвязь искусств

В народных обрядах, вокальной и программной музыке, сочинениях для театра и кино музыка выступает в неразрывном единстве с другими видами искусства. Но и "чисто музыкальные" произведения звучат ярче и убедительней в окружении поэзии, живописи, архитектуры. Они помогают создать особую художественную атмосферу, дают глубокие поводы для содержательных сравнений и аналогий. Именно они способны быть ярким стимулом и для самостоятельного творчества, вдохновляя на создание собственных вокальных и инструментальных импровизаций.

Эта связь ценна тем, что на стыке различных видов искусства возникают образные ассоциации. Чем они богаче, тем более творческий характер носит восприятие художественного произведения. Н.Э.Басин и О.А.Суслова в своем пособии «Введение в язык искусства» отмечают пять различных уровней поли художественных ассоциаций.

    Самые простые – это ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира природы и мира человека. Здесь работает принцип простого визуальноого сходства. Общехудожественные темы и понятия, например, такие как «дом» или «весна», изображенные средствами музыки, живописи, литературы - лежат в основе этого уровня ассоциаций.

    Следующий тип ассоциаций связан с физическими ощущениями: тактильными, весовыми, громкостными, динамическими и т.д. Мы этого не видим, но чувствуем при помощи осязания, обоняния, слуха и вкуса. Поэтому «грузная» музыка оказывается эмоционально созвучна темным краскам, монументальной архитектуре и т.п., а звучание в высоком регистре ассоциируется с легкими прозрачными акварельными тонами и тонкой графикой.

    Третий вид ассоциаций, это ассоциации, связанные с эмоциональными переживаниями, с оттенками различных настроений. Уныние и радость, гнев и доброжелательность - все эти эмоциональные сферы имеют свое преломление и в музыке, и в литературе, и в живописи. Подборка «эмоциональных оттисков» этих настроений из разных видов искусства, безусловно способствует и более глубокому проникновению в то или иное настроение, эмоцию; и более богатому восприятию конкретного его выражения в том или ином художественном произведении.

    Четвертый тип ассоциаций отсылает воображение к образам, хранящимся в нашем подсознании, так называемым архетипам, например, к образам мировых стихий, света и тьмы, материнства, земного и небесного и т.д.

    Пятый тип – это ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. В этом случае ассоциации складываются на основе «информации» о каком-либо социальном или культурном явлении, о произведении искусства, стиле, направлении, художнике.

Еще одним важным аспектом является язык искусства. Выразительные средства подчас оказываются очень близкими в разных видах искусства. Это, в первую очередь, его жанровая основа: и в музыке, и в живописи, и в поэзии различаются камерные и монументальные жанры, лирика и эпос; жанры портрета, пейзажа, бытовой зарисовки, ряд других жанровых особенностей.

Существуют также общие закономерности построения произведений искусства: симметрия и контраст, ритм и форма, логика развития, противопоставления главного и фона... Эти и другие "составные элементы" художественного высказывания, опирающиеся на законы человеческого восприятия, будут также родственны в разных видах искусства. И воспринимая эти закономерности через, например, визуальные виды искусства, возможно более наглядно и убедительно раскрыть их и в музыке.

  1. Классическое сочетание музыки и живописи
    1. Картины как источник вдохновения

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело

Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе. Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.

Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.

Начнём с Ференца Листа, который довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" ("Sposalizio"). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.

Вдохновлённый фреской "Триумф смерти", по одним сведениям принадлежащей кисти Андрея Орканьи, по другим - Амброджио Лоренцетти, Лист создаёт "Пляску смерти" для фортепиано и оркестра, используя мотив григорианского хорала Dies Irae.

Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноимённым названием. Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать "Мировая история в картинах и звуках Вильгельма фон Каульбаха и Ференца Листа".

Вслед за Листом названия картин, на этот раз Арнольда Бёклина, использовал Макс Регер в оркестровой сюите из четырёх симфонических поэм. Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Вакхналия" и "Остров мертвых".

Последнее полотно стало источником вдохновения и для Сергея Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания, и тревожное предчувствие смерти,

Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси, написанной под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость

На знаменитой картине Сандро Ботичелли (1445 -1510) «Весна» изображена поляна в апельсиновом саду. Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой.

«Весна» была написана Боттичелли по заказу молодого отпрыска семьи Медичи. В основе сюжета картины «Весна» лежит миф, рассказывающий о том, как весенний ветер Зефир силой своей любви превратил нимфу Хлорис в богиню весны и цветения. Композиция картины построена таким образом, что сюжетная линия развивается справа налево. В правом верхнем углу мы видим летящую фигуру с крыльями в развевающемся плаще. Это Зефир, щеки его раздуты, от его стремительного полета склонились деревья. Ветер весны догоняет убегающую Хлорис.

Испуганная нимфа повернула к нему лицо, а руками, словно моля о защите, касается фигуры другой девушки в ярком нарядном платье, убранном цветами, и с венком из цветов на голове. Но та, не замечая ничего, продолжает идти дальше. Она вынимает из складок платья розы и разбрасывает их вокруг. Это богиня цветов и растений Флора – та же Хлорис, но уже в новом облике богини. Платье нимфы почти прозрачно, сквозь него просвечивают цветы на лугу, а в пышном наряде Флоры они создают яркий узор на платье.

Эти три фигуры олицетворяют превращение нимфы в богиню цветения и символизируют первый месяц весны, потому что ее началом считалось первое дуновение Зефира. Левее этой группы помещена фигура Венеры, богини любви и красоты. Над ее головой парит Амур со стрелой и луком, вокруг нее расступились полукругом деревья, обозначая смысловой центр картины. Венера стоит, задумчиво склонив голову набок, и правой рукой благословляет трех Граций. Эта группа символизирует второй месяц весны – апрель. На левом краю полотна помещен Меркурий, бог разума и красноречия, покровитель искусств, достойный спутник Граций. Он является олицетворением последнего весеннего месяца, названного в честь его матери Майи.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с музыкальным произведением с тем же названием. «Весна» - первый концерт в цикле «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741) –наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть концерта – «Весна грядет» - открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, - играет весь оркестр.

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

Вторая часть – «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна – солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра в мягком ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов – лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав

И тявкает чуть слышно пес.

Послушайте и посмотрите, как здесь слились музыка, живопись, стихи! И невольно задаешь себе вопрос: что написано вначале, картина или музыка?

    1. Полифония в музыке и живописи

Новый континент, но не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис. Он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. «Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса, литовского композитора и художника. Вселенная представляется мне большой симфонией.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное – она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных композиций. И каждая – это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже – на три) части. Первая – аллегро – самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

    1. Музыка, звучащая с русских полотен

Русские художники и поэты, русские музыканты всегда обладали удивительной способностью глубоко проникать в психологию народа и передавать в своих сочинениях национальный колорит страны.

Невозможно себе представить искусство без природы. Природа и искусство просто неотделимы друг от друга. Пронизанные красотой природы, музыка и живопись смыкаются и взаимопроникают друг в друга. Крупнейший советский музыковед, академик Борис Асафьев высказал мнение, что с картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели" русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской песенности и русской музыки, напоённой ароматом поэтической русской природы. Пётр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан - наивысшие выражения этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью.

Поистине непостижимое влияние на Чайковского оказывала таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?"

Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать Чайковскому. И особенно это проявилось в цикле "Времена года", двенадцать пьес которого, посвященные двенадцати месяцам года. Пьесы цикла поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их!

Уже в своей Первой симфонии "Зимние грёзы" композитор звуками рисует чудесные пейзажи зимней дороги и туманного края. Музыку этой симфонии сравнивают с элегическими полотнами Левитана, у которого русские просторы вызывали не менее сильный душевный отклик. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать "какой-нибудь закат", а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город". Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист".

Удивительный дар был у Левитана: всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Вот как описывает картину "Весна - большая вода" один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: "Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляют их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной игрустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели". Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.

Центральную часть картины «Вечерний звон» занимает река. Ее серо-голубые оттенки мягко воздействуют на смотрящего, словно призывая насладиться спокойствием и магическим очарованием летнего пейзажа. Основной акцент приходится на утопающий в зелени монастырь и колокольню, созерцание которых возносит человека над мирской суетой. Так и хочется задержаться взглядом на залитом вечерними лучами солнца полуостровке: святая обитель, тающие в небе кресты куполов, широкая дорога к вратам монастыря. И.И.Левитан неслучайно изобразил прямо у реки двух одетых в черное иноков. Они настолько малы, что преодоление пути до сверкающей белой арки кажется чем-то невыполнимым. И все же дорога к Богу вдали от искушений света довольно просторна, а осилить ее сможет только идущий.

Верхняя часть картины – небо. Почти белое над лесом, чуть выше – с воздушными облаками и в левом верхнем углу – голубое, небо поражает своей пронзительной красотой. Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по течению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.

Исаак Ильич Левитан умел находить в любом пейзаже необычайную глубину, гармонично сочетая при этом сложную философию человеческой жизни с девственной чистотой русской природы. (Иван Козлов и музыка А. Алябьева)

Другая картина Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь всё это радуга Родины и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, наконец постиг его до конца. Он нашел нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года".

Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: "Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, "минорные" осенние тучи все время пытается проникнуть "мажорный" солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами... и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства".

    1. Музыка рисует картины

В творчестве другого русского художника, Михаила Александровича Врубеля, мы находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" художником была создана картина "Царевна-Лебедь". Известно, что партию Царевны-Лебедь Римский-Корсаков написал для жены Врубеля, известной певицы Надежды Ивановны Забелы, образ которой, несомненно, влиял на написание картины.

Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и особенной величавой красотою.

Считается, что неоднократное прослушивание Врубелем оперы Антона Рубинштейна "Демон" послужила в дальнейшем одним из толчков к написанию серии картин, объединённых демоническим образом: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный.

Знаменитая картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" написана под непосредственным влиянием музыки Николая Римского-Корсакова. Сам Репин писал: "Я слышал новую вещь Римского-Корсакова "Месть". Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване".

3. Современные музыкальные ассоциации 3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова

Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу - многообразные проявления жизни.

21 век. Используя ассоциации, некоторые деятели искусства стали писать музыку на увиденные картины. И родилось понятие «Поющие картины». Что это такое?

Соединить искусство изобразительное и музыкальное – таков замысел организаторов. Идея, родившаяся в Курске, уже «заразила» другие города –Владивосток и Самару.

Оригинальная инсталляция включает сразу два вида искусства – живопись и песню. Идея конкурса – синтез музыки и живописи

Дмитрий Долгов, знакомый по выступлениям на фестивале «Балаклавские каникулы», лауреат Грушинского фестиваля и других международных конкурсов, представил гостям выставки свои новые картины, которые стали фоном для сольного концерта автора.

Инициатор подобного формата мероприятия - севастопольский поэт и бард Андрей Соболев. Как он рассказал, знает Дмитрия как поэта, автора-исполнителя достаточно давно. И увидев его картины, возникла идея совместить живопись и музыку и организовать выставку-концерт, показав творческую многогранность автора.

Дмитрий Долгов профессионально занимается музыкой и является довольно известной личностью в бардовских кругах. Много ездит с концертами по Украине и России. Сейчас автор передаёт свои переживания, ощущения, своё видение того, что происходит вокруг нас, не только через песни, но и через холст.

Живописью он начал заниматься около трёх лет назад. И к этой выставке подошёл с юмором. Помимо представленных портретов, натюрмортов и жанровых работ, выделились три работы, которые как нельзя лучше оправдывают название выставки.

Буквально за несколько недель до открытия выставки у Дмитрия возникла идея сделать несколько ироничных работ. Он купил в магазине недорогие принты, которые по своей сути представляют китч. И решил придать им новое содержание, дорисовав некоторые образы, которые, на его взгляд, соответствуют определённым песням. «Для меня было важно сохранить как можно больше самой картины, которая там была, и поселить в эту картину какого-то своего героя, которого я считаю важным. И тут же меняется смысл всей картины», - рассказал Дмитрий Долгов.

Увидев картину, каждый человек по-своему её интерпретирует. Объяснение того, как видит её автор, прозвучало в его песнях на концерте, благодаря которым также можно было услышать и то, что не удалось выразить с помощью кисти и холста. Среди прозвучавших песен: «Ковыли», «Ялтинская трагическая». К примеру, образ Маруси из русской народной песни отражён в одноимённой работе «Мыла Марусенька белые ноги». Автор изобразил её на принте с городом Чикаго, озером Мичиган. Были подобраны образы также в работах «Напрасно старушка ждёт...»

Кроме того, бард поделился со зрителем моментами вдохновения, которые сопровождали рождение того или иного произведения, полотна, мелодии или стиха. По уверению Дмитрия Долгова, все присутствующие имели возможность убедиться, что песни могут стать музыкальным продолжением визуальных образов, а звуки дополнением картин.

3.2. Большое будущее у фото

А могут ли современные технологии «озвучить» цифровую фотографию? На международной выставке потребительской электроники (CES 2013) было представлено приложение Mhoto. Используя запатентованную технологию анализа свойств изображения, таких как яркость, насыщенность и контрастность, создается оригинальный саундтрек, адаптированный к «ощущениям, которые передает фотография».
Пользователю достаточно загрузить изображение, и он услышит соответствующую композицию. Также у него есть возможность выбрать определенный музыкальный жанр саундтрека: хип-хоп, рок, поп и т.д.

Основатели приложения работали над алгоритмом создания композиции совместно с музыкальным продюсером Dub Killer. Разработчики планируют добавить в приложение функцию распознавания лиц, чтобы саундтрек совпадал с настроением человека на портрете.

Приложение все еще находится в стадии разработки, и официальный веб-сайт предлагает регистрацию заинтересованных бета-тестеров.

Скоро мы сможем «услышать» любую фотографию. Это достижения 21 века!

4. Услышанная живопись 4.1.Вариант шифрования по узлам картины

Говоря о «музыкальности» картин, считают, что это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, даже если на них изображены люди, играющие на каких-либо инструментах.

А я своей работой хочу показать, что картины могут «петь». Вернемся к репродукции Ботичелли «Весна».

В качестве инструмента для создания музыки может служить любой музыкальный инструмент. Самый распространённый – это пианино. В интернете можно найти множество онлайн эмуляторов. На сайте http://pcblogg.com/ представлены интересные варианты. С их помощью мы создаём фрагмент мелодии. Для этого мы анализируем картину. Выбираем основную линию изображения, вдоль которой располагаем нотный стан. Нотами служат лица изображенных. В качестве альтернативы могут использоваться другие узловые моменты картины: кисти рук, стопы, апельсины на ветвях деревьев. Мы получим мелодию. [Приложение 1, приложение 2] Для аранжировки используется стандартное сочетание аккордов.

Используя данный алгоритм, можно заставить звучать любую картину.

4.2.Вариант с цветовым шифрованием

Есть разные направления живописи. Где-то легко определить узловые моменты картины. А если взять абстракционизм М. Ларионова, П. Филонова, кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Малевича и других, то мы столкнёмся с трудностями. Для таких картин возможен вариант цветового шифрования.

Возьмём цветовой спектр. Каждый цвет определяет свою ноту, 7 цветов – 7 нот. [Приложение 3] Разбив картину на смысловые области, мы создаём мелодию. Для примера рассмотрим картину К. Малевича «Атлеты». Полученная мелодия представлена в приложении 4

Заключение. Триумф музыки

Таким образом, мы получили продукт – мелодию картины. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. На информатике: зашифровать какую – либо информацию и заставить звучать и т.д.

Список литературы

    Басин Н.Э., Суслова О.А. «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001.

    Тарасов Л. – «Музыка в семье муз»

    Казанцева С. А. – «Культурология»

    Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

    Варламова Т.Н. Проект «Учимся слушать и понимать музыку» http://rtwiki.iteach.ru

    Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е.Д. «Искусство 8-9 классы» М. «Просвещение» 2013г.

    Статья с сайта Гармония «Увиденная Музыка, услышанная Живопись» http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?19

    Статья с сайта Музыкальная фантазия. «Музыка в школе»http://muzk-ira.ucoz.ru/publ/razrabotki_urokov/muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka_chjurljonis/8-1-0-51

    автор Danka «Синтез музыки и живописи»/"Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях

http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2ac68b4d43b88421216c37.html

    Репродукции картин взяты из интернет-энциклопедии Википедия

    http://www.engadget.com/2013/09/09/moto-composes-music-from-pictures/

    Вивальди А. Времена года. 1 часть. Весна / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Вивальди А. Времена года. 2 часть.Сон крестьянина. / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Чайковский П.И. Осенняя песнь. Октябрь. /Н. Штокман - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Ференц Лист Фортепьянный цикл «Годы странствий» Год второй. Италия. Пьеса «Обручение».

    Римский – Корсаков Н.А. Симфоническая сюита ч.9. «Сладость мести»

    Рахманинов С.В. Симфоническая поэма «Остров мертвых» Филадельфийский оркестр.

    Алябьев А. «Вечерний звон» Хор Сретенского монастыря.

    Долгов Д. «Ковыли» слова и музыка Д. Долгова. Альбом «Чуть – чуть надежды»

Приложения.

    Картина Ботичелли «Весна»

    Цветовая ассоциация аккордов

    Мелодия картины: Ботичелли «Весна»

Аккорды: D D S D H F S G

Мелодия картины: К. Малевич «Атлеты»

Аккорды: D A F G D A H S

Разделы: МХК и ИЗО

Мировая художественная культура – учебный предмет, растущая значимость которого в образовании определяется его интегрированным и синтезирующим характером. Он является той информационной фундаментальной базой, где концентрируется важнейший опыт человечества, так как художественная культура – это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для учащихся изучение данного предмета является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают среду, богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, кратковременные, рассчитанные на срок от двух до пяти недель, так как практическая деятельность в данном направлении минимальна и не требует длительного ожидания результатов (как в биологии, химии и других естественных науках).

Работа над проектом строится поэтапно.

На первом этапе определяется тема проекта, формируется творческая группа на основе интереса к заявленной проблеме (до 4 человек). Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть проблемный урок, проводимый учащимися; выпуск газеты; постановка спектакля, презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.

На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.

На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.

Четвертый этап - защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса, параллели. Однако во внеурочной деятельности возможен другой состав учащихся.

В гимназии № 20 города Саранска создано исследовательское общество “Истина”, где учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью в секциях по различным направлениям. Секция “Искусствоведение” является одной из самых многочисленных. Ежегодно ребята представляют свои проекты на конференциях разного уровня, причем исследования проводятся разновозрастными группами. Это имеет ряд преимуществ:

1. Во-первых, во время работы над проектом осуществляется наставничество, или “шефство”. Каждый участник проекта получает свою область исследования, и в результате обмена информацией старшие могут дать рекомендации или высказать свое мнение относительно материалов сверстников или младших по возрасту (не исключается и обратная связь). Это воспринимается адекватнее и имеет более эффективное действие, чем коррективы, вносимые педагогом.

2. Во-вторых, области исследования распределяются исходя из возрастных и психологических особенностей. Так, для старших учащихся определяется более глобальная и сложная задача, требующая анализа и обобщения. А для младших – сбор информации, работа со словарями, подбор иллюстраций. Также направления могут определяться по интересам: кому-то ближе исторические события, определяющие эпоху или стиль, кому-то культурологические понятия, а кто-то хочет заняться выявлением особенностей языка искусства и эстетическими проблемами.

Остановимся на условиях успешности проектов по МХК, опираясь на практический опыт.

1. Важно, чтобы тема проекта была близка всем участникам, независимо от возраста. Следовательно, она должна опираться на общечеловеческие ценности, региональную общность и особенность субкультуры учащихся (возможно, конкретного образовательного учреждения). Например: “Зачем люди украшают себя?”, “Почему Троянский конь не стал чудом света?”, “Кинематограф – это искусство или индустрия?”.

Например, проект 2007 года “Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова – объект исторического и культурного наследия” решает ряд вопросов, интересующих не только учащихся, но и часть населения республики Мордовия:

Почему Ф.Ф. Ушаков удостоен такого права и кто он – наш земляк или гордость России?

Какие исторические события, связанные с этой личностью, должны остаться в народной памяти?

Какая идея заключена в этом архитектурном объекте (духовно-нравственная, эстетическая, политическая и т.д.)?

2. Предпочтительнее возможность непосредственного контакта с объектом изучения (подлинник несравнимо лучше, чем самая прекрасная копия).

3. Необходимо максимально использовать возможность получения информации “из первых рук”: от архитектора-проектировщика, заказчика, конструктора, скульптора, живописца, искусствоведа и т.д.

4. Следует обратить внимание на имеющуюся литературу и её умелое использование. Для объективной оценки объекта или явления предполагается использование всех видов: библиографических источников, научно-популярной, учебной, художественной, публицистической, справочной и научной.

5. Необходимо ориентировать участников проекта на сочетание разнообразных методов исследования. Очень популярны методы беседы и интервьюирования. Например, у собора можно задать следующие вопросы: “Знаете ли вы, кому посвящен этот собор? Какое сооружение было на этом месте раньше? Какова идея строительства этой церкви? Знаете ли Вы, какие “раритеты” были найдены при закладке фундамента собора? Кем был Федор Федорович Ушаков?”.

Проект будет тем успешнее, чем больше творчества и инициативы при работе педагог предоставит самим учащимся. В виду того, что изучение художественной культуры изначально оцениваются учащимися как доступное, появляется их личная заинтересованность в результатах, повышается самооценка. Субъективный характер взаимоотношения с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора подростков в поиске своей культурной ниши.

Метод проектов является одним из источников формирования, у учащихся, интереса к изучению мировой художественной культуры. Это действенный способ разрешения противоречий между разрушением мировоззренческих ценностей в реальной жизни и необходимостью выработки у подрастающего поколения нравственных приоритетов. Знакомясь с культурным наследием разных цивилизации и осваивая их духовно-нравственные основы, школьники учатся более критично оценивать ценности текущего времени.

В данном разделе собраны наиболее интересные для исследования учащимися темы проектов по ИЗО .

На страничке представлены темы исследовательских работ по ИЗО , которые охватывают древнее и современное изобразительное и декоративное искусство, древнегреческое искусство, живопись, граффити, скульптуру, дизайн, керамику.

Также предлагаются , которые предполагают рассмотрение творчества выдающихся художников и скульпторов, знакомство с узорами и украшениями различных народностей, с интересными техниками рисования.

Темы проектов по рисованию можно подобрать для любого класса школы, их можно изменять и расширять на свое усмотрение.

Темы проектов по изобразительному искусству

Интересные темы проектов по изобразительному искусству:

"Быстрые" техники рисования.

Абстрактная живопись нидерландского художника Питера Корнелиса Мондриана.

Абстракционизм Василия Кандинского.

Абстракционизм, как направление нефигуративного искусства.

Аквогрим (рисование специальными красками масок животных). Актуальные формы современного искусства (инсталляция, хепенинг, перфоманс и др.).

Аналитическое искусство русского художника Павла Филонова.

Аппликации на мифологические сюжеты в чернофигурном стиле.

Библейские сюжеты в живописи.

Библейские темы в искусстве.

Благоустройство школьной территории по мотивам сказок.

Божественный и многоликий Сальвадор Дали.

В каждой картине есть главные герои.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Взгляд на аналитическое искусство.

Взгляд на символику

Виды декоративного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Визитная карточка нашей области.

Витражи. Краски осени. Витражная роспись.

Волшебные цветы в детских сказках

Волшебство в бумажном завитке.

Волшебство красок.

Времена года в живописи.

Геометрические фигуры в дизайне тротуарной плитки.

Геральдика. Геральдика: соцветие истории, искусства и знаний.

Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках.

Героическая тема в произведениях русского искусства.

Гжельское чудо.

Городецкая роспись

Граффити — искусство или вандализм?

Декор - человек, общество, время. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире.

Деревня - деревянный мир

Дизайн - искусство нового облика вещей.

Древнегреческий сосуд.

Дымковская игрушка

Жанры в изобразительном искусстве.

Жизнь и творчество местных художников.

Жизнь Иисуса в произведениях изобразительного искусства.

Закономерности в узорах.

Замечательные воины Древней Греции в рисунках.

Золотая русская изба

Идеал личности в портретах И. Крамского.

Из чего же, из чего же сделаны эти краски

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Изобразительное искусство, рожденное Октябрем.

Темы проектов по ИЗО

Интересные темы проектов по ИЗО для учащихся:

Интерьер крестьянского дома.

Искусство в жизни человека.

Искусство графики и его художественные возможности.

Искусство Древнего Китая.

Одежда людей разных сословий.

Искусство рисования манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Искусство ручной росписи ткани.

Использование сухих листьев в живописи.

Исследование натуральных пищевых красителей в рисовании.

Исторический жанр в русском изобразительном искусстве.

История жизни фараона Древего Египта в рисунках.

Керамические изделия.

Классическое элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Кляксография. Что это?

Кубизм, как авангардистское направление в изобразительном искусстве.

Культурное и этническое многообразие моего города.

Культурный вопрос в первобытном мире.

Ладонная и пальчиковая техника живописи.

Леонардо да Винчи — художник и ученый.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Лубок - живое народное искусство.

Магические узоры.

Массовое и элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Мир вокруг меня в разной технике изображения.

Мир грез и фантазий в творчестве художника Виктора Эльпидифоровича Борисова - Мусатова.

Мир наших вещей.

Натюрморт

Мир творчества художника Виктора Васнецова.

Мифологические темы в искусстве.

Мозаика в наследии М.В. Ломоносова.

Мой любимый художник.

Мои сочные краски.

Мотив дороги в творчестве Ф. Васильева.

Направление русского авангарда - футуризм

Народная одежда - образ мира.

Народное творчество Севера.

Народные праздничные обряды.

Народный костюм. История костюма. Народный праздничный костюм.

Насколько белым в действительности выглядит снег и как передать его вид в зимнем пейзаже, используя возможности гуаши.

Натюрморт. Возникновение и развитие жанра.

Невероятные краски

Нетрадиционная техника рисования природы

Нетрадиционные приемы рисования животных

Нетрадиционные способы и приемы рисования

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве.

Эбру и суманагаши.

О чем говорят наскальные рисунки первобытного мира.

О чем расскажут рисунки на стенах усыпальницы фараона.

О чём рассказывает цвет

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Образ птицы: от мифа к искусству

Обрядовое значение соломы.

Объём - основа языка скульптуры.

Он мне ближе всего из художников.

Оригинальные способы рисования.

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.

Павел Федотов и художники его времени.

Пасхальные традиции русского народа.

Пейзаж. Возникновение и развитие жанра.

Первые в России футуристы художники братья Бурлюки. Пикассо, как основатель кубизма.

Пластилиновые фантазии Полезность вещей в доме.

Портрет человека. Возникновение и развитие жанра.

Посетитель в современном музее: портрет в перспективе.

Православная икона

Приемы работы тушью и их выразительные возможности.

Природа и художник (образы природы в пейзажах художников).

Прогулки по моему городу.

Проектирование предметной среды. Дизайн интерьера кухни.

Произведения искусства в семьях учащихся.

Промыслы нашего края Путешествие в мир красок весны.

Путешествие по древним городам России. Архитектура.

Разноцветный мир (Жанры изобразительного искусства).

Реальность жизни и художественный образ.

Рисование графическими материалами

Родная природа в творчестве Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана.

Рождественская открытка

Роль художественных народных промыслов в современной жизни.

Романтик страсти и печали. Портретное творчество К. П. Брюллова.

Роспись по камню

Русская крестьянская изба

Русская матрешка Русские красавицы

Русский скульптурный портрет XVIII-XIX века.

Русь древняя, средневековая, национальное своеобразие архитектуры и искусства.

Связь времён в народном искусстве Сила искусства в творчестве Модильяни.

Сказочный осенний лес

Современное выставочное искусство.

Современные российские молодые художники.

Современные техники декоративно-прикладного искусства.

Современные украинские молодые художники.

Современный музей, как важный ресурс развития города и региона.

Суперматизм выдающегося художника Каземира Малевича.

Супрематизм Суть портретного жанра в современном и классическом стиле.

Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.

Творческий путь Валентина Серова. Творчество В. Сурикова. Творчество И.И. Левитана Творчество И.И. Шишкина

Творчество любого художника от эпохи Возрождения до наших современников.

Творчество Ф.А. Васильева.

Творчество художника Каземира Малевича

Творчество художника Тулуз Лотрека

Терракотовые статуй китайского императора

Техника "Водяная печать"

У истоков греческой скульптуры.

Удивительные изделия из гобелена.

Удивительные изделия из металла.

Удивительные изделия из стекла.

Узоры в Древней Греции.

Узоры в Древней Руси.

Узоры в Древнем Египте.

Узоры в Древнем Риме.

Узоры в истории нашего края.

Узоры в оформлении книг.

Узоры на зданиях.

Узоры на одежде.

Узоры на оружии.

Узоры на посуде.

Футуризм

Художественная культура Японии

Художественная роспись по стеклу

Художественная специфика венецианской живописной школы.

Художественная специфика умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.

Художники- футуристы

Цвет и символ в архитектуре и дизайне.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Что обозначают рисунки на одежде?

Что такое авангард?

Чудо - тесто.

Шедевры Высокого Возрождения.

Эбру - рисование на воде.

Элитарное и массовое изобразительное искусство для современного зрителя.

Эмблема моего класса.

Эти загадочные наскальные рисунки.

Это черный квадрат какой-то.

Я рисую на компьютере

Языческая символика в народных промыслах.

Японский сад.

Яркие краски лубка.

Темы проектов по изобразительному искусству

В данный раздел включены темы проектов по МХК , не вошедшие в списки тем для 7-11 классов. На странице предлагается выбрать темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Темы проектов по МХК по классам:

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов.

(откроются в новом окне)

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Арканджело Корелли.

Архитектура Древнего Египта.

Архитектурные памятники города, в котором я живу.

Архитектурный модерн одного из городов России

Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)

Боевые воинские искусства

Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи. В. А. Серов «Девочка с персиками»

Венецианская маска.

Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.

Влияние венецианских масок на образы современной моды.

Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси

Волшебное искусство амигуруми.

Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.

Готическое искусство

Греческий театр.

Декор положения человека в обществе.

Греческая вазопись.

Древнерусская иконопись

Египетский стиль в современном интерьере.

Живопись С. Дали и театр абсурда.

Живопись эпохи "передвижников".

Жизнь Иисуса в произведениях искусства.

Идеал красоты в разные эпохи

Из истории французского костюма.

Импрессионизм. Огюст Ренуар Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство доколумбовой Америки.

Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.

Комната моей мечты

Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX - начала XX века

Культура античности Культура восточного танца Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.

Культура и искусство Византии Культура и искусство эпохи Просвещения.

Майолика эпохи Возрождения

Может ли искусство быть оружием

Музеи Европы Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции. Музеи России. Музеи Украины. Музей в современной социокультурной ситуации города.

Образ Клеопатры в кинематографе.

Образ кошки в русской культуре.

Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.

Образ солнца в народном искусстве.

Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).

Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.

Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.

Пирамиды в современной архитектуре.

Поиски фовистов и особенности их образного языка.

Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.

Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).

Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».

Прогулка по Версалю.

Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.

Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.

Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.

Романское искусство

Рыцарство

Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.

Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.

Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.

Символика украшений Древнего Египта.

Связь символики с мировоззрением египтян.

Символические образы в творчестве Врубеля.

Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.

Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.

Скульптурное убранство готических соборов.

Славянская мифология "Русская нечисть" Славянская мифология "Священные птицы"

Советская и американская культура 20-х годов XX века.

Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.

Танец богини Гуань

Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.

Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.

Художественные открытия «малых голландцев».

Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.

Экзотика Востока в произведениях Делакруа.

Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.

Разделы: МХК и ИЗО

Методическое представление

  1. Введение
  2. Методический паспорт
  3. Осуществление проекта
  4. Выводы
  5. Результат. Сценарий вечера, посвященного искусству эпохи Возрождения.

Введение

Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учащихся.

Проект по типу деятельности информационный, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, по характеру контактов - внутренний, средней продолжительности.

Методический паспорт учебного проекта.

Адресация: адресован учащимся 9 классов для более глубокого ознакомления с искусством эпохи Возрождения.

Цели образовательные и воспитательные.

  1. Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
  2. Воспитание у детей интереса к культуре, искусству эпохи Возрождения.
  3. Воспитание чувства прекрасного

Задачи учебно-педагогические.

  1. Постановка и формулировка темы своего доклада, личностная мотивация выбора.
  2. Организация деятельности учащихся индивидуальной и групповой.
  3. Формирование и развитие навыков научной и творческой работы.
  4. Сбор и систематизация материала.

Результатом явился вечер, посвященный деятелям искусства эпохи Возрождения. В работе принимали участие учащиеся 9 “В” и 8 “Г” классов.

Осуществление проекта.

Работа над проектом позволила подробно ознакомить учащихся и особенностями развития искусства эпохи Возрождения. Каждый ученик занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием материала для выступления группы. Учебный проект позволяет учитывать художественные вкусы учащихся, развивать личностную мотивацию учащихся и через нее раскрыть проблему новаторства в искусстве эпохи Возрождения.

Прошедшая в конце работы презентация подразумевала самоанализ деятельности учащихся, рассказ о том, с какими проблемами столкнулись учащиеся в ходе работы. В результате проведен вечер.

Для подготовки докладов ребята посетили Музей Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина. Работали в центральной городской библиотеке им. Горбунова, пользовались Интернетом. Работа над проектом заняла I и часть II четверти.

I этап включил в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение музея.

Роль учителя - направляющая.

II этап - поисковый. Ребята изучали литературу, собирали информацию о деятелях эпохи Возрождения. В зависимости от мотивации интереса к различным направлениям искусства эпохи Возрождения, учащиеся разделились на пять групп: “Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело”; “Возрождение в Италии. Боттичелли. Тициан”; “Возрождение в Нидерландах. Рембрандт и “Малые голландцы””; “Русское возрождение. Архитектура”; “Северное возрождение. Авторы сценария - 8 “Г”.

III этап. Исследовательская работа. Подготовка докладов. Роль учителя -- обучающая (консультационная).

IV этап . Презентация проекта прошла в форме устного отчета о проделанной работе с демонстрацией наиденных материалов, самоанализ учащихся.

V этап. Продукт проекта - вечер. Их имена в веках пребудут. На вечере вопросы викторины, составленной учителем. Ребята с легкостью отвечают на них, привлекая добытые самостоятельно знания.

Заключение.

В целом работа по проекту прошла успешно. Практически все ученики приняли участие в работе. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. Дети были вовлечены в различные виды деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

Темы искусства не возможно, как правило, в ходе одного занятия. Это связано с объективными причинами. Метод проекта позволяет построить работу по изучению тем искусства, особенно таких объемных, как “Искусство эпохи Возрождения”; “Художественная культура Древней Греции” в течение продолжительного времени в разнообразной форме: экскурсии, работа над докладами, уроки в библиотеке.

Сценарий вечера “Их имена в веках пребудут” (искусство эпохи Возрождения”).

1.Сцены из трагедии В. Шекспира “Король Лир”
2. Доклады учащихся о деятелях эпохи Возрождения.

  1. Группа “Живопись эпохи Возрождения”. Гений Мадонны Леонардо да Винчи (особенности творчества). Рафаэль Санти.
  2. Группа Живопись. Творчество Боттичелли. Многогранный талант Тициана.
  3. Группа

1. Особенности скульптуры Микеланджело.
2. Литература эпохи Возрождения. Петрарка. (Сонеты Шекспира и Петрарки)

IV. Группа. Театр Шекспира.

1. Северное возрождение. Творчество Рембрандта

V группа. Русское возрождение.

3. Викторина.

1) Конкурс “Позвольте представиться”

2) Конкурс “В поэтической мастерской”

I. Позвольте представиться.

  1. Это выдающийся итальянский поэт 13-14 вв., создатель итальянского литературного языка, оказал большое влияние на развитие европейской литературы (Данте ).
  2. Он был не только другом Петрарки, но и автором “Декамерона”, “Жизни Данте”. (Боккаччо )
  3. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком. Среди его живописных работ “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Лита”.
  4. Ваятель, живописец, архитектор, автор живописного ансамбля площадью 600 м, включая более 300 фигур “Сикстинской кипеллы” (Микеланджело )
  5. Этого иностранного художника называли и “королем живописи” и “живописцем королей”. (Тициан ).

II. В поэтической мастерской.

1. Земную жизнь пройдя до половины
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремлющий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу...

(Данте. “Божественная комедия” ).

2. Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дом тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз.

(Петрарка )

3. “А что, Джотто, - сказал он, - вдруг бы нам сейчас повстречался человек, который никогда тебя не видел, - как ты думаешь; поверил бы он, что ты - лучший живописец в мире?”

“ Я думаю, мессер, что поверил бы в том случае, если бы взглянув на вас, поверил бы, что вы умеете читать по складам”

(Боккаччо. “Декамерон ”)

4. Для мастера не может быть решенья
Вне мрамора, где прячется оно,
Пока в скульптуру не воплощено
Рукой, послушной воле вдохновенья

(Микеланджело )

5. Не занимай и не ссужай. Ссужая лишаемся мы денег и друзей.

(Шекспир. “Гамлет” ).

III. Шедевры.

  1. “Бегство в Египет” - Джотто;
  2. “Пьетта” - Микеланджело;
  3. “Давид” - Микеланджело;
  4. “Мадонна Лита” - Леонардо;
  5. “Динарий Кесаря” - Тициан;
  6. “Святой Себастьян” - Тициан;
  7. “Рождение Венеры” - Боттичелли;
  8. “Давид” - Донателло;
  9. “Сикстинская капелла” - Рафаэль;
  10. “Мадонна в кресле”
  11. “Весна”, “Зима” - Верди;
  12. Фуга - Бах;
  13. Покровский собор
  14. “Купол Святого Петра” - Микеланджело;

Использованная литература:

  1. Конан Л.Н. “Культура, человек и картина мира”.
  2. Любимов Л. “Искусства Западной Европы”.
  3. Соболев П.В, “Художественная картина мира”.
  4. “Мир Леонардо” сборник статей.
  5. “Искусство итальянского возрождения” сборник статей.