Притчи для детей. Мудрые сказки Мудрые сказки для детей читать

Меньшикова Людмила Викторовна
Мудрые сказки для детей перед сном. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях

Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шорыгиной

Белая ворона

Какого человека называют белой вороной?

Того, кто внешним видом, манерой поведения, речью или родом занятий резко отличается от окружающих. Впервые это выражение появилось в поэме древнеримского поэта Ювенала, которому принадлежат такие строки :

Рок** дает царства рабам,

Доставляет пленным триумфы.

Впрочем, счастливый такой

Реже белой вороны бывает.

Рок-то же, что и судьба.

Триумф - выдающийся, блестящий успех, торжество.

В самом деле, белая ворона - очень редкая птица. Оперенье обыкновенных ворон весьма скромное и незаметное – серое с черным. Но в животном мире порой как редкое исключение встречаются животные, окрашенные в белый цвет. Их называют альбиносами. В организме таких животных не хватает красящего вещества.

Послушайте сказку :

Субботник

Ребята! Завтра мы с вами займемся уборкой территории школы! – сказала учительница Ольга Сергеевна. – Оденьтесь по-спортивному, не забудьте взять какие-нибудь старенькие перчатки, чтобы удобно было работать : прошлогоднюю листву сгребать, мусор убирать.

Таня пришла домой и призадумалась. Как одеться на завтрашний субботник? Девочке очень хотелось помодничать в новенькой голубой курточке, которую ей недавно подарила мама. Ведь придет Витя, а девочке хотелось, чтобы он обратил на нее внимание. Или все-таки надеть старенькую джинсовку, а в голубой куртке придти в следующий раз?

Утром она выглянула в окно и увидела, что на улице солнечно и ясно.

«Надену все-таки новую курточку! Постараюсь работать аккуратно и не испачкать её», - подумала Таня.

Она завязала голубые бантики, надела красивые джинцы и яркую курточку. Покрутилась перед зеркалом и решила , что к ее наряду подойдут только новенькие замшевые туфельки.

Таня! Ты почему такая нарядная, словно не на субботник пришла, а на праздник - удивилась подруга Вера. – Лучше было бы надеть что-нибудь другое , а то запачкаешь новую куртку!

Я хотела старенькую джинсовку достать с антресолей, но не нашла её!- соврала девочка.

Ребята взяли грабли, метелки и стали собирать листья в большую кучу и подметать дорожки. Таня чувствовала себя неловко : боялась испачкаться.

Красиво, конечно, - заметил Миша, пробегая с тачкой, полной листвы. – Но выглядишь ты Танюша, как бела ворона!

Девочке стало обидно. Ей хотелось работать со всеми, бегать, возить тачку, шутить, но из-за новой куртки приходилось стоять в стороне.

Надо вам сказать , что посмотреть, как дружно трудятся ребята в саду, прилетела ворона. Да не простая, а белая! Она спряталась в дупло старого дерева, и её никто не заметил.

Ворона внимательно наблюдала за тем, как идет уборка, и увидела, что Таня грустит.

Уж кто-то, а эта птица прекрасно знала, как неприятно оказаться белой вороной среди других, обыкновенных ворон! А так как она была не просто белой вороной, а вороной-волшебницей, то тихонько прошептала заклинание и, о чудо на Тане оказались старенький ждинсовый костюмчик и кроссовки.

Таня удивленно оглядела себя и, честно говоря, очень обрадовалась. В старом костюме ей было очень удобно.

Девочка тут же схватила стоявшие рядом грабли и стали сгребать листву.

Вот и молодец, что переоделась ! – похвалила Таню Ольга Сергеевна. Тут и Витя подошел, и дети стали дружно грузить листву в тачку.

1. Что организовала учительница с детьми ?

2. Чем должны заниматься дети?

3. Как оделась на субботник Таня?

4. Удобно ли ей было работать в нарядной одежде?

5. Можно ли назвать Таню белой вороной? Объясните это выражение .

6. Кто помог Тане и дал ей рабочую одежду?

Публикации по теме:

Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.

Родители наших воспитанников с большим интересом и ответственностью отнеслись к нашей просьбе принять участие в подготовке совместных.

Цель: Повысить информационный уровень родителей. Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очередной материал из цикла семейная гостиная.

Конспект игры-ситуации «Перед сном» для детей младшей группы Тема игры – ситуации «Перед сном» Задачи. Вовлекать детей в ситуацию сюжетно-ролевой игры; учить взаимодействовать с куклами; учить детей.

Консультация для родителей «Лексико-грамматические игры перед сном» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

«Мамы разные нужны, мамы мудрые важны». Авторы: Ильина Анна Ивановна, Соколянская Наталья Александровна, воспитатели второй младшей.

Перед вами одна из сказок, собранных в хрестоматии педагога Ситниковой Нины Вячеславовны собраны сказки, используемые на занятиях с детьми по разделу духовно-нравственного воспитания в рамках ее авторской программы «Декоративно-прикладное творчество для младших школьников. Введение в русскую культуру». Вопросы и комментарии к сказкам помогут глубже понять нравственное значение той или иной сказки, красоту и многообразие окружающего мира, познать себя. Хрестоматия адресована воспитателям, педагогам, работающим с детьми разного возраста, гувернерам, родителям и, конечно, детям.

Рождественская ночь. С. Лагерлёф.

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она, была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:

«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался:
- Добрые люди, помогите мне! - говорил он. - Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.
Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины. Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая - за руку, третья - вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.
Человек хотел подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:
- Почему не пошевелились овцы? - спросила я бабушку.
- Это ты узнаешь, немного погодя, - ответила бабушка и продолжала рассказ:
«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:
- Бабушка, почему палка не ударила человека? - спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.
«Человек подошел к пастуху и сказал ему:
- Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.
Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.
Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.
- Возьми сколько тебе надо, сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие угли.
Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:
- Возьми, сколько тебе надо!

Он со злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И угли не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие угли, а орехи или яблоки».
Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:
- Бабушка! Почему не обожгли угли человека и не прожгли ему плащ?
- Ты скоро это узнаешь, - ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
«Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
- Что это за ночь, спрашивал он сам себя, - в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяется и огонь не жжет?

Он окликнул незнакомца и спросил его:
- Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
- Я не могу тебе этого сказать, если ты сам не увидишь, - ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.
Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.
Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.
Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеч мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкуру, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.
Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они Держат в руках арфы и громко поют, славословят родившегося в эту ночь Спасителя мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.
Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

Тут бабушка вздохнула и сказала:
- То, что увидел пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.

И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:
- Заметь, себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.


© Все права защищены

Здравствуйте дорогие родители, педагоги и воспитатели!

Сказки ... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это дожны быть добрые сказки . Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Народные сказки... Мы предлагаем вам собрание из 100 сказок народов мира. Кроме этого нами написано более 900 сказок, легенд и притч о доброте и мудрости, о тайнах мироздания и красоте природы, о красках и музыке, о разных профессиях и мастерах своего дела, о логике и красоте математики, об уникальности родного языка. Словом, обо всем, что окружает наших детей, и что им предстоит постичь.

В наших книгах не только сказки. В них сотни игр, вопросов и заданий. Очень важно после чтения сказки обсуждать с детьми глубокие жизненные проблемы, затронутые в ней.

Если вы хотите, чтобы дети умели думать и свободно выражать свои мысли, слушать и задавать вопросы, как можно чаще беседуйте с ними и вы будете поражены мудрости наших детей.

Предлагаем вам 100 сказок из нашей коллекции:

«Сказки разных народов мира о смысле жизни»

Сказки русские, английские, дагестанские, болгарские, финские, немецкие, китайские, японские, узбекские, казахские, молдавские, украинские, русские, вьетнамские, армянские, башкирские, грузинские, арабские, греческие, датские,сказки народов Бирмы, по мотивам фольклоров американских индейцев и др.

Орел в голубином гнезде

Английская народная сказка

Ах, что это такое? - воскликнула голубка, когда что-то упало с неба в ее гнездо и чуть не сшибло с ветки маленьких Биля и Ку, которые сидели, раздумывая, решатся ли они когда-нибудь полетать.

Это очень безобразная птица, мама, - сказал Биль, один их голубят, глядя во все глаза на страшного незнакомца.

У него нет перьев, и он кажется таким печальным, испуганным. Приласкай его, мама, - проворковала маленькая Ку, необыкновенно добрая голубка.

Бедный птенец, он, кажется, ушибся и испугался, но он такой большой и такой дикий! О, он совсем не походит на других птенцов, мне даже немного страшно подойти к нему, - сказала голубка, испуганно заглядывая в гнездо.

Это был действительно странный птенец. Несмотря на свой юный возраст, он занимал целое гнездо и, хотя от ушиба почти не мог дышать, смело смотрел на всех своими золотистыми блестящими глазами, нетерпеливо хлопал ушибленными крыльями и открывал изогнутый клюв, точно собираясь кого-то укусить.

Птенец голоден, - сказал Биль (у него у самого был хороший аппетит, и он любил плотно поесть).

Отдай ему ту хорошенькую ягоду, которую ты принесла для меня, - сказала Ку, всегда готовая всякому помочь.

Голубка поднесла птенцу спелую ягоду клубники, но он не захотел съесть ее и крикнул так громко и свирепо, что нежные голуби задрожали на своих розовых лапках.

Я полечу к совушке, попрошу ее посмотреть на нашего гостя и объяснить, что это за птица и как нужно ухаживать за ней.

Голубка заботливо усадила своих детей в соседнее пустое гнездо и улетела. Биль и Ку сидели неподвижно и с любопытством смотрели на незнакомую птицу, которая кричала, хлопала крыльями и сверкала своими золотистыми глазами.

О, да это орленок, - сказала сова. - Вам лучше всего вытолкнуть его из гнезда, потому что, как только он вырастет, он съест всех вас или улетит, не подумав поблагодарить вас за все ваши заботы.

Я не могу выгнать из моего дома бедного птенца. А может быть, оставив орленка и ласково обращаясь с ним, я заставлю его полюбить нас и почувствовать себя счастливым у нас? Конечно, когда он будет в состоянии сам заботиться о себе, я отпущу его, - сказала голубка.

Если кто-нибудь может сделать это, то именно вы, - проговорила сова. - Только вы знаете, как трудно укротить хищную птицу, орлы же очень хищные. Это царский орел, самая красивая птица из всех, он, вероятно, жил в каком-нибудь гнезде в горах. Не могу представить себе, как он попал к вам. Но это случилось: орленок у вас, он голоден, еще не одет перьями, и вы можете поступать, как хотите. Только помните: кормите его червяками и гусеницами и, если возможно, укротите его.

Сова быстро улетела. Она ненавидела свет, кроме того, ей не хотелось больше разговаривать. Она считала, что голубка поступит глупо, если оставит у себя орленка.

Пусть он отдохнет у нас, а потом отошли его прочь, - сказал голубь, который был очень осторожный.

Нет, нет, мама, оставь здесь орленка, люби его и сделай его добрым. Я знаю, что он не захочет обидеть нас, - воскликнула маленькая Ку.

Я подумаю об этом, мои дорогие. Теперь же нужно принести ему поесть, - сказала голубка и улетела.

Голубка была очень добрая и умная птица с твердым характером. Когда она решалась на что-нибудь, то уже никогда не изменяла своего решения. Вскоре она вернулась и принесла в клюве толстого жирного червяка, ее приемыш быстро проглотил его и стал кричать, требуя нового корма. Доброй голубке пришлось девять раз летать взад и вперед, прежде чем орленок наелся. Ей хотелось накормить его досыта. Наконец орленок спрятал голову под крыло и проспал целый час. Проснулся он в хорошем настроении и начал отвечать на вопросы пронзительным и резким голосом, совсем непохожем на нежное воркование голубей.

Как тебя зовут, мой дорогой? - спросила голубка.

Меня зовут Золотой Глаз, но папа называет меня просто Золотой.

А где ты жил, голубчик?

Далеко-далеко, в горах, посреди облаков, в гнезде, которое было гораздо больше этого.

Зачем же ты оставил его, мой милый?

Моя мама умерла, и когда папа был на ее похоронах, злой ястреб схватил меня и унес, но я так сильно клевал его, что он меня бросил. Так я очутился здесь.

Ай-ай-ай, какая печальная история, - со вздохом сказала голубка.

Биль посмотрел, нет ли поблизости ястреба, а Ку смахнула левым крылом слезинку, подскочила поближе к гнезду и сказала:

Пожалуйста, мама, оставь у нас Золотого, ведь у него нет матери, и он не может вернуться к себе домой. Мы будем очень-очень любить его, и я надеюсь, что ему понравится жить у нас.

Да, дорогая, я без всякого страха оставлю у нас Золотого. Орлы - благородные птицы, и если я буду хорошо обращаться с этим бедным орленком, может быть, его семья ради нас пощадит маленьких птичек.

Я охотно останусь здесь, пока не научусь летать. И я скажу моим, чтобы они не трогали вас, потому что вы - добрые птицы, и я вас люблю, - сказал Золотой и протянул голубке клюв, чтобы поцеловать ее. Орленку было приятно, что она похвалила его породу, да и кротость новых друзей тронула его.

Лесные птицы поочередно прилетали посмотреть на приемыша голубки, и все в один голос твердили, что он доставит ей много хлопот. Действительно, было ясно, что при упрямстве и резкости Золотого с ним будет трудно ладить. Однако мамаша-голубка не прогнала орленка, и хотя он часто приводил ее в отчаяние, она все же любила своего приемыша и верила, что рано или поздно при помощи любви и терпения, ей удастся укротить его.

Ее собственные дети не доставляли ей никаких хлопот. Правда, Биль любил поступать своевольно, но стоило ей сказать: «Сын мой, сделай так, как я приказываю, потому что это будет мне приятно», и он сейчас же уступал. А кроткая Ку так любила мать, что одного взгляда голубки было достаточно, чтобы остановить и предупредить ее.

Но, Боже ты мой, сколько мучилась голубка со своим приемышем. Если Золотому не давали того, чего ему хотелось, он кричал и клевался, требовал, чтобы ему приносили для еды только то, что ему хотелось, а если ему отказывали в этом, он кидал свой обед на землю, а потом целыми часами сидел нахохлившись. Он насмехался над Билем и Ку, важничал перед другими птицами, которые прилетали к нему в гости, всем и каждому твердил, что он не простой орел, а царский, что он когда-нибудь улетит ввысь и будет жить среди облаков со своим царственным отцом.

Но несмотря на эти недостатки, крылатые обитатели леса любили Золотого, потому что у него было много и привлекательных качеств.

Он жалел каждую обиженную птичку, был очень великодушен и отдавал все, что ему принадлежало. Когда молодой орел бывал в хорошем расположении духа, он сидел, гордо выпрямившись, как настоящий царь, и рассказывал сказки голубям и их приятелям, которые любили его слушать и смотреть на него. Золотой очень похорошел: его пух заменили красивые перья, его чудные золотистые глаза ярко блестели, и он научился говорить мягко, а не кричать, как орлы, которым приходится громко звать друг друга там, на высоте, где бушуют ветры и гремит гром.

Когда орленок упал, он сильно повредил одно крыло, и голубка тогда же подвязала его кусочком виноградного уса, чтобы оно не волочилось и не ослабело. Другое крыло Золотого уже давно сделалось сильным и могло работать в воздухе, а на ушибленном все еще лежала повязка. Умная и добрая голубка не хотела, чтобы орленок, поняв, что его крыло зажило, улетел слишком рано.

Золотой очень изменился, и хотя он мечтал увидеть отца и вернуться домой в горы, он полюбил голубей и чувствовал себя счастливым с ними.

Однажды, когда он сидел один на сосне, мимо него пролетел коршун. Коршун увидел орленка, остановился и спросил его, что он делает один на дереве. Золотой рассказал ему свою историю. Дослушав до конца, коршун смешливо заметил:

Ах ты, глупая птица! Сорви с крыла повязку и лети со мной. Я помогу тебе отыскать твоего отца.

Эти слова взволновали Золотого. Когда же коршун сильным клювом сорвал повязку с крыла молодого орла, Золотой взмахнул крыльями и почувствовал, что они здоровы.

С криком радости Золотой взвился вверх, он стал парить в воздухе, описывая широкие круги и стараясь научиться держаться неподвижно, спускаться и взлетать, как это делали другие орлы. Коршун показывал ему, как летают хищные птицы, хвалил его, льстил ему, он надеялся заманить орленка в свое гнездо, а потом отыскать отца Золотого и, вернув ему сына, заслужить милость царя птиц.

Голубка, Биль и Ку прилетели домой и увидели, что гнездо опустело. Они встревожились, и тогда коноплянка сказала им, что Золотой улетел с коршуном.

Что я вам говорила? - крикнула сова, глубокомысленно покачивая круглой головой. - Ваша доброта и все труды пропали даром. Я уверена, что вы никогда больше не увидите этой неблагодарной птицы!

Розовой лапкой голубка смахнула слезы с блестящих глаз и кротко сказала:

Нет, моя дорогая, любовь и заботы не пропадают даром. Даже если Золотой никогда не вернется к нам, я все же не перестану радоваться, что обращалась с ним, как мать. О, я уверена, что он никогда нас не забудет и сделается добрее и мягче оттого, что пожил в голубином гнезде.

Ку стала утешать голубку, а Биль вспорхнул на верхнюю ветку сосны в надежде увидеть беглеца.

Мне кажется, я вижу, как наш Золотой летит с этим злым коршуном, - сказал он. - Жаль, что у него такой опасный товарищ. Коршун научит нашего друга чему-нибудь дурному и, может быть, станет жестоко обращаться с ним, если Золотой не захочет его слушаться.

Биль приподнялся на цыпочки, вглядываясь в две черные точки, видневшиеся на синем небе.

Давайте все вместе кричать, ворковать, петь и свистеть, может быть, Золотой услышит нас и вернется. Я знаю, он нас любит. Несмотря на гордость и своенравие, он добрая птица, - сказала голубка и начала ворковать изо всех сил.

Остальные птицы зачирикали, засвистели, защебетали, запели и закричали. Весь лес наполнился этой музыкой, и слабый отзвук долетел до того облака, в котором купался Золотой, стараясь смотреть прямо на солнце. Он уже устал. Коршун сердился на молодого орла за то, что тот не хотел лететь к нему в гнездо, а желал тотчас отправиться на поиски своего отца. Коршун принялся бить Золотого клювом и браниться. И вот, когда пение лесных птиц донеслось до орленка, ему показалось, что он слышит слова: «Вернись домой, дорогой, вернись к нам. Мы все ждем тебя, все ждем!»

Какая-то сила заставила Золотого повернуть к земле, он стал быстро спускаться. Коршун же не посмел лететь за ним, потому что увидел фермера с ружьем и понял, что этот человек застрелит его, вора, часто кравшего у него цыплят.

Золотой был рад, что он избавился от коршуна, и с удовольствием вернулся к своим друзьям, которые встретили его с радостными криками.

Я так и думала, что мой дорогой не бросит нас, не простившись с нами, - проворковала голубка-мать, нежно приглаживая взъерошенные перья молодого орла.

Мне кажется, милая мама, что ты не только обвязала нитью мое крыло, но и приковала к нашему гнезду мое сердце, - сказал Золотой, подсаживаясь поближе к белой грудке, полной такой большой любви к нему. - Я буду улетать и возвращаться и рассказывать все, что со мной случится. Если же я встречу отца, я не улечу к нему, не простившись с вами и не поблагодарив тебя от всего сердца.

Золотой остался в голубиной семье, он стал сильным и красивым. Теперь на его голове были золотистые перья, его глаза ярко сверкали, а широкие крылья без труда поднимали его в небо, и там он, не мигая, смотрел прямо на солнце. Он стал настоящим орлом, бесстрашным, прекрасным, гордым. Но Золотой по-прежнему любил кротких голубей. Возвращаясь издалека, он садился на старую сосну и рассказывал своим друзьям обо всем, что он видел на зеленой земле и в голубом небе. Голубям и другим лесным птицам никогда не надоедали его рассказы. Они сидели тихо, не шевелясь, устремив на него свои круглые глаза. Все они восхищались им и любили его, потому что, несмотря на силу, Золотой никогда не обижал их и, когда к лесу подлетал коршун, прогонял его, таким образом охраняя лесных птичек. Они называли его лесным принцем и надеялись, что он навсегда останется с ними.

Однако з олотой тосковал по дому на вершине горы, по своему отцу, и чем старше становился он, тем сильнее была его тоска, потому что он жил не так, как должна жить птица, рожденная для гор и облаков, для борьбы с бурями и для высоких полетов под солнцем. Но он скрывал свою тоску.

Однажды Золотой залетел очень далеко и опустился на небольшой утес, чтобы отдохнуть. Неожиданно невдалеке от себя он увидел на камне огромного орла, смотревшего вниз, на землю, своими зоркими глазами, точно стараясь отыскать там что-то. Золотой никогда не видел такой царственной птицы и решил заговорить со своим гордым соседом.

Старый орел с интересом выслушал молодого орла, и не успел Золотой закончить, как он громко вскрикнул от радости:

Ты - мое потерянное дитя! Я повсюду искал тебя и уже начал думать, что ты умер. Здравствуй же, мой смелый сын, принц воздуха, радость моего сердца!

Золотой почувствовал, как большие орлиные крылья обняли его, как царственные золотистые перья прижались к его перьям. Блестящие глаза орла с любовью смотрели на него. Царь птиц долго рассказывал ему о его красавице-матери, о его новом доме, о друзьях, которые ждали Золотого, чтобы познакомить его со свободной жизнью.

Молодой орел с наслаждением слушал, но когда отец захотел увести его с собой тотчас же, он ответил ласково, но твердо:

Нет отец, я должен проститься прежде всего с милыми, добрыми птицами, которые заботились обо мне, когда я был жалким, беспомощным, злым птенцом. Я обещал им это и не хочу огорчать их. Я не улечу, не сказав им, как я счастлив, и не поблагодарив их за все.

Да, ты должен это сделать. Передай им и мою благодарность. Кроме того, отнеси голубке вот это перо и скажи ей, что ни одно летающее существо не посмеет причинить ей вреда, пока у нее будет этот царский подарок. Торопись, сын мой, и вернись как можно скорее, потому что я не могу надолго расставаться с тобой.

Золотой спустился к сосне и рассказал все своим друзьям. Хотя голуби были очень огорчены предстоящей разлукой с ним, они решили, что все это к лучшему, потому что настоящее место Золотого было возле его царственного отца. Кроме того, сами они, как и другие перелетные птицы, уже собирались улететь на зиму на юг, им все равно пришлось бы расстаться с ним, потому что орлы любят снег, ветер, бури и не улетают осенью в теплые страны.

Остальные лесные птички обрадовались, узнав, что Золотой нашел отца. Когда наступила пора ему улететь, они все собрались, чтобы проститься с ним. Голубка очень гордилась подаренным ей золотым пером. Биль и Ку почувствовали себя храбрыми, как львы, когда она воткнула перо в свое гнездо, точно знамя. У птиц считалось большим почетом иметь такой подарок от царя.

Лес наполнился звуками прощального концерта. Всякий, кто мог хоть как-нибудь петь, принял в нем участие. Даже сова закричала, и хриплые вороны закаркали. В воздухе жужжали комары, а в траве сверчки трещали, как сумасшедшие, и вот после долгого прощания Золотой взмыл в воздух. Он поднимался все выше и выше, теряясь в небесной лазури, но под своим крылом он спрятал маленькое белое перышко, последний подарок приемной матери-голубки.

Уроки кроткой птицы всю жизнь помогали ему управлять своей волей, быть поддержкой отца и гордостью высоких гор. Поистине, он сделался самым благородным орлом, который когда-либо обращал свои золотые глаза к солнцу.

Вопросы и задания к сказке:

Почему голубка не послушалась предупреждений лесных птиц и не прогнала орленка?

Как она воспитывала своих детей и орленка?

Подтвердите примерами из своей жизни, что любовь и заботы не пропадают даром?

Как вы думаете, каким бы стал орленок, если бы голубка не выдержала его своенравного поведения и прогнала его?

Представьте, что лесные птицы выбрали своим царем Золотого. Расскажите о его правлении.

За что голубка полюбила Орленка? Какие хорошие качества она в нем увидела?


Где бы ни было, а все же было: жили на свете два брата, один богатый, другой — бедный.

У бедного всего хозяйства — пара бычков-годовичков. Он на них возил из лесу дрова, тем и жил и восьмерых детей кормил.

Пошел он раз в лес, жена ему в торбу положила кусок ржаной лепешки. Оставил он торбу возле телеги, а сам пошел дрова рубить.

Наработался, проголодался, хвать — а в торбе пусто.

— Знать, сильно голодный тот был, кто на такой хлеб польстился, — промолвил бедняк. — Пусть же пойдет ему мой хлеб на здоровье.

Тут откуда ни возьмись появился перед ним оборванный хлопчик:

— Буду я тебе слугой.

— А на что ты мне? У меня и своих восьмеро. И тех не знаю, как прокормить.

— Обо мне, человече добрый, не заботься. Я тебе столько хлеба заработаю, что через год станешь ты богаче своего брата.

Подумал, подумал бедняк и согласился.

Взялись они вдвоем дрова рубить. Нагрузили воз, бедняк только запряг, а слуга ему:

— Мало нагрузили, нужно бы добавить.

Ой, хватит и этого, — вздыхает человек. — Бычки ж слабые.

— Они не потянут, я потяну.

— Куда тебе тянуть, и без того в чем только душа держится. Все же думает: «Кто его знает, а может, и потянут бычки». Нагрузили воз так, что дальше некуда. Пока была ровная дорога, бычки еще так-сяк тянули, а как пришлось в гору, то и совсем стали.

— Ведь говорил же я, не потянут!

— Выпрягай, человече, бычков, я сам повезу!

— Как ты повезешь, если и бычки не тянут?

— Мне это не груз, а забава, — отвечает хлопчик. Ухватился за дышло и вытянул воз на гору.

На такой большой воз сразу нашелся покупатель. Утром говорит ему слуга:

— Дай мне, человече, цеп.

— А на что он тебе? У нас и молотить нечего!

— А вон та фасоль плохо обмолочена.

— Где там плохо, и зернинки не осталось.

— А бот увидишь, сколько я еще вымолочу! Давай-ка цеп да иди по своим делам.

Ушел бедняк.

А слуга как начал бить цепом сухие плети под овином, оттуда сразу выскочил пузатый поп, что к хозяйке тайком захаживал.

— Да не бей ты меня, хлопец! Тащи лучше мешок, я тебе фасоли насыплю, только никому про меня не говори.

На этом и столковались, хлопец пошел к хозяйке:

— Дайте мне, хозяюшка, мешок, да такой, чтобы больше меня был. Надо собрать фасоль, что я намолотил под овином.

Дала хозяйка единственный мешок, пошел хлопец к попу, тот и насыпал фасоли по самую завязку. Фасоли той бедняку и для семьи и на продажу хватило.

Дня через три снова говорит слуга:

— Дай мне цеп, человече, пойду намолочу пшеницы!

— Где это ты у меня пшеницу отыскал?

— Где отыскал, то не твое дело. Я намолочу и зерно принесу. Пошел бедняк за мешками к богатому брату.

— Одолжи мне, брат, мешки.

— Да зачем они тебе?

— Новый мой слуга пшеницу молотит.

Богач только посмеялся: знал, что у бедняка никакой пшеницы и в помине нет. Но мешки дал.

А слуга взял цеп, пошел за овин, где прошлогодняя солома лежала, и давай цепом колотить.

— Ой, да не бейся же ты! — снова взмолился поп из соломы. — Умей только язык за зубами держать, чтобы ни попадья, ни твой хозяин ничего не знали, а я тебе пшеницы отсыплю, сколько захочешь.

Запряг хлопец бычков и поехал к попу за пшеницей. Поп все мешки насыпал с верхом, лишь бы хлопец не проговорился.

— Смотри ты, уже и пшеничка появилась! — радуется бедняк. — И себе хватит, еще и продать можно!

— Не будем пшеницу продавать, — перечит слуга. — Я знаю место, откуда деньги мешками возить можно.

— А где ж это место?

— Это уж мое дело. Ты бычков запрягай да мешки готовь. Приехали в лес, подошли к скале. Хлопец говорит:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Отворилась пещера, вошли они, и пещера снова затворилась. Набрали золота полные мешки, хлопец снова приказывает:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Расступилась скала, вышли они с золотом, поехали домой.

— Ну, жена, — говорит бедняк, — хватит нам с тобой хребет гнуть. Сходи к брату, попроси у него мерку деньги перемерять.

Пошла беднячка к богачу.

— Одолжите, прошу вас, мерку, которой червонцы меряют.

— Откуда они у вас взялись? — насмехается богач.

— Я того не знаю, вот разве муж мой мог бы рассказать.

Дал богатый брат мерку. Перемерял бедняк золото, мерку вернул, еще и пригоршню червонцев в нее бросил. Увидел богач, что тут не шуточное дело, поспешил к бедному брату:

— Покажи только, где золото достал, отдам тебе из моего стада наилучшую корову.

Согласился бедняк. Богатый привел к нему во двор корову. Пошли они к той скале, бедняк приказывает:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Скала расступилась, богач поскорей в пещеру, давай на радостях горшком золото черпать да в мешки ссыпать. Взвалил мешки на плечи и — к выходу. Да не тут-то было: заперта пещера.

Уж как ни просил, не расступилась скала, нет из подземелья выхода. Заплакал богач, сел на мешки с золотом и не знает, что делать.

Вдруг раскрылась пещера и входят двенадцать разбойников.

— А, так это ты, ворюга, наши деньги крадешь? — и бросились на богача.

— Да я первый раз сюда вошел! — оправдывается богач.

— Нет, уж раз мы тебя изловили, живым отсюда не уйдешь! — закричали разбойники. Богач и просил, и молил — ничего не помогло: изрубили его разбойники на мелкие кусочки.

Ждет жена мужа, не дождется. Пошла к бедному брату:

— Где вы моего мужа оставили?

— В лесу возле скалы. Он в пещеру полез, а я домой подался, что там с ним случилось — не знаю.

— Покажите, где та скала.

Пришли к скале, а там от богача только кусочки разбросаны. Заломила вдова руки, запричитала:

— Что же мне теперь делать, как мне теперь быть? А бедняк ей:

— Ты у моего слуги совета спроси. Очень он хитрый да мудрый. Пошли домой, вдова богача и просит слугу:

— Присоветуй мне, человече честный, что делать: нашла я своего мужа на скале всего изрубленного-иссеченного.

— Есть, — ответил хлопец, — в лесу баба-ведунья. Может она твоего хозяина и склеить и оживить. Лишь бы только все кусочки были.

Пошла богачка с хлопцем к бабе-ведунье:

— Бабусенька, дорогая, все тебе отдам, что захочешь, оживи только моего мужа!

— Отдай все свое богатство бедному деверю, а он пусть вернет в пещеру то золото, какое взял. Тогда я твоего мужа оживлю.

Отдала богачка все свое имущество и хозяйство бедняку, а тот ей дал золото, взятое из пещеры. Отнесла богачка это золото бабке. Взялась ведунья за дело, сложила все кусочки тела к одному, окропила живой водой, еще и в рот богачу той воды налила.

Ожил богач, поднялся, а по дороге домой и говорит жене:

— И зачем ты такое натворила, все богатство отдала и ввела меня в такие убытки? Что теперь с нами будет?

— Так я ж тебя хотела живым видеть! — удивилась жена.

— А на что я теперь сдался? Разве что с сумой по миру ходить!
Вот и

Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.