Присказка зачин концовка примеры. Из рассказов о сказочниках. I. Организационный этап

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка - это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: "в некотором царстве, в некотором государстве", "золотые маковки", "стоит древо", "сказка сказывается", "море-окиян" и многие другие "сказочные" слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: "Жили-были..." Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

"Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!" - традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: "Живут-поживают да добра наживают!", "Так часто бывает!", "Живут, хлеб жуют!". Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую между собой. Достаточно вспомнить сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Кот, Петух и Лиса", "Волк и семеро Козлят" и другие.

Звукоподражания, живой диалог между эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

Тип урока: комбинированный.

Цели учебного занятия:

  • продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира;
  • овладение учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли;
  • развитие связной речи учащихся;
  • развитие творческого потенциала школьников;
  • воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник–хрестоматия по литературе под ред. В.Я.Коровиной, тетради по литературе.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Изучение материала.

Мы с вами закончили изучение интересного жанра устного народного творчества – сказки. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сегодня вам самим предстоит выступить в роли добрых сказочников. На этом уроке мы будем с вами учиться приемам сочинительства волшебных сказок. И вновь поможет нам в этом презентация “Что за прелесть эти сказки!”. Приложение 1

1) Знакомство с особенностями построения волшебной сказки.

(Во время работы с отдельными слайдами презентации учащиеся параллельно делают записи в тетрадях по литературе)

а) Признаки волшебных сказок .

– Напомните, пожалуйста, признаки волшебных сказок. (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 12

Признаки волшебных сказок:

б) Сюжет волшебных сказок

Слово учителя: Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.

Просмотр слайда 14

(комментирование пунктов плана и запись в тетрадь)

Сюжет волшебных сказок

  1. Исходное существование запрета.

Учитель: Древний человек пытается уйти от враждебных сил, соблюдая все эти правила. Запрещение накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение его к отдельным предметам.

  1. Герои нарушают запрет.

Учитель: Нарушение запрета влекло за собой, по мнению первобытных людей, опасные последствия, человек становился жертвой сверхъестественных сил.

Приведите примеры.

Учащиеся: “Гуси-лебеди” – запрет покидать дом. Сестра нарушает запрет, братца уносят гуси-лебеди;

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – Иванушка нарушил запрет взрослых, выпил из лужицы и стал козлёночком.

  1. Последствия нарушения. (Возмездие неизбежно).
  2. Поиск спасительной магии.
  3. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
  4. Добрые герои борются со злыми.
  5. Герою приходят на помощь животные.
  6. Спасение.
  7. Герой возвращается домой с наградой.

в) Сказочные композиционные элементы .

Слово учителя: У народной сказки есть свои композиционные элементы, без них и сказка не будет сказкой. Они не только украшают сказку, помогают её запомнить, но и сохраняют важную её особенность – напевность. Что это за элементы? Вспомните. (Присказки, зачины, концовки, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, ритм, рифма и др.)

Просмотр слайда 15

– С какой целью сказочники вводят присказки, зачины и концовки? (Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности).

Присказки

Слово учителя: Сказители любят начинать рассказ забавными присказками. Очень часто используются присказки-небылицы, например: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”. Какие вы помните присказки? (Ответы учащихся)

Просмотр слайдов 16-17

(запись в тетрадь понравившихся присказок для использования в сочинении).

  1. Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  2. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  3. Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  4. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  5. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  6. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
  7. На море, на океане,
    На острове Буяне
    Стоит дуб зелёный,
    Под дубом стол
    золочёный,
    Садись, кушай,
    мою сказку слушай.
  8. А было это, голубчики, в старину,
    Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
    Тогда сказки по воздуху летали,
    Друг друга за крылышки хватали,
    А я за ними на золотом коне скакала
    Да в мешок эти сказки собирала.
  9. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать – не мешай.

Слово учителя: Чем будет в сказке “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”? Что изменится, если вместо слов “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...” мы скажем: “В некотором царстве жил царь...” или “В государстве жил царь...”? (Это зачин. Зачин в сказке необходим. Без него начало сказки стало менее интересным, менее загадочным. Нарушился сам жанр сказки).

Какие зачины вы знаете? (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 18

(запись в тетрадь понравившихся зачинов для использования в сочинении).

  1. За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  2. В некотором царстве, в некотором государстве…
  3. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  4. Жили-были…
  5. В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  6. В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки

– Приведите примеры концовок.(Ответы учащихся)

Просмотр слайда 19

(запись в тетрадь понравившихся концовок для использования в сочинении).

  1. Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  2. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  3. Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  4. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  5. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  6. Стали жить-поживать – добра наживать.
  7. И сейчас живут – хлеб жуют.
  8. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

г) Особенности сказочного языка

Слово учителя: Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Давайте вспомним особенности сказочного языка, для того чтобы и ваша сказка была музыкальна и поэтична.

Просмотр слайдов 22-23

Антитеза (противопоставление) – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Гипербола (преувеличение) – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.

Постоянные эпитеты

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая .
Постель -пуховая
Молодец – ?
Девица – ?
Травушка – ?

– На протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях – рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:

Рифма – Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером.

“Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...”

Синонимы – Не бросай меня, товарищ , друг , не покинь.

Сравнения – Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции – “На столбу написано: “В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать”;

“Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули – морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье”.

Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия (обратный порядок слов в предложении) – “Появилось на небе Солнышко , и зазеленели поля , и нежилась Земля …” “Собрался народ честной да зверь лесной”.

2) Чтение образцов волшебных сказок. Приложение 2

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание: написать сочинение (волшебную сказку).

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Беломестных О.Б., М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: “ВАКО”, 2003, 416 с.
  3. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: УЦ “Перспектива”, 1995.-373 с.
28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.

Ответ

Используем для сказывания отрывок из красивой сказки Анны Барышниковой «Как барин собакой брехал».

Жил да был злой барин в деревне, и наказал он одного мужика через суд тем, что должен был тот брехать у него собакой, вместо убитой.

Брешет мужик год, брешет второй, надоело ему брехать и решил подговорить друзей обокрасть барина.

Те воруют, мужик брешет, барин его хвалит. У на утро хвать — обокрали, снова потащил барин мужика в суд. А судья в отказ — мужик свое дело исполнял, брехал и брехал.

Повез барин мужика в столицу, а ехали лесом. Ну мужик и напугал барина медведем, да сказал, что те собачьего лая бояться.

Стал тут барин брехать как собака, аж глаза на выкате. А медведя не было, сосна только стояла.

Стал барин просить, чтобы мужик никому не рассказывал как он опозорился, а мужик не согласен.

Барин с позору удавился, а мужик вольным стал и живет добро наживает.