Позор Эрмитажу: посетителей возмутила cкандальная выставка мертвых животных. «Сфотографируй меня с котиком»: что посетители Эрмитажа говорят о мертвых животных на крюках Выставка чучел в эрмитаже
Он и художник, и скульптор, и сценарист, и даже режиссёр театра. Фабр родился в Бельгии в 1958 году и сейчас считается одним из важных современных художников. Свои работы в области изобразительного искусства он делает из рисунков, фильмов и инсталляций. За такую сборную солянку его и ценят.
Зачем он выставляет в Эрмитаже чучела животных?
Собаки и кошки в инсталляциях Фабра - бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом даёт им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть. Фабр считает, что сегодня отношение человека к животным потребительское: кошек и собак часто оставляют на дачах или выгоняют из дома. И Фабр хочет показать, что нельзя избавляться от животного, если оно заболело или состарилось. А также художник считает, что, если он демонстрирует чучела попугаев в пасти собачьих скелетов и подвешивает за шкирку чучела кошек, то публика подольше задерживается в залах.
- Почему он не использует искусственные материалы вместо чучел?
По словам Фабра, для него очень важна чувственная составляющая. На все претензии он вспоминает, что фламандские художники для изготовления красок использовали кровь и измельчённые человеческие кости.
- И Эрмитаж разрешил ему показывать ТАКОЕ?
– Ага. И, кстати, проектов, подобных по масштабу, в Эрмитаже до сих пор не удостаивался ни один современный автор. В музее настаивают, что выставку Фабра следует воспринимать как особую форму диалога с наследием Рубенса и Ван Дейка. Чучела как раз соседствуют с их полотнами и напоминают, что художник никому не причинил вреда.
- Общественность-то возмутилась! Выставку закроют?
Да, в Эрмитаж стали поступать многочисленные жалобы, в том числе и от зоозащитников. Посетители музея не поленились оставить в книге отзывов: "На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стёкла с соответствующим звучанием. Собака подвешена за кожу на крюках. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной Северной столицы садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках".
В Сети негодующие люди пишут свои мнения об эпатажной выставке под хештегом #позорэрмитажу. Но не у всех получается правдоподобно играть в зоозащитников:
В свою очередь, руководство Эрмитажа заявило, что не намерено закрывать выставку и продлится она до апреля 2017 года.
- Это только нам так повезло или другие музеи мира тоже выставляли его работы?
Восемь лет назад у Фабра была выставка в Лувре. В зале парадных портретов он разложил надгробные плиты, среди которых ползал гигантский червяк с человеческой головой. В другом зале его экспонатами стали железная кровать и гроб, инкрустированные жуками-златками. К слову, были там и чучела животных.
- Какими ещё выкрутасами он знаменит?
Ну, например, в 1978 году он написал серию картин собственной кровью "Моё тело, моя кровь, мой пейзаж", при этом устроив из создания картин перформанс. В следующем году Фабр снова обратил на себя внимание перформансом "Деньги". Он собрал у посетителей выставки бумажные банкноты, после чего начал их мять, резать, ходить по ним ногами и всё в таком же духе. В конце перформанса он сжёг купюры и написал слово Money, используя пепел.
Разгневанные пользователи интернета запустили хэштег #позорэрмитажу, чтобы высказать негативное мнение об открывшейся в конце октября в Государственном Эрмитаже выставки «Рыцарь отчаяния - воин красоты» Яна Фабра. В экспозиции представлены подвешенные на крюках животных.
"Полный трэш и деградация! Нафига все эти митинги против живодеров?! Пусть вот люди, дети идут на такие выставки и смотрят. А потом в головах у них будет откладываться, что ЭТО-нормально. Тьфу. Позор Эрмитажу", - пишет одна из очевидцев (орфография и пунктуация сохранены - прим. "360").
Трупы собак, кошек, зайцев и других животных выставлены на фоне полотен фламандских художников. При этом сам Фабра утверждает, что мероприятие направлено против потребительского отношения к животным, а их тела он подбирал на шоссе.
"Вся Россия борется с живодерами, такой тяжелый момент для всех нас, Эрмитаж плюет прямо нам в лицо открывая выставку Яна Фабра под названием "карнавал мертвых бродяг"! Где трупы животных распяты, подвешены на крюках, кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если ЭТО теперь называют искусством?! Нет слов", - написала одна из пользователей сети.
Кроме того, возмущенные владельцы аккаунтов сравнивают Фабра со скандально известными хабаровскими живодерками и требуют закрытия шокирующей выставки.
Однако, как ни странно, часть пользователей интернета высказалась в защиту бельгийца и его странного искусства.
"Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть", - отметила Екатерина Дорофеева.
БЕЛЕЕТ ЗАЯЦ ОДИНОКИЙ
Еще недавно имя художника Яна Фабра было известно только узкому кругу специалистов. Теперь его знает весь Петербург. Бельгиец сумел произвести на горожан впечатление: на свою выставку в Государственный Эрмитаж он привез чучела собак, кошек и зайцев .
В Зимнем дворце - это главное здание Эрмитажа - представлено несколько работ Фабра. Но шокирует общественность только одинокий зайчик у картины фламандского художника. Светлое пятно на фоне бордовой стены.
Чучело, надо сказать, выполнено качественно. Заяц смотрит, как живой. По задумке, он закреплен в «челюсти» объекта, напоминающего то ли синий череп, то ли мозг.
Не беремся судить, что хотел этим сказать автор.
По задумке Фабра, тело зайца дополняет картину фламандского художника.Фото: Олег КУЗЕНКОВ
А вот на другой площадке Эрмитажа - в Главном штабе, который находится напротив Зимнего дворца, картина иная. Этот филиал заработал несколько лет назад после реставрации - сюда переехала экспозиция современного искусства. И здесь «зоологических» экспонатов от Фабра уже заметно больше. Кошки и собаки слегка покачиваются на тросах, - в помещении сквозняк. Вокруг – блестящая мишура.
Потрогать экспонаты рукой не получится – потолки высокие. Да и желания такого не возникает.
Страсти-то какие, - женщина лет 50 встает как вкопанная, едва шагнув в зал с необычными художествами. – Это зачем повесили?
На выставке Яна Фабра есть и более традиционные экспонаты.Фото: Олег КУЗЕНКОВ
Молодежь реагирует уже не так эмоционально.
Сфотографируй меня с котиком, Маш, - девчонка лет 17 позирует перед чучелами хвостатых друзей. Потом они меняются местами.
Рядом – тело лохматой собачки с праздничным колпаком на голове . И все та же мишура.
«Как можно ТАКОЕ выставлять в Эрмитаже?! Позор!!!» – красуется подпись о выставке Фабра в журнале отзывов.
«БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА ДОНОСЫ»
Между тем, в Эрмитаже уже заявили: Фабр животных не убивал. Несчастные зверюшки погибли под колесами автомобилей в Европе , были подобраны на обочинах и «законсервированы», если можно так выразиться.
Известный композитор и пианист Антон Батагов уверен: это все равно бесчеловечно.
Я прошу всех, кто считает эту выставку нормальной, представить себе, что ваша мама или ваш ребенок погибли в авто- (авиа-)катастрофе или теракте. Не возмущайтесь, представьте. А теперь подумайте: вы позволите этому «художнику» сделать из их тел чучела и выставить как арт-объект? – задается вопросом Батагов. Он, кстати, вегетарианец со стажем. Избегает и кожаных изделий, и меховых.
Чучело кошки в Главном Штабе.Фото: Олег КУЗЕНКОВ
Но есть и те, кто сравнивает происходящее вокруг Эрмитажа с 37-м годом.
Все это уже больше похоже на доносы. А формулировки какие? «Просим государство оказать воздействие», «выставка вредная»… Это мне напоминает самые мрачные времена, - рассуждает Семен Михайловский, и.о. ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина .
Он также признался, что на выставке еще не был, но планирует посетить ее в самое ближайшее время.
ШНУРОВ - ЗА ФАБРА
А вот известный музыкант Сергей Шнуров в Эрмитаж уже наведался. Об этом 15 ноября рассказал заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.
Сергей Шнуров пришел поддержать Эрмитаж. Большое спасибо! – так подписал Озерков совместное с музыкантом фото.
Лидер группы «Ленинград » увиденным остался доволен.
Не увидел я там живодерства, как и издевательств над людьми не разглядел, а скорее наоборот. На мой взгляд, провокационность выставки «вольными борцами за культуру» сильно преувеличена, а художественные достоинства остались совсем незамеченными, - написал Шнуров в своем «Инстаграме».
Может, что у лидера «Ленинграда» скоро и песня новая родится – на злобу дня.
УБИЙСТВО ПОД ВИДОМ ПЕРФОМАНСА
Скандал вокруг выставки известного бельгийского художника Яна Фабра в Государственном Эрмитаже набирает обороты. Как уже писала «КП», петербуржцев шокировали подвешенные на крюки мертвые зайцы, коты, собака.
По Сети гуляет совсем уж жуткое фото: чучело кота прибито к кресту. Неужели и эту работу привезли в Эрмитаж?
Одной из первых возмутилась певица Елена Ваенга . Она заявила, что у руководства Эрмитажа «не все в порядке с башкой». Депутат Госдумы Виталий Милонов назвал проект «пошлятиной».
А вот этого "произведения" на выставке в Эрмитаже нет. Фото: IPTC.
Можно совершить убийство и сказать, что это перформанс. И найдутся защитники свободы такого искусства. Но если у самого «художника» нет этого ограничителя, то он должен быть у кураторов. Если его нет даже у директора Эрмитажа - тогда действительно должен быть закон, - заявил Батагов .Против выставки Фабра высказался и известный композитор и пианист Антон Батагов.
НЕ ПОНИМАТЬ БУКВАЛЬНО
Между тем, многие деятели культуры не увидели в работах Фабра ничего страшного.
Художник выдающийся, и выставка его в Эрмитаже необходима, - заявил заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.
Он также призвал петербуржцев «не понимать искусство буквально».
Интересно, что и в Государственном Эрмитаже отмалчиваться не стали. В ответ на хэштег #позорэрмитажу, здесь запустили свой собственный – #кошкизафабра.
Здесь заявили, что чучела кота, прибитого к кресту, в Эрмитаже на самом деле нет.
Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них. Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали, - это Михаила Пиотровского опубликовано на страничке музея в «Фейсбуке».
По словам Пиотровского, выставка Фабра – напоминание о варварском отношении к животным. И надо не возмущаться, а задуматься. И вообще, мол, если современное искусство кому-то не нравится – это нормально.
Тем временем, свой ответ готовят и зоозащитники. Они планируют провести у Зимнего дворца митинг. А если власти не разрешат, выйдут на одиночные пикеты.Этот ответ многих не устроил. И в выходные неизвестные организовали кибер-атаку на страничку Эрмитажа в «Фейсбуке».
ОФИЦИАЛЬНО
Министерство культуры не согласовывало с Эрмитажем выставку Яна Фабра
«Выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты» вызвал широкий резонанс. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их художественное решение и дизайн. Таким образом, согласование с учредителем, в данном случае с Минкультуры России , не является обязательным. Такое доверительное отношение позволило реализовать высокохудожественные проекты, в том числе проведенные совсем недавно выставки произведений Серова , Айвазовского , Рафаэля. Выставка «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты» - скорее исключение, подтверждение того, что все формы публичного представления - это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ», - пояснили «КП » в Министерстве культуры.
Записала Александра СОТНИКОВА.
«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.
«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.
«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.
Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.