План-конспект по литературе на тему:"А.Н. Островский "Гроза". Образ Катерины". Образ катерины Образ катерины в грозе презентация

Цели урока:

Образовательные:

Анализ образа Катерины;

Определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

Внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

Совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

Развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

Воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

Воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока: ММП (мультимедийный проектор), экран, презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

Завязка — на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Беседа по тексту.

Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте таблицу. (Слайд 7)

Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»

А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать - то я не умею, скрыть-то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл. 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

— Д.II, явл.3,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи — привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.

—Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.

— Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом». (Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение — бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

— Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».

Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

Что такое кульминация? (Слайд 12,13)

Д. IV, явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия — вместо панорамы Волги — узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее — пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», — писал о Катерине-Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15)

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь самоубийством?

— Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой — негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты. (Слайд 16,17)

Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молить-ся, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать сво-бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?

Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» — просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.

(Слайд 18).

Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство - грех. Почему Катерина решается на самоубийство? (Слайд 19)

Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», — говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови». Гибель Катерины в народном восприятии — это смерть праведницы. «Вот вам ваша Катерина, — говорит Кулигин. — делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос. (Слайд 20)

1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы - люди слабые.

2.Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

II. Закрепление.

Обобщение материала по образу Катерины.

III. Домашнее задание.

Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

ЭПИГРАФ
«Гроза есть, без сомнения,
самое решительное
произведение Островского;
взаимные отношения
самодурства и безгласности
доведены в ней до самых
трагических последствий…»
(Н. Добролюбов)

И. Глазунов.
Иллюстрация к пьесе
А.Н. Островского
«Гроза»
«В «Грозе» есть чтото освежающее и
ободряющее. Это
«что-то» есть, по
нашему мнению, фон
пьесы,
обнаруживающий
шаткость и близкий
конец самодурства»
(Н. Добролюбов)

«Луч света в темном царстве», - так назвал
Катерину русский критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины… тоже
веет на нас новой жизнью,
открывающийся в самой ее гибели». (Н.
Добролюбов)
«Прежде всего нас поражает
необыкновенная своеобразность этого
характера. Ничего нет в нем внешнего,
чужого, а все выходит как-то изнутри
его; всякое впечатление
перерабатывается в нем и срастается
с ним органически». (Н. Добролюбов)

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.
Вступление. Пьесы А.Н. Островского –
«пьесы жизни». (История создания драмы
«Гроза»)
I.
II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.
1.
Жизнь Катерины в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.

2.
Черты характера, развившиеся под влиянием
жизни у родителей:
а) болезненная впечатлительность,
экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3.
Жизнь Катерины в доме Кабановой.
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) постоянный духовный бунт;
в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

4. Влияние жизни у Кабановых на
Катерину.
а) осознание своей обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в
семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе, любви,
счастью.

5.
Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;
б) моральная чистота;
в) решительность, мужество;
г) страстность натуры, глубина чувств;
д) стремление к свободе;
е) поэтичность натуры;
ж) незаурядный ум;
з) доброта, бескорыстие.

6. Речь Катерины – отражение богатства
ее внутреннего мира.
7. Гибель Катерины – это слабость или
ее сила?
III. Заключение. Образ Катерины в оценке
критиков. Мое мнение о Катерине.

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой
бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как
нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет
помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть
на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно
подозревают нечистые, развратные замыслы…»
«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он
с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к
нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе
отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и
смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,
простора, горячей, беззапретной свободы».

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст.
«Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев называет Катерину «полоумной
мечтательницей» и «визионеркой».
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных
внутренних противоречий; она ежеминутно кидается
из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в
том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет
делать завтра; она на каждом шагу путает и свою,
собственную жизнь и жизнь других людей; наконец,
перепутавши все, что было у нею под руками, она
разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым
средством, самоубийством».

Нравственные переживания героини
Писарев считает следствием того же
неразумения героини:
«Катерина начинает терзаться угрызениями совести
и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а
между тем Борис живет в том же городе, все идет постарому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно
было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но
Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень
основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да
и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит….
Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток
своего ума…»

ПОЗИТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
НЕГАТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
Я буду жить, дышать,
видеть небо, следить за
полетом птиц,
ощущать на себе
солнечный свет…»
«Я буду перед Богом
чиста, буду снова
молиться, замолю свои
грехи…»
«Найдут, силой
поволокут домой…»
«Свекровь заест
совсем…»
«Никогда не быть мне
свободной…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»

«Не дают мне весь мир
воспринимать свободно,
вольно – создам в доме
свой мир, а не
получится в доме,
создам свой мир в своей
душе. Этого мира у
меня не отнять…»
«Запрут – вот и будет
тишина, никто
мешать не будет…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»
«Бориса никогда не
увижу, снова эти
ночные страхи, эти
долгие ночи, эти долгие
дни …».

«Мою любовь у меня никто
не отнимет…»
«Тихон слаб, но я могу
сделать его счастливей,
если защищу его от
матери…»
«Кабанова стара, скоро ей
понадобится моя
помощь…»
«Сколько радости
принесут дети…»

ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?
1. -духовно
богатая,
поэтическая,
возвышенная
натура;
2. - сомневается в
правильности
своих поступков,
пробует остановить
себя;
3. -не идет на
нравственные
компромиссы
(на «сделку
с совестью»;
4. испытывает
отвращение
ко лжи, обману;
5. -жаждет
свободы
и счастья
1. -пугается силы
и глубины своего чувства к
Борису;
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ
2. -обладает обостренным
чувством справедливости;
БОРЬБА СТРАСТИ И
ЧИСТОТЫ
НРАВСТВЕННОГО
ЧУВСТВА
3. -ощущает страх перед
«своеволием» чувства
любви;
4. -переживает чувство
вины перед Тихоном;
5. -нравственные понятия
религиозно окрашены

Н ДОБРОЛЮБОВ:
«Грустно, горько такое освобождение; но что же
делать, когда другого выхода нет. Хорошо что
нашлась в этой бедной женщине решимость
хоть на этот страшный выход. В том и сила ее
характера, оттого-то «Гроза» и производит на
нас впечатление освежающее… Без сомнения,
лучше было бы, если бы возможно было Катерине
избавиться другим образом от своих мучителей,
или же окружающие ее мучители могли бы
измениться…»

«Мы уже сказали, что конец кажется нам
отрадным; легко понять, почему; в нем дан
страшный вызов самодурной силе, он говорит ей,
что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить
с насильственными мервеющими началами. В
Катерине видим мы протест против кабановских
понятий о нравственности, протест, доведенный
до конца, провозглашенный и под домашней
пыткой, и над бездной, в которую бросилась
бедная женщина. Она не хочет мириться, не
хочет пользоваться жалким прозябанием,
которое дают ей в обмен за ее живую душу…»

Образ Катерины в интерпретации актрис

Стрепетова в роли
Катерины
«Она создала нам мученицу,
русскую женщину. И мы
увидели это мученичество во
всем его ужасе, во всей его
нетленной красоте» (В.М.
Дорошевич. Старая
театральная Москва. – М. :
Петроград, 1923г).

Заслуженная артистка
ЕРМОЛОВА МАРИЯ
НИКОЛАЕВНА
«Ее Катерина, действительно,
была не мимолетная искра, а»луч
света в темном царстве», луч
смелый, сильный, яркий,
предвещающий восход солнца,
разгоняющего мрак. Такую
Катерину нельзя ни оплакивать,
ни ни жалеть, как Катерину
Стрепетовой, перед ней можно
преклоняться, как перед
трагической героиней, у нее
можно учиться мужеству
героической воли.» (С.Н. Дурылин)

«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» могучая русская народная трагедия, а роль русской
женщины из глухого городка – образ героический,
раскрывающий и печальную судьбу русской женщины
в прошлом, и ее способность к победе над этой злой
долей».(С.Н. Дурылин)
И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа
акцентировали внимание зрителя на разных сторонах
личности Катерины. Стрепетова имела право
рассматривать Катерину как жертву темного царства. Сам
Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. актриса
будила в душах зрителей протест против тех жизненных
условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина
Ермоловой сама была олицетворением протеста против
темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение
новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и
справедливость.

«Островский обладает
глубоким пониманием
русской жизни и
великим умением
изображать резко и
живо самые
существенные ее
стороны» пьесы
Островского – «это не
комедии интриг и не
комедии характеров
собственно, а нечто
новое, чему мы дали бы
название «пьес жизни».
(Н,Добролюбов)

Тема урока : «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти... » (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

Выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

Выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Учить проводить исследовательскую работу по тексту.

Учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Ход урока:

    Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

(И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.

Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течение урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

    Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним быт и нравы города Калинова, и героев пьесы, которые живут в этом городе.

Сообщения учащихся о Варваре, Тихоне, Борисе, Кулигине, Кудряше

Всех героев пьесы можно поделить на «хозяев» города Калинова и на «жертвы». Кто хозяева»? «Жертвы»? Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова). Почему? (Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

    Новый материал .

1) Черты характера Катерины.

- Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть.

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие - подчинение

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.

Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям

Итак: муж Катерины Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит?

О том, чтобы он не уезжал.

Давайте перечитаем изложение этой сцены (действие 2, явление 4).

Можно ли эти действия Катерины назвать поступком? Могла ли так поступить Варвара?

Нет! Она бы обрадовалась отъезду мужа.

Вот видите, а Катерина так поступить не может. Она очень волнуется: она чувствует, что когда уедет муж, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. Но в душе у нее звучит голос совести. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье.

- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Чтение монолога.(читает учащийся)

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»

Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Звучи романс «Под лаской плюшевого пледа»

О какой любви поется в романсе? (любовь-самопожертвоване, которая приводит к погибели)

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели

    Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

Тихон вернулся из Москвы. Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах – старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).

Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное- голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается е удержать.

Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.

Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... . А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).

Чем объясняется раскаяние Катерины?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие...

Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).

Какие слова выражают замысел Катерины, принятый ею перед встречей с Борисом? На что она надеялась, когда ушла из дома? Какое она тогда приняла решение? Изменила ли она его, когда узнала, что он едет в Сибирь? (Итак, Катерина приняла решение уйти с любимым человеком на край света)

Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)

Звучит романс «А напоследок я скажу»

Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?

1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?

2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.

3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.

Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.

Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Обычно самоубийство говорит о слабости человека, но свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.

Итак, последний решающий поступок Катерины - самоубийство. (действие 5, явление 4)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»

Ты разрушаешь очаг.

Синий огонь кипит

В отчаянных очах.

Воительница в любви,

Что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом,

Чтобы построить храм.

Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

6.Критики о пьесе.

«Что тут должен делать критик?»

Сообщение учащегося

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы

Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина – это «полоумная мечтательница

Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

Она постоянно кидается из одной крайности в другую

Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Аполлон Григорьев

Увидел в Катерине поэзию народной жизни

Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Т естовое задание.

    Итог урока .

Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Выставить оценки.

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

9. Д/з

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)

    Технология

    Форма урока: урок-размышление.

    Оборудование:

    «Сама жизнь - не что иное, как … сотворение

    Альбер Камо

    ХОД УРОКА

    I. Организационно - целевой этап:

    1.Организационный момент

    2. Постановка задач

    Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока - «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

    Показ 4 презентаций. Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

    демонстрация очередного слайда презентации).

    А что теперь видите вы?

    Учитель.

    Учител ь.

    Проблемный вопрос:

    Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке исформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

    (

    II. Операционно - познавательный этап:

    5. Информационный поток?

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза» »

Тема «Образ Катерины. Ее душевная трагедия».

По пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Разработала: Жандосова Г.З.

Сабақ/Урок: 8 (15-16)

Тақырып/Тема: Образ Катерины. Её душевная трагедия.

Урок русской литературы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Тема. Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Задачи:

    Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

    Создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; развивать информационно-коммуникативные умения учащихся;

    Формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам; осознанное свое предназначение в обществе и максимальная самореализация.

Технология информационно -коммуникативная

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока (прилагается), запись шума дождя и грозы, дидактический материал.

«Сама жизнь – не что иное, как … сотворение

души, которым человек обязан себе…»

Альбер Камо

ХОД УРОКА

I. Организационно – целевой этап:

1.Организационный момент

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой и дружественной атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им и этим пожелайте всем всего хорошего.

2. Постановка задач

Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

3. Проверка домашнего задания : Презентации учащихся на тему «Биография и творчество А.Н.Островского.». Работы оцениваются по критериям, учащиеся защищают свою работу.

Показ 4 презентаций.Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

4. Мотивация учащихся к уроку

Я предлагаю вам посмотреть на облака (демонстрация очередного слайда презентации). Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением (воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете о чем произведение «Гроза»?

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий «грех», «свобода», «неизбежность», «красота», ответить на вопросы «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

II. Операционно – познавательный этап:

5. Информационный поток

    Работа в группах.

Задание первой группе:

    Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!»

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы . Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием.)

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: «Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»)

Задание третьей группе:

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в «тёмное царство». Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: «Главное, чтобы всё было шито-крыто». С каждым днём это «тёмное царство» охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню «лучом света в тёмном царстве». Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к «вечным детям и карликам».

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. А теперь немного отдохнём и посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.) Виткова К сения

Инсценировка фрагмента из пьесы «Отъезд Тихона в Москву»

III . Рефлексивно – оценочный этап:

    Ответ на вопросы:

    1. Каковы были предпосылки гибели Катерины?

      Был ли иной путь у Катерины? (Работа с понятием неизбежность)

      Почему А.Н.Островский назвал пьесу «Гроза»?

    Приём «Помощь психолога»

- Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе? (Конечно,есть)

Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся ситуации?(На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и познавательные книги, консультации,а также различные рекомендации в области психологии)

-Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?

(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым мгновением, ощущать чувство и состояние полного удовлетворения, стремиться реализовать цели и мечты, беречь и любить близких и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)

Найти себя – дороги нет короче,

Найти себя – дороги нет длинней;

Найти себя – открыть в душе источник,

Найти себя – и сделаться сильней!

Юрий Энтин

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

    Тема (существительное).

    Два определения (прилагательные).

    Действия (три глагола).

    Ассоциации (четыре существительные).

5. Действия (три глагола).

6.Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Бедная Катерина

5. Домашнее задание.

1 Написать сочинение-эссе на тему «Гроза как явление природы и образ-символ в драме «Гроза»

2 Душевная драма Катерины (по пьесе А..Н.Островского «Гроза»

3 Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

    Итог урока

-Оценивание работы учащихся в группах

-Оценивание презентаций групп

-Позитивное завершение занятия

На доске крепятся изображения островов с названиями «Остров познания», «Остров счастья», «Остров безразличия», «Остров сомнения», «Остров интереса». Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь

Задание второй группе:

    Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

Задание четвёртой группе:

    Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Составить таблицу по критическим статьям

Задание третьей группе:

    Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сопоставить жизнь Катерины до замужества и после