Печать слепым десятипальцевым методом: основные правила

Здравствуйте, коллеги! Вам знакомы выражения «фыва» и «олдж»? Если нет, то дальше я расскажу как научиться быстро печатать и при этом смотреть только на монитор, не переводя взгляд на клавиатуру. Расскажу про онлайн сервисы которые использую сам и про фишки, помогающие ускорить процесс. Поехали!

Многие могут признаться, что печатают на клавиатуре гораздо чаще, чем пишут авторучкой на бумаге. Компьютеры вошли в нашу жизнь прочно, отсутствие коих может осложнить даже быт и досуг, не говоря уж о работе, связанной с обработкой информации. Вопрос о возможности быстрого печатания сегодня встает перед людьми чаще, чем это можно было предположить лет пять назад.

Еще учась в школе я ходил на курсы скоропечатания, это был год 2001. Мы обучались на печатных машинках и бумаге, так преподаватель могла отследить все наши ошибки. Сейчас же можно обучится быстрому печатанию самостоятельно, нее прибегая к тренингам, не тратя деньги и время на поездку.

Но для этого необходимо не только запомнить расположение символов на клавиатуре, но и принять несколько условий:

  • Регулярность занятий . Печатание вслепую (именно этот метод считается наиболее быстрым и эффективным) подразумевает работу с мышечной памятью. Мышечная память развивается через множество повторений. Минимальный срок для прочной (до автоматизма) «записи» в мышечную память учеными считается срок в 40 дней. Если будете регулярно выполнять занятия на протяжении данного периода, то умение быстро печатать останется с вами на всю жизнь;
  • Положение тела и рук . Часто этот момент опускают, полагая, что обучающие печатанию ратуют его из-за недопущения искривления позвоночника. Здоровье важно, но существуют и другие причины. Главная причина – рациональность.

Прямая осанка (ровный позвоночник) – это максимальная скорость взаимодействия между конечностями (в нашем случае пальцами рук) и головным мозгом. Другая причина – подключение к работе периферийного зрения, сигналы которого, минуя аналитический центр мозга, создают экспресс-мост между пальцами и центральной нервной системой.

Локти при работе на клавиатуре находятся в «подвешенном» состоянии, гарантируя большую степень свободы для кистей и пальцев рук.

Нужно запомнить начальное положение пальцев на клавиатуре, а при дальнейших занятиях соблюдать «зону влияния» для каждого пальца, даже если поначалу кажется, что на ту или иную клавишу проще нажать другим пальцем, а не тем, которым рекомендуется при занятиях. Система печатания отработана на протяжения многих десятков лет, рациональность положения и использования пальцев тщательно изучена. Как только пальцы приучатся работать «как надо», все ощущения неудобства исчезнут без остатка.

Позиция пальцев на клавиатуре: «фыва» и «олдж»

Часто задаваемый вопрос: «почему буквы на клавиатуре располагаются не по алфавиту?». Если буквы расположить по алфавиту, то их можно быстрее отыскать, так? Но не все так просто.

Главным критерием расположения букв на клавиатуре стала частотность использования буквы. Буква «а», например, используется при печатании чаще, чем буква «ъ», поэтому «а» поместили под зону указательного пальца, с которым мы управляемся увереннее, чем с мизинцем (недаром новички начинают печатать с двухпальцевого метода, используя только указательные пальцы).

Поэтому к центру клавиатуры (зона для указательных пальцев) собраны наиболее часто используемые буквы, а к периферии – те, что печатаются реже.

Начальное положение пальцев. Коснитесь клавиш, на которых изображены русские символы «а» и «о». На этих клавишах есть рельефные отметины. Это «стартовые» клавиши. Они нужны для того, чтобы можно было, не глядя на клавиатуру, отыскать правильное положение пальцев.

Нужно научится находить «стартовые» клавиши так же уверенно, как с закрытыми глазами обнаруживаем пальцем собственный кончик носа. А вырабатывается это умение так: смотрим в верхнюю часть монитора, а указательными пальцами пытаемся сразу поставить на клавиши «а» и «о». Десять удачных попыток подряд из десяти возможных – и можно переходить к следующему упражнению.

Пальцы левой руки при стартовом положении занимают клавиши: «а» (указательный), «в» (средний), «ы» (безымянный), «ф» (мизинец).

Пальцы правой руки при стартовом положении занимают клавиши: «о» (указательный), «л» (средний), «д» (безымянный) и «ж» (мизинец).

Разделение клавиш по пальцам

У каждого пальца на клавиатуре есть своя «зона влияния», которую нужно соблюдать и добиваться того, что бы пальцы не нарушали «суверенитет» друг у друга. Достигается это упорными упражнениями.

Меньше всего «делить» между собой приходится большим пальцам: большой палец левой руки «владеет» клавишами «пробел» и «Alt» (слева), а большой палец правой руки работает с клавишами «пробел» и «Alt» (справа). Больше соблазна «нарушить суверенитет» случается у «уверенных» пальцев – указательного и среднего, которые так и тянутся к клавишам мизинца и безымянного.

Отработка того, чтобы палец не перескакивал на клавишу другого пальца, проводится чередой печатания тренировочных слов и предложений, в которые входят буквы соседствующих зон.

Удар по клавише

Распространённая ошибка новичка: сильный удар по клавише. Возможно, что на механических пишущих машинках сила удара и имеет какое-то значение, но на электронных устройствах удар вполне можно заменить простым нажатием на клавишу. Для смыкания контакта под клавиатурой не нужно особой силы.

Сильные удары приводят не только к быстрой усталости при печатании, но и весьма замедляют сам процесс.

Для того, чтобы снять с пальцев основную нагрузку можно использовать правило: нажатие проводится подушечкой пальца, причем в нажатии участвует не столько мускульная сила пальца, сколько вес кисти. Кисть напоминает многоножку, которая перешагивает (или перепрыгивает) пальцами с одной клавиши на другую.

Ритм печатания слепым методом

Наработка ритма – это еще один секрет для быстрого и безошибочного набора текста не клавиатуре. Но к работе с ритмом нужно переходить только тогда, когда пройдены все предыдущие упражнения. Пальцы должны точно и уверенно знать собственные клавиши (Вспоминаем «фыва» и «олдж»).

Начинать упражняться с ритмом нужно с медленного темпа. Главная задача при этом – достичь безошибочности при наборе текста при заданном (ровном) ритме. С учетом роста мастерства увеличивается и скорость темпа при печатании, но всегда остается критерий качества – это ровность ритма (без ускорения и замедления) и точность попадания пальцев по собственным клавишам.

Многие творческие люди, когда долгий процесс постижения скоропечатания позади, словно отпускают ритм «на волю», и он начинает «вести» их воображение, проясняет аналитические решения, задает темп работы в целом.

  • Основная ошибка при усвоении быстрого печатания – это нерегулярность. Лучшее условие – ежедневные упражнения до достижения желаемого мастерства;
  • Задается слишком быстрый темп занятиям. Утомляемость накапливается изо дня в день. Лучше выполнять по одному упражнению, но каждый день, чем мучить себя десятком упражнений за день. Часто бросают занятия только потому, что устали, а результат в итоге меньше ожидаемого;
  • Задается слишком медленный темп занятиям. Упражнения должны чуть-чуть напрягать, заставлять добиваться новых достижений. Расслабленное выполнение не ведет к развитию. Занятие превращается в бесполезное времяпровождение.

Как вы поняли, из школьных курсов по скоропечатанию я ничего не извлек, все со временем забыл, потому что не было должной практики. Печатать десятипальцевым методом я учился повторно, уже осознанно с помощью сервисов в интернете. Вот они:

  • Все10 (адрес: vse10.ru) — со статистикой и последовательными уроками. Рекомендую новичкам;
  • Клавогонки (адрес: klavogonki.ru) — место для тренировок, есть несколько разных режимов.

Уделяя в день по 10-15 минут уже через месяц вы заметите результат, а еще 2 месяца регулярных тренировок помогут вам научиться печатать на клавиатуре так быстро, что вы забудете свой старый метод. Удачи в начинаниях!

Представить свою жизнь без компьютера уже невозможно. Дома люди отдают предпочтение сети интернет вместо реального общения, и на работе все документы необходимо печатать. Умение делать это быстро, чтобы экономить свое драгоценное время, бесценно. Разберитесь в том, как научиться печатать на компьютере.

Правила быстрой печати на клавиатуре

Самый популярной метод быстрой печати – вслепую, то есть человек не смотрит на клавиши, а только на монитор. Таким способом печати издавна пользовались секретари и машинистки, которым приходилось набирать большие и маленькие тексты для своих начальников и не только. Учитывая, что слепой печати уже больше 100 лет, существуют некоторые основные правила того, как быстро научиться печатать на клавиатуре:

  • только прямая осанка, при этом спина должна быть расслаблена;
  • запрещается даже мельком смотреть на клавиатуру;
  • во время печати нужно задействовать все пальцы;
  • последние фаланги больших пальцев обеих рук должны лежать исключительно на пробеле.

Методы обучения быстрой печати на клавиатуре

Существует несколько разных способов того, как быстро научиться печатать на клавиатуре. Самый верный вариант – поступить на курсы в учебное заведение, где за вами будет наблюдать опытный преподаватель и давать полезные советы. Если же вам не хочется посещать занятия, то придется набраться терпения и усидчивости для домашнего обучения. Исправлять свои же ошибки придется только вам. Для обучения в домашних условиях существуем масса программ и онлайн-сервисов, которые дают возможность овладеть навыком печати вслепую из любой точки земного шара.

Слепой метод печати – десятипальцевый набор

Нетрудно догадаться по названию метода печати, что в процессе задействованы все пальцы обеих рук. Кроме того, смотреть на клавиатуру во время обучения запрещается, а потом просто нет необходимости. Мозг способен запомнить, где какой палец размещается и за какую клавишу отвечает. Удобнее всего развивать такую память с помощью специальной эргономичной клавиатуры, у которой есть специальная подставка под запястья, а клавиши разделены пустым местом, обозначены границы работы правой и левой руки. Важные моменты:

Расположение пальцев

Самое главное, что нужно запомнить, обучаясь, как быстро печатать на клавиатуре – это правильная позиция. Для каждого пальца существует определенный набор клавиш. Не просто так расположение букв с годами не меняется. Все потому, что оно рассчитано специально для ежедневной работы машиниста слепым методом печати. Итак, как же нужно правильно расположить пальцы по клавишам:

  • правая рука – мизинец – лежит на клавише "ж", безымянный – "д", средний – "л", указательный – "о";
  • левая рука – мизинец располагается у клавиши "ф", безымянный – "ы", средний – "в", указательный – "а";
  • большие пальцы отвечают за пробел.

Обучать каждую руку нужно по отдельности. Главное – не торопиться, потому как в этом деле очень важно довести результат до идеального. Иначе впоследствии вам придется проверять свои тексты и тратить кучу времени для исправления опечаток. Тренироваться можно с помощью специальных словарей, которые предлагают тексты для набора вслепую – от самых простых до усложненных.

Техника удара

Когда вы нажимаете на клавишу, то это происходит на автомате. Никто не задумывается, как правильно ударять по ним. Однако по правилам необходимо делать это следующим образом: во-первых, задействуется не только пальцы, но вся кисть, во-вторых, нажим происходит резким ударом, а затем палец возвращается в первоначальную позицию. Пробел следует нажимать ребром большого пальца, а не подушечкой.

Ритм печати

Чем лучше во время обучения вы будете соблюдать один и тот же ритм ударов пальцами, тем скорее этот процесс станет более автоматизированным. В некоторых случаях может показаться, что некоторые комбинации клавиш вы можете набивать гораздо быстрее остальных, однако не стоит этого делать. Ритм печати вслепую должен оставаться одинаковым на протяжении всего процесса.

Обучающие программы для быстрого печатания на клавиатуре

На вопрос, как можно быстро научиться печатать на клавиатуре, уже придумано много ответов. Некоторые признаны реально действенными в обучении быстрой печати. Эти обучающие программы помогут освоить все с нуля. Типичный программный продукт разработан под среднего ученика и состоит из отдельных блоков занятий с промежуточным контролем результатов. Кроме того, вам не обязательно посещать курсы вне дома, ведь такое обучение рассчитано на самостоятельное и регулярное:

  • Stamina. Отличная программа, которая быстро научит вас печатать, не глядя в клавиатуру. Разработана еще в далеком 2000 году, потом несколько раз дорабатывалась, доведена практически до совершенства. Все уроки построены так, что проходить их нужно только в той последовательности, в которой они предлагаются. Если попробовать обучиться слепой печати с помощью этой программы, то вы обязательно добьетесь результата. Главный плюс – программа абсолютно бесплатная.
  • СОЛО. Программу для обучения быстрой печати «Соло» написал преподаватель факультета журналистики в МГУ Шахиджанян В.В. По его же заявлению, этот способ является самым простым и правильным для схватывания основных навыков непростого процесса. Ее можно найти и скачать в интернете или купить на официальном сайте и начать обучение в любое время.
  • VerseQ. Создатели программы VerseQ утверждают, что это один из лучших вариантов того, как можно быстро научиться печатать на клавиатуре. По их подсчетам, среднестатистический человек, желающий освоить метод слепой печати сможет делать это уже через час занятий. Через 8-15 часов обучения скорость и качество печати можно будет сравнить с выпускником школы машинисток.

Онлайн-сервисы

Кроме обучающих программ можно встретить и онлайн-сервисы. Они в игровой форме предлагают способы, как научиться печатать вслепую. Плюсы этих сервисов в том, что вы можете заниматься на любом устройстве, где есть клавиатура, не устанавливая программу. Сегодня популярны несколько вариантов онлайн-обучения:

  1. Клавогонки. Пока самая востребованная игра для обучения методу слепой печати. Заходите в любое время в интернет и начинайте тренироваться. Игра проходит как соревнование среди пользователей, так что у вас всегда будет мотивация идти вперед, чтобы обогнать соперников. Результаты своих и чужих побед вы будете видеть в специальном списке.
  2. Все 10. Удобный онлайн-тренажер для самостоятельного обучения методу слепой печати. Сайт программы подробно расписывает все советы не только по раскладке пальцев, но и по осанке, ритму ударов и так далее. Просто зайдя на сайт, вы получите много полезной информации, а затем сможете тут же ее использовать для тренировок.
  3. Time Speed. Еще один онлайн-способ выучиться печатать не глядя в подсказки. Создатели утверждают, что буквально за первое занятие у обучаемого появляются первые результаты. С каждой новой тренировкой скорость печати увеличивается, и в итоге любые статьи, письма и т.п. печатаются за считанные минуты. Лишь бы хватило вдохновения!
  4. VerseQ online. Онлайн-версия вышеупомянутой программы. Позволяет учиться машинописи из любой точки планеты в совершенно любой время, а кроме этого, соревноваться с другими учениками и показывать свое мастерство. Обязательно понравится тем, в ком живет соревновательный дух, а учиться таким способом будет гораздо интереснее.

Видеоурок: как печатать текст на компьютере

Всем привет, дорогие друзья! В данном уроке вы узнаете, что такое слепая печать , как максимально быстро научиться печатать десятипальцевым методом, а также познакомимся с одним из самых эффективных тренажёров, который сделает вашу работу быстрее, проще и приятней.

Класснуть

Плюсануть

Запинить

Теория слепой печати или слепого метода набора

Прежде, чем мы приступим к основной теме, небольшое, но важное отступление. В мире существует огромное количество клавиатур разной конфигурации и устройства. Мне посчастливилось работать со многими из них - начиная от огромных старинных монстров, заканчивая современными слим-клавиатурами. Разницы на чём учиться слепой печати нет абсолютно никакой. Даже если у вас Mac или PC клавиатура. Разница там небольшая.

Однажды я, по рекомендации знакомых и по незнанию своему использовал в качестве тренажёра слепой печати легендарную - Microsoft Natural Ergonomic Keyboard 4000. Проблем особо не заметил в использовании, однако переход на клавиатуры другого типа требовал определённого времени и привыкания. Поэтому в данном выпуске я воздержусь от рекомендаций конкретных клавиатур и мы перейдём сразу к делу. Отмечу только, что работаю я с QWERTY раскладкой, её и рекомендую к изучению.

Скорость слепой печати зависит от множества факторов: конечно-же от тренировок и от физиологических особенностей строения рук. В этом плане, как мне казалось раньше, мне повезло меньше, чем кому бы то ни было. Всё время тренировок меня не покидала мысль, что это вообще не моё, что мои руки просто «не заточены» для слепой печати на клавиатурах современного типа и я был глубоко уверен, что в мире где-то есть идеальная миниатюрная клавиатура, которая подойдёт только мне.

Конечно-же, спустя какое-то время я понял, что физиологически разница между длинной худощавой и небольшой кистью не так важна в контексте размера практически любой клавиатуры и что боль испытывают все, кто тренируется печатать вслепую. Причём боль эта не физическая - для подобных тренировок нужны очень крепкие нервы.

Процесс тренировок слепой печати очень напомнил мне обучение игре на гитаре. То чувство, когда ничего не получается и появляется желание бросить инструмент об стену:-).

  1. Старайтесь выполнять упражнения медленно, каждый палец - отдельная клавиша. Лучше медленно и без ошибок, чем быстро и с ошибками. В противном случае ошибки будут повторяться и запоминаться снова и снова;
  2. У вас никогда не получится всё и сразу. Проявите терпение, даже когда после сотого повторения вы ошибаетесь. Избегайте соблазна вернуться к старому методу печати, который вы использовали ранее или использовать новый метод вперемешку со старым. Одна клавиша - определённый палец, и никак иначе. Это боль и я её помню. Я с вами! :-)
  3. Не старайтесь быстро нарастить темп печати, даже если у вас всё получается. Вспомните, как аккуратно вы учились кататься на велосипеде. Быстро наращивая темп - вы увеличиваете количество ошибок;
  4. Как не одолевала бы лень, каждые пол-часа отвлекайтесь от работы, включайте тренажёр, нащупывайте стартовую позицию для печати и начинайте печатать (об этом чуть позже);
  5. По началу будет казаться, что всё время нужно будет нащупывать позицию и отношение соседних клавиш к ней и это несколько демотивирует. Однако, это не так. Скоро ваши руки будут порхать над клавиатурой. А пока постарайтесь не «уезжать» указательными пальцами далеко от стартовой позиции;
  6. Первое время вам будет казаться, что раскладка настолько непродуманна и неудобна, что инженер разрабатывал её скорее всего под чем-то. Однако, это ощущение в скором времени пройдёт;
  7. Вы впервые почувствуете, насколько слабы ваши пальцы, которым уготована самая сложная участь - это перефирийные клавиши. Ваши безымянный палец и мизинец вечно будут не дотягиваться туда, куда надо и вас это может раздражать в первое время. Этот момент также решается тренировками;
  8. рогресс будет ощущаться не сразу, а «волнами» - сначала вроде получается, а спустя какое-то время вам будет казаться, что вы только сели за тренажёр и некоторые моменты приходится тренировать заново. Это также несколько демотивирует, но с практикой проходит и ваш навыки печати становится относительно ровным и плавным;
  9. Первое время вы будете замечать, что слепая печать у вас получается, но не так равномерно, как хотелось-бы. Печатать вы будете «рывками», делая небольшие паузы, чтобы продумать следующее нажатие или комбинацию нажатий. В этом нет ничего плохого, просто старайтесь выравнивать ваш темп;
  10. Самое главное помните - вас ждёт достойная награда за ваши старания и усилия - это быстрая и легкая печать , от которой вы будете получать удовольствие. Вы сможете более правильно контролировать вашу осанку, не отвлекаясь на процесс печати, меньше утомляться и выполнять вашу работу быстрее, чем раньше.

Постановка рук при слепой печати


Вы наверняка замечали у двух клавиш с русскими буквами А (лат. F) и О (лат. J) небольшие выступы или бугорки. Эти выступы предназначена для определения стартовой позиции указательных пальцев. Положите указательный палец вашей левой руки на русскую «А», а указательный палец правой руки на букву О. Два больших пальца положите на пробел или около него, а остальный распределите в ряд по горизонтали влево и вправо соответственно:


В результате у вас должно получиться следующим образом:

  • Левая рука:
    • Указательный палец левой руки лежит на русской букве А и нащупывает бугорок;
    • Средний палец левой руки лежит на русской букве В;
    • Безымянный палец левой руки лежит на русской букве Ы;
    • Мизинец левой руки лежит на русской букве Ф.
  • Правая рука:
    • Указательный палец правой руки лежит на русской букве О и нащупывает бугорок;
    • Средний палец правой руки лежит на русской букве Л;
    • Безымянный палец правой руки лежит на русской букве Д;
    • Мизинец правой руки лежит на русской букве Ж.

Если посмотреть сверху, обе руки должны лежать на позициях ФЫВА ОЛЛЖ, где А и О являются контрольными клавишами для определения стартовой позиции.

Стоит отметить, что немаловажно и состояние ваших рук. Они не должны быть ни слишком расслаблены, ни слишком скованы. В идеале должно быть ощущение, что вы держите небольшого размера куриное яйцо в расслабленной руке. Только не переусердствуйте при проверке размера на вашей клавиатуре, в противном случае придётся покупать новую:-) Ваша ладонь должна как-бы надвисать над клавиатурой в полусферическом состоянии. Запястья не должны висеть. Положите их на стол или на подставку рядом с клавиатурой (ноутбука, например). Думаю, смысл понятен.

Перед началом тренировок стоит визуально разделить клавиатуру на 2 части - левую (для левой руки) и правую (для правой руки). Внимательно посмотрите на картинку и на линию разделения. Правая рука ни в коем случае не должна нарушать границу левой руки, даже если вам этого очень хочется, а левая - границу правой и залазить на символы, которые предназначены для правой. Это самое первое и самое простое правило. Запомните, на границе каких клавиш проходит разделительная линия.


Пробел в данном случае является единственной общей клавишей, которую необходимо нажимать большим пальцем той руки, которая в настоящее время свободна. Обычно я использую правую руку для нажатия пробела. Но к этому мы ещё вернёмся и обратимся к рекомендациям виртуального тренажёра.

После того, как мы определили позиции для указательных пальцев и визуально разделили клавиатуру для каждой руки, разделим наши участки под каждый конкретный палец.

Давайте посмотрим следующее изображение:


Кроме разделения на 2 части, мы видим расцветку и для каждого пальца и две стартовые точки для указательных пальцев. Если внимательно посмотреть на изображение, то мы видим, что больше всего достаётся именно самому слабенькому пальчику - мизинцу. Такова его участь, что ж. Но и указательные также нагружаются неслабо. В отличие от среднего и безымянного, на которые приходится всего по одному ряду, указательные пальцы обеих рук обслуживают по 2 ряда. Меньше всего на свете повезло несчастному мизинчику правой руки, его «поле деятельности» поистине огромно. Однако следует отдать должное - в этих местах собрались далеко не самые популярные символы для повседневных задач.

Обратите внимание, что функциональные клавиши не подсвечены (control, option, command, Alt и Ctrl на PC раскладке). Связано это с тем, что каждый волен привыкать ими пользоваться так, как ему удобно. Выбор тут невелик - чаще всего это будет многострадальный мизинец, хотя клавиши «Command» вокруг пробела я привык нажимать большими пальцами ввиду их близости к самой широкой клавише «Пробел».

Прежде, чем приступить к следующей части урока, к тренажёру, попробуйте написать какой-либо текст, пользуясь приведённой шпаргалкой и опишите ваши ощущения в комментариях. Первое время можно подсматривать. Не забудьте про стартовую позицию указательных пальцев!

Практика слепой печати

Для практики используйте сервис klava.org

  1. Для начала потренируйтесь в режимах «Русский стартовый» и «Englisg start», пока не добьетесь скорости печати хотя-бы 100 символов в минуту. Чередуйте их между собой;
  2. После этого можно переходить к режимам «Русский тренировка» и «English training».

После того, как ваша скорость печати в тренажёре будет составлять хотя-бы 150-200 символов в минуту, можете пробовать перепечатывать свободный текст и направить все усилия на увеличение скорости печати.

  1. Старайтесь всегда использовать метод слепой печати, даже если вы просто переписываетесь с друзьями в социальных сетях. Да, это будет дольше обычного, но лучшая практика та, которая является необходимостью;
  2. Всегда возвращайтесь к стартовой позиции перед началом набора текста, даже если уверены, что следующий символ будет ожидаемым и вы уверены, что не допустите ошибок;
  3. Во время тренировок не забывайте менять раскладку с Русского на Английский языки («Русский тренировка» и «English training»);
  4. Уделяйте время правильному написанию мизинцем периферийных символов, не допуская ошибок. Эти пальцы больше всего нуждаются в активной тренировке;
  5. Зажимайте Shift только с той стороны, с противоположной которого находится буква или символ, который требуется написать с большой буквы. Например, большая буква «О» справа, соответственно, требуется зажать левый Shift;
  6. Никогда не возвращайтесь к старому способу набору символов, даже когда соблазн велик. Ну, разве только если у вас бутерброд в одной руке:-)
  7. Когда вы начинаете замечать, что всё меньше и меньше думаете о буквах, а руки сами печатаю то, что нужно - вы на финишной прямой и вас можно поздравить:-) Следующий этап - тренировка скорости.

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.