Понятие и основные черты демократического режима. Демократический режим: понятие и основные черты

На сегодняшний день большинство государств мира демократические. Это понятие очень прочно укоренилось в сознании цивилизованного человека. Но какие существуют признаки демократического режима? Чем он отличается от других типов государственного устроя, какие есть разновидности и особенности?

Происхождение и значение термина

Прежде чем описывать признаки демократического режима, следует сказать, что само слово «демократия» пришло к нам из греческого языка. Слово demos означает «народ», а слово kratos - власть. В буквальном переводе это словосочетание значит «власть народа» или «народовластие». Впервые оно было употреблено в сочинении знаменитого греческого философа и мыслителя Аристотеля под названием «Политика».

История развития в давнее время

Традиционно принято считать, что прообраз демократии - это древнегреческий город Афины в шестом-пятом столетиях до нашей эры. Признаки демократического режима ярко проявлялись уже в то время. В ранний период существования древнегреческая демократия воспринималась как разновидность модели организации жизни государства, особая форма, при которой не одно лицо обладает властью (тиран, монарх) и даже не группа специфических лиц (олигархи, аристократы), а все население. Также предполагалось, что «демос» (народ) будет иметь равные права и осуществлять равный вклад в управление своим государством. Именно это и были основные признаки демократического режима.

История развития в новое время

Становление государств, которые имеют признаки демократического режима в качестве целостной системы, происходило значительно позже, примерно в шестнадцатом- восемнадцатом веках нашей эры. Процесс развивался в таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки, Голландия, Великобритания. Бурный рост торговли и товарных отношений, развитие крупных городов и мануфактур, географические открытия, выросшая роль важности колоний, серьезные научно-технические открытия и изобретения, переход к машинному производству от ручного, и транспорта, накопление финансовых ресурсов - это основные социально-экономические истоки, которые раскрыли цивилизованному миру характерные признаки демократического режима. Рост противоречий между старой аристократией и экономически могущественным «третьим сословием» потребовал радикальных перемен в политическом режиме общества. Такие философы и мыслители, как Монтескье, Локк, Руссо, Пейн, Джефферсон, в то время описали в своих трудах основные признаки демократического режима. Народы Соединенных Штатов Америки, Франции, Англии смогли воплотить их в жизнь, одержав победу над монархизмом и заложив правовые, экономические и социальные основы демократии, создав предпосылки для реструктуризации государств.

Основные и характерные принципы

Признаки демократического режима демократического государства - это основные отличительные черты, главной из которых является безусловный суверенитет народа. Демократия как понятие включает в себя признание народа как высшего и единственного в государстве. Граждане, безусловно, имеют право решать свою судьбу самостоятельно. Государственная власть обязана опираться на выражение одобрения от своего народа и является легитимной только тогда, когда ее существование и формирование поддержано людьми (избирателями) в соответствии со всеми правами и нормами. Важнейшими признаками демократического режима являются свободные выборы и волеизъявление народа. Люди сами выбирают представителей, имеют реальные рычаги влияния и механизмы контроля за их деятельностью в процессе управления государством. Во время выборов, в соответствии с правовыми нормами, народ имеет полноценное право абсолютной или частичной смены государственной власти и внесения структурных изменений. Все вышеперечисленное - основные признаки демократического режима. Следует отметить, что народ имеет полное право досрочно отстранить выбранное правительство от власти, если заметит явное злоупотребление своими полномочиями. Этим и отличаются признаки демократического и (в котором данные функции граждан отсутствуют по определению).

в демократии

Восприятие человека как эпицентра политического и социального устройства, примат общества над властью - признаки либерально-демократического режима. Именно личность человека является самый высокой ценностью в государстве. Какие признаки демократического режима это порождает? Народ и общество рассматриваются как сумма разных независимых друг от друга индивидов, а не как монолитная единая воля. Эта сумма отражает совокупные интересы отдельно взятых личностей. Признаками демократического режима являются также признание приоритета интересов индивидуумов над государственными и признание наличия у каждой личности суммы свобод и прав, которые называются естественными и являются неотъемлемыми. В качестве примера можно привести право на жизнь и существование. Демократический режим, понятие, признаки и характеристики которого во всем опираются на личностную свободу, также включат в себя такие права, как неприкосновенность личности, независимость, защита и сохранность частной собственности.

Важность прав и свобод в обществе

Признаки либерально-демократического режима - обеспечение права на достоинство и уважение личности, право прожить жизнь в соответствующих для этого условиях, безусловная возможность проживать в своей стране и на своей земле, право на создание семьи и воспитание своих детей. Источником всех этих неотъемлемых и естественных свобод и прав является не государство, не общество и не семья, а сама человеческая природа. Именно поэтому все вышеперечисленное не может быть никоим образом поставлено под сомнение. Данные права не могут быть изъяты у человека или ограничены (естественно, речь не идет о тех случаях, когда человек совершает преступления). Также признаки демократического режима - это наличие множества других прав и свобод (политических, экономических, социальных, духовных, гражданских и так далее), большинство из которых также автоматически приобретают статус обязательных и неотъемлемых.

Право человека - что это?

Если признаки демократического режима базируются на определенных правах индивидуума, то что это значит? Право человека - это совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения свободных людей между собой, обществом и государством, обеспечивая возможности действовать по собственному выбору, получать блага для своей жизни. Свободы же обеспечивают возможности выбора деятельности и поведения. Именно совокупность прав и свобод - это основные признаки демократического режима, которые образуют цельную систему.

Какие есть права личности

У любого индивида есть много разных прав. Это «негативные», которые охраняют свободу человека и включают в себя обязанности государства и общества не совершать некорректных действий по отношению к личности (пытки, жестокое обращение, произвольный арест и так далее). Также есть и «позитивные», означающие обязанность государства и общества давать определенные блага индивиду (отдых, образование и труд). Более того, свободы и права делятся на личные, политические, культурные, социальные, экономические и так далее.

Основополагающий правовой документ демократии

Признаки демократического режима впервые были полностью описаны во Всеобщей декларации прав человека, которая принята еще в 1948 году. Что любопытно, Советский Союз в свое время ее не подписал, и только во время Горбачева она была признана. В данной Декларации отображаются все политические и гражданские права, дан перечень позитивных и негативных свобод. Также раскрывается смысл и содержание политических, экономических и культурных прав. Всеобщая декларация прав человека - часть международного законодательства. Кроме того, Организацией Объединенных Наций были приняты многие другие конвенции, пакты и декларации, направленные на установление демократического общества и поддержку прав и достоинств человека.

Множество мнений - яркая черта демократии

Плюрализм - неотъемлемая черта всех демократических режимов. Это означает признание в общественной и многих и разных автономных (но вместе с тем и взаимосвязанных) социальных и политических партий, групп, организаций, установки и идеи которых постоянно находятся в состоянии конкурентной борьбы, сопоставления и соревнования. Плюрализм выступает как антипод монополизма и является базовым принципом политической демократии. Существуют некоторые характерные его признаки:

Состязательность множества разных субъектов политики;

Разделение власти и дифференцированная структура иерархии власти;

Исключение любой монополии на политическую конкуренцию и власть в угоду какой-либо партии;

Политическая система многопартийна;

Свободный доступ к многообразию каналов выражения мнений и интересов для всех;

Состязательность и возможность смены элит, их свободная борьба и конкуренция;

В рамках законности имеет право существовать альтернативность социальных и политических взглядов.

На постсоветском пространстве после развала СССР ввиду ускоренного процесса демократизации процесс установления плюрализма был очень сложный, так как традиции «старой» тоталитарной системы еще до сих пор окончательно не устранены.

Что является опорой для демократии

В качестве основных социальных и политических стабилизаторов и регуляторов выступают сами граждане. В экономической сфере таким является частная собственность людей, которая создает основы для полной независимости отдельно взятой личности от института власти и разных религиозных, социальных и политических групп. идейно-политический плюрализм, реализованное разделение государственной власти на несколько независимых веток с формированием системы равновесия (баланса), свободные выборы - все это создает крепкий базис для существования демократии в современном мире.

Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Особой характеристикой демократического государства является

1) наличие аппарата управления

2) слаженная работа государственных органов

3) политический плюрализм

4) отсутствие коррупции во властных структурах

Пояснение.

Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.

Ответ: 3

Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?

1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

2) свобода участия в политических движениях и партиях

Пояснение.

Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Петр Дмитриевич Садовский

Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.

Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

2) тоталитарного

3) теократического

4) демократического

Ответ: 4

Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?

1) наличие правоохранительных органов

2) суверенитет в определенных территориальных границах

3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения

4) парламентаризм

Пояснение.

Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

2) волюнтаризмом

3) тоталитаризмом

4) абсолютизмом

Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.

Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?

1) многопартийность

2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

Пояснение.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

Пояснение.

2. Относится ко всем режимам

3. Относится к демократическому режиму

4. Относится к демократическому режиму

1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы

2) ограничение свободы слова и свободы печати

3) контроль государства над частной жизнью граждан

4) подчинение политического меньшинства большинству

Пояснение.

Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.

Все остальное относится к тоталитарному режиму.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что от­ли­ча­ет демократический режим?

1) периодические сво­бод­ные выборы

2) наличие пред­ста­ви­тель­ных органов власти

3) однопартийная система

4) государственная цен­зу­ра СМИ

Пояснение.

Демократия пред­по­ла­га­ет плюрализм и во­ле­изъ­яв­ле­ние народа по­сред­ством выборов в пред­ста­ви­тель­ные органы и на пред­ста­ви­тель­ные посты.

Все осталь­ные подходят для тоталитарного, второе - и к де­мо­кра­ти­че­ско­му ии тоталитарному.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что отличает тоталитарное государство?

1) деятельность свободных СМИ

2) наличие правоохранительных органов

3) наличие политической оппозиции

4) одна общеобязательная идеология

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.

1, 3 - демократический режим

2 - любой режим

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Политический режим характеризует

1) административное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форму государственного правления

Пояснение.

Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.

Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.

Функции гос. власти - это направления деятельности государства.

Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому

4) республиканскому

Пояснение.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}

Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие развитого гражданского общества

2) регулярное проведение свободных выборов

3) отсутствие обязательной государственной идеологии

4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества

Пояснение.

Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?

1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.

3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Пояснение.

В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

4) формирование органов власти выборным путём

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.

Все остальное характерно для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Для тоталитарного политического режима характерно

1) существование единственной обязательной официальной идеологии

2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

3) формирование органов власти выборным путём

4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

Пояснение.

Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.

Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?

1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.

3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.

4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.

Пояснение.

Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.

Важен принцип состязательности.

Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Определить по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии информации о (об)

1) ме­то­дах осуществления го­су­дар­ствен­ной власти

2) по­ряд­ке взаимоотношений цен­траль­ной власти и вла­стей на местах

3) раз­ме­ре территории го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве населения

4) административно-территориальном устройстве

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Что яв­ля­ет­ся характерным при­зна­ком демократического государства?

1) в стра­не существует не­сколь­ко правительственных пе­чат­ных изданий

2) вы­бор­ные процедуры имеют фор­маль­ный характер

3) го­су­дар­ствен­ные органы фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве принципа раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти властей

4) граж­да­не обязаны пла­тить налоги

Пояснение.

Принципы демократии:

−признание на­ро­да источником власти

−равноправие граждан

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и свобод, их при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность и за­щи­та со сто­ро­ны государства

−наличие прин­ци­па большинства, оно вы­ра­жа­ет свою волю

−наличие права мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей, при ко­то­рой различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы и урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению дик­та­ту­ры (система сдер­жек и противовесов);

1) про­фес­си­о­наль­но­го аппарата управления

2) раз­но­об­раз­ных негосударственных организаций

3) все­сто­рон­не­го контроля за жиз­нью общества

4) раз­де­ле­ния властей

Пояснение.

Политический режим - со­во­куп­ность методов и спо­со­бов осуществления в стра­не государственной вла­сти и управления.

Обществоведы вы­де­ля­ют три вида по­ли­ти­че­ско­го режима: демократический, ав­то­ри­тар­ный и тоталитарный.

Демократический режим - режим, ос­но­ван­ный на при­зна­нии народа в ка­че­стве источника власти, ши­ро­ко­го участия на­ро­да в управ­ле­нии государством, при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Тоталитарный режим - режим, при ко­то­ром государство стре­мит­ся установить пол­ный (тотальный) кон­троль над всеми сто­ро­на­ми жизни граждан.

−равноправие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

−принцип боль­шин­ства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

−право мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей

−гласность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

мвыборность ос­нов­ных органов вла­сти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

−развитая си­сте­ма органов мест­но­го самоуправления.

Следовательно от­ли­чи­тель­ная черта - га­ран­ти­ро­ван­ная свобода слова и печати.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Принципы демократии:

1) при­зна­ние народа ис­точ­ни­ком власти и но­си­те­лем суверенитета;

2) рав­но­пра­вие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

3) на­ли­чие фундаментальных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

4) прин­цип большинства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

5) право мень­шин­ства на оппозицию

6) по­ли­ти­че­ский плюрализм

7) пра­во­вое государство

8) си­сте­ма разделения вла­стей (различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы, урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению диктатуры).

9) глас­ность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

10) вы­бор­ность основных ор­га­нов власти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

11) раз­ви­тая система ор­га­нов местного самоуправления.

Реализация вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных пунктов не­воз­мож­на без га­ран­тии свободы средств массовой информации

Верховенство су­деб­ной власти над за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной противоречит п. 8.

Наличие раз­ветв­лен­ной системы законов, раз­лич­ных средств мас­со­вой информации не опре­де­ля­ет сущность по­ли­ти­че­ско­го режима (и то и дру­гое было в гит­ле­ров­ской Германии)

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

При всем разнообразии политических проблем, выдвигаемых современной жизнью, общим является демократическое их решения. В демократии определяется тот тип власти и тот механизм ее осуществления, что позволяет каждому человеку наиболее безболезненно достичь цивилизованного, нормальной жизни. Однако в мире в современных условиях нет государств, где бы демократия реализовывалась полностью и могла бы считаться относительно идеальной, образцовой формой государственного строя, механизмом осуществления власти. Из 226 стран мира в 79 странах уже установился демократический политический режим. Основу демократического режима составляет экономически независимая личность, которая обладает свободным выбором сфер деятельности и связывает свое бытие с результатами собственной деятельности. Такая независимость достигается только в условиях социально закрепленного приоритета личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной. Экономически независимые граждане путем тайных, равных и прямых выборов избираются на определенные сроки представителей в органы местного и государственного управления. Конкуренция между гражданами по проведению представителей в органы власти отражается в соревновании политических партий. Политическая партия, представители которой составляют большинство в избранных органах, становится правящей, получая большинство мест в различных представительных органах и занимая ключевые посты в структурах исполнительной власти. Другие политические партии могут вступать в блок партии, что правит, или создавать политическую оппозицию. Так обеспечивается прочная легитимация (законность) власти, преодолевается политическое отчуждение граждан, что способствует стабильности всей политической системы.

Демократический режим, однако, не сводится к защите прав большинства, а обеспечивает права меньшинства и в избирательной системе, и в представительных органах власти. Общегосударственные решения принимаются не только большинством, но и путем достижения консенсуса с меньшинством и оппозицией. Критика власти и любых ее представителей - атрибут демократического режима. Но консенсус, взаимодействие и согласие, направленные на предотвращение конфликтов, составляют основу выработки мирных форм решения социальных коллизий путем постоянного диалога противоборствующих сторон. Вне рыночной экономикой демократический режим невозможен, поскольку именно рынок определяет заинтересованность граждан в деятельности, свободной от политической власти, и образует различные структуры гражданского общества. Гражданское общество - предпосылка демократической политической системы. В гражданском обществе представлены и конкретные интересы людей, и баланс их реализации. Опираясь на принцип разделения властей и взаимных противовесов законодательной, исполнительной и судебной власти, демократический режим сам является их продуктом, который возводит до ранга нескороминучого задача защита законными средствами интересов лица. В защите интересов лица, как стрижневій основе демократии, фокусируется разнообразие демократических форм, средств человеческой деятельности.

Демократический режим реализуется через две основные формы демократии: представительную и непосредственное. Представительская форма - основная форма осуществления государственной власти в демократическом обществе, когда через конкретных лиц и выборные органы граждане осуществляют свое конституционное право участвовать в политической жизни общества. Система таких органов является народным представительством. Непосредственная форма демократии допускает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений. Это - разного рода референдумы, опросы, народные собрания, митинги, демонстрации и тому подобное. Граждане демократического государства, непосредственно выражаясь или где-легуючи к власти своих представителей, принимают на себя обязанность уважать и поддерживать ее, подчиняться ее решениям. Власть же ответственна перед народом и подконтрольна ему. Естественно, политический режим существует как система взаимных политических обязанностей" связей власти и народа.

Представительная демократия - "правление народа, избранное народом и для народа". Такой политический режим демократии должен отвечать трем требованиям: честные, соревновательные выборы, регулярно проводятся; правительство формируется в результате выборов;

демократия защищает права личности и меньшинства. Но демократические политические системы делятся на две: президентскую и парламентских ку. Здесь возникает некоторое недопонимание, потому что и президентская модель допускает наличие законодательного органа - парламента, однако в ней исполнительная власть не подчинена непосредственно парламента. Классический пример президентского режима - США. Президент выступает как глава государства и как непосредственный руководитель исполнительных структур. Но президент не становится диктатором, потому что его полномочия строго определены, и не обладает законодательной властью, ограничен в действиях решениями Конгресса. Парламентский вариант демократической политической системы базируется на том, что исполнительная власть в той или иной степени существенно вытекает из парламента. Разные страны реализуют три основных типа парламентского режима правления однопартийного большинства, коалиционное правление и консенсусное правление. Эффективность и гибкость управления, основанного на совмещении идеи самоуправления и политического участия, во многом нейтрализует негативные тенденции отчужденности людей от политического процесса. Основной механизм, с помощью которого достигается представительство интересов различных групп (партийных, корпоративных и этнических), - парламентаризм как система правления, основанная на принципе разделения властей и верховенстве выборных органов. Конечно же, современная парламентская демократия далека от идеального народовластия.

С разнообразными подходами к определению сущности и содержания демократического режима и самой демократии связана и неоднозначность их толкований. Издавна существуют два подхода: нормативный и описательно-эмпирический (опытный). Формирование идеальной модели демократического режима, обоснование его преимуществ по сравнению с другими формами управления обществом и допускает нормативный подход. Исходя из надлежащих требований политического сознания, политической культуры и строится реальная политическая жизнь. Анализ демократии, демократического режима в реалиях жизни, опыта существования и деятельности с помощью описательно-эмпирического подхода позволяет определить их свойства, уточнять, а иногда и просматривать их суть и содержание. Конечно же, демократия - власть народа или "правление народа, избранное народом и для народа" - выступает нормативным идеалом, а не характеристикой реальных демократических государств. Тут-то и заключаются внутренние противоречия. Суть противоречий заключается в том, что власть народа означает самоуправление народа, а отсюда вытекает и отрицание политического господства властных структур, средств и форм принуждения и других атрибутов государства. Конечно же, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства. Но в реальной жизни демократия нигде и никогда не существовала без государства. I отмирание государства в современных условиях (как и в ближайшей перспективе) - иллюзия, утопия. Демократия как народовластие выступает ориентиром, целью политического развития общества.

В повседневной жизни, учитывая разнообразие общественных явлений, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений, устремления разных людей, социальных общностей, а также необходимость социальной системы управления, реальная демократия - власть большинства над меньшинством. Проблема соотношения власти большинства и защиты интересов меньшинства - важное условие понимания демократии. Определяя содержание демократии, известный английский философ Карл Поппер, отвергая вопрос о правлении народа, сосредоточивает внимание на проблеме сведения к минимуму вреда, который могут нанести обществу недостойные правители, и какие необходимо создавать политические, социальные институты и механизмы, способные свести к минимуму возможные потери. Исходя из моральных установок, Карл Поппер считает, что вообще никто не может быть сувереном, то есть обладать правом использовать власть по собственному желанию и усмотрению, отвергает концепции демократии, которые определяют особую мудрость или безошибочность "гласа народного". Идеал народовластия предусматривает, что граждане должны иметь возможность влиять на политику тогда, когда того пожелают, бюрократы, а также избранные лица должны считаться слугами народа и вести себя соответственно, что законы и политика правительства должны отражать ценности, желания и приоритеты большинства уважать меньшинство. Демократия - система, в которой правители могут быть заменены мирно, а тирания - система, где смена правителя без кровопролития не обходится. Авторитет власти, государства базируется на принципе обеспечения государством равной защиты прав и свобод всех граждан и на подчинении их законам. И хотя разнообразные современные демократические государства отличаются друг от друга различными чертами, свойствами, особенностями, но всем демократическим государствам присущи общие определяющие черты: во-первых, признание народа источником власти, сувереном государства; во-вторых, равноправие граждан; в-третьих, подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их реализации; в-четвертых, избрание основных органов управления государства.

Демократически организованное общество

Черты социальной жизни

Сложность социальной структуры и обусловлена ею разнообразие социальной жизни. Плюрализм социальных организаций и форм ее жизнедеятельности.

Развитие социальной активности масс. Демократизация и организация социальной жизни. Самопроявления интересов социальных общностей. Сознательная, свободная, открытая социальная борьба, результатами которой являются реформы.

Развитие демократических форм жизни социальных сообществ как условие социальной эволюции.

Черты политической жизни

Разнообразие форм политической жизни различных социальных общностей. Плюрализм политических организаций, разнообразие форм их политической деятельности. Развитие политической активности масс. Демократизация и организация политической жизни.

Волеизъявления политических интересов социальных общностей. Открытая политическая борьба, осуществляемая путем демократических реформ. Поиск мирных путей ослабления остроты конфликтов.

Развитие политической демократии как устранение возможности политической революции.

В современных условиях демократизация общества имеет глобальные масштабы и включает в свое содержание не только изменения в политической сфере, но и изменения в обществе, что влечет за собой глубокие сдвиги в структуре власти. Власть же путем различных экономических, политических и культурных преобразований делает социальную эволюцию человечества не только более стабильной, но и более динамичной. Одним из важных условий неотвратимости демократизации выступает заложена в природе человека постоянная тяга к личному, творческого самоутверждения; тяга, что впоследствии делает неизбежным установление такого социального и политического порядка, который считался бы с ней. Человеческая природа не поддается перекуванню и переплавке, это базовое положение уже нельзя игнорировать: политические режимы, пытавшиеся это сделать, позорно сошли с политической арены. Естественно, демократизация - незво-ротный процесс. Неотвратимость вовсе не исключает временных торможений и откат в различных сферах общества, идущего по пути демократизации. Не секрет, что, начиная с конца 80-х годов xx века, в политике происходит крутой поворот направо. Это попытка формирования полномасштабного конкурентоспособного производства на приватновласницькій капиталистической основе, что ведет к значительной неровности за доходами различных социальных слоев. Естественно, это означает глубокие сдвиги в политическом курсе (ориентация общественного развития, его движение рассчитаны на удовлетворение интересов мощных социальных слоев и других общественных групп), то есть происходит капитализация общества и в политическом режиме, организация социальных взаимодействий внутри общества, между ним и государством, и внутри государства. Принципиальное значение имеет принятие оптимального политического курса, потому что политический курс - главная предпосылка максимально демократического режима. Развернутый демократический режим реализуется только при таком политическом курсе, который создает широкий социальный консенсус.

Для политической жизни ХХ века, в отличие от предыдущих веков, характерно то, что в современных условиях стало возможным политически регулировать динамику экологического жизнь, переориентировать направления экологической деятельности, достигать максимума эффективности экономического развития. Почти до середины ХХ века. имущественное положение масс, а, следовательно, и экономическую жизнь играло значительную роль и выступало в основном определением политической деятельности. В современных условиях теряет актуальность вопрос бедности для почти двух третей населения мира. Понимание классового подхода, классового интереса как исходного в оценке политических событий неприемлемо для современных оценок многих проблем, самобытности культур и др. Эти проблемы уходят корнями в не классовых отношений, не существования эксплуатации, капитализма, а природы современной цивилизации, индустриальной и постиндустриальной. Широкого развития в странах Запада и в ряде регионов Востока приобрела демократия. Это способствовало тому, что политические партии, выражающие интересы большинства, получили возможность завоевать власть. Большинство политических партий отходит от своей исходной социальной базы. Общество социально становится многослойным, разнообразным. Численно растут межклассовые, маргинальные группы, возникают группы рабочих-собственников, которые владеют недвижимостью, акциями и др. Широкого развития набирают массовые общественные движения как фактор сближения людей разного социального происхождения, что само по себе тоже в какой-то мере консолидирует деятельность политических партий.

Государственная деятельность как вид политической деятельности становится политическим и правовым инструментом, средством осуществления реформ в интересах большинства общества. Интересы широких масс, - экологические, национальные, групповые, - ощутимо влияют на политику, ее реализацию, утверждение мира на планете. Фактором сближения людей разного социального происхождения выступают и массовые движения, вступают в современных условиях широкого развития сближение различных социальных общностей людей, что также консолидирует деятельность политических партий. Разнообразное и разноцветное политическую жизнь мирового сообщества, которое в современных условиях не сводится к необходимости социальной революции. Новой своеобразной реальностью, условием выживания становится для человечества глобализация политической жизни. Возникают возможности договоренностей, поиска путей мирного решения проблем политических, социальных, экономических, духовных, установление консенсуса взаимодействия. Все это условия существования человечества, движущая сила политического процесса. Политическая жизнь, благодаря росту осведомленности, становится достоянием широких народных масс, которые активно включаются к политике, к общественной жизни. Особенности развития политики и политической жизни способствовали стабилизации общественной жизни, целостности, единства, социальной упорядоченности, плюрализма, своеобразия политического пространства, активности и др. Политическая стабильность общества - такое состояние равновесия политической жизни, для которого характерны в основном постоянство и сохранение функционирования политических институтов, сравнительно стабильный ход политических процессов, отсутствие влияния конфликтных ситуаций на качественные изменения в политической сфере.

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

Отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

Рассмотреть основные разновидности демократических режимов;

Выявить политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

Сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.


1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие . С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий . Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.


2. Основные разновидности демократических режимов

Различают следующие основные разновидности демократических режимов .

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.

При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом - суверенитетом народа - демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие как “народ” трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как всего населения страны, примерно до середины ХIX века демос, народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами, либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщей демократии - государств с равными политическими правами для всего взрослого населения.

Вплоть до начала ХХ века ни одна из ранее существовавших демократий не представляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие “охлократия”, что в переводе с греческого означает “власть черни, толпы”.

Итак, в зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически и т. п.) ограниченной демократией, а также охлократией.


3. Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Эти различия обусловлены цивилизационными особенностями западного и незападного мира. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический идеальный тип, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление западного мира незападному, основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического запада и были чужды незападному миру.

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах : 1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений. 2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни. 3. В политическом процессе преобладают клики. 4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики. 5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений. 6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы. 7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей. 8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений. 9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия. 10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений. 11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей. 12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли. 13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы. 14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике. 15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем. 16. Велика роль харизматических лидеров. 17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи, в отношении которой имеется общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику.


Заключение

Демократический государственный режим является наиболее прогрессивной ступенью в развитии государственно-правового режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась демократия.

Опыт истории учит, что демократия благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности являются наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граж-дан «демократических правил игры», преобладание индивидуалистического сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.


Список литературы

1. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М.: Норма-М, 2005. – 210 с.

2. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2007.

3. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002.

4. Салмин А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. - М., 2002.

5. Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 2004. № 2.


Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2007. –С. 56.

Салмин А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. - М., 2002. – С. 17.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002. – С. 64.

Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 2004. № 2. – С. 34.