Правильная система ценностей. Дымина Е.В. "Мир ценностей и проблема осмысления действительности". Старое или новое

Авторы: Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.н.

В мае 2016 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Цель исследования заключалась в выявлении ценностно-мотивационных установок современной российской молодежи и ее социокультурного и гражданского потенциала.

Эксперты высказывали мнение по следующим вопросам. Отличается ли современная молодежь по своим социокультурным свойствам от старших поколений? Можно ли утверждать, что молодое поколение бесперспективно или кризисный подход в данном случае неуместен? Способны ли стать молодые люди значимым фактором возрождения страны?

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отвечая на вопросы первого блока анкеты, эксперты по одиннадцатибалльной шкале давали свою оценку различным характеристикам молодежи разных поколений. В качестве ориентиров были выбраны четыре периода - 80-е и 90-е годы ХХ столетия и два первых десятилетия ХХI века. Эти вехи являются знаковыми с точки зрения происходящих в нашей стране исторических событий и потому накладывают определенный отпечаток на социокультурные характеристики людей, чье взросление приходится на данные временные промежутки.

Молодежь 80-х годов ХХ века социализировалась еще в рамках советской модели, и, несмотря на формирующиеся уже новые веяния, являлась воспреемником советской идеологии, транслируемой как средствами системы образования, так и в СМИ.

В 90-е годы произошел резкий слом многолетних устоев, отказ от традиционной системы ценностей. Фактически, становление молодежи происходило в условиях ценностной аномии и перестройки практически всех значимых с точки зрения процесса социализации институтов. Воспитательная функция из системы образования была устранена, а семьи поставлены перед необходимостью зарабатывать деньги в условиях так называемого «дикого рынка». Началось массовое увлечение западными субкультурами и западным образом жизни.

К началу ХХI века в России воплотились в жизнь неолиберальные каноны в том виде, который должны были они принять для нашей страны с учетом положений «Вашингтонского консенсуса», предполагающего, в частности, отсутствие собственной финансовой системы, либерализацию внешней торговли, отказ от государственного регулирования экономики и т. д. Конституционный запрет на общую для страны идеологию и цензуру существенно затруднил процесс становления молодых людей в русле традиционных позитивных ценностей. Активно началась коммерциализация системы образования, а присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году повлекло за собой качественные изменения в сфере образования.

Второе десятилетие текущего века ознаменовалось яркими внешнеполитическими событиями, в связи с которыми произошли заметные изменения в риторике политических элит. Все чаще стала слышна апелляция к патриотизму, национальному самосознанию, единению. Президент даже выдвинул тезис о том, что именно патриотизм является национальной идеей в современной России. Однако существенных перемен в жизнеустройстве страны не последовало, и сознание российской молодежи, несмотря на всплеск патриотических настроений, все так же формируется в западноцентричной парадигме.

Четкие возрастные границы при определении молодежи не устанавливались намеренно, они остались подвижны, поскольку важнее восприятие ее с точки зрения процесса замещения молодым поколением старшего, то есть воспроизводства социальной структуры. В разные исторические периоды начало этого процесса может приходиться на разный возраст молодых людей и зависит от социально-политической и экономической ситуации в обществе, имеющихся возможностей самореализации, субъектного включения в общественные отношения и т. д.

Экспертам было предложено оценить различные поколения молодежи по следующим характеристикам: интеллектуальный потенциал, гражданская активность, уровень нравственности.

Согласно данным исследования, по указанным направлениям происходит выраженная деградация. Направление движения спектра хорошо видно на графиках (рис. 1–3) - качественные характеристики современной молодежи по сравнению с характеристиками молодежи 80-х годов ХХ столетия изменились в негативную сторону.

Рис. 1. Оценка интеллектуального потенциала советской и российской молодежи разных поколений (по 11-балльной шкале, где 1 - отсутствие потенциала, 11 - максимальный потенциал)

Рис. 2. Оценка гражданской активности советской и российской молодежи разных поколений (по 11-балльной шкале, где 1 - отсутствие потенциала, 11 - максимальный потенциал)



Рис. 3. Оценка нравственных качеств советской и российской молодежи разных поколений (по 11-балльной шкале, где 1 - отсутствие потенциала, 11 - максимальный потенциал)

Обращает на себя внимание то, что график, отражающий интеллектуальный потенциал современной молодежи (рис. 1), имеет два локальных макимума. Объясняться это может тем, что экспертная оценка отражает растущее расслоение в российском обществе, в ходе которого формируется две страты молодых людей - «элита», имеющая доступ к качественному образованию, и «простонародье», чей интеллектуальный уровень сильно контрастирует с уровнем первой группы.

Похожий эффект наблюдается и на графике, демонстрирующем результаты оценки гражданской активности. Часть молодежи предстает практически аполитичной, не имеющей четкой самостоятельной позиции в социальной и правовой сферах. Другая часть - активно отстаивающей собственные интересы. В контексте существующей на сегодняшний день колоссальной разницы в доходах российского населения, закономерно влекущей дифференцированный доступ, в том числе, к образовательным ресурсам (в условиях коммерциализации образования), полученный результат очень важен.

Была посчитана усредненная балльная оценка по исследуемым характеристикам поколений молодежи. Наибольшие изменения фиксируются в сфере нравственности. Бальная оценка относительно нравственного состояния современной российской молодежи оказалась почти в полтора раза ниже (т. е. хуже), чем оценка молодого поколения конца советского периода (рис. 4).

Рис. 4. Динамика характеристик молодежи разных поколений

Полученный результат релевантен данным широко известного исследования, проведенного в Институте психологии РАН, показавшего эскалацию негативных характеристик социума, начавшуюся с вхождением в неолиберальный период . Однако в данном случае речь идет о молодежи, столь резкое ухудшение социального потенциала, которой влечет за собой ускорение деградации общества, и, в контексте процесса замещения поколений, минимизирует шансы на его оздоровление.

Есть исследования, выявившие оценку молодежи представителями старшего поколения. В частности, подобные опросы проводил ВЦИОМ, в 90-е годы ХХ века осуществивший четыре волны мониторинга. Результаты получились схожими - респонденты положительно отмечали способность молодых людей быть независимыми, самостоятельными, творческими и инициативными, но указывали на деградацию образованности, дисциплинированности, стремления повысить профессионализм, перенимать опыт и т. д.

Важнейшие с точки зрения понимания социального портрета человека ценности могут быть нанесены на шкалы, отражающие степень выраженности (предпочтения) этих ценностей и их антиподов. Это делает возможным выявление ценностной матрицы той или иной цивилизации, народа, социальной группы. Сотрудники Центра Сулакшина разработали т.н.реостаты базовых ценностей:

1. труд - рента - присвоение;
2. коллективизм - индивидуализм - эгоизм;
3. нематериальные ценности - материальные ценности - накопительство;
4. инновации - консерватизм - реакционность;
5. альтруизм - рационализм - корысть;
6.терпимость - неприятие иного - человеконенавистничество;
7. сопереживание - безразличие - презрение;
8. креативность - пассивность ума - догматизм;
9. любовь, семья, дети - страсть, секс - извращения;
10. ценность человеческой жизни - пренебрежение жизнью - садизм;
11. стремление к совершенству - нетребовательность - стремление к разрушению;
12. духовное удовлетворение - физическое удовлетворение - гедонизм.

Экспертный опрос, проведенный на основе методологии ценностных реостатов, позволяет выработать ценностно-мотивационный портрет, как всего российского социума, так и отдельных его групп. По данной методике исследование проводилось в 2015 году относительно всего российского общества в целом, а в 2016 году - применительно к молодому поколению современной России. На графиках (рис. 5–16) показано сопоставление результатов этих двух исследований, из которых хорошо видна разница состояния молодежи и социума в целом.

Рис. 5. Отношение к труду (где на оси отражены следующие позиции: 1- Большинство считает, что если человек имеет возможность безнаказанно присвоить себе результаты чужого труда, он может это сделать; 6 - Большинство полагает, что человек не обязан зарабатывать себе на жизнь трудом и может жить за счет ренты (доходы от сдачи внаем недвижимости, % с капитала и пр.); 11 - Большинство считает, что каждый человек должен зарабатывать себе на жизнь только собственным трудом)

Рис. 6. Коллективные и индивидуальные цели и ценности (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Для людей имеет значение только личный успех; 6 - Большинство считает, что успех коллектива важен, но только в том случае, если он не противоречит собственным интересам; 11 - Большинство считает, что успех социума, коллектива гораздо важнее, чем индивидуальный успех)

Рис. 7. Отношение к ценностям (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что каждый человек должен стремиться к накоплению как можно большего количества материальных ценностей. Не существует понятия достаточности денег, чем их больше - тем лучше; 6 - Большинство считает, что каждый человек должен, прежде всего, стремиться обеспечить себе материальный достаток. Деньги и богатство не менее важны, чем нематериальные ценности; 11 - Большинство считает, что главное в жизни человека - нематериальные ценности. Богатство вторично)

Рис. 8. Отношение к новшествам (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что все самое лучшее уже давно придумано и от всех этих инноваций один вред; 6 - Большинство ко всем изменениям общественной жизни относится с осторожностью. Сохранность порядка для них часто лучше, чем изменчивость; 11 - Большинству необходимо постоянно привносить в жизнь общества что-то новое. Обновление - это благо)

Рис. 9. Отношение к альтруизму (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что никто не должен помогать окружающим людям, если он не имеет от этого выгоды. Любое усилие должно быть вознаграждено; 6 - Чаще считают, что каждый человек может помогать окружающим людям, если это происходит не в ущерб его личным интересам; 11 - Большинство считает, что каждый человек должен независимо от выгоды для себя помогать окружающим его людям)

Рис. 10. Степень терпимости (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство терпеть не может людей в принципе, как похожих на них, так и не похожих, считая, что в них нет и не может быть ничего хорошего; 6 - Большинству не нравятся люди, которые не похожи на них. Их раздражает нахождение в их окружении человека другого образа мыслей (веры, расы, национальности и др.); 11 - Большинство людей считают, что каждый человек должен принимать окружающих такими, какие они есть, и относиться без враждебности, даже если они не похожи на него (за исключением случаев, когда непохожесть человека вызвана моральными уродствами)

Рис. 11. Отношение к окружающим (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство людей считают, что в этом мире каждый сам за себя и выживает сильнейший. Те, кто не способен обеспечить себя, достойны презрения; 6 - Большинство считают, что человек не должен сопереживать или беспокоиться о других. Никого не должны волновать чужие проблемы; 11 - Большинство считает, что каждый человек должен сопереживать горю или жалеть других людей, даже посторонних)

Рис. 12. Отношение к творчеству (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что творчество - бесполезная трата времени. Жить нужно по установленным канонам; 6 - Большинство считает, что существуют области деятельности, где творчество не уместно и не нужно; 11 - Большинство молодых людей считают, что каждый человек в любую свою деятельность, даже рутинную, должен вносить элементы творчества)

Рис. 13. Отношение к любви, семье, детям (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что единственная цель интимных отношений - получение удовольствия в любых формах без каких-либо ограничений; 6 - Большинство думает, что семья и дети - не самое главное в жизни. Если человека влечет страсть, он может свободно вступать в интимные отношения не обязательно с намерением создать семью и родить детей; 11 - Семья и дети - самое главное в жизни. Большинство молодых людей считают, что каждый человек должен вступать в интимные отношения только по любви и для создания семьи и рождения детей)

Рис. 14. Отношение к человеческой жизни (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что мучение и убийство человека вполне приемлемы; 6 - Большинство считает, что есть вещи важнее человеческой жизни; 11 - Большинство считает, что жизнь человека (человеческая жизнь вообще, а не только собственная) - абсолютная ценность. Убийство и самоубийство не может быть оправдано ничем)

Рис. 15. Установки и стремления (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что стремление и склонность к разрушению заложена в природе человека и не следует ей противиться; 6 - Большинство считает, что человека не должен волновать вопрос о совершенствовании себя и окружающего мира. Вполне приемлемо удовлетворяться имеющимся; 11 - Большинство считает, что каждый человек должен стремиться совершенствовать себя и делать мир лучше)

Рис. 16. Отношение к удовлетворению потребностей (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство считает, что жить нужно для того, чтобы получать максимальное наслаждение от удовлетворения физических потребностей (например, стремиться к роскоши); 6 - Большинство считает, что для человека стремиться удовлетворить физические потребности (в еде, безопасности, комфорте и т. д.) важнее, чем духовные; 11 - Большинство считает, что для человека важно стремиться удовлетворить духовные потребности (в семье, дружбе, любви, созерцании прекрасного, эстетические потребности и др.), чем физические потребности)

Кроме того в данный перечень были включены такие важные характеристики, как желание изменить мир к лучшему, отношение к культуре и традициям своей страны, постановка вопроса о смысле жизни (рис. 17–19).

Рис. 17. Жизненные цели и стремления (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство испытывает сильное раздражение по поводу ситуации, складывающейся в их жизни и в мире вокруг них. Остро ощущают желание разрушить все до основания; 6 - Большинство не чувствует в себе сил и желания изменить ситуацию к лучшему; 11 - Люди, как правило, отлично знают, чего хотят, готовы изменить свою жизнь и мир вокруг к лучшему и прилагают к этому все силы)

Рис. 18. Национальное самосознание (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинство стыдится того, что живет в России, презирает эту страну, ее культуру и ценности, и хочет ее покинуть; 6 - Большинству безразлично, в какой стране жить, все зависит от конкретных условий жизни; 11 - Большинство людей гордятся тем, что живут в России, любят свою страну, ее культуру и традиции. Они уверены, что никогда ее не покинут по своему желанию, и будущее своих детей они видят только в России)

Рис. 19. Мировоззренческие установки (где на оси отражены следующие позиции: 1 - Большинству не важно ничего, кроме обстоятельств и выгоды, которые направляют и определяют их поступки; 6 - Вопрос о мире, сознании, смысле жизни, человеческих ценностях и жизненных ориентирах большинство не волнует. 11 - У большинства уже сложилась четкая система представлений о мире, сознании, смысле жизни, человеческих ценностях и жизненных ориентирах, которые определяют их поступки)

В большинстве характериограмм заметно системное смещение ценностных ориентаций молодежи. Это подтверждает состоятельность результата и тревожный тренд по существу. В результате получен ценностно-мотивационный портрет современных россиян и российской молодежи. Усредненная оценка экспертами степени выраженности вышеперечисленных ценностей в сознании представителей указанных групп представлена на рис. 20.

Рис. 20. Соответствие ценностных характеристик россиян категориальному образцу человека «идеального» (по 11-тибалльной шкале, где 1 - минимальное соответствие, 11 - максимальное)

Чем больше значения, по которым строятся графики, удаляются от единицы, тем сильнее характеристики сообщества приближаются к характеристикам «человека категориального», то есть некому идеальному образцу с максимально выраженными положительными свойствами. Как видно на диаграмме, текущее состояние российского социума вызывает тревогу по многим показателям. Очевидно, что молодое поколение значительно отличается от поколения своих родителей и, к сожалению, не в лучшую сторону. Происходит процесс расчеловечения.

Можно проследить, по каким свойствам молодежь отличается от общества в целом в большей степени, рассчитав разницу балльных оценок по каждой характеристике (рис. 21).

Рис. 21. Разница выраженности характеристик молодого поколения и общества в целом

Позитивное опережение для молодежи в правой части гистограммы скорее всего просто отражает свойства молодости. Заметнее всего специфика молодежи проявляется в оценке их отношения к окружающим. Это итоги либералистической атаки на сознание. Способность сопереживать проблемам людей утрачивается, а принцип «выживает сильнейший» начинает превалировать. Случайно ли это? Ведь именно либерализм, утверждая конкурентный подход, отличается лоббированием интересов экономически сильными субъектами. По факту, в либеральных обществах небольшие группы людей, обладающие рычагами управления ресурсами (материальными, природными, человеческими, финансовыми, информационными, военно-политическими), в угоду своим интересам перераспределяют блага в пользу меньшинства. Эта же модель воспроизводится молодежью, только уже на уровне межличностного взаимодействия.

Закономерен в связи с вышеизложенным сдвиг и в отношении к ценностям, в сфере выбора между материальным и нематериальным. Ориентация на духовность молодым поколением постепенно утрачивается, а стремление к накопительству усиливается. В эпоху либеральных рыночных отношений и массовой пропаганды культуры потребления подобный тренд спрогнозировать несложно.

Всероссийские опросы этот тренд подтверждают. Например, в ответах на вопрос «Хотели бы Вы быть богатым человеком?» абсолютно четко просматривается возрастная дифференциация. Положительный ответ дают 71% молодежи (от 18 до 30 лет), 33% людей в возрасте старше 60 лет . То есть молодежь ориентирована на материальные ценности в два раза сильнее, чем старшее поколение - разница значительная.

Третьим компонентом по степени выраженности различий между социумом и молодежью стало национальное самосознание. Косвенно этот вопрос можно проиллюстрировать проблемой снижения уровня патриотизма, которая, в первую очередь в молодежной среде, стоит крайне остро. Некоторые исследователи указывают на то, что число патриотов в стране растет, в том числе и среди представителей молодежи. Но надо понимать, что в понятие «патриотизм» каждый может вкладывать свой смысл, особенно если долгое время не было принято объяснять, что это такое, да и вообще обращаться к данной тематике.

На патриотическую риторику властей молодежь действительно откликается - если в 2000 году доля россиян в возрасте от 18 до 24 лет, однозначно заявляющих, что они не являются патриотами, составляла 23%, то в 2014 году таковых стало гораздо меньше - 14%. Однако уровень патриотизма среди молодежи ниже, чем в целом у населения. Кроме того, представления молодых людей о патриотизме существенно отличаются от тех, которые распространены в других возрастных группах. Например, каждый третий студент (31%) в 2014 году выразил уверенность, что можно быть патриотом и хотеть при этом уехать в другую страну, а 55% придерживается аналогичной точки зрения относительно имеющих двойное гражданство. Респондентам старше 60 лет принять такой патриотизм намного сложнее - таковых среди них оказалось 16% и 39% соответственно (рис. 22–23).

Рис. 22. Доля считающих, что патриотом может быть человек, который хочет переехать в другую страну

Рис. 23. Доля считающих, что патриотом может быть человек, имеющий двойное гражданство

Надо отметить, что методологически не совсем правильно сравнивать показатели общества в целом с молодежью, поскольку молодое поколение тоже является частью социума. Однако если учесть эту допущенную вольность в исследовательском подходе, то картина рисуется еще более критическая, так как различия между молодежью и старшими поколениями оказались бы еще более выраженными, а динамика негативных трендов - еще более резкой.

Отличия молодого поколения могут быть очевидны не для всех, поэтому экспертов просили конкретизировать, заметна ли разница в характеристиках молодежи и, если да, то в чем она заключается. Большинство экспертов уверены, что молодые люди по одним своим качествам опережают старшее поколение, по другим - уступают (рис. 24).

Рис. 24. Ответы экспертов на вопрос «Верно или неверно утверждать, что современная молодежь заметно отличается по своим характеристикам от старших поколений?»

«В плюс» молодежи эксперты засчитывали чаще всего мобильность, коммуникабельность, активность, обучаемость, компьютерную грамотность, владение технологиями, адаптивность и оптимизм. «В минус» - низкий уровень воспитания, нравственности, культуры, эрудиции, отсутствие опыта.

Сможет ли современное молодое поколение стать фактором обновления страны? По этому вопросу мнения экспертов разделились. Большинство избегает крайних оценок, но самый популярный ответ, тем не менее, позитивен. 44% экспертов полагают, что потенциал положительных изменений новое поколение россиян имеет, но для его реализации требуются некоторые условия (рис. 25). Эксперты конкретизировали свои ответы, и оказалось, что чаще всего в качестве такого условия выступает ценностно-идеологический фактор. Если государство возродит национальную идеологию и реанимирует воспитание традиционных ценностей, результат, скорее всего, последует положительный и страна имеет шансы на возрождение.

Рис. 25. Ответы экспертов на вопрос «Способно ли молодое поколение современной России стать фактором ее позитивного преобразования и возрождения?»

Постлиберальная идеология должна корреспондировать с традиционным ценностным пакетом россиян, чего на данный момент не происходит.

В ходе социологического исследования молодые люди отвечали на вопрос «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие ценности - далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близкими?». Такие ценности как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи, являясь важными для старшего поколения (рис. 26).

Рис. 26. Отношение молодежи к ценностям старшего поколения

Преемственность поколений не сработала (этому, в частности, способствовали деидеологизация и коммерциализация систем образования и воспитания), молодежь не усвоила органично базовые традиционные ценности, нарушилось единство системы «личность-общество», социум дезинтегрировался.

Ценностный кризис очевиден. Одна из ключевых его причин заключается в том, что общенациональная идеология, задающая ориентиры развития государства, общества и личности, не закреплена на государственном уровне, более того, конституционно запрещена. Вместо этого провозглашено идеологическое многообразие. О возрождении духовно-нравственных скреп в таких условиях говорить крайне сложно.

Не случайно эксперты, оценивая факторы, сдерживающие позитивный преобразовательный социокультурный и гражданский потенциал молодежи, на вторую позицию по значимости ставят отсутствие идеологически выстроенной молодежной политики (рис. 27). Наиболее значительным фактором выступает действующая модель школьного образования. Однако мыслить ее в отрыве от идеологического контекста невозможно. Третий по важности фактор - мода на западные ценности. И вновь это напрямую связано с запретом на общую государственную идеологию.

Рис. 27. Факторы, сдерживающие позитивный преобразовательный социокультурный и гражданский потенциал молодежи

Итак, вопрос сохранения и приумножения социального потенциала стоит перед современной Россией крайне остро. Динамика отражает выраженный тренд на ухудшение качества молодого поколения. Но, тем не менее, видно, что имеет место и некоторое насыщение этого процесса - резкое ухудшение характеристик молодежи, начавшееся в постсоветское время, в современный период сгладилось (рис. 4). Важно понимать в каком направлении продолжится развитие. Достиг ли процесс своей критической точки, после которой последует улучшение ситуации, или же это лишь временная ремиссия, влекущая за собой резкое ухудшение «симптомов».

Страшно подойти к «точке невозврата». Последовательная смена нескольких поколений людей, социальные характеристики которых ухудшаются, делают крайне затруднительным процесс возрождения нации. В свете вышеописанного ситуация в России представляется довольно серьезной, требующей серьезных изменений по множеству ключевых направлений жизнедеятельности государства и общества, качества государственного управления, активизации пассионарность нации. Важным шагом на пути преобразования страны может стать создание новой общественно-политической силы , способной консолидировать поколения на основе созидательных традиционных цивилизационно специфических ценностей.

ПРИМЕЧАНИЯ

Подать заявку на вступление в экспертное сообщество можно на сайте

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: ретроспектива и перспектива / http://www.civisbook.ru/files/File/molodeg_perspektivy.pdf

Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 21–41.

Козлова Т.З. Оценка старшим поколением молодёжи. // Философия старости: геронтософия. Серия «Symposium», Выпуск 24. / Сборник материалов конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.104–105.

Данные опроса ФОМ, 2015 год, http://fom.ru/TSennosti/12055

Данные опросов Центра Юрия Левады, ВЦИОМ и ФОМ.

Отчет кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по исследованию «Политическая активность молодежи», 2008 г.

Добрый день, дорогие читатели! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему у одних людей жизнь складывается легко и радостно, а другие как будто притягивают в свою жизнь всякого рода нелепые моменты, попадают в неприятные жизненные ситуации? Огромную роль в выборе жизненного пути и правильного следования по нему играет система ценностей человека. Это – ориентир каждого, правила и представления о нормальной жизни, работе, учебе, досуге, общении. Эти характеристики играют ключевую роль в каждом действии, намерении, поступке, а также в реакции на ситуации и даже слова людей.

Благодаря этому каждый человек точно знает, что занимает в жизни центральное место, а что не так уж и важно. Следовательно, на этом строится и модель его поведения в разных ситуациях.

Какие бывают ценности?

В зависимости от сферы, к которой относятся ценности, их можно условно разделить на:

  • культурные;
  • общечеловеческие;
  • индивидуальные.

Все ценности, кроме индивидуальных, формируются на основании мнения окружающих, а также особенностей местности, в которой родился человек, традициями и тенденциями в общении. А вот к индивидуальным ценностям относятся исключительно субъективные особенности мировоззрения индивидуума. Рассмотрим подробно каждый вид.

Общечеловеческие

К системе общечеловеческих жизненных ценностей относятся:

  • Здоровье . Наверное, для каждого здравомыслящего человека оно является неоспоримой ценностью жизни, без которой абсолютно не нужны ни материальные, ни духовные блага. Очевидно, когда у нас что-то болит, нам не нужно ничего, кроме как избавиться от недуга. Мы тратим любые деньги, сколько угодно времени и сил на восстановление привычного здорового состояния нашего организма.
  • Жизненный успех . Конечно, начинается все со школьного образования. Каждый из нас стремится хорошо учиться в школе, чтобы в будущем поступить в престижное высшее учебное заведение, а дальше – найти хорошую работу по специальности. Все это сулит нам хороший заработок и, как следствие, успешную карьеру. Мы чувствуем, что реализовались в жизни и получаем от этого удовольствие. Хотя в наши дни многие, добившись таких результатов, не выдерживают социального прессинга и прибегают к так называемому дауншифтингу – возвращению к простой жизни, подальше от густонаселенных городов и поселков и поближе к природе.
  • Семья . Для многих карьера не представляет собой никакой ценности, если этот успех не с кем разделить. Многие чувствуют необходимость трудиться и достигать результатов не для себя, а в целях заботы и обеспечения своей семьи. Ведь родные и близкие – это те, кто тебя всегда ждут, поймут, услышат. Формирование семьи у таких людей может начинаться уже со старших классов школы или с института.
  • Дети – цветы жизни. И многие живут, следуя этому принципу. Они видят в них свое отражение и продолжение. Им мы передаем свой жизненный опыт и силы, часто даже в ущерб себе. Стоит отметить, что хотя в наши дни имеет место пропаганда отказа от потомства под названием «чайлдфри», для многих дети были и остаются главной ценностью жизни.

Как итог вышесказанному важно отметить, что такая система имеет стремление к . Кто-то реализует себя в карьерном росте, кто-то – в семье, кто-то – в детях. Это все преследует одну цель – закрепление собственной значимости и трансляция ее в будущее.

Культурные


К культурным жизненным ценностям относятся:

  • творчество и ;
  • тесное общение с родственниками;
  • друзья;
  • свобода суждений;
  • и уверенность в собственных силах;
  • независимость;
  • уважение окружающих;
  • работа, отвечающая интересам;
  • смелость и мужественность;
  • ответственность;
  • реализация в творчестве и работе;
  • путешествия и т.д.

Индивидуальные

К индивидуальным жизненным ценностям относятся самые важные для каждого человека вещи. Их основа формируется в детстве благодаря окружению. Для кого-то это будет правда, честь и справедливость, для кого-то – много денег и хорошая работа, для кого-то – здоровая семья и счастье близких ему людей.

Все люди имеют свой психологический тип. Именно поэтому мы думаем и ведем себя по-разному в идентичных ситуациях, стремимся к разным целям.

Правильное формирование жизненных ценностей

Жизненные ориентиры и ценности начинают формироваться еще в раннем детстве. Процесс и результат зависят от условий, в которых находится ребенок. Ключевую роль играет, конечно же, семья, а также близкие люди и друзья, с которыми малыш проводит больше всего времени.

Никто не знает, как определить, что будет главным. Все зависит от собственных представлений индивидуума. Личностная система ценностей ребенка будет создаваться и совершенствоваться не только по его личному опыту, но и по вашим подсказкам и примеру.

Чтобы правильно сформировать жизненные ценности малыша, нужно стараться делать следующее:

  • личным примером показывать, что в жизни важно, а что можно пустить на самотек;
  • окружить ребенка добротой и пониманием;
  • смотреть и читать книги с моральным смыслом, где наказывается жадность и ложь, а поощряется честность, щедрость, правда;
  • помогать и давать советы в выборе друзей и людей, на которых стоит ровняться, подкрепляя слова сравниванием достижений этих личностей;
  • выслушать ребенка даже если он неправ, говорить с ним и давать ненавязчивые советы.

Ценности формируются с годами не только из вашего личного опыта, но и с мнений значимых для вас людей. Это могут быть как родители, так и наставники, преподаватели, школьные друзья и т.д. Это те люди, которыми вы восхищаетесь и которых безмерно уважаете.

Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов. Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей.

Как определить свои жизненные ценности?


Собственные ценности определяются в 3 шага:

  • Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что считаете важным. Неважно, насколько большой или маленький получится этот список.
  • Пересмотрите его детально и проанализируйте каждый пункт. Постоянно задавайте себе вопрос: это точно важно или без него можно обойтись? Если возникает хоть малейшее сомнение, смело вычеркивайте этот пункт.
  • Повторяйте действия из предыдущего пункта, сокращая перечень до 7-10 пунктов – это и есть ваши личные ценности.

Стоит отметить, что люди, которые отличаются веселым характером и оптимизмом, в любой ситуации стараются учитывать действие факторов, влияющих на их жизненные ценности, отсекают все лишнее. Такой подход позволяет со временем сформировать из них по-настоящему мощный механизм, диктующий направление движения в любой, даже самой запутанной жизненной ситуации.

Дымина Е.В.

"Мамочка, а когда закончится кризис?" - как- то спросила меня вернувшаяся из детского сада дочь. Так уж повелось в этом мире, что самые трудные вопросы задают дети, а мы, взрослые пытаемся ответить на них. Нам больше всего хотелось бы, чтобы мир наших детей был светлым и чистым, чтобы в нем царили любовь и радость, вера и надежда. Но как подарить это детям, если мы сами перестали ощущать свое будущее? Сможем ли мы когда-нибудь почувствовать снова уважение к самим себе, к своей культуре, к своему народу, без чего не может существовать ни одно государство?

Характеристика современной ситуации как кризисной, предполагает, что кризис может быть преодолен. В нашем менталитете заложена непреодолимая вера в то, что за холодной зимой наступит весна, за "трудной годиной"- процветание. Этому учат русские былины и сказки, об этом поется в русских песнях -"без мрака нету света, без горя нет удач." И все же современное состояние духовной культуры России не может не тревожить

В начале 90-х гг. в жизненном мире россиян произошел перелом в связи с изменением основ жизни общества. Современный мир стал сложным, взаимозависимым, быстро изменяющимся, непредсказуемым в своем развитии. Многие негативные тенденции в развитии современной культуры связаны с изменениями в экономической и социальной сфере. Никогда еще Россия и русские не переживали такого трагизма и унижения, как теперь.

И в каждом сердце, в мысли каждой-

Свой произвол и свой закон...

Над нашим станом,

Как встарь, повита даль туманом,

И пахнет гарью. Там - пожар.

Строки из "Возмездия" А.Блока стали актуальны как никогда. В стране с некогда относительно однородным составом населения, произошла резкая социальная дифференциация, повлекшая за собой формирование новых субкультур в рамках современного российского общества, реструктуризацию ценностных ориентаций, формирование новых культурных запросов. Перемены в мироотношении людей, глубинные и массовые, в свою очередь, изменяют облик экономической, политической жизни, влияют на темпы экономического роста. Стремительные изменения ведут к глубокой неуверенности, рождающую мощную потребность в предсказуемости. "Глубокая неуверенность в будущем способствует возникновению не только потребности в сильных властных фигурах, которые защитили бы от угрожающих сил, но и ксенофобии. Пугающе быстрые перемены рождают нетерпимость к изменениям в культуре и к иноэтническим группам".1 Так было в США на рубеже ХХ в., так было в Германии в 30-е гг. Так, по навязчивой аналогии явлений, в современной России.

Тотальный характер принял процесс обнищания общества. Происходят процессы люмпенизации населения, что закономерно ведет к снижению уровня духовных запросов личности, повышению агрессивности общества, активизации маргинально- криминальных слоев, для которых с точки зрения социокультурных взглядов характерны презрение к интеллектуальному и духовно-нравственному началу в человеке, к исторически сложившимся нормам общественного бытия и социального поведения, к образованности, эрудированности и т.п. Известный российский культуролог А.Я. Флиер в работе "Культура как фактор национальной безопасности" отмечал, что "по устойчивости традиций, норм и образцов, бесперебойному социальному воспроизводству, нормативной жестокости и одновременно пластичности, адаптированности к меняющимся условиям существования и т. п. криминальная культура (включая такие ответвления как субкультуры бомжей, гадалок, мелких мошенников, проездных попрошаек и др.) давно уже стала одним из наиболее стабильных социокультурных явлений в России"2 . Это значительно снижает безопасность жизни в обществе, что не может не сказаться на ценностных ориентациях по отношению к власти, религии, политике. Когда люди чувствуют, что под угрозой их выживание, они реагируют напряжением, стрессом. Это стимулирует активность индивида на преодоление угрозы. Но высокие уровни напряжения могут становиться дисфункциональными и даже опасными. Ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты, обеспечивающей определенный уровень предсказуемости и контроля над ситуацией. Помните у Ницше: "Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК". При отсутствии такой системы убеждений люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализма, безропотного смирения или форму злоупотребления алкоголем или наркотиками. Неслучайно сегодня философы говорят о том, что кризис культуры в современной России становится фактором угрозы национальной безопасности страны.3

Поставленный на грань выживания, человек стремится лишь к удовлетворению своих биологических потребностей, подчиняя свою систему ценностных ориентаций проблеме выживания. Исторический опыт большинства развитых стран подтверждает гипотезу ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает. Неудовлетворенные физиологические потребности первенствуют по отношению к социальным, интеллектуальным, эстетическим. Условия экономической необеспеченности, непредсказуемости будущего, приводят к определенным сдвигам в шкале ценностных ориентаций субъектов культуры. На первый план выходят "материальные" ценности, обеспечивающие поддержание собственного существования и собственной невредимости, отодвигая ценности, связанные с удовлетворением потребностей в признании, в самовыражении, в эстетическом удовлетворении.

В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Старые конфликты поколений ушли в прошлое. Нарушился привычный механизм трансляции культурных ценностей. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что старшее поколение в современной России, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Это вызвало определенную растерянность. Они не спешат предавать новому поколению те ценности., которые получили из прошлого. Современная молодежь оказалась в довольно сложной ситуации. Эрих Фромм отмечал: " С раннего детства человек узнает, что быть модным- значит пользоваться спросом и что ему тоже придется "выйти" на рынок личностей. Но добродетели, которым человек научен,- честолюбие, чувствительность к чужому настроению, способность приспособится к требованиям других - носят слишком общий характер, чтобы обеспечить успех. Он обращается к популярной литературе, газетам, фильмам за более конкретными образцами и находит лучшие. последние модели для подражания.

Ничего удивительного, что в этих условиях чувство само ценности человека жестоко страдает. Условия для самоуважения - не в его власти. Человек зависит от других в одобрении и постоянной потребности в одобрении; неизбежным результатом являются беспомощность и неуверенность. В рыночной ориентации человек теряет тождество с собою; он становится отчуждением от себя.

Если высшая ценность человека- успех, если любовь, истина, справедливость, нежность, милосердие ему не нужны, то, даже проповедуя эти идеалы, он не будет к ним стремиться." 4 В современной социо-культурной ситуации уровень непредсказуемости, неопределенности продолжает возрастать.

Смотрите, как дельно, бодро.

Организованно держится

В нашем столетии ненависть.

Какие берет высоты,

Как легко выполняет задания:

Бросок-попадание!

Ах, эти чувства иные-

Как хилы они и вялы.

Разве букет их чахлый

Способен сплотить толпу?

Разве сочувствие может

Других победить в забеге?

Разве многих сомнение за собой поведет?

Эти строки современного поэта, лауреата Нобелевской премии 1996 г. Виславы Шимборской удивительно точно предают мироощущение современного человека

Обессмысливание жизни, когда все теряет какое- либо значение и превращается в хаос вещей и событий,- есть прямое следствие разрушения иллюзий в результате столкновения с реальностью. Ведь смысл- это порождение наших проекций на внешний мир. Мы оказались не в состоянии жить в этом реальном мире, но система наших ценностей уже не защищает наш внутренний мир. Духовный кризис порожден крушением всех прежних привычек, стереотипов поведения, ориентации человека, что привело его к безысходности. Это приобретает особое значение для молодежи. Ценностные установки в дополнение к образу жизни человека формируют его картину мира комплекс отчасти рациональных (основанных на достоверном знании), но в значительной мере и интуитивных (ментальных, образных, эмоциональных и т.п.) представлений и ощущений о сущности жизни, о закономерностях и нормах этого бытия, ценностной иерархии его составляющих. Как известно базовая структура человеческой личности обычно складывается к моменту достижения индивидом зрелости и относительно мало меняется в дальнейшем. Это не означает, что никаких изменений не бывает в зрелые годы. Анализ показывает, что процесс развития человека никогда полностью не останавливается. Однако вероятность глубокой личностной перемены резко снижается после достижения зрелости. Таким образом изменить ценностные ориентиры взрослого человека сложнее. Фундаментальные перемены ценностей, отражающие перемены во внешней среде, осуществляются постепенно, по мере того, как на смену старшему поколению приходит молодое. Поэтому обществу не может быть безразлично, какая система ценностей формируется в сознании современных молодых людей.

В современных гуманитарных науках активно исследуется гипотеза о том, что системы убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические и социальные последствия. Связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной. Нравственность, общественное сознание, которое отражает сложившуюся в обществе шкалу ценностей, определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и политика. Подробный анализ этих проблем представлен работе видного американского социолога Рональда Инглхарта.5

Все это привело к тому, что проблема ценностей стала одной из самых дискуссионных в современных гуманитарных науках.

Ценности- спорный и неоднозначный термин. Проблема ценностей связана с вопросом о смысле человеческого бытия. Столь модная ныне формула " смысл жизни" (одним из первых ее ввел Ф Ницше) включает в себя вопросы- что есть ценного в жизни, чем она вообще ценна? Очевидно, что каждая эпоха развития человечества отвечала на эти вопросы по-своему, создавая свою систему ценностей. Мир ценностей историчен. Система ценностей формируется естественным путем. Каждая из них имела свое начало, откуда-то появилась в человеческом обществе. Ницше устами Заратустры говорит: "Жить не мог бы народ, не умей он оценивать"; "Скрижаль высших благ висит над каждым народом. Вглядись, то скрижаль его преодолений...То похвально, что ему трудно дается; что непреложно и трудно, то называет он добром; а что из крайней нужды вызволяет: самое редкое, самое трудное он нарекает священным" И потому у каждого народа свои, особенные ценности- "хочет он сохранить себя, так не должен он оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что одобрял один народ, в глазах другого было посмешищем и позором...Впрямь, люди сами дали все их добро и зло...Человек впервые вложил ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал смысл вещей и человеческий смысл!"6

Но способен ли человек самостоятельно создавать ценности? Думается, что нет. Слишком мы все разные, слишком в разных мирах мы живем. Ценности всегда были групповыми, они объединяли и разъединяли людей.

Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории. Ценности выступают как сила, определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта - будь то отдельный человек, нация, этнос, государство. На основе ценностей, которые они принимают или исповедуют, люди строят свои отношения, определяют цели своей деятельности, занимают политические позиции.

Ценности - это не объекты (хотя на практике чаще всего ценности и рассматриваются как некоторое качество, присущее объекту, и в силу этого сам объект воспринимается как ценность), например - произведения великих живописцев, исторические и культурные памятники. Разве у кого-то из нас возникает сомнение, что Парфенон или Московский Кремль, работы К.Фаберже или несравненного Ван Гога - это ценности?). "Объекты" способны быть лишь носителями ценности, независимо от того материальны они или духовны. Ценность не может быть и свойством объекта, т.к. свойство лишь объясняет его способность обрести ту или иную ценность, став ее носителем. Ценности выступают как отношение субъекта (человека или общества) к этим объектам, сфера переживаний человека. Чтобы объект обладал ценностью, необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности. Одна из восточных притч повествует о том, что однажды ученик спросил учителя: " Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И. Доказать это просто. "Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.".7 Источник возникновения ценностей - социальный опыт. Настоящим субъектом ценностного сознания является не отдельный человек в качестве самодостаточной данности, а общество в его конкретных формах проявления (род, племя, группа, класс, нация и т.п.) Ни ценности индивида, ни ценности общества в целом не могут измениться мгновенно. Фундаментальная перемена ценностей осуществляется постепенно. Критерием отделения ценного от неценного в качестве генеральной тенденции всегда выступает общественный интерес. Ценности, как это не покажется парадоксальным, оказываются надличностными, трансцендентными. Мера, степень трансценденции, способность в качестве своих жизненных ориентиров иметь не узкий круг "своих", "ближних", а и "общечеловеческих" ценностей - единственный путь сближения культур, путь к достижению диалога между ними. Ценности на этой высшей ступени своего развития утрачивают границы, замкнутость. Они выступают в роли культурных универсалий, абсолютного образца, на основе которого вырастает весь мир культурного многообразия. Однако, само понятие "общечеловеческие ценности" требует конкретизации и уточнения. Если вдуматься в его содержание, то мы легко увидим его условность. На это указывал Ницше: "Все хорошие вещи были некогда вещами дурными; из всякого наследственного греха произошла наследственная добродетель" Широко распространена идея о том, что на основе современной европейской цивилизации возникнет некая единая цивилизация, с некоей единой системой ценностей, которую стало принято называть системой "общечеловеческих ценностей". Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм (не это ли определило принятие решений о реформе образования в России), наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Но эта система не должна быть абсолютизирована. К тому же, в ней самой наблюдаются процессы смены ценностных ориентаций, вызванных ростом благосостояния в этих странах, уверенностью в будущем, что меняет сам стиль жизни. Далеко не все можно считать общим для всех. Никакая стратегия не является оптимальной на все времена " Единая мировая цивилизация- это такой же нонсенс, как и генетически стандартный человек, и цивилизационное разнообразие столь же необходимо, для обеспечения стабильности рода человеческого, как и разнообразие генетическое. И в то же время род людской взаимодействует с природой как единый вид, следовательно неизбежны и какие- то общие стандарты поведения и мотивы принятия решений"- отмечал академик Н.Н. Моисеев.8

Необходимо признать, что общечеловеческие ценности существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к единому биологическому виду. Они обеспечивают целостность культуры, отражая единство жизненного опыта человечества. Высшие гуманные ценности, действительно, очень по-разному понимались в разные времена и у разных народов, но они присущи им всем. В глубинных основах культуры любого народа всегда - или по крайней мере, быть может за очень редким исключением - содержаться сходные, более или менее одинаковые для всех культур ценности. Они выступают в роли культурных универсалий. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако с необходимостью она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они часто нарушаются. "Нормы и ценности в культуре детерминируют поведение человека. Вершины этой культуры- идеи добра, цивилизованности и социального порядка, но ее повседневная практика - беспросветный массив диких запретов, пуританских норм и безжизненных идеалов. Странным образом "разумное, доброе, вечное" культуры обращается на уровне ее повседневного функционирования в дубину для репрессии экзистенциального".9 Человек живет по одним законам, а. осознает же свою жизнь по другим. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но парадоксальный факт: хотя житейский опыт показывает, что вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но не смотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями, и никто не хотел бы слыть подлецом. Так называемые "новые русские" на заработанные, отнюдь не честными путями, средства отправляют своих детей учиться в самые престижные учебные заведения мира, нанимают для них талантливых гувернеров, - они хотят видеть их благородными, с хорошими манерами и блестящим образованием. И это тоже тенденции сегодняшнего дня в России.

Не в том суть жизни, что в ней есть,

Но в вере в то, что в ней должно быть.

Эти строки, принадлежащие И.Бродскому яркое подтверждение тому, что общечеловеческие ценности значимы для любой культуры, так как они и делают человека человеком.

Обособленное существование народов в течение долгого времени вело к тому, что, содержащиеся в их культурах общечеловеческие ценности рассматривались людьми как нормы, действующие лишь в рамках их общества, а за пределами его не обязательные. Это вело к формированию своеобразного двойного стандарта.(Политическая культура Америки, как мне представляется -яркое подтверждение этому).Но современный мир становится все более взаимозависимым. По мере преодоления национальной замкнутости, увеличению степени знакомства людей с культурами других народов (этому во многом способствуют и средства массовой информации, развитие новых компьютерных технологий, рост международных обменов, развитие туризма и т.п.) постепенно обнаруживается наличие в разных культурах одних и тех же ценностей, хотя и выраженных в различных формах. Эти ценности осознаются как действительно всеобщие. Глобализация проблем, стоящих перед человечеством приводит к пониманию того, что различие ценностей требует сегодня разрешения в диалоге.

Из безграничного океана ценностей мировой культуры каждый выбирает то, что в наибольшей степени отвечает его потребностям и интересам. Необходимо учитывать тот факт, что люди, воспитаны в разных цивилизационных рамках и очень по- разному воспринимают происходящее, оценивают его, по разному реагируют, по разному принимают решения, даже в одинаковых ситуациях. Многое зависит от того, в какой конкретной ситуации, происходит актуализация или воплощение ценностей. " Теперь ситуация сосуществования множества альтернативных ценностно-нормативных и гносеолого-онтологических систем воспринимается уже не как упадок..., а как необходимая данность, которая должна быть осознана и из которой должны быть сделаны выводы". 10 Таким образом, одной из труднейших проблем современности является мера сочетания и разнообразия цивилизационных установок и некоторых "общепланетарных императивов".

Система ценностей определяет поведение человека сообразно с принципом разумности существования. Они изменяются, актуализируются в ответ на изменение внешних обстоятельств. Изменения, произошедшие за последние годы в мироотношении людей, привели к формированию новых ценностных ориентаций. Последствия этих изменений еще только складываются, элементы прежней культуры все еще широко распространены, но можно, тем не менее, различить черты нового. Все более высокий приоритет отдается качеству жизни, чем экономическому росту. Не абсолютное богатство, а чувство экзистенциальной безопасности является в наши дни решающей переменной. Этим объясняется и такое пристальное внимание к проблемам нравственности, экологии и т.п.

В современной культуре формируется диалогическое отношение и человека к человеку, признание свободы своего партнера. Человек сам осуществляет выбор ценностей из того океана смыслов, созданных человечеством. Нельзя не согласится с мнением французского экзистенциалиста Жан-Поля Сартра, что мы не в состоянии ни на кого переложить тяжесть принятия моего решения и ответственность за это решение. Общечеловеческие ценности, закрепленные в сознании человека нормами морали, предписаниями религии, культурной традицией во многом определяет поведение человека в обществе, но существует лишь как обстоятельства, при которых я все- же решаю сам, что для меня значимо, а что нет. Смысл знаменитого сартровского тезиса: "человек обречен быть свободным" состоит в том, что он никогда не завершен, он все время делает и переделывает себя сам, т.е. сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, в выборе ценностей. Воспитание- формирование ценностного сознания, но оно может быть только диалогом. Выбор смыслов всегда происходит в сфере экзистенциальной. А потому ценности не могут быть заданы. В дзен- буддистской традиции существует одна притча, которая, на мой взгляд, очень точно передает смысл всего вышесказанного "Одного дзенского Мастера спросили: "Что вы обычно делали до того как стали просветленным?

Он сказал: "Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца."

Затем спросили его: " А теперь. когда вы стали просветленным, что вы делаете?"

Он ответил: " Что же я еще могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца".

Вопрошающий был, естественно. озадачен. Он попытался узнать в чем же тогда разница.

Мастер засмеялся и сказал: " Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие; это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставлять себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать. Но в глубине души я злился, хотя внешне ничего не говорил. Теперь я просто рублю дрова, потому, что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца, потому. Что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится к нам, нам будут нужны дрова. Нам нужно будет отапливать помещение. Учитель стареет. ему нужно больше тепла. Из этой любви я ношу ему воду из колодца, рублю дрова. Но теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость"11

Общество обречено жить в потоке обновляющегося знания, в череде все новых и новых проблемных ситуаций. Это условие существования и культуры, и человека. Развитие культуры происходит нелинейно, многообразно. Изменение системы ценностей - закономерный, неизбежный процесс. Новая, формирующаяся иерархия ценностей должна соответствовать новому складывающемуся типу культуры. В этом многообразии залог устойчивости системы.

Сегодня мы наблюдаем ситуацию формирования новой системы ценностей в России. Можно ли уже сегодня сказать какой она будет? В полной мере нет, но, очевидно, что эта новая система ценностей, ориентируясь на "общечеловеческие" стандарты, должна учитывать особенности менталитета России. В современной культуре Я- сознание слишком слабо развито (сказывается многовековое существование традиционной культуры). Общество способно задавить пробуждение сознания Я (события в Чечне ярче всего показали механизмы этих процессов. Когда ты отвечаешь не за себя, а за весь свой род) Ценность индивидуальности, свободной личности, способной к саморазвитию, к возможности существования в современном динамичном мире должна соотносится со свойственной для русской культуры идеей соборности. Необходимо поверить в то, что у нас не все потеряно, важно почувствовать общность - мы не одни, у нас общая судьба, вернуть самоуважение и гордость за свою нацию. Идея национальной чести, как показывает опыт послевоенной Японии и Германии может спасти общество от деградации. Но не обойтись и без развития свободной личности, а это значительно повышает ценность образования.

Отсутствие готовых способов трансляции ценностей культуры, необходимость поиска, создание новых способов связи поколений и разных культур - обстоятельство с одной стороны стрессовое, с другой творческое, развивающее. Не случайно в одной древней восточной притче говорилось о том, что как-то на одном собрании зашла речь о падении нравов.

Не успел он окончить, как один дервиш заметил: как знать, а может быть дно окажется лучше верха.1

Но, очевидно, чтобы реальные перемены произошли необходимо сделать свой выбор между свободой и ответственностью. Необходимо начать с работы над собой. Только на это надежда и только это абсолютно в нашей власти.

Список литературы

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества.// Полис.№ 4. 1997. С.18.

Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности.// Общественные науки и современность. № 3. С.184.

Таранов П.С. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. - М, 1998.С.166.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества.//Полис.1997.№ 4. С.6-32.

Сумерки богов.- М., 1995. С.37.

Притчи человечества. -Минск, 1997. С.136.

Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. - М., 1997. С.233

Чухлеб С.Н. До различения добра и зла. (культурная экзистенция) // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия.1997.№ 3. С.58.

Притчи человечества - Минск, 1997. С.158- 159.

Притчи человечества. - С. 210.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Харский К.В.

Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:

1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.

Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.

3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.

Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали? Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот. Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» - мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.

Как выявить личностные ценности человека?

1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.

2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:

Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.

Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.

Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.

Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.

Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.

3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.

Например:
Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).

Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.

Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:

Первое – ваш собеседник не вполне жив.
Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.
Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей…

Какая система ценностей человека правильная?

В данной статье я хотел бы поднять важнейшую тему как система ценностей человека и общества.

Система ценностей - понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

Давайте рассмотрим ценностные ориентации (типы) Западной, Восточной и Русской цивилизации.

Ценности человека Запада (Европа, США, Канада и Австралия) – это индивид (личность) и его потребности.

То есть человек провозглашен высшей ценностью. Суть жизни, с точки зрения западного человека – это максимально полно удовлетворить свои материальные и чувственные потребности.

Хочешь еду, машины, телефоны?

Без проблем! Всё получишь, если есть деньги.

— Хочешь секса? Не вопрос! Можно всякие извращения типа педерастии и совокупления с животными… Главное что бы конкретный индивид был счастлив.

Жизненные ценности стран Востока традиционно ставили общество (и его интересы) выше интересов личности.

Отдельным особняком стоит Индия. Система ценностей общества Индии в целом пренебрежительно относится к материальному миру. Главное – это духовное развитие и достижение просветления. Достигается это путём медитации и истязания своего тела.

А теперь самое интересное.

Давайте перейдем к системе духовных ценностей древнерусской цивилизации.

Попробуем разобраться с системой культурных ценностей дохристианской Руси. Тут сразу возникает проблема – все древнейшие книги славян были уничтожены в результате насильственного внедрения Христианства. Но остались, как минимум, две вещи, которые уничтожить не удалось и они несут нам систему нравственных ценностей древних славян.

Русский язык
Народные сказки и предания

Давайте рассмотри одно из важнейших понятий древних славян, это понятие РОД.

Род – это все родственники + предки + потомки (это если думать о продолжении рода).

Из слова Род происходит слово Родина.

Родина – это совокупность различных родов, живущих поблизости и имеющих общую систему ценностей.

Также из слова «Род» происходит ещё одно важнейшее понятие древних славян – это Природа.

Приставка «при» означает присоединение. То есть Природа – это то, что окружает Род. Это то, что находится рядом.

Вы видите как одно важнейшее понятие – образует другие важнейшие понятия??? Это просто великолепно!

Осознание этих трёх простых слов «Род – Родина – Природа» — это и есть формирование правильной системы ценностей личности!

система жизненных ценностей наших предков базировалась на этих трёх важнейших понятиях:

Род – Родина – Природа

От слова Род пошло очень много других слов. Например:

Родник (источник воды для рода)

Родинка (родимое пятно)

Родная, родной

И даже возникли некоторые ругательства:

Урод и выродок (выходящий из рода – своими поступками или недостаточно родовитым происхождением).

Согласитесь, наши предки создали великолепную систему духовно нравственных ценностей! Всё просто и логично. Человек не может выжить один. Он часть рода и может выжить только с родственниками. Значит ценности рода выше личных ценностей человека. Без нормальной природы род тоже существовать не может. Следовательно – природа священна. Тоже самое относится и к Родине.

И это не пустые слова, это проявлялось в повседневной жизни. Например, прежде чем срубить дерево наши древние предки просили у него прощение!

Представляете? А сейчас что происходит? Для многих не представляет проблемы замочить кошку или собаку! Вот такая вот «современная» система ценностей.

Как нам (современным людям) может помочь знание системы ценностей наших предков? Да очень просто!

У многих мужчин и женщин стоит проблема – как наладить отношения и создать гармоничную семью. Когда прекратить отношения и когда их продолжить? Когда мириться, а когда расстаться?

Согласитесь, это очень непростые вопросы… Но мы уже знаем важнейших критерий оценки наших предков – это понятие «РОД».

Спросите себя честно, он (она) подходит для продолжения РОДа? Вы хотели бы иметь от неё (него) трёх детей? Если ответ «да», то отношения надо поддерживать. Если ответ «нет», то лучше поискать другого человека.

Вот на этом должна базироваться новая и общая система российских ценностей!

Если вы хорошенько задумаетесь о своем роде, то прейдете к выводу, что курение и алкоголь весьма вредны для ваших потомков. И от них лучше отказаться, что я сам сделал и вам советую!

Древнерусские сказки. Очень и очень важная и интересная тема, которую я буду неоднократно рассматривать в отдельных статьях.

Сейчас давайте рассмотрим лишь одно понятие из области отношений – это поиск второй половинки.

Вы помните наши народные сказки, в которых «добрый молодец» ехал за тридевятое царство освобождать свою невесту.

Обратите внимание! Он не пошёл в ближайших бар (или парк). А преодолевал трудности что бы быть со своей единственной и неповторимой девушкой!

Это очень важный посыл нам – современным людям. Мы тоже должны искать «правильных» людей, а не цепляться за первых встречных!

Вот такая вот получается система ценностей человека и общества!

Кстати, есть очень интересный вопрос!

Как определить систему ценностей конкретного человека? Очень просто, то, что человек делает каждый день – это и есть его ценности.

Например, если девушка целыми днями развлекается в барах, то её суть – это материализм и удовлетворение своих потребностей. Она хорошо подходит для развлечений, но плохо для создание крепкой семьи и продолжение рода.

Давайте подведём итоги.

Система общественных (национальных) ценностей в нашей стране (России) – это тупое копирование ценностей запада.

Но каждый человек может создать собственную систему ценностей, базирующуюся на мировоззрении наших предков!

Род – Родина – Природа.

Помните эти ключевые понятия (нормы)! Это очень важно в воспитании для детей и взрослых.

Тот кто вредит:

Роду – Родине или Природе

Тот не может быть счастлив! Помните об этом!

Тематическое видео про знания древних славян:

С вами был Артур Быков. Успехов вам!